Научная статья на тему '«Люблю тебя, мой дорогой язык». К юбилею владимира Георгиевича Руделева'

«Люблю тебя, мой дорогой язык». К юбилею владимира Георгиевича Руделева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
149
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮБИЛЕЙ / ANNIVERSARY / РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN / В.Г. РУДЕЛЕВ / RUDELEV / ТАМБОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / TAMBOV LINGUISTIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарандин А.Л.

Статья посвящена 80-летию известного ученого, педагога, поэта, основателя Тамбовской лингвистической школы В.Г. Руделева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“I love you, my dear language” (The anniversary of professor Vladimir Georgievich Rrudelev)

The article is devoted to the 80th anniversary of the famous scientist, educator, poet, founder of the Tambov linguistic school V.G. Rudelev.

Текст научной работы на тему ««Люблю тебя, мой дорогой язык». К юбилею владимира Георгиевича Руделева»

Хроники: факты, события, имена

Т «люблю тебя, мой дорогой язык». 2 к юбилею владимира георгиевича руделева

А. л. шарандин

статья посвящена 80-летию известного ученого, педагога, поэта, основателя тамбовской лингвистической школы в. г. руделева.

ключевые словА:

юбилей, русский язык, в. г. руделев, тамбовская лингвистическая школа.

8 ИЮЛЯ 2012 года доктору филологических наук, профессору, заслуженному работнику высшего профессионального образования Российской Федерации Владимиру Георгиевичу Руделеву исполнилось 80 лет.

Для Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина и Тамбовской области это имя имеет знаковый характер, поскольку научная и преподавательская деятельность В. Г. Руделева, руководившего кафедрой русского языка с 1972 по 2004 год, определяла по существу состояние лингвистической науки в области на протяжении более чем 30 лет. С его именем связано становление и развитие Тамбовской лингвистической школы, авторитет которой сегодня общепризнан в научном сообществе.

Но определять статус профессора В. Г. Руделева только как статус провинциального ученого, вкладывая в смысл слова «провинциальный» коннотативную окраску некоторой пренебрежительности, было бы не только некорректно, но и глубоко ошибочно. Уходит в прошлое мнение о том, что подлинная наука делается в Москве или Санкт-Петербурге. Сегодня, прежде всего в связи с образованием университетов в регионах, в провинции формируются и развиваются современные и перспективные научные направления, работают известнейшие ученые. Результаты их деятельности достаточно высоко оцениваются научной общественностью, поскольку среди этих результатов имеются такие, которые можно рассматривать как значительный вклад в национальную науку. Поэтому, касаясь определения «провинциальный», мы должны отметить, что оно совершенно лишено здесь оценочного характера. Это определение лишь указывает на то обширное пространство глубинной и окраинной России, которое не только сохраняет многовековые культурные традиции, но и генерирует их, создавая почву для возникновения оригинальных научных идей, рождения новых научных школ и направлений, которые играют значительную роль в развитии российской лингвистической науки и филологии в целом.

Оценивать с этих позиций роль и вклад В. Г. Руделева в развитие провинциальной науки и российской науки в целом достаточно сложно, поскольку с его именем связать одну какую-то проблему не представляется возможным: активная исследовательская позиция ученого нашла свою реализацию в ряде проблем, наиболее актуальных и значимых для современного этапа развития лингвистики

в целом и русистики в частности. Круг научных интересов профессора В. Г. Руделева охватывает довольно широкую область знаний: это общая теория языка, фонология с орфографией и теорией слога, а также диалектология, которая опять-таки связана главным образом с фонологией или лексикологией (ранние работы); это, далее, теория слова, затрагивающая в основном общие проблемы и грамматика (морфология) как учение о форме слова, в том числе и акцентология; это синтаксис и поэтика, а также культура речи, история языка — начиная от самых древних этапов, этимология, герменевтика. Особое место занимают работы, посвященные «Слову о полку Игореве».

В одном из своих многочисленных интервью В. Г. Руделев сказал: «В науке нужно иметь терпение, выдержку, работать, не думая о наградах, о выгодах, не бояться быть в тени. В поэзии, между прочим,— тоже! Все, что положено, придет само собой» (газета «Державинский вестник», апрель, 2006). Сегодняшний 80-летний юбилей свидетельствует и о признании государством его заслуг (заслуженный работник высшей школы РФ), а также университетом (награжден знаком «За заслуги перед Тамбовским государственным университетом им. Г. Р. Державина»), и о признании научным сообществом его идей и результатов исследовательской работы (основатель научной лингвистической школы в Тамбовском государственном университете), и о нелегком жизненном пути русского интеллигента, о его профессиональном и духовном становлении.

Владимир Георгиевич родился 8 июля 1932 года в городе Ельне, на Смоленщине, но корни Руделевых (точнее — Руделевых, а еще раньше — Рыделевых) тянутся к Рязани: здесь, неподалеку от древнего града Переяславля Рязанского, на месте погибшего в 1237 году Богословского монастыря возникла деревня Стафурлово — родина предков В. Г. Руделева по отеческой линии.

В 1937 году был арестован и подвергнут репрессиям отец В. Г. Руделева Георгий Алексеевич. Мать будущего ученого Елизавета Алексеевна вынуждена была переехать в Рязань, куда через год вернулся и Г. А. Руделев (ему было суждено погибнуть на фронте в 1942 году — на Смоленщине).

В 1957 году В. Г. Руделев окончил педагогический институт в Рязани и аспирантуру по русскому языку. Страсть В. Руделева к путешествиям, любовь к народному языку и фольклору привели его в диалектологический кружок, которым руководил известный ученый (русист и угро-финнолог) Василий Ильич Лыткин. В. И. Лыткин был ко всему еще и поэт (его литературный псевдоним — Илля Вась), и это соединило маститого филолога и юного диалектолога: В. Руделев стал верным учеником В. И. Лыткина, любовь к учителю не иссякла в нем и, видимо, никогда

не иссякнет. В. И. Лыткин предложил В. Руделеву заняться изучением этнографической лексики Рязанского края; для этого нужно было стать и археологом, и этнографом. Он обследует наиболее древние рязанские села, населенные государственными крестьянами. В 50-е годы еще никто не занимался описанием слов в тесной связи с историей их реалий. Это сейчас стали активно применяться методы и приемы, разработанные этнолингвиста-ми. В определенном смысле можно утверждать, что в диссертации В. Г. Руделева, посвященной изучению и описанию этнографической лексики народного жилища на Рязанской земле, представлено по существу новое направление. И недаром его кандидатская диссертация не потеряла значения до сих пор: она была опубликована в Рязани в 1995 году.

В Оренбурге, куда В. Г. Руделев поехал работать после окончания аспирантуры, он читал лекции в педагогическом институте по истории русского языка, диалектологии и старославянскому языку. Оренбургский период связан с активной диалектологической работой В. Г. Руделева (его изучением казачьих оренбургских и самарских говоров), с увлечением фонетикой и фонологией, глубоким постижением теории. Итогом стала докторская диссертация «Типология и история русских вокалических систем», сделавшая имя В. Г. Руделева широко известным в научных лингвистических кругах. Его новые исследования были поддержаны известными учеными Н. И. Толстым, В. К. Журавлевым, В. В. Колесовым, А. А. Реформатским, А. Б. Пеньковским, Ф. Т. Жилко, В. И. Перебейнос. На оренбургские годы приходятся крепкая дружба В. Г. Руделева с блестящим синтаксистом И. П. Распоповым, добрые творческие связи с И. С. Торопцевым, Э. В. Кузнецовой, Р. Р. Гельгардтом.

В 1972 году В. Г. Руделев приезжает в Тамбов по приглашению ректора-языковеда Владимира Дмитриевича Виноградова. Как неоднократно отмечал сам Владимир Георгиевич, для него, сорокалетнего исследователя и художника слова, Тамбов стал совершенно неожиданным откровением. Продолжалось увлечение фонологией, акцентологией, теорией слога, и это увлечение имело хорошие результаты (книга «Фонология слова» — 1975 год; ряд интереснейших статей и сборников; участие в 1987 году в Международном Конгрессе фонетических наук); но главным теперь уже были не фонологические штудии, а морфология и синтаксис; здесь, по сути, и началась Тамбовская лингвистическая школа — с ее разработкой оппозитивного метода исследования на всех лингвистических уровнях, с ее интересом к слову как глобальной единице языка, с глубоким проникновением в смысл грамматических категорий и шифруемых ими семантических различий (см.: Семасиология и грамматика. Тамбов, 1977).

го со

О! ^

О! ^

а.

го ^

СО О!

а

о &

го а

го со

2

О! ^

иэ 2

о а о

О

X

к

иэ

О!

н

2 ^

иэ 2

го а го

оо

Г\|

О

CM

го

Г0

Ol &

(K

Г0 ^

Ol

о о

Профессор В. Г. Руделев написал немало статей литературоведческого и театроведческого характера (помогли театральная школа, которую он прошел в Рязани, а также давняя работа в газете и на радио с 1946 года). В Тамбове он впервые раскрылся и как поэт, выпустив несколько поэтических сборников и выступив с подборками стихов в газетах и журналах. В теоретическом наследии поэта и ученого В. Г. Руделева закономерным и естественным является обращение к поэтической речи, к принципам ее сегментации, представлены конкретные образцы анализа поэтических текстов. Особую значимость в теоретическом наследии В. Г. Руделева по поэтике имеют его рассуждения о единице поэтического текста. С этой целью им был введен в научный аппарат термин «поэтема».

Каждое научное исследование профессора В. Г. Руделева было знаковым событием для лингвистической науки, ибо на суд научного сообщества выносились нестандартные и значимые осмысления сложнейших и актуальных вопросов теории и практики русского языка в частности и языкознания в целом. На наш взгляд, многие идеи профессора В. Г. Руделева еще не до конца осмыслены исследователями, вследствие чего оказались не в полной мере востребованными в решении научных проблем. Вот почему научное и творческое наследие В. Г. Руделева заслуживает, выражаясь словами О. Мандельштама, «читателя в потомстве».

Каждое произведение поэта и писателя В. Г. Руделева свидетельствовало о том, что для него язык, человеческая речь — это, выражаясь словами известного лингвиста Л. Ельмслева, «неисчерпаемый запас разнообразных сокровищ». Эти сокровища принадлежат, казалось бы, всем, но достаются они только тем, кто их видит, кто умеет за проторенными тропами увидеть нехоженые пути, кто способен осмыслить сплетенья слов в художественном тексте.

В поэтическом творчестве профессора В. Г. Руделева есть стихотворение «Русский язык», в котором он признается: «Люблю тебя, мой дорогой язык / которого еще никто не знает!» В этом признании не бессилие ученого-лингвиста перед невозможностью познания языка, а преклонение перед языком, который, как и жизнь, непостижим во всем своем многообразии и неповторимости.

Постигая же язык, мы познаем и жизнь. Но познание жизни окажется ущербным, если будет использоваться не сильный и могучий русский язык, а его имитация, суррогат, который в настоящее время получает широкое распространение в нашем обществе. Мы забываем, что отношение к языку — это показатель нравственности человека и общества. Вот почему отношение к нему не может определяться русским «авось». Вот почему, осознавая опасность и всю пагубность пренебрежительного отношения к языку, профессор В. Г. Руделев стал одним из первых ученых в России, для кого проблемы экологии языка и речи являются объектом научных изысканий, вышли на передний план борьбы за духовное возрождение России. Поэтому на вопрос о том, произойдет ли это духовное возрождение, он отвечает: «Глубоко верю, что произойдет. Без этой веры я бы не жил уже давно. Произойдет — с помощью возрождения русского языка» (из интервью).

Как известно, юбилей знаменует не только подведение итогов деятельности юбиляра, но и позволяет высказать в его адрес добрые и искренние пожелания.

Дорогой Владимир Георгиевич! Коллеги, студенты, друзья глубоко ценят не только Ваш вклад в развитие отечественной лингвистики, высокий статус и авторитет которой связан в немалой степени с Вашим именем, но и Вашу преданность науке, человеческую и научную щедрость, стремление всегда находиться в поиске новых идей и реализовывать их в своей деятельности, искренность и заинтересованность в общении со всеми, кому не безразличны проблемы языка и его судьба.

Зная, что для Вас «большое Счастье ощутить себя причастным к великому жизненному торжеству — Поэзии», желаем Вам, дорогой Владимир Георгиевич, как новых свершений в филологической науке, так и творческого вдохновения, чтобы Божественное Провидение помогало Вам в поиске ярких поэтических строк, которыми Вы сегодня дышите. Здоровья, благополучия и счастья Вам и Вашей семье!

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина».

Поступила в редакцию 01.10.2012 г.

UDC 81-11 "I LOVE YOU, MY DEAR LANGUAGE"

(THE ANNIVERSARY OF PROFESSOR VLADIMIR GEORGIEVICH RUDELEV)

A. L. Sharandin

The article is devoted to the 80th anniversary of the famous scientist, educator, poet, founder of the Tambov linguistic school V. G. Rudelev.

KEY WORDS: anniversary, Russian, Rudelev, Tambov linguistic school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.