Научная статья на тему 'Локальные культуры: проблемы изучения'

Локальные культуры: проблемы изучения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1731
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зайцева Татьяна Алексеевна

Проблема изучения локальных культур тесно сопряжена с вопросом многообразия культурного опыта. Один из важнейших аспектов данной проблемы это определение подходов и методов к анализу локальных культур, выявлению их специфических черт, своеобразия жизнедеятельности и особенностей формирования, что может быть рассмотрено как ответ на вызов окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local cultures: problems of study

The study of local cultures is contact with the question of varied cultural experience. One of the more important aspect this problem is definition of approaches and methods to study of local cultures, its specific traits, originality of forming. The specific traits may be considered as a answer to call of environment.

Текст научной работы на тему «Локальные культуры: проблемы изучения»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 302 Сентябрь 2007

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008:311

Т.А. Зайцева

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ-регион № 07-03-64302 а/Т.

Проблема изучения локальных культур тесно сопряжена с вопросом многообразия культурного опыта. Один из важнейших аспектов данной проблемы - это определение подходов и методов к анализу локальных культур, выявлению их специфических черт, своеобразия жизнедеятельности и особенностей формирования, что может быть рассмотрено как ответ на вызов окружающей действительности.

Выявление специфических черт локальных культур представляет серьезную проблему, сопряженную с решением ряда вопросов, имеющих отношение к различным областям антропологического знания. Прежде всего, это касается типологии культуры, т.е. выделения типов культур по разным основаниям, поэтому дифференциация локальных культур тоже должна быть обоснована. Необходимо не просто обозначить специфические черты, но провести сопоставление характеристик различных типов культур. Это подразумевает анализ не только имеющихся специфических черт, но и определение степени влияния со стороны различных объективных процессов современной действительности на трансформации различных типов культур и дифференциацию новых культурных образований, что должно позволить более рельефно выделить специфические черты локальных культур.

Для этого необходимо, во-первых, выявить общее и различное в локальных культурах и таких типах культур, как традиционная культура, региональная культура, субкультура, этническая культура. Это сделает возможным определение правомерности выделения такого типа культуры, как локальная, увидеть, не перекрывается ли она содержанием перечисленных типов культур. Поэтому нужно акцентировать специфические черты именно локальной культуры. Во-вторых, большое внимание следует уделить процессам и явлениям, которые способствуют выделению, дифференциации различных типов культур, в том числе и локальных. Прежде всего нужно отметить этнические процессы (ассимиляция, интеграция, аккультурация, автономиза-ция, деэтнизация, т.к. они активизируют процессы трансформации культурного опыта и создания на этой основе новых культурных образований). Помимо этнических процессов также важны модернизация, урбанизация, адаптация, которые либо оказывают влияние на этнические процессы, сопутствуют им, интенсифицируют или провоцируют их, либо могут выступать как самостоятельные в ходе образования новых культурных общностей.

В данной ситуации важно определиться: возможно ли ограничивать формирование локальных культур только каким-нибудь одним из перечисленных процессов? По всей видимости, нет, т.к. некоторые из перечисленных процессов могут оказывать взаимодополняющее влияние на формирование локальных культур,

вследствие чего последние могут иметь самые разные признаки (этнические и пр.), вызванные сопутствующими процессами.

Однако в условиях полиэтничности современных государств, регионов, городов этнические процессы становятся одними из наиболее значимых. В ходе этих процессов (протекающих либо естественным путем, либо насильственным) происходит выделение («отмежевание») некоторых индивидов или групп, которые в ходе ассимиляции, интеграции и т.д. не смогли найти себя в новой действительности, т.е. происходит маргинализация. Это еще один процесс, который основан на явлении, характеризующемся потерей индивидом (или группой индивидов) идентичности и стремлением обрести ее, но уже на новых основаниях. В качестве таковых могут выступать различные представления (стереотипы), которые вновь усваиваются, становятся «своими». Здесь важен принцип комплиментарности (очень важный принцип в формировании социокультурных общностей).

В контексте формирования новых культурных образований не менее значимым становится процесс модернизации (процесс, который вызывает качественные изменения в жизни субъектов (социальных групп), связанные с существенным или кардинальным обновлением условий существования, усвоением новых стереотипов, часто чуждых). Модернизация тоже оказывает сильное влияние на процесс формирования локальных культур и может выступать в совокупности с этническими процессами или самостоятельно.

Важны и частные процессы, протекающие в социокультурной, политической, экономической сферах. Это связано с появлением неких культурных общностей, но не обязательно по национальному признаку, а по иным интересам (социальным, культурным и пр.). Изменения в политической сфере приводят к формированию групп, которые стремятся к дифференциации себя от остального сообщества (принятие или непринятие изменений, объективных процессов, проходящих в отдельных регионах, государствах и т.д.). Экономическая сфера, связанная с ресурсами, производством, перераспределением материальных ценностей, способствует выделению групп, преследующих свои интересы. Однако эти факторы скорее могут быть отнесены к процессу формирования субкультур.

Перечисленные процессы следует дополнить адаптацией и инкультурацией. Процесс адаптации подразу-

мевает приспособление к новым социокультурным, политическим, экономическим условиям существования. Эти условия могут приниматься или нет, что приводит к различным последствиям. Если они принимаются, то происходит усвоение новых норм, принятие новой действительности, в результате чего прослеживается стремление сохранить целостность культурной традиции, социума в контексте преемственности с прошлым культурным опытом. В противном случае прослеживается четко выраженное стремление дифференцировать себя, намеренное неприятие новых условий, что приводит часто к негативным последствиям.

Процесс инкультурации характеризуется овладением индивидом культурным опытом, что позволяет ему войти в новую для него культурную общность. Это сознательный выбор, который может сопровождаться полным или частичным отрицанием прежнего культурного опыта, либо органично дополняет его, что сообщает дополнительную специфику процессу инкуль-турации и в свою очередь влияет на формирование локальных культур.

Помимо перечисленных процессов формирования локальных культур, можно выделить отдельные принципы, которые могут быть положены в основу самого процесса выделения локальных культур, а именно: комплиментарность и стереотипизация. Принцип ком-плиментарности основан на принятии или непринятии не только стереотипов, но и норм, правил, нарушение которых может привести к разрушению группы или потере принадлежности индивида или группы индивидов к какой-либо социокультурной общности. Стереотипизация подразумевает усвоение или отрицание представлений, сформированных в отношении культурной общности как ею самой (в отношении себя и ее окружения), так и со стороны. Принятие стереотипов означает включение индивида (группы индивидов) в социокультурную общность, отрицание усвоенных стереотипов ведет, как правило, к смене ориентиров и смене социокультурной принадлежности.

В процессе формирования локальных культур также важную роль играют потребности человека в самоидентификации, идентичности и приобщении к определенным ценностям, которые делают его существование осмысленным (это может проявляться как на групповом, так и на индивидуальном уровне). Самоидентификация подразумевает отождествление индивида или группы индивидов с определенной общностью, где их привлекают конкретные признаки. Это дает чувство сопричастности к некоему культурному опыту, традициям, включенности в социокультурную среду. Идентичность подразумевает осознанное принятие системы представлений, которые разделяются группой, что позволяет индивиду осознать свою принадлежность к данной группе. Ценности, их освоение подразумевают принятие представлений о желаемом, определяющих средства, способы и порядок действий.

Перечисленные принципы и потребности не только способствуют формированию локальных культур, но и придают им отличительность, которая дифференцирует их как от других типов культур, так и между собой.

Это особенно важно в силу того, что локальные культуры могут возникать в рамках уже сложившихся

культурных традиций и их выделение может проходить по разным основаниям и причинам.

Таким образом, локальная культура может быть выделена на основе: этнических черт, культурных характеристик, экономических или политических интересов, субъективных потребностей индивида (группы индивидов). Нужно иметь в виду, что перечисленные факторы могут переплетаться, ими не исчерпываются основания для выделения локальных культур. Поэтому закономерно встает вопрос о том, как локальная культура соотносится с разными типами культур (традиционными, региональными, субкультурами), именно здесь становятся важными специфические характеристики перечисленных типов культур.

Для традиционной культуры характерно обращение к традициям как основному регулятору всех сфер жизнедеятельности человеческой общности. Именно традиция позволяет социализировать человека, определяет его статус, социальную роль и пр., т.е. это абсолютная власть традиции и обычая. Особое место в традиционной культуре занимает миф. Однако в современных условиях мифологизация также играет значительную роль, поэтому создание своего мифа в рамках локальной культуры вполне возможно. При этом большое значение будет иметь основа, на которой сформировалась локальная культура, это определяет степень изменения содержания мифа. Все же понятие «традиционная культура» шире, чем «локальная культура»; последняя может быть традиционной, а может и не быть таковой. Следовательно, важно, в рамках какого типа культур она выделилась (этнической, традиционной, индустриальной и пр.). Это определяет особенности процесса формирования локальных культур, что, в свою очередь, влияет на их характер, статус, специфику взаимоотношений с другими социокультурными группами. Все это в равной степени может зависеть от географических, экономических и политических факторов.

Интересно также выявить особенности соотношения понятий «региональная культура» и «локальная культура». Региональная культура подчеркивает наличие неких специфических черт в данном географическом регионе. Она может включать в себя самые разнообразные культурные образования, в том числе и локальные, следовательно, региональная принадлежность может быть одной из черт локальной культуры.

Субкультура (более позднее явление) - это система, возникающая внутри уже имеющейся культурной традиции (культуры) под влиянием объективных факторов (процессы модернизации, урбанизации, индустриализации, деэтнизации) или субъективных (стремление выделиться, отделиться, здесь важен психологический фактор). Это говорит о сложном характере взаимоотношений данных понятий («субкультура» и «локальная культура»): синонимы это или нет. Нужно обратить внимание на то, что имеет определяющее значение - временной параметр (когда можно говорить о формировании субкультур и локальных культур), этническая составляющая (аккультурация, трансферы) в том и другом типах культур, влияние модернизации, урбанизации, маргинализации, фактор «места», стереотипы, ценности. Можно сделать вывод о том, что субкультура не имеет такой жесткой географической привязанности (локали-

зации), это более универсальное понятие, т.к. оно может охватывать явления культурного мира вне зависимости от региональной принадлежности. Здесь важен обобщающий момент, т.е. то, что объединяет различные общности, например, городские субкультуры (в данном случае принадлежность к городу). Внутренняя специфика локальной культуры определяется, прежде всего, регионом, ареалом ее существования и теми процессами, которые проходят в данном регионе и способствуют выделению локальных культур.

Таким образом, в выявлении специфики локальных культур наиболее значительными становятся компаративистские подходы и историко-культурный анализ. Совокупность отмеченных методов позволяет соотнести локальные культуры с другими типами культур, выявить их специфику, показать связь локальных куль-

тур (порядок их формирования) с объективными процессами действительности, субъективными факторами, а также проследить выделение локальных культур в исторической динамике. В результате к особенным чертам локальных культур можно отнести: принадлежность к определенному типу культур (этнической, традиционной, индустриальной и пр.), региональную принадлежность (конкретные географические, экономические, политические и культурные условия существования), время формирования (исторический фактор), условия и причины выделения (набор объективных и субъективных причин, способствовавших выделению каждой локальной культуры). Все перечисленное определяет специфику локальных культур не только как феномена, но и позволяет анализировать своеобразие каждой локальной культуры в отдельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. БеликА.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

3. Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 2 июля 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.