6. Мишкуров Э.Н. Герменевтико-переводческий методологический стандарт в зеркале трансдисциплинарности. Вестник Московского университета. Серия 22: Теория перевода, издательство. Москва: Издательство Московского университета, 2015; Ч. 1, № 2: 17-37.
7. Моисеева А.П. К вопросу о соотношении понятий междисциплинарности и трансдисциплинарности в научном познании. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013; № 4 (24): 40-47.
8. Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Трансдисциплинарные подходы и методы. Методология научных исследований. Москва: Юрайт, 2017: 229.
9. Прошина З.Г. Экопереводоведение как модель переводческой деятельности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2016; № 4: 100-109.
10. G. Hirsch Hadorn et al. eds., Handbook of Transdisciplinary Research. Springer, 2008: 506.
11. Шф. ш-имт (А^ш+т 2021; № 51 (01): 174-186.
Ху Г Теоретические инновации и международное развитие экомодели перевода. Журнал Чжэцзянского университета (издание по гуманитарным и социальным наукам). 2021; № 51 (01): 174-186.
12. Mtl.^SSfftif^f^M^tfa. ШЖМШ 2019; № 08: 112-120.
Чжао Куйин. Пять тенденций в эколингвистической критике и исследованиях. Нанкинские социальные науки. 2019; № 08): 112-120.
13. &ж. -шймшттмйтшяшйлшшшш 2020; № 07: 130-135.
Чжао К. «Новые гуманитарные науки», «трансдисциплинарность» и «Сообщества» - исследования и образование, ориентированные на решение сложных проблем жизненного мира. Нанкинские социальные науки. 2020; № 07: 130-135.
References
1. Garbovskij N.K. Sistemologicheskaya model' nauki o perevode. Transdisciplinarnost' i sistema nauchnyh znanij. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 22: Teoriya perevoda, izdatel'stvo. 2015; № 1: 3-19.
2. Garbovskij N.K. Teoriya perevoda. Mockva: Izdatel'stvo MGU, 2007.
3. Garbovskiy N., Kostikova O. Science of Translation Today: Change of Scientific Paradigm. Meta: izdatel'stvo Presses de l'Universite de Montreal (Canada), 2012; T. 57, № 1: 48-66.
4. Knyazeva E.N. Mezhdisciplinarnye strategii issledovanij. Filosofiya nauki. Moskva: Yurajt, 2019: 289.
5. Knyazeva E.N. Transdisciplinarnye strategii issledovanij. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; № 10: 191-199.
6. Mishkurov 'E.N. Germenevtiko-perevodcheskij metodologicheskij standart v zerkale transdisciplinarnosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 22: Teoriya perevoda, izdatel'stvo. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2015; Ch. 1, № 2: 17-37.
7. Moiseeva A.P. K voprosu o sootnoshenii ponyatij mezhdisciplinarnosti i transdisciplinarnosti v nauchnom poznanii. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 2013; № 4 (24): 40-47.
8. Mokij V.S., Luk'yanova T.A. Transdisciplinarnye podhody i metody. Metodologiya nauchnyh issledovanij. Moskva: Yurajt, 2017: 229.
9. Proshina Z.G. 'Ekoperevodovedenie kak model' perevodcheskoj deyatel'nosti. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 9: Filologiya. Vostokovedenie. Zhurnalistika. 2016; № 4: 100-109.
10. G. Hirsch Hadorn et al. eds., Handbook of Transdisciplinary Research. Springer, 2008: 506.
11. ШФ. ш&шт (А^ш+m 2021; № 51 (01): 174-186.
Hu G. Teoreticheskie innovacii i mezhdunarodnoe razvitie 'ekomodeli perevoda. Zhurnal Chzh'eczyanskogo universiteta (izdanie po gumanitarnym i social'nym naukam). 2021; № 51 (01): 174-186.
12. Mtl.^SSfftif^f^M^tfa. МШ£Ш¥. 2019; № 08: 112-120.
Chzhao Kujin. Pyat' tendencij v 'ekolingvisticheskoj kritike i issledovaniyah. Nankinskie social'nye nauki. 2019; № 08): 112-120.
13. &m. -шймшттмйтшяшйлшшшш 2020; № 07: 130-135.
Chzhao K. «Novye gumanitarnye nauki», «transdisciplinarnost'» i «Soobschestva» - issledovaniya i obrazovanie, orientirovannye na reshenie slozhnyh problem zhiznennogo mira. Nankinskie social'nye nauki. 2020; № 07: 130-135.
Статья поступила в редакцию 22.07.23
УДК 821
Myshyakova N.M., Professor, Russian State Hydrometeorological University (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Kipnes L.V., senior lecturer, Russian State Hydrometeorological University (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PEOPLE AND CIRCUMSTANCES IN P. NILIN'S STORIES. The article examines the originality of problems, plots and characterology in P. Nilin's stories. The methods of plot-compositional construction of the problem field, characteristic of P. Nilin's work, are determined: focus on the ethical side of life; ontologization of everyday life; discovery of existential situations in everyday life. It is argued that the main subject of the image in P. Nilin's short prose is an ordinary person, immersed in the flow of "big life" and existentially experiencing its dynamics and drama, and the main methods of characterology are "non-speaking" names, emphasizing the ordinary character and the documentary truthfulness of the story; revealing the hero in a "threshold", morally sharpened event that reveals the essential feature of the character; self-recognition of the hero, occurring in the form of improperly direct speech and internal monologues; storytelling elements.
Key words: creativity of P. Nilin, characters, circumstances, poetics of short prose
Н.М. Мышьякова, проф., Российский государственный метеорологический университет, г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]
Л.В. Кипнес, доц., Российский государственный метеорологический университет, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ЛЮДИ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА В РАССКАЗАХ П. НИЛИНА
В статье исследуются своеобразие проблем, сюжетов и характерологии в рассказах П. Нилина. Определены характерные для творчества П. Нилина приемы сюжетно-композиционного конструирования проблемного поля: сосредоточенность на этической стороне жизни; онтологизация обыденности; обнаружение в повседневности экзистенциальных ситуаций. Утверждается, что основным предметом изображения в малой прозе П. Нилина является обыкновенный человек, погруженный в поток «большой жизни» и экзистенциально переживающий ее динамику и драматизм, а основными приемами характерологии являются «неговорящие» имена, подчеркивающие обычность персонажа и документальную правдивость рассказа; раскрытие героя в «пороговом», нравственно заостренном событии, открывающем сущностный признак персонажа; самопризнания героя, происходящие в форме несобственно-прямой речи и внутренних монологах; элементы сказового повествования.
Ключевые слова: творчество П. Нилина, характеры, обстоятельства, поэтика малой прозы
16 января 2023 года исполнилось 115 лет со дня рождения замечательного русского писателя Павла Филипповича Нилина (1908-1981). Проза П. Нилина -особая и значимая страница отечественной литературы ХХ века. Его творчество прочно связано со своим временем, страной, народом. Из разнообразных историй обыкновенной жизни в произведениях писателя складывается картина его времени, выстраивается биография советского периода страны.
Несмотря на то, что примерно с пятидесятых годов творчество Нилина было замечено читателями и критиками и стало очень популярным, изучено оно очевидно недостаточно. Как правило, работы носят публицистический характер, а основное внимание уделяется идейно-тематической стороне творчества писа-
теля. В этой связи представляется актуальным исследование поэтики П. Нилина, в частности особенностей сюжетостроения и принципов характерологии в его рассказах.
Историографический обзор научной и критической литературы, посвященной творчеству П. Нилина, выявил, во-первых, относительную немногочисленность исследований, а во-вторых, сосредоточенность в основном на общей характеристике его произведений: эстетических взглядах писателя (Л. Колбаева, Н. Пияшев, В. Кардин), жанровых особенностях (А. Молько), эволюции и периодизации творческого пути (Н. Теренина). Интерес к творчеству П. Нилина проявился наиболее активно в 60-е годы. Особо значимыми исследованиями представ-
ляются работы В. Кардина [1], Н. Терениной [2], а из последних - диссертации М. Егоровой [3] и А. Молько [4]. Кроме того, к произведениям писателя, как правило, обращаются в работах, исследующих особенности и закономерности развития отечественной литературы ХХ в. [5; 6]. Наименее исследованными остаются проблемы поэтики и художественного своеобразия творчества П. Нилина.
В этой связи предметом данного исследования является поэтика малой прозы П. Нилина, а целью - определение характерных типов героев, своеобразия конфликтов и сюжетно-композиционной организации рассказов писателя.
Задачи работы - выявить проблемное поле рассказов и своеобразие авторского выбора характеров и жизненных обстоятельств; определить основные конфликтные ситуации и оппозиции; сопоставить героев разных рассказов П. Нилина и определить их типологические черты и приемы характерологии.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении особенностей индивидуального стиля одного из значительных писателей ХХ в.
Практическая значимость работы состоит в возможности использовать полученные результаты при исследовании художественного своеобразия отечественной литературы ХХ в.
Новизна статьи заключается в специальном обращении к вопросам сюже-тосложения и характерологии и выявлении наиболее значимых для творчества П. Нилина приемов.
Принято считать, что основой произведений П. Нилина всегда является нравственное начало и определенность идейной и этической позиции, а основной пафос писателя - сила нравственного и художественного сопротивления злу, насилию, жестокости, слабости. Тем не менее в его произведениях нет открытого политического обличения, гнева, сарказма, назойливой назидательности, в них реалистично воссоздана правда жизни, показан простой и в то же время сложный человеческий характер, в котором всегда акцентирована человечность.
Основным предметом внимания П. Нилина является обыкновенная, текущая повседневность, жизнь, не выбранная для специального разговора и раздумья, а проживаемая в своей известной и общей для всех закономерности и повторяемости.
Одна из характерных особенностей писателя - сказовая манера повествования, виртуозно переплетающаяся с несобственно-прямой речью, с внутренними монологами персонажей и создающая эффект документальности, искренности, не специально выбранной темы, а как бы к слову, «просто так» рассказанной «истории». Мы застаем героев Нилина внутри их каждодневных забот, привычек. Но даже тогда, когда с ними происходит что-то неожиданное, радостное или печальное, обычная жизнь продолжает идти свои чередом, втягивая и «присваивая» произошедшее. Эта естественная включенность «события» (смерти, любви, вдруг открывшейся истины) в привычную жизнь - характерная черта нилинского повествования, особая зона его внимания и интереса.
С этим свойством связана еще одна характерная черта рассказов Нилина -неявленность конфликта, его спрятанность, растворенность в привычно текущей жизни. Как правило, истории разных людей, рассказанные писателем, начинаются как бесконфликтные, с не очерченными, не зафиксированными оппозициями. Функцию интриги выполняет «линия жизни», ее изгибы и повороты, впечатления бытия - разговоры, встречи, споры, болезни, служебные и семейные заботы. Но потом, постепенно с персонажами начинает что-то происходить. Именно что-то - неясное, еще ими не понятое, только чувствуемое глубоко внутри. Нилин застает своих героев в ситуации экзистенциального «оклика», в моменты прозрения, ощущения собственной сокровенной сущности. В разных контекстах разных рассказов формируется единый, основной конфликт нилинской прозы - оппозиция подлинного, настоящего, истинно человеческого и ложного, недоброго, несправедливого, бесчеловечного.
Как правило, писатель показывает неожиданность для самого персонажа этого «момента истины». В рассказе «Ближайший родственник» Виктор Матвеевич Волков, руководитель крупного предприятия, приехавший хоронить мать и с ненавистью вспоминающий несправедливые порки отца, вдруг «успокаивается»: «Виктор Матвеевич подумал, что старика сейчас, пожалуй, надо приласкать, надо сказать ему что-нибудь такое хорошее, подбодрить его надо, поддержать. И неожиданно даже для себя после горьких воспоминаний, после ненависти, разбуженной этими воспоминаниями, сын почувствовал нежность к отцу, пожалел его...» [7, с. 44].
В рассказе «Осень в Жухарях» Нонна Павловна приезжает в родную деревню после многих лет городской жизни, жизни, в которой, как ей кажется, она очень преуспела, но вдруг чувствует «неясную тревогу»: «Что-то сегодня надломилось, оборвалось в ее сердце.» [8, с. 254]. В незамысловатой деревенской жизни героине вдруг открывается иная система ценностей, ею презираемая, кажущаяся ей старомодной и «некультурной», но почему-то одаряющая людей счастьем, ей неведомым, непонятным, но очевидно присутствующим в их жизни в отличие от ее собственной.
Возбудителем этого состояния неясной тревоги, тоски, просветления обычно бывают воспоминания, разбуженная, растревоженная память. Один из любимых сюжетных ходов Нилина - соединение разных времен, прошедшего и настоящего, детства, юности и зрелости, старости. Именно их встреча становится судьбоносной, открывающей глаза, проясняющей сознание, фильтрующей и
фиксирующей ценностные константы души. Иногда герой очищается детством, иногда зрелость и старость демонстрируют приобретенную мудрость, иногда случайная встреча дает пример настоящего, подлинного бытия. Но о чем бы ни писал Нилин - о девушке, не простившей любимому нечистоплотное подозрение («Варя Лугина и ее первый муж»); о двух старичках, всю жизнь мечтающих о собственном доме и с радостью принимающих его снос для «общей пользы» («У самой Волги»); об осмеянном всеми неравном браке, оказавшемся крепким и счастливым («Старик Завеев») - смысл рассказа обнаруживается в совершенном выборе, этической определенности. Автор дает понять, какую дорогу на том или ином нравственном распутье выбирает герой. Финалы Нилина, как правило, буквально открыты, поскольку персонаж открывает для себя единственно верный путь к себе, людям, работе, стране.
Среди рассказов Нилина есть два, которые, как представляется, могут служить «визитными карточками» писателя, - «Мелкие неприятности» и «Дурь».
Ситуация «Мелких неприятностей» новеллистическая - в ней неожиданный конец и не теряющаяся в пересказе драматическая занимательность интриги. В этом небольшом рассказе обнаруживаются основные характерные для Нилина особенности сюжета, композиции, конфликта, типа героя. Перед нами ситуация из жизни простого таксиста, бесхитростно рассказанная им самим. Конфликт обнаруживается в конце рассказа, когда выясняется, что добрый поступок встреченного героем старичка из военного прошлого в действительности оказывается ужасающе циничным и подлым. Конфликт носит очевидно нравственный характер. Интересен и типичен герой-рассказчик. В нем представлен характерный для Нилина обыкновенный человек, ценный и значительный своей нравственной самостоятельностью, суверенностью. Обнаруженная подлость «спасителя», всю жизнь вспоминаемого с уважением и благодарностью, поставлена героем в ряд «мелких неприятностей», без которых, как он думает, нельзя прожить жизнь. Пресловутая среда, обстоятельства, которые якобы формируют характер, в данном случае бессильны. Подлость воспринимается в мире П. Нилина как прецедент, который не может поколебать человеческий мир, его вечные нравственные устои, не может разуверить человека. Таким же крепким к испытаниям, несправедливости, бесчеловечности предстает мир в произведениях не только П. Нилина, но и А. Платонова, М. Шолохова. Тип такого героя и его взаимоотношения с миром чрезвычайно характерен для прозы П. Нилина.
Рассказ «Дурь» - один из самых пронзительных в творчестве Нилина и один из самых показательных для понимания художественного своеобразия писателя. Именно в этом рассказе сокровенное существо человека предстает в своей загадочной беззащитности и недосягаемости. Нилин пишет рассказ о любви, которая постояннее, вернее любящих. Она показана писателем как живое самостоятельное существо, неуязвимое и недоступное для измен, сплетен, наветов. Этот банальный, общепринятый язык ей неведом, ее нельзя понять здравым смыслом, она - наваждение, «дурь». Примечательно, что при экранизации рассказа название стало другим - фильм назывался «Единственная» (1975, режиссер И. Хейфиц). Очевидно принципиальное изменение смысла. «Единственная» -слово концептуально высокое, исключительное, снимающее понятие ряда, повторности, сопоставления - всех рационалистических параметров. Тем не менее оно возможно для обозначения того, что, собственно, и является предметом рассказа, и главное - оно понятно. В слове же «дурь» отражено непонимание героем того, что с ним происходит, есть обнаружение неприкасаемости Любви, ее бытийности, трансцендентности. «Дурь» - знак невыразимости, той сокровенной подлинности, которая неведома самим носителям этого чувства. В этом верно найденном писателем слове ярко проявляется особенность нилинского взгляда на жизнь как на великую и высокую тайну, которую человек разгадывает всю свою жизнь. И в «Мелких неприятностях», и в «Дури» открытые финалы, позволяющие читателю предполагать разные варианты окончания истории и одновременно не сомневаться в герое, его нравственном выборе, в его подлинном чувстве, которое он открыл сам в себе: «И кто знает, может, я еще поеду на Дальний Восток» [9, с. 155]; «Я ни оправдываться, ни спорить не стал, нельзя же, подумал я тогда, надеяться прожить свою жизнь без мелких неприятностей. А мне уже идет под пятьдесят.» [10, с. 166]. Эти характерные для Нилина финалы, оставляющие героя в конце рассказа, но в начале выбранного и выстраданного пути, придают повествованию катарсический оттенок, акцентируя высокий нравственный смысл той жизненной цели, к которой устремлены герои П. Нилина.
Обыкновенная жизнь с каждодневными обычными делами в произведениях П. Нилина приобретает особый экзистенциальный подтекст, выявляющий подлинную сущность человека, степень его человечности. Прозе Нилина свойственны глубокое проникновение в мир героев, внимание к социально-нравственным проблемам современной жизни. Например, проблемы соотношения революционной гуманности и революционного насилия, социальной законности и нравственного милосердия и др. Гуманность, человечность - одна из главных черт его лучших героев, она же составляет зерно нравственной позиции автора.
На примере малой прозы П. Нилина, в частности на материале рассказов «Варя Лугина и ее первый муж», «Ближайший родственник», «Знаменитый Пав-
люк», «У самой Волги», «Осень в Жухарях», «Астраханцев, его жена и дети», «Счастливая женщина», «Один печальный день», «Дурь», «Мелкие неприятности», «Тромб», «Впервые замужем», «Знакомое лицо», «Старик Завеев», «Знакомство с Тишковым» и др., можно выделить наиболее характерные для творчества П. Нилина приемы сюжетно-композиционного конструирования проблемного поля, основной конфликтной оппозиции:
- проблематизация повседневности; обнаружение в обыденной, трудовой, семейной, общественной, личной жизни персонажей «пороговых», «экзистенциальных» ситуаций, вынуждающих героев осмысливать свою жизнь по-новому, принимать решения, открывать некие потаенные глубины жизни и собственной сущности;
- сосредоточенность на этической стороне жизни; извлечение из разнообразных и повседневных ситуаций их нравственного ингредиента, поиск человеческого в человеке;
- онтологизация обыкновенной жизни; обнаружение скрытой и неизбежной конфликтности своего и чужого, общепринятого и сокровенно-личного, культурного и стихийно-природного и одновременно - их бытийной нерасторжимости и слитности.
Как для всех писателей, так и для П. Нилина, характерен интерес к особому, своему человеку, характеру, типу. Типология героев - существенная характеристика индивидуального стиля писателя, его нравственных, идейных ценностей, его человеческой и художественной концепции. Для Нилина свойствен интерес к обыкновенной жизни, обыкновенным характерам. Человек в произведениях Нилина раскрывается в своем каждодневном труде, в отношении к своему делу, в повседневных ситуациях, выявляющих «сокровенного человека», говоря словами А. Платонова. Чаще всего это происходит в драматических коллизиях повседневности, в которых обнаруживается бытийное начало жизни и требуется от человека его настоящее, сущностное, подлинное.
В системе малой прозы Нилина обнаруживается ряд наиболее устойчивых типов героев и приемы их конструирования. Анализ персонажного уровня произведений П. Нилина позволяет определить наиболее характерные для творчества писателя приемы характерологии:
Библиографический список
- основным предметом изображения в малой прозе П. Нилина является обыкновенный человек, погруженный в поток «большой жизни» и экзистенциально переживающий ее динамику и драматизм;
- имена персонажей, даже главных героев, как правило, «анонимны», ничего особенного не говорящие, подчеркивающие обычность персонажа и якобы документальную правдивость рассказа;
- литературные портреты краткие, «выборочные», подчеркивающие некоторые значимые детали внешности;
- речевые характеристики, как правило, совмещают социальный речевой тип героя и индивидуальный (возрастной, половой, профессиональный и т. п.);
- событийная характеристика очень значима; именно в событии («пороговом», нравственно заостренном) герой проявляет себя, открывая свой сущностный признак;
- самопризнания героя - одна из важных форм его раскрытия; как правило, происходит в форме несобственно-прямой речи или повествование ведется от лица персонажа;
- мнение других персонажей имеет место и выполняет функцию контрастную по отношению к психологическому состоянию героя, обостряя конфликт.
Несмотря на незатейливость историй, обыкновенность характеров, повседневность контекста, в рассказах Нилина всегда присутствует некая онтологическая загадочность жизни, ее непредсказуемость и необъяснимость, трансцендентность. Любопытно, что эту тайну жизни вдруг чувствуют, переживают, как правило, бессознательно, совершенно простые люди, подчас неспособные сформулировать, что с ними происходит и тем самым как бы констатирующие существование неких высших сил и законов, которым подчиняется человек. Естественность и простота нилинских героев делает их неуязвимыми, они справляются с тоской, одиночеством, непонятностью, «дурью», выходят из больших и «мелких неприятностей», оставаясь людьми, чувствующими органичную связанность с неприкосновенными древними нравственными законами человечества. Такая позиция роднит творчество П. Нилина с творчеством А. Платонова, М. Шолохова, вписывает его в ряды значительных советских, отечественных писателей.
1. Кардин В. Повести Павла Нилина. Москва: Художественная литература, 1964.
2. Теренина Н. Творческий путь П.Ф. Нилина. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Ленинград, 1964.
3. Егорова М.К. Рассказы и повести П.Ф. Нилина (проблематика и поэтика). Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Тверь, 2003.
4. Молько А. Концепция личности в прозе П.Ф. Нилина и формы ее художественного воплощения. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Куйбышев, 1990.
5. Гончарова А. Нравственно-психологическая повесть в современной советской прозе (П. Нилин, В. Тендряков, А. Битов). Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 1971.
6. Терпелова А. Герой и жанр (О некоторых особенностях повести 50-60-х годов). Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. Москва, 1971; № 45.
7. Нилин П. Ближайший родственник. Варя Лугина и ее первый муж: Рассказы. Москва, 1984: 37-69.
8. Нилин П. Осень в Жухарях. Варя Лугина и ее первый муж: Рассказы: Москва, 1984: 227-254.
9. Нилин П.Ф. Дурь. Сочинения: в 2 т. Москва, 1985; Т. 2: 129-156.
10. Нилин П.Ф. Мелкие неприятности. Сочинения: в 2 т. Москва, 1985; Т. 2: 156-166.
References
1. Kardin V. Povesti Pavía Nilina. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1964.
2. Terenina N. Tvorcheskijpuf P.F. Nilina. Avtoreferat dissertacii... kandidata filologicheskih nauk. Leningrad, 1964.
3. Egorova M.K. Rasskazy i povesti P.F. Nilina (problematika i po'etika). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Tver', 2003.
4. Mol'ko A. Koncepciya lichnosti v proze P.F. Nilina i formy ee hudozhestvennogo voploscheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Kujbyshev, 1990.
5. Goncharova A. Nravstvenno-psihologicheskayapovesf vsovremennojsovetskojproze (P. Nilin, V. Tendryakov, A. Bitov). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 1971.
6. Terpelova A. Geroj i zhanr (O nekotoryh osobennostyah povesti 50-60-h godov). Uchenye zapiski MGPI im. V.I. Lenina. Moskva, 1971; № 45.
7. Nilin P. Blizhajshij rodstvennik. Varya Lugina i ee pervyj muzh: Rasskazy. Moskva, 1984: 37-69.
8. Nilin P. Osen' v Zhuharyah. Varya Lugina i ee pervyj muzh: Rasskazy: Moskva, 1984: 227-254.
9. Nilin P.F. Dur'. Sochineniya: v 2 t. Moskva, 1985; T. 2: 129-156.
10. Nilin P.F. Melkie nepriyatnosti. Sochineniya: v 2 t. Moskva, 1985; T. 2: 156-166.
Статья поступила в редакцию 12.07.23
УДК 811
Meng Meng, postgraduate, Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
THE NATIONAL-CULTURAL COMPONENT OF THE MEANING OF IDEOLOGEMES. The article studies a national-cultural component of the meaning of ideolo-gemes. The research of the national-cultural component of the meaning of ideologemes is relevant, since with its help one can learn, understand ideological views, the main trends in the development of states. Based on the analysis of the content of the political vocabulary of [renlei weisheng jiankang gongtongti]
/ a global community of health for all from the standpoint of Chinese scientists, 3 aspects are identified in the proposed article. The author comes to the conclusion that the essence of a community of human health is to ensure the safety of life and health of peoples around the world; the main principle for the promotion of this community can be the spirit of cooperation in mutual assistance and support. A community of human health is not only an important component, further enrichment and development of the concept of [renlei mingyun gongtongti] / a community with a shared future for mankind, but also a concrete embodiment of a
community with a shared future for mankind in the field of human health.
Key words: the national-cultural component of meaning of ideologems, political vocabulary, community of human health, community with shared future for mankind
Мэн Мэн, аспирант, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, E-mail: [email protected]