DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10106
О.В.Полянок - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Управления персоналом» ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет», polyanok@mail.ru,
O.V.Polyanok - candidate of psychology, associate professor of the Personnel management Department FSBEL HE «The Ural State Mining University»;
Т.И.Шемонаев - кандидат философских наук, доцент кафедры «Философии и культурологии» ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет», polyanok@mail.ru,
T.I.Shemonaev - candidate of philosophy, associate professor of the Philosophy and cultural science Department FSBEL HE «The Ural State Mining University».
ЛОЖЬ КАК ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕРСОНАЛА LIE AS AN INDICATOR OF THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PERSONNEL
Аннотация. Согласно мнению международных экспертов, эмоциональный интеллект является одной из приоритетных компетенций, так как уровень его развития влияет не только на выстраивание деловых и межличностных отношений, но и обуславливает принятие эффективных экономических решений. Несмотря на положительное влияние эмоционального интеллекта на деятельность человека, существует ряд негативных особенностей: так, развитый эмоциональный интеллект связан с макиавеллизмом, ложью, агрессией, межличностной девиацией. В статье рассматриваются мотивы и виды лжи в период взрослости, динамика изменений отношения ко лжи. Проанализированы гендерные отличия использования лжи в социальных взаимоотношениях, а также особенности ее распознавания у мужчин и женщин. Обозначены возможные причины динамики проявления лжи и их связь с компонентами эмоционального интеллекта.
Annotation. According to international experts, emotional intelligence is one of the priority competencies, since its level of development affects not only the building of business and interpersonal relationships, but also determines the adoption of effective economic decisions. Despite the positive impact of emotional intelligence on human activities, there are a number of negative features: thus, developed emotional intelligence is associated with Machiavellianism, lie, aggression and interpersonal deviation. The article discusses the motives and types of lie during adulthood, dynamics of changes in attitude towards lie. The gender differences in the use of lie in social relationships, as well as the features of its recognition in men and women, are analyzed. The possible causes of the dynamics of the manifestation of lie and their relations with the components of emotional intelligence are identified.
Ключевые слова: компетенции, эмоциональный интеллект, ложь, виды лжи, гендерные и возрастные особенности лжи.
Keywords: competencies, emotional intelligence, lie, types of lie, gender and age features of lie.
Согласно результатам исследований, проводимых компанией Accenture, в эпоху цифровой экономики наряду с навыками владения цифровыми технологиями одинаковую значимость приобретают коммуникативные навыки и навыки коллективного решения проблем. Данные, представленные компанией PWC, а также мнения экспертов Всемирного экономического форума позволили определить компетенции, которые будут востребованы в ближайшем будущем [12,16]. При ранжировании ожиданий работодателей и соотнесении их с общемировыми тенденциями развития экономики и общества приоритет был отдан компетенциям, связанным с командным и коммуникативным взаимодействием, вторую позицию заняли компетенции, связанные с саморазвитием специалиста, на третьем месте стоят профессиональные знания и навыки. Анализируя спрос как отечественных, так и зарубежных работодателей, можно заметить, что наиболее востребованными компетенциями являются умение управлять людьми, сотрудничать, когнитивная и социальная гибкость, проявление персональной ответственности и эмпатии сотрудников компании, навыки построения и сохранения отношений, способность мотивировать и воздействовать на других, способность к саморазвитию и успешному функционированию в разнопоколенческой профессиональной среде (исследование Delivering the workforce for the future, проводимое компанией Mercer and Oliver Wyman). Все эти «человеческие» компетенции входят в структуру эмоционального интеллекта [14].
Эмоциональный интеллект (далее - ЭИ), согласно определению М.Н.Бочковой и Н.В. Мешковой, является особым видом интеллекта, «который отвечает за распознавание, понимание, использование и управление эмоциями, как собственными, так и окружающих людей, с которыми субъект вступает во взаимодействие»^]. Изучением ЭИ впервые занялся физиолог Р.Бар-Он в 1988г. Позднее, в 1993 г., Питер Салоуей и Джон Мейер в работе «The intelligence of emotional intelligence», основываясь на нейрофизиологических исследованиях, обосновали концепцию ЭИ: эмоции, обеспечивающие оценку человеком значимости воздействия на него отдельных факторов, стимулируют активность специализированных структур головного мозга (Изменение поведения индивида связано с влиянием, которое оказывает миндалевидное тело на кору головного мозга. Именно в отделах головного мозга, отвечающих за эмоциональное реагирование, происходит выбор варианта решения проблемной ситуации (А. Дамосио)) [17]. Влияние нерациональных факторов (эмоций) на принятие экономических решений было доказано в 2002г. Д. Конеманом и получило международное признание (Нобелевская премия): люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом «лучше принимают решения, эф-
фективнее действуют в критических ситуациях, сталкиваясь с эмоциональной проблемой, они переводят ее в интеллектуальную задачу и решают именно как задачу, которая не раздражает и досаждает, а стимулирует поиск различных вариантов ее решения»[6].
С того момента изучение ЭИ стало особенно интенсивным. В частности, отечественными и зарубежными исследователями были определены основные функции ЭИ и его значение для жизнедеятельности человека [9]:
1) формирование механизма социальной адаптации;
2) обеспечение работоспособности;
3) эффективное выстраивание деловых и межличностных отношений;
4) повышение стрессоустойчивости.
Эмоциональный интеллект персонала также играет важную роль в конкурентоспособности организации. Проведя исследование 120 предприятий, Д. Гоулман установил, что аналитические способности руководителей способствуют увеличению прибыли компании на 50%, в то время как уровень развития социальных компетенций обеспечивает рост прибыли на 390% при том условии, что руководитель обладает способностями к самоменеджменту. Это позволяет сделать вывод, что особенности эмоционального интеллекта руководителя в большей степени влияет на экономический эффект деятельности, чем его познавательные способности:
а) развитый эмоциональный интеллект способствует более эффективному формулированию целей, определению стратегии развития организации;
б) на основе способности адекватно понимать эмоции подчиненных у сотрудников формируется осознание значимости выполняемой работы и ответственный подход к решению производственных проблем;
в) способность к регуляции эмоционального состояния позволяет осуществлять выбор наиболее эффективной стратегии выхода из стрессовых ситуаций;
г) высокий эмоциональный интеллект способствует использованию нестандартного подхода к преодолению внутриорганизационных и межличностных конфликтов, помогает в анализе и переоценке неадекватных личностных переживаний;
д) эмоциональный интеллект влияет на процессы принятия управленческих решений (снижает ригидность управленческих решений, повышает их оригинальность и креативность, помогает расставить приоритеты для подчиненных, способствует реализации принятых решений) [6].
Л.Цвиичем были определены особенности менеджмента, оказывающие влияние на проявление эмоционального интеллекта сотрудников в организации[10]:
а) размер организации (количество сотрудников) - наиболее высокий уровень эмоционального интеллекта, связанного с достижением целей, отмечен у сотрудников предприятий с численностью от 100 до 500 человек;
б) рабочее место - максимальный уровень эмоционального интеллекта, связанный с целеустремленностью и конкурентоспособностью, демонстрируют сотрудники, проработавшие 10 лет на одном рабочем месте;
в) рабочее время - сотрудники, рабочая неделя которых составляет 50 и более часов, имеют наиболее низкий уровень эмоционального интеллекта, связанного с конкурентным поведением, они выбирают лучший способ достижения цели, но не испытывают удовлетворения от достигнутых результатов. Наиболее устойчивы и эффективны в конкуренции сотрудники, у которых продолжительность рабочей недели от 30 до 40 часов.
Однако, несмотря на положительное влияние ЭИ на жизнь человека, зарубежными учеными были выявлены и негативные особенности личности и поведения человека в социальном взаимодействии, которые обусловлены высоким или низким уровнем развития ЭИ. Так, рядом зарубежных исследователей (И. Зих и коллеги) было установлено, что низкий уровень эмоционального интеллекта связан со склонностью к агрессивному взаимодействию, при этом его высокий уровень обуславливает стремление человека к просоциальному пове-дению[18]. К. Котэ и соавторы, проведя исследования нравственности и особенностей идентичности личности, определили, что людям, обладающим высокой способностью регулировать собственные эмоции, свойственен макиавеллизм и сильная межличностная девиация. Ученые объясняют это тем, что, с одной стороны, способность регулировать эмоции облегчает поведение, усиливая мотивационные эффекты личностных черт [15], а с другой стороны, антисоциально направленное поведение имеет гендерные особенности связи с эмоциональным интеллектом. Так, женщины, склонные к психологическому буллингу в отношении других, издевательствам и злым сплетням, обладают, в отличии от мужчин, высоким уровнем эмоционального интеллекта. Одновременно существует противоположная позиция. А. Бэкон и Л. Реган экспериментально доказали, что высокий уровень эмоционального интеллекта опосредует девиантное поведение личности: так, эмоциональный интеллект женщин чаще проявляется во лжи, манипулировании другими людьми и моралью, в то время как демонстрация эмоционального интеллекта у мужчин реализуется в прогулах, обмане, поджогах, вандализме, при этом у них недостаточно развита способность влияния на чужие эмоции [13]. Высокий уровень эмоционального интеллекта, проявляющийся в способности управлять собственными эмоциями у мужчин ограничивает выраженность личностной особенности, связанной с поиском острых ощущений, в делинквентном поведении, а у женщин — наоборот, стимулирует проявление данной черты характера. К. Мёллер и К. Квантес, изучая предпочтения выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации, установили взаимосвязь между конфликтным поведением в реальной ситуации, предпочитаемой стратегией разрешения конфликта и компонентами эмоционального
интеллекта[15]. Авторами было установлено, что, во-первых, предпочтения в решении конфликтов определяют реальное поведение вне зависимости от социальной желательности; во-вторых, люди, имеющие высокий уровень способности к осознанию и управлению собственными эмоциями, более склонны в реальной ситуации конфликта к конфронтации и унижению другого человека, они так же считают это приемлемыми стратегиями поведения в конфликте; в-третьих, способность использования эмоций как компонент эмоционального интеллекта проявляется в манипулировании или вербальной агрессии, данное поведение является в одинаковой мере желаемым, приемлемым и предпочтительным при выборе и реализации стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Таким образом, исследователи предполагают, что понимание чужих эмоций способствует выбору более изощренных стратегий для нанесения большего вреда противнику в ситуации конфликта при наличии у субъекта чувства враждебности.
Несмотря на то, что за последнее десятилетие во всех странах мира отмечается повышенный интерес к эмоциональному интеллекту и увеличивается число компаний, предлагающих индивидуальные и групповые (в т.ч. корпоративные) программы его развития, согласно данным Калифорнийской организации Six Seconds, общий уровень эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов постоянно снижается. Это наиболее заметно в снижении выраженности следующих компетенций: управление эмоциями - на 3,3 %, внутренняя мотивация - на 2,9% и эмпатия - на 2,4% [7],что проявляется в возрастании недоверия к окружающим, боязни быть обманутым и опасении установления искренних и бескорыстных отношений.
Большинство исследователей, как отечественных, так и зарубежных, отмечают, что особенности ЭИ часто проявляются во лжи: в зависимости от ситуаций и причин, обуславливающих ложь, стратегиях лжи и реализуются в разнообразии репертуара лжи и в предпочтении ее видов.
Ложь как механизм межличностых коммуникаций, направленных на формирование у адресата искаженных представлений о деятельности, вызывает в обществе двойственное отношение. Оно изменяется в зависимости от факторов: эпохи, культуры, общественных ценностей, последствий лжи, демографических и личностных особенностей, целей и мотивов лжи.
В каждой культуре существует различное понимание допустимости и восприятия лжи. В современной системе мультикультурного и разнопоколенческого взаимодействия происходит перенос критериев оценки лжи и конвенций из одного общества на восприятие лжи в другом обществе. Несовпадение культур и коммуникативных кодов приводит к возникновению барьеров взаимодействия и непонимания. Поэтому важно рассмотреть особенности мотивов и проявлений лжи, а также проследить взаимосвязь ЭИ с ложью с целью прогноза возможных проблем социального взаимодействия.
Рассматривая ложь в детском возрасте, исследователи определяют ее не как ложь в общепринятом смысле этого слова, а как форму переживания ребенком собственных фантазий, связанную с его игровым поведением. При этом отмечается позитивное влияние данной формы переживания на развитие творческого потенциала ребенка.
Анализируя феномен лжи в более старшем возрасте, ученые начинают обращать внимание на ее причины. Так Ф. Олдрет выделил пять основных причин лжи [5]:
а) защита от неловкости/стыда (мотивом лжи является стремление скрыть интимные подробности жизни, своеобразная «одежда» для психики);
б) стремление к личному преимуществу (стремление к благу заложено в природе человека, а путь наименьших энергозатрат является принципом живой материи, в этом случае ложь является естественным жизненным процессом как с психологической, так и с биологической позиции);
в) избегание наказания/страданий (при этом стремление помочь ближнему и избегание личного наказания не рассматриваются как идентичные);
г) сохранение социальных и межличностых отношений (Ложь обусловлена социальными инстинктами человека, определяющими способность к сохранению коллективных форм взаимодействия и непосредственного участия в них. Отсутствие такой лжи является симптомом социопатии);
д) спасение других/стремление представить себя в более выгодном свете (данный мотив связан с осознанной или неосознанной формой инстинктивной реакции);
е) стремление человека к личной выгоде (базируется на социальных инстинктах).
Таким образом, в зависимости от мотивов ложь рассматривают как показатель психического здоровья и естественный процесс жизнедеятельности, свойственные человеку как живому биологическому и социальному существу.
В процессе онтогенеза человек осваивает разные виды лжи. В зарубежных работах чаще всего упоминаются два вида лжи: явная ложь (информация отлична или диаметрально противоположна истине) и преувеличение (сообщаемая информация превосходит истинные данные)[5,11]. В отечественных исследованиях ложь классифицируют по трем основным критериям (фактическая истинность или ложность утверждения, вера говорящего в истинность или ложность утверждения, наличие или отсутствие у говорящего намерения ввести в заблуждение слушающего), что позволяет представить более полную градацию проявлений лжи (В.В Знаков) [3]:
1. «Случайная правда» - субъект сомневается в истинности своего суждения, но по тем или иным причинам делает его.
2. Заблуждение - человек верит в реальность существования чего-то, но ошибается - в результате он говорит неправду, считая ее правдой.
3. Неправда - человек в шутку сознательно искажает правду. Это метафоры, ирония, аллегории.
4. Вранье - не рассчитано на веру и не ставит цель обмануть собеседника, не служит для получения личной выгоды. Фантазии.
5. Обман - основан на желании создать у собеседника ложное представление о предмете обсуждения без искажения реальных фактов. Обычно основывается на эффекте обманутого ожидания.
6. Мнимая ложь - человек может думать, что он лжет, сообщая собеседнику истину.
7. Самообман - человек, получая какое-то знание, не верит в его правдоподобие или отрицает его. Субъект знает, что отрицаемое суждение является ложным, и в то же время убеждает себя в его истинности.
8. Ложь - умышленная передача сведений, не соответствующих действительности. Говорящий имеет намерение обмануть партнера.
Использование данной классификации лжи позволяет более точно определить ее проявления в зависимости от пола и возраста.
Так, изучив особенности лжи, Т.Б.Гусева выявила, что у мужчин ложь ситуативно обусловлена и направлена на достижение конкретного результата, они чаще прибегают ко лжи в семейных и интимно-личных отношениях [2]. Женщины используют более разнообразный репертуар лжи при выборе стратегий, ориентированных на отсроченную реализацию и достижение цели. Они склонны чаще утаивать, умалчивать, используют пассивные виды лжи в качестве психологической защиты для сохранения отношений и манипуляции.
Б.Г. Мещеряков и А.В. Некрасова, изучая гендерные особенности самовосприятия человеком склонности ко лжи, заметили, что женщины-макиавеллистки прибегают чаще ко лжи для достижения собственных целей, манипулируя другими людьми, но они оценивают себя как доверчивых и неспособных самим распознать ложь[4]. В свою очередь мужчинам свойственна переоценка своих возможностей в распознавании лжи, способность ко лжи у них напрямую связана со способностью к ее распознаванию.
Мотивация и доминирование видов лжи изменяются с возрастом. Так Ю.С.Смирнова, изучая у людей разных возрастных категорий предпочтения видов лжи и обуславливающих ее мотивов, выявила, что человек в период раннего взросления, когда сталкивается с необходимостью самостоятельного решения проблем, принятия ответственных решений и преодоления трудностей, приспосабливается к новым изменениям профессиональной и личной жизни, происходит расширение сферы искажения информации (мотивов лжи) [8]. Мужчины в данном возрастном периоде более мотивированы на ложь по сравнению с женщинами. При этом ложь связана с использованием сообщаемой информации и более разнообразна по проявлениям.
Наиболее часто в период раннего взросления как мужчины, так и женщины прибегают к следующим видам лжи:
1. Ложь во благо (ложь, которая в случае ее раскрытия принесет адресату или третьим лицам значительный вред, но в то же время представляет собой значительную выгоду адресату или обществу в целом - «благородная ложь», «святая ложь»). Данный вид лжи считается социально допустимым при определенных обстоятельствах (например сокрытие правды связано с защитой от психологической боли / вреда. В данном случае ложь воспринимается как выражение сострадания и эмпатии). Причины, обуславливающие данный вид лжи связаны с намерением снизить выраженность конфликта / конфликтной направленности, стремлением завершить разговор на неудобную тему, избеганием унижения / позора, завершением отношений, стремлением сохранить свой внутренний мир, защитить личную жизнь.
2. «Этикетная ложь» - осуществляется на основе всеобщего договора о соблюдении этикета. Данный вид лжи связан с желанием соответствовать общепринятым правилам общества, стремлением сделать более легким взаимодействие с людьми при помощи соблюдения правил этикета (комплименты, выражение готовности / благодарности и т.д.). Считается самым безобидным видом лжи. При этом в период ранней взрослости отмечаются гендерные предпочтения лжи. Так, мужчины сориентированы на «ложь-умолчание» (как полагают респонденты, умолчание менее осуждаемо из-за своей пассивности по сравнению с ложью). К этому виду лжи прибегают как к наиболее легкому пути избегания конфликта / неприятия разговора / желания не предстать в невыгодном свете перед другими людьми.
3. Женщины предпочитают использовать ложь-самопрезентацию с целью произвести впечатление на малознакомых людей, показать себя с выгодной стороны, создать социальный имидж, самоутвердиться (поскольку в этом возрасте человек активно взаимодействует с разными категориями людей, возникает необходимость самостоятельного поиска оптимальных способов социального взаимодействия).
4. Однако в равной мере представителями обоих полов осуждается и вызывает негативное отношение «ложь-сплетня» (наговор или распространение информации, которая не должна быть известна третьим лицам). Чаще всего она связана с распространением негативной информации, воспринимается как признак низкой общей и коммуникативной культуры, а также как проявление конфликтности личности.
В периоды средней и поздней взрослости негативное отношение наряду с «ложью-сплетней» вызывает «ложь-умолчание». Более лояльно в равной мере, как мужчины, так и женщины, относятся ко «лжи-самопрезентации» и «этикетной лжи». Одновременно отмечается тенденция к уменьшению частоты лжи с увеличением возраста. Это объясняется социальной зрелостью, определением и расставлением жизненных приоритетов, сформированностью круга социального взаимодействия и профессиональной уверенностью. Ложь в основном используется для защиты близких людей, семьи, личного пространства.
Также было отмечено, что с возрастом увеличивается способность к распознаванию лжи, при этом сохраняются гендерные различия распознавания: мужчины в основном обращают внимание на пантомимику, жесты и речь говорящего, а женщины - на мимические проявления.
Хотя пика своего развития ЭИ достигает к 40-49 годам, его компоненты, связанные со стремлением к самосовершенствованию более выражены в молодости, а затем постепенно снижаются, в свою очередь эмпатия и самомотивация - наоборот, с возрастом проявляются в большей степени.
При этом ложь, выполняя прежде всего адаптивную функцию, с возрастом используется для обеспечения комфортных условий социального взаимодействия, в большей степени направлена на близких людей и менее разнообразна по проявлениям. С возрастом люди становятся более избирательны к ситуациям, в которых, по их мнению, допустима ложь, и прибегают к ней реже. Одновременно с этим они становятся более внимательны и аналитичны к восприятию и оценке получаемой информации (лживость / достоверность).
В более молодом возрасте ко лжи прибегают как к наиболее легкому способу вхождения в новый социум, не прогнозируя последствия ее использования (коммуникативные затруднения, непонимание, конфликты, утрату доверия, потеря статуса, испорченная репутация и др.).
Таким образом, ложь, являясь одним из механизмов социального поведения, выступает в качестве индикатора развития и сформированности компонентов ЭИ, связанных с самооценкой, оценкой ситуаций, прогнозированием собственного поведения и поведения окружающих людей. Выполняя защитные и адаптивные функции, ложь одновременно может обеспечить сиюминутную и ситуативную эффективность межличностного и делового взаимодействия, но при этом причинить моральный и материальный ущерб в ближней и отдаленной перспективе, нарушив отношения между людьми, привести к ряду неблагоприятных последствий. Поэтому при развитии ЭИ необходимо обращать внимание не только на способы эффективной самопрезентации и общения, но и на развитие навыков критического мышления, связанного с отбором и анализом информации, построением эффективных способов выбора взаимодействия, ориентированного на долгосрочную перспективу.
Источники:
1. Бочкова М.Н., Мешкова Н.В., Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования// Современная зарубежная психология.- 2018. - Том 7. - № 2.- С. 49—59.
2. Гусева Т.Б. Феномен лжи : представлении и отношение ко лжи в юности и зрелости//Новое слово в науке: перспективы развития.- 2014.- №1(1). - С.108-111.
3. Знаков В.В.Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. -1993.- №2. - С.9-16.
4. Мещеряков Б.Г., Некрасова А.В. Ложь и правда в повседневной жизни // Человек. - 2015. - № 6. - С. 8795.
5. Олдрет Ф. Детекция лжи и обмана. - Москва: .ОЛМА-ПРЕСС. - 2005. - 320 с.
6. Осичка А.В. Эмоциональный интеллект как фактор повышения качества руководства и эффективности работы компании//Науковий вюник Одеського нацюнального економiчного ушверситету.- 2015.- № 8.- С. 134-153.
7. Почем проблемы с кадрами? // Harvard Business Review
8. Смирнова Ю.С. Гендерные особенности лжи в подростковом возрасте и в период взрослости // Научные горизонты.- 2018.- №11(15).- С.324-332.
9. Ходько Н.В. Эмоциональный интеллект в системе оценки персонала. http://eHb.bsu.by/bitstream/123456789/191703/1/466-469.pdf.
10. Цвиич Л. Анализ связи между эмоциональным интеллектом и отдельными характеристиками менеджера по результатам исследования проведенного в Сербии// Белгородский экономический вестник.- 2013. -№ 1 (69). - С. 77-82.
11. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь- Санкт-Петербург: Питер.- 2013.-480 с.
12. 20й Ежегодный Опрос Руководителей крупнейших компаний мира PWC.//http://www.pwc.com/talentchallenge.
13. Bacon A.M., Regan L. Manipulative relational behaviour and delinquency: sex differences and links with emotional intelligence // The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology. 2016. Vol. 27. № 3. P. 331—348.
14. Delivering the workforce for the future // http://www.oliverwyman.com/content/dam/oliver- wy-man/v2/publications/2017/oct/Delivering
15. Moeller C., Kwantes C.T. Too Much of a Good Thing? Emotional Intelligence and Interpersonal Conflict Behaviors // The Journal of Social Psychology. 2015. Vol. 155. № 4. P. 314—324. doi:10.1080/00224545.2015.1007029
16. Skills in the digital economy and the challenges of the education system/ International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 5, no. 1, 2017, pp. 19 - 25.
17. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9. № 3. P. 185— 211.
18. Zych I., Ortega-Ruiz R., Marin-Lopez I. Emotional content in cyberspace: Development and validation of Emotions Questionnaire in adolescents and young people // Psicothema, 2017. Vol. 29. № 4. P. 563—569
Sources:
1. Bochkova M.N., Meshkova N.V., Ehmotsional'nyi intellekt i sotsial'noe vzaimodeistvie: zarubezhnye issledo-vaniya// Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya.- 2018. - Tom 7. - № 2.- S. 49—59.
2. Guseva T.B. Fenomen lzhi : predstavlenii i otnoshenie ko lzhi v yunosti i zrelosti//Novoe slovo v nauke: perspek-tivy razvitiya.- 2014.- №1(1). - S.108-111.
3. Znakov V.V.Nepravda, lozh' i obman kak problemy psikhologii ponimaniya // Voprosy psikhologii. - 1993.- №2.
- S.9-16.
4. Meshcheryakov B.G., Nekrasova A.V. Lozh' i pravda v povsednevnoi zhizni // Chelovek. - 2015. - № 6. - S.
87-95.
5. Oldret F. Detektsiya lzhi i obmana. - Moskva: .OLMA-PRESS. - 2005. - 320 s.
6. Osichka A.V. Ehmotsional'nyi intellekt kak faktor povysheniya kachestva rukovodstva i ehffektivnosti raboty kompanii//Nauchnyi vestnik Odesskogo natsional'nogo ehkonomicheskogo universiteta.- 2015.- № 8.- S. 134-153.
7. Pochem problemy s kadrami? // Harvard Business Review
8. Smirnova Yu.S. Gendernye osobennosti lzhi v podrostkovom vozraste i v period vzroslosti //Nauchnye gorizon-ty.- 2018.- №11(15).- S.324-332.
9. Khod'ko N.V. Ehmotsional'nyi intellekt v sisteme otsenki personala. http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/191703/1/466-469.pdf.
10. Tsviich L. Analiz svyazi mezhdu ehmotsional'nym intellektom i otdel'nymi kharakteristikami menedzhera po re-zul'tatam issledovaniya provedennogo v Serbii//Belgorodskii ehkonomicheskii vestnik.- 2013. -№ 1 (69). - S. 77-82.
11. Ehkman P. Psikhologiya lzhi. Obmani menya, esli smozhesh'- Sankt-Peterburg: Piter.- 2013.-480 s.
12. 20i Ezhegodnyi Opros Rukovoditelei krupneishikh kompanii mira PWC.//http://www.pwc.com/talentchallenge.
13. Bacon A.M., Regan L. Manipulative relational behaviour and delinquency: sex differences and links with emotional intelligence // The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology. 2016. Vol. 27. № 3. P. 331—348.
14. Delivering the workforce for the future // http://www.oliverwyman.com/content/dam/oliver- wy-man/v2/publications/2017/oct/Delivering
15. Moeller C., Kwantes C.T. Too Much of a Good Thing? Emotional Intelligence and Interpersonal Conflict Behaviors // The Journal of Social Psychology. 2015. Vol. 155. № 4. P. 314—324. doi:10.1080/00224545.2015.1007029
16. Skills in the digital economy and the challenges of the education system/ International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 5, no. 1, 2017, pp. 19 - 25.
17. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9. № 3. P. 185— 211.
18. Zych I., Ortega-Ruiz R., Marin-Lopez I. Emotional content in cyberspace: Development and validation of Emotions Questionnaire in adolescents and young people // Psicothema, 2017. Vol. 29. № 4. P. 563—569.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10107
Н.В. Просвирина - доцент кафедры «Управление персоналом», к.э.н., ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», nata68.92@mail.ru,
N.V. Prosvirina - associate professor at the department of «Personnel Management», candidate of economic sciences, Moscow aviation institute (national research university).
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МАЛОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ANALYSIS OF SMALL AVIATION PROBLEMS IN RUSSIA AND POSSIBLE WAYS OF THEIR SOLUTION
Аннотация. Сфера применения самолетов малой авиации в нашей стране, с ее географическими и климатическими особенностями, весьма велика. Использование малой авиации необходимо для развития Арктической зоны; выполнения различных сельскохозяйственных работ; предупреждения и тушения лесных пожаров; оказания срочной медицинской помощи; обнаружения и ликвидации кризисных природных и техногенных ситуаций; мониторинга окружающей среды; геологоразведки, получения метеопрогнозов; борьбы с браконьерами и решения многих других задач (обучение летным навыкам, спорт, туризм, реклама и др.). Поэтому актуальность анализа проблем, связанных с развитием малой авиации, не вызывает сомнений. Целью настоящего исследования является анализ проблем малой авиации в России и возможные пути их решения. Для достижения поставленной цели в статье решены задачи: определен круг социально-экономических и военных задач, выполняемых с помощью малой авиации; выявлены причины упадочного состояния малой авиации РФ; рассмотрены задачи Программы развития малой и региональной авиации в РФ; предложен комплекс мер для решения задач воссоздания и развития транспортной системы малой авиации.
Annotation. The scope of application of small aircraft in our country, with its geographical and climatic features, is very large. The use of small aircraft is necessary for the development of the Arctic zone; performing various agricultural works; preventing and extinguishing forest fires; providing urgent medical care; detecting and eliminating crisis natural and man-made situations; monitoring the environment; geological exploration, obtaining weather forecasts; fighting poachers and solving many other tasks (training in flight skills, sports, tourism, advertising, etc.). Therefore, the relevance of the analysis of problems related to the development of small aircraft is not in doubt. The purpose of this study is to analyze the problems of small aircraft in Russia and possible ways to solve them. To achieve this goal, the article solved the problem: determined a range of socio-economic and military tasks that are performed by using small aircraft; identify the causes of depressive state of small aircraft of the Russian Federation; discussed objectives of the Program of development of small and regional aviation in the Russian Federation; the proposed measures for solving the tasks of reconstruction and development of the transportation system small aircraft.
Ключевые слова: малая авиация, проблемы региональной и малой авиации, авиационный персонал, законодательная база в области малой авиации, авиационная инфраструктура.
Keywords: small aviation, problems of regional and small aviation, aviation personnel, legislation in the field of small aviation, aviation infrastructure.