Научная статья на тему 'Лучшие практики в социальной журналистике: содержание и перспективы профессиональных открытий'

Лучшие практики в социальной журналистике: содержание и перспективы профессиональных открытий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1971
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ / ЖУРНАЛИСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ГУМАНИТАРНАЯ ПОВЕСТКА СМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / BEST PRACTICE / JOURNALISM / SOCIAL JOURNALISM / HUMANITARIAN MEDIA AGENDA / PROFESSIONAL BREAKTHROUGHS / PERSONALIZED JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фролова Т.И.

В статье ставится вопрос о необходимости изучения лучших практик в современной журналистике. На примере социальной журналистики, где сегодня сосредоточены наиболее интересные примеры новых творческих подходов, автор рассматривает конкретные практики и проекты, которые оцениваются как профессиональные открытия. Наиболее эффективным методом продвижения лучших практик автор считает развитие специализированных вузовских программ и курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL JOURNALISM BEST PRACTICE: CONTENT AND PROSPECTS OF PROFESSIONAL BREAKTHROUGHS

This article raises the question of necessity of modern journalism’s best practices study. Using the example of social journalism, where the most interesting of new creative approaches are concentrated nowadays, the author examines the specific practices and projects, which are evaluated as professional discovery. Development of specialized high school programs and courses is considered the most effective way of best practice cases promotion.

Текст научной работы на тему «Лучшие практики в социальной журналистике: содержание и перспективы профессиональных открытий»

УДК: 364.14 ББК: 76.02

Фролова Т.И.

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ

Frolova T.I.

SOCIAL JOURNALISM BEST PRACTICE: CONTENT AND PROSPECTS OF PROFESSIONAL BREAKTHROUGHS

Ключевые слова: лучшие практики, журналистика, социальная журналистика, гуманитарная повестка СМИ, профессиональные открытия, персонифицированная журналистика.

Keywords: best practice, journalism, social journalism, humanitarian media agenda, professional breakthroughs, personalized journalism.

Аннотация: в статье ставится вопрос о необходимости изучения лучших практик в современной журналистике. На примере социальной журналистики, где сегодня сосредоточены наиболее интересные примеры новых творческих подходов, автор рассматривает конкретные практики и проекты, которые оцениваются как профессиональные открытия. Наиболее эффективным методом продвижения лучших практик автор считает развитие специализированных вузовских программ и курсов.

Abstract: this article raises the question of necessity of modern journalism's best practices study. Using the example of social journalism, where the most interesting of new creative approaches are concentrated nowadays, the author examines the specific practices and projects, which are evaluated as professional discovery. Development of specialized high school programs and courses is considered the most effective way of best practice cases promotion.

Нужны ли журналистике «лучшие практики»: постановка проблемы

Замысел данной статьи возник под влиянием ряда факторов, сочетание которых достаточно противоречиво. С одной стороны, в различных областях общественной практики, а также в научно-исследовательских проектах укрепилось понятие «лучших практик» (best practices, smart practices) - это уникальный успешный практический опыт, оптимальный способ достижения цели. Принято считать, что впервые понятие сформулировано основоположником научной организации труда и менеджмента Ф. Тейлором в 1914 г., однако онтологически лучшие практики, естественно, существовали с начальных моментов общественного разделения труда. В литературе по менеджменту английский термин часто переводится на русский язык как передовой опыт - хорошо знакомое нам понятие. Согласно идее лучшей практики, этот способ, оказавшийся эффективным в одном месте, может оказаться столь же эффективным и в другом, для чего он должен быть установлен, описан и формализован для эффективного использования \ Понятие лучших

1 The One Best Way: Frederick Winslow Taylor and the Enigma of Efficiency, R. Kanigel, Viking, New York, 1997; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.

практик может быть использовано в журналистике и медиакоммуникациях в самых различных сегментах их функционирования, включая творческую журналистскую работу.

С другой стороны, господствующие в массмедийной сфере тенденции - разные типы медиакультур и медиапотребления, новое разделение труда в СМИ, неоднородность медийного ландшафта и т.д.2 - с их властью унифицированных технологий ставят под сомнение будущее персонифицированной журналистики, журналистики имен. В некоторых прогнозах (форсайт-проекты стремительно набирают обороты) неутешительные перспективы распространяются и на саму журналистику, на ее существование в традиционных авторских формах. Так следует ли выделять лучшие практики в журналистике? Делать попытку понять смысл и значение профессиональных открытий в современной российской журналистике?

Наш ответ - да, следует. Вся история отечественной журналистики - это история ярких имен. Понять ее национальные особенности,

Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1998.

2 Вартанова Е.Л. Теория журналистики в непростые времена перемен; Так что же особенного в профессии журналиста?; Запрос российского общества на качественную отечественную журналистику вырос. - URL: http://www.joum.msu.m/bbg/blog_vartanovoy/.

описываемые исследователями как человеко-ведческие приоритеты, эстетизация труда, конструктивное рассмотрение проблемных ситуаций, аналитическая традиция, коллективистское начало, жанровое разнообразие, приоритет духовных ценностей1, невозможно без опоры на яркие, глубоко оригинальные тексты авторов. И это характерно для всех этапов отечественной журналистики. Е.Л. Вартанова справедливо отмечает, что «в России журналистика всегда признавалась творческой профессией. Десятилетия и даже столетия ее невозможно было свести к набору профессиональных рутин и зафиксированных приемов, которые должны были быть освоены всем и каждым... Российские медиа в начале 2000-х испытали острую потребность в возвращении к качественной профессиональной журналистике, созданной согласно канонам творчества»2. В известной мере формализация (как того требует логика распространения лучших практик) творческого труда ограничена, однако поиск, описание и анализ лучших достижений означают, что общество вновь открыто для понимания высоких общественных смыслов, которые несет в себе по-настоящему профессиональная журналистика. Общественное благо, к которому так часто апеллируют в горячих дискуссиях последних лет3 остается миссией современных СМИ, несмотря на их индустриальный характер.

В данной статье внимание сконцентрировано на социальной журналистике - области профессиональной деятельности, производящей гуманитарную повестку. В 1990-е гг. пережившая упадок, переосмыслившая себя и окрепшая в последнее десятилетие, социальная журнали-

4

стика в научных исследованиях позициониру-

1 Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. - М.: Логос, 2010. - С. 151-158; Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2002. - С. 146-154.

2 Вартанова Е.Л. Креативные индустрии. -URL: http://www.joum.msu.ru/blog/blog_vartanovoy/

3 Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: Ме-диаМир, 2013; Дзялошинский И. М. Медиапростран-ство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. - М.: Изд-во АПК и ППРО, 2013; Журналистика. Общество. Ценности / Ред. -сост. В.А. Сидоров. - СПб.: Петрополис, 2012; Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. - М.: Изд-во МГУ, 2010; Массмедиа и ценностные отношения общества / Под ред. Г.В. Лазутиной. - М.: МедиаМир, 2013; Социальная журналистика: профессия и позиция / Под ред. Т.И. Фроловой. - М.: АСИ, 2005.

4 Бережная М.А. Проблемы социальной сферы

ется как профессиональная сфера, утверждающая в информационном пространстве приоритеты человеческого развития. Именно человек с его знаниями и умениями становится главной движущей силой в развитии всего мира. Объективно развитие человеческого потенциала выходит на передний план, опережая другие приоритеты. Именно здесь, в разработке современной гуманитарной повестки, сейчас работают интересные журналисты, здесь открываются новые проекты. Например, девиз одного из них, сайта «Такие дела», гласит: «Мы вернем в журналистику человека»5.

Цель нашего поиска - выявление лучших практик и их характеристика с общих позиций цели и смысла на основе обращения к текстам. Такой подход - филологический, скорее качественный, чем популярные сегодня количественные подсчеты - представляется уместным в данном случае. Длительное наблюдение и чтение больших текстовых массивов позволили выделить отдельные издания и отдельных авторов, чьи профессиональные открытия представляются нам достойными внимания. Некоторые журналисты уже не работают в этих изданиях, кто-то предпочел литературное творчество, однако их достижения по-прежнему рассматриваются аудиторией как образцы качественной журналистики и могут считаться лучшими практиками последнего десятилетия. Объект внимания -современная практика российских СМИ, преимущественно печатных (при этом доступ непосредственно к текстам и некоторым другим данным осуществлялся через обращение к сайтам изданий) в форме целостных медиаконцеп-ций и совокупного продукта творчества авторов. Критерием отнесения их к передовому опыту послужила обобщенная оценка творчества, рассматриваемая как профессиональное открытие. Исследование проводилось в 20132015 гг. В данной статье мы не углубляемся в детальный анализ; наша задача - выявление и «диагностирование» открытия. В дальнейшем, мы уверены, может быть осуществлено глубокое и подробное исследование этих практик, в совокупности составивших творческий портрет российской журналистики нового поколения.

Профессиональные открытия наших

в алгоритмах телевизионной журналистики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009; Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. - М.: Престиж, 2006; Журналистика социальной сферы / Под ред. В.И. Новикова, И.В. Старостенкова. - М.: Изд-во РГСУ, 2008; Фролова Т.И. Человек и его мир в информационной повестке дня. - М.: АСИ, 2009.

5 URL: http://takiedela.ru/

дней: анализ опыта

В стремлении обнаружить лучшие практики наших дней мы опирались на культурные основания современной социальной журналистики, сложившиеся в более ранние исторические периоды. Преемственность в стремлении к общественному благу характерна для русской культуры и общественного сознания, весомой частью которых, безусловно, является и журналистика. Человечность лежала в основе всех русских социальных течений XIX в., утверждает Н. А. Бердяев1.

Культурная традиция как основа открытий. Так, дореволюционной демократической журналистикой была выработана идея общественного служения. Середина века отмечена расцветом жанра очерка, который открыл русскому читателю неизвестное ранее человеческое пространство: жизнь среднего и низшего сословий общества, мимо чего зачастую проходила большая литература. «Физиологический очерк» демократизировал тематику русской литературы; для него была характерна скрупулезность анализа явлений, точность и широта охвата ее специфических сторон. Очерк стал социально-злободневным и общественно-филантропическим, с русскими «проклятыми вопросами», с сочувствием «маленькому человеку». Эта публицистическая форма оказала влияние на все последующее развитие русской культуры: во всех случаях, когда требовалось раздвинуть горизонты социального видения, приковать внимание к новым вопросам, на первый план выходил очерк с его стремлением быть верным правде жизни и общественной честности. «Человековедение» как характерная черта отечественной журналистики, выросла именно из очерка и в особенности из «физиологического очерка» 40-50-х гг.2 В России сформировался особый тип социального журнала, в котором присутствовали «зерна» всех современных представлений о социальных отношениях. Многочисленные социальные проблемы: почему не удается победить бедность? как пополнить приток средств для призрения? нужен ли закон о принудительном труде? как помочь детям? как воспитать полноценную личность в семье? как вернуть обществу оступившегося человека? какова судьба и долг русской интеллигенции? - находили живейший отклик в русском обществе. Идея нравственного долга помощи бедным ни-

1 Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX и начала ХХ века. - СПб.: Азбука-классика, 2008.

2 Русский очерк. 40-50 годы XIX века / Под ред

В.И. Кулешова. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 5-18.

когда не ослабевала в культурной среде. Тогда же обсуждались такие подходы, которые и сегодня не утратили своей актуальности. Используя современную терминологию, можно описать эти тематические акценты как идею социальной реабилитации через приобщение к труду, роль местного сообщества, адресность помощи, «детские деревни», структуру донорства, управление пожертвованиями.

Плеяда ярких публицистов, которых можно рассматривать как предшественников современной социальной журналистики, определяла лицо прессы последней трети XIX в.: Г.И. Успенский (циклы очерков «Нравы Расте-ряевой улицы», «Из деревенского дневника»); Н.В. Успенский («Очерки народного быта», «Уездные нравы»); В.Г. Короленко (серии зарубежных и судебных очерков); В.А. Гиляровский (сборники очерков «Трущобные люди», «Москва и москвичи»); В.М. Дорошевич (острокритические фельетоны и памфлеты на злобу дня)3. В отечественной практике репортаж изначально стал самым демократичным жанром: город и его жители, события и происшествия местного значения составляли главную сферу интереса репортера. У истоков жанра репортажа в России стояли талантливые писатели, которые установили высочайшие стандарты жанра. Первым следует упомянуть признанного «короля» социального репортажа В.А. Гиляровского. Жанр репортажа никогда не терял своей актуальности, составляя особость отечественной журналистики. Советское время и советская журналистика, вопреки господствующей идеологии, сформировали и оставили в культуре и сознании общества немало ценных начал.

Не обойти вниманием и советский период. Советское время и советская журналистика, вопреки господствующей идеологии, сформировали и оставили в культуре и сознании общества немало ценных начал. Эгалитарность как политико-экономический принцип подвергается критике в современных исследованиях («уравниловка»), но в повседневной жизни получили развитие многие важные для формирования гражданского общества черты - социальная защищенность, взаимоуважение, личная честность, достоинство и труд простого человека, справедливость, товарищеская ответственность, взаимовыручка и солидарность, искренность и дружеское бескорыстие в межличностных отношениях. Лишь недавно российское общество

3 Есин Б.И. Репортажи В.А. Гиляровского. -М.: Изд-во МГУ, 1985; Соколова В.Ф. Народознание и русская литература XIХ века. - М.: Едиториал УРСС, 2009.

стало осознавать распад прежней социальности не только как исторически обоснованную смену укладов, но и как утрату - и прежде всего утрату многих гуманитарных ценностей, тяжело переживаемую обществом. Потребительские ценности и открывшиеся личные возможности не покрывают горечь утраты дружественности, справедливости, защищенности, обильно представленными публикациями в прессе того времени. Именно это время стало периодом заметного роста журналистского мастерства. Технологические особенности были ориентированы на раскрытие творческого многообразия социальной журналистики, которые и сегодня не утратили своей ценности. Разнообразие источников, форм и методов работы, жанров продемонстрировали такие журналисты, как М. Кольцов, А. Аграновский, Т. Тэсс, позже И. Руденко, В. Песков, Е. Богат, А Рубинов и многие другие.

Вернемся к практике нашего времени. Повторим: анализ этого опыта важен, потому что в творчестве журналистов, получивших известность и признание не только в профессиональной, но и в читательской среде, произошло опережающее общий уровень открытие, понимание и утверждение закономерностей, сущностных черт современной журналистики. Анализируемый контент представлен творчеством журналистов разных изданий, среди которых «Русский репортёр», «Новая газета», «Российская газета», «КоммерсантЪ», «КоммерсантЪ-Власть», «Огонек», «Ведомости», в приоритетных жанрах социального репортажа, социального расследования, житейской истории, просветительской и проблемной статьи. Как видим, идеологически они представляют разные, порой противоположные фланги российской журналистики, однако в данном случае важнее то, что их объединяет - стремление сохранить принципы «высокой» качественной журналистики, что оказалось значительнее, чем политические разногласия.

Открытие повседневности. Журнал «Русский репортер» - проект, который, по словам его главного редактора В. Лейбина, был задуман как общенациональное пророссийское издание, ориентированное на полное и объемное освещение социальных интересов уникального, по мировым меркам, нового поколения активных свободных людей среднего класса. Креативное воплощение замысла журналисты издания осуществляют в новых выразительных концептах и форматах, чтобы не скрывать за «глянцевым и казенным фасадом жизни»1 самые

1 Александрова Т. Виталий Лейбин: «Научиться не вешать, а узнавать и понимать». - URL: http://www.jouimedia.m/indexphp?option=com_content&vi

наболевшие проблемы людей разных социальных групп, - без снобизма и высокомерия, с позиций социального оптимизма интерпретируя жизнь во всех ее проявлениях. «Позитивная составляющая» - стержневая основа любого текста «РР», даже критического, - служит читателю вектором, ориентирующим на положительное решение проблем, на интеграцию необходимых усилий для выхода из непростых жизненных ситуаций. Команда журналистов издания отражает жизнь в репортажах посредством актуализации тех российских проблем, которые большинству людей неизвестны в деталях. Отбор темы, обобщения и выводы ориентированы именно на эту главную задачу. Тексты «РР» -это не просто чтение, а некий инструмент познания окружающей действительности, часть самоидентификации, социальный маркер, который становится источником понимания того,

как вообще следует жить, как нужно действо-

2

вать .

Большой исследовательский репортаж стал ключевым жанром номера журнала. Репортаж как жанр журналистики за последние годы значительно изменился: в новых условиях его информирующий компонент постепенно уступает место полновесному аналитическому. Драматургия репортажа сегодня начинается с проблемы, которую обсуждают в масштабе страны. Полифония голосов отражает точки зрения представителей социальных слоев, диалог граждан, а не унылые препирательства «власти» и «народа». Репортажи «РР» отличает безошибочный выбор сенсационной (вследствие ее новизны) фактуры, эпизодов, деталей вместе с осмысленной, сбалансированной авторской композицией, отвечающей внутренней логике событий и ходу авторской мысли3. Такие материалы открывают жизнь, поднимают статус повседневности, привлекают внимание, пробуждают интерес или сочувствие к тому, что происходит здесь и сейчас. «Мелочи жизни» из незаметных, потаенных сфер социального пространства перекочевывают в умы неравнодушных членов общества и становятся эксклюзивными темами для публичного обсуждения.

Дмитрий Соколов-Митрич, идеолог нового репортажа, сегодня не работает в журнале, однако его опыт одного из лучших репортеров

ew=article&id=198>12-2011&caüd=73:2012-02-01-05-06-51&Itemid=34.

2 Мароховская А. Соколов-Митрич: «Нужно выходить на поле и всегда что -то доказывать окружающим». - URL: http://refotema.ru/new/interviu-s-sokolovymmitrichem/

3 Лонская А. Репортаж. От идеи до гонорара. -М.: Аспект Пресс, 2015.

России, следует выделить в первую очередь. Его творческое кредо: журналистика и репортаж -«краткое содержание эпохи»1. Как автор репортажа2, Д. Соколов-Митрич меняет роль наблюдателя на роль первооткрывателя новых явлений и процессов, новых жизненных реалий. Уникальность прогностического видения репортера - в обнаружении никем не замеченной сути нового явления. Свою исследовательскую задачу он решает с особой точностью и считает выполненной, если удается сформулировать или, по крайней мере, обозначить эту суть. Героями репортажа становятся разные люди из окружающей жизни, способные интегрировать личные усилия для перемены в собственной жизни и судьбе страны. Определяя задачи репортера в современной журналистике, Д. Соколов-Митрич приоритетной считает задачу правильного выбора темы и работу над ней: «гонка» за эксклюзивом бесперспективна: наличие сенсационной фактуры не может заменить качественной трактовки событий, смелого и удачного композиционного решения, сильного, сквозного образа. Личную эволюцию репортерских интересов Д. Соколов-Митрич видит в уходе от простого и яркого к неявному и сложному, к тому, что лежит не на поверхности.

Марина Ахмедова - специальный корреспондент журнала; разрабатывает социальные темы, используя метод включенного наблюдения -вместе со своими героями она избирательно проживает жизни учителей, продавцов, проституток, наркозависимых, туберкулёзников и террористок-смертниц3. Работая «в поле», полностью растворяется в ситуациях или героях, людях из групп риска. Это бездомные, наркозависимые, алкоголики и другие представители «дна общества». Эти

1 Соколов-Митрич Д. Реальный репортёр. Почему нас этому не учат на журфаке?! - СПб.: Питер, 2014.

2 Соколов-Митрич Д. Спасти рядового Бондарева // Известия. - 2003. - 20 фев.; Мужик работает // РР. - 2013. - № 47 (325); Бабушка-процентщица // Известия. - 2009. - 27 марта; Заборобой // РР. - 2013.

- № 48 (326); Мужики летят на биеннале // РР. -2008. - № 7 (37); Журналист не меняет профессию // РР. - 2011. - № 44 (222); « Саратов должен быть разрушен» получил Национальную премию «Искра» в номинации «Самая скандальная публикация» 2010 г.

- ШЬ: http://www.rusrep.ru/2010/20/gorod/2.

3 Ахмедова М. Крокодил // РР. - 2012. - № 29 (258); Смертницы // РР. - 2013. - № 48 (326); Пельмень патриотизма // РР. - 2013. - № 14 (292); Люди, звери // РР. - 2013. - № 48 (326); Сашка // РР. - 2012.

- 21 дек.; Последний путь: заключение // РР. - 2012.

- 12 дек.; Шедевр. - М.: АСТ, 2013; Добрые люди Брюсселя. Изменились ли бельгийцы после терактов // РР. - 2016. - 14 апр.

истории - будничная реальность общества, их нельзя замалчивать, потому что они скорее тенденция, чем нечто экстраординарное. Обязанность журналистов - предупреждать естественную агрессию читателей как реакцию на неприятную правду, на нежелание знать о бедности, болезнях, наркомании, жестокости и смерти4. В основе репортерского творчества М. Ахмедовой лежит ряд обязательных авторских приемов, главные из которых: сверхидея (одно предложение или весь текст, отражающие свежесть, небанальность выбранной темы), полное отсутствие вымысла (он совершенно неприемлем, герои должны быть показаны такими, каковы они в жизни), провокационные вопросы (герой должен раскрыться), обилие прямой речи (обогащает текст и лучше характеризует героев), детали (каждая говорит о неповторимом моменте), эмоции (авторское погружение в описываемую ситуацию).

Шура Буртин, завершив свою работу в журнале, остается одним из самых ярких его авторов. Он пишет о людях, которые представляют для него загадку, они не подчиняются жизненным обстоятельствам, а борются за личное право на презумпцию справедливости даже с риском для жизни. Ш. Буртин, приумножая репортерские традиции «РР», берется за очень непростые темы, часто связанные с конфликтами на национальной почве или с преступлениями в полиции5. Свою профессиональную миссию видит в том, чтобы реально отражать действительность, показывать правду так, чтобы «люди интегрировали эту правду в свою жизнь»6. Воссоздание повседневности, столь актуальное в современной науке и культуре, оказывается действенным инструментом решения авторских задач.

За десятилетие работы в журнале «Русский репортер» сложилась своя репортерская школа с устоявшимися традициями и собственным творческим лицом. Кроме названных, в команде репортеров успешно работали и работают О. Андреева, О. Тимофеева, Ю. Вишневецкая,

4 Бондарева К. Марина Ахмедова, спецкор «Русского репортёра»: Как написать психологический портрет героя. - ЦКЬ: ЫЙР ://www.redactor.in.ua/personas/4532.html

5 Буртин Ш. Сто часов в аду // РР. -2011. -№ 37 (215); Вайнахская вендетта // РР. - 2010. - № 7 (135); Битва неверных // РР. - 2011. - № 14 (192); Жизнь без паранджи // РР. - 2014. - № 10 (338); Извините, что пытали // РР. - 2012. - № 25 (254); Четверть следователя // РР. - 2012. - № 36 (265); Разрешать нельзя запрещать // РР. - 2013. - № 32 (310).

6 Джгаркава Н. Шура Буртин: «Писать так, чтобы люди интегрировали правду в свою жизнь». -URL: http://lenta.hsemedia.ru/author/ninodzhgarkava/.

И. Найденов, Д. Данилова, Ю. Гутова и др. Они развивают традиции репортажа нового поколения, квинтэссенцию требований к которому составляют злободневность темы, выразительная форма подачи, композиционная оригинальность и стройность, мастерство детали, уникальная авторская стилистика текста. Статус репортера в журнале растет благодаря ответственной роли издания как социального навигатора в условиях постоянно меняющейся действительности.

Поиск нравственно-психологических ориентиров. Практики, в которых акцент переносится на моральную сторону действий, в наше время ценностного разбалансированности, важны в особенности. В ситуациях, которые нередко описываются социальной журналистикой, не часто анализируются их глубинные причины. Речь о ценностном кризисе, приводящем общество в состояние психологической дезориентации и нравственной опустошенности. Рассмотрение этих проблем по существу требует особых подходов, высокопрофессиональной тонкой работы, профессиональных знаний в гуманитарных науках, личной нравственно-этической позиции. Творческая биография «Новой газеты» тесно связана с бурной эпохой государственных преобразований за последние двадцать лет. Переживая периоды разного рода идейных разногласий, многочисленные человеческие и финансовые потери, «Новая» утверждала свою коллективную общественную позицию без компромиссов. «Мы хотели быть суверенными» - таково мнение Дмитрия Муратова, главного редактора «Новой»1. Далеко не всегда газете это удавалось. Однако, выделяя далее авторов «Новой газеты» в указанном направлении, мы подчеркиваем их свободу от политических пристрастий и верность сложной, требующей личного мужества проблематике.

Галина Мурсалиева - «профи с железной репутацией», «полномочный представитель» газеты в благотворительных фондах и «полпред» благотворительных фондов в редакции, «доверенное лицо» всех известных психологов в России2. Г. Мурса-лиева считает своим профессиональным и гражданским долгом привлекать внимание общества к кризису не только политическому и экономическому, но и - что не менее важно - психологическому. Обсуждать на страницах издания кризис смысла и ценностей жизни, говорить о том, что до сих пор не привито и не принято, делать это та-

1 История русских медиа 1989-2011. Версия «Афиши». - М.: Компания Афиша, 2011. - С. 84- 86.

2 Красота, которая выручает мир, - это Галина Мурсалиева, обозреватель «Новой». - URL: http://www.novayagazeta.ru/society/53485.html

лантливо и ярко - ее главная задача. Самая страшная утрата для человека - утрата ясной, определенной картины мира, норм жизни. Потерю ясных ориентиров, понимания того, ради чего и как жить в обществе, для многих сменил вакуум, который в одночасье заполнился восточными гороскопами, диагностикой кармы или старыми житейскими языческими суевериями. Журналистка неутомимо исследует переходное сознание общества: почему мы поем с чужого голоса и как обретаем собственный, как теряем своих близких и себя, как обретаем их и себя заново3. Темы материалов Г. Мурсалиевой актуальны и представляют несколько тематических групп: о доступности обезболивающих лекарств для онкобольных; об антигуманных и противоестественных законах; о человеческом подвиге; о людях, поддерживающих благотворительные фонды и знаковых календарных датах. Особое место в этом списке занимают материалы о жизни больных детей в окружении здоровых взрослых. Г. Мурсалиева постоянно участвует в работе благотворительного фонда «Подари жизнь» как человек, обладающий, по словам Юрия Роста, «редким талантом нежности и участия». Ее дар требует больших душевных затрат, но в сочетании с высоким мастерством дает поразительные по пронзительности результаты: нуждающиеся дети получают жилье, до пострадавших доходят денежные госкомпенсации, а главной из своих профессиональных наград Г. Мурсалиева называет отмену нескольких несправедливых судебных решений .

Елена Костюченко, специальный корреспондент «Новой газеты», специализируется на социальных репортажах и журналистских расследованиях. Идеальным объектом для ее социальных репортажей становятся темы-лакуны - те, что скрыты от глаза обывателя или неочевидны. Например, жизнь закрытых сообществ: трассовых проституток, дезоморфиновых наркоманов, беженцев, социальных сирот5. В основу социального репортажа Е. Костюченко

3 Мурсалиева Г. Междуцарствие в головах: новейшая история российского сознания. - М.: Смысл, 2006.

4 Мурсалиева Г. Скорая на расправу помощь // Нов. газ. - 2013. - 24 окт.; Следствие ведет Минздрав // Нов. газ. - 2013. - 25 фев.; Правительство не лечится // Нов. газ. - 2014. - 24 марта; Реформа без объявления войны // Нов. газ. - 2013. - 3 июля; Прошу никого не винить, кроме Минздрава и правительства // Нов. газ. - 2014. - 14 фев.; Девочка, люди и чудовище // Нов. газ. - 2012. - 7 сент.

5 Костюченко Е. От рассвета до рассвета // Нов. газ. - 2012. - 4 янв.; Гаишник пьет только по выходным // Нов. газ. - 2010. - 16 июля; Жизнь «гнезда» // Нов. газ. - 2012. - 16 апр.

часто ложится не освещенная никем тема, которая, по ее мнению, всегда гораздо лучше популярной, однако для социального репортера, ориентированного не на события, а всегда на людей и сообщества, определяющее значение имеет коммуникация, психологическое сотрудничество с героями По мнению Е. Костючен-ко, цель новой социальной журналистики заключается в том, чтобы дать право голоса каждому члену общества вне зависимости от его социального статуса: политику -

революционеру, беженке, торгующей овощами на рынке, глухой актрисе, деревенской сумасшедшей, ВИЧ-инфицирован-ной грузчице, сидящей на «крокодиле». Героев репортажей выбирает сама жизнь. Показать определенный срез, аспект живой жизни таким, как в действительности, - особое искусство Е. Костючен-ко, которое проявляется и в рассказе об одном человеке, но чаще всего героев в ее текстах несколько. Сборник репортажей Е. Костюченко на социальные темы, главным героем которого стала поголовная, всепоглощающая российская аномия, вышел под названием «Условно ненужные»1. Мораль автора просматривается в мысли, что процессу социальной диссоциации можно попробовать противопоставить хоть какие-то силы, например, некоторых ранее закрытых сообществ, которые все чаще выходят из своей параллельной среды для диалога с государством. Последнее к диалогу совершенно не готово, отмечает автор, и вопрос в том, насколько люди будут настаивать на этом диалоге.

Журналист должен уметь справляться с этическими вызовами, быстро принимать решение. Журналистские расследования Е. Костюченко - еще одно яркое свидетельство ее репортерского таланта. Три года журналистка ведет кущевские хроники2. Эти истории не столько о преступлениях, требующих наказания, возмездия и т.д., сколько о покалеченном сознании, о том, как повседневное поведение, система ценностей деформируются, искажаются в условиях власти криминала.

Поддержка просветительства и благотворительности. Еще одно профессио-

1 Костюченко Е. Условно ненужные. - М.: Common place, 2014.

2 Костюченко Е. Мистер Миллион // Нов. газ.

- 2012. - 5 дек.; Как они стали властью, или Чего нет в уголовном деле банды Цапка // Нов. газ. - 2012. -28 нояб.; Гуров против «Гурмана» // Нов. газ. - 2012.

- 1 июля; Передел беспредела // Нов. газ. - 2012. - 6 июня; 10 тысяч с небольшим рублей за одну жизнь -это прейскурант государства // Нов. газ. - 2012. - 4 июня; Смерть Цапка // Нов. газ. - 2014. - 7 июля.

нальное открытие нашего времени (впрочем, имеющее сильную традицию в национальном культуре, но отчасти утраченную в постпереходную эпоху) - осознание потребности в оказании помощи и поддержки социальным инициативам, просвещении и образовании аудитории по поводу новых норм общественного поведения. Необходимость таких действий и их значимость вызвана многими факторами, и прежде всего нараставшей все постсоветское время дезорганизацией социальных институтов, замедленным темпом осознания новых реалий, необходимостью вырабатывать другие ценностные и поведенческие нормы. Патерналистская модель социальной политики уходит в прошлое; аудитории нужны образцы повседневных действий с опорой на собственные силы, с потребностью помогать тем, кто в этом нуждается Такая индивидуальная социальная ответственность только вырабатывается в общественном сознании, и журналистика может и должна принять в этом участие.

Татьяна Батенёва - автор рубрики «Медицина с Татьяной Батенёвой» в «Российской газете»; ею выработаны стандарты просветительских подходов, свидетельствующие о глубоком понимании освещаемой проблематики и владении внятными смысловыми ориентирами3. Журналистка затрагивает преимущественно сферу отечественной системы здравоохранения и культуры здоровья как ценности человеческой жизни. Их особая значимость для читателя состоит в отражении ситуации, выявляющей взаимосвязи между ожидаемыми свойствами явления, события, артефакта и реальными жизненными проблемами - в превен-тивности информации которую членам общества следует осмыслить. Наиболее популярные темы - причины и последствия нарушений здорового образа жизни, профилактика распространенных заболеваний современного человека, нанотехнологии в сфере медицинских услуг, практика исполнения медицинских законов в России и за рубежом. Именно Т. Батене-вой удалось найти приемы привлечения внимания широкой аудитории к здоровью, обратить ее внимание на культуру здоровья, находившуюся на достаточно низком уровне. В це-

3 Ранее Т. Батенёва вела тематическую полосу «Здравпункт» в «Известиях». За публикации о проблемах и открытиях в области медицины Т.А. Бате-нёва награждена медалью ордена «За заслуги перед отечеством» 2-ой степени, премией фармацевтического сообщества «Платиновая унция» и многочисленными премиями журналистских конкурсов. Выпустила шесть книг.

лом тексты этого автора успешно отражают ситуации появления или освоения в обществе артефактов из сферы медицины. Их отличает высокий уровень просветительских стандартов и точность отражения целевых установок при обращении к данной предметной области.

Валерий Панюшкин - автор «Ведомостей» и спецкор Русфонда, занимается сбором благотворительных пожертвований для тяжелобольных детей Работа в рамках Российского фонда помощи открыла новую творческую грань его таланта - не только оперативно откликаться на отчаянные письма в «КоммерсантЪ», но и побуждать адресатов делового издания к немедленному реагированию (мы «просто помогаем вам помогать»). В своих материалах В. Панюшкин ставит акцент на конкретных случаях детской беды, на несовершенном законодательстве, на бездеятельности и алчности корыстных чиновников, на конкретных способах разорвать порочный круг людского равнодушия. Тональность текстов В. Панюшкина подкупает безошибочностью проникновения в самые потаенные уголки человеческого сознания и человеческой совести2. Обращаясь к аудитории крупного делового издания, он, например, пишет о том, что благотворительность - это не просто жертвование. Это

1 Батенева Т. Американцы хотят знать, что едят // Рос. газ. - 2014. - 3 марта; Россияне питаются как мексиканцы // Рос. газ. - 2014. - 22 янв.; Скандинавы диктуют моду на здоровое питание // Рос. газ. - 2013. - 11 июня; В России европейская кухня самая популярная // Рос. газ. -2013. - 16 сент.; Работа не волк // Рос. газ. - 2014. - 29 июля; Росстат заглянул в кастрюли // Рос. газ. - 2014. -29 июля; Кондиционер раздора // Рос. газ. - 2014. - 22 июля; Задачи станут еще интереснее // Рос. газ. - 2013. -20 июня; Профессор Сергей Бойцов: «Диспансеризация - это всерьез и надолго» // Рос. газ. - 2014. - 18 фев.; Хирургия скучать не даст // Рос. газ. - 2014. - 3 июня.

2 Панюшкин В. Дитя огня. - URL: http //www. rusfond.ru/actions/115; Держись, Джанета! - URL: http ://www.svoboda.org/content/article/24464759.html; Дети в мешках - URL: http://www. svoboda.org/ content/article/24415984.html; Холодный дом. - URL: http://www.svoboda.org/content/article/ 24381310. html; Право на слабость. - URL: http//www. svoboda.org/content/article/24180059.html; Выздоравливать невыгодно. - URL: http://www. svoboda.org/ content/article/24376498.html; Палочная дисциплина. -URL: http://www.vedomosti.ru/ lifestyle/news/9126271/ v alerij_panyushkin_palochnaya_discip lina; Про паганда глупости. - URL: http://www. svoboda.org/content/article/ 24394070.html; Хорошо подготовленный иск. - URL: http://www.svoboda.org/ content/article/24458130.html; Работать надо. - URL: http://www.svoboda.org/ con-tent/article/24400894.html; Водяное перемирие. - URL: http ://www. vedomosti.ru/friday/article/2008/11/07/13918; Логика в кризисе. - URL: http://www.vedomosti.ru/ friday/article/ 2009/02/20/14403; Страшная сила - URL: http://www.svoboda.org/content/article/24387750.html

жертвование сознательное «денег или каких-нибудь других материальных благ ради приобретения... Глупо думать, будто благотворитель ничего не приобретает. Если благотворитель религиозен, он приобретает бессмертие. Если сентиментален и не может без содрогания смотреть на сирот в обносках, то, подарив одежду детскому дому, приобретает комфорт. Компания, жертвующая на благотворительность, приобретает хорошую репутацию. Человек, оснастивший больницу или школу, чувствует себя умнее и ответственнее государства, т.е. приобретает самоуважение. В конце концов, даже человек, пожертвовавший две копейки непонятно на что, - и тот приобретает ощущение, что он не нищий. Одним словом, благотворительные фонды - это такие компании, которые продают людям возможность чувствовать себя хорошими людьми Дети лечатся, старики обихаживаются, школы строятся, и киты спасаются - в качестве побочного эффекта от этой торговли хорошим самоощущением. И это прекрасно. Резюмируем: торговля хорошим самоощущением. Продажа высокой самооценки за деньги»3. Такие тексты - редкость в журналистике, но они очень нужны. Личный опыт блогерства журналиста свидетельствует о том, что сегодня медиаплощадки Интернета могут быть использованы значительно лучше и интереснее, чем прежде4. Обнадеживает, что профессионально сделанные дневники, преследующие общечеловеческие конструктивные цели, востребованы аудиторией и значимо отделимы от бессмысленных. Считает социальную журналистику безнадежным занятием и, тем не менее, занимается ею как наиболее благородным видом человеческой деятельности.

Ольга Алленова - специальный корреспондент издательского дома «КоммерсантЪ». Пишет о детях-сиротах и программах борьбы с сиротством, о вопросах попечительства в социальной сфере, о волонтерах, о работе над изменениями в нормативно-правовых актах, регулирующих жизнь детских домов и интернатов5.

Мнение: предмет роскоши. - URL: http ://novitsky.livejournal.com/ 504106.html

4 URL: http://v-panyushkin.livejoumal.com/

5 Алленова О. Жизнь Джоди, или О детях, которых не усыновили. - URL: http://www.pravmir.ru/ zhizn-dzhodi/; «Нам не на кого надеяться, кроме самих себя». -URL: http//www.kommersant.ru/doc/ 2202990; Жизнь сиротская. - URL: http://www. kommersant.ru/doc/ 2405683; Закрытие Америки. Рассказывают несостоявшиеся усыновители. - URL: http://www.agregator.pro/ zakryitie-ameriki--rasskazyivayut-nesostoyavshiesy. 2274678.html; Пашкина четка. - URL: http://www. kommersant.ru/ doc/2443930; «Мы надеемся создать армию добровольцев». - URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2462190.

Занимается активной общественной деятельностью. Считает важным совместное достижение правительства и общественников, работавших над проектом реорганизации детских сиротских учреждений. О. Алленова выясняла, кто и как вербует добровольцев, почему молодые люди идут работать в интернаты и зачем они там нужны1; считает, что говорить о волонтерстве исключительно как о миссионерстве неправильно. Волонтерская помощь очень нужна детям в детских домах и интернатах, но она нужна и самим волонтерам. В Москве волонтёров немного, в списках известных НКО их 20 тыс., но практика показывает, что активна из этого списка всего треть. Многие люди просто не знают, куда можно прийти и как помогать. Если будет больше информации в СМИ и социальных сетях, то и численность волонтеров будет расти. Журналистка существенно продвинула в сознании аудитории новые общественные практики.

Лучшие практики как объект изучения: понимание и продвижение

Названные имена и издания, конечно, не исчерпывают список лучших практик. Он может быть продолжен не только именами журналистов, но и ссылкой на целые концепции, проекты и т.д. - на телевидении и радио, в новых медиа; в формах индивидуального и группового творчества; в творческих, организационных, маркетинговых и менеджерских стратегиях; в общенациональных и региональных СМИ. Мы предприняли данное исследование для того чтобы показать, что журналистика не стала абсолютно унифицированной и деперсонифициро-ванной, в ней достаточно места творчеству на всех уровнях медиапроизводства - а значит, и способов глубокого, сущностного взаимодействия с аудиторией, и средств воздействия на проблемные зоны общественной жизни. Изучая этот опыт, мы получаем возможность рассмотреть те стратегические ресурсы, которые находятся в распоряжении социальной журналистики и могут обеспечить эффективную реализацию гуманитарной повестки СМИ. Другие содержательные сегменты отечественной журналистики также открыты для изучения и выявления лучших практик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующий шаг в названном направлении - продвижение лучших практик. Мы полагаем, что в целом развитие стратегических ресурсов включает разработку таких аспектов: методологические основания (потребности общества в информационном обеспечении человеческого развития; принципы социальной журналисти-

1 Люди доброй воли. - URL: http://www. kom-mersant.ru/ doc/2453915

ки), технологические аспекты (приоритеты в выборе источников информации; предпочтительные жанры и форматы; разработка специальных методов и приемов); организационные особенности (сотрудничество с гражданскими организациями, интенсификация обратной связи, социальные проекты); учебно-воспитательные траектории (программы медиаобразова-ния, учебно-просветительские программы, внутрикорпоративная учеба; дистанционные программы, вузовская специализация)2.

Опыт, обзор которого был представлен, значим в каждом из этих аспектов. Он может быть оценен и освоен спонтанно - фактически так и происходит: все названные журналисты признаны профессиональным сообществом; официально - все удостоены наград. Однако наиболее эффективным представляется путь, в котором постижение открытий происходит организованно. Это учебные формы разного уровня. Среди них вузовские студийные программы и дискретные проекты; программы некоммерческих организаций для журналистов; корпоративные программы для журналистов и фрилан-серов; хакатоны с участием журналистов; дистанционные обучающие программы; просветительские интернет-программы. Но и среди этого образовательного многообразия выделяются вузовские программы и курсы, в рамках которых происходит планомерное изучение лучших практики на основе их формализованного описания. В частности, в учебном модуле «Социальная журналистика» на факультете журналистики Московского университета несколько дисциплин - «Работа социального журналиста», «Авторские технологии в социальной журналистике», «Социальное проектирование в российских СМИ» - построены на изучении реального опыта, формализованного на основе разработанной нами концепции гуманитарной повестки. Аналогичные курсы и программы действуют и в других российских вузах.

В заключение добавим, что изучение лучших практик и их продвижение необходимы новой российской журналистике. Это позволит учесть новые требования к журналистике в условиях развития медиаиндустрии и сохранить культурные традиции отечественной журналистики, обеспечив коммуникативным практикам современности преемственность и опору на национальные особенности восприятия и интерпретации медиакартины социального мира.

2 Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. -М.: МедиаМир, 2014.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №3, том 1, 2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бердяев, Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX и начала ХХ века. -СПб.: Азбука-классика, 2008.

2. Бережная, М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.

3. Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: МедиаМир, 2013.

4. Дзялошинский, И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. - М.: Престиж, 2006.

5. Дзялошинский, И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. - М.: Изд-во АПК и ППРО, 2013.

6. Есин, Б.И. Репортажи В.А. Гиляровского. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

7. Журналистика социальной сферы / под ред. В.И. Новикова, И.В. Старостенкова. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

8. Журналистика. Общество. Ценности / ред.-сост. В.А. Сидоров. - СПб.: Петрополис, 2012.

9. Иваницкий, В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. - М.: Изд-во МГУ, 2010.

10. История русских медиа 1989-2011. Версия «Афиши». - М.: Компания Афиша, 2011.

11. Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. - М.: Логос,

2010.

12. Костюченко, Е. Условно ненужные. - М.: Common place, 2014.

13. Лонская, А. Репортаж. От идеи до гонорара. - М.: Аспект Пресс, 2015.

14. Массмедиа и ценностные отношения общества / под ред. Г.В. Лазутиной. - М.: МедиаМир,

2013.

15. Мурсалиева, Г. Междуцарствие в головах: новейшая история российского сознания. - М.: Смысл, 2006.

16. Русский очерк. 40-50 годы XIX века / под ред. В.И. Кулешова. - М: Изд-во МГУ, 1986.

17. Соколова, В.Ф. Народознание и русская литература XIX века. - М.: Едиториал УРСС,

2009.

18. Соколов-Митрич, Д. Реальный репортёр. Почему нас этому не учат на журфаке?! - СПб.: Питер, 2014.

19. Социальная журналистика: профессия и позиция / под ред. Т.И. Фроловой. - М.: АСИ,

2005.

20. Фролова, Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. - М: МедиаМир, 2014.

21. Фролова, Т.И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарная повестка в журналистике. - М: АСИ, 2009.

22. Фролова, Т.И. Технологии социальной журналистики: опыт систематизации источников информации // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 4(19). - С. 57-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.