страх речи, что раскрывает сущность обращения как катерогии социальной, помогающей передавать важную социальную информацию от одного участника акта коммуникации к другому, и реализующей основную прагматическую установку публичного дискурса - оказание целенаправленного воздействия на адресата.
С. С. Шимберг
Лондонский диалект кокни и его передача при переводе на русский язык
«Диалект - говор, разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных социально и территориально» (Розенталь, Теленкова 1976, с. 94). Диалект может различаться от других диалектов одного и того же языка особенностями любого языкового уровня.
Практически невозможно провести границу между понятиями «языковой вариант» и «диалектная речь», так как и то и другое можно определить как вариант произношения данного языка, специфичный для определенной группы людей. Однако основное различие состоит в том, что некоторые варианты языка, в данном случае английского, уже начали зарекомендовывать себя как самостоятельные языки (другие неизбежно последуют их примеру), чего никогда не произойдет с диалектной речью (Маковский, 2005, с. 57).
Обычно различают территориальные диалекты - разновидности языка, используемые на определенной территории в качестве средства общения местного населения - и социальные диалекты -разновидности языка, на которых говорят определенные социальные группы населения. Иногда к области диалектологии относят только изучение территориальных диалектов, а социальные диалекты считают предметом социолингвистики. Между тем, современные территориальные диалекты в большинстве языковых коллективов одновременно являются и социальными диалектами, поскольку на них говорят только крестьяне и низшие слои городского населения (таково положение в России, Англии, Франции, где социальный статус диалектов низок).
Социальные диалекты, в свою очередь, включают в себя вульгаризмы (лексический слой с непристойной экспрессией), профессиональные диалекты (разновидность социального диалекта, объединяющая людей одной профессии или одного рода занятий), арго/кент (лексика изолированных от легального общества социальных групп), жаргоны (диалекты, состоящие из произвольно выбираемых, видоизменяемых и сочетаемых элементов одного или
420
нескольких естественных языков и применяемые (обычно в устном общении) отдельной социальной группой с целью языкового обособления). Совершенно особое положение среди социальных диалектов в английском языке занимает сленг. Под сленгом понимают разновидность разговорной речи, оцениваемую обществом как подчеркнуто неофициальная ("бытовая", "фамильярная", "неформальная"). При этом сленгу свойственно заимствовать единицы арго и жаргонов, метафорически переосмысляя и расширяя их значения. Имеются в виду разновидности речи с искусственно завышенной экспрессией, языковой игрой, модной неологией.
Диалекты отличаются от литературного языка на разных уровнях языковой системы - фонетическом, лексическом, грамматическом.
Социально-территориальный диалект кокни имеет глубокие исторические корни. Возникновение и развитие кокни связано с формированием национального литературного языка на базе диалекта Лондона. Находясь на границе южных и центральных диалектов, Лондон сохранял их черты до XIII-XIV веков, когда произошло вытеснение южных черт из языка Лондона и замена их восточноцентральными. Этот процесс связывают с притоком населения высокого социального статуса, которое в дальнейшем составило большую часть правительственной верхушки Лондона, а также купечества. Южные черты постепенно теряли престиж, начинали осознаваться как архаизмы и вытеснялись из формирующегося национального литературного языка, сохраняясь в социальнотерриториальных диалектах и, прежде всего, - в кокни.
До середины XX века кокни имели свои обычаи, носили характерные черные костюмы, украшенные блестящей вышивкой, и отличались от других лондонцев манерой разговора. Человек, не знакомый с диалектом кокни, не мог понять даже простого предложения.
Английское слово «кокни» (соскпеу) произошло от «cock’s egg», что означает петушиное яйцо. История названия такова: жители сельской Англии считали, что горожане плохо питаются и едят в основном «петушиные яйца». Имя это приклеилось к лондонцам из низов, особенно к жителям Ист-Энда.
Считается, что диалект кокни существует на двух уровнях. Первый тип представляет собой язык нижнего слоя среднего класса, который реализуется лишь в основном на уровне произношения и отличается от литературной произносительной нормы лишь отдельными чертами. Второй тип, который Х.Уайлд называет «собственно кокни» является диалектом малообразованных слоев населения и существенным образом отличается от литературного языка не только на уровне произношения, но и на других языковых уровнях -
421
морфологическом, грамматическом, лексико-семантическом. Вот некоторые типичные отличия кокни от стандартного английского (Бубенникова, 2004, с. 109):
В фонетике -
1. Пропуск звука [h]. Например, «not 'alf» вместо «not half».
2. Произношение звука [0] как [f] (например, «faas’nd» вместо «thousand») и [б] как (v) (например, «bover» вместо «bother»).
3. Превращение [ao] в [ж], например, «down» произносится как [d^n].
4. Использование гортанной смычки вместо 't' между гласными или сонантами (если второй из них не ударный): bottle = [Ьо'1].
5. Использование вместо [r] губно-зубного [и], на слух напоминающего [w].
6. Произношение «тёмного» l как гласного: MillwaN как [miowo].
7. Отсутствие носовой задненебной фонемы в словах, типа
long.
8. Смена билабиального [w] и губно-зубного [v] в словах, типа wery (литературное very), vell (литературное well).
В грамматике -
1. Использование «ain’t» вместо «isn’t» или «am not».
2. Наличие двойного отрицания во фразе (I don’t know nothing).
3. Грамматическая неоформленность наречия (отсутствие суффиксального показателя наречия -ly).
4. Выравнивание форм простого прошедшего времени по формам причастия (I seen = литер.англ. I saw, he done = литер.англ. he did).
5. Разрушение остаточной категории лица в глагольной парадигме настоящего времени изъявительного наклонения (морф s распространяется на всю парадигму, таким образом, категория лица остается невыраженной) (I does - литературное I do; you does - литературное you do).
6. Вытеснение категории притяжательных местоимений, на месте которых используются формы объектного падежа личных местоимений (me bag = литер. англ. my bag).
7. Формы указательных местоимений используются недифференцированно в отношении числа (that books, these book).
8. Форма объектного падежа личного местоимения them употребляется в качестве единой формы указательного местоимения (them book, them books).
В лексике -
Использование рифмованного сленга (процесс словотворчества, когда слово заменяется на рифмующееся с ним, но, в основном, далекое по смыслу). Например, вместо «feet» говорят «plates of meat», вместо «head» - «loaf of bread»; иногда такие словосочета-
422
ния сокращаются, образуя новое слово: «loaf» вместо «loaf of bread» (в значении «head»). Рифмующихся фраз может быть несколько: вместо hair “Barnet Fair”, “Tony Blair”, “Fred Astair”: My Barnet is so long, I’ll get it cut!; Do you ever get your Tony cut?; Didn’t you know long Fred is out of fashion today?! (Емельянов, 2008, с. 193).
Самую известную художественную репрезентацию диалекта кокни (хотя и не всех его черт) находим в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» (1913), в которой профессор фонетики Генри Хиггинс берется за несколько месяцев обучить бедную цветочницу Элизу Дулиттл, говорящую на кокни, произношению и манере общения высшего британского общества.
В «Пигмалионе» Шоу соединил две одинаково волнующие его темы: проблему социального неравенства и проблему классического английского языка. Он считал, что общественная сущность человека выражается в том, как он говорит.
Территориальные диалекты, используемые авторами художественных произведений и кинофильмов в целях характеристики своих персонажей, представляют значительную трудность для переводчиков. Общепринято, что для их передачи невозможно использовать существующие диалектальные формы языка перевода, поскольку они идентифицируют совершенно иную группу людей (Комиссаров, 1999, с. 71). Решение этой проблемы отчасти облегчается тем, что, как уже было отмечено выше, территориальные диалекты выступают одновременно и как диалекты социальные, то есть диалектная речь свойственна малообразованным, низшим социальным слоям населения, и поэтому в переводе обычно прибегают к компенсации диалектизмов просторечием и разговорной лексикой.
Так произошло с переводами пьесы Б.Шоу. Однако, при анализе трех переводов на русский язык (Е. Калашниковой, Н. Рахмановой и переводчиков кинофильма «Моя прекрасная леди», поставленного по этой пьесе) выяснилось, что в стратегиях переводчиков есть и некоторые различия. Так, переводчица Н. Рахманова постаралась не только компенсировать диалектные отклонения просторечием, но и попыталась ввести в перевод отклонения фонетического характера, как например:
- I’m come to have lessons, I am. And to pay for em te-oo: make no mistake.
- ... я пришла брать уроки. Теперь расчухали? И платить за них собираюсь, не сумлевайтесь!
В переводе того же фрагмента Е. Калашниковой норма соблюдена на всех уровнях:
- Я желаю брать уроки, затем и пришла. И не беспокойтесь: буду платить сколько полагается.
423
Нужно отметить, что фонетический уровень редко бывает затронут, когда переводчики передают функции диалектов. Конечно, невозможно представить, чтобы переводчик автоматически переносил в русский язык фонетические особенности диалекта кокни и создавал лексемы типа «‘орошо». Но и полностью игнорировать фонетические отклонения неверно, особенно в данном произведении, где фонографические средства изображения диалекта служат для развития сюжета. Нельзя не признать, однако, что фонетические признаки лондонского кокни обладают большей системностью, чем русское фонетическое просторечие, и уже сложилась определенная традиция изображения кокни в английской художественной литературе (Куликова, 2010, с. 356). Русским же переводчикам всегда приходится идти на риск (перед редактором, перед читателем), вводя в перевод контаминированные формы. Так же робко, как и фонологические, вводят они в свой текст грамматические искажения:
- Never mind, young man. I’m going home in a taxi. A taxi fare aint no object to me, Charlie.
- Не беспокойтесь, молодой человек. Я поеду домой в вашем такси. (Перевод Е. Калашниковой)
- Не беспокойтесь, молодой человек. На вашей такси поеду домой я. (Перевод Н. Рахмановой)
Как видно из примера, снова только Н. Рахманова задействует грамматическое просторечие русского языка (неправильную форму рода существительного).
Таким образом, лексика остается самым «безопасным» средством передачи функций диалекта. Причем переводчики часто в целях компенсации добавляют экспрессии в тех местах, где в оригинале используется лексика нейтральная:
- Not him. You don’t know my father. All he come here for was to touch you for some money to get drunk on.
To touch smb for - (informal) ask someone for money or some other commodity as a loan or gift.
- Да, как же! Плохо вы знаете моего отца. Он только затем и пришел, чтоб вытянуть у вас денег да напиться как следует. (Перевод Е. Калашниковой)
Вытянуть = (разг.) с трудом, с напряжением выполнить, сделать что-н. или помочь кому-либо; напиться = (разг.) стать пьяным.
- Как же, заберет! Держи карман шире! Плохо вы моего папашу знаете. Он сюда пришел, чтобы из вас деньжат выжать да нализаться как следует - только и всего. (Перевод Н.Рахмановой)
Держи карман шире = (фраз.,груб.) о слишком больших, несбыточных надеждах, ожиданиях; папаша = (прост.) папа, отец; деньжата = (прост.) то же, что деньги; выжать = (разг.) перен. извлечь, получив какую-н. пользу; нализаться = (прост, неодобр.) напиться пьяным.
424
Что касается перевода в фильме, то он отличается еще большей сдержанностью, а также большим количеством опущений текста оригинала, что вызвано общей спецификой киноперевода.
Проблема перевода лондонского диалекта остается актуальной и сегодня, хотя современная языковая ситуация в Лондоне несколько отличается от той, что существовала сто лет назад. Социолингвисты отмечают, что сегодня кокни сменяется новым диалектом, который получил название Multicultural London English (мультикультурный лондонский английский) (Kerswill 2012). Дело в том, что с 60-х годов XX века началась массовая эмиграция в Великобританию из стран Карибского бассейна (Ямайка), Южной и Центральной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш) и Африки. Мигранты селились преимущественно в лондонском районе Ист-Энд (East End), то есть там, где традиционно говорили на кокни, и теперь здесь сформировался новый гибридный диалект, который объединил разные этнические говоры с элементами кокни. Разговорным соответствием термину Multicultural London English стало название "Jafaican" (fake Jamaican = фальшивый ямайский), потому что новый лондонский диалект вошел в моду среди молодежи и на нем пытаются говорить не только жители Ист-Энда и выходцы из эмигрантских семей, но и такие известные в Британии личности, как теле- и радиоведущий Тим Вествуд, персонаж английского комика Саши Барона Коэна Али Джи и рэпер Диззи Раскал. С проблемой передачи нового диалекта на русский язык сталкивается уже новое поколение переводчиков.
И. В. Ямщикова
Национально-культурные особенности в процессе межкультурной коммуникации
Межкультурная коммуникация как профессиональное поле - это междисциплинарная область теории и практики, которая объединяет педагогов, психологов, лингвистов, культурологов, социологов, философов. Всеми этими специалистами движет желание знать, как влияет межкультурный контекст на социальное взаимодействие и как обеспечить эффективность данного процесса.
Ряд авторов (Верещагин Е.М., Костомаров В.Г.) трактуют межкультурную коммуникацию как адекватное взаимопонимание участников коммуникации, принадлежащих к разным национальным культурам.
Наиболее полное определение межкультурной коммуникации сформулировано, по нашему мнению, И.И. Халеевой, которая считает, что межкультурная коммуникация есть совокупность специфи-
425