Научная статья на тему 'Локальные варианты погребально-поминальной обрядности русских Тоболо-Иртышского междуречья'

Локальные варианты погребально-поминальной обрядности русских Тоболо-Иртышского междуречья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
303
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОБОЛО-ИРТЫШСКОЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ / ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / ЛОКАЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА РУССКИХ XVIII-XX ВВ / TOBOL-IRTYSH INTERFLUVE / FUNERAL AND MEMORIAL RITES / LOCALITY / THE TRADITIONAL CULTURE OF THE RUSSIAN IN THE XVIII-XX CENTURIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Межевикин И. В.

Исследуется погребально-поминальная обрядность русских Тоболо-Иртышского междуречья в контексте принципа локальности. Применяется типология локусов, разработанная с целью разностороннего рассмотрения традиций. На основании архивных, полевых материалов и научной литературы производится сравнение обычаев и ритуалов, связанных со смертью, характерных для Европейской России и Западной Сибири. Выявлено значение южнорусского и северорусского компонентов погребально-поминальной обрядности русских Тоболо-Иртышского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of locality and local versions of the funeral and memorial rites of the Russians of Tobol-Irtysh interfluve

The article is about the funeral and memorial rites of the Russians of Tobol-Irtysh interfluve in the principle of locality key. Typology of locus designed to diversify the consideration of traditions is used. Customs and rituals associated with death, which are characteristic of European Russia and western Siberia are compared on a base of archival, field data and scientific literature. The value of southern russian and north russian components of funeral and memorial rites of the Russian of Tobol-Irtysh region is identified.

Текст научной работы на тему «Локальные варианты погребально-поминальной обрядности русских Тоболо-Иртышского междуречья»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 309-314.

УДК 393

И.В. Межевикин

ЛОКАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ

ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ РУССКИХ ТОБОЛО-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ

Исследуется погребально-поминальная обрядность русских Тоболо-Иртышского междуречья в контексте принципа локальности. Применяется типология локусов, разработанная с целью разностороннего рассмотрения традиций. На основании архивных, полевых материалов и научной литературы производится сравнение обычаев и ритуалов, связанных со смертью, характерных для Европейской России и Западной Сибири. Выявлено значение южнорусского и северорусского компонентов погребально-поминальной обрядности русских Тоболо-Иртышского региона.

Ключевые слова: Тоболо-Иртышское междуречье, погребально-поминальная обрядность, локальность, традиционная культура русских ХУІІІ-ХХ вв.

Для современной науки характерно постепенное признание тезиса о том, что традиционная культура существует только в локальных формах. Это свойство традиционной культуры начинает рассматриваться в научных публикациях различного рода [1]. Погребальнопоминальная обрядность, являясь одной из важнейших компонент традиционной духовной культуры, закономерно также подвержена принципу привязки к месту. В рамках данной работы предполагается исследовать локальность как базовую характеристику погребальнопоминальной обрядности русских Тоболо-Иртышского междуречья. Источниками работы послужили материалы этнографических экспедиций Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского (МЭЭ ОмГУ), собранные в 2009-2010 гг. в Викуловском и Соро-кинском районах Тюменской области и Муромцевском районе Омской области, а также материалы рукописного фонда Государственного учреждения Курганский областной центр народного творчества (РФ ГУ КОЦНТ) 1981-2005 гг., архива Музея археологии и этнографии ОмГУ (МАЭ ОмГУ), Государственного архива Курганской области (ГАКО), а также научная литература по теме исследования.

Для определения самого понятия локальности рассмотрим следующее замечание А. Г. Селезнева: «Самым существенным свойством традиционной культуры является ее социальная и территориальная замкнутость, самодостаточность, локальность. <...> Родовые и общинные связи в рамках традиционной культуры являются наиболее актуальными и значимыми. <...>. Коллективы людей, существующих в рамках традиционной культуры, могут занимать значительные ареалы, но в любом случае они будут локальными, замкнутыми сами на себя» [2]. Для современной культуры русских следует несколько расширить понятие локальности, исключив абсолютную замкнутость. Локальность в данном исследовании будет рассматриваться как динамическое явление, поскольку даже при включении локуса в более крупную систему определенная степень самобытности сохраняется, а нововведения имеют свойство трансформироваться сообразно текущей культуре места. Изолят в современной русской культуре - явление исключительно редкое, но представляется возможным рассматривать как локальные любые сельские культурные ареалы, характеризуемые

© И.В. Межевикин, 2012

спецификой места, поскольку, как отмечал

Н.И. Толстой, «вся народная культура диалектна <...> все ее явления и формы функционируют в виде вариантов, территориальных и внутридиалектных вариантов с неравной степенью различия» [З]. Таким образом, можно рассмотреть локальную культуру в динамике.

Погребально-поминальная обрядность русских в основе сложилась на территории Европейской России и была привезена переселенцами в Сибирь, где в XVIII-XX вв. приобрела самобытные черты. Традиционно обычаи и ритуалы, связанные со смертью, нормировались не столько религиозными догматами, сколько социальными стереотипами поведения, характерными для русских и, как правило, отражающими специфику места. Особенность духовной культуры Западной Сибири состоит в контаминации северорусских, центральнорусских и южнорусских культурных традиций. Кроме того, в разнообразных с точки зрения географии, сроков и этапов заселения, мест выхода переселенцев в Сибирь и т. п. сформировались локальные особенности обрядов в отдельных населенных пунктах. Таким образом, погребально-поминальная обрядность русских Тоболо-Иртышского междуречья, с одной стороны, сохраняет черты традиций Европейской России, воспроизводя отдельные ее элементы с неизменной точностью, с другой стороны, в данном регионе она сложилась как результат контактов старожилов с переселенцами, старообрядцев с мирскими, белорусов с русскими и т. д.

У русских Тоболо-Иртышского междуречья наибольшую сохранность традиционные погребальные и поминальные обряды имеют в сельской местности. В настоящее время для них характерна довольно сложная структура. В структуре обряда можно найти и архаические элементы дохристианских славянских традиций, и некоторые локальные особенности, возникшие во второй половине XX в. и характерные для отдельных сел и деревень рассматриваемого региона. Сегодня погребально-поминальная обрядность русских Тоболо-Иртышского междуречья продолжает развиваться, испытывая на себе влияние роста информации, глобализационных процессов, утраты символических смыслов одних элементов обряда и обретение новых и т. д. Чтобы дать полную характеристику локальных вариантов погребально-поминальной обрядности русских Тоболо-Иртышского междуречья, необходимо составить типологию локусов.

Данная типология необходима в исследовании для возможности объединения и обобщенного описания некоторых аспектов различных погребальных и поминальных обрядов. В рамках этнографии выработан ряд оппозиций в типологизации ло-кусов. На сегодня нет единого принципа классификации локусов. В действительности для данного исследования имеют значение различные параметры, которые могут служить основанием для классификации. Таким образом, локусы будут не классифицированы по единому основанию, а типологизированы по различным принципам с целью наиболее комплексного и разностороннего рассмотрения.

Выделяют несколько основных принципов деления:

1) хронологический

а) старожильческие локусы (преоб-

ладание потомков переселенцев XVI - первой половины XIX вв.);

б) переселенческие - зоны позднего

(вторая половина XIX в.) и позднейшего (XX в.) заселения;

2) топографический

а) прибрежные (приречные);

б) приозерные;

в) притрактовые;

3) по местам выхода - основанные представителями северорусской и южнорусской культурной традиции.

Данные типы могут сочетаться в различных ситуациях: очевидно, что локус может одновременно являться зоной с преобладанием старожильческого населения и одновременно располагаться у реки. Более того, В. А. Липинская отмечает, что «тракты обычно следовали вдоль рек, поэтому притрактовые селения по большей части находились одновременно и у дороги, и у естественных водоемов» [4].

Характеризуем погребально-поминальную обрядность русских в каждом из типов локусов.

1. Старожильческие поселения.

В д. Корюкина Белозерского района Курганской области сохранились традиционные представления об одежде, в которой хоронят покойного: «Погребальную одежду шили еще при жизни и хранили отдельно от другой одежды. “Смертной” одеждой могла быть венчальная /рубаха, платье. Смертную одежду шили, а при раскрое ее не разрезали ножницами. Эта одежда не дошивалась и не подрубалась»

[5]. В с. Сорокино Сорокинского района Тюменской области по словам Н. Н. Гетмана было много кержаков, просивших сделать могилу «с подкопом» [подбоем], а также «бабка», которая «помирала трое

суток, на стенке ползала пока не открыли печку и вьюшку там, чтобы вылетела» [6]. В с. Бергамак Муромцевского района Омской области в 1995 г. был зафиксирован обычай качать гроб с покойным трижды в створе ворот кладбища [7].

2. Новосельческие локусы.

В д. Пищальную (ныне село Пищальное Половинского района Курганской области) в 1870-е гг. производились активные переселения крестьян из Европейской России [8]. Погребально-поминальная обрядность этих мест неоднородна: с одной стороны, здесь «подают курицу через гроб», что характерно для южнорусской и малорусской культурной традиции, с другой - принято замывать след за гробом, что в основном фиксируется в северных областях Европейской России. Именно в новосельческих локусах мы можем наблюдать наибольшую степень контаминации разнокультурных образцов в одном обряде. Кроме того, в новосельче-ских локусах более заметна динамика погребально-поминальной обрядности. Так, в д. Борки Викуловского района Тюменской области зафиксировано противопоставление: «когда ставят памятники выходцы из Викулова, оставляют старые кресты, здесь - выкидывают» [9], т. е. старожильческая традиция оставлять деревянный крест даже при установке нового памятника здесь не поддерживается. По материалам 1994 г. в д. Игоревка Муром-цевского района известно, что могильные ямы здесь копают «прямые», без уступов

[10], при условии, что обычным для переселенцев из Белоруссии является делать могилы с полатями.

3. Локусы, основанные на естественных водоемах.

Между приречными и приозерными локусами в плане погребально-поминальной обрядности сложно установить какие-либо отличия, с другой стороны, имеет смысл сравнение приречных и приозерных локусов с притрактовыми. Поселения, изначально основанные по принципу близости водоемов, в значительном количестве старожильческие, в отличие от тех, что построены благодаря строительству трактов и железной дороги. Приречные и приозерные села и деревни в случае удаленности от основных трактов, кроме того, еще и обладают меньшей степенью динамики. В них происходит меньший приток переселенцев и медленнее материально-техническое развитие (за счет чего дольше сохраняются традиционные способы изготовления материальных компонентов обряда). Старожильческая

д. Полой Могилевской волости Курганского округа в 1895 г. находилась в стороне от крупных трактов, зато на берегу пруда Полой и вблизи озера Обухово [11]. Уроженка с. Полой Мокроусовского района Курганской области В. Д. Быстрыкина демонстрирует знание архаических защитных ритуалов, связанных с приготовлением «смертного»: «<...> шили от себя, чтобы отворотить смерть от остальных домашних» и традиционных поминальных плачей [12] (текст почти полностью совпадает с плачем, бытующим на территории Европейской России, приводимым в книге А. Н. Соболева 1913 г. [13]). В при-ишимском старожильческом с. Готопуто-во Сорокинского района Тюменской области в 2009 г. А. П. Козлова сообщила, что «<...> два года назад маму хоронила. <...> Гроб не покупали, были куплены заранее доски, мама сама еще до болезни их купила. Есть у нас в селе мужик, мастер на все руки, он гроб и сделал» [14]. То есть в 2007 г. сохраняется традиция предварительной заготовки материала для гроба и самостоятельного изготовления гроба при условии, что в Викулов-ском и Сорокинском районе осознание важности этой традиции утрачено почти повсеместно и налажено массовое производство, которым и пользуется население. Кроме того, близость к таким рекам с опасным течением и дном (например, Тара) создает комплекс представлений о русалках [15].

4. Притрактовые поселения.

Этот тип обладает высокой степенью динамики погребально-поминальной обрядности. Значительная часть из них - но-восельческие, остальные испытывали постоянный приток новоселов из разных частей страны. Кроме того, притрактовые локусы в первую очередь становились местом ссылки. И. Я. Трофимов при описании с. Боровлянское Брылинской волости Курганского округа Тобольской губернии отмечает, что оно «некогда было местом ссылки каторжных на стеклянно-литейный казенный завод <...>. Все жители села - потомки бывших каторжных ссыльных и лет 8 тому назад умер последний представитель ссыльно-каторжный с прорванными ноздрями» [16]. В с. Балакуль Лебяжь-евского района Курганской области «гроб оббивают красной тканью и черной оборкой, внутри белого цвета», «кладут пух в подушку» (хотя традиционно она набивается стружкой, травой или волосами умершего); тем, кто копал могилу, могут подарить не только платки или полотенца, но и носки; зеркала открывают на второй

день («когда одну ночь побудет на кладбище») [17]. На кладбище с. Озерное Вику-ловского района Тюменской области (общее для нескольких соседних населенных пунктов) зафиксирован специфический способ расположения могил в пределах одной оградки: ряд образуют длинные стороны могил [18]. Причем местные жители полагают такой принцип организации обычным и традиционным, говорят, что так было всегда. Д. Дурново Муром-цевского района Омской области расположена невдалеке от тракта на проселочной петле. По словам местной жительницы Д. М. Кожемякиной (1904 г.р.), «в деревне были и ссыльные» и в целом. «В основном деревню населяли переселенцы (до 1914 г.), потом деревня разрослась, и притом очень сильно» [19]. Здесь фиксируется определенная небрежность: «стружки, ос-

тавшиеся после изготовления гроба, не жгли, а увозили и сваливали где-то», «обычно подушку набивали вениками, но могли набивать и пером», «на кладбище пили вино сразу после похорон» (почти повсеместно господствует мнение, что пить на кладбище было нельзя) [20].

5. Локусы с преобладанием северорусской культурной традиции. В плане деления локусов по преобладанию того или иного населения по месту выхода говорить что-либо однозначное еще сложнее. В действительности повсеместно происходит смешение различных групп населения и контаминация разнолокальных традиций. Тем не менее попробуем в общих чертах описать традиции, пришедшие в Сибирь с Русского Севера. Известно, что в 1846 г. 3 000 душ из Псковской и 1 000 душ из Смоленской губерний подлежали водворению в Ялымскую и Нижнее-Алабугскую волости Тобольской губернии [21]. В современных с. Глядян-ское и Ялым зафиксированы плачи, сходные с записанными Е. В. Барсовым в северных областях Европейской России (например):

Уж вы дуньте, ветры буйные, ветры-вихори, Да ты ударь-ка, громова стрела,

Расколися, мать сыра земля,

Вы откройтеся, тонки саваны.

(с. Глядянское) [22]

Уж повийте, ветры буйные,

Раскатите белы камешки Разступись-ко, мать сыра земля, Покажись, бела колодушка,

Порасшейтесь, белы саваны.

(Олонецкая губерния) [23].

Исследование М. Л. Бережновой и И. Н. Назарова [24] приводит к мысли о том, что такие элементы, как заливание пути, прикосновения к покойнику от страха, посадка на табурет или скамью, чтоб не тосковать, имеют северорусские корни. Выходец с. Большое Сорокино Со-рокинского района (изначально заселяемого выходцами из северорусских областей) Н. Н. Гетман говорит о том, что «обязательно пола надо мыть, чтоб смыть всё, чтоб чисто после него [покойника] было» и «я по себе как тоже боялся, а потом мне сказали: “Ты мертвеца возьми за большой палеЦ’» [25], притом что ни одного элемента, связывающего с южнорусскими традициями, он не называет. В д. Качесо-во Муромцевского района зафиксирован причет, сходный с причетом из северной части России:

Разродная ты моя желанная мамонька, Куда ты, моя родима, собралася?

Да на кого же ты меня оставила Да горькою ты меня сиротою,

Да молодым ты меня молодешеньку.

Да теперь я тебя не увижу,

Да голосочка твоего не услышу.

Да наглядитесь мои очи ясные,

Да на свою-то родиму мамоньку,

Да во-послушайте-ка разочек.

Больше я тебя не увижу, не услышу [26].

Ты скажи, родитель-батюшко,

Мне изведай, красно солнышко,

Уж ты куды да снаряжаешься,

Уж ты куды да сокручаешься,

<...>

Оставляешь ты нас бедныих,

Покидаешь нас, безчастныих,

<...>

Иду ради повиданьица,

<...>

Не пробаешь - не проговоришь Одного слова - единого [27].

6. Поселения, в которых доминируют южнорусские традиции. Уроженец с. Ва-сильевка Н. М. Дудин (1942 г.р.) сообщил, что село было основано переселенцем из Тамбовской губернии В. Дудиным около 1883 г. Он же рассказал, что «вынесенный гроб ставят на табуретки в ограде для прощания. Дается курица через гроб для того, чтобы хозяйство осталось во дворе, женщине, входящей в ограду [28]. В с. Сартам и Озерное Викуловского района Тюменской области кладбище часто называют «могилки» [29], что явно связывает эти локусы с южнорусской традицией (в северорусской кладбище именова-

лось «буево»/«буевка», а могила - «погребом» [30]). «Могилками» называет кладбище и М. А. Жучкова, живущая в части с. Бергамак Муромцевского района Омской области, именуемой «Пензой», поскольку этот «край населяли переселенцы из Пензенской губернии» [31]. В д. Окунево записано свидетельство, согласно которому «остался обычай хоронить выкидышей в подполе», а не нести их на кладбище [32], аналогии которому находятся преимущественно в южнорусских губерниях Европейской России [33].

Собственно локусы русских Тоболо-Иртышского междуречья исторически формировались в различных природноклиматических, экономических и социальных условиях. Всё это отразилось в культуре, в том числе в погребально-поминальной обрядности населения исследуемого региона. Так, старожильческие локусы обладают более высокой способностью консервировать отдельные элементы обряда (так, например в с. Бергамак Муромцев-ского района Омской области до сих пор хорошо сохранилась традиция вешать на намогильные конструкции березовые венки на Троицу). Переселенческие (особенно позднейшего заселения) локусы характеризуются большей динамикой, в них активней формируются новые традиции (например, традиция сигналить автомобильными гудками, когда везут покойного в с. Сартам и д. Борки Викуловского района Тюменской области). В приречных и приозерных зонах зачастую фиксируются специфические народные верования (так, в с. Бергамак Муромцевского района Омской области широко распространены рассказы о русалках, причем образы русалок сильно расходятся с описанными в литературе). Притрактовые локусы характеризуются большим количеством ссыльных и спецификой экономического уклада. Как писал Н. Рубакин: «<...> по большому Сибирскому тракту народ особый: эти говорят: “не пашня нас кормит, а большая дорога”. Кто здесь позажиточнее, тот занимается дворничеством, содержит почтовую, этапную, земскую гоньбу, возит проезжающих» [34]. Такая социально-экономическая специфика притрактовых локу-сов в совокупности с тем, что по тракту происходит оживленная торговля, способствует ускоренной динамике традиционной культуры и некоторых аспектов погребально-поминальной обрядности этих локусов.

Таким образом, следует отметить, что для понимания важнейших аспектов духовной жизни русских Тоболо-Иртышс-

кого междуречья большое значение имеет принцип локальности, принятие того факта, что от социально-экономического положения конкретного села или деревни, его этнической истории, взаимодействия с соседними локусами зависит не только материальная, но и духовная компонента культуры, в том числе традиции, связанные со смертью. Кроме того, проведенное исследование показывает, что погребально-поминальная обрядность сама по себе может служить ценным источником по истории локусов от масштабов деревни до региона.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Локальные традиции народной культуры в конце XX века : материалы регион. науч.-практ. конф. Курган, 2002. 121 с.; Селезнев А. Г., Селезнева И. А., Бельгибаев Е. А. Мир таежных культур Юга Сибири (традиционное хозяйство и сопутствующие компоненты жизнедеятельности). Омск, 200б. 259 с.; Толстой Н. И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. 512 с. и др.

[2] Селезнев А. Г. Или-или: проблема соотношения традиционной и этнической культуры // История и культура Сибири : материалы юбилейной научной сессии Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения Российской академии наук. Омск, 2001. C. 144-145.

[3] Толстой Н. И. Указ. соч. С. 20.

[4] Липинская В. А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре (XVIII-XX вв.). М., 1987. С. 44.

[5] РФ ГУ КОЦНТ. Папка 11. Л. 144.

[6] МЭЭ ОмГУ 2009. Полевая опись (П.о.) 11. Л. 14, 15.

[7] МАЭ ОмГУ. Ф. 1. Оп. 93-2. Д. V. Л. 69.

[8] ГАКО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 603. Л. 2 Об.-3.

[9] МЭЭ ОмГУ 2009. П.о. 11. Л. 4 Об.

[10] Бережнова М. Л. Особенности погребального обряда белорусов Омского Прииртышья (о возможности реконструкции традиций погребального обряда прошлого) // Интеграция археологических и этнографических исследований. Красноярск ; Омск, 2006. С. 43.

[11] Обзор экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа и г. Кургана Тобольской губернии. Курган, 1895. С. 130.

[12] РФ ГУ КОЦНТ. Папка 11. Л. 7 Об.

[13] Соболев А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. СПб., 1999. С. 187.

[14] МЭЭ ОмГУ 2009. П.о. 13. Л. 10 Об.-11.

[15] МЭЭ ОмГУ 2010. П.о. 3. Л. 3, 5 Об.; Бергамак -село на берегу реки (рассказы сельчан о родном селе) [Электронный ресурс]. URL: http:// ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1338 (дата обращения: 5.07.11).

[16] Обзор экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа и г. Кургана Тобольской губернии... С. 19.

[17] РФ ГУ КОЦНТ. Папка 11. Л. 108, 110.

[18] МЭЭ ОмГУ 2009. П.о. 11. Л. 18.

[19] МАЭ ОмГУ. Ф. 1. Оп. 93-2. Д. I. Л. 10.

[20] Там же. Д. V. Л. 55; 57.

[21] ГАКО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 585. Л. 50.

[22] РФ ГУ КОЦНТ. Папка 11. Л. 42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[23] Барсов Е. В. Причитания Северного края. М., 1872. Ч. I. С. 70.

[24] Бережнова М. Л., Назаров И. И. Восточнославянские элементы в погребальном обряде русских сибиряков // Интеграция археологических и этнографических исследований. Одесса ; Омск, 2007. С. 266-270.

[25] МЭЭ ОмГУ 2009. П.о. 11. Л. 14 Об.-15.

[26] Жигунова М. А. О погребальном обряде русских Среднего Прииртышья во второй полови-

не XX века // Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2002. С. 54.

[27] Барсов Е. В. Указ. соч. С. 45-51.

[28] РФ ГУ КОЦНТ. Папка 11. Л. 20.

[29] МЭЭ ОмГУ 2009. П.о. 11. Л. 10 Об.

[30] Барсов Е. В. Указ. соч. С. 332, 342.

[31] МЭЭ ОмГУ 2009. П.о. 3. Л. 4 Об.

[32] МАЭ ОмГУ. Ф. 1. Оп. 92-3. Д. VI. Л. 123.

[33] Бережнова М. Л., Назаров И. И. Указ. соч. С. 267.

[34] Рубакин Н. Рассказы о Западной Сибири или о губерниях Тобольской и Томской и как там живут люди. М., 1915. С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.