УДК: 397
DOI: 10.24411/1026-8804-2018-10053
Лососёвые в жизненном и мифоритуальном пространствах айнов Курил, Сахалина и Хоккайдо
Марина Викторовна Осипова,
кандидат исторических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск. E-mail: [email protected]
Основным типом хозяйственной деятельности трёх этнических групп айнов — курильской, сахалинской и хоккайдской — был присваивающий тип рыбо -ловов - охотников - собирателей. Рыболовство всегда стояло на первом месте. Людьми добывались и потреблялись в пищу разные породы рыб, но самы -ми ценными в экономическом плане считались лососёвые и лососеобразные. Они являлись одним из самых стабильных ресурсов, добываемых с июня по ноябрь. Айны разработали технические приспособления, позволявшие заго -тавливать рыбу в большом количестве. Лососёвые не только использовались в качестве пищевого ресурса или источника материала для пошива одежды и обуви, но и были статьёй торговли с соседствующими этносами. Эти по -роды рыб играли большую роль в консолидации айнского сообщества. По -читание лосося как божественной рыбы нашло широкое отражение в мифо -логии и ритуалах этноса. Ритуалы его встречи и проводов практиковались в прошлом и совершаются до сих пор. Образ лосося божества, держащего на спине земную твердь, и образ рыбы, отдающей своё тело людям, воспевался в айнских сказаниях юкара и волшебных сказках увепекере. Однако ненадле -жащее отношение людей к выловленной рыбе могло стать причиной сокра щения лососёвого стада и его прихода на нерестилища. В данной статье пред -принимается попытка осветить роль лососёвых и лососеобразных пород рыб в обеспечении жизнедеятельности айнов Курил, Сахалина и Хоккайдо и их место в мифоритуальном пространстве этноса.
Ключевые слова: айны, лосось, лососёвые и лососеобразные, экономичес -кое и религиозное значение, мифоритуальный образ.
Salmon in Vital and Mythological Spaces of the Kuril, Sakhalin and Hokkaido Ainu. Marina Osipova, Pacific National University, Khabarovsk, Russia. E-mail: [email protected].
The main type of economic activity of three ethnic groups of the Ainu, the inhabitants of Sakhalin, Hokkaido and the Kuril Islands, was the type of fishers, hunters and gatherers. Fishery took the first place among these activities. People caught and consumed different kinds of fish, but salmon and Salmonidae were considered to be the most valuable species. These fish were one of the most stable resources extracted from June to November. The Ainu developed
technical devices that allowed catching fish in large quantities. Salmon and Salmonidae were used not only as a food resource and as a material for clothes and footwear but also as an article of trade with neighboring ethnic groups. Salmon played an important role in the consolidation of the Ainu community. The worship of salmon as a divine fish was widely reflected in the mythology and rituals of the ethnos. The rituals of its meeting and seeing off were practiced in the past and are used nowadays. The image of a salmon - deity holding the Earth on its back and the image of the fish giving its body to people was sung in the Ainu legends yukar and the fairy tales wepekere. However, people's inadequate attitude towards the caught fish could cause a decrease in its arrival to spawning areas. This article is an attempt to highlight the role of Salmon and Salmonidae in the provision of vitality of the Kuril, Sakhalin and Hokkaido Ainu and their place in the mythology and rituality of these people.
Keywords: the Ainu, salmon, Salmonidae family, economic and religious signifi -cance, mythological and ritual image.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Тихоокеанские лососёвые (Oncorhynchus) и лососеобразные (Salmoni -dae) породы рыб1 с древних времён имели ярко выраженное экономичес -кое и религиозное значение на всех этапах существования айнского этноса, представленного тремя этническими группами — курильской, сахалинской и хоккайдской. Эти породы рыб являлись теми уникальными представите -лями морской и речной фауны, от которых зависело существование челове -ка, чьим основным типом хозяйственной деятельности было рыболовство.
У всех видов тихоокеанских лососей имеются общие биологические особенности: несмотря на то, что большую часть жизни лососёвые про -водят в морских водах, нерестятся они в пресной проточной воде и по сле этого погибают. Перед нерестом происходят существенные изменения внешнего вида рыб и их внутренних органов. Тело лосося теряет сереб ристую окраску, на нём появляются так называемые нерестовые измене ния: красные и чёрные полосы (пятна), у самцов горбуши появляется горб, челюсти становятся крючкообразными, а зубы — более крупными. Лосось прекращает питание в пресной воде, происходит дегенерация органов пи щеварения: желудка, кишечника, печени — мясо приобретает белёсый оттенок и становится менее упругим и жирным. Икра и мальки лососё вых развиваются в галечном грунте, а затем подросшие особи скатыва ются в океан, чтобы впоследствии через 4—5 лет возвратиться в пресные водоёмы [2, с. 179—205].
1 Горбуша (Oncorhynchus gorbuscha), кета (Oncorhynchus keta), сима (Oncorhynchus masu), кижуч (Oncorhynchus kisutch), нерка (Oncorhynchus nerka), кунджа (Salvenus leucomaenis), мальма (Salvenus malma), сахалинский таймень, или дальневосточная чевица (Parahucho perryi), сибирский таймень (Hucho taimen), ленок (Brachymystax lenok), хариус (Thymallus arcticus grubei), амурский сиг (Coregonus ussuriensis).
Роли, выполняемые лососёвыми в айнском сообществе, были много -образны. Во - первых, эти породы рыб выступали одним из основных ис -точников экономического благополучия людей. Во - вторых, они в неко -торой мере являлись регулятором социальных отношений в обществе, и, в - третьих, представляли собой яркий мифоритуальный образ, выполняв -ший определённые функции, а именно: лосось как основание, на котором покоится земля; лосось как жертвенное животное; лосось как объект по -клонения (с положительными и отрицательными качествами). Цель дан -ной статьи — представить роль лососёвых в жизненном и мифоритуаль -ном пространствах айнов.
ЛОСОСЬ И ЕГО МЕСТО В ЖИЗНЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ АЙНОВ
Со времён неолита, и тому есть неопровержимые доказательства, ло сосёвые породы рыб играли важную роль в жизни всех айнов. Так, на об наруженном в ходе раскопок на о. Итуруп артефакте охотской культуры — глиняном сосуде — изображены плывущие друг за другом рыбы (рис. 1).
Рис. 1. Изображение плывущих рыб на фрагментах сосуда, п. Рейдовое, о. Итуруп. Сборы М.М. Прокофьева, 1972 г. Из собрания редких книг Сахалинского областного
краеведческого музея
По предположению археологов, это идущие на нерест лососи, на что яв ственно указывают анатомические подробности, отмеченные древним ху дожником, — спинной горб и нерестовый окрас на теле рыб. Недалеко от ^ г. Исикари в дюнах Момийяма 49 на Хоккайдо были обнаружены древние остатки сооружений «эри» — запоров, при помощи которых добывались ло -о сосёвые. Они датируются периодом Дзёмон [4, с. 119; 23]. Подтвержде -¡0. нием особой роли лососёвых можно считать названия месяцев в айнском календаре, которые связаны с рыболовным промыслом. Так, октябрь у са -| халинских айнов именовался сурани чух/уребокитамбе — «месяц, в кото -о ром при свете зажжённого факела над водой в реке ловят рыбу» [5, с. 71].
Однако, справедливости ради, нужно отметить и такой факт, что на Хок -кайдо — во время раскопок стоянки Тосампоро представителей охотской культуры — костных остатков лососёвых было немного, что, по мнению ар -хеологов, указывает на меньший их ход, чем наблюдаемый возле берегов северного Хоккайдо в последние столетия [3, с. 66].
Если рассматривать значение лососёвых и лососеобразных с экономи -ческой точки зрения, то необходимо охарактеризовать природную состав ляющую островов, в реки которых эти породы рыб заходят на нерест.
Реки Сахалина (61 178) относятся к бассейнам Охотского моря, Та -тарского пролива и Амурского лимана, реки Курильских островов (3997) и о. Хоккайдо (316) — к бассейнам Охотского моря и Тихого океана. Кро -ме рек на Хоккайдо существует единственное пресноводное оз. Шикотцу, где постоянно обитает одна из лососёвых пород — кунджа. Обеспеченность рыбными ресурсами рек Сахалина, Курил и Хоккайдо неравноценна. На Са -халине рыба заходит практически во все реки, за исключением тех, где вода имеет повышенную минерализацию. В своё время А.П. Чехов писал о том, что главное богатство Сахалина и его будущность — в периодичес -кой рыбе, ход которой вызывает в реке «кипение воды» [18, с. 276—277]. Среди рек о - вов Курильской гряды объёмом рыбных ресурсов отличают -ся реки северных островов Шумшу и Парамушира и южных — Итурупа, Ку -нашира и Шикотана, заходит рыба и в реки Онекотана, но в значительно меньшем количестве. Ход рыбы на северных островах короче, чем на юж ных, причём на южных островах в такое время, по сведениям очевидцев, лодкам было невозможно зайти в реку. Центральные острова бедны рыбой из - за больших прибрежных глубин [30, р. 38—39; 31, р. 108; 17].
Лосось заходит на нерест практически во все реки восточного и юго -восточного побережий Хоккайдо. С. Кайано писал, что он даже не мог пред ставить того количества рыбы, которая заходила в р. Сару. В камуй юкар, которую пела ему его бабушка, ход лосося, плывшего против течения, сравнивался с волной, порождённой землетрясением [24, р. 18].
Месторасположение айнских селений зависело от того, заходит ли в данную реку из моря на нерест лосось. Сахалинские айны выбирали ме сто возле устья нерестовых рек и по морскому побережью, о чём сви детельствуют слова Н.В. Рудановского: «...айны имеют обычай селиться у моря. Причина та, что туземцы питаются рыбой и морскими животны ми» [15, с. 164]. Хоккайдские айны расселялись практически по всему те -чению реки — в низовье, в среднем и верхнем течении, рядом с нерестили щами. Из за того что не во все реки Курил заходили лососёвые, курильским айнам приходилось переезжать с острова на остров, основывая так назы - ^ ваемые рыболовные посёлки котан ба, которые служили им местами ры -балки [8, с. 129; 13, с. 103; 31, р. 9—10]. |
Основными промысловыми видами лососёвых являются горбуша, ^ кета, кижуч, сима. Ход этих пород рыб растянут с июня до середины но -ября. Раньше всех на нерест приходит сима (июнь — июль), рунный ход | горбуши (сак ипе) — с июля по август, затем в июле — ноябре идёт кета °
(чу кипе — «осенняя рыба», мата чеп — «зимняя рыба»), и позже всех, с на -чала августа до середины ноября, нерестится кижуч. Существуют много -численные описания хода рыбы в нерестовых реках. А. Кузнецов вспоми -нал: «Огромнейшие рыбы медленно ползали плотной, как бы склеенной массой, до того тесной, что тысячи отдельных рыб выпирало на песчаную отмель. Воды даже не видно было <...> Кругом была невозмутимая тишина, и только река как будто трещала под напором рыбы» [7, с. 25]. Та же кар -тина наблюдалась и на Хоккайдо. Но, к сожалению, на Хоккайдо так было не всегда. Дело в том, что во времена Реставрации Мейдзи (1868—1889) был взят курс на освоение территорий острова и туда хлынули пересе ленцы с Хонсю, материально поддерживаемые правительством Японии. Нагрузка на природные ресурсы не замедлила сказаться на добыче ло сосёвых. Количество идущей на нерест рыбы значительно уменьшилось, и в 1876 г. был выпущен так называемый «Акт вылова лососёвых Хоккай -до», согласно которому населению острова, в том числе и коренным жи телям — айнам, — запрещалось ловить рыбу во всех реках, кроме прито ков Токати, но в 1883 г. лов и в этой реке был запрещён. Это положение сохраняется и сегодня. Оно регулируется «Правилами использования по -верхностных вод». Рыбу можно ловить в море и только по лицензии. Айнам разрешён ограниченный вылов для проведения обрядов, связанных с ло сосёвыми [26, р. 42—44; 32].
В результате многовековых наблюдений за поведением лососёвых айны выработали экологические правила, нарушение которых могло привести к сокращению добычи рыбы. Так, например, считалось большим грехом загрязнять реку, стирать в ней бельё во время хода рыбы, а упавшие в воду кустарники с неприятным запахом, такие как пикрасма (Picrasma) и бузи -на Зибольда (Sambucus sieboldiana), необходимо было оттуда убрать как можно быстрее. Размещение различных построек (мельничной плотины, дамбы) в русле реки также не способствовало заходу лососёвых на нерест. Люди старались не передвигаться на лодках по нерестовым рекам во вре -мя хода рыбы и тем более не пользоваться вёслами. Особой строгостью отличались правила использования во время нереста орудий лова. Если айны сооружали запоры или запруды, то делали это в том месте, где река разветвлялась на несколько притоков или проток, и никогда в устье реки. При этом река полностью никогда не перегораживалась, для рыбы всегда оставался проход. Б.О. Пилсудский и Х. Ватанабэ отмечали, что сахалин -ские и хоккайдские айны использовали большие ставные неводы и сети для ловли рыбы в море. Но как только она заходила в реки, эти орудия лова ме нялись на небольшие закидные; когда же рыба достигала верховий реки, то люди использовали уже крючки. Такие меры позволяли лососю достичь «= нерестовых рек. Таким образом, пришедшее и отметавшее икру стадо со -cL хранялось и через три года возвращалось в те же реки. Кроме того, суще -ствовали правила, регламентирующие поведение молодых женщин и от -| цов новорождённых детей. Молодым женщинам строго запрещалось во ° время регул переходить реку, где должна была нереститься рыба, чтобы
не разгневать духа воды. Отцам же новорождённых предписывалось не вы -ходить на рыбалку, пока у ребёнка не отпадёт пуповина [1, с. 141; 6, с. 91; 8, с. 128; 11, с. 42; 12, с. 91; 25, р. 27; 31, р. 23].
Ловля лосося осуществлялась преимущественно в реках, а также в при -брежной полосе моря. У айнов существовал специальный термин, обозна -чавший ловлю именно лосося, — чеп койки. Орудия лова были универсаль -ны для всех трёх этнических групп, хотя существовали их региональные разновидности (рис. 2). Основными считались сеть (сах. ясь, тус — из рас -
Рис. 2. Орудия лова. Музей айнской культуры Кайано Сигеру, п. Нибутани, о. Хоккайдо, Япония. Фото автора, 2008 г.
тигельных волокон; хок. я, яросики), невод (сах. урай, така — невод из рас -тигельных волокон; хок. яс я), острога - гарпун (кур. опф; сах., хок. марек(п) (шиипе койки марек, итяниу койки марек, шуне марек)), крюк с тетивой (хок. чи этайе канки), приспособление на сваях для лова рыбы в реке (хок. ворун чисе), ловушка - верша (сах. ка-еперай, хок. ра-о-мап), прямоуголь -ная ловушка (хок. куту), загородка (заездок) (хок. тес), запруда (хок. урай), ^ применялись и крючки с верёвкой (сах. ап(х), чеп койки ап). Рыбу ловили при помощи зажжённых факелов (сах., хок. суне) и собак. Добивали рыбу 5 палкой для убоя и-сапа-кик-ни. ^
Для того чтобы ход лососёвых начался вовремя и был хорошим, перед отправкой на рыбалку люди благодарили божеств, позволявших восполь - | зоваться присылаемыми ими дарами, проводя ритуал «кормления духа °
воды». За приход лосося они воздавали почести божеству моря Атуй кор камую и божеству рек Вакка ус камую, жертвуя им священные фетиши инау и вознося молитвы. Этот обряд с локальными вариациями (они каса -лись в основном присутствия женщин) проводился следующим образом. Мужчины в праздничных одеждах собирались на берегу реки, где устанав ливали алтарь с инау. В верховьях реки, куда должна была заходить рыба, устанавливались такие инау, как наукесь амба инау, непосредственно на самом берегу в жертву божеству, дающему рыбу, устанавливались цеп инау каруси, при этом люди просили камуя реки убрать грязь со дна для того, чтобы рыба могла зайти в реку и копать лунки для икры. На Хоккай до в этом ряду стояло и Божество Лиса, покровитель охоты и рыбалки. По -мимо инау на берег выносили свежеприготовленное сакэ и разбрызгивали его с помощью ритуальных палочек икуниси. В качестве жертвенной пищи использовались рис, клубни сушёной сараны или ритуальное блюдо мос.
Природа подсказывала людям посредством примет, будет ли удачен ход лососёвых. На это указывали чистые камни на дне нерестовой реч ки, пение глухой кукушки, появление в сентябре большого количества лысых ворон и сов, насекомых шипе-кикир и червей уре-мунинкан-пе, обильное цветение яблонь, цветение магнолий чашечками вниз и т.д. [1, с. 139—140; 22, р. 31].
Добывали идущих на нерест лососей как индивидуально, так и коллек тивно. К ловле рыбы наряду с мужчинами допускались и женщины. Основ -ным отличием были приёмы добычи: мужчины лучили рыбу с помощью остроги марек(п), женщины применяли разного рода ловушки, которые из -готавливались членами сообщества под непосредственным наблюдением опытного, чаще пожилого мужчины [31, р. 46]. Но всё - таки женщины глав -ным образом занимались обработкой улова.
Лососёвые для айнов Сахалина, Курил и Хоккайдо были одним из основ ных видов пищи. Ещё К. Киндаити отмечал, что в айнском языке существова ло два слова для понятия «еда». Первое — аеп (а е п — «то, что мы едим») — подразумевало еду вообще, а другое — чеп (чи - е - п — «настоящее, что мы едим») — было непосредственно связано с рыбой, а точнее, с лососёвыми — камуй чеп — «божественной рыбой» [27, р. 31]. Все части рыбы шли в пищу: мясо, кишки, голова, глаза, икра, молоки, кожа. Подвергшиеся специальной обработке лососёвые употреблялись в пищу в течение всего года, поддержи -вая тем самым жизнеспособность людей. Рыба заготавливалась тремя спо собами: вялением (хара), копчением в жилище над огнём (убарууши чеп) и жарением цельными кусками с последующим высушиванием. Курильские ^ айны знали ещё один способ заготовки такой рыбы: она разваривалась, ска -тывалась в шарики и сушилась, а затем в таком виде добавлялась в похлёб -5 ку или перетиралась в муку (парса). Айны Хоккайдо употребляли в пищу с! лосося в сыром виде. Блюдо читатап приготовлялось из спинного, хвосто -вого, брюшного плавников и головы лосося с добавлением лука, в сыром | виде употреблялись кишки, замороженные кусочки рыбы руипе («то, что ° тает во рту»), основным блюдом считался суп из лосося чеп охау (рис. 3).
Рис. 3. Суп чеп охау. Музей айнской культуры, п. Сираой, о. Хоккайдо, Япония.
Фото автора, 2014 г.
Кроме этого, в качестве деликатеса или закуски в пищу употреблялся на полненный слабосолёной икрой мароткесипоро плавательный пузырь. Он сушился над огнём и в таком виде употреблялся в пищу. Из варёной и растёртой в пену кожи лосося с добавлением ягод готовилось ритуальное блюдо мос. Лососёвая икра считалась лекарством для лечения кожных за болеваний. По разным оценкам, доля лососёвых в пищевом рационе айнов Хоккайдо доходила до 20—30%, так как они могли добывать до 100 особей рыбы этих видов на человека. На Сахалине, согласно данным М. Тири, эти цифры колебались от 300 до 1000 особей на семью [33, р. 38]. Но не толь -ко люди питались лососями: собак тоже кормили специально заготовлен ной для них рыбой.
Как и в случае с выловом лосося, существовали специальные предпи сания, касающиеся приготовления этой рыбы. Её нельзя было варить вме сте с другими видами. Женщину, нарушившую это правило, могли заста вить сменить имя, чтобы поставить в известность оскорблённого лосося, ^ что виновница в посёлке больше не живёт. Пища и посуда неотделимы друг от друга. Лососю и здесь отдавались соответствующие почести. Так, у са - ° халинских айнов существовали специальные подносы в виде рыбы, имено - ^ вавшиеся чепенимап [1, с. 141; 10, с. 172; 14, с. 77]. ^
Лососёвые не только служили пищей айнам, но и одевали и обували | людей. Незаменимым материалом для пошива одежды и обуви являлась °
Рис. 4. Халат из кожи кеты. КП 2260 Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, г. Хабаровск
кожа лососёвых. Несмотря на трудоёмкость процесса выделки, более проч ный и непромокаемый материал найти было трудно. Халаты гемой-ках кая, чухчеп-ках кая (рис. 4), на пошив одного из которых могло уходить до 50 шкурок кеты, и обувь киро (рис. 5) пользовались большой популяр -ностью среди населения. С изнаночной стороны такие изделия имели мах ровую поверхность и не вызывали неприятных ощущений во время носки [9, с. 73—74]. Широкое применение получил рыбный клей, изготавливае -мый путём варки рыбьей кожи.
Лососёвые выступали и в качестве товара. Имеются сведения, что в пе -риод Эдо (1603—1868), наряду с морской капустой и сельдью, лососи были одним из основных пунктов торговли айнов с японцами. Это была солё ная и вяленая рыба. Позже, в период Реставрации Мейдзи, с захватом айн ских территорий на Хоккайдо и созданием на Сахалине и Курилах японских ^ рыбодобывающих предприятий доля торгового оборота непосредствен -но с айнами, самостоятельно добывавшими рыбу, снизилась, на рыбо -° промыслах стал использоваться только труд аборигенов. В начале XX в. на Сахалине стали организовываться айнские артели по добыче лососёвых и товарообмен с русскими и японцами возобновился [11, с. 50—51; 33]. | Функция лосося как регулятора социальных отношений в общест -
° ве часто упоминается в научных трудах (Б.О. Пилсудский, Б.А. Жеребцов,
Рис. 5. Обувь из кожи лосося. Исследовательский центр Пирка - котан, г. Саппоро, о. Хоккайдо, Япония. Фото автора, 2014 г.
М. Тири). В них, во - первых, подчёркивается коллективное владение нерес -товыми реками айнами Сахалина и Хоккайдо. Группа людей, живущая на берегу нерестовой реки, даже имела название, происходившее от гидрони ма: например, жившие на берегах реки Отопукэ именовались Отопукэ ун утару. Если кто - то из стороннего поселения хотел порыбачить на такой реке, то он должен был спросить разрешения у речной группы. Во вторых, в научных работах обращалось внимание на коллективное проведение всех обрядов, связанных с добычей лососёвых. В третьих, важным было коллек тивное поедание первой пойманной рыбы. С. Кайано отмечал, что первый пойманный лосось никогда не съедался семьёй в одиночку. Несмотря на время суток (раннее утро или поздний вечер), дети приглашали соседей на угощение. Помимо этого, немощные старики, одинокие женщины, которые не могли сами выходить на промысел, обязательно обеспечивались вылов ленной рыбой [24, р. 20; 31, р. 17]. Значимость лососёвых для жизни айнов не могла не привести к тому, что эта порода рыб стала обожествляться людьми, заняв достойное место в мифоритуальном пространстве этноса.
ЛОСОСЬ В МИФОРИТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АЙНОВ КУРИЛ, САХАЛИНА И ХОККАЙДО
Лососи были, прежде всего, «божественными рыбами» — камуй чеп (сах., хок., кур.). Х. Ватанабэ обобщил основные взгляды айнов на эту рыбу. Согласно анимистическим воззрениям, лосось был посланником речно го и морского камуев. Эти камуи (Атуй камуй и Вакка ус камуй), имев -шие в своих сферах человеческий облик и жившие в таких же домах, что и люди, отправляли айнам лососей в качестве пищи. Именно они опреде ляли, в какую реку направить рыбу. Большее количество лососей направ -лялось туда, где люди надлежащим образом встречали божественных рыб. Среди духов лососей обязательно существовало определённое количество вожаков утару паке куру, которые направляли своих сородичей под непо средственным руководством ичан кара камуев (камуев нерестилищ) в раз -ные реки. Отдав людям мясо, лососи принимали человеческий облик и на лодках отправлялись домой в море, взяв с собой в качестве подарка от айнов инау. Божество очага старуха Фучи обязательно рассказывала реч -ным духам петорун камуям о том, как обращались люди с выловленны ми рыбами, воздавались ли им положенные почести [31, р. 71—72]. И люди старались не нарушать завещанных предками обычаев.
В честь лососей проводились и проводятся до сих пор праздник встре -чи «нового духа» асири чеп номи и праздник проводов лосося петорун камуй номи, сравнимые по значимости с медвежьим праздником. Во время праздника встречи лосося первая зашедшая на нерест рыба посвящалась духу огня и духу дома. И эта первая рыба - камуй обладала, по мнению айнов, сверхъестественной силой.
Если праздник проводился на улице, то тогда здесь сооружался очаг и выносились все самые ценные вещи айнов. Место украшалось много -численными ритуальными фетишами инау, сооружался алтарь нуса. Если праздник проводился в доме, то первую выловленную рыбу насаживали на палочку и помещали на место хозяина дома, головой к очагу. Мужчи на, глава семьи, кланялся «божественной рыбе» и говорил примерно такие слова: «Благодарим тебя, что почтила нас своим присутствием в нашем доме». Затем произносились слова благодарности божеству очага стару хе Фучи и предлагались первые кусочки рыбы, отрезанные специальным ножом инауке макири: «Сегодня в первый раз в этом году я принёс домой лосося. Пожалуйста, порадуйся вместе с нами. Этот лосось не только для ^ нас, людей, чтобы мы его сами съели, но и для того, чтобы мы разделили его с божествами и с моими детьми. Пожалуйста, благослови меня, что -о бы я мог поймать много лососей» [24, р. 19]. От первого лосося оставляли ¡0. обычно нижнюю челюсть и по завершении путины совершали обряд пе-торун камуй номи, во время которого украшенную ритуальными струж -| ками инау-кике нижнюю челюсть опускали в реку со словами надежды ° на будущую хорошую путину. Такое проведение обряда было характерно
для айнов разных районов, но существовали и региональные особенности. Например, в Кусиро на берегу ставилось два инау в честь божеств муж -ского и женского пола, владеющих рекой, и здесь женщины допускались к участию в ритуале. В Сираой все мужчины селения собирались вместе для изготовления инау и строго следили за тем, чтобы родившая женщина не прикасалась к первому выловленному лососю и к посуде, в которой он варился. Во время ритуала, проводившегося в Хоробецу, право произно -сить молитву предоставлялось не только старейшине селения, но и любому желающему это сделать мужчине — жителю селения и т.д. [22, р. 29—32]. Через такие обряды осуществлялась неразрывная связь человека и приро -ды и воплощался в жизнь миф умирающего и воскресающего зверя.
Обожествляя лосося, курильские, сахалинские и хоккайдские айны были уверены в том, что опорой, на которой покоится их земля Айну Мо-сири, была большая рыба Moshiri ikkewe сИер и непременно из породы ло -сосёвых. Эта рыба была похожа на форель и являлась «хребтом» земли, нёсшим на себе вес всего мира. Айны верили, что землетрясения, прили -вы, цунами были результатом жизнедеятельности этой форели [21, с. 27].
Представители лососёвых выступали в качестве жертвенной рыбы на самом главном айнском празднике йоманте — медвежьем празднике. Она, завяленная и завёрнутая в стружки инау кике, предлагалась «отправляе -мому» божеству- медведю. По окончании праздника этот лосось убирался и вновь использовался во время следующего праздника (рис. 6).
В богатом фольклорном наследии айнов сохранились образцы сказа -ний юкар (в них представлены божества стихий, животных, растений и бо -жества, олицетворяющие народных героев) и волшебных сказок увепекере
Рис. 6. Лосось, завёрнутый в стружки. Музей айнской культуры, п. Сираой, о. Хоккайдо, Япония. Фото автора, 2005 г.
(сказки о животных, бытовые сказки), в которых лосось выступает в разных ипостасях: как лосось спаситель, как лосось определитель божеств и обо ротней, но был и образ лосося разрушителя. При этом стоит подчеркнуть, что положительный образ лосося в фольклоре встречается чаще, чем от рицательный, потому что во многом благодаря этой рыбе люди обеспечи вали своё физическое существование, и только из за непродуманных дей ствий божеств она становилась злой и неуправляемой. Но айны исправляли ситуацию, и лосось из отрицательного образа превращался в положитель ный. Все указанные образы были мужского пола, так как женщина рассмат ривалась айнами в качестве существа слабого, неспособного к решитель ным действиям, которое всегда было на втором плане во всех жизненных ситуациях, что нашло отражение и в фольклорных произведениях.
Дж. Бэтчелор опубликовал два юкар, где рассказывалось о случившем -ся в землях айнов великом голоде. Люди умирали, но, чтобы получить хоть немного пищи, они должны были приготовить сакэ для божеств и препод нести его с просьбой прислать людям пищу. И божества, видя бедствен ное положение айнов, услышав их молитвы, сжалились над людьми. Боги ни рек и устьев реки наполнили реки лососями, явившимися спасительным средством от голода. Существует и легенда о том, как Божество Рыб, что бы обеспечить айнов пищей, нырнул в реку, сбросив чешую, и превратил ся в тысячи рыб, приходящих к людям [19, р. 112—118; 34].
Б.Х. Чемберлен записал сказку, повествующую о том, как однажды айн, попавший в сильный шторм, был спасён лососем камуем, доставлен в страну лососей, прожил там год, после чего был отправлен домой с на -казом предлагать рыбам в честь главы лососей подношения в виде сакэ и священных инау. В случае, если бы айн забыл о своём обещании, он был бы наказан бедностью. Поэтому, получив в качестве вознаграждения инау, рыбы -камуи дарят своё тело людям и отправляются в свою страну, чтобы прийти к людям на следующий год [20, р. 39—40]. Приготовленное из внутренностей лосося блюдо имело чудодейственную силу — помога -ло обнаружить скрывавшихся под маской человека божеств и оборотней. Так, Божество Лис, скрывшись под личиной человека, решило попробовать фаршированный икрой лосося плавательный пузырь, но, вместо того чтобы откусить кусочек, он затолкал в рот всё. Икра, которой был наполнен пу зырь, тут же застряла у него между зубами. Освобождаясь от неё, Лис был вынужден принять свой обычный вид [24, р. 21].
Однако не всегда лососёвые выступали в качестве помощников и за щитников человека. В некоторых сказках отдельные их виды были отрица ^ тельными образами, в частности, кунджа амемасу была наделена отвра -тительными чертами характера, такими как злоба, жадность, надменность, о нарочитая демонстрация силы, вызывавшая страх у окружавших рыбу жи -с! вотных и людей. Она убивала всех, кто пытался её поймать. Дж. Бэтчелор записал ещё один вариант этой сказки, где главным действующим лицом | была не кунджа, а огромная форель токусис, глотавшая не только рыб того ° озера, в котором она жила, но и приходивших к нему животных, и даже
лодки с людьми. Но, несмотря на прямую угрозу жизни, люди снова и сно ва пытались изловить её, чтобы освободиться от страха перед чудовищем. И это им удалось с помощью божеств. Сказки ещё раз показали, что если жертвовать божествам инау и возносить им молитвы, то можно рассчиты вать на их помощь [16, с. 34—36; 19, р. 121 — 123].
Но так было не всегда. Пользуясь телом и кожей рыбы, люди без долж ного почтения относились к ней, о чём говорилось в юкара, напетой айн ской сказительницей Юкиэ Тири:
Рис. 7. Убой лосося при помощи и-сапа-кик-ни [27, р. 8]
А рыбу добивал он Гнилой дубинкой, Что постыдным было... И рыба
С полным ртом гнилушек Пред Божеством своим Являлась плача2 [28, р. 113].
Согласно айнской тради ции, добивать лосося можно было только священным ин струментом и-сапа-кик-ни — специальным образом обра ботанной палкой, на поверх ности которой располагались небольшие стружки инау кике (рис. 7). Разгневанные поведе -нием людей божества отка зали айнам в пище, и начался голод. Но люди, осознав своё неподобающее поведение, по винились, стали соблюдать за вещанные предками обычаи и вернули себе расположение божеств, которые стали опять присылать им лососей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Айны в силу природных условий, а именно сезонного прихода лососё - Щ
вых на нерест, выработали свою систему взаимоотношений с окружающей ^ средой: посредством определённых технологий добывали пропитание, при -
сылаемое божествами -камуями, которые посещали мир айнов. Айны ве - ^
рили в то, что между людьми и камуями существует тесная и неразрывная *
о
--о
2 Перевод с англ. М. Осиповой. £
связь, оказывавшая положительное влияние на их взаимовыгодное сотруд ничество. Оно выражалось в том, что камуи обеспечивали людей пищей, одеждой, лекарствами, средствами существования через товарообмен, по сылая ежегодно стада лососей, они учили людей быть социально ответ ственными. Люди, в свою очередь, выражали им свою благодарность че рез проводимые ритуалы и строгое соблюдение предписанных запретов. Взаимозависимость камуев и людей определяла жизнь айнского сообще ства. Это был симбиоз жизненного, мифологического и ритуального про -странств, сохраняющих жизненную силу этноса. В архаических культурах, к которым относилась культура айнов Сахалина, Курил и Хоккайдо, люди не выделяли себя из природы, они были органической её частью, при этом не существовало границ между действительным и мифологическим. Жи -вотный и людской миры были частью мифа.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Арутюнов С.А., Щебеньков В.Г. Древнейший народ Японии. Судьбы племени айнов. М.: Наука; Восточная литература, 1992. 208 с.
2. Берг Л.С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. Ч. 1. М.; Л.: АН СССР, 1948. 466 с.
3. Васильевский Р.С. По следам древних культур Хоккайдо. Новосибирск: Наука, 1981. 174 с.
4. Голубев В.А., Прокофьев М.М. Изображения животных и рыб в искусстве охот -ской культуры // Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1976. С. 116—120.
5. Жеребцов Б.А. Материальная и духовная культура сахалинских айнов. Южно -Сахалинск: ГБУК «СОКМ», 2012. 196 с.
6. Косарев В.Д. Айны: идеология природопользования // Айны: Проблемы истории и этнографии (Этнографические исследования Сахалинского областного крае -ведческого музея. Вып. IV). Препринт. Южно - Сахалинск: ИМГиГ ДВО АН СССР, 1988. С. 89—103.
7. Кузнецов А. Сахалин. Хабаровск: Детгиз, 1933. 66 с.
8. Мицуль М.С. Очерк острова Сахалина в сельскохозяйственном отношении. СПб.: Изд - во Общедоступ. тип. и лит. А.Е. Ландау и К, 1873. 159 с.
9. Осипова М.В. Декоративно прикладное искусство айнов: от прошлого к настоя щему (очерки о духовной культуре айнов). Хабаровск: ХКМ им. Н.И. Гродекова, 2016. 216 с.
10. Осипова М.В. Пища и система питания айнов: её прошлое и настоящее // Соци -альные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 2 (46). С. 170—176.
11. Пилсудский Б.О. Краткий очерк экономического быта айнов на о. Сахалине // Айны Южного Сахалина (1902—1905 гг.). Южно - Сахалинск: Сахалинское кн.
^ изд - во, 2007. С. 39—84.
^ 12. Пилсудский Б.О. Некоторые сведения об отдельных айнских стойбищах на о. Са -
^ халине // Айны Южного Сахалина (1902—1905 гг.). Южно - Сахалинск: Сахалин -
£ ское кн. изд - во, 2007. С. 85—104. <с
^ 13. Позднеев Д.М. Материалы по истории Северной Японии и её отношений к мате -
§ рику Азии и России. Т. 1. Данные географические и этнографические. Иокогама:
£ Типогр. Ж. Глюка, Ямасита, 1909. 527 с.
14. Полевой Б.П. Неопубликованное сочинение О. Аргунова о северных айнах (К 250-летию начала камчатских исследований С.П. Крашенинникова) // Совет -ская этнография. 1988. № 3. С. 72-83.
15. Рудановский Н.В. «Поездки мои по острову Сахалину я делал осенью и зимою...». Отчёты лейтенанта Н.В. Рудановского. 1853—1854 гг. // Вестник Сахалинского музея. 2003. № 10. С. 137—166.
16. Такахаси Н. Сказки и легенды Хоккайдо / пер. с англ. М.В. Осиповой. Хабаровск: Изд - во ДВГГУ, 2010. 56 с.
17. Черной И. Журнал, или записка, учинённая казацким сотником Иваном Чер -ным, бывшему на Курильских островах, даже до 19 - го острова, путеследованию и усмотренным на оных примечаниях в разстоянии тех островов и живущих на оных народах и о прочем. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Reisen/ XVIII/1740- 1760/Issl_russ_tich_ok_XVIII/41 - 60/46.phtml?id=3846 (дата обраще -ния: 12.02.2010).
18. Чехов А.П. Остров Сахалин // Собрание сочинений в 12 т. Т. 11. М.: Правда, 1985. 413 с.
19. Batchelor J. Specimens of Ainu Folk - lore // Transactions of the Asiatic Society of Ja -pan. 1888. Vol. XVI. Part 2. P. 111 — 154.
20. Chambrlain B.H. Aino Folk - Tales. London: The Folk - Lore Society, 1888. 57 p.
21. Etter C. Ainu Folklore: Traditions and Culture of the Vanishing Aborigens of Japan. Westchester: Wilcox&Follett Company, 1949. 243 p.
22. Iwasaki - Goodman M., Nomoto M. Revitalizing the Relationship between Ainu and Salmon: Salmon Rituals in the Present // Senri Ethnological Studies (SES). 2001. No. 59. P. 27—46.
23. Jomon Culture and the Archaeological Sites in Hokkaido and Northern Tohoku. URL: http://www.akarenga - h.jp/en/hokkaido/jomon/j - 02 (дата обращения: 15.09.2017).
24. Kayano Sh. Our Land is a Forest: An Ainu Memoir. Boulder: Westview Press, 1994. 172 p.
25. Kayano Sh. Traditional Ainu Life: Living off the Interest // First Fish, First People: Salmon Tales of the North Pacific Rim / ed. by J. Roche and M. McHutchinson. Boul der: University of Washington Press, 1998. P. 22—39.
26. Kayano Sh. Who owns the Salmon? // First Fish, First People: Salmon Tales of the North Pacific Rim / ed. by J. Roche and M. McHutchinson. Boulder: University of Washington Press, 1998. P. 41—45.
27. Kindaiti K. Ainu Life and Legends. Tokyo: Japanese Government Railways, 1941. 83 p.
28. Philippi D.L. Song of the Owl God // Songs of Gods, Songs of Humans. The Epic Tra -dition of the Ainu. Tokyo: University of Tokyo Press, 1979. P. 108—114.
29. Salwey C.M. The Island Dependencies of Japan. An Account of the Islands that have Passed under Japanese Control since the Restoration, 1867—1912. London: Eugene L. Morice, 1913. 149 p.
30. Snow H.J. Notes on the Kuril Islands. London: J. Murray, 1897. 91 p.
31. Watanabe H. The Ainu Ecosystem: Environment and Group Structure. Seattle: Uni versity of Washington Press, 1973. 170 p.
32. #±, B£. = Иноуэ Кацуо. Ловля лосося
в реке Исикари Ичимурой Кандзо, айном. URL: http://hdl.handle.net/21 15/65769 ^ (дата обращения: 12.05.2018). ^
33. ЙШ^^'ШШ. = Сайто Рейко, Ватанабэ Ютака. Айнское g общество и лосось. URL: http://hdl.handle.net/10502/5602 (дата обращения: ^ 15.08.2017). £
34. Ш^Ш^ТсШ = Янагита Кунио. История о помощи божеств // #РШШМ *
= Полное собрание сочинений Янагита Кунио. Vol. 7. Tokyo: § №ikuma syobo, 1990. P. 353—492. °
REFERENCES
1. Arutyunov S.A., Shcheben'kov V.G. Drevnejshij narod Yaponii. Sud'by plemeni ajnov [The Ancient People of Japan. The Destiny of the Ainu Tribe]. Moscow, Nauka Publ., Vostochnaya literatura Publ., 1992, 208 p. (In Russ).
2. Berg L.S. Ryby presnyh vod SSSR i sopredel'nyh stran. Ch. I [Freshwater Fish in the USSR and Neighboring Countries. Part 1]. Moscow; Leningrad, AN SSSR Publ., 1948, 466 p. (In Russ.)
3. Vasil'evskiy R.S. Po sledam drevnih kul'tur Hokkajdo [In the Footsteps of the Ancient Cultures of Hokkaido]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1981, 174 p. (In Russ.)
4. Golubev V.A., Prokof'ev M.M. Izobrazheniya zhivotnyh i ryb v iskusstve ohotskoj kul'tury [Images of Animals and Fish in the Art of the Okhotsk Culture]. Pervobytnoe iskusstvo [Primitive Art]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1976, pp. 116—120. (In Russ.)
5. Zherebtsov B.A. Material'naya i duhovnaya kul'tura sahalinskih ajnov [Material and Spiritual Culture of the Sakhalin Ainu]. Yuzhno - Sahalinsk, GBUK "SOKM" Publ., 2012, 196 p. (In Russ.)
6. Kosarev V.D. Ajny: ideologiya prirodopol'zovaniya [The Ainu: Ideology of Using Na -ture Resources]. Ajny: Problemy istorii i ehtnografii (Ehtnograficheskie issledovaniya Sahalinskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya. Vyp. IV). Preprint [The Ainu: Is -sues of History and Ethnography (Ethnographic Research of the Sakhalin Regional Museum. Issue 4). Preprint]. Yuzhno - Sahalinsk, IMGiG DVO AN SSSR Publ, 1988, pp. 89—103. (In Russ.)
7. Kuznetsov A. Sahalin [Sakhalin]. Habarovsk, Detgiz Publ., 1933, 66 p. (In Russ.)
8. Micul' M.S. Ocherk ostrova Sahalina v sel'skohozyajstvennom otnoshenii [Essay about Sakhalin Island from Agricultural Point of View]. Saint Petersburg, A.E. Lan dau & Co Publ., 1873, 159 p. (In Russ.)
9. Osipova M.V. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo ajnov: otproshlogo k nastoyashche-mu (ocherki o duhovnoj kul'ture ajnov). [Ainu Decorative Art: from Past to Present (Essays about Ainu Spiritual Culture)]. Habarovsk, HKM im. N.I. Grodekova Publ., 2016, 216 p. (In Russ.)
10. Osipova M.V. Pishcha i sistema pitaniya ajnov: eyo proshloe i nastoyashchee [Ainu Food System: Its Past and Present]. Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke, 2015, no. 2 (46), pp. 170—176. (In Russ.)
11. Pilsudskiy B.O. Kratkij ocherk ehkonomicheskogo byta ajnov na o. Sahaline [A Short Essay about Ainu Economic Life in Sakhali]. Ajny Yuzhnogo Sahalina(1902—1905 gg.) [The Ainu of Southern Sakhalin (1902—1905)]. Yuzhno - Sahalinsk, Sahalinskoe knizh -noe izdatel'stvo Publ., 2007, pp. 39—84. (In Russ.)
12. Pilsudskiy B.O. Nekotorye svedeniya ob otdel'nyh ajnskih stojbishchah na o. Sahaline [Some Information about Individual Ainu Cattle Camps in Sakhalin]. Ajny Yuzhnogo Sahalina (1902—1905 gg.) [The Ainu of Southern Sakhalin (1902—1905)]. Yuzhno -Sakhalinsk, Sahalinskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 2007, pp. 85—104. (In Russ.)
13. Pozdneev D.M. Materialy po istorii Severnoj Yaponii i eyo otnoshenij k materiku Azii i Rossii. T. 1. Dannye geograficheskie i ehtnograficheskie [Materials on the History of Northern Japan and Its Relations with the Mainland of Asia and Russia. Vol. 1. Geo -graphical and Ethnographic Data]. Iokogama, Tipografiya Zh. Glyuka, Yamasita Publ., 1909, 527 p. (In Russ.)
14. Polevoy B.P. Neopublikovannoe sochinenie O. Argunova o severnyh ajnah (K 250 letiyu nachala kamchatskih issledovanij S.P. Krasheninnikova) [Unpublished Essay by O. Argunov about the Northern Ainu (To the 250th Anniversary of the Ini -tiation of S. Krasheninnikov's Kamchatka Studies)]. Sovetskaya ehtnografiya, 1988, no. 3, pp. 72—83. (In Russ.)
15. Rudanovskij N.V. "Poezdki moi po ostrovu Sahalinu ya delal osen'yu i zimoyu...". Otchyoty lejtenanta N.V. Rudanovskogo. 1853—1854 gg. ["I Made My Trips to Sa -khalin Island in Autumn and Winter.". Reports of Lieutenant N.V. Rudanovsky. 1853—1854]. Vestnik Sahalinskogo muzeya, 2003, no. 10, pp. 137—166. (In Russ.)
16. Takahashi N. Skazki i legendy Hokkajdo [Folktales and Legends of Hokkaido]. Haba -rovsk, DVGGU Publ., 2010, 56 p. (In Russ.)
17. Chernoy I. Zhurnal, ili zapiska, uchinennaya kazackim sotnikom Ivanom Chernym, byvshemu na Kuril'skih ostrovah, dazhe do 19-go ostrova, putesledovaniyu i usmo-trennym na onyh primechaniyah v razstoyanii tekh ostrovov i zhivushchih na onyh narodah i o prochem [Journal or a Note Committed by Cossack Ivan Cherny who Was on the Kuril Islands till the 19th Island. A Journey and the Notes about These Islands, the Population and Other Things]. Available at: http://www.vostlit.info/Texts/Doku-menty/Reisen/XVIII/1740-1760/Issl_russ_tich_ok_XVIII/41-60/46.phtml?id=3846 (accessed 12.02.2010). (In Russ.)
18. Chekhov A.P. Ostrov Sahalin [Sakhalin Island]. Sobranie sochinenij v 12 t. T. 11 [Col -lected Works in 12 Volumes. Vol. 11.] Moscow, Pravda Publ., 1982, 413 p. (In Russ.)
19. Batchelor J. Specimens of Ainu Folk - lore. Transactions of the Asiatic Society of Japan, 1888, vol. XVI, part 2, pp. 111 — 154. (In Eng.)
20. Chambrlain B.H. Aino Folk-Tales. London, The Folk - Lore Society Publ., 1888, 57 p. (In Eng.)
21. Etter C. Ainu Folklore: Traditions and Culture of the Vanishing Aborigines of Japan. Westchester, Wilcox&Follett Company Publ., 1949, 243 p. (In Eng.)
22. Iwasaki - Goodman M., Nomoto M. Revitalizing the Relationship between Ainu and Salmon: Salmon Rituals in the Present. Senri Ethnological Studies (SES), 2001, no. 59, pp. 27—46. (In Eng.)
23. Jomon Culture and the Archaeological Sites in Hokkaido and Northern Tohoku. Available at: http://www.akarenga -h.jp/en/hokkaido/jomon/j - 02 (accessed 15.09.2017). (In Eng.)
24. Kayano Sh. Our Land is a Forest: An Ainu Memoir. Boulder, Westview Press Publ., 1994, 172 p. (In Eng.)
25. Kayano Sh. Traditional Ainu Life: Living off the Interest. First Fish, First People: Salmon Tales of the North Pacific Rim. Ed. by J. Roche and M. McHutchinson. Boulder, University of Washington Press Publ., 1998, pp. 22—39. (In Eng.)
26. Kayano Sh. Who owns the Salmon? First Fish, First People: Salmon Tales of the North Pacific Rim. Ed. by J. Roche and M. McHutchinson. Boulder, University of Washington Press Publ., 1998, pp. 41—45. (In Eng.)
27. Kindaiti K. Ainu Life and Legends. Tokyo, Japanese Government Railways Publ., 1941, 83 p. (In Eng.)
28. Philippi D.L. Song of the Owl God. Songs of Gods, Songs of Humans. The Epic Tradition of the Ainu. Tokyo, University of Tokyo Press Publ., 1979, pp. 108—114. (In Eng.)
29. Salwey C.M. The Island Dependencies of Japan. An Account of the Islands that have Passed under Japanese Control since the Restoration, 1867—1912. London, Eugene L. Morice Publ., 1913, 149 p. (In Eng.)
30. Snow H.J. Notes on the Kuril Islands. London, J. Murray Publ., 1897, 91 p. (In Eng.)
31. Watanabe H. The Ainu Ecosystem: Environment and Group Structure. Seattle, Uni -versity of Washington Press Publ., 1973, 170 p. (In Eng.)
32. #±, [Inoue K. Salmon Fishing in | the Ishikari River by Uchimura Kanzo, the Ainu]. Available at: http://hdl.handle. net/21 15/65769 (accessed 12.05.2018). (In Jap.) g
33. [Saito R., Watanabe Y. Salmon and the Ainu So -ciety]. Available at: http://hdl.handle.net/10502/5602 (accessed 15.08.2017). (In Jap.) ^
34. [Yanagita K. Story about Deities' Help]. ^ [Yanagida Kunio's Collected Works. Vol. 7]. Tokyo, Chikuma syobo Publ., g
1990, pp. 353—492. (In Jap.) °