Научная статья на тему 'Loss of vision, speech, hearing, any part of the body or loss of its functions as the main symptoms of a serious injury'

Loss of vision, speech, hearing, any part of the body or loss of its functions as the main symptoms of a serious injury Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
73
729
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HARM TO HEALTH / SIGNS OF HEAVY HARM TO HEALTH / LOSS OF SIGHT / SPEECH / HEARING / LOSS OF ANY BODY OR LOSS BY BODY OF ITS FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Безручко Евгений Валерьевич

In article such basic signs of heavy harm to health of the person as sight loss, speech loss, hearing loss, loss of any body or loss by body of its functions are considered. The author in detail describes the specified signs of heavy harm to health of the person, illustrating the text of article examples from judicial-investigatory practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Loss of vision, speech, hearing, any part of the body or loss of its functions as the main symptoms of a serious injury»

Потеря зрения. Согласно п. 6.3 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, под потерей зрения понимается полная стойкая слепота на оба глаза или такое необратимое состояние, когда в результате травмы, отравления либо иного внешнего воздействия у человека возникло ухудшение зрения, что соответствует остроте зрения, равной 0,04 и ниже. Потеря зрения на один глаз оценивается по признаку стойкой утраты общей трудоспособности. Посттравматическое удаление одного глазного яблока, обладавшего зрением до травмы, также оценивается по признаку стойкой утраты общей трудоспособности. Определение степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в результате потери слепого глаза проводится по признаку длительности расстройства здоровья. В ходе проведенного нами исследования оценка тяжести вреда здоровью по признаку утраты зрения проводилась в крайне редких случаях, только в 8 % случаев умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего было признано таковым по признаку потери зрения.

Большинство авторов считает обоснованным признание потери зрения на один глаз тяжким вредом здоровью. Однако обоснование таких позиций различно. Так, некоторые считают потерю зрения на один глаз тяжким вредом по признаку потери органа [1, с. 327; 2, с. 26-28], другие - по признаку обезображения лица, обусловленного потерей глаза [3, с. 49], третьи - по признаку утраты трудоспособности [4, с. 85; 5, с. 300].

Потеря зрения на один глаз в значительной степени отражается на нормальной жизни человека, резко ограничивая его возможности читать, писать, заниматься определенным видом спорта, поступать на военную службу, занимать определенные должности и т.п. А.П. Громов отмечает, что «...при повреждении одного глаза нельзя исключить опасность слепоты на второй глаз (симпатическая офтальмия), а при оперативном удалении поврежденного глаза обычно возникает неизгладимое обезображение лица» [6, с. 108]. Как правило, из этого исходит и судебная практика. Так, П. был осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ за то, что он на дне рождения ударил своего приятеля Г., когда он поднес к губам рюмку с водкой. Осколок от разбитой рюмки попал в глаз Г., отчего потерпевший ослеп на один глаз*. Следует отметить, что «Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью» 1996 г. потерю зрения на один глаз расценивали как утрату органом его функции, а потерю глазного яблока рассматривали как потерю органа. Данный подход к оценке тяжести вреда здоровью по данному признаку нам кажется более целесообразным.

В случаях, когда не наблюдается полной потери зрения, правильнее было бы говорить о снижении функции органа зрения и при определении повреждения использовать признак длительности расстройства здоровья, так как «.повреждение зрения на один глаз коренным образом меняет функцию органов зрения в целом, сужает поле зрения, приводит к потере рельефности и замене бинокулярного зрения монокулярным» [7, с. 7].

Потеря речи. Согласно п. 6.4 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, под потерей речи понимается необратимая потеря способности выражать мысли членораздельными звуками, понятными для окружающих [8].

Следует отметить, что «Правила судебно-медицинского определения тяжести телесных повреждений» (1978) относили потерю речи не к самостоятельному признаку определения тяжести вреда здоровью, а к признаку потери какого-либо органа либо утрате органом его функции, что противоречило уголовному законодательству. Так, Н.И. Загородников полагал, что «.телесные повреждения, в результате которых у человека оказывается утрачен голос и сохраняется только возможность говорить шепотом», не относится к тяжким повреждениям [3, с. 51]. Полагаем, что и в таких случаях причиненный здоровью вред должен признаваться тяжким, т.к. возможность нормального разговорного общения здесь уже необратимо нарушена. В связи с этим следует поддержать и точку зрения А.П. Громова, который к тяжким повреждениям относил и сильное заикание [6, с. 108]. Проведенное нами исследование показало, что данный признак практически не встречается в судебно-следственной практике, что свидетельствует об ограниченном его использовании в практике судебно-медицинской экспертизы.

Потеря слуха. Согласно п. 6.5 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, под потерей слуха понимается полная стойкая глухота на оба уха или такое необратимое состояние, когда человек не слышит разговорную речь на расстоянии 3 -5 см

от ушной раковины. Потеря слуха на одно ухо оценивается по признаку стойкой утраты общей трудоспособности [8].

«Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью» (1996) потерю слуха на одно ухо рассматривали как утрату органом его функции и на основании этого признака относили к тяжкому вреду здоровью, что представляется нам более предпочтительным. А.П. Громов считает, что потерю слуха на одно ухо у детей необходимо признавать тяжким повреждением, т.к. оно ведет к неправильному формированию речи и затрудняет понимание детьми чужой речи [9, с. 11]. Он также полагает, что потеря слуха на одно ухо при наличии у потерпевшего односторонней глухоты должно признаваться тяжким телесным повреждением, т.к. у потерпевшего в таких случаях утрачивается слух как функция [6, с. 108-112].

В ходе проведенного исследования нам не встретилось случаев определения тяжести вреда здоровью по признаку потери слуха, несмотря на тот факт, что оценка конструктивной способности органа слуха не является редкостью в практике судебно-медицинской экспертизы. Данный факт объясняется тем, что большая часть повреждений органа слуха является следствием черепно-мозговой травмы. Так как эти повреждения являются опасными для жизни, то указанный признак и определяет оценку степени их тяжести. М.И. Галюкова считает, что практическое значение потери слуха как самостоятельного признака тяжкого вреда здоровью незначительно [10, с. 112].

Однако мы полагаем, что в повседневной жизни, особенно в настоящее время, когда поведение человека в быту, производственная деятельность связаны с необходимостью получения большого количества информации, часто воспринимаемой на слух (электронные аудиокниги), даже незначительное понижение слуха создает для человека значительные трудности, ограничивает возможности общения и профессиональной деятельности. В связи с этим представляется, что есть все основания для того, чтобы утрату слуха на одно ухо отнести к числу тяжкого вреда здоровью человека. Если же в результате травмы у потерпевшего слух сохраняется, однако удалена ушная раковина, действия виновного должны квалифицироваться как тяжкий вред здоровью по признаку неизгладимого обезображивания лица. В настоящее время отсутствие одной ушной раковины или части ее (1/3 и более) оценивается как 15 % стойкой утраты общей трудоспособности (п. 29 Таблицы процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин).

Потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций. По признаку потери какого-либо органа либо утраты органом его функций «Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», понимают: «...потерю руки или ноги, т.е. отделение их от туловища или стойкую утрату ими функций (паралич или иное состояние, исключающее их функции); потеря кисти или стопы приравнивается к потере руки или ноги (п. 6.6.1.). Это также и повреждения половых органов, сопровождающиеся потерей производительной способности, потеря одного яичка (п.п. 6.6.3.). Потеря производительной способности выражается у мужчин в способности к совокуплению или оплодотворению, у женщин - в способности к совокуплению или зачатию или вынашиванию и деторождению (п. 6.6.2.) [8]. По этому признаку повреждение относится к тяжкому вреду здоровью, если вследствие повреждения внешних половых органов утрачивается способность к нормальному совокуплению либо, когда женщина вследствие повреждения матки, яичников или труб лишается возможности зачать, нормально выносить плод и разрешиться от бремени. Однако в литературе высказывались предложения об отнесении к тяжким телесным повреждениям потери женщиной способности к вскармливанию новорожденного [6, с. 109]. Здесь есть основания говорить об утрате органа или его функций, но только в тех случаях, когда не функционируют обе грудные железы. В связи с этим представляется целесообразным дополнить п. 6.6.2. «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», указанием на утрату способности к вскармливанию ребенка.

Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, не дают определения понятия органа. В юридической литературе приводятся различные определения этого понятия. Так, А.С. Никифоров пишет: «Органом следует считать такую часть тела, которая выполняет в организме человека специальную функцию, имеющую существенное значение для деятельности всего организма в целом» [2, с. 23]. Но в организме человека отсутствуют органы, не имеющие «существенного» значения. Каждый орган имеет свое предназначение и важен для

нормального функционирования всего организма в целом. Существует и другая точка зрения, согласно которой авторы, говоря о потере органа, полагают, что закон имеет в виду утрату не всякого органа, а лишь такого, который может быть потерян без причинения расстройства здоровья в тесном смысле этого слова [11, с. 44-45]. Данное утверждение представляется не совсем верным, т.к. невозможно представить случаи, когда происходит утрата органа без повреждения здоровья. Любой орган человека выполняет специальную функцию в организме, и его утрата влечет за собой определенные последствия для организма в целом, т.к. соответствующая функция прекращается либо она перекладывается на другой парный орган, что также негативно отражается на здоровье. Орган -часть организма, представляющая собой эволюционно сложившийся комплекс тканей, объединенный общей функцией, структурной организацией и развитием [12, с. 57]. На наш взгляд, наиболее удачным и правильным следует признать определение понятия органа, которое дано М.М. Гродзинским: «Органом тела является важная часть его, выполняющая определенную функцию, необходимую для правильного существования всего организма (таковы: руки, ноги, язык, половые органы, печень и др.)» [13, с. 26].

Некоторые органы человеческого организма являются парными (руки, ноги, глаза, уши, почки, надпочечники, яичники, маточные трубы и др.). В связи с этим существует проблема правовой оценки потери одного из парных органов. П.А. Дубовец считает, что «.под потерей органа следует понимать удаление любого органа, в том числе и любого из парных органов (руки, ноги, глаза, почки и т.д.), так как каждый орган имеет существенное значение для организма человека» [14, с. 71]. При потере одного из парных органов оставшийся орган значительно уменьшает функциональные возможности организма.

Существующие правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью дают исчерпывающий перечень органов, утрата которых либо их функций подпадает под признаки тяжкого вреда. Однако, на наш взгляд, к данному перечню необходимо отнести и утрату внутренних органов либо потерю их функций. Думается, что под потерей органа следует понимать потерю любого, в том числе и парного, как внешнего, так и внутреннего, органа организма человека, который выполняет присущую только ему функцию в жизнедеятельности человеческого организма.

Литература

1. Шаргородский М.Д. Преступления против жизни и здоровья. М., 1948.

2. Никифоров А.С. Ответственность за телесные повреждения по советскому уголовному праву. М., 1959.

3. Загородников Н.И. Преступления против здоровья. М., 1969.

4. Райский М.И. Судебная медицина. М., 1953.

5. Авдеев М.И. Судебная медицина. М., 1951.

6. Громов А.П. Курс лекций по судебной медицине. М., 1970.

7. Арешев П.Г. Судебно-медицинская квалификация повреждения глаз и потери зрения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1950.

8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2008 года № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (с изм. от 21.03.2011) // Российская газета. 2008. 5 сентября.

9. Громов А.П. Судебная медицинская оценка повреждений органов слуха: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1952.

10. Галюкова М.И. Уголовно-правовые признаки причинения вреда здоровью: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005.

11. Мокринский С., Натансон В. Преступления против личности: Комментарий к VI главе УК РСФСР. Харьков, 1928.

12. Краев А.В. Анатомия человека. М., 1978. Т. 1.

13. Гродзинский М.М. Преступления против личности. М., 1924.

14. Дубовец П.А. Ответственность за телесные повреждения по советскому уголовному праву. М., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.