Научная статья на тему 'Керамика как элемент похоронного обряда русского населения Алтая XIX первой четверти ХХ В. '

Керамика как элемент похоронного обряда русского населения Алтая XIX первой четверти ХХ В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
288
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / РУССКИЕ / ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД / КЕРАМИКА / ALTAI / THE RUSSIANS / THE FUNERAL RITUAL / CERAMICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамонтова Оксана Сергеевна

Рассматриваются место и роль керамики в похоронном обряде русского населения Алтая XIX первой четверти ХХ в. Приводится сравнение с территориями европейской части России, Западной Сибири. Похоронная обрядность русского населения Алтая являлась наиболее устойчивой формой традиционной культуры, которая имела определенный предметный ряд, используемый в обряде. Обрядовые функции керамики как одного из элементов данного ряда не попадали в исследовательское поле ученых Алтая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ceramics as funeral rite element of Russian population of Altai in 19 early 20 centuries

The funeral rites of the Russian population of Altai in the 19th first quarter of the 20th century were the most resistant form of the traditional culture, which had a certain subject line used in the ceremony. The ceremonial functions of ceramics, as one of its elements, have not been researched by scientists of Altai. The purpose of this article is an attempt to identify the location of ceramics in the funeral rite of the Russian population of Altai in the given period on the basis of a number of different sources. The sources for study were the published and the unpublished materials of history and ethnographic, archaeological expeditions of Altai archaeologists, museum workers, members of school of natural history clubs; the collections of the state and municipal museums of the region. In the Russian tradition the structure of the funeral ritual consisted of a series of ritual complexes: 1) actions, associated with the premortal state of the person, the time of death, with dressing the dead and placing in the coffin; 2) lift from the house, funeral service in the church, burial; 3) funeral. The complex of materials collected on the territory of Altai region reflects the tradition of the use of ceramics in the first two complexes of the rite. Russians used a pot with water when washing the deceased, which they later broke. In the Altai territory this custom was recorded in settlements of Soloneshenskiy district. So, the old believers-"Poles" after washing the dead poured the water and broke the pot. The historical-ethnographic and archaeological materials have documented the tradition of using ceramics by the Russian of Altai in the second ceremonial complex the burial. The Russians and other eastern Slavs had a custom of putting different objects connected with the professional activities of the dead, favourite things and foods in the coffin or in the grave. The Russian population of Altai had the tradition of putting food in the coffin or the grave. But for the dishes with food they also found clay utensils with ash or charcoal in the burials on the territory of the Altai territory. As a rule, in such graves the crockery was on the covers of the coffins, decks or next to them. In the opinion of Novosibirsk scholars it was connected with the ritual of "fumigation".Thus, the use of ceramics as an element of the funeral rite of the Russian in Altai at the end of the 19th first quarter of the 20th centuries was fixed in settlements. Simplification of the buryingmemorial rites, which began in the 1920s 1930s, led to the disappearance of many rituals including the use of ceramics. In Altai this tradition is the local peculiarity of groups of the population. For further comprehensive study of this problem it is necessary to conduct ethno-archeological expeditions on the territory of Altai villages.

Текст научной работы на тему «Керамика как элемент похоронного обряда русского населения Алтая XIX первой четверти ХХ В. »

О.С. Мамонтова

КЕРАМИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ПОХОРОННОГО ОБРЯДА РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ

XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ в.

Рассматриваются место и роль керамики в похоронном обряде русского населения Алтая XIX - первой четверти ХХ в. Приводится сравнение с территориями европейской части России, Западной Сибири. Похоронная обрядность русского населения Алтая являлась наиболее устойчивой формой традиционной культуры, которая имела определенный предметный ряд, используемый в обряде. Обрядовые функции керамики как одного из элементов данного ряда не попадали в исследовательское поле ученых Алтая.

Ключевые слова: Алтай; русские; похоронный обряд; керамика.

В настоящее время обрядовые функции глиняной утвари редко фиксируются в Алтайском крае во время историко-этнографических экспедиций. Поэтому основным источником при изучении этого вопроса являются археологические материалы: случайные находки на месте старых кладбищ при их размывании, раздувании или копке новых могил, материалы из слоев русской деревни XVIII - первой четверти ХХ в. с археологических раскопок. В связи с этим появилась необходимость проведения этно-археологического исследования по указанной проблеме. Богатый опыт подобного изучения похоронной обрядности имеют омские и новосибирские ученые [1-4]. Целью данной статья является попытка на основе ряда различных источников выявить место керамики в похоронном обряде русского населения Алтая XIX - первой четверти ХХ в.

Источниками для работы послужили опубликованные и неопубликованные материалы историкоэтнографических, археологических экспедиций алтайских археологов, музейных работников, членов школьных краеведческих клубов; коллекции государственных и муниципальных музеев края. В общерусской традиции структура погребально-поминального ритуала состояла из нескольких последовательных обрядовых комплексов: 1) действия, связанные с предсмертным состоянием человека и в момент смерти, с одеванием покойника и положением его в гроб; 2) вынос из дома, отпевание в церкви, погребение; 3) поминки [5. С. 518]. Комплекс материалов, собранных на территории Алтайского края, отражает традицию использования керамики в первых двух комплексах обряда.

Повсеместно у русских при обмывании покойного использовали горшок с водой, который после разбивался [5. С. 520]. В частности, данная традиция бытовала в Калужской, Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях [6. С. 200]. На территории Алтайского края этот обычай был зафиксирован в старожильческих населенных пунктах Солонешенского района. Так, старообрядцы-поляки после обмывания покойного выливали воду и разбивали горшок [7. С. 288].

Историко-этнографические и археологические материалы зафиксировали традицию использования керамики русскими Алтая во втором обрядовом комплексе - погребении. У русских и других восточных славян широко известен обычай положения в гроб или могилу различных предметов, которые могли быть связаны с профессиональной деятельностью человека: любимые вещи, продукты питания и т.д. У русского населения Алтая бытовала традиция положения продуктов питания в гроб или могилу. Так, «кержаки» с. Красноярка (Топчихинский

район Алтайского края) в гроб покойному, помимо запасной одежды, укладывали глиняную чашку с куском хлеба, ложку [8. С. 11]. Автором статьи в ходе музейной историко-этнографической экспедиции в с. Усть-Козлуха (Краснощековский район Алтайского края) были получены воспоминания жительницы села, переселенки из Курской губернии, У.С. Громовой, которые были написаны ею в 1962 г. (АГКМ. ОФ 18396/2). Она описала события, произошедшие в 1912 г.: «А когда хоронили, копали могилу, выкопали горшок глиняный обливной. Старые сибиряки говорят: “Мы раньше в головах ставили горшок, накладывали курицу варенную, а бабам ставили крынки”. Такое было поверье. Пятьдесят годов прошло, кресты все сгнили, могилы на могилах копали и битые кринки выкапывали» [6. С. 188]. Параллель с ритуалом положения курицы можно встретить на территории европейской части России. Так, в Пензенской губернии в гроб женщине клали курицу.

Помимо посуды с продуктами питания на территории Алтайского края в погребениях встречается глиняная утварь с золой или древесным углем. Массовым источником в изучении данной традиции являются археологические материалы с русских поселений XVIII - начала ХХ вв. из Тальменского, Топчихинского, Заринского, Шипуновского, Краснощековского, Усть-Пристанского, Тюменцевского районов Алтайского края. Сосуды лепные или выполненные на гончарном круге имели различную форму: горшки, крынки, миски, чашки. Некоторые орнаментированы рядами насечек, пальцевых вдавлений, крестами [9. С. 47]. В погребальном обряде использовалась старая, новая посуда и специально вылепленная для его проведения. Например, в русском захоронении могильника Староалейка II (Топчихинский район Алтайского края) часть сосудов изготовлена на «скорую руку» специально для погребального ритуала, часть венчиков перед погребением была преднамеренно подвергнута порче [4. С. 14]. На территории старого кладбища с. Речкуново (Тальменский район Алтайского края) археологом Я.В. Фроловым был найден лепной горшок конца XIX -начала ХХ в. со следами обожжения, у которого отсутствовало дно. Вместо него была вложена металлическая пластина [10]. Тем же археологом на территории старого кладбища с. Черемшанка (Тюменцевский район Алтайского края) был обнаружен целый горшок того же периода, выполненный на гончарном круге, покрытый глазурью [11]. Как правило, в таких захоронениях посуда располагалась на крышках гробов, колод или рядом с ними. Например, жителями с. Шипуново (Шипуновский район Алтайского края) были найдены три сосуда на берегу р. Алей в 20 км ниже по течению от села. По их словам,

два лепных горшка и гончарная миска располагались на крышках гробов разрушенного погребения. На дне и придонной поверхности сохранились следы характерного обожжения [9. С. 49]. В с. Красноярка (Топчихин-ский район Алтайского края), по словам старожилов, на гроб ставили горшок с золой, которая должна была быть только из березовых дров [8. С. 11]. Подобный лепной горшок, найденный на кладбище с. Красноярка, хранится в Топчихинском районном краеведческом музее (ТРКМ ОФ 3021).

На территории Западной Сибири традиция установки глиняной утвари с золой, углями в могилу была распространена в Новосибирской области. Новосибирские ученые предприняли попытку археолого-этнографи-ческого изучения данного явления. По их мнению, оно связано с похоронным обрядом «окуривания», которое имело в Новосибирской области четыре варианта и, возможно, было связано с выходцами из Белоруссии и Русского Севера [3. С. 506-508]. Обряд окуривания ладаном, чабрецом был зафиксирован в среде сибирских казаков, которые проводили данный ритуал перед положением тела в гроб и после его выноса окуривали дом [12. С. 192-193]. На Алтае в середине XIX в. окуривание кадильницей с ладаном и горячими углями, проводившееся над ртом умершего, описал Г. Потанин [13. С. 264].

Помимо установки посуды рядом с гробом или на его крышке, утварь могла быть перевернутой на крышку гроба. Так, в поздних захоронениях могильника Старо-лейка II (Топчихинский район Алтайского края) зафиксирован обычай переворачивания в ногах погребенного на крышку колоды глиняного сосуда с «жаром». О том, что во время погребения в горшках находились именно

горячие угли, свидетельствовали следы характерного обожжения внутри сосудов, а также легкое обожжение на тех участках колод, где эти угли были высыпаны [4. С. 20]. Похожий обычай переворачивания горшка с углями только на могиле, а не на крышке гроба, был зафиксирован в Олонецкой губернии [6. С. 200; 14. С. 122].

В большинстве этнографических работ по погребально-поминальной обрядности русского населения европейской части России, Западной Сибири говорится, что перечисленные традиции имеют древние языческие корни. Они были связаны с «ритуалами перехода», обретением мертвым нового загробного жилья, домашнего очага, обычаем «греть покойников», ролью курицы в погребальном обряде [3, 6, 14-16]. На основе имеющихся у нас этнографических данных мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть данную гипотезу. Также мы не можем рассуждать о семантике орнамента на глиняной утвари, установленной в могиле.

Таким образом, керамика как элемент похоронного обряда у русских Алтая в конце XIX - первой четверти ХХ в. зафиксирована в старожильческих населенных пунктах. Упрощение погребально-поминальной обрядности, начавшееся в 1920-1930-х гг., привело к исчезновению многих ритуалов, в том числе с использованием керамики. На Алтае данная традиция является локальной особенностью старожильческой группы населения. Для дальнейшего комплексного изучения данной проблемы необходимо проведение этно-археологических экспедиций на территории старожильческих сел Алтайского края. По нашему мнению, интеграция двух наук поможет более широко осветить обрядовые функции керамики в похоронном обряде русских Алтая и провести параллели с данными из европейской части России, Сибири.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережнова МЛ. Особенности погребального обряда белорусов Омского Прииртышья (о возможности реконструкции традиций погребаль-

ного обряда прошлого) // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. Красноярск ; Омск : Наука, 2006. С. 41-45.

2. Бережнова М.Л, Назаров И.И. Восточнославянские элементы в погребальном обряде русских сибиряков // Интеграция археологических и

этнографических исследований : сб. науч. тр. Одесса ; Омск, 2007. С. 266-270.

3. Воробьев АА. Сосуды с углями из русских погребений Верхнего Приобья и Барабы как объект археолого-этнографического исследования //

Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий : материалы XLI Региональной ар-хеолого-этнографической студенческой конференции. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2001. С. 506-508.

4. Воробьев-Исаев А А. Погребальные памятники российского освоения Верхнеобского региона XIX - начала ХХ в. (по археологическим ис-

точникам) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2006. 23 с.

5. Кремлева И А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русские / отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власов, Н.С. Полищук. М. : Наука,

2005. С. 517-532.

6. Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М. : Индрик, 2004. 320 с.

7. Мотузная В.И. Похоронная обрядность населения Солонешенского района // Солонешенский район: Очерки истории и культуры : сб. науч.-

практ. материалов / науч. ред. Т.К. Щеглова. Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. С. 288-291.

8. Алексеева Т. Старожилы (1870-1950 гг.) // Археология и этнография Сибири : материалы региональной археолого-этнографической школь-

ной конференции. Барнаул : Азбука, 2008. С. 5-12.

9. Мамонтова О.С. Лепная керамика русских Алтая (археологическая и этнографическая коллекции Алтайского государственного краеведче-

ского музея) // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. Алматы ; Омск, 2004. С. 47-50.

10. Полевые материалы автора. Тальменский район. 2008 г.

11. Полевые материалы автора. Тюменцевский район. 2009 г.

12. ЖигуноваМА. О похоронной обрядности сибирских казаков // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр.

Алматы ; Омск, 2004. С. 191-194.

13.МиненкоНА. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (ХVШ - первой половины XIX в.). Новосибирск, 1979. 348 с.

14. Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. М. : Наука, 1990. С. 119-128.

15. Зеленин. Д.К. Народный обычай «греть покойников». И^: http://annals.xlegio.ru/rus/ethnografia/zelenin1.htm, свободный.

16. Межевикин И.В. О локальных вариантах погребально-поминальной обрядности русских среднего Притоболья. И^: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1292, свободный.

Статья представлена научной редакцией «История» 24 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.