Научная статья на тему 'Н. С. Лесков и иконописцы-староверы'

Н. С. Лесков и иконописцы-староверы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
338
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕСТЬ / STORY / ИКОНОПИСЕЦ / ИКОНОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ / ICON PAINTING TRADITION / ИКОНОГРАФИЯ / ICONOGRAPHY / ICON PAINTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карсакова Яна Валерьевна

В статье рассматриваются отношения Н. С. Лескова с иконописцами-старообрядцами: Н. С. Рачейсковым, Н. М. Силачевым, И. С. Сусловым — как источники формирования иконографической компетенции писателя. По мнению автора, беседы Лескова с иконописцами-староверами послужили моделью для повести «Запечатленный ангел». Передавая свой опыт и знания писателю, изографы создали для него своеобразную «словесную икону», представляющую собой живое Предание церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N. S. Leskov and icon painters conservatives

In the article N. S. Leskov’s relations with icon painters conservatives are considered: N. S. Racheyskov, N. M. Silachev, I. S. Suslov, — as sources of formation of iconographic competence of the writer. According to the author, Leskov’s conversations with icon painters conservatives served as model for the story «Embodied angel». Imparting the experience and knowledge to the writer, isograph created for it peculiar a «verbal icon», representing the live Legend of church.

Текст научной работы на тему «Н. С. Лесков и иконописцы-староверы»

литература

1. Варнавский В. Г., клименко А. В., королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика: Учеб. пособие. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2010.

2. Варнавский В. Альянс на неопределенный срок // ФельдПочта. 2004. № 29.

3. Режим доступа: http://pppinrussia.ru/.

4. Бруссер П., Рожкова с. Государственно-частное партнерство — новый механизм привлечения инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2007. № 2. С. 29-33.

5. Айрапетян м. с. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства. Режим доступа: http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-1.html.

6. об участии субъекта Российской Федерации в проектах государственно-частного партнерства: Модельный закон субъекта Российской Федерации. [Режим доступа] http:// www.strategy-center.ru/page.php?vrub=inf&vparid=1163&vid=2457&lang=rus.

УДК 82.09

Я. В. Карсакова н. С. лесков и иконописцы-староверы

Ya. V. Karsakova. N. s. Leskov and icon painters conservatives

Таблица 2 (окончание)

1 2 3

BOLT Build — Own — Leasing — Transfer Строительство — Владение — Аренда — Передача Строительство объекта частным партнером и оформление прав собственности на объект. Государство берет в аренду у партнера объект для его эксплуатации в общественных интересах. Передача объекта в собственность государству (по истечении периода рефинансирования)

В статье рассматриваются отношения Н. С. Лескова с иконописцами-старообрядцами: Н. С. Рачейсковым, Н. М. Силачевым, И. С. Сусловым — как источники формирования иконографической компетенции писателя. По мнению автора, беседы Лескова с иконописцами-староверами послужили моделью для повести «Запечатленный ангел». Передавая свой опыт и знания писателю, изографы создали для него своеобразную «словесную икону», представляющую собой живое Предание церкви.

ключевые слова: повесть, иконописец, иконописная традиция, иконография

In the article N. S. Leskov's relations with icon painters conservatives are considered: N. S. Racheyskov, N. M. Silachev, I. S. Sus-lov, — as sources of formation of iconograph-ic competence of the writer. According to the author, Leskov's conversations with icon painters conservatives served as model for the story «Embodied angel». Imparting the experience and knowledge to the writer, isograph created for it peculiar a «verbal icon», representing the live Legend of church.

Keywords: story, icon painter, icon painting tradition, iconography

Яна Валерьевна Карсакова — аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). © Я. В. Карсакова, 2012

Контактные данные: 191186, Санкт-Пе- Contacts: 191186, St. Petersburg, naberezh-тербург, наб. реки Мойки, д. 48 naya reki Moyki 48

Важнейшим источником формирования компетенции Н. С. Лескова в отношении иконописания было его знакомство с иконописцами-староверами Николаем Михайловичем Силачевым и Никитой Севастьяновичем Рачейсковым.

Как и другие иконографы того времени (например, Д. А. Ровинский и И. П. Сахаров), Лесков получал сведения об иконописи в непосредственном общении с представителями старообрядческой культуры.

О Н. М. Силачеве биографы писателя не дают сведений. Сам Н. С. Лесков характеризует его как «знаменитого „поддельщика"»: «Недавно умерший московский мастер Силачев <...> производил... „вчерашния древности" в каком угодно стиле до полной невозможности различить его „подделок" с „истинноком"» [1, с. 2]; упомянут он и в качестве иконописца-знатока, причем дан адрес его проживания: «Образ Еммануила... считали превосходным покойный московский изограф Николай Мих. Силачев (живущий у Ирины мученицы в д. Сышалова) и поныне здравствующий искусный мастер и чуткий определитель „пошибов", изограф крестьянин Никита Савватиев Рачейский» [2, с. 304].

Адрес Силачева есть в адресной книге Лескова, хранящейся в фондах Орловского объединенного государственного литературного музея И. С. Тургенева (ОГЛМТ): «Силачов Николай Михайлович в Москве на Покровке, у Ирины мученицы, д. Сышалова» [3, л. 35].

В той же адресной книге Лескова есть запись об еще одном иконописце, упоминаний о котором нет ни в творчестве самого Лескова, ни в трудах его биографов, ни в лескововедении: «Иконописец Суслов, Иван Семенов, по Лиговке к Светлому <?> переулку д. №№ 23, кв. №№ 22» [3, л. 17].

Проблема же взаимоотношений Лескова и Н. С. Рачейскова неоднократно поднималась в трудах литературоведов [4-9] и — реже — искусствоведов [10-12].

Исследователи неизменно отмечают, что в ходе длительного и близкого общения Рачейсков дал писателю обширные сведения о технике и сюжетах иконописи.

А. Н. Лесков в своей книге об отце посвящает Рачейскову несколько страниц, где подробно рассказывает о характере занятий иконописца и общении его с Лесковым. Он впервые высказывает мысль о том, что герой повести «Запечатленный ангел», изограф Севастьян, «списан во многом с Никиты» [13, с. 289].

Говоря о Рачейскове, А. Лесков сообщает, что «многие, начиная с отца, удивлялись: как этакими ручищами иконописную мелкость выписать можно», и далее цитирует «от лица Никиты» отрывок из «Запечатленного ангела»: «Это пустяки! Разве персты мои могут мне что-либо позволять или не позволять? Я им господин, а они мне слуги и мне повинуются» [Там же].

1870-1871 гг. могут быть названы вероятным временем знакомства писателя с иконописцем. Родившийся в 1866 г. А. Лесков пишет: «Откуда повелось знакомство „изографа" с писателем, не умею сказать, но помню его с самых детских лет моих» [Там же, с. 286].

Л. П. Гроссман полагает, что «этот „превосходный изограф"... ввел Николая Семеновича в область иконописи. Лесков, конечно, и раньше интересовался этой ветвью русского искусства, но в его творчестве мотивы ее зазвучали лишь с начала 70-х годов» [4, с. 209].

Общение писателя с изографом продолжалось до самой смерти, последовавшей в 1886 г. Изучению его биографии и творческого наследия посвящены многие

работы М. А. Комовой. По записной книжке Лескова из фондов ОГЛМТ исследовательница воссоздает три адреса иконописца в Петербурге, называя места, где писатель впервые встретился с Рачейсковым: Лиговская ул., д. 91; где была создана повесть «Запечатленный ангел»: Болотная ул., д. 8 (дом Ф. С. Дмитриева); и адрес, по которому проживал Рачейсков в свои последние годы: Чубаров пер. у Глазова моста [10, с. 100].

Комова делает предположение и об истоках иконописной манеры Рачейско-ва: «Нам известно, что Никита Рачейсков ориентировался на иконы Строганова письма и прописи Сийского подлинника» [Там же, с. 96].

Как о единственно известной работе Рачейскова, принадлежавшей Лескову, Комова пишет об иконе «Спас во звездах». Заметим, однако, что в собрании Государственного Русского музея (ГРМ) находится уже упомянутая нами икона «Образ Церкви», атрибутированная как работа Рачейскова.

В комментарии к репродукции этой иконы, помещенной в каталоге выставки ГРМ «Образы и символы старой веры», И. С. Сосновцева пишет, что из архивных документов известно об еще одной иконе работы Рачейскова, «Ангел-Хранитель», созданной им в соавторстве с И. С. Чириковым в 1885-1887 гг. и находившейся в домовой церкви Гатчинского дворца [12, с. 108].

Сосновцева же сообщает, что, хотя Рачейсков жил в доме Ф. С. Дмитриева на Болотной ул., где располагалась старообрядческая моленная, «неизвестно, были ли в Дмитриевской моленной иконы письма Н. Рачейскова» [Там же]. Добавим, что нет упоминаний и о посещениях моленной Лесковым.

Никита Севастьянович Рачейсков, именуемый писателем также Никита Сав-ватиев или Савостьянович Рачейский, в текстах Лескова упоминается неоднократно.

Писатель высоко оценивает мастерство «изографа», называя его «искусным иконописцем» («О русской иконописи», 1873) и «искусным мастером» («Христос младенец и благоразумный разбойник», 1883), «превосходным современным иконописцем древняго стиля» («Расточители русского искусства», 1883), «лучшим из могикан этого искусства» («Благоразумный разбойник», 1883), «одним из самых лучших мастеров по изографскому искусству» («О художном муже Никите и совоспитанных ему», 1886).

Писатель признает и авторитет Рачейскова в области иконографии: так, по мнению Лескова, «Никита Савватиев» — «чуткий определитель „пошибов"» («Христос младенец и благоразумный разбойник», 1883). Лесков неоднократно подчеркивал близость своего знакомства с Рачейсковым.

Приведенный в одной из статей писателя рассказ иконописца о методе обучения миниатюрному письму предваряется ремаркой: «Изограф Никита Рачейский сказывал мне» [14, с. 194]. Однако в своих произведениях Лесков редко называет конкретные иконописные произведения Рачейскова.

После кончины иконописца писатель посвятил его памяти пространную статью «О художном муже Никите и совоспитанных ему». В ней Лесков рассказывает о подробностях быта, биографии и характера своего знакомца.

В первую очередь он описывает мастерство иконописца: «Никита Рачейсков был... иконописец в древнерусском стиле... особенно он был искусен в миниатюре, которую исполнял своими огромными и грубыми на вид ручищами удивительно нежно и тонко...» [15, с. 206]. Эта фраза — отзвук описания работы изографа Севастьяна, прообразом которого стал Никита Рачейсков (на что указывает и А. Лесков [13, с. 289]): «Удивляюсь я, братец, как ты такими ручищами можешь рисовать? <...> — Это пустяки! Разве персты мои могут мне что-либо позволять или не позволять?» [Там же, с. 367].

В Рачейскове писателя восхищал не только талант, но и одухотворенность, «непостыдная совесть» (слова из завещания Рачейскова, приведенные Лесковым: «чужое добро раздала бы людям, кто что спросит по своей непостыдной совести» [15, с. 210]).

Фразу Лескова «Никита ведь брал вещи „по домам" и в лавках у старьевщиков» [Там же, с. 212] Комова объясняет тем, что «занятие Никиты было связано с хранением на определенный срок множества старых икон, но у него ничего никогда не пропадало и не подменивалось новоделами, как бывало в других мастерских, что... утвердило за ним репутацию честного изографа» [10, с. 101].

Как главную тему статьи о Рачейскове выделим доверие, любовь иконописца к людям. И. А. Столярова пишет, что в лесковской статье Н. С. Рачейсков «воплощает собой <...> уходящее в патриархальное прошлое доверие к человеку. <...> История никем не контролируемого разбора оставшихся после его смерти дорогостоящих икон <...> своего рода торжество верований „искусного мужика", сообразно с которыми он прожил свою жизнь» [6, с. 28].

Отметим и совпадение тематики повести «Запечатленный ангел» и статьи «О художном муже Никите...»: ангел распечатлевается «ради любви людей к людям» [16, с. 384], и доверие, любовь мастера к его друзьям и «знаемым» — главная тема статьи.

Воспроизведем записи Лескова, относящиеся к Рачейскову, из адресной книги, хранящейся в фондах ОГЛМТ: «Иконописец древнего стиля, смотри букву С Севастьянов» [3, л. 17]; «Никита Савостьянович Рачейсков, Московской части, по Коломенской, 9, д. Дмитриева, № 8, Федору Степанову» [Там же, л. 25]; «Севастьянов Никита [зачеркнуто:] Рачейсков Коломенская № 8, ко. 28 [над строкой:] Лиговская № 91, ко. 17 (у Луки Кирилова) как у св. Филиппа у Ивана. [Между строк:] старообрядец иконописец древнего стиля, по Болотной улице в доме Дмитриева» [Там же, л. 35].

Есть сведения о «коллекции икон и древностей» Лескова [13, с. 457], которая включала, по словам писателя, «небольшое, но системное иконописное собрание» [2, с. 304]. К ней нужно причислить две известные на сегодняшний день иконы работы Н. С. Рачейскова. Одна из них, «Образ Церкви», хранится в Государственном Русском музее (ГРМ) и имеет на обороте надписи чернилами: «Из собрания Н. С. Лескова (купл. за 100 р.) куплено от Казакова С.п.б. 1901 30 руб.», «письма Никиты Савостьянова около 1850 г. в Москве» [17, с. 135].

Приемы письма в каталоге описаны так: «Тонкая разработка личного письма и складок одеяний, обилие золотого узорочья, миниатюрно-тщательное изображение деревянной резьбы иконостаса...» [18, с. 135].

В фондах же ОГЛМТ находится образ «Спас во звездах», которым Н. С. Лесков благословил сына на брак (об этом свидетельствует дата и дарственная надпись на оборотной стороне иконы: «9 генв. 91 г. от отца Андрею Никол. Лескову Николай Лесков»).

М. Комова, исследовавшая икону, дает ей такое описание: «Многослойные прозрачные наплавления краски делают мягкий силуэт Христа... светящимся изнутри <...>. Поражает обилие различных градаций золотого цвета <...>.

Орнамент состоит из золотых завитков, стебельков, кружочков и листиков, составляющих удивительное по красоте орнаментальное поле <...> незабываемый золотой звездный фон...» [10, с. 98].

Также отметим, что сзади на иконе есть наклейка со следующей надписью: «Иконописное собрание Н. С. Лескова. № по списку 4. Название „Спас" во звездах. Век XIX (70 годов). Пошиб Новгородский — плавь Строган. — Рачейского. Ценность 35 р.».

Следует добавить, что тонкие золотые узоры на полоске хитона Спаса, на нимбе и на самом фоне иконы, как и имитация узором резьбы в «Образе Церкви», имеют корни в старообрядческой традиции, что заметно из сопоставления работ Рачейскова с атрибутированными работами старообрядческих иконописцев (см., например, «Деисусный чин», к. XVIII — 1-я четв. XIX в., ГРМ [17, с. 259]).

Точно установить количество икон работы Рачейскова в собрании Лескова не представляется возможным. Также неизвестно местонахождение и даже приблизительное число произведений Рачейскова, выполненных им для старообрядческих моленных или по заказам любителей иконописи в древнерусском стиле. При этом отметим, что знания и мастерство этого изографа ценились любителями иконописи. Это отразилось в публицистике Лескова: писатель упоминает «собрание... Лабутина, где большинство древних экземпляров было вычищено и вычинено... Рачейским» [2, с. 304], а также пишет, что «Никиту знали „по купечеству"... знал его и кн. П. П. Вяземский и другие аматеры и знатоки античной иконографии, и знали его даже в высшем светском кругу» [15, с. 216].

Нами обнаружены сведения о том, что писатель советовал Рачейского как иконописца и реставратора своим знакомым.

В Рукописном отделе ИРЛИ «Пушкинский дом» хранится переписка писателя с С. Е. Кушелевым. В его письме Лескову от 9 февраля 1873 г. передана просьба отдать «образок» «на исправление Вашему староверцу Никите» [19, ед. хр. 258].

В письме от 12 февраля того же года Кушелев благодарит писателя за две иконы Ангелов: «Жена и я — несказанно благодарны за двух ангелов — они присланы очень кстати, мне для моей поддержки в моих тяжелых обстоятельствах, жене для очищения ее от одержания» [Там же].

Очевидно, это икона, упомянутая Лесковым в статье-некрологе Рачейскому: после публикации повести «Запечатленный ангел» последний, по словам писателя, «имел много заказов „Ангела" от великосветских и придворных лиц... у генерала-адъютанта С. Е. Кушелева многим известна удивительная миниатюра Никиты „Ангел"» [15, с. 206].

Одной из существенных проблем является определение иконописной манеры Рачейскова. Комова утверждает, что «старообрядцы-беспоповцы из поморов и „Спасова согласия" выбирали иконы „под северные" и „под строгановские письма". В таком стиле работал Рачейсков» [10, с. 100].

Вопрос о стиле произведений Рачейскова, который по вероисповеданию принадлежал к старообрядцам-беспоповцам, может быть поставлен и в свете дискуссии о границах старообрядческой иконописи.

Представления Рачейского об истории иконописания, которые он передал Лескову, соответствовали старообрядческим. Вслед за изографом писатель определяет его иконы как написанные в строгановской иконописной манере.

Упоминая икону «Спас во звездах» письма Рачейского в письме А. С. Суворину, Лесков называет ее «строгановским Спасом» [1, с. 310], на самой же иконе писателем сделана надпись: «пошиб Новгородский — плавь Строгановская — Рачейского».

Очевидно, именно под влиянием Рачейского Лесков настойчиво определяет «строгановскую школу» как отдельное направление в иконописании.

Существует вопрос о составе иконописных подлинников, которыми руководствовался Рачейсков в своей работе. Пользовался ли он только Сийским подлинником, как о том говорит Комова, или имел рукописи и толковых иконописных подлинников?

В таком случае, тексты подлинников, хранившиеся у иконописца, сведения из них могли найти отражение в творчестве Лескова.

Знакомство с Рачейсковым стало важным источником формирования иконографической компетенции писателя: в ходе долголетнего общения он передавал Лескову знания в области иконографии, техники иконописного дела и представления о предназначении иконописи. Их правомерно можно отнести к старообрядческим.

Можно предположить, что для повести «Запечатленный ангел», созданной в сказовой манере и отражающей старообрядческое восприятие иконы, моделью послужили беседы Лескова с Рачейсковым и другими иконописцами.

Передавая свой опыт и знания писателю, иконографы создали для него своеобразную «словесную икону», представляющую собой живое Предание церкви: целостность знаний техники, мастерства и мировоззренческих оснований иконного дела.

литература

1. Лесков н. с. Собрание сочинений: В 11 т. М.: Гослитиздат, 1957.

2. Лесков н. с. Христос младенец и благоразумный разбойник // Газета А. Гнатцука. 1884. № 18. 12 мая.

3. оГЛмТ. Записная адресная книга Н. С. Лескова. ОФ 674 № 71. 48 лл.

4. Гроссман Л. П. Николай Семенович Лесков: Жизнь — творчество — поэтика. М.: Гослитиздат, 1945.

5. серман И. з. Примечания // Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 4. М.: Гослитиздат, 1957.

6. столярова И. А. Н. С. Лесков о литературе и искусстве // Н. С. Лесков о литературе и искусстве. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

7. Аннинский Л. А. Распечатление «Ангела» // Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. 2-е изд. М.: Книга, 1986.

8. Горелов А. А. Лесков и народная культура. Л.: Наука, 1988.

9. Ангелова н. В. Тайна русского характера: произведения Н. С. Лескова 1880-1890-х годов. Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2007.

10. комова м. А. Иконописец-праведник глазами Н. С. Лескова (на примере жизни Никиты Рачейскова и иеромонаха Иринарха) // Ученые записки Орловского государственного университета: Лесковский сборник. Орел: Орловский гос. ун-т, 2006.

11. комова м. А. Об иконографии образов в повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» // духовные начала русского искусства и образования. Новгород: Новгородский гос. ун-т, 2007.

12. сосновцева И. с. Беспоповская моленная на Болотной улице // Русский музей представляет: Образы и символы старой веры: Альманах. Вып. 217. СПб.: Palace editions — Graficart, 2008.

13. Лесков А. н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям. М.: Гослитиздат, 1954.

14. Лесков н. с. Благоразумный разбойник (Иконописная фантазия) // Н. С. Лесков о литературе и искусстве. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

15. Лесков н. с. О художном муже Никите и совоспитанных ему // Н. С. Лесков о литературе и искусстве. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

16. Лесков н. с. Запечатленный ангел // Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. Т. 4. М.: Гослитиздат, 1957.

17. Русский музей представляет: Образы и символы старой веры: Альманах. Вып. 217. СПб.: Palace editions — Graficart, 2008.

18. н. П.Еондаков (1844-1925). Личность, научное наследие, архив. СПб.: Palace edition, 2001.

19. ИРЛИ. Лесков А. Личный фонд. Ф. 612. Оп. 1. 384 ед. хр. 1875-1953 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.