Научная статья на тему '"Любили мы все эту свою святыню страстною любовью": икона в русской литературе XIX - начала XX вв'

"Любили мы все эту свою святыню страстною любовью": икона в русской литературе XIX - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНА / ОБРАЗ / ЛИК / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ВЕРОУЧЕБНАЯ ФУНКЦИЯ / "ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ АНГЕЛ" / "ПОРУГАННЫЙ СПАС" / "ЗА ИКОНОЙ" / КРЕСТНЫЙ ХОД / ICON / IMAGE / FACE / AESTHETIC FUNCTION / TEACHING FUNCTION / "THE CAPTURED ANGEL" / "DESECRATED ICON OF THE SAVIOR" / "BEHIND THE ICON" / CROSS PROCESSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Мария Владимировна

В данной статье анализируются образы иконы ангела-хранителя из произведения Н.С. Лескова «Запечатленный ангел», Оранской иконы богоматери из произведения В.Г. Короленко «За иконой», а также образ иконы из произведения И.А. Бунина «Поруганный Спас». Кроме того, в статье предпринята попытка сопоставить данные образы, выявить их особенности и схожие черты. В статье также представлены некоторые важнейшие функции икон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"WE ALL LOVED THIS HOLY ITEM OF OUS WITH A PASSIONATE LOVE": ICON IN RUSSIAN LITERATURE IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES

This article analyzes the images of the icon of the guardian angel from the work of N.S. Leskov "The Captured Angel", Our Lady Orant icon from the work of V.G. Korolenko "Behind the Icon", as well as the image of the icon from the work of I.A. Bunin "Desecrated Icon of the Saviour." In addition, the article attempts to compare these images, to identify their features and similarities. The article also presents some of the most important functions of icons.

Текст научной работы на тему «"Любили мы все эту свою святыню страстною любовью": икона в русской литературе XIX - начала XX вв»

№ 2, 2019 (7)

удК 27-526

«ЛЮБИЛИ МЫ ВСЕ ЭТУ СВОЮ СВЯТЫНЮ СТРАСТНОЮ ЛЮБОВЬЮ»: ИКОНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

XIX - НАЧАЛА XX В.

Иванова Мария Владимировна, магистрант Омского государственного университета

им. Ф.М. Достоевского

Аннотация. В данной статье анализируются образы иконы ангела-хранителя из произведения Н.С. Лескова «Запечатленный ангел», Оранской иконы богоматери из произведения В.Г. Короленко «За иконой», а также образ иконы из произведения И.А. Бунина «Поруганный Спас». Кроме того, в статье предпринята попытка сопоставить данные образы, выявить их особенности и схожие черты. В статье также представлены некоторые важнейшие функции икон.

Ключевые слова: икона, образ, лик, эстетическая функция, вероучебная функция, «Запечатленный ангел», «Поруганный Спас», «За иконой», крестный ход.

«WE ALL LOVED THIS HOLY ITEM OF OUS WITH A PASSIONATE LOVE»: ICON IN RUSSIAN LITERATURE IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES.

Ivanova Maria Vladimirovna, a graduate student of Omsk State University

F.M. Dostoevsky

Annotation. This article analyzes the images of the icon of the guardian angel from the work of N.S. Leskov «The Captured Angel», Our Lady Orant icon from the work of V.G. Korolenko «Behind the Icon», as well as the image of the icon from the work of I.A. Bunin «Desecrated Icon of the Saviour.» In addition, the article attempts to compare these images, to identify their features and similarities. The article also presents some of the most important functions of icons.

Keywords: icon, image, face, aesthetic function, teaching function, «The Captured Angel», «Desecrated Icon of the Savior», «Behind the Icon», cross procession.

кона - это один из самых важных и главных сакральных символов, отражающих события и лица Священного писания. Поэтому икона нашла свое отображение в церковной жизни, в культуре, в искусстве, а также в русской литературе. Литературные произведения XIX - начала XX в. являются достаточно информативным источником, отражающим специфику эпохи, в которой жил автор, а значит, из русской литературы можно выявить образы иконы того времени или же фрагменты этих образов.

Представление об отношение к иконам XIX века, а также иконописи можно выразить словами известного русского писателя Николая Семеновича Лескова: «Люби-

искусствоведение, иконопись, реставрация

Иванова Мария Владимировна «Любили мы все эту свою святыню страстною любовью»: икона в русской литературе XIX - начала XX в.»

ли мы все эту свою святыню страстною любовью, и сообща пред нею святой елей теплили...» [6, с. 400].

Стоит отметить тот факт, что икона является не только святыней, сакральным символом, но и обладает множеством разнообразных функций: от молитвенной до эстетической.

Л.В. Абрамова в статье «Нравственно-эстетическая и воспитательная функции иконы: концепция Е.Н. Трубецкого» выделяет вероучебную функцию иконы. Так, она приводит слова известного философа конца XIX - начала XX в. князя Евгения Николаевича Трубецкого: «Всмотритесь внимательнее в эти прекрасные образы, и вы увидите, что в них в форме вдохновенных видений дано имеющему очи видеть необыкновенно цельное и необыкновенно стройное учение о Боге, о мире и в особенности о церкви, в ее воистину вселенском, т.е. не только человеческом, но и космическом значении» [1, с. 135]. Итак, вероучебная функция иконы характеризуется восприятием посредством художественного образа учения о Боге, о мире, умением видеть первообразы, истинный смысл.

Более подробно остановимся на эстетической функции иконы. Красота является значимым элементом для иконописания. Икона обладает духовной красотой, что в свою очередь позволяет говорить об эстетическом переживании, возникающем на основе чувства сопереживания событиям из Священного писания или же стремлением приблизиться к совершенному образу иконы, заглянуть глубже, за пределы видимого мира.

А.С. Александрова в статье «Специфика русской иконописи как явления культуры в религиозном аспекте» относительно влияния иконы на сознание человека отметила, что это воздействие происходит «через внешние чувства, показывая нам ту же сверхчувственную реальность» [2, с. 97]. В то же время А.С. Александрова, помимо «сверхчувственной реальности», обращает внимание также и на элемент умопостижения, который выражается в логичности структуры, в догматическом содержании, которое определяет композицию иконы.

Особенно ярко выражена эстетическая функция в произведении Н.С. Лескова «Запечатленный ангел», где автор рисует возвышенный образ икон, от одной из которых веет радостью, а от другой «сердце тает и трепещет» [6, с. 400].

Лесков уделил особое внимание двум иконам: пресвятой владычице, которая молится в саду, и ангелу-хранителю. Об исключительности этих икон свидетельствует тот факт, что их не перевозили вместе с другими иконами в общей повозке, а предпочитали носить при себе. Кроме того, именно с иконой ангела жители старообрядческой общины связывают свою удачу в делах, хорошие взаимоотношения, благие вести от домашних [6, с. 401].

Стоит отметить тот факт, что перед тем как создать «Запечатленного ангела», Лесков много лет изучал иконопись как искусство. Во время написания этой повести он публиковал статьи, посвященные иконописи и иконописному подлиннику. В частности, в 1873 г. была опубликована статья «О русской иконописи», в которой Лесков утверждает, что иконы нужно писать исходя из иконописного подлинника [7, с. 89]. Схожая мысль прослеживается и в статье «Адописные иконы»: автор отмечает, что несоответствие икон русскому подлиннику приводит к тому, что они выглядят как «дурные картины» [7, с. 90].

__172 / х.JM KAJ ЙЛК \AJ X\А1 bfJkÄ KAJ ZJ

№ 2, 2019 (7)

Наиболее полным в произведении Лескова является описание ангела-хранителя. Изображение лика ангела при этом отражает не только внешние характеристики, но и несет оценочный характер. Так, лик ангела-хранителя «самый светлобожествен-ный и этакий скоропомощный; взор умилен; ушки с тороцами, в знак повсеместного отвсюду слышания» [6, с. 400].

Немаловажную роль при описании ангела играет его одеяние и священные атрибуты: «Одеянье горит, рясны златыми преиспещрено; доспех пернат, рамена препоясаны; на персях младенческий лик Эмануилев; в правой руке крест, в левой огнепалящий меч» [6, с. 400].

Более того, образ ангела-хранителя является достаточно детализированным, так «Власы на головке кудреваты и русы, с ушей повились и проведены волосок к волоску иголочкой [6, с. 400]. Крылья же пространны и белы как снег, а испод лазурь светлая, перо к перу, и в каждой бородке пера усик к усику» [6, с. 401]. Кроме того, Ю.А. Голубинская и О.В. Евдокимова обратили внимание на цвета, представленные на иконе ангела-хранителя из произведения Лескова. Данные цвета традиционны и для изображения ангелов: «Голубой подчеркивает связь с Небом, белый выступает символом чистоты и святости, золотой высвечивает близость Богу» [4, с. 165].

В противовес ярким, красочным образам икон, имеющим «светлобожествен-ный» лик, умильный взор, икон, которые перевозят в специальных коробах на предназначенной для этой цели повозке [6, с. 400], Иван Бунин в произведении «Поруганный Спас» описывает икону на простой черной дощечке, которую находят в мусоре. Образ «бунинской» иконы дополняет и «богохульная» надпись: «Не годится на него молиться, годится горшки накрывать...» [3, с. 262]. Однако внешняя простота иконы не умаляет ее сакральных свойств. По сюжету произведения больная девочка, помолившись и приложившись к иконе, выздоравливает.

Яркие эмоции вызывает образ иконы из произведения Владимира Галактионо-вича Короленко «За иконой». В данном рассказе автор описывает, как совершается крестный ход у православных христиан. В центре сюжета Короленко отразил перенос иконы Богородицы из Нижнего Новгорода в Оранский монастырь. При этом Короленко акцентирует внимание в основном на чувствах верующих, которые стремятся пройти весь путь вслед за иконой. «Полупотухшие глаза, скорченные руки, изогнутые спины, лица, искаженные от боли и страдания, - все это обращалось к одному центру, туда, где из-за стекла и переплета рамы сияла золотая риза и голова богоматери склонялась темным пятном к младенцу» [8, с. 94-95]. Как видно из описания иконы, Короленко не стремится к детализации ее образа, уделяя внимание эмоциям, которые вызывает у верующих богоматерь.

В.В. Лепахин в статье «Вокруг иконы и позади нее. (Сказание о чудотворном образе в рассказе В.Г. Короленко)» указывает на возникновение в произведении «За иконой» мотива «оживания иконы» посредством иллюзии зрения, так икона «шевелится» из-за того, что ее переносят на шестах, и качается из стороны в сторону [5].

Кроме того, немаловажная роль при описании иконы отведена освещению и цветовой гамме, так, например, «солнечные лучи, проникая сквозь стекла, сверкали смягченными переливами на золоте ее венца» [8, с. 95]. Или же «переливы света вспыхивали и угасали, перебегая с места на место, и склоненная голова, казалось, шевелилась над взволнованною толпою» [8, с. 95].

искусствоведение, иконопись, реставрация

Иванова Мария Владимировна «Любили мы все эту свою святыню страстною любовью»: икона в русской литературе XIX - начала XX в.»

Исходя из этого, можно сказать, что солнечное освещение, золото венца, игра со светом - все это оживляет образ иконы, делает его торжественным.

О сакральных свойствах чудотворной иконы Оранской богоматери также повествуется в произведении «За иконой». Так, именно после крестного хода в 1771 году прекратилась язва. Кроме того, жители верили, что икона помимо исцеления немощных людей также могла воздействовать на погоду, например, прогонять грозовые тучи [8, с. 103]. В произведении Короленко, размышляя об источнике исцеляющей силы иконы, приходит к выводу, что именно поток человеческих упований и надежд может быть таким источником. И именно благодаря однородному душевному движению смывается «каждое отдельное страдание, каждое личное горе» [8, с. 95].

Интерес представляет тот факт, что Оранская икона богоматери реально существует. Как отмечает В.В. Лепахин, данная икона стала известной еще в первой половине XVII в., так, в летописях Оранского монастыря содержится информация о 131 исцелении (сентябрь 1635 - ноябрь 1636 гг.), а в книге «Описание Оранского Богоро-дицкого первоклассного монастыря» перечислено 587 чудес [5].

Таким образом, название рассказа «За иконой» отражает всю суть данного произведения, которая заключается в шествии за Оранской иконой богоматери. Исключительность данного художественного произведения заключается в том, что в нем описана реально существующая икона, а также отражены действительно происходящие с иконой события, а также кратко рассказана история Оранского монастыря. Однако, несмотря на то, что икона является центральным звеном в данном рассказе, автор не дает детального описания образа богоматери с младенцем. Эстетическая функция иконы в произведении выражается посредством духовной красоты через чувства верующих, через стремление их соприкоснуться с иконой, а также через игру с освещением и цветом. Золотистые тона, солнечные лучи на стекле, с одной стороны, смягчают образ иконы, оживляя его, а с другой стороны, делают его более торжественным.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- икона в русской литературе XIX - начала XX в. представляет собой сакральный символ, отражающий события и лица Священного писания, а также выполняющая молитвенную, внеучебную, воспитательную и эстетическую функции. При этом сакральные свойства иконы напрямую связаны с исцелением людей от болезней и с чудесами. Например, исцеление девочки из произведения «Поруганный Спас» после того, как она помолилась и приложилась к иконе [3, с. 262]. Или же прекращение моровой язвы после крестного хода в произведении «За иконой» являет собой чудодейственное свойство иконы Богоматери [8, с. 103];

- цвета, изображенные на иконах, несут в себе особый символический смысл, каждый цвет имеет свое значение, особенно ярко это выражено в произведении Н.С. Лескова «Запечатленный ангел», где голубой цвет обозначает связь с Небом, белый - чистоту и святость, а золотой отражает близость к Богу [4, с. 165];

- немаловажная роль при создании образа иконы принадлежит сакральным атрибутам, священным предметам, например, таким, как крест и огнепалящий меч [6, с. 400] из «Запечатленного ангела» или же венец [8, с. 95] из произведения «За иконой».

^ V 74 / 5?ЙЛК 5?ЛК ^ ^ £ДЛ &

№ 2, 2019 (7)

СПИСОК литературы:

1. Абрамова Л.В. Нравственно-эстетическая и воспитательная функции иконы: концепция Е.Н. Трубецкого / Л.В. Абрамова // Интеграция образования. 2001. № 1. С. 135-136.

2. Александрова А.С. Специфика русской иконописи как явления культуры в религиозном аспекте / А.С. Александрова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 95-99.

3. Бунин И.А. Поруганный спас // Бунин И.А. Полное собрание сочинений в XIII т. М.: Воскресенье, 2006 Т. 4. С. 262-263.

4. Евдокимова О.В., Голубинская Ю.А. «Умозрение в красках»: икона в творчестве Н.С. Лескова и в трудах русских религиозных философов конца XIX - начала XX века (Е.Н. Трубецкой) / О.В. Евдокимова, Ю.А. Голубинская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. С.164-168.

5. Лепахин В.В. Вокруг иконы и позади нее (Сказание о чудотворном образе в рассказе В.Г. Короленко). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://refdb.ru/ !оок/2762164-ра!!.^т! (дата обращения: 22.05.19).

6. Лесков Н.С. Запечатленный ангел // Лесков Н.С. Собрание сочинений в 12 т. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 397-456.

7. Карсакова Я.В. Творчество Н.С. Лескова и иконописный подлинник: к проблеме иконографической компетенции писателя / Я.В. Карсакова // Вестник Череповецкого государственного университета, 2012. № 2. С. 87-90.

8. Короленко В.Г. За иконой // Короленко В.Г. Собрание сочинений в 5 т. М.: Молодая гвардия, 1960. Т. 3. С. 71-122.

Рецензент: доктор философских наук П.Л. Зайцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.