Научная статья на тему 'Локальные сбытовые зоны: решение проблемы реализации сельскохозяйственной продукции'

Локальные сбытовые зоны: решение проблемы реализации сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНАЯ СБЫТОВАЯ ЗОНА / МАРКЕТИНГОВЫЙ ЦЕНТР / ПОКУПАТЕЛИ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВАЯ ПОДСИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / РЕАЛИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / LOCAL SALES AREA / PRODUCTION AND SALES SUBSYSTEM / SALES / AGRICULTURAL PRODUCTS / AGRICULTURAL PRODUCERS / BUYERS / MARKETING CENTER / ENTERPRISES / LEVELS OF INFLUENCE / PRODUCTION AND INDUSTRY STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дербенева Елизавета Валерьевна, Полушкина Татьяна Михайловна

Введение: экономическая ситуация в агропромышленной сфере, в частности и в сельском хозяйстве, определяется прямо или косвенно воздействующими общими и специфическими факторами. В целях развития внутреннего и внешнего рынков региона необходимо совершенствовать территориально-отраслевое разделение труда, что позволяет решать экономические задачи при наиболее эффективном использовании производственных и товарных ресурсов административно-территориальных единиц региона. В свою очередь, это позволяет повышать конкурентоспособность продукции сельского хозяйства. Материалы и методы: в статье определена цель создания локальных сбытовых зон, рассмотрены основные аспекты взаимоотношений участников локальных сбытовых зон, их роль, задачи и функции в процессе формирования и функционирования локальных сбытовых зон. Разработан организационно-экономический механизм построения локальных сбытовых зон рынка АПК Республики Мордовия. Выделены уровни взаимодействия и обозначены цели построения экономических связей между ними. Результаты: проведен анализ производственно-отраслевой структуры муниципальных районов Республики Мордовия. Рассчитаны группы концентрации товарной массы. Представлен алгоритм построения локальных сбытовых зон. Обсуждение: возможно формирование нескольких локальных сбытовых зон в рамках одной группы товарной концентрации. Государственное регулирование при формировании производственно-сбытовой системы заключается в использовании таких инструментов, как правовое обеспечение производственно-сбытовых процессов, государственный контроль за качеством продукции, регулирование земельных отношений, материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сырья, страховая, налоговая и тарифная политика в агропромышленном комплексе региона, финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сырья, контроль качества сельскохозяйственного сырья и продовольствия, в том числе качества и безопасности условий их производства и хранения. Заключение: разработана логическая схема взаимодействия всех элементов и механизмов, которые могут влиять на совершенствование, формирование и функционирование производственно-сбытовой системы. Обоснована роль государства в формировании локальных сбытовых зон и оказании государственной поддержки в процессе их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дербенева Елизавета Валерьевна, Полушкина Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL DISTRIBUTION ZONES: A SOLUTION TO THE PROBLEM OF IMPLEMENTATION AGRICULTURAL PRODUCTS

Introduction: the economic situation in the agro-industrial sector, in particular in agriculture, is determined directly or indirectly by General and specific factors. In order to develop the internal and external markets of the region, it is necessary to improve the territorial and sectoral division of labor, which allows solving economic problems with the most efficient use of production and commodity resources of administrative and territorial units of the region. In turn, this will also improve the competitiveness of agricultural products. Materials and methods: the article defines the purpose of creating local marketing zones, considers the main aspects of the relationship between the participants of local marketing zones, their role, tasks and functions in the process of formation and functioning of local marketing zones. The organizational and economic mechanism of construction of local marketing zones of the agricultural market of the Republic of Mordovia is developed. The levels of interaction are highlighted and the goals of building economic ties between them are outlined. Results: the analysis of production and branch structure of municipal regions of the Republic of Mordovia is carried out. It was designed the group's concentration of commodity weight. It was presented an algorithm for constructing local marketing areas. Discussion: it is possible to form several local sales zones within one group of commodity concentration. State regulation in the formation of the production and marketing system consists in the use of tools such as legal support of production and marketing processes, state control over product quality, regulation of land relations, material and technical support of agricultural producers and processors of raw materials, insurance, tax and tariff policy in the agro-industrial complex of the region, financial support for agricultural producers and processors of raw materials, quality control of agricultural raw materials and production, including quality and safety of their production and storage conditions. Conclusion: developed logical scheme of interaction of all elements and mechanisms that can influence the development, formation and functioning of the supply system. The role of the state in the formation of local marketing zones and the provision of state support in the process of their functioning is substantiated.

Текст научной работы на тему «Локальные сбытовые зоны: решение проблемы реализации сельскохозяйственной продукции»

Oleg V. Fedorov, Dr. Sci. (Engineering), professor of the chair «Management Innovation»

Address: Nizhny Novgorod State Technical University n. a. R. E. Alekseev,

603950, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Street, 24

E-mail: [email protected]

Spin-code: 1721-0425

Contribution of the authors:

Nikolai V. Golubtsov: search for analytical materials in Russian and international sources, carried out the analysis of scientific literature in a given field, analysis and preparation of the initial ideas, writing of the draft. Oleg V. Fedorov: developed the concept, initiated the research, carried out the analysis of scientific literature in a given field, collecting data and evidence, analyzing and supplementing the text.

All authors have read and approve the final manuscript.

08.00.05 УДК 631.1

ЛОКАЛЬНЫЕ СБЫТОВЫЕ ЗОНЫ: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

© 2018

Елизавета Валерьевна Дербенева, студент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «НИМГУ им. Н. П. Огарёва», Саранск (Россия) Татьяна Михайловна Полушкина, доктор экономических наук, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «НИМГУ им. Н. П. Огарёва», Саранск (Россия)

Аннотация

Введение: экономическая ситуация в агропромышленной сфере, в частности и в сельском хозяйстве, определяется прямо или косвенно воздействующими общими и специфическими факторами. В целях развития внутреннего и внешнего рынков региона необходимо совершенствовать территориально-отраслевое разделение труда, что позволяет решать экономические задачи при наиболее эффективном использовании производственных и товарных ресурсов административно-территориальных единиц региона. В свою очередь, это позволяет повышать конкурентоспособность продукции сельского хозяйства.

Материалы и методы: в статье определена цель создания локальных сбытовых зон, рассмотрены основные аспекты взаимоотношений участников локальных сбытовых зон, их роль, задачи и функции в процессе формирования и функционирования локальных сбытовых зон. Разработан организационно-экономический механизм построения локальных сбытовых зон рынка АПК Республики Мордовия. Выделены уровни взаимодействия и обозначены цели построения экономических связей между ними.

Результаты: проведен анализ производственно-отраслевой структуры муниципальных районов Республики Мордовия. Рассчитаны группы концентрации товарной массы. Представлен алгоритм построения локальных сбытовых зон.

Обсуждение: возможно формирование нескольких локальных сбытовых зон в рамках одной группы товарной концентрации. Государственное регулирование при формировании производственно-сбытовой системы заключается в использовании таких инструментов, как правовое обеспечение производственно-сбытовых процессов, государственный контроль за качеством продукции, регулирование земельных отношений, материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сырья, страховая, налоговая и тарифная политика в агропромышленном комплексе региона, финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сырья, контроль качества сельскохозяйственного сырья и продовольствия, в том числе качества и безопасности условий их производства и хранения. Заключение: разработана логическая схема взаимодействия всех элементов и механизмов, которые могут влиять на совершенствование, формирование и функционирование производственно-сбытовой системы. Обоснована роль государства в формировании локальных сбытовых зон и оказании государственной поддержки в процессе их функционирования.

Ключевые слова: локальная сбытовая зона, маркетинговый центр, покупатели, предприятия, производственно-сбытовая подсистема, производственно-отраслевая структура, реализация, сельскохозяйственная продукция, сельскохозяйственные товаропроизводители, уровни взаимодействия,

38

Для цитирования: Дербенева Е. В., Полушкина Т. М. Локальные сбытовые зоны: решение проблемы реализации сельскохозяйственной продукции // Вестник НГИЭИ. 2018. № 9 (88). С. 38-49.

LOCAL DISTRIBUTION ZONES: A SOLUTION TO THE PROBLEM OF IMPLEMENTATION AGRICULTURAL PRODUCTS

© 2018

Elizaveta Valer'evna Derbeneva, student of the chair «Public and municipal administration»

FSBEI of HE «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk (Russia) Tatiana Mikhailovna Polushkina, Dr. Sci. (Economy), professor of the chair «Public and municipal administration»

FSBEI of HE «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk (Russia)

Abstract

Introduction: the economic situation in the agro-industrial sector, in particular in agriculture, is determined directly or indirectly by General and specific factors. In order to develop the internal and external markets of the region, it is necessary to improve the territorial and sectoral division of labor, which allows solving economic problems with the most efficient use of production and commodity resources of administrative and territorial units of the region. In turn, this will also improve the competitiveness of agricultural products.

Materials and methods: the article defines the purpose of creating local marketing zones, considers the main aspects of the relationship between the participants of local marketing zones, their role, tasks and functions in the process of formation and functioning of local marketing zones. The organizational and economic mechanism of construction of local marketing zones of the agricultural market of the Republic of Mordovia is developed. The levels of interaction are highlighted and the goals of building economic ties between them are outlined.

Results: the analysis of production and branch structure of municipal regions of the Republic of Mordovia is carried out. It was designed the group's concentration of commodity weight. It was presented an algorithm for constructing local marketing areas.

Discussion: it is possible to form several local sales zones within one group of commodity concentration. State regulation in the formation of the production and marketing system consists in the use of tools such as legal support of production and marketing processes, state control over product quality, regulation of land relations, material and technical support of agricultural producers and processors of raw materials, insurance, tax and tariff policy in the agro-industrial complex of the region, financial support for agricultural producers and processors of raw materials, quality control of agricultural raw materials and production, including quality and safety of their production and storage conditions. Conclusion: developed logical scheme of interaction of all elements and mechanisms that can influence the development, formation and functioning of the supply system. The role of the state in the formation of local marketing zones and the provision of state support in the process of their functioning is substantiated.

Keywords: local sales area, production and sales subsystem, sales, agricultural products, agricultural producers, buyers, marketing center, enterprises, levels of influence, production and industry structure.

For citation: Derbeneva E. V., Polushkina T. M. Local distribution zones: a solution to the problem of implementation agricultural products // Bulletin NGIEI. 2018. № 9 (88). P. 38-49.

Введение

Поскольку на сегодняшний день сельскохозяйственные товаропроизводители разрознены, а производимая ими продукция размещается нерационально, не представляется возможной концентрация сельскохозяйственной продукции и ее продажа крупными партиями.

Среди основных проблем производственной подсистемы региона можно выделить такие, как несовершенство структуры производства, неспособность малых предпринимателей доводить произведенную продукцию до товарного вида настолько, чтобы реализовать ее через торговые организации, неурегулированность отношений между малым и крупным предпринимательством [1].

С реализацией произведенной продукции сельскохозяйственные производители испытывают большие трудности, обусловленные высокой себестоимостью продукции, невысоким платежеспособным спросом со стороны потребителя, низким качеством, неконкурентоспособностью и отсутствием профессиональной маркетинговой службы [1].

Кроме того, среди ключевых предпосылок для взаимодействия производственной подсистемы с системой сбыта у мелких и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей можно выделить углубление специализации, развитие малого сельскохозяйственного предпринимательства, концентрацию производства в форме кооперации или интеграции, концентрацию товарной продукции на

определенной территории, размещение малых перерабатывающих производств в зонах концентрации товарной продукции. Все это приводит к необходимости формирования единой системы сбыта, адаптированной к конкретным условиям, и создания локальных сбытовых зон.

Материалы и методы Проблемы производственно-сбытовой подсистемы актуальны и для Республики Мордовия, в связи с чем мы предлагаем создание в регионе локальных сбытовых зон. Главной целью их создания является содействие реализации сельскохозяйственной продукции за счет ее доступности для потенциальных покупателей.

Локальные сбытовые зоны могут выступать способом взаимодействия специализированных хозяйств, крестьянских и фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств, поскольку в них происходит формирование тесных производственно-экономических взаимосвязей между предприятиями сельского хозяйства и созданной для этих целей собственной сбытовой сети региона.

Так как одним из элементов локальной сбытовой зоны выступает предприятие, необходимо формирование надлежащего отношения к нему.

Эффективность деятельности таких предприятий будет основана на реализации нишевых продуктов (например, закуп молока у личных подсобных хозяйств). Организация сбыта сельскохо-

зяйственной продукции в локальной сбытовой зоне предполагает разработку механизма эффективного взаимодействия между поставщиками, производителями и потребителями продукции сельского хозяйства.

Взаимоотношения сельскохозяйственных товаропроизводителей между собой, а также с перерабатывающими предприятиями строятся по определенным схемам. К примеру, на рисунке 1 представлена схема отношений достаточно крупного товаропроизводителя с более мелкими.

В данном случае крупный товаропроизводитель выступает в качестве интегратора в кооперативных формированиях. Предоставляя услуги другим производителям сельской продукции, он таким образом закрепляет за собой продуктовую сырьевую зону на длительный срок.

Перерабатывающее предприятие мы рассматриваем в качестве инициатора внедрения вексельной системы взаиморасчетов, что будет достигнуто путем заключения определенных соглашений между банком, производителем готовой продукции, производителем сырья и собственно перерабатывающим предприятием. Под залог будущего товара оно может получать в банке векселя, которые затем выдавать первичным сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом объемов реализации, главным образом на закупку сырья.

Рис. 1. Схема взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей между собой Fig. 1. The scheme of relations between agricultural producers with each other

Первичный производитель (например, молока) может передавать эти векселя поставщику сырья (например, комбикормовому заводу) с ми-

нимальным дисконтом или без него, а поставщик сырья для первичного производителя на сумму сданных векселей может отпускать свое сырье

для сельскохозяйственных товаропроизводителей [1]. Рассмотренный механизм взаимодействия между основными участниками формируемых зон будет положительно влиять на экономические и

финансовые результаты их деятельности. В соответствии с вышеизложенным схема взаимодействия участников локальной сбытовой зоны включает в себя шесть субъектов (рисунок 2).

Государство / State

Участники локальной сбытовой зоны

Производители сельскохозяйственной продукции всех организационно-правовых форм собственности, расположенных внутри определяемой нами зоны Producers of agricultural products of all organizational and legal forms of ownership located within the zone defined by us

T

Маркетинговый центр / Marketing centre

Предприятия оптовой и розничной торговли / Wholesale and retail trade enterprises

Перерабатывающие предприятия Processing enterprise

ориентированные на внутренний рынок / focused on the domestic market

ориентированные на внешний рынок oriented to the external market

Л

Конечные потребители End user

Рис. 2. Субъекты локальной сбытовой зоны Fig. 2. Subjects of local sales area

Во взаимоотношениях субъектов локальной сбытовой зоны в качестве центрального звена выступает маркетинговый центр. Задачи центра сводятся к обслуживанию последовательных стадий процесса производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также к анализу емкости внутреннего и внешнего рынков региона [1].

Кроме того, маркетинговый центр выполняет функции юридического, а впоследствии и физического перемещения, хранения, переработки, передачи сырья и готовой продукции по мере их продвижения от производителя к потребителю (рисунок 3).

Перемещение товаров и денежных средств через маркетинговый центр проходит номинально путем заключения договоров, разработки и утверждения схем и графиков продвижения товаров, а также контроля за их выполнением. Стоит отметить, что обязательного наличия логистической службы не предусматривается.

Физическое перемещение сельскохозяйственных товаров могут осуществлять между собой продавцы и покупатели согласно взаимным договорам. Задача же маркетингового центра сводится к организации встречи покупателей и продавцов и помощи в заключении этих договоров, организации контроля за их выполнением на всех этапах передачи товара, при этом сам маркетинговый центр выступает в качестве участника договорных отношений.

Основная роль маркетингового центра во взаимоотношениях между субъектами локальной сбытовой зоны сводится к сбору, обработке и распространению информации (рисунок 4).

В зависимости от места размещения локальные сбытовые зоны имеют 4 уровня взаимодействия, а именно: межрайонный и поселенческий уровень, уровень взаимодействия между муниципальными районами, межрайонный и межрегиональный уровень, межрайонный и межстрановый уровень (рисунок 5).

Конечные потребители / End user

Товаропроизводители / Commodity producer

Предприятия оптовой и розничной торговли / Wholesale and retail trade enterprises

Рис. 3. Схема взаимодействия участников локальной сбытовой зоны Fig. 3. Scheme of interaction of participants in local sales area

Рис. 4. Роль маркетингового центра во взаимоотношениях между субъектами локальной сбытовой зоны Fig. 4. The role of the marketing center in the relationship between the subjects of the local sales area

Рис. 5. Уровни взаимодействий в локальной сбытовой зоне Fig. 5. Interaction levels in the local sales area

Таблица 1. Цели построения экономических связей между разными уровнями взаимодействия Table 1. Objectives of building economic ties between different levels of interaction

Межрайонный уровень

и поселенческий / On the level of settlement

Уровень взаимодействия между муниципальными районами / Level of interaction between municipal districts

Межрайонный уровень и межрегиональный / Inter-level and inter-regional

Межрайонный уровень и межстрановый / On the level and intercountry

Концентрация экономической активности предприятий агропромышленного комплекса всех форм собственности / Concentration

of economic activity of agricultural enterprises of all forms of ownership

Усиление межмуниципального взаимодействия

с целью концентрации продукции агропромышленного комплекса / Strengthening of intermunicipal cooperation for the purpose of concentration of agro-industrial products complex's

Координирует процессы наполнения внутреннего рынка республики товарами отечественного производства / Coordinates the processes of filling the domestic market of the Republic with domestically produced goods

Усиление межрегионального и межстранового взаимодействия по реализации продукции агропромышленного комплекса / Strengthening interregional and inter-country cooperation in the sale of agro-industrial products complex's

Основные цели построения данных экономических связей отображены в таблице 1 [1].

Выделение данных уровней необходимо ввиду того, что каждый из них предполагает разную степень удаленности центров локальных сбытовых зон от источников товарной продукции. Очевидно, что наиболее приближенным и оптимальным будет межрайонно-поселенческий уровень. Это объясняется тем, что территориальная близость сельхозпредприятий способствует более оперативной и эффективной передаче и обработке информации, минимизации основных и транспортных издержек, в том числе наблюдается ускорение оборота капитала и ресурсов.

Для предлагаемых нами локальных сбытовых зон характерна экономика ближних связей, отвечающая грузоперевозкам на расстояние в 100-500 км. Сущность экономики ближних связей состоит в образовании кластеров, включающем формирование производственно-сервисных систем, наиболее приближенных территориально.

Результаты Для адаптации предлагаемых мероприятий по созданию локальных сбытовых зон нами был проведен анализ производственно-отраслевой структуры муниципальных районов Республики Мордовия с целью расчета количества групп - центров концентрации одноименной продукции сельского хозяйства (таблица 2) [2; 3; 4; 5; 6; 7].

Таблица 2. Показатели производственно-отраслевой структуры муниципальных районов Республики Мордовия на 2016 г.

Table 2. Indicators of the industrial and sectoral structure of the municipal districts of the Republic of Mordovia for 2016

Валовое производство Реализация скота Молочная продук-

Муниципальный район / зерна, тыс. тонн / и птицы на убой, тонн / тивность коров, кг/

Municipal area Gross production Sale of livestock and poultry The milk yield

of grain, thousand tons for slaughter, tons of cows, kg

Чамзинский / Chamzinsky 90,9 59 978 5 944

Лямбирский / Lyambirsky 99,1 38 849 6 203

Ковылкинский / Kovylkinsky 80,9 7 510 3 740

Атяшевский / Atyashevsky 108,9 4 858 4 960

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ичалковский / Ichalkovsky 68,5 3 102 7 029

Кочкуровский / Kochkurovsky 31,9 2 674 5 623

Дубенский / Dubensky 36,4 2 277 6 359

Ардатовский / Ardatovsky 48,5 1 983 3 872

Краснослободский / 57,3 1 671 4 278

Krasnoslobodsk

Рузаевский / Ruzaevsky 65,4 765 6 056

Старошайговский / Ivanovskiy 57,7 1 111 5 177

Зубово-Полянский / 14,4 562 4 007

Zubovo -Polyansky

Ельниковский / El district 12,8 244 3 928

Б.Игнатовский / B. Ignatovsky 22,1 197 3 893

Ромодановский / Romodanovsky 53 198 5 113

Инсарский / Insar 25,4 255 6 122

Темниковский / Temnikov 24,3 114 5 194

Торбеевский / Torbeevsky 31,1 154 3 990

Б.Березниковский / B. Berezniki 18,5 159 4 163

Теньгушевский / Ten 4 123 3 807

Кадошкинский / Kadoshkinskiy 13 41 3 518

Атюрьевский / Atyrau 22,9 73 3 693

На основе данных проведенного анализа можно сформировать структуру производственной подсистемы Республики Мордовия по приоритетному развитию сельскохозяйственных отраслей и группы концентрации товарной массы:

- первый - приоритетное производство зерна, в который включены Атяшевский, Лямбирский, Чам-зинский и Ковылкинский муниципальные районы;

- второй - приоритетное производство скота и птицы, в который включены Атяшевский, Лямбир-

ский, Чамзинский, Ичалковский и Ковылкинский муниципальные районы;

- третий - приоритетное производство молока, в который включены Лямбирский, Дубенский, Рузаевский, Инсарский и Ичалковский муниципальные районы.

На границах нижеуказанных районов и в радиусе наиболее приближенной совокупности потребителей и предполагается формирование центров локальных сбытовых зон. Фактическое место

их размещения зависит от субъективного фактора, то есть мнения создающих его учредителей.

Разработанный алгоритм построения локальных сбытовых зон можно представить схематически (рисунок 6) [1].

Предлагаемый алгоритм построения локальной сбытовой зоны будет содействовать более эффективному сбыту сельскохозяйственной продукции в сфере продвижения товаров на сельскохозяйственных рынках.

Рис. 6. Алгоритм построения локальных сбытовых зон региона Fig. 6. The algorithm for constructing local marketing areas in the region

Обсуждение

Формирование локальных сбытовых зон концентрации сельскохозяйственной продукции должно происходить в местах пересечения интересов производителей данной продукции и ее потребителей. На территории Республики Мордовия может формироваться несколько локальных сбытовых зон, в зависимости от количества сложившихся мест концентрации сельхозпроизводства и места размещения малых перерабатывающих предприятий. Как правило, размещение центров таких зон предполагается производить в районных центрах либо небольших городах.

Таким образом своим экономическим влиянием они охватывают один либо несколько муниципальных районов. Причем деятельность формируемых зон ориентируется преимущественно на определенный ассортимент продукции, например, мясную, молочную продукцию, зерно, овощи. На территории Республики Мордовия мы предлагаем формирование 4-5 локальных сбытовых зон по трем наиболее крупным группам товарной концентрации: зерно, мясо, молоко [7; 8].

Продвижение товаров к конечному потребителю связано с большими материальными затратами. Из этого следует, что при формировании ло-

кальных сбытовых зон невозможно обойтись без участия государства, различными способами поддерживающего отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рыночной экономики. Тем самым государство стремится повысить конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции [11; 12; 13; 14].

Для формирования крупномасштабных локальных сбытовых зон, специализирующихся на производстве отдельных видов сельскохозяйствен-

ной продукции, развития межрегионального обмена произведенной сельхозпроизводителями продукции необходимо государственное регулирование [9; 10; 15; 16; 17].

Государство будет воздействовать на формирование и размещение сельскохозяйственной продукции, образование локальных сбытовых зон посредством следующих инструментов, которые приобретают большее значение в зависимости от сферы деятельности (таблица 3).

Таблица 3. Инструменты государственного регулирования формирования производственно-сбытовой системы региона

Table 3. Instruments of state regulation of production and sales system of the region

Ключевые узлы государственного воздействия / The key components of state influence

Инструменты Производственно- Внешне Внутренне

государственного отраслевая ориентированные ориентированные

воздействия/ структура/ локальные локальные сбытовые

Tooling state impacts Industrial сбытовые зоны / зоны / Internally

and sectoral Externally oriented oriented local

structure local sales areas sales areas

Правовое обеспечение производственно-

сбытовых процессов / Legal support +

of production and marketing processes Государственный контроль за качеством продукции / State control over the quality of the products

Регулирование земельных отношений / The regulation of land relations Материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сырья / Material and + technical support of agricultural producers and processors of raw materials Внешнеэкономическая политика государства / Foreign economic policy of the state Осуществление государственных и фьючерсных закупок / Implementation of state and futures procurement Страховая политика в агропромышленном комплексе региона / Insurance policy in the agro-industrial complex of the region

Из данных таблицы видно, что определенные инструменты государственного регулирования усиливают свое воздействие в зависимости от направления деятельности локальных сбытовых зон. Поскольку пока мы ориентируемся на внутренний рынок, его ключевая деятельность определяется сосредоточением на организации продвижения произведенной и полученной от сельхозпроизводителей продукции, взаимодействии с близлежащими перерабатывающими предприятиями и торговыми организациями, организации

+

+

+

+

+

+

+

+

эффективной рекламы, создании собственных брендов для сельскохозяйственной продукции региона и др.

Заключение

Предложена модель построения локальных сбытовых зон, основанных на вертикальной кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей всех организационно-правовых форм, перерабатывающих предприятий и предприятий оптовой и розничной торговли, ориентированных на внутренний и внешний рынки.

Государственное регулирование при формировании производственно-сбытовой системы заключается в использовании таких инструментов, как правовое обеспечение производственно-сбытовых процессов, государственный контроль за качеством продукции, регулирование земельных отношений, материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сырья, страховая, налоговая и тарифная политика в агропромышленном комплексе региона, финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сырья, контроль качества сельскохозяйственного сырья и продовольствия, в том числе качества и безопасности условий их производства и хранения.

Под производственно-сбытовой системой понимается совокупность двух подсистем: производство сельскохозяйственного сырья и продовольст-

Вестник НГИЭИ. 2018. № 9 (88) вия, то есть товарной массы (производственная подсистема) и осуществляемая экономическими субъектами функция сбыта (сбытовая подсистема) [18; 19].

Локальные сбытовые зоны в качестве основных целей предполагают закуп сырья у малых и крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, предпродажную подготовку продукции, которая не требует дополнительной промышленной переработки, в зависимости от категории потребителей, транспортировку товара от сельскохозяйственного производителя до мест первичной обработки и переработки, а также транспортировку товара в соответствии с договорами поставки - до потребителя - оптовых покупателей, крупных перерабатывающих предприятий, торговых организаций, поиск потребителей в республике и за ее пределами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каскин Т. Т. Совершенствование производственно-сбытовой системы АПК региона (на материалах АПК Западно-Казахстанской области Республики Казахстан) : Дисс...канд. эконом. наук. Казахстан, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sibniiesh.sorashn.ru/fileadmin/sibniiesh/text/Dissertaciya/ Kaskin_T.T._Dissertacija.pdf.

2. База данных муниципальных образований / Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Мордовия [Электронный ресурс] Режим доступа : http: //mrd.gks.ru/.

3. Агропромышленный комплекс Республики Мордовия / Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://agro.e-mordovia.ru/apk/.

4. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство / Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Мордовия [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/enterprises/agriculture/.

5. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации / Официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа : http://mcx.ru/.

6. Все о животноводстве: Теория и практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://worldgonesour.ru/selekciya/589-struktura-gosudarstvennoy-plemennoy-sluzhby-rossii.html.

7. Агровестник. Интернет-портал новостей о сельском хозяйстве. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://agrovesti.net/lib/regionals/region-13/itogi-razvitiya-apk-respubliki-mordoviya-v-2016-godu.html.

8. Земля Моя. Сообщество земледельцев и животноводов [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://farmer35 .ru/forum/thread22.html.

9. Воронов А. С. Оценка импортозависимости агропродовольственного комплекса на основе межотраслевого подхода // Научное обозрение: теория и практика. 2017. № 9. С. 26-32.

10. Сысоев А. М., Исмуратова Г. С., Кухарь В. С. Сущность, значение системы менеджмента качества на предприятиях агробизнеса в условиях вступления во всемирную торговую организацию // Известия Международной академии аграрного образования. 2012. Т. 1. № 13. С. 67-72.

11. Садулаева А. С., Сыркин А. С., Ахмадова Х. Х., Василенко М. Ю., Глотова И. И., Томилина Е. П., Уг-лицких О. Н., Зазимко В. Л., Кит М. С. Концепции социально-экономического развития предприятий, отраслей, комплексов. Красноярск, 2012. Том 1. 168 с.

12. Волошин В. С., Бурко В. А. Глобальное информационное пространство и безопасность экосистем // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 6 (121). С. 64-70.

13. Макенова С. К. Технологические приемы возделывания и использования нута в южной лесостепной зоне Омской области: автореферат дис. ... кандидата сельскохозяйственных наук / Омский государственный аграрный университет. Тюмень, 2005. 20 с.

14. Сельское хозяйство Мордовии. Экспертно-аналитический центр агробизнеса «АБ-Центр» [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://ab-centre.ru/page/selskoe-hozyaystvo-mordovii.

15. Дерканосова А. А. Анализ перспективы производства отечественных кормовых препаратов // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2012. № 2. С. 194-196.

16. Лазарев В. И. Роль государственной поддержки в эффективном развитии регионального агропромышленного комплекса // Агрофорсайт. 2017. № 4 (10). С. 2.

17. Торопова В. В. Формирование кластеров как метод повышения эффективности функционирования агропромышленного производства // Агрофорсайт. 2017. № 3 (9). С. 2.

18. Полушкина Т. М. Аграрное реформирование в России // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2013. № 5 (59). С. 107-111.

19. Зайцева О. О. Управление устойчивым развитием сельских территорий // Региональное развитие. 2014. № 3-4. С. 100-104.

Дата поступления статьи в редакцию 20.06.2018, принята к публикации 31.07.2018.

Информация об авторах:

Дербенева Елизавета Валерьевна, студент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Адрес: ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н. П. Огарёва», 430005, Россия, Саранск, ул. Полежаева, 44 E-mail: [email protected]

Полушкина Татьяна Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление»

Адрес: ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н. П. Огарёва», 430005, Россия, Саранск, ул. Полежаева, 44 E-mail: [email protected] SPIN-код: 8290-2209

Заявленный вклад авторов:

Дербенева Елизавета Валерьевна: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста. Полушкина Татьяна Михайловна: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Kaskin T. T. Sovershenstvovanie proizvodstvenno-sbytovoj sistemy APK regiona (na materialah APK Za-padno-Kazahstanskoj oblasti Respubliki Kazahstan) [Improvement of production and sales system of agroindustrial complex of the region (on materials of agroindustrial complex of the West Kazakhstan region of the Republic of Kazakhstan) Ph. D. (Economy)], Kazahstan, 2015. [Elektronnyj resurs]. Available at: http://www.sibniiesh.sorashn.ru/fileadmin/sibniiesh/text/Dissertaciya/Kaskin_T.T._Dissertacija.pdf Oh.

2. Baza dannyh municipal'nyh obrazovanij [Database of municipalities] Oficial'nyj sajt territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Respubliki Mordoviya [Elektronnyj resurs] Available at: http: //mrd.gks.ru/.

3. Agropromyshlennyj kompleks Respubliki Mordoviya [Agricultural complex of the Republic of Mordovia]: Oficial'nyj sajt Ministerstva sel'skogo hozyajstva i prodovol'stviya Respubliki Mordoviya [Elektronnyj resurs]. Available at: http://agro.e-mordovia.ru/apk/.

4. Sel'skoe hozyajstvo, ohota i lesnoe hozyajstvo [Agriculture, hunting and forest service]: Oficial'nyj sajt territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Respubliki Mordoviya [Elektronnyj resurs] Available at: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/enterprises/agriculture/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ministerstvo sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii [Ministry of agriculture of the Russian Federation] Oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs] Available at: http://mcx.ru/.

6. Vse o zhivotnovodstve. Teoriya i praktika [Everything about cattle. Theory and practice]. [Elektronnyj resurs]. Available at: http://worldgonesour.ru/selekciya/589-struktura-gosudarstvennoy-plemennoy-sluzhby-rossii .html Oh.

7. Agrovestnik [Agro Bulletin] Internet-portal novostej o sel'skom hozyajstve [Elektronnyj resurs]. Available at: https://agrovesti.net/lib/regionals/region-13/itogi-razvitiya-apk-respubliki-mordoviya-v-2016-godu.html.

8. Zemlya Moya: Soobshchestvo zemledel'cev i zhivotnovodov [The land is Mine: a Community of farmers and breeders]. [Elektronnyj resurs]. Available at: http://farmer35.ru/forum/thread22.html Oh.

Вестник НГИЭИ. 2018. № 9 (88)

9. Voronov A. S. Ocenka importozavisimosti agroprodovol'stvennogo kompleksa na osnove mezhotraslevogo podhoda [Assessment of import dependence of agro-food complex on the basis of inter-sectoral approach], Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika [Scientific review: theory and practice], 2017. No. 9. pp. 26-32.

10. Sysoev A. M., Ismuratova G. S., Kuhar' V. S. Sushchnost', znachenie sistemy menedzhmenta kachestva na predpriyatiyah agrobiznesa v usloviyah vstupleniya vo vsemirnuyu torgovuyu organizaciyu [The essence of the value of the quality management system at the enterprises of agribusiness in the conditions of accession to the world trade organization], Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya [Proceedings of the International academy of agrarian education], 2012. Vol. 1. No. 13. pp. 67-72.

11. Sadulaeva A. S., Syrkin A. S., Ahmadova H. H., Vasilenko M. Yu., Glotova I. I., Tomilina E. P., Uglick-ih O. N., Zazimko V. L., Kit M. S. Koncepcii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya predpriyatij, otraslej, kompleksov [Concepts of socio-economic development of enterprises, industries, complexes], Krasnoyarsk, 2012. Vol. 1. 168 p.

12. Voloshin V. S., Burko V. A. Global'noe informacionnoe prostranstvo i bezopasnost' ehkosistem [Global information space and ecosystem security], Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the TRANS-Baikal state University], 2015. No. 6 (121). pp. 64-70.

13. Makenova S. K. Tekhnologicheskie priemy vozdelyvaniya i ispol'zovaniya nuta v yuzhnoj lesostepnoj zone omskoj oblasti [Technological methods of cultivation and use of chickpea in the southern forest-steppe zone of Omsk region. Ph. D. (Agriculture) thesis], Tyumen', 2005. 20 p.

14. Sel'skoe hozyajstvo Mordovii: Ekspertno-analiticheskij centr agrobiznesa «AB-Centr» [Agriculture of the Republic of Mordovia: expert and analytical centre of agro business] [Elektronnyj resurs]. Available at: http://ab-centre.ru/page/selskoe-hozyaystvo-mordovii Oh.

15. Derkanosova A. A. Analiz perspektivy proizvodstva otechestvennyh kormovyh preparatov [Analysis of prospect of production of domestic fodder preparations], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernyh tekhnologij [Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 2012. No. 2. pp. 194-196.

16. Lazarev V. I. Rol' gosudarstvennoj podderzhki v ehffektivnom razvitii regional'nogo agropromyshlennogo kompleksa [The role of state support in the effective development of the regional agro-industrial complex], Agrofor-sajt [Agroforsajt], 2017. No. 4 (10). pp. 2.

17. Toropova V. V. Formirovanie klasterov kak metod povysheniya ehffektivnosti funkcionirovaniya agropromyshlennogo proizvodstva [Formation of clusters as a method of improving the efficiency of agricultural production], Agroforsajt [Agroforsajt], 2017. No. 3 (9). pp. 2.

18. Polushkina T. M. Agrarnoe reformirovanie v Rossii [Agrarian reform in Russia].Vestnik Rossijskogo eko-nomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova [Bulletin of the Russian economic university n. a. G. V. Plekhanov]. 2013. No. 5 (59). рp. 107-111.

19. Zaitseva O. O. Upravlenie ustojchivym razvitiem sel'skih territorij [Sustainable rural development management], Regional'noe razvitie [Regional development]. 2014. No. 3-4. рp. 100-104.

Дата поступления статьи в редакцию 20.06.2018, принята к публикации 31.07.2018.

About the authors:

Elizaveta V. Derbeneva, student of the chair «State and municipal management»

Address: FSBEI «Moscow state University n. a. H. P. Ogarev», 430005, Russia, Saransk, Polezhaev Str., 44 E-mail: [email protected]

Tatyana M. Polushkina, Dr. Sci. (Economy), professor of the chair «Public and municipal administration» Address: FSBEI «Moscow state University n. a. H. P. Ogarev», 430005, Russia, Saransk, Polezhaev Str., 44 E-mail: [email protected] SPIN-code: 8290-2209

Contribution of the authors: Elizaveta V. Derbeneva: collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text. Tatyana M. Polushkina: managed the research project, analysing and supplementing the text.

All authors have read and approve the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.