Научная статья на тему '«ЛОМАНАЯ ЛОГИСТИКА» КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРАКТИКИ МАРШРУТОВ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ В РОССИЮ'

«ЛОМАНАЯ ЛОГИСТИКА» КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРАКТИКИ МАРШРУТОВ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ В РОССИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортно-логистический рынок / логистическая система / антироссийские западные санкции / альтернативные логистические схемы / грузооборот / товародвижение / антиглобализм / геополитика / transport and logistics market / logistics system / anti-Russian Western sanctions / alternative logistics schemes / cargo turnover / commodity movement / anti-globalism / geopolitics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терешенкова Анна Юрьевна

В статье проведен анализ текущего состояния маршрутов доставки грузов в РФ в условиях неопределенности и санкционного давления как в целом на экономику РФ, так и на логистику в частности. Сформулированы проблемы и особенности функционирования транспортной логистики для обеспечения международных перевозок. Текущее состояние логистики ряд экспертов характеризуют термином «ломаная логистика». Даны предложения по приоритетам развития отрасли для смягчения ударов «антироссийских санкций» и обеспечения стабильности работы транспортной отрасли и ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«BREAKED LINE OF LOGISTICS» AS A REFLECTION OF THE PRACTICE OF MODERN ROUTES OF CARGO DELIVERY TO THE RUSSIAN

The article analyzes the current state of cargo delivery routes to the Russian Federation in the face of uncertainty and sanctions pressure both on the Russian economy in general and on logistics in particular. The problems and features of the functioning of transport logistics to ensure international transportation are formulated. A number of experts characterize the current state of logistics with the term «broken Line of logistics». Proposals are given on the priorities for the development of the industry to mitigate the impact of «anti-Russian sanctions» and ensure the stability of the transport industry and foreign economic activity.

Текст научной работы на тему ««ЛОМАНАЯ ЛОГИСТИКА» КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРАКТИКИ МАРШРУТОВ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ В РОССИЮ»

УДК 656.073.7

«ЛОМАНАЯ ЛОГИСТИКА» КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРАКТИКИ МАРШРУТОВ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ В РОССИЮ

Терешенкова Анна Юрьевна

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), доцент кафедры таможенного администрирования, канд. экон. наук, e-mail: atereshenkova@gmail.com

В статье проведен анализ текущего состояния маршрутов доставки грузов в РФ в условиях неопределенности и санкционного давления как в целом на экономику РФ, так и на логистику в частности. Сформулированы проблемы и особенности функционирования транспортной логистики для обеспечения международных перевозок. Текущее состояние логистики ряд экспертов характеризуют термином «ломаная логистика». Даны предложения по приоритетам развития отрасли для смягчения ударов «антироссийских санкций» и обеспечения стабильности работы транспортной отрасли и ВЭД

Ключевые слова: транспортно-логистический рынок; логистическая система; антироссийские западные санкции; альтернативные логистические схемы; грузооборот; товародвижение; антиглобализм; геополитика

«BREAKED LINE OF LOGISTICS» AS A REFLECTION OF THE PRACTICE OF MODERN ROUTES OF CARGO DELIVERY TO THE RUSSIAN

Tereshenkova Anna Yu.

Northwest Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Associate Professor of the Department of Customs Administration, Candidate of Economic Sciences, e-mail: atereshenkova@gmail.com

The article analyzes the current state of cargo delivery routes to the Russian Federation in the face of uncertainty and sanctions pressure both on the Russian economy in general and on logistics in particular. The problems and features of the functioning of transport logistics to ensure international transportation are formulated. A number of experts characterize the current state of logistics with the term «broken Line of logistics». Proposals are given on the priorities for the development of the industry to mitigate the impact of «anti-Russian sanctions» and ensure the stability of the transport industry and foreign economic activity

Keywords: transport and logistics market; logistics system; anti-Russian Western sanctions; alternative logistics schemes; cargo turnover; commodity movement; anti-globalism; geopolitics

Для цитирования: Терешенкова А.Ю. «Ломаная логистика» как отражение практики маршрутов доставки грузов в россию // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2 (86). С. 97-103.

Существующий объём санкционного давления на Российскую Федерацию в 20222023 гг. заставил перестраивать логистические потоки доставки импортных и экспортных грузов. Стремление к поиску новых логистических путей связано с обеспечением обязательств по действующим контрактам и сохранением поставщиков и покупателей как при импорте, так и при экспорте. Поиск и разработка новых логистических маршрутов - это не только единственная возможность обеспечить и сохранить бизнес, но и путь для развития новых рынков в области транспортно-логистического обеспечения внешнеторговой деятельности.

В 2022-2023 г. рынок логистики пережил очередной стресс и опыт работы «в условиях неопределенности», выходя из кризиса логистики 2020 гг., после эпидемиологических ограничений. Первые месяцы 2022 г. привели ряд логистических компаний в состояние «паники» и ступора.

Основной урон логистической отрасли был

нанесен следующими событиями [1]:

- с рынка РФ полностью или частично ушли все крупнейших иностранные морские линии;

- европейские порты отказались обрабатывать грузы, идущие в адрес российских получателей, за исключением медицинских и гуманитарных грузов;

- введены перечни товаров, которые не могут быть отправлены в РФ без дополнительной проверки и специальных разрешений, что тормозит и удорожает перевозку;

- введены запреты на экспорт «санкционных» товаров в РФ;

- отсутствует возможность обслуживать суда под российским флагом в иностранных портах ряда стан. Кроме того, существует риск ареста судов ряда российских компаний, где учредители или сами компании включены в санкционные списки;

- закрыто воздушное пространство РФ для иностранных воздушных линий;

- сокращено число международных воздушных рейсов как результат разрыва лизинговых соглашений в отношении судов, используемых в международном сообщении;

- произошло отключение ряда российских банков от системы межбанковских расчетов SWIFT и имеют место ограничения оставшихся банков на проведение валютных операций, что также приводят к невозможности оплачивать логистические сервисы за рубежом, в т.ч. оплачивать ремонт транспорта или бункеровку судов;

- имеет место введение временного запрета на железнодорожные транзитные перевозки в Калининградскую область железнодорожным транспортом по территории Литвы;

- наложен запрет на передвижение российского автотранспорта по дорогам ЕС.

Ситуация неопределенности в законодательстве и логистике, плюс политическая ситуация дополнительно привели к отказам ряда компаний работать с РФ - все это серьезный вызов для отрасли логистики. Кроме того, отсутствие спроса на доставку в РФ грузов привело к росту ставок как на фрахт за 2022 г., так и на страхование грузов, более чем в 3 раза.

Цель настоящей работы заключается в обобщении тенденций современного состоя-ниятранспортно-логистическогорынкаРФвусловиях неопределенности и санкционного давления. Также автором даны предложения по приоритетам развития отрасли для смягчения ударов «антироссийских санкций» и обеспечения стабильности работы транспортной отрасли и внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Международные морские перевозки. Отказ иностранных морских линий работать с РФ оказался самым существенным фактором для ло-

гистики ВЭД. По данным Росстата и Федеральной таможенной службы (ФТС) России за 2022 г. на долю морских перевозок приходилось 69 % от общего объёма грузоперевозок международного сообщения. Российская внешняя торговля более чем на 90 % зависит от иностранных судов, а в сфере контейнерных перевозок -на 100 % вследствие отсутствия собственных контейнерных судов (контейнеровозов). По данным за 2020 г. под флагом России и подконтрольными российским судовладельцам «удобными» флагами в 2020 г. находилось 1 423 судна общим тоннажем 22,296 млн т. Средний возраст судов 13-20 лет. Для сравнения, российский торговый флот по тоннажу в восемь раз меньше, чем китайский. Доля перевозимых экспортных грузов российскими судовладельцами по данным за 2019 г. составляла 2,2 %. Доля российского флота в мировых грузоперевозках - не более 0,1 % [2].

В табл. 1 представлены крупнейших порты России (по два из каждого бассейна) и их грузоподъемность в 2010-2021 гг. [3; 4; 5].

Из представленной таблицы видно, что грузооборот портов Балтийского бассейна сопоставим с грузооборотом портов Азовско-Черноморского бассейна, и маловероятно, что при отсутствии двукратного увеличения мощностей южных портов они смогут взять на себя все перераспределенные через юг доставки.

В Северо-Западном бассейне по данным Росморфлота были аккредитованы на начало 2022 г. 24 линии, почти все они принадлежат иностранным компаниям (кроме паромных), из них: 19 - контейнерные, 1 - грузовая; 2 - автопаромных; 1 - же-лезнодорожно-паромная (основной груз - накатная техника, ж/д вагоны). Из 24 линий 19 имеют сообщение исключительно между портами Евросою-

Таблица1

Крупнейшие порты России (с грузооборотом свыше 10 млн т/год) и их грузооборот

в 2010-2021 гг., в млн тонн в год

№ п/п Порты России 2010 2012 2018 2019 2021

Балтийский бассейн

1. Большой порт Санкт-Петербурга 58,0 57,8 53,64 59,87 62,0

2. Приморск 77,6 74,8 57,6 61,024 53,0

Арктический бассейн

3. Мурманск 32,8 23,7 51,7 61,93 54,5

4. Сабетта нет заложен 9,0 19,5 27,9

Азово-Черноморский бассейн

5. Новороссийск 117,1 117,4 147,4 156,826 142,8

6. Туапсе 18,6 17,8 26,6 25,2 24,7

Дальневосточный бассейн

7. Владивосток 11,2 13,2 10,4 23,92 29,6

8. Ванино 25,2 20,3 29,2 31,4 35,4

за (ЕС) (Бельгия - РФ, Германия - РФ, Нидерланды - РФ, Финляндия - РФ).

В 2022 г., в связи с отказом обрабатывать грузы, следующие в адрес резидентов РФ, с российского рынка ушли ведущие мировые контейнерные линии с совокупной долей на мировом рынке более 46,9 %: Maersk, Mediterranean Shipping Company (MSC), CMA CGM, позднее к ним присоединились Ocean Network Express (ONE), Hapag-Lloyd, Yang Ming, Shipco, Hyundai Merchant Marine (HMM).

Под угрозой срыва поставок оказались товары, поставляемые в Россию из стран Южной Азии, Африки и Южной Америки, которые не подпали под санкционный запрет США и ЕС.

Причина ухода контейнерных линий с Северо-Запада политические и экономические: резкое сокращение европейского импорта, на который приходилось почти 40 % товарооборота, санкции или ограничения в отгрузке, репутационные соображения из-за опасения вторичных санкций, потенциальный риск для активов (компания Maersk имеет доли в российских портах), сложная ситуация с банковскими расчетами.

В феврале 2023 г. были опубликованы только общие статистические данные Росморречфлота и Минтранса России [4]. Грузооборот морских портов России в 2022 г. вырос на 0,7 % - до 841,5 млн т. Перевалка сухих грузов снизилась на 2 %, рост перевалки наливных грузов составил 3,4 %. Грузооборот морских портов России по итогам 2022 г. увеличился на 0,7 %, по сравнению с предыдущим годом, и составил 841,5 млн т, в том числе перевалка сухих грузов составила 404,7 млн т (- 2 %), наливных грузов - 436,8 млн т (+ 3,4 %).

Грузооборот морских портов Балтийского бассейна в целом сократился только на 2,9 % и составил 245,6 млн т, однако данные Ассоциации морских торговых портов показали более существенное сокращение - на 37,5 % [6]. Ряд экспедиторов отмечали, что в 2022 г. произошло сокращение морских перевозок на Балтике на 40-70 % в разных сегментах, в первую очередь, за счет санкций в отношении машин и оборудования и других высокотехнологичных товаров. Товарооборот грузов из 84-90 групп Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза за 11 месяцев 2021 г. составлял 18 840 266,88 тыс. долл., или 48 % товарооборота всего Северо-Западного региона. Снижение также связано с падением перевалки сухих грузов (- 18,1 %), что составило 97 млн т. Наливных грузов в бассейне перевалено на 11,8 % больше относительно 2021 г. - 148,6 млн т. В страновой структуре внешней торговли РФ по данным ФТС России на январь 2022 г. на долю Европейского союза (ЕС) в январе 2022 г. приходилось 38,9 % российского товарооборота (в январе 2021 г. - 34,6 %), на страны АТЭС - 33,6 % (35,5 %), на страны СНГ - 9,7 % (12,2 %), на страны

ЕАЭС - 6,5 % (9,2 %) [7].

Грузооборот морских портов Азово-Черно-морского бассейна вырос на 2,7 % и достиг 263,6 млн т, при этом перевалка сухих грузов выросла на 6 % - до 121,1 млн т, перевалка наливных грузов осталась на уровне прошлого года -142,5 млн т.

Грузооборот морских портов Каспийского бассейна сократился на 13,9 % и составил 6 млн т. Сокращение связано с падением перевалки наливных грузов (-35,1 %), которая составила 2,8 млн т. Перевалка сухих грузов на Каспии увеличилась на 21,3 % и составила 3,2 млн т.

Грузооборот портов Дальневосточного бассейна в 2022 г. увеличился на 1,5 % к 2021 г. и достиг 227,8 млн т: перевалка сухих грузов составила 154 млн т (+3,5 %), наливных грузов - 73,8 млн т (-2,3 %).

Самое сильное снижение контейнерооборо-та произошло в порту Санкт-Петербурга. Снижение за пять месяцев 2022 г., по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., составило от 41 % до 64 % в разных сегментах (информация компании FESCO на основе данных от Морцентр-ТЭК и ГВЦ). По Новороссийску снижение контейнеро-оборота в 2022 г. - от 10 % до 23 %; порты Владивосток и Восточный - в сумме сокращение составило около 10 %, при этом сухопутные пограничные переходы Дальнего Востока «Забайкальск» и «Наушки» показали рост на 11 %.

Несмотря на уход с Северо-Запада, МаеЫ< продолжила работу на Дальнем Востоке, тем самым большинство контейнерных перевозок из Юго-Восточной Азии, Китая теперь идет с перевалкой через Дальневосточные порты, а по территории РФ движется по Транссибирской магистрали, в т.ч. с использованием запущенных скоростных контейнерных поездов.

По данным аналитики porttechnology.org за первые девять месяцев 2022 г. был отмечен рост судоходства РФ с такими странами, как Китай, ОАЭ, Турция, Индия, Южная Африка, Мексика [8]. Логистические провайдеры разрабатывают новые логистические маршруты и организуют прямые поставки в «Большой порт Санкт-Петербург» и порт Усть-Луга из Китая, Марокко, Индии и стран Латинской Америки без использования контейнеровозов и судозаходов в европейские порты. Кроме того, в 2022г. по Северному морскому пути (СМП) было отправлено около 100 единиц контейнеров, однако увеличение контейнерных перевозок на этом направлении невозможно по причине отсутствия необходимых контейнерных судов, площадок и причалов в портах Архангельска и Мурманска, и др. по маршруту СМП.

В целях обеспечения судоходства на Балтике произошло расширение морского грузового транзита в Калинградскую область: на линию порт «Бронка» (Большой порт Санкт-Петербург) - Калининград встали теплоходы «Капитан Коковин»

Северного морского пароходства (СМП). Дедвейт судна составляет 3 400 т, грузоподъемность -3100 т, контейнеровместимость - 120 ТЕи.

Кроме того, ОАО «Северное морское пароходство» ранее задействовало на линии Санкт-Петербург - Калининград теплоходы «Холмогоры», «Капитан Миронов» и СМП «Северодвинск». Для снижения рисков блокировки доставки грузов в Калининградскую область с начала 2022 г.

к ноябрю 2022 г. количество судов, обеспечивающих доставку грузов, выросло с 2 до 18.

В табл. 2 приведены только крупнейшие порты Азово-Черноморского бассейна и Черного моря России с пропускной способностью свыше 10 тыс. т/год. Как видно из данной таблицы из 11 портов Черного моря только 3 способны принимать современные контейнеровозы. Среди 6 портов Азовского мора нет ни одного порта, способного при-

Таблица 2

Крупнейшие порты Азово-Черноморского бассейна и Черного моря России с пропускной

способностью свыше 10 тыс. т/ год

Порт Пропускная способность грузовых терминалов всего (тыс. т/год) Габаритные размеры судов (дл. / шир. / осад.), м Кол-во причалов (протяжённость) Кол-во стивидоров, ед.

Черное море

Геленджик 185 000 114 / 14 / 3,8 9 ед. (795,75 м) 3

Новороссийск 218 875 295,2 / 45,04 / 13,1 (во внутреннюю гавань) не огр. / 324 / 58 (к причалам ВПУ КТК-1, КТК-2, КТК-3) 90 ед. (16 556 м) 17

Тамань 54 500 252 / 44 / 14 13 ед. (3 901,5 м) 4

Туапсе 38 490 250 / 45 / 15 36 ед. (5 877,12 м) 7

Азовское море

Азов 16 530,87 150 / 20 / 3,7 35 ед. (4 948,56 м) 12

Ростов-на-Дону 23 286,6 142 / 18 / 4,1 64 ед. (10 163,42 м) 25

Темрюк 11 500 140 / 17,5 / 4,6 22 ед. (2 833,78 м) 11

Кавказ 27 559,3 150 / 22 / 5,3 260 / 46 /16 (на рейде) 10 ед. (1 347,64 м) 6

нять даже небольшие контейнеровозы на 500-800 TEU, требующие глубину осадки от 9 метров.

Автомобильные и железнодорожные перевозки. С семидесятых годов прошлого века в целях обеспечения транзитных грузопоток в условиях глобализации на территории Евразии сложились все существующие международные транспортные коридоры (МТК), которые были расширены с включением в них с середины 90-х гг. РФ.

По территории РФ проходят несколько МТК (рис. 1).

Евроазиатский коридор «Восток-запад» (Азия -РФ - Европа), основу которого составляет Транссибирская магистраль или Транссиб с тремя ответвлениями из РФ на Казахстан и Китай, Корейский полуостров, Монголию. Панъевропейский МТК (Pan European Transportation corridor, PETC) № 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва) включен в состав Транссиба. В коридор входят железнодорожные ответвления на Центральную Азию и Кавказ. В 2000 г. коридор продлен до Нижнего Новгорода, с перспективами продления до Екатеринбурга.

Евроазиатский коридор «Север - Юг» (Северная Европа - РФ - Каспийское море - Персидский залив - Индия). Панъевропейский коридор № 9 (РЕТС 9) (Хельсинки - Москва - Черное море - Южная Европа) входит в состав коридора «Север - Юг».

«Северный морской путь» (СМП, европейская часть РФ - Дальний Восток) проходит по морям Северного Ледовитого океана [9].

Система коридоров «Приморье 1» и «Приморье 2», связывающая северо-восточные провинции Китая через морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Китайское название «Один пояс -один путь» связывает Центральную Азию, Россию, Белоруссию, Европу [10].

За последние 20 лет российская транспортная систем была плотно интегрирована в МТК, проходящие по территории России, чему активно помогало финансирование развития МТК № 2 и 9 по территории РФ.

По данным Минтранса РФ рынок грузовых автоперевозок пережил 2022 г. с небольшим

ростом грузоперевозок; автотранспортом перевезено более 5,5 млрд т грузов (+1 % в годовом выражении) [11]. Все это произошло несмотря на введение западных санкций и ограничение поставок широкой номенклатуры товаров в Россию, запрет российским перевозчикам осуществлять свою деятельность в Европе, несмотря на мобилизацию, приведшую к дефициту водителей и оттоку сотрудников в смежных сферах, увеличение затрат на эксплуатацию транспортных

средств. Работу на европейских маршрутах, по данным российской Ассоциации международных автоперевозчиков, прекратило около 3 000 компаний-перевозчиков.

С 1 октября 2022 г. по 30 июня 2023 г. в качестве ответной меры российское правительство своим постановлением от 30.09.2022 № 1728 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 29.09.2022 № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных

Рис. 1. Система международных транспортных коридоров, проходящих по территории РФ [11]

перевозок грузов» (в ред. от 28.12.202 № 2466) [12] установило запрет на осуществление международных автомобильных перевозок грузов по территории РФ грузовыми транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам. Постановление распространяется на перевозчиков из Европейского союза (ЕС), Великобритании и Ирландии, Норвегии и Украины. По оценкам Noytech Supply Chain Solutions (NSCS) это привело к сокращению грузопотока из ЕС на 30-40 % и росту автоперевозок по направлениям из Турции, Китая, Ирана, а также внутри СНГ - через Среднюю Азию, Белоруссию и Казахстан. Удлинение логистического плеча, необходимость перегрузки товаров, рост цен на топливо, рост курса валют и сложности с обменом и осуществлением валютных платежей привело к удорожанию перевозок в среднем на 50 - 100 % против цен 2020-2021 гг., а по санкционной номенклатуре -до 7 раз в условиях разрешенного «параллельного импорта» за счет транзита и новых логистических маршрутов с удлинением «логистического

плеча».

Логистический кризис от ухода ведущих контейнерных линий заставил крупных логистических операторов переориентироваться на юг и возить грузы через Турцию - Новороссийск. Новые линейные сервисы в 2022 г. из Новороссийска в Турцию запустили FESCO (FESCO Turkey Black Sea), «ТрансКонтейнер», «Рускона», Global Line, Unity и «Аметист». Так, FESCO направлением Новороссийск - Стамбул - Кумпорт планирует расширить вместимость линий в экспортно-импортном направлении с 120 до 420 TEU и включить в маршрут Средиземноморские порты Измир (Port of Izmir) и Мерсин (Mersin International Port).

Ряд российских компаний и операторов разместили в Турции свои офисы (открыв представительства, дочерние компании или отдельные юридические лица), склады и пункты консолидации. На рис. 2 отражена современная практика

Третья страна (ОАЭ, Турция, Китай, СНГ и др. )

Поставка Документооборот У t Поставка Документооборот

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Типовая схема «ломаной поставки» как существующей практики доставки грузов в Россию

организации доставки грузов в адрес российских компаний.

По данным Росстата и ФТС за 2022г. на долю автомобильных перевозок приходится 5 %, на долю железнодорожного 15 % от общего объема грузоперевозок в международном сообщении.

В табл. 3 представлены объемы грузоперевозок по видам транспорта за 8 месяцев 2021 и 2022 гг. по данным Росстата. Объем перевозок грузов рос-

сийским транспортом по итогам 8 месяцев 2022 г. снизился на 0,8 % и составил 5,1 млрд т., объем перевозок автотранспортом за январь-август этого года составил 3,47 млрд т, или на 0,5 % больше, чем годом ранее [13; 14].

Перевозки железнодорожным транспортом по итогам 8 месяцев 2022 г. составили 821,6 млн т, что на 3,4 % меньше показателя января-августа 2021 г.

Таблица 3

Динамика грузоперевозок автомобильным, железнодорожным и трубопроводным

транспортом в 2021-2022 гг.

Виды транспорта Грузооборот за 8 месяцев 2021 г., млн т Грузооборот за 8 месяцев 2022 г., млн т

Автомобильный 3 456,6 3 474,1

Железнодорожный 850,5 821,6

Трубопроводный 752,3 716,7

Воздушные перевозки. Объем перевозок за те же сроки воздушным транспортом составил 0,43 млн т по данным Росстата. По сравнению с показателем восьми месяцев 2021 г. перевозки воздушным транспортом сократились на 54 %. Основными воздушными маршрутами доставки грузов из недружественных стран стали: Сербия, Казахстан, ОАЭ, Турция, Азербайджан.

В заключение следует отметить, что российские производители в настоящее время ищут возможности сокращения издержек в производственном, потребительском и логистическом сегментах для сохранения рентабельности бизнеса.

За 2022 г. многие бизнесы уже адаптировались к новым реалиям и построили свои схемы «ломаной логистики». Интересы государства и бизнеса пересекаются в области решения следующих задач: опережающими темпами обеспечить высокопроизводительную и независимую от внешних факторов транспортно-логистическую систему, способную обслуживать внешнеторговые грузопотоки с максимальной выгодой для всех задействованных в цепочке поставок сторон.

2.

3.

4.

6.

Библиографический список:

Покровская О.Д., Воробьев А.А., Мигров А.А. и др. Альтернативная логистика Российской Федерации в условиях западных санкций International Journal of Advanced Studies: Transport and Information Technologies, Vol. 12, No 4, 2022. С. 111-134.

Российский флот и возможности его развития. URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1689/87497 (дата обращения: 01.02.2023).

10 крупнейших морских портов России. URL: https:// nangs.org/news/business/10-krupneyshih-morskih-portov-rossii (дата обращения: 01.03.2023).

Грузооборот порта Санкт-Петербург в 2019 году вырос на 1% - до 59,87 млн тонн (детализация). URL: https://portnews.ru/news/290097/ (дата обращения: 01.03.2023).

Грузооборот морских портов России за январь-декабрь 2019 г. URL: https://www.morport.com/rus/ news/gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-yanvar-dekabr-2019-g (дата обращения: 01.02.2023).

Грузооборот «Большого порта Санкт-Петербург» по итогам 2022 года сократился почти на 40% URL: https://trans.ru/news (дата обращения:

23.02.2023).

7. ФТС России: данные об экспорте-импорте России за январь 2022 года. URL: https://customs.gov. ru/press/federal/document/329649 (дата обращения: 01.03.2023).

8. Russian vessels go dark, pivot eastward following Ukraine invasion on November 21, 2022. URL: https:// www.porttechnology.org/news/russian-vessels-go-dark-pivot-eastward-following-ukraine-invasion (дата обращения: 01.03.2023).

9. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. URL: https://https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportn aya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-progn ozom-na-period-do-2035-goda (дата обращения: 01.03.2023).

10. Акмаев К.Х., Измайлова Д.К. и др. Формирование и перспективы развития международных транспортных коридоров // Морские порты №8 (2020). URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1685/

87447/ (дата обращения: 01.01.2023).

11. Международные транспортные коридоры (МТК), проходящие по территории в морских и прибрежных зонах над территорией Российской Федерации. URL: http://www.strategy-center.ru/ page.php?vid=1123&vrub=inf (дата обращения: 01.03.2023).

12. URL: https://www.alta.ru/laws_news/96609/ (дата обращения: 01.03.2023).

13. Грузооборот российского транспорта, 8 месяцев 2022: перевозки автомобильным транспортом выросли. URL: https://seanews.ru/2022/10/04/ru-gruzo oborot-rossijskogo-transporta-8-mesjacev-2022-perevozki-avtomobünym-transportom-vyrosli/ (дата обращения: 01.03.2023).

14. Грузооборот российского транспорта, 10 месяцев 2022: перевозки автомобильным транспортом увеличились URL: https://seanews.ru/2022/12/05/ru-gruzooborot-rossijskogo-transporta-10-mesjacev-2022-perevozki-avtomobilnym-transportom-uvelichilis/ (дата обращения: 01.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.