ЭТНОЛОГИЯ
УДК 94+008(470.57)
DOI: 10.62669/30342139.2024.3.22 М. В. Гаухман, В. Н. Макарова
ЛОШАДЬ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ БАШКОРТОСТАНА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТНОИСТОРИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ
В статье обоснован региональный этноисторический нарратив, в центре которого находятся концепты «лошадь» и «башкирская лошадь». Создан для презентации роли лошади в истории и культуре башкирского народа и Башкортостана. Показано значение лошади и коневодства в истории, культуре и искусстве в древнейшие времена, в новое и новейшее время, охарактеризованы образ лошади в башкирском фольклоре, использование лошади в хозяйстве, военном деле. Представлена тема лошади в изобразительном искусстве и музейных выставочных проектах, описаны особенности лошади башкирской породы, селекционная работа и новые направления коневодства.
Предлагаемый нарратив разработан для использования в сферах публичной истории и музейного дела в целях сохранения идентичности башкирского народа, для популяризации истории и патриотического воспитания. Он стал основой передвижной выставки Национального музея Республики Башкортостан «История башкирской лошади», которая была создана для Международного фестиваля лошадей башкирской породы «Баш-корт аты» («Башкирская лошадь») 2023 г.
Ключевые слова: лошадь, башкирская лошадь, публичная история, музейное дело, выставочная деятельность.
В историческом просвещении и музейном деле, как правило, используются разработанные в академической науке исторические нарративы общероссийского и регионального значения. Однако ученые, педагоги и музейщики могут обращаться и к другим повествованиям, которые конструируются для презентации отдельных общественно значимых тем или относятся к сфере не академической, а публичной истории. В практике Национального музея Республики Башкортостан (далее -НМ РБ) разработаны и используются два региональных исторических нарратива, предназначенных для популяризации истории: «Лошадь в истории и культуре Башкортостана» и «Башкортостан -земля батыров». Второй нарратив, освещающий историческое значение выдающихся личностей Башкортостана и России - отнюдь не только военных деятелей - разработан для создания в 2024 г.
передвижной выставки «Башкортостан - земля батыров».
Один из подходов - «Лошадь в истории и культуре Башкортостана» был разработан при подготовке музея к участию в I Международном фестивале лошадей башкирской породы «Башкорт Аты» («Башкирская лошадь») в Баймакском районе республики в августе 2023 г. Основные положения легли в основу передвижной выставки «История башкирской лошади», выполненной в виде инсталляции, художественной метафоры «Образ лошади». Четыре огромные стелы, стилизованные под склоненные друг к другу шеи и головы лошадей, организуют на подиуме пространство для экспонирования артефактов из собрания музея: сабли и седла, по легенде принадлежавших Салавату Юлаеву. Основные темы раскрываются в панно на боковых плоскостях этих стел. Каждое
панно посвящено определенной теме, которая раскрывается через комплекс изобразительных источников и сопровождающих текстов. Текстовое содержание и иллюстративный материал панно подготовила заведующий отделом истории края НМ РБ В. Н. Макарова, а макеты панно создал художник музея А. С. Фадеев. Позднее выставка экспонировалась в ходе Дней Республики Башкортостан в Санкт-Петербурге (рис. 1). Прошлогодняя выставка стала поводом для рефлексии над темой.
Настоящая статья нацелена на обоснование и презентацию регионального этноисторического нарратива. С этой целью мы охарактеризуем историографию темы и изложим основные положения, которые нашли свое отражение в текстовой части выставки «История башкирской лошади».
В научной литературе по коневодству изложены также вопросы истории башкирской лошади и ее использования в старину. Важной работой, рассчитанной на профессионалов и всех интересующихся темой, является монография В. С. Мусалимова и Б. Х. Сатыева «Башкирская лошадь», посвященная селекции, коневодству, производству кумыса, конному спорту и туризму [Мусалимов, Сатыев 1988]. Книгу открывают экскурсы в историю коневодства в Башкортостане и селекции башкирской лошади [Мусалимов, Сатыев 1988: 10-44].
Современное состояние коневодства в Республике Башкортостан и селекционная работа освещены в коллективной монографии Ф. М. Шага-лиева, Г. Х. Идиятуллина и З. М. Ярмухаметовой [Коневодство Башкортостана 2020]. Популяризации коневодства и лошади башкирской породы служат публикации И. Ахатовой и С. Чураевой [Ахатова 2022; Чураева, Ахатова 2015]. Получение продуктов коневодства в традиционном быту и их использование в питании башкир в старину раскрыто в монографии Э. В. Миграновой [Мигранова 2016: 89-101].
В отдельный блок выделим научные работы по археологии, истории, истории культуры и фольклористике. Исследования археологов и историков Н. А. Мажитова, А. Н. Султановой, Ф. А. Сунгатова, В. А. Иванова и В. А. Злыгостева дают представление об археологических культурах и межэтнических взаимодействиях на Южном Урале, в том числе о культе коня в погребальном обряде [Мажитов, Султанова 1994; Сунгатов 1998; Иванов, Злыгостев 2017; Мажитов 2023]. Археологические находки фигурок лошади анализируются как источники по мифологии древних и средневековых народов Евразии в книгах В. Г. Котова и В. Я. Петрухина [Котов 2006; Петрухин 2023: 38-40]. Образ лошади в мифологии и фольклоре башкир и других народов Евразии осмыслен
Рис. 1. Презентация выставки на I Международном фестивале лошадей башкирской породы «Башторт Аты» («Башкирская лошадь») в Баймакском районе республики в августе 2023 г.
в работах С. А. Галина, А. Ф. и Ф. Ф. Илимбето-вых [Галин 2006; Илимбетова 2004; Илимбетова, Илимбетов 2012: 551-678].
Фундаментальной работой, раскрывающей тему башкирской конницы и кавалерии в истории Башкортостана и России, является энциклопедия по военной истории башкирского народа [Военная история башкир 2013]. Участие башкир и других народов Башкортостана в Наполеоновских войнах рассмотрено в книге Р. Н. Рахимова и Н. И. Сидоровой [Рахимов, Сидорова 2012]. Боевой путь прославленной 112-й Башкирской (16-й гвардейской Черниговской) кавалерийской дивизии в период Великой Отечественной войны наиболее полно освещен в монографии военного историка Т. Х. Ахмадиева [Ахмадиев 1999].
Итак, в предлагаемом нарративе «Лошадь в истории и культуре Башкортостана» интегрированы положения научно-исследовательских и научно-популярных работ по различным направлениям и дисциплинам - от археологии и древней истории Башкортостана до современного коневодства и кумысоделия в Республике Башкортостан. Ниже изложим ключевые темы нарратива:
1. Лошадь на территории исторического Башкортостана в древности: каменный, бронзовый и ранний железный век.
Дикие лошади обитали на Южном Урале с древности. Их пребывание зафиксировано в наскальных рисунках в пещере Шульган-Таш (Каповой) в Бурзянском районе РБ, выполненных около 16-20 тыс. лет назад. Древние художники, наряду с мамонтами и шерстистыми носорогами, изображали диких лошадей.
Южный Урал является зоной вторичной доместикации лошади. Самые древние костные останки домашней лошади на территории Башкортостана датируются УП-У1 тыс. до н.э. Сначала люди стали запрягать лошадей в повозки, затем - в легкие колесницы с колесами на спицах, а с изобретением конской упряжи стали ездить на лошадях верхом.
На территории Абзелиловского района Республики Башкортостан в 2014 г. была найдена небольшая реалистичная скульптура дикой лошади - тарпана, выполненная в Ш-И тыс. до н.э. Скульптура была передана в Музей «Народы и технологии Урала» при Южно-Уральском государственном университете в г. Челябинск [Родикова 2015].
Первые наездники на Южном Урале появились в бронзовом веке - ими были носители андро-новской археологической культуры (ХУ1-Х11 вв.
до н.э.). Свидетельством древнего всадничества являются археологические находки псалий - костяных деталей конской упряжки, которыми закреплялись удила и уздечки.
В раннем железном веке, в У1-ГУ вв. до н.э., на Южном Урале проживали ираноязычные кочевники-сарматы. Важной отраслью их хозяйства было коневодство. Среди сарматов было развито всадничество. Парадоксально, что при большом хозяйственном значении лошади священным животным для сарматов оставался олень. Примером являются деревянные, покрытые золотыми пластинам, фигурки всадников из собрания Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН [Сарматское золото].
2. Лошадь на территории исторического Башкортостана в Средневековье: культ коня.
В раннем Средневековье - в У-УГГГ вв. - на территории Башкортостана были распространены четыре основные археологические культуры: турбаслинская, бахмутинская, кушнаренковская и караякуповская. На смену им пришла чияликская культура Х-ХГУ вв. В большинстве погребений перечисленных культур археологи находят детали конской сбруи и ритуально захороненные части лошади [Мажитов 2023: 153]. Эти находки говорят о двух вещах: во-первых, многие мужчины были всадниками, а во-вторых - о распространении культа коня среди жителей исторического Башкортостана.
Средневековое население изготавливало и использовало стилизованные изображения лошадей. Выразительными примерами являются два средневековых амулета. Первый - «бирский всадник» УГГГ в. - фигурка наездника с усами и длинными косами [Мажитов, Султанова 1994: 113]. Интересно, что находка была сделана в бир-ском могильнике - археологическом памятнике «бахмутинцев»-финно-угров. Место находки свидетельствует о межэтническом взаимодействии и межрегиональной торговле, а также проникновении тюрков на Южный Урал.
Второй амулет из собрания НМ РБ представляет собой фигурку лошади со всадником, который сидит, свесив ноги на правый бок лошади. Амулет был обнаружен в ходе раскопок каранаевских курганов (в Мечетлинском районе республики), относится к мрясимовскому археологическому типу и датирован ГХ-Х вв. Аналогичные амулеты были найдены в ту же эпоху в Прикамье
и Приобье (Западная Сибирь) [Котов 2006: 323-325]. Всадник на коне символизирует «Мир-сусне-хума» (букв. «созерцающего мир человека») - мирового всадника из древнеугорской мифологии, покровителя людей, младшего сына верховного бога Нуми-торума [Петрухин 2023: 39].
3. Лошадь в башкирской мифологии и фольклоре.
Большое значение лошади в жизни башкир и других тюркских народов отразилось на роли лошади в фольклоре тюрков. В тюркском эпическом наследии присутствуют волшебные кони, спустившиеся с небес и вышедшие из воды, которые умеют разговаривать на человеческом языке. Вероятно, небесные кони являются центральноа-зиатским мотивом, а образы водных коней были заимствованы древними тюрками из иранской (индоиранской) мифологии [Илимбетова, Илим-бетов 2012: 589-592].
Персонажи башкирского эпоса - небесные, водные и пещерные (подземные) кони: крылатые акбузаты и тулпары, хагаты, тураты и кугаты. В некоторых сказках и легендах лошади и люди предстают оборотнями: лошади могут превращаться в людей, а люди - в лошадей [Илимбетова 2004].
Самое известное башкирское сказание -мифологический эпос «Урал-батыр», записанный будущим ученым и писателем Мухаметшей Буран-гуловым в 1910 г. Один из персонажей эпоса - крылатый конь-богатырь Акбузат, который принадлежал праматери-Солнцу и солнечной деве-Хумай. Хумай подарила волшебного коня доброму герою Урал-батыру [Галин 2006: 23-26; Илимбетова, Илимбетов 2012: 551-553].
Акбузат является персонажем и более поздних башкирских эпосов: «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», а также одного из вариантов сказания «Идукай и Мурадым». В этих произведениях Акб-узат связан с водной стихией и принадлежит правителям подводного (подземного) царства [Илим-бетова 2004]. Крылатые белые кони по имени Акбузат (Акбоз ат, Ах ат) известны также другим народам Евразии - присутствуют в татарском, казахском, киргизском и хакасском фольклоре [Илимбетова, Илимбетов 2012: 583].
4. Башкирская лошадь в военном деле башкир и других народов Башкортостана.
Башкиры, как и другие народы Великой Евразийской степи, издревле были народом воинов. Таким башкир застал Ахмед ибн Фадлан - секре-
тарь посольства Арабского халифата в Волжскую Булгарию, который по итогам дипломатической поездки 921-922 гг. написал «Записку» («Рисале») об увиденных странах и народах.
В период правления русского царя Ивана IV Грозного, в 1557 г., башкиры добровольно приняли подданство Русского государства. С тех пор башкирские конные формирования защищали Россию, а башкиры приобрели статус военно-служилого сословия. В 1798-1865 гг. на башкирских землях существовала кантонная система - особое военно-административное устройство, а башкирские воины входили в состав Башкиро-мещеряцкого (с 1855 г. - Башкирского) войска.
«Северных амуров», как назвали башкирских конных лучников их французские противники начала XIX в., прославило участие в Наполеоновских воинах. В ходе Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов 1813-1814 гг. на территории Башкирского и Оренбургского края было сформировано 20 башкирских, 2 мишарских, 2 теп-тярских, 5 оренбургских казачьих и 5 уральских казачьих полков.
Военные специалисты высоко ценили башкирскую лошадь за ее смелость и решительность, напористость и легкость в управлении, доверчивость всаднику, что позволяло эффективно вести прицельный огонь и рубить саблей. Выносливость лошадей башкирские всадники вырабатывали специальными тренировками. Лошадями башкирской породы комплектовались не только башкирские, мишарские и тептярские, но также оренбургские и уральские казачьи полки.
5. Башкирская лошадь в Гражданской войне.
Башкирские лошади использовались кавалерийскими частями в ходе Гражданской войны:
1) в рейде Южноуральской партизанской армии Василия Блюхера, когда летом-осенью 1918 г. красные партизаны прорвались на соединение с частями Красной Армии;
2) в 1919 г. в ходе наступления войск Александра Колчака к Волге и дальнейшего контрнаступления Красной Армии;
3) в Советско-польской войне (1920-1921), когда отличилась 1-я конная армия под командованием Семёна Будённого;
4) в борьбе Красной Армии в Средней Азии и других военных походах.
Отметим участие башкирской конницы в обороне Петрограда в 1919 г. и действия
Отдельной Башкирской кавалерийской бригады под командованием М. Муртазина в 19191921 гг. В сентябре-октябре 1919 г. в Петроград для его защиты от наступления войск генерала Юденича прибыло около 10 тыс. башкирских воинов, из которых была сформирована Башкирская группа войск, в том числе конников. За героизм и отвагу, проявленные при обороне Петрограда, башкирским частям было вручено Красное знамя Петроградского совета.
Также Отдельная Башкирская кавалерийская бригада в 1919 г. сражалась на Уральском и Туркестанском фронтах, а в ходе Советско-польской войны вошла в состав 1-й конной армии и участвовала в разгроме армии Украинской Народной Республики. За проявленную отвагу более 80 воинов бригады были удостоены первой награды Советской России - ордена Красного Знамени.
6. Башкирская лошадь на фронте и в тылу в период Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны башкирские лошади поставлялись в кавалерийские части Красной Армии, использовались в сельском хозяйстве и других отраслях как тягловая сила. С начала войны до ноября 1944 г. 130 тыс. лошадей из колхозов и совхозов республики были направлены на нужды фронта и промышленности [Башкирия в годы ВОВ 1995: 191].
Гордостью Башкортостана стала сформированная в республике 112-я Башкирская (16-я гвардейская Черниговская) кавалерийская дивизия, первый командир которой - Герой Российской Федерации, генерал-майор М. М. Шаймуратов (1899-1943). Боевой путь Башкирской кавалерийской дивизии начался в июле 1942 г. на Брянском фронте и завершился под Берлином. Ряды формирования пополнялись жителями разных регионов России и союзных республик СССР. 78 бойцов дивизии удостоились звания Героя Советского Союза, а 5 - стали полными кавалерами ордена Славы.
Символом Башкирской кавалерийской дивизии и участия жителей Башкортостана в Великой Отечественной войне в целом стали изображения генерала М. М. Шаймуратова верхом на коне. В 2022 г. в центре Уфы, на Советской площади, была установлена конная статуя генерала Шайму-ратова работы скульптора Салавата Щербакова.
В военное время в сельском хозяйстве Башкортостана возросло значение лошади, поскольку почти вся техника была мобилизована для воен-
ных нужд. В 1943 г., по сравнению с 1940 г., нагрузка на одну лошадь выросла с 15 % до 168 %, т.е. почти в одиннадцать раз. Во время пахотных работ нагрузка на одну лошадь доходила до 13 га. При этом поголовье лошадей в колхозах Башкирской АССР сократилось с 461,0 до 192,2 тыс. голов, или на 58,4 %. Лошади направлялись на фронт, промышленные предприятия, лесозаготовки и гужевые перевозки.
7. Башкирская лошадь и коневодство в традиционной культуре и быте башкирского народа. Башкиры в старину вели комплексное хозяйство, в котором основное место занимало полукочевое скотоводство. В теплое время года башкиры выпасали свой скот на летних пастбищах (йэйлэY) и жили в переносных войлочных жилищах - юртах (тирмэ).
Башкирские всадники пользовались деревянными седлами, упряжью, удилами, стременами и чепраками - ковриками под седлом. Для запрягания лошадей использовались хомут, черезсе-дельник, дуга и другие предметы конской упряжи [Коневодство Башкортостана 2020:165-168]. Гужевым транспортом служили волокуши (из стволов деревьев или жердей-оглобель), телеги и сани.
Продукты коневодства использовались в хозяйстве и быту: из кожи животных, обычно - лошади, изготавливали посуду. Кожаная посуда сшивалась конским волосом. Конина является неотъемлемой частью башкирской национальной кухни, как и кухонь других тюркских и монгольских народов. В башкирской кухне лошадиное мясо отваривают (наиболее известное блюдо из вареной конины - «бишбармак», или «куллама»), сушат и вялят, используют лошадиное сало и изготавливают вяленую конскую колбасу - «ка^ы» («ка^ы-лык») [Мигранова 2016: 96-101].
8. Кумыс и кумысоделие в истории Башкортостана.
Большое хозяйственное значение кумыса в истории и современности требует выделения этой подтемы в изложении нарратива. Тем более, Башкортостан является регионом-лидером по производству кумыса в России.
Кумыс - кисломолочный напиток, изготавливаемый путем молочнокислого и спиртового брожения из кобыльего молока, которое имеет высокое содержание сахара (6-7 %). Кумыс высокопитательный и легко усваивается, приятный на вкус и аромат, содержит незаменимые аминокислоты, витамины В и С.
Кумыс распространен среди тюркских и монгольских народов. В 1843 г. В. И. Даль после посещения башкир писал: «Привыкнув к кумысу, поневоле предпочитаешь его всем без исключения напиткам. Он охлаждает, утоляет одновременно голод и жажду и придает особую бодрость, никогда не переполняя и не обременяя желудок» [Цит. по: Мусалимов, Сатыев 1988: 112]. В старину башкиры изготавливали кумыс в больших кожаных сосудах - «Лаба».
Кумыс используется для лечения различных болезней. До появления антибиотиков кумысом лечили туберкулез легких. В 1770 г. ученый и путешественник Пётр Симон Паллас написал о кумысолечении в Башкортостане: «Съехался из Московии и Дона недужий люд для питья кумыса, так как оный большую пользу для здравия имеет» [Цит. по: Мусалимов, Сатыев 1988: 112].
В середине XIX в. появляются «кумысные» деревни, куда приезжали на лечение. Например, «кумысников» принимал помещик д. Килимово (ныне Буздякского района Республики Башкортостан), будущий муфтий Салимгарей Тевекелев.
Популярность кумысолечения возросла с постройкой в 1880-е гг. Самаро-Златоустовской железной дороги. С конца XIX в. на территорию Башкортостана прибывало на лечение до 5 тыс. кумысников в год. Первую кумысолечебницу (современный Санаторий имени С. Т. Аксакова) в Уфимской губернии открыла в 1890 г. Ольга Аксакова - внучка известного русского писателя, уроженца Уфы С. Т. Аксакова. В 1892 г. начала работать большая группа санаториев вокруг железнодорожной станции Шафраново. В 1898 г. открылся Андреевский санаторий М. И. Дурилина (современный Детский лагерь-санаторий имени А. П. Чехова). В разные годы кумысолечение проходили писатели Л. Н. Толстой и А. П. Чехов [Мусалимов, Сатыев 1988: 114; Чураева, Ахатова 2015: 54].
9. Селекция и использование башкирской лошади в истории Башкортостана.
Башкирская лошадь - это аборигенная порода лошадей, которая сформировалась на Южном Урале и Приуралье и, вероятнее всего, происходит от центральноазиатских лошадей [Мусалимов, Сатыев 1988: 10-11].
Башкирская порода лошади сформировалась в ходе адаптации к сложным погодным условиям резко-континентального климата.
Взрослые башкирские лошади дорастают до 135145 см в холке и весят от 340-350 кг (по выходу из зимовки) до 400-410 кг [Коневодство Башкортостана 2020: 104-105].
В среднем лошади живут до 25 лет. В течение веков башкирские коневоды стремились сохранить и усилить выносливость и продуктивность, работоспособность и резвость лошади. В старину башкиры разводили лошадей табунным методом на круглогодичном свободном выпасе, использовали лошадь в сельском хозяйстве, в упряжи.
Башкирскую лошадь, как и некоторые другие азиатские породы лошадей, отличает способность к тебеневке - самостоятельному поиску пищи зимой, когда лошадь разгребает копытами снег и питается подснежной травой. Башкирские лошади не замерзают на зимнем выпасе, когда температура воздуха опускается ниже -40 °C и дуют снежные бураны, потому что лошади к зиме накапливают жир и у них отрастает мягкий волос (пух) [Мусалимов, Сатыев 1988: 16-21; Коневодство Башкортостана 2020: 103-105].
С конца XVIII в. башкирских лошадей стали разводить помещики. С 1840-х гг. государственные власти России стали создавать войсковые конные заводы [Мусалимов, Сатыев 1988: 62]. В конце XIX в. в Уфимской губернии появляется земская ветеринарная служба [Свице 2024: 111].
10. Селекция и использование башкирской лошади в XX - начале XXI вв.
С первой половины XX в. селекционная работа по сохранению лошади башкирской породы была поставлена на научную основу. В 1920-1930-е гг. селекцией занимался Башкирский научно-исследовательский институт земледелия и животноводства под руководством Ф. Н. Тухватуллина. В 1945 г. на государственном уровне было принято решение о восстановлении популяции лошади башкирской породы. В 1990 г. башкирская лошадь официально получила статус породы [Коневодство Башкортостана 2020: 107].
К концу XX в. башкирская порода лошадей насчитывала более 70 тыс. чистопородных особей, а селекционное ядро включало около 3 тыс. кобыл. На рубеже XX-XXI вв. были созданы три заводских линии: 1) заводская линия Спектра с ярко выраженным молочным типом телосложения (средняя молочность - более 2,5 тыс. кг за 5-6 мес. доения); 2) молочный тип Ирандыкский (молочная продуктивность - до 4,5 тыс. кг за лактацию);
3) тип мясного направления Учалинский (с превышением стандарта породы по живой массе до 22,5 %) [Ахатова 2022].
Племенным предприятием является Уфимский конный завод № 119, основанный в 1936 г. В 2018 г. на базе Ипподрома «Акбузат» имени Т. Т. Кусимова и Государственного конного завода «Уфимский» был образован Центр компетенции Республики Башкортостан по коневодству и конному спорту «Акбузат». В республике действует Ассоциация коневодства, коннозаводства и конного спорта [Коневодство Башкортостана 2020: 185]. В 2023 г. было получено государственное свидетельство на башкирскую лошадь.
Лошадь остается важным донором крови для производства медицинских препаратов, применяемых для лечения тяжелых болезней: туберкулеза легких, столбняка, ботулизма, дифтерии, гангрены и других заболеваний. В Башкортостане действует предприятие «Башагроген», на котором разводят лошадей башкирской породы, в том числе лошадей-доноров [Байназаров 2023].
В наше время возрастает внимание к реабилитации посредством верховой езды - иппоте-рапии, оказывающей благотворное воздействие на пациентов с неврологическими заболеваниями и различными нарушениями: церебральным параличом, рассеянным склерозом, артритом, черепно-мозговыми и спинномозговыми травмами, последствиями инсультов и др. В Уфе с 2003 г. действует Региональная общественная организация «Республиканский центр иппотерапии для детей-инвалидов» [Республиканский центр иппотерапии для детей-инвалидов].
11. Лошадь в искусстве: образ Салавата Юлаева.
В представлении башкир боевой конь является обязательным спутником народного героя - батыра. Символом Башкортостана и олицетворением башкирских батыров стал национальный герой Башкортостана Салават Юлаев. В годы Великой Отечественной войны скульптор и красный кавалерист периода Гражданской войны С. Д. Тавасиев (1894-1974), эвакуированный в Башкортостан из Северной Осетии, вдохновился историей героя -и почти двадцать лет работал над воплощением замысла. Итог его работы - памятник Салавату Юлаеву, воздвигнутый в 1967 г., стал одним из символов Республики Башкортостан.
Продолжением работы С. Д. Тавасиева можно считать памятник Салавату Юлаеву 1988 г. в г. Салават работы скульптора А. Семченко. На этом памятнике образ батыра также неотделим от образа верного боевого коня, хотя сам памятник решен более «воздушно», в противовес монумен-тализму художественного решения С. Тавасиева. Также линию сочетания образа Салавата с образом боевого коня продолжили многие участники выставочного проекта НМ РБ «Салават - батыр навеки», о котором пойдет речь ниже.
Музейные специалисты, совместно с художниками Башкортостана и России, создают выставки, в работах которых воплощается образ лошади.
В 2023 г. НМ РБ реализовал Музейный межрегиональный творческий проект «АТ ИЛЕ» («Страна лошади»). Свои решения образа коня представили 19 художников и мастеров со всей России, а также из Республики Беларусь. Передвижная выставка по итогам проекта экспонировалась в НМ РБ и муниципальных музеях различных городов республики: Ишимбая, Салавата и Сибая [см.: Каталог выставки «Ат иле» 2023].
В 2024 г., к 270-летию со дня рождения национального героя Башкортостана Салавата Юла-ева, НМ РБ провел Межрегиональный конкурс по воплощению образа Салавата Юлаева в современном искусстве «Салават - батыр навеки». На конкурс было подано 65 заявок от художников и мастеров из Республики Башкортостан, Москвы и Санкт-Петербурга. В финал прошли 50 конкурсантов с 75 работами, которые были представлены на выставке «Салават - батыр навеки» в НМ РБ [Клысова 2024].
Таким образом, нарратив «Лошадь в истории и культуре Башкортостана», благодаря тематической направленности и охвату ключевых вопросов, является перспективным для использования в музейной экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной деятельности, а также в историческом просвещении и патриотическом воспитании в целом. Дальнейшее развитие предложенного подхода возможно осуществлять не только посредством углубления и расширения рассмотренных тем, но и путем представления новых тем, таких как образ лошади в истории башкирской литературы, тема коневодства и конного спорта в культурно-массовых мероприятиях, проводимых в республике.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Ахатова 2022 - Ахатова И. Прошлое, настоящее и будущее башкирской лошади // Ватандаш [Электронный ресурс]. URL: https://vatandash.ru/articles/konferentsii/2022-10-24/proshloe-nastoyaschee-i-buduschee-bashkirskoy-loshadi-3000408 (дата обращения: 25.07.2024).
Ахмадиев 1999 - Ахмадиев Т. Х. Башкирская гвардейская кавалерийская. Уфа: Китап, 1999. 368 с.
Байназаров 2023 - Байназаров Н. В Башкирии запустят производство сырья для ветеринарного препарата // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://ufa.rbc.ru/ufa/21/11/2023/655c580e9a7947e47d695f45 (дата обращения: 17.07.2024).
Башкирия в годы ВОВ 1995 - Башкирия в годы Великой Отечественной войны: сб. док. и мат. / Сост.: Т. Х. Ахмадиев, Г. Д. Иргалин, Н. П. Каменев, Г. Р. Мухаметдинов. Уфа: Китап, 1995. 543 с.
Галин 2004 - Галин С. А. Башкирский народный эпос. Уфа: Аэрокосмос и ноосфера, 2004. 320 с.
Иванов, Злыгостев 2017- Иванов В., Злыгостев В. Это были башкиры... Уфа: Китап, 2017. 128 с.
Илимбетова 2004- Илимбетова А. Культ коня у башкир [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive. org/web/20070316100334/http://turkolog.narod.ru/info/I20.htm (дата обращения: 25.07.2024).
Илимбетова, Илимбетов 2012 - Илимбетова А. Ф., Илимбетов Ф. Ф. Культ животных в мифоритуальной традиции башкир. 2-е изд., испр. и доп. Уфа: Гилем, 2012. 704 с.
Каталог выставки «Ат иле» 2023 - Каталог выставки «Ат иле» // Башкирский край. 2023. № 3. С. 47-69.
Клысова 2024 - Клысова Г. «Салават - батыр навеки» // Башкирский край. 2024. № 2. С. 16.
Коневодство Башкортостана 2020 - Коневодство Башкортостана / Ф. М. Шагалиев, Г. Х. Идиятуллин, З. М. Ярмухаметова. Уфа: ООО НМЦ «Педкнига», 2020. 278 с.
Котов 2006 - Котов В. Г. Башкирский эпос «Урал-батыр». Историко-мифологические основы. Уфа: Гилем, 2006. 408 с.
Мажитов 2023 - Мажитов Н. А. Южный Урал VIII-XIV вв. 2-е изд. Уфа: Белая река, 2023. 240 с.
Мажитов, Султанова 2023 - Мажитов Н. А., Султанова А. Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа, Китап, 1994. 360 с.
Мигранова 2016 - Мигранова Э. В. Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографическое исследование. 2-е изд., испр. и доп. Уфа: Китап, 2016. 296 с.
Мусалимов, Сатыев 1988- Мусалимов В. С., Сатыев Б. Х. Башкирская лошадь. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. 160 с.
Петрухин 2023 - Петрухин В. Карело-финские мифы. От «Калевалы» и птицы-демиурга до чуди и саамов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. 240 с.
Рахимов, Сидорова 2012 - Рахимов Р. Н., Сидорова Н. И. 1812 год: сражаясь с Наполеоном. Народы Башкирии в российской армии. Уфа: Мир печати, 2012. 260 с.
Республиканский центр иппотерапии для детей-инвалидов [Электронный ресурс]. URL: https:// ippoufa.ru/ (дата обращения: 17.07.2024).
Родикова 2015 - Родикова Д. Две древние находки стали экспонатами музея «Народы и технологии Урала» ЮУрГУ // Южноуральская панорама [Электронный ресурс]. URL: https://up74.ru/articles/news/79074/ (дата обращения: 25.07.2024).
Сарматское золото - Сарматское золото // Институт этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН [Электронный ресурс]. URL: https://ikuzeev.ru/node/153 (дата обращения: 25.07.2024).
Свице 2024 - Свице Я. Коновальные мастера. Уфимская ветеринария и зоозащита в XIX - начале ХХ веков // Бельские просторы. 2024. № 5. С. 107-114.
Сунгатов 1998 - Сунгатов Ф. А. Турбаслинская культура (по материалам погребальных памятников V-VIII вв.н.э.). Уфа: Гилем, 1998. 169 с.
Чураева, Ахатова 2015- Чураева С., Ахатова И. Лошадь: о башкирской породе лошадей. Уфа: Инеш, 2015. 120 с.
REFERENCES
Akhatova I. Proshloe, na oyashchee i budushchee bashkirskoi loshadi [The past, present andfuture of the Bashkir horse]. In: Vatandash. URL: https://vatandash.rn/articles/konferentsii/2022-10-24/proshloe-nastoyaschee-i-buduschee-bashkirskoy-loshadi-3000408 (date of request: 25.07.2024). (in Russian)
Akhmadiev T. Kh. Bashkirskaya gvardeiskaya kavaleriiskaya [Bashkir guardian cavalry]. Ufa: Kitap Publ., 1999. 368 p. (in Russian)
Baynazarov N. V Bashkirii zapustyat proizvodstvo syr'ya dlya veterinarnogo preparata [It will be launched production of raw materials for veterinary medicine in the Bashkortostan]. In: RBK. URL: https://ufa.rbc.ru/ufa/ 21/11/2023/655c580e9a7947e47d695f45 (date of request: 25.07.2024). (in Russian)
Bashkiriya v gody Velikoi Otechestvennoi voiny: sb. dok. i mat. [Bashkiria in the years of the Great Patriotic War: collections of documents and materials]. Sost.: T. Kh. Akhmadiyev, G. D. Irgalin, N. P. Kamenev, G. R. Mukhametdinov. Ufa: Kitap Publ., 1995. 543 p. (in Russian)
Galin S. A. Bashkirskii narodnyi epos [The Bashkirian popular epos]. Ufa: Aerokosmos i noosfera Publ., 2004. 320 p. (in Russian)
Ivanov V., Zlygostev V. Eto byli bashkiry... [It was bashkirs... ]. Ufa: Kitap Publ., 2017. 128 p. (in Russian) Ilimbetova A. Kul't konya u bashkir [The cult of the horse among Bashkirs]. URL: https://web.archive.org/ web/20070316100334/http://turkolog.narod.ru/info/I20.htm (date of request: 25.07.2024). (in Russian)
Ilimbetova A. F., Ilimbetov F. F. Kul't zhivotnykh v miforitual'noi tradicii Bashkir [The cult of the animals in the mythical-ritual tradition of Bashkirs]. The 2nd ed. Ufa: Gilem Publ., 2012. 704 p. (in Russian)
Katalog vystavki «At ile» [The catalog of the "At ile" exhibition]. In: Bashkirskii krai [The Bashkirs region].
2023. No 3. Pp. 47-69. (in Russian)
Klysova G. «Salavat - batyr naveki» ["Salavat is a batyr forever"]. In: Bashkirskii krai [The Bashkirs region].
2024. No 2. P. 16. (in Russian)
Konevodstvo Bashkortostana [The horse breeding of Bashkortostan]. F. M. Shagaliev, G. H. Idiyatullin, Z. M. Yarmukhametova. Ufa: OOO NMC "Pedkniga" Publ., 2020. 278 p. (in Russian)
Kotov V. G. Bashkirskii epos «Ural-batyr». Istoriko-mifologicheskie osnovy [Bashkir epos "Ural-batyr". Historian-mythological bases]. Ufa: Gilem Publ., 2006. 408 p. (in Russian)
Mazhitov N. A. Yuzhnyi Ural VIII-XIV vv. [The South Ural in the VIII-XIVcenturies]. The 2nd ed. Ufa: Belaya reka Publ., 2023. 240 p. (in Russian)
Mazhitov N. A., Sultanova A. N. Istoriya Bashkortostana s drevneishikh vremyon do XVI veka [The history of Bashkortostan from ancient times to XVI century]. Ufa: Kitap Publ., 1994. 360 p. (in Russian)
Migranova E. V. Bashkiry. Traditsionnaya sistema pitaniya: istoriko-etnograficheskoe issledovanie [Bashkirs. The traditional system of food: historical-ethnographical study]. The 2nd ed. Ufa: Kitap Publ., 2016. 296 p. (in Russian) Musalimov V. S., Satyev B. Kh. Bashkirskaya loshad' [The Bashkir's horse]. Ufa: Bashkir Book Publishing House, 1988. 160 p. (in Russian)
Petrukhin V. Karelo-finskie mify. Ot «Kalevaly» i pticy-demiurga do chudi i saamov [Karelo-Finnish myths. From "Kalevala" and bird-demiurge to chudandsaams]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2023. 240 p. (in Russian) Rakhimov R. N., Sidorova N. I. 1812 god: srazhayas' s Napoleonom. Narody Bashkirii v rossiiskoi armii [1812: fighting against Napoleon. Peoples of Bashkortostan in Russian army]. Ufa: Mir pechati Publ., 2012. 260 p. (in Russian) Respublikanskii centr ippoterapii dlya detei-invalidov [The Republic center of hypnotherapy for disabled children]. URL: https://ippoufa.ru/ (date of request: 25.07.2024). (in Russian)
Rodikova D. Dve drevnie nakhodki stali eksponatami muzeya «Narody i tekhnologii Urala» YUUrGU [Two ancient finds became exhibits of the museum "Peoples and technologies of Ural" The South Ural State University]. In: Yuzhnoural'skaya panorama [The South Urals panorama]. URL: https://up74.ru/articles/news/79074/ (date of request: 25.07.2024). (in Russian)
Sarmatskoe zoloto [Sarmatian gold]. In: Institut etnologicheskikh issledovanii imeni R. G. Kuzeeva UFIC RAN [R. G. Kuzeev Institute for ethnological studies UFRC RAS] URL: https://ikuzeev.ru/node/153 (date of request: 25.07.2024). (in Russian)
Svice Ya. Konoval'nye mastera. Ufimskaya veterinariya i zoozashchita v XIX - nachale XX vekov [Carnival masters. Ufa veterinary medicine and animal protection in the XIX- early XX centuries]. In: Bel'skie prostory [The Belsky expanses]. 2024. No 5. Pp. 107-114. (in Russian)
Sungatov F. A. Turbaslinskaya kul'tura (po materialam pogrebal'nykh pamyatnikov V-VIII vv.n.e.) [Turbasly culture (based on the materials of funerary monuments of the V-VIII centuries AD)]. Ufa: Gilem Publ., 1998. 169 p. (in Russian)
Churaeva S., Akhatova I. Loshad': o bashkirskoi porode loshadei [Horse: about Bashkir horse breed]. Ufa: Inesh Publ., 2015. 120 p. (in Russian)
M. V. Gaukhman, V. N. Makarova
A HORSE IN HISTORY AND CULTURE OF BASHKORTOSTAN: THE REGIONAL ETHNOHISTORICAL NARRATIVE
The article substantiates the regional ethnohistorical narrative, at the center of which are the concepts of "horse" and "Bashkir horse". It's created to present the role of the horse in the history and culture of the Bashkir people and Bashkortostan. The work shows the importance of the horse and horse breeding in history, culture and art in ancient and modern times, characterizes the image of the horse in Bashkir folklore and the use of this animal in farming and military affairs. The research also presents the theme of the horse in fine art and museum exhibition projects, describes the characteristics of the Bashkir breed horse, breeding work and new directions in horse breeding.
The proposed narrative is designed for use in the fields of public history and museum affairs in order to preserve the identity of the Bashkir people, to popularize history and patriotic education. It became the basis for the traveling exhibition of the National Museum of the Republic of Bashkortostan The History of the Bashkir Horse, which was created for the International Festival of Bashkir Horses "Bashkorta Aty" ("Bashkir Horse") 2023.
Keywords: horse, Bashkir horse, public history, museum work, exhibition activity.
Гаухман Михаил Владимирович,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник,
Национальный музей Республики Башкортостан
(Уфа, Россия)
Макарова Вера Николаевна,
кандидат исторических наук, заведующая отделом истории края, Национальный музей Республики Башкортостан (Уфа, Россия) [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.07.2024
Gaukhman Mikhail Vladimirovich,
Candidate of Sciences (History), Senior Researcher,
National Museum of the Republic of Bashkortostan
(Ufa, Russia)
Makarova Vera Nikolayevna,
Candidate of Sciences (History),
Head of the Department of Regional History,
National Museum of the Republic of Bashkortostan
(Ufa, Russia)
Received 25.07.2024