Научная статья на тему 'ЛОКАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ПРОГРАММИРОВАНИЕ И КОНТЕНТ-СТРАТЕГИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ'

ЛОКАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ПРОГРАММИРОВАНИЕ И КОНТЕНТ-СТРАТЕГИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
514
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ / РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МЕСТНЫЕ НОВОСТИ / МЕДИАЛОКАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Долгова Юлия Игоревна

Исследуется специфика программирования и контент-стратегий российского локального телевидения. Проведен анализ сетки вещания трех подмосковных телеканалов, использованы экспертные интервью с руководством данных медиа, результаты опроса зрителей в социальных сетях. Выявлено, что телеканалы редко обращаются к актуальным приемам планирования эфира, не учитывают специфику локального медиапространства. Представлен опыт малозатратного программирования с ориентацией на интересы местного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Долгова Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL TELEVISION: PROGRAMMING AND CONTENT STRATEGIES IN THE DIGITAL AGE

The aim of this article is to investigate the content and programming strategies of local television in Russia, their compliance with specific features of local television. For this purpose, the author conceptualizes the peculiarity of local television and its programming, analyzes actual content strategies and scheduling techniques, as well as Internet promotion. Three TV channels of different formats and forms of ownership were investigated in Moscow Oblast: TVR 24 (Sergiev Posad), a state-owned informational TV channel, LRT (Lyubertsy city district) and Korolev TV (Korolev), general interest private TV channels. The author monitored the TV programs during the period of April 15 to April 21, 2019. She also conducted interviews with the management of TV channels and surveyed viewers in social networks (120 people). The author conceptualizes the main peculiarity of local TV as an attention being paid to local community interests. The author suggested that news, local history, and public affairs programs had to play an important part in local broadcast. However, the study of content strategies has revealed that under low-budget conditions local channels actively aired syndicated TV products, mostly movies and TV series. News, local history, and public affairs programs were largely disregarded. Only one local stated-owned channel (TVR 24) aired mostly its own TV content. The research of programming strategies has shown that local TV channels did not always adapt themselves to the rhythm of the audience’s life and made little use of the grouping of the same type of programs. While planning their programs’ schedule, only one channel (TVR 24) implemented techniques used by the main Russian TV channels and learned from international experience. The main principle of programming of all three channels was the conservation of program resources. As a result, a greater number of reruns was observed even in the daytime. All three channels used the Internet to distribute content and promote it. However, only one of them (LRT) applied interactive techniques for programming and promoting. The survey has showed that TV viewers were mostly interested in TV news, local history, and public affairs programs, but only one channel (TVR 24) focused on such content. At the same time, viewers of all the analyzed TV channels mentioned the dependence of local news on government policies. This investigation has revealed that problems of regional broadcasters are not related only to a lack of funds. Professional qualification of local producers does not allow them to properly use scheduling techniques and consider the specifics of the regional media space.

Текст научной работы на тему «ЛОКАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ПРОГРАММИРОВАНИЕ И КОНТЕНТ-СТРАТЕГИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ»

УДК 070+ 316.77

DOI: 10.17223/19986645/73/17

Ю.И. Долгова

ЛОКАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ПРОГРАММИРОВАНИЕ И КОНТЕНТ-СТРАТЕГИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Исследуется специфика программирования и контент-стратегий российского локального телевидения. Проведен анализ сетки вещания трех подмосковных телеканалов, использованы экспертные интервью с руководством данных медиа, результаты опроса зрителей в социальных сетях. Выявлено, что телеканалы редко обращаются к актуальным приемам планирования эфира, не учитывают специфику локального медиапространства. Представлен опыт малозатратного программирования с ориентацией на интересы местного сообщества. Ключевые слова: локальное телевидение, программирование, программирование локального телевидения, российское телевидение, местные новости, медиало-кализм

Программирование локального телевидения: вызовы нового времени

Рассматривая специфику и сущность российского регионального телевидения, следует констатировать двойственность его статуса. С одной стороны, данный сегмент включает более двух сотен региональных и муниципальных телеканалов в 85 субъектах РФ, с другой стороны, это телевидение, которое демонстрирует способность собрать лишь чуть более 3% общероссийской аудитории [1. С. 50].

Как отмечают А.В. Вырковский и М.И. Макеенко, развитая система локального телевидения, особенно система местных коммерческих телеканалов, в мировой практике встречается редко [2. С. 13]. Можно с уверенностью утверждать, что и для российского телевизионного пространства ориентация на локальное вещание никогда не была характерным явлением. Функционирование отечественного регионального ТВ на протяжении всей его истории не было простым. В силу существующих центростремительных тенденций можно было наблюдать отставание в развитии локального ТВ сначала в СССР [3], а затем и в России. Как пишет теоретик и историк телевидения А.Я. Юровский, активное строительство телевизионных центров по всей территории советской страны началось в середине 1950-х гг., но часто было плохо продуманным, телевизионные студии не предусматривали площади для производства телепрограмм, а имели лишь небольшой павильон с телекинопроектором [4. С.100]. Многие из этих телецентров перестали функционировать после 1965 г. Помимо экономических причин (о которых пишет Э.Г. Багиров [5]), Ю.М. Ершов отмечает, что «местные студии плохо понимали свою роль «информационно-публицистического филиала ЦT на местах» и в результате были закрыты [6. С 31]. Таким об-

разом, изначально формировалась ориентация местного телевидения на отсутствие самостоятельности.

Изменение политического устройства страны и законодательной базы, ликвидация единой государственной системы телевидения и радиовещания создали условия для динамичного развития местного телевидения в 1990-х гг. Как отмечают эксперты, из большого количества новых телекомпаний, появившихся тогда, постепенно на рынке остались самые перспективные, те, кто изначально планировал производство собственного телевизионного контента, не ограничивая себя функцией ретранслятора чужой продукции [7. С. 69]. Впрочем, сложившаяся в конце 1990-х гг. практика зависимого сотрудничества с крупными сетевыми партнерами освободила локальные телеканалы от необходимости становиться самостоятельными и самопрограммируемыми, заполнять весь эфир собственными передачами. Такой способ выживания получил среди профессионалов название «сетевое рабство» [8. С. 32].

Вполне закономерно, что принятая в 2009 г. программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы», обусловившая функционирование 21 бесплатного и общедоступного телеканала на всей территории РФ, предопределила появление новых проблем у «маленького вещателя». Большинство сетевых партнеров местных телерадиокомпаний получили частоту в одном из мультиплексов, и региональные партеры оказались им не нужны. Кроме того, значительно увеличивалась конкуренция за локального зрителя, которому теперь стал доступен более богатый выбор продукции. Данные изменения, а также современные тенденции развития медиасферы, связанные с новым этапом информационной революции, нашедшей отражение в глобализации, цифровизации и росте интерактивности телеконтента, потребовали совершенствования тактик и стратегий программирования локального телевидения.

Один из возможных эффективных путей эволюции местных телеканалов, который называется экспертами, - это переход на полновещательный формат. Таковы были и требования государственной комиссии, отбиравшей телеканалы на общедоступную 21-ю кнопку (региональную). Однако локальным вещателям, которые часто даже не имеют возможности измерять свою аудиторию и находятся в условиях постоянной нехватки средств на производство и покупку телевизионной продукции, такой путь развития кажется пугающим. Впрочем, по мнению экспертов, он вполне реализуем [2, 8-9].

Очевидно, что процесс собственной трансформации в меняющемся ме-диапространстве не для всех будет успешным. Именно поэтому считаем важным и полезным рассмотреть и концептуализировать специфику программирования и контент-стратегий локального телевидения, а также изучить существующие практики построения программной верстки. В 2019 г., который был взят для анализа, в России завершился переход на цифровое вещание, поэтому эмпирические данные, собранные в этот период, кажутся нам особенно актуальными.

Степень изученности темы

Местное телевидение неизменно привлекало ученых как предмет исследования (например, [10-14]). По мнению экспертов, оно способно превосходить центральное «по уважительному отношению к человеку, по злободневности в освещении жизненных проблем, искренности интонации, оригинальности подачи информации, глубине анализа, вниманию к деталям» [8. С. 30]. Нельзя недооценивать его роль в формировании местной повестки дня, региональных ценностей и идентичности [2. С. 5]. Одновременно большинство специалистов констатируют сильную зависимость локального телевидения в России от местных администраций (например, [2, 7, 15-16]), а также неспособность к оригинальному программированию, которая находит отражение в заимствовании популярных жанров и форматов и приводит к потере камерности и в определенной степени самобытности [17. С. 32].

Тем не менее вопросы программирования региональных и локальных телеканалов остаются недостаточно изученными, отчасти это связано с тем, что во время господства Центрального телевидения в советскую эпоху, а также в период сотрудничества с сетевыми партнерами в постсоветской истории большинство вещателей не ставили перед собой такой задачи. Однако в условиях развития цифрового телевидения, когда у каждого телеканала появляется возможность развиваться самостоятельно, проблема эффективного программирования обретает особую актуальность. Кроме того, данная деятельность, понимаемая в западной теории как трехэтапный процесс, включающий в себя проектирование / выбор телепрограммы, поиск ее оптимального места в сетке вещания и промоушн [18], является недостаточно изученной в России. Разрабатывая в ХХ в. теорию программирования в гуманистической традиции, исследователи Э. Г. Багиров и Р. А. Борецкий [19-20] ставили перед телевидением иные задачи, основываясь на несколько других принципах программирования: «Во-первых, тематическое разнообразие, соответствующее ориентации основных категорий зрителя. Во-вторых, жанровое многообразие внутри программы. В-третьих, максимально широкое использование выразительных возможностей телевидения. В-четвертых, соблюдение внутренних, темпо-ритмических пропорций между компонентами программы» [20. С. 144]. В условиях коммерческого телевидения главной целью оказывается удержание / привлечение зрителей к экранам и сокращение производственных издержек. Следование только данным ориентирам не всегда правомерно для локального вещателя, которому сложно соперничать с высокобюджетными центральными телеканалами и необходимо искать свой путь к зрителю.

Вопросы программирования регионального телевидения рассматривались в коллективной монографии «Телевидение Сибири», вышедшей в период существования в регионах сетевых телеканалов. Авторы систематизировали контент всех крупных вещателей края с точки зрения соотношения собственных программ и представленных партнерами, а также проана-

лизировали корреляцию таких параметров как рейтинг, среднесуточный объем вещания и отношение к аудитории [6]. Вопросу расстановки передач внимание не уделялось, возможно, в силу незначительности количества собственного телевизионного продукта на каналах на указанном историческом этапе. Одной из первых серьезных работ периода перехода на цифровое телевидение, посвященной практике программирования региональных полновещательных каналов в современной медиасреде, стала монография М.И. Макеенко, А.В. Вырковского [2], в которой подробно была проанализирована жанрово-форматная структура выбранных полновещательных телеканалов, однако отмечены лишь некоторые приемы программирования. Комплексный подход к изучению регионального телевидения представлен в работе автора, посвященной формально региональному телеканалу - «Москва 24» [21]. На наш взгляд, исследование специфики программирования региональных и локальных вещателей сегодня сохраняет актуальность и имеет как общетеоретическое значение (концептуализация особенностей программирования полновещательных региональных телеканалов), так и научно-практическое (выделение перспективных приемов программирования на всех этапах процесса).

Локальное телевидение: специфика программирования

Выделение специфических особенностей программирования неразрывно связано с типом телеканала, в том числе по территориальному признаку. Как отчасти закономерно замечает Ю.М. Ершов, «пространственные характеристики деятельности ее определяют больше миссию вещателя и свойства контента, чем форма собственности, источники финансирование и проч.» [22. С. 140]. Принятое сегодня деление телеканалов по охвату территории было предложено В.Л. Цвиком в 1990-е гг. для новой постсоветской телесистемы: общероссийские, региональные, местные [23]. В учебнике «Телевизионная журналистика», выпущенным кафедрой телевидения и радиовещания МГУ в 2019 г., сохранено количество классификационных групп, однако понятие «местные» заменено на «локальные» [24].

Представленная статья посвящена именно местным, или локальным, вещателям. Под ними понимаются телеканалы различной формы собственности, направленные на совокупность телевизионных зрителей, проживающих в пределах одного - нескольких городов или районов, и учитывающие при программировании интересы этой аудитории.

Для определения философии данного вида вещателя американский исследователь Кристофер Али пользуется понятием «медиалокализм» [25]. Применительно к медиа оно подразумевает тесную связь между медиа и местной общиной, находящую выражение в адаптивном, нацеленном на местное сообщество программировании (а не универсальном) [25, 26]. Схожие принципы программирования для локальных телеканалов формулируют и российские исследователи. В коллективной монографии «Теле-

видение Сибири» читаем: «Местное или региональное ТВ - телевидение краев и областей, городов и районных студий - в той мере реализует себя, в какой оно не копирует центральное, не пытается ему подражать, но отстаивает свою контент-стратегию и собственную программную политику» [6. С. 5]. Ориентированность программирования на интересы местного сообщества, как правило, находит отражение в приоритете новостных блоков и программ на актуальную и историческую местную тематику.

Локальные телеканалы не всегда позволяют себе придерживаться данного принципа. Одна из причин, которую называло руководство изучаемых в данной работе компаний, - это недостаток средств. Действительно, и в российских, и в зарубежных научных исследованиях отмечается слабая способность «маленького вещателя» зарабатывать деньги, именно поэтому предлагается рассматривать его, скорее, как «общественное благо», т.е. медиа, приносящие пользу местному сообществу [27. С. 106]. Рекомендуя алгоритм решения данной проблемы, Н.И. Григоренко пишет: «... наиболее оптимальной моделью региональной системы СМИ может выступать компромиссная система государственно-общественных СМИ, основанная на единой государственной концепции информационной политики, разработанной на законодательной базе, и регулировании сферы СМИ при помощи коллегиальных общественно-государственных советов по СМИ» [28]. Однако в таком случае значительное место на локальных телеканалах должен занимать журналистский контент, направленный на реализацию социально значимых задач.

Другой важный момент - это влияние на телевидение Интернета, который значительно расширил возможности ТВ по взаимодействию со зрителем [29]. Размышляя о будущем локального телевещания, исследователи отмечают, что местным телеканалам необходимо более осознанно и регулярно обращаться к цифровым технологиям, использовать такую их отличительную особенность, как интерактивность [30], которая может стать их конкурентным преимуществом (например, [8]).

Стоит отметить, что вряд ли возможно применение на локальном телевидении хорошо описанных в западной литературе приемов программирования, обеспечивающих переход аудитории от одной передачи к другой: «якорь», «тент», «гамак» и др. [18]. Значимым оказывается принцип сохранения программных ресурсов, который предполагает, что основная работа программного директора будет заключаться в том, чтобы придумать и оправдать постоянные повторы телевизионного контента. Кроме того, для локального телеканала важно не удержать зрителя у телевизора, а заставить его возвращаться на канал снова и снова. Российские исследователи также выделяют в качестве приоритетного приема данного вида вещателей - контрпрограммирование (ориентация не на ту аудиторию, на которую ориентированы общероссийские вещатели), а также допускают возможность прайм-тайма в утреннее время [2. С. 109-110; 21]. Вместе с тем, на наш взгляд, при программировании должна сохраняться ориентация на ритм жизни аудитории.

Методология исследования

В данной статье мы фокусируем внимание на контент-стратегиях и приемах расстановки передач в программной верстке, а также анализируем промоушн в интернет-пространстве локальных телеканалов (так как в настоящее время цифровая среда считается наиболее перспективной, особенно для изучаемого вида вещателей).

Были исследованы три полновещательных подмосковных телеканала: «ТВР 24» (Сергиев Посад), «ЛРТ» (городской округ Люберцы) и «Королев ТВ» (Королев), которые являются разными по формату и форме собственности. «ТВР 24» - государственный информационный телеканал, «ЛРТ» и «Королев ТВ» - частные универсальные телеканалы. Одновременно нельзя охарактеризовать их финансирование однозначно. И для «ЛРТ», и для «Королев ТВ» государственные контракты являются значимым источником дохода, тогда как «ТВР 24» финансируется не только муниципалитетом, но и за счет рекламы. И «ЛРТ», и «Королев ТВ» распространяются посредством кабеля, кроме того, «ЛРТ» является оператором кабельного телевидения. В этой связи для «ЛРТ» особенно важен имидж городского канала, способного предоставить уникальный набор информационных услуг, связанных с местной тематикой.

Учитывая тот факт, что жанрово-форматное разнообразие локального телевидения беднее, чем на центральных телеканалах, в ходе анализа мы опирались на форматную структуру телевизионного эфира, описанную в исследовании регионального телевидения А.В. Вырковского и М.И. Макеенко [2. С. 85]: новости; музыкальная программа; развлекательная программа; спортивная программа; познавательная программа; социально-политическая программа; детская программа; кинопрограмма. Данная классификация была несколько модифицирована в ходе изучения контента анализируемых каналов. Например, ни на одном из них не было выявлено музыкальных и спортивных телепрограмм, тогда как присутствовало значительное количество кинофильмов. В матрице исследования последние были разделены на три категории: кинофильмы, сериалы и документальные фильмы.

При анализе программирования внимание обращалось на вид контента, приоритетного для телеканала, а также на способы его расстановки в сетке вещания. Программа передач исследовалась на неделе с 15 по 21 апреля 2019 г.

Кроме того, для уточнения контент-стратегий были проведены интервью с руководством телеканалов. С целью фиксации мнения аудитории о телевизионных передачах осуществлен опрос зрителей в социальных сетях официальных страниц города, телекомпаний и в «ВКонтакте». В ходе исследования было опрошено 120 человек: 45 человек («Королев ТВ»), 32 человека («ЛРТ»), 43 человека («ТВР 24»). Главной целью автора было выявление возможных мотивов обращения к просмотру, а также причин недовольства предлагаемыми передачами.

«ТВР 24»

«ТВР 24» - муниципальный телеканал, который впервые вышел в эфир еще в 1994 г. Сегодня он по-прежнему принадлежит государству. По словам его руководства, отсутствие денег на синдицированную телевизионную продукцию стало одной из причин выбора формата городского информационного телеканала, предполагающего, что в эфир будет выходить только журналистский контент, преимущественно информационный и информационно-аналитический.

Сегодня телеканала «ТВР-24» верстает один эфирный час, который состоит из следующих программ:

• Событие (новости дня).

• Тема (специальный репортаж).

• Комментарии по теме дня (выступление экспертов).

• В мире.

• Интервью

• Архив (ТВР).

• Life (подробнее см. табл. 1).

Таблица 1

Плей-лист 10.04.2019 20.00-21.00 ( повторяется четыре раза до 00.00)

Событие начальная заставка Яркие20 00:00:15:00 Событие Отбивки

10 04 19 Ремонт гостиницы Лавры 00:02:27:21 Событие

Событие отбивка Яркие20 00:00:02:05 Событие Отбивки

10 04 19 Вакцинация животных 00:01:32:10 Событие

Событие отбивка Яркие20 00:00:02:05 Событие Отбивки

10 04 19 Утилизация покрышек 00:01:16:02 Событие

Событие отбивка Яркие20 00:00:02:05 Событие Отбивки

10 04 19 Профилактика инсульта 00:02:18:17 Событие

Событие отбивка Яркие20 00:00:02:05 Событие Отбивки

10 04 19 Выезд на ЗОМЗ 00:02:37:02 Событие

Событие отбивка Яркие20 00:00:02:05 Событие Отбивки

10 04 19 На пути к звездам 00:01:47:24 Событие

Событие отбивка Яркие20 00:00:02:05 Событие Отбивки

Яркие 20 Волонтер 00:01:51:15 Событие

Отбивка Яркие20 флешка 00:00:05:00 Отбивки

20 04 Субботник Анонс 00:00:11:21 Промо и анонсы

Отбивка+ Реклама новая 00:01:30:00 Реклама

10 04 Погода 00:00:33:03 Погода

Промо Яркие20 Ирина Громова 00:01:38:00 Промо и анонсы

1104 ДК Лебединое озеро 00:00:27:04 Промо и анонсы

20 04 ДК Любовь и голуби 2 00:00:34:17 Промо и анонсы

10 04 19 Тема Утилизация покрышек 00:03:24:03 Тема

10 04 19 По делу Беляев О пале травы 00:01:59:07 По делу

10 04 19 Говорят День братьев и сестер 00:02:31:24 Говорят

10 04 19 Коротко 00:01:27:04 Коротко

Яркие20 Отбивка 00:00:12:21 Отбивки

10_04_В мире 00:05:45:13 В_мире

13 04 2019 Промо Элита 00:01:28:01 Промо и анонсы

Штрихи к портрету 00:19:40:00 Федерация 2019

отбивка Реклама новая 00:00:05:00 Реклама

Фит Сервис 00:00:24:22 Реклама

Лагманная 2017 00:00:39:24 Реклама

10 04 Погода 00:00:33:03 Погода

13 04 ДК Танцы 00:00:20:24 Промо и анонсы

14 04 ДК Хор Турецкого 00:00:29:01 Промо и анонсы

10 04 2019 Life Все чище и чище 00:01:29:13 Life

В конце каждого часа выходят в эфир архивные программы, небольшие документальные фильмы, репортажи об актуальных событиях. Например, 15 апреля 2019 г. час завершался полутораминутным прямым включением с Тотального диктанта, который провел российский киноактер Антон Ма-карский. Эфирный блок обновляется в 00.00, в 6.00, в 12.00, далее некоторые изменения вносятся каждый час вплоть до 20.00.

В программе передач не отражается время выхода в эфир и продолжительность каждой программы. С одной стороны, это позволяет редакторам в любой момент внести изменения, но с другой - мешает аудитории планировать свое время. Тем не менее специфика программирования телеканала предполагает его просмотр преимущественно в фоновом режиме, телезритель обращается за необходимой для него информацией по мере возможности.

Структура эфира телеканала «ТВР 24» типична для городского информационного телеканала. По такому принципу строит свое вещание «Москва 24» и «N¥1» [21]. Однако главная и существенная особенность американского телеканала, обеспечивающая ему определенную финансовую свободу, - это платный характер распространения контента (по подписке).

Таблица 2

Структура эфира телеканала «ТВР 24»

Тип программ Объем вещания в сутки, мин Доля от 24-часового вещания, %

Новости 672 47

Познавательные 336 23

Социально-политические 432 30

Фильмы и сериалы на телеканале отсутствуют (табл. 2). Практически половину всего эфира занимают новости. Остальное время отдается познавательным или социально-политическим передачам и документальным фильмам. Например, в понедельник зрители могут посмотреть «Интересный посад», краеведческую телепередачу, создаваемую совместно с местным туристическим бюро (хронометраж 10-15 минут): каждый выпуск посвящен знаменитым местам Сергиева Посада. По вторникам в эфир выходит проект «По правде говоря»: в ходе интервью (хронометраж 25 ми-

нут) известные люди рассказывают о важных событиях в их жизни и жизни города. В среду в сетке вещания беседа «Прямая речь»: гости в студии обсуждают актуальную повестку (хронометраж 40-45 минут). В четверг можно увидеть проект «Бить или не бить?», создаваемый при поддержке фонда «Надежда» и представляющий собой мини-лекции о проблемах воспитания детей. В пятницу в эфире покупная программа «Вне зоны. Путешествие на квадроциклах».

Серьезное внимание на «ТВР 24» уделяется общественным проектам. Каждый год телеканал участвует в организованном муниципалитетом конкурсе на освещение в СМИ социально значимых проблем. Благодаря участию в данном мероприятии были созданы циклы материалов о работе управляющих компаний, качестве подачи воды и тепла и др. Долгое время в эфире существовал цикл «Время надежды» о детях с ограниченными возможностями.

В выходные дни вещание делится на пятичасовые блоки (табл. 3). Каждый из них начинается с новостей и специального репортажа, кроме того, верстка включает журналистские проекты, уже показанные в течение недели. Телеканал сотрудничает с местным культурно-просветительским центром и Дворцом творчества детей и молодежи, которые предоставляют музыкальные или театральные постановки. По словам главного редактора «ТВР 24» Т.Б. Колгановой, у телеканала практически нет средств на закупку телевизионных программ, тем не менее продюсеры стараются посещать мероприятия по продаже контента. Благодаря контрактам, заключенным на одном из них, в эфире появились международные новости.

Таблица 3

Блоковое программирование «ТВР 24» в выходные дни

Время Суббота, воскресенье

05.00 «Событие», «Тема», «Цитата», «Говорят», «Лестница», «В мире», «Life»

06.00 «Событие», «Тема», «По делу», «Говорят», «В мире», «Интервью», «Life»

07.00 «Событие», «Тема», «Цитата», «Говорят», «Вне зоны», «В мире», «Бить не бить», «Life»

08.00 «Событие», «Тема», «Говорят», «Элита», «Интересный Посад», «Life»

09.00 «Событие», «Тема», «Прямая речь», «Life»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Канал программируется схожим образом с крупными информационными телеканалами, однако вряд ли можно говорить о том, что утреннее вещание является здесь приоритетным, так как в этом время еще нет свежих новостей и повторяются сюжеты, вышедшие в эфир накануне. Магистральными при программировании являются принцип сохранения программных ресурсов и основанные на нем приемы блокового программирования и постоянных повторов.

В ходе опроса зрителей было выявлено, что аудиторию «ТВР 24» привлекают преимущественно новости и программы о жизни города. Тем не менее в комментариях опрошенные часто отмечали необходимость повышать профессиональной уровень работы журналистов.

«Королев ТВ»

«Королев ТВ» вещает с 1994 г., с 2007 г. официально коммерческий телеканал, по формату универсальный (общего интереса). Новости здесь занимают лишь 13% эфира (выходят пять раз в день и состоят преимущественно из сюжетов информационной программы «Мой город», показанной накануне в 20.00 и в 22.00). Особенности контент-стратегии телеканала «Королев ТВ» отражены в табл. 4.

Таблица 4

Структура эфира телеканала «Королев ТВ»

Тип программ Объем вещания в неделю, мин Доля в объеме вещания, %

Новости 1 275 13

Кинофильмы 2 220 22

Сериалы 3 700 37

Документальные фильмы 400 4

Детские 1 415 14

Социально-политические 80 1

Развлекательные 840 9

Кроме новостей, на канале есть несколько собственных передач. Например, один раз в неделю в эфире программа «Прямой разговор», интервью в студии с известными людьми на интересную или актуальную тематику (хронометраж 30-45 минут). Из собственных проектов телеканала на сайте также представлена программа «Моя улица», но в сетке вещания изучаемой недели она отсутствовала. Все остальное время занимают покупные телесериалы, документальные и художественные фильмы, ток-шоу, которые достаточно грамотно распределены по программе передач с учетом ритма жизни аудитории. Ранним утром представлен контент для детей: чередуются мультипликационные фильмы и новости, в период позднего утра, с 10.00 до 11.00, можно также посмотреть познав ательный документальный фильм. С 12.00 до 16.00 для домохозяек и пенсионеров в сетке вещания стоят новости и художественные фильмы, за исключением периода с 14.00 до 14.40, когда в эфир выходят мультфильмы, по всей видимости, для школьников, вернувшихся после занятий домой. В пред-прайм - ток-шоу и художественные фильмы. Прайм-тайм также начинается с художественного фильма. Как уже было сказано, два раза за вечер выходит новостная программа, а в четверг интервью «Прямой разговор», которое показывают и днем в воскресенье. Таким образом, именно четверг, а не пятница, как традиционно на федеральном телевидении, отличается от других дней своим программированием.

В выходные дни можно выделить период «ранее утро», продолжающийся до 10.30: в этот временной отрезок, так же как в будние дни, в эфир выходят мультфильмы и новости. В позднее утро можно посмотреть шоу и документальный фильм. С 12.00 до 16.00 идут повторы документальных программ и художественные фильмы. В вечернем эфире - художественные фильмы, развлекательные телепередачи и один выпуск новостей (табл. 5).

Таблица 5

Программа передач «Королев ТВ» (15.04-21.04.2020)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье

07.30 «Мультстра-на» «Макс Грин» 49-50 07.30 «Мультстра-на» «Макс Грин» 51-52 (0+). 07.30 «Мультстра-на» «Алиса в стране чудес» 1 07.30 «Мульт-страна» «Алиса в стране чудес» 2 07.30 «Мульт-страна» «Алиса в стране чудес» 3 08.00 «Мультстра-на» «Защитники снов» 8-11 08.00 «Мультстра-на» «Защитники снов» 12-15

08.10 Новости 08.10 Новости 08.10 Новости 08.10 Новости 08.10 Новости.

09.00 «Мультстра-на» «Защитники снов» 8 09.00 «Мультстра-на» «Защитники снов» 9 09.00 «Мультстра-на» «Защитники снов» 10 09.00 «Мульт-страна» «Защитники снов» 11 09.00 «Мульт-страна» «Защитники снов» 12 09.00 Новости за неделю (16+). 09.00 Новости за неделю (16+).

09.40 Новости 09.40 Новости 09.40 Новости 09.40 Новости 09.40 Новости 09.30 «Мультстра-на» «Макс Грин» 42-43, 44-45 09.30 «Мультстра-на» «Защитники снов» 26-27

10.00 Д/п «Научные сенсации» 2 10.00 Д/п «Научные сенсации» 3 10.00 Д/п «Научные сенсации» 4 10.00 Д/п «Как оно есть» 1 10.00 Д/п «Как оно есть» 2 10.30 Т/ш «Битва ресторанов» 27 10.30 Т/ш «Гости по воскресеньям»3

11.00 Новости 11.00 Новости 11.00 Новости 11.00 Новости

11.30 М/ф «Защитники снов» 45 11.30 М/ф «Защитники снов» 46 11.30 М/ф «Защитники снов» 47 11.30 М/ф «Защитники снов» 48 11.30 Д/ф «Ж. Депардье. Исповедь нового русского» 11.30 Д/ф «Вячеслав Зайцев. Слава и одиночество»

12:30 -14.00 Профилактика на Королёв ТВ 12.00 Х/с «Спецотряд Шторм» 10 12.00 Х/с «Спецотряд Шторм» 11 12.00 Х/с «Спецотряд Шторм» 12 12.00 Х/с «Спецотряд Шторм» 13 12.30 Новости за неделю 12.10 Новости за неделю

12.50 Х/с «Спецотряд Шторм» 11 12.50 Х/с «Спецотряд Шторм» 12 12.50 Х/с «Спецотряд Шторм» 13 12.50 Х/с «Спецотряд Шторм» 14 12.30 «Прямой разговор» повтор

13.40 Новости 13.40 Новости 13.40 Новости 13.40 Новости 13.00 Х/ф «Продавщица фиалок» 13.00 Х/ф «Королева Шантеклера»

14.00 «Мультстра-на» «Макс Грин». 51-52 14.00 «Мульт-страна» «Алиса в стране чудес». 1 14.00 «Мультстра-на» «Алиса в стране чудес». 2 14.00 «Мульт-страна» «Алиса в стране чудес». 3 14.00 «Мульт-страна» «Алиса в Зазеркалье». 1

14.40 Новости 14.40 Новости 14.40 Новости 14.40 Новости 14.40 Новости

15.00 Х/с «Измена» 10 15.00 Х/с «Измена» 11 15.00 Х/с «Измена» 12 15.00 Х/с «Измена» 13 15.00 Х/с «Следствие любви» 1 15.00 Новости за неделю 15.00 Д/ф «Ж.Депардье. Исповедь нового русского»

16.00 Т/ш «Американский жених» 30 16.00 Т/ш «Американский жених» 31 16.00 Т/ш «Американский жених» 32 16.00 Т/ш «Американский жених» 33 16.00 Т/ш «Американский жених» 34 16.00 Х/с «Люба. Любовь» 1 16.00 Х/с «Люба. Любовь» 3

17.00 Х/с «Такая работа» 51 17.00 Х/с «Такая работа» 52 17.00 Х/с «Такая работа» 53 17.00 Х/с «Такая работа» 54 17.00 Х/с «Такая работа» 55 17.00 Х/с «Люба. Любовь» 2 17.00 Х/с «Люба. Любовь» 4

18.00 Т/ш «Жанна, пожени!» 9 18.00 Т/ш «Жанна, пожени!» 10 18.00 Т/ш «Жанна, пожени!» 11 18.00 Т/ш «Жанна, пожени!» 12 18.00 Т/ш «Жанна, пожени!» 13 18.00 Юбилейный концерт С. Жилина и оркестра «Первые 50» 18.00 Х/ф «К черту на рога»

19.00 Х/с «Принц Сибири» 12 19.00 Х/с «Принц Сибири» 13 19.00 Х/с «Принц Сибири» 14 19.00 Х/с «Принц Сибири» 15 19.00 Х/с «Принц Сибири» 16

20.00 «Мой город» 20.00 «Мой город» 20.00 «Мой город» 20.00 «Мой город» 20.00 «Мой город» 20.00 Новости за неделю

20.35 «Мультстра-на» «Защитники снов» 9 20.35 «Мультстра-на» «Защитники снов» 10 20.35 «Мультстра-на» «Защитники снов» 11 20.45 «Прямой разговор» 20.35 «Мульт-страна» «Защитники снов» 1 20.30 Х/с «Сшиватели» 15-16

21.00 Д/ф «Американский секрет советской бомбы» 1 21.00 Д/ф «Американский секрет советской бомбы» 2 21.00 Д/ф «Украденные коллекции. По следам «черных антикваров» 21.35 «Мульт-страна» «Защитники снов» 12 21.00 Д/ф «Повелители» 5 21.00 Х/ф «Жена художника»

22.00 «Мой город» 22.00 «Мой город» 22.00 «Мой город» 22.00 «Мой город» 22.00 «Мой город»

22.30 Х/ф «Возвращение Будулая» 1 22.30 Х/ф «Возвращение Будулая» 2 22.30 Х/ф «Возвращение Будулая» 3 22.30 Х/ф «Возвращение Будулая» 4 22.30 Х/ф «С любовью, Рози» 23.00 Х/ф «С любовью, Рози» 22.30 Новости за неделю

00.30 Х/с «Измена» 10 00.30 Х/с «Измена» 11 00.30 Х/с «Измена» 12 00.30 Х/с «Измена» 13 01.30 Х/с «Следствие любви» 1 00.30 Х/ф «Возвращение Будулая» 1-2 23.00 Х/ф «Жена художника»

В ночном эфире, как правило, транслируются повторы, но в программе это не указывается. Большинство передач телеканал показывает по нескольку раз: данный прием помогает экономить программные ресурсы и достигать большей совокупной доли аудитории. В основном эфир заполняется покупными программами (шоу, документальные передачи, кинофильмы и сериалы), преимущественно это телевизионные проекты, уже показанные в эфире главных телеканалов, но сохранившие привлекательность для широкой аудитории. Например, на анализируемой неделе в вечернем эфире субботы стоял юбилейным концерт российского пианиста и дирижера Сергея Жилина, показанный «Первым каналом» в феврале 2017 г.

Исследование показало, что «Королев ТВ» программируется при помощи незначительного количества информационных телепрограмм, а также передач, посвященных актуальным проблемам города и его истории. Утренний и дневной эфир, действительно, отличается от сетки вещания главных универсальных телеканалов: утром много мультфильмов, а в дневном эфире - мелодраматических кинолент, однако сложно говорить о контрпрограммировании как о приеме расстановки передач. Следует также отметить, что «Королев ТВ» ориентируется на традиционное время прайм-тайма, так как именно в 20.00 выходит оригинальный выпуск программы «Мой город» со свежими новостями, которые одновременно распространяются и в интернет-пространстве. Экономия средств происходит за счет большого количества повторов.

Согласно опросу самой популярной программой, как и на остальных анализируемых ресурсах, оказались новости. Критикуя канал, респонденты жаловались на его зависимость от местной администрации. Отмечая предвзятость информационной повестки, зрители тем не менее часто видят в просмотре «Королев ТВ» единственную возможность узнать о том, «что происходит рядом с ними».

«ЛРТ»

Люберецкое районное телевидение было создано в октябре 2006 г. По объему новости здесь занимают менее важное место, чем на телеканалах «ТВР 24» и «Королев ТВ». Информационные программы выходят шесть раз в сутки (три раза в прямом эфире и три раза повторы), и это лишь 9% эфирного времени (табл. 6). Материалы снимаются преимущественно по заказу пресс-службы администрации города, а также столичных партнеров. В эфире «ЛРТ», как и на «ТВР 24», присутствует рубрика в форме уличного опроса горожан.

По своей жанрово-форматной структуре «ЛРТ» - универсальный телеканал, предлагающий зрителю разнообразный телевизионный контент. Как видно из таблицы, основное место на нем занимают покупные фильмы и сериалы.

Как и на телеканале «Королев ТВ», привычная для федеральных универсальных телеканалов утренняя информационно-развлекательная программа здесь отсутствует. Начиная с 5:00 утра эфир достаточно разнообразен: художественные, документальные и мультипликационные фильмы и

сериалы, новости, авторский проект детской студии «Планета ТВ», а также передача «Телегид», рассказывающая о том, что можно посмотреть в течение дня и недели. Последние две программы повторяются в сутки два раза.

Таблица 6

Структура эфира телеканала «ЛРТ»

Тип программ Объем вещания в неделю, мин Доля в объеме вещания, %

Новости 915 9

Кинофильмы 4185 42

Сериалы 2640 26

Документальные фильмы 945 9

Детские 810 8

Познавательные 135 1

Социально-политические 120 1

Развлекательные 330 4

Такое же форматное многообразие характерно и для дневного эфира, группировка (компоновка близких по тематике и жанру программ) не является характерным приемом программирования.

На сайте телекомпании представлено много журналистских программ, которые могли бы быть полезны жителям Люберец: о том, где провести время («Афиша», «Выбор ЛРТ»), об интересных людях и исторических местах («Земляки», «Прогулки по Люберцам»), однако в программе передач данные проекты не присутствовали.

Ночной эфир заполняется повторами дневных передач, фильмов и сериалов, а также спектаклями и концертами люберецкой самодеятельности. Телекомпания специально производит дешевый телевизионный контент для таких временных промежутков, когда большая часть населения спит. Стоит отметить, что федеральные каналы в это время, как правило, еще раз транслируют программы, которые уже были в эфире. В прайм-тайм на ЛРТ выходят повторы фильмов и сериалов, которые были показаны в дневное время, а также новости и документальные проекты (исключение эфирное время с 20.00 до 21.00) (табл. 7).

По два раза в субботу и в воскресенье в эфир выходят итоговые информационные программы, в которых анализируются самые важные события недели. Остальная часть заполняется покупным контентом (фильмами, сериалами, документальным кино).

В программе передач телеканала мы встретили часть контента, который присутствовал и на телеканале «Королев ТВ» (например, юбилейный концерт Сергея Жилина и оркестра «Фонограф», документальный фильм про Ж. Депардье, х/ф. «Люба, Любовь» и др.).

Можно сказать, что программная сетка «ЛРТ» верстается хаотично, кроме того, ее недостатком оказывается небольшое количество программ местной тематики.

Таблица 7

Программа передач телеканала ЛРТ (15.04-21.04.2019)

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье

05:00 Х/ф «Принцесса де Монпасье», повтор 05:00 Х/ф «Возвращение Будулая, 1 серия, повтор 05:00 Х/ф «Возвращение Будулая», 2 серия, повтор 5:00 Х/ф «Возвращение Будулая», 3 серия, повтор 05:00 Х/ф «Возвращение Будулая», 4 серия, повтор 05:00 Х/ф «К черту на рога», повтор 05:00 Х/ф «Жена художника», повтор

06:30 Сборник мультфильмов (И в шутку и всерьез) 06:30 Сборник мультфильмов (И в шутку и всерьез) 06:30 Сборник мультфильмов (И в шутку и всерьез) 06:30 Сборник мультфильмов (И в шутку и всерьез) 06:30 Сборник мультфильмов (И в шутку и всерьез) 06:30 Сборник мультфильмов (И в шутку и всерьез) 06:30 Сборник мультфильмов (И в шутку и всерьез)

07:00 Проект «Планета ТВ» 07:00 Проект «Планета ТВ» 07:00 Проект «Планета ТВ» 07:00 Проект «Планета ТВ» 07:00 Проект «Планета ТВ» 07:00 М/ф «Маша и медведь» 07:00 М/ф «Маша и медведь»

07:15 Новости 07:15 Новости 07:15 Новости 07:15 Новости 07:15 Новости

07:30 Д/ф «Федера-ция-2017» 07:30 Д/ф «Федера-ция-2017» 07:30 Д/ф «Феде-рация-2017» 07:30 Д/ф «Федера-ция-2017» 07:30 Д/ф «Федера-ция-2017» 07:30 Проект «Планета ТВ» 07:30 Проект «Планета ТВ»

08:15 Новости 08:15 Новости 08:15 Новости 08:15 Новости 08:15 Новости 07:45 Д/ф «Ж. Депардье. Исповедь нового русского 07:45 Д/ф «Ж. Депардье. Исповедь нового русского

08:30 «Телегид» 08:30 «Телегид» 08:30 «Телегид» 08:30 «Телегид» 08:30 «Телегид» 08:45 «Вне зоны» 08:45 «Вне зоны»

08:45 Т/с «Между двух огней», 2 08:45 Т/с «Между двух огней», 3 08:45 Т/с «Между двух огней», 4 08:45 Т/с «Между двух огней», 5 08:45 Т/с«Между двух огней», 6 09:00 Шоу «Битва ресторанов» 27 09:00 Шоу 3 «Гости по воскресеньям»

09:45 Т/с «Следствие любви», 22 09:45 Т/с «Следствие любви», 23 09:45 Т/с «Следствие любви», 24 09:45 Т/с «Следствие любви», 25 09:45 Т/с «Следствие любви», 26 10:00 Итоги недели Люберецкого округа 10:00 Итоги недели Люберецкого округа

10:45 Д/ф «Как оно есть», 6 10:45 Д/ф Ф «Как оно есть», 7 10:45 Д/ф «Как оно есть», 8 10:45 Д/ф «Как оно есть», 9 10:45 Д/ф «Ф «Как оно есть», 10 11:00 Х/ф «Продавщица фиалок» 11:00 Х/ф «Королева Шантеклера»

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье

11:45 «Телегид» 11:45 «Телегид» 11:45 «Телегид» 11:45 «Телегид» 11:45 «Телегид»

12:00 «Вне зоны» 12:00 «Вне зоны» 12:00 «Вне зоны» 12:00 «Вне зоны» 12:00 «Вне зоны»

12:15 Новости 12:15 Новости 12:15 Новости 12:15 Новости 12:15 Новости

12:30 Т/с «Такая работа», 52 12:30 Т/с «Такая работа », 53 12:30 Т/с «Такая работа », 54 12:30 Т/с «Такая работа» , 55 12:30 Т/с «Такая работа », 56 12:45 Х/ф «Люба. Любовь», 1 12:45 Х/ф «Люба. Любовь», 3

13:30 Т/с «Воскрешение», сезон 1,4 13:30 Т/с «Воскрешение», сезон 1, 5 13:30 Т/с «Воскрешение», сезон 1,6 13:30 Т/с «Воскрешение», сезон 1,7 13:30 Т/с «Воскрешение», сезон 1, 8 13:45 Х/ф «Люба. Любовь», 2 13:45 Х/ф «Люба. Любовь», 4

14:30 М/ф Сборник мультфильмов (И в шутку и всерьез), повтор 14:30 М/ф Сборник мультфильмов (И в шутку и всерьез), повтор 14:30 М/фСборник мультфильмов (И в шутку и всерьез), повтор 14:30 М/ф Сборник мультфильмов (И в шутку и всерьез), повтор 14:30 М/ф Сборник мультфильмов (И в шутку и всерьез), повтор 14:45 М/ф «Маша и медведь» 14:45 М/ф «Маша медведь»

15:00 Проект «Планета ТВ» 15:00 Проект «Планета ТВ» 15:00 Проект «Планета ТВ» 15:00 Проект «Планета ТВ» 15:00 Проект «Планета ТВ» 15:00 «Первые 50». Концерт С. Жилина и оркестра «Фонограф» 15:00 «Первые 50». Концерт С. Жилина и оркестра «Фонограф», повтор

15:15 М/ф «Маша и медведь» 15:15 М/ф «Маша и медведь» 15:15 М/ф «Маша и медведь» 15:15 М/ф «Маша и медведь» 15:15 М/ф «Маша и медведь»

15:45 «Открытый диалог» 15:45 Проект «Планета ТВ» 15:45 «Открытый диалог» 15:45 Проект «Планета ТВ» 15:45 «Открытый диалог»

16:00 «Вне зоны» 16:00 «Вне зоны»

16:15 Новости 16:15 Новости 16:15 Новости 16:15 Новости 16:15 Новости

16:30 Т/с «Жанна, пожени!», 9 16:30 Т/с «Жанна, пожени!», 10 16:30 Т/с «Жанна, пожени!», 11 16:30 Т/с «Жанна, пожени!», 12 16:30 Т/с «Жанна, пожени!», 13 16:45 Т/с «Сшиватели», 15 16:45 Т/с «Сшиватели», 15, повтор

17:30 Т/с «Между двух огней», 2 повтор 17:30 Т/с «Между двух огней», 3, повтор 17:30 Т/с «Между двух огней», 4, повтор 17:30 Т/с «Между двух огней», 5, повтор 17:30 Т/с «Между двух огней», 6, повтор 17:45 Х/ф «Продавщица фиалок», повтор 17:45 Х/ф «Королева Шантеклера», повтор

18:30 Т/С «Следствие любви», 22, повтор 18:30 Т/С «Следствие любви», 23, повтор 18:30 Т/С «Следствие любви», 24, повтор 18:30 Т/С «Следствие любви», 25, повтор 18:30 Т/с «Следствие любви», 26, повтор

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье

19:30 Новости 19:30 Новости 19:30 Новости 19:30 Новости 19:30 Новости 19:30 Итоги недели Люберецкого округа, повтор 19:30 Итоги недели Люберецкого округа, повтор

19:45 «Телегид» 19:45 «Телегид» 19:45 «Телегид» 19:45 «Телегид» 19:45 «Телегид»

20:00 Д/ф «Украденные коллекции. По Следам «черных антикваров» 20:00 Д/ф «Скальпель для первых лиц. Тайная хирургия» 20:00 Д/ф ««Березка», или Капитализм из-под полы» 20:00 Д/ф «Повелители», 7 20:00 Д/ф «Вячеслав Зайцев. Слава и одиночество» 20:30 Т/с «Сшиватели», 16 20:30 Т/с «Сшиватели», 16, повтор

21:00 Т/с «Воскрешение», сезон 1, 4, повтор 21:00 Т/с «Воскрешение», сезон 1,5, повтор 21:00 Т/с «Воскрешение», сезон 1, 6, повтор 21:00 Т/с «Воскрешение», сезон 1,7, повтор 21:00 Т/с «Воскрешение», сезон 1, 8, повтор 21:30 Программы Совета Федерации 21:30 Программы Совета Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22:00 Х/ф «Возвращение Будулая», 1 22:00 Х/ф «Возвращение Будулая», 2 22:00 Х/ф «В Возвращение Будулая», 3 22:00 Х/ф «Возвращение Будулая», 4 22:00 Х/ф «К черту на рога» 21:45 Х/ф «Жена художника» 21:45 Х/ф «С любовью, Рози»

23:15 Новости 23:15 Новости 23:15 Новости 23:15 Новости 23:15 Новости

23:30 Х/ф Возвращение Будулая», 1 23:30 Х/ф «Возвращение Будулая»,2 23:30 Х/ф «Возвращение Будулая», 3 23:30 Х/ф «Возвращение Будулая», 4 23:30 Х/ф «К черту на рога»

Тем не менее особо как промоушн-проект следует отметить передачу «Телегид», которая помогает зрителям быть информированными о самом интересном на телеэкране и возвращаться к просмотру по мере необходимости. Одновременно на «ЛРТ» большое количество повторов, что позволяет телеканалу в значительной степени сохранять программные ресурсы.

Как показал опрос, наибольший интерес у аудитории также вызывают новости, зрителям не хватает краеведческих программ, передач, рассказывающих о жизни города и его проблемах. Покупной контент оценивается горожанами по-разному. По мнению части опрошенных, «бывают неплохие сериалы и кинофильмы», другие отмечали, что хороших картин «не хватает».

Продвижение телеканалов в социальных сетях

У каждого телеканала существует собственный сайт с полным архивом материалов, группы во всех социальных сетях с разным количеством подписчиков (табл. 8). Т.Б. Колганова, главный редактор «ТВР 24», отметила, что посредством продвижения в социальных сетях телеканал старается привлекать более молодую аудиторию, для этого, например, в сети «ВКон-такте» публикует не только эфирные материалы, но также новости и фотографии. На сайте удобная навигация.

Таблица 8

Обзор подписчиков социальных сетей телеканалов (апрель 2019)

Название ресурса Число участников (подписчиков)

«ТВР 24» «ЛРТ» «Королев ТВ»

«ВКонтакте» 5 204 3 128 8 227

«Одноклассники» 8 771 82 4 694

«Twitter» 4 218 6 223 1 832

«YouTube» 4 032 6 088 15 070

«Instagram» 244 590 9 344

«Facebook» 108 3 128 699

«ЛРТ» на своей странице тоже публикует информационные заметки и фотографии, в социальных сетях часто устраиваются конкурсы, разыгрываются подарки с фирменной символикой и даже компьютерная техника. Розыгрыши проводятся и в прямом эфире, для того чтобы выявить самых лояльных и внимательных зрителей.

В отличие от описанных выше телеканалов «Королев ТВ» размещает в Сети в основном эфирные материалы, которые часто выходят по расписанию. Например, в социальной сети «ВКонтакте» записи появляются с 19:30 до 20:30, что напоминает эфирный прайм-тайм. Конкурсы среди зрителей не проводятся, тем не менее по числу подписчиков «Королев ТВ» значительно опережает телевидение и Люберец, и Сергиева Посада в сетях в «ВКонтакте», «YouTube», «Instagram».

Выводы и дискуссия

В ходе исследования были изучены практики программирования трех телеканалов Подмосковья, разных по формату и по форме собственности.

Анализ показал, что в большей степени медиалокализм характерен для муниципального телевидения «ТВР 24», контент на котором полностью производится журналистами, в сетке вещания присутствует много проектов, рассказывающих о жизни города и района. На телеканале «ЛРТ» такие программы представлены на сайте, но отсутствуют в программе передач. На телеканале «Королев ТВ» нам удалось найти только одну передачу местной тематики, помимо новостей и актуальных интервью. Так как все три телеканала в значительной степени финансируются государством (напрямую или через государственные контракты), то использование бюджетных средств на синдицированный телевизионный продукт нам кажется нецелесообразным. Специфика локального телевидения, ориентация на местную аудиторию телеканалами «ЛРТ» и «Королев ТВ» учитываются минимально. Два формально частных вещателя постепенно отказываются от философии медиалокализма, что находит отражение в заполнении эфира покупными телевизионными программами. Данный контент воспринимается зрителями неоднозначно.

Можно также сделать вывод, что технологии программирования, направленные на привлечение зрителей, недостаточно освоены региональным телевидением. Сравнение программных стратегий трех телеканалов показало, что ошибки построения вещательной сетки связаны не только и не столько с отсутствием средств, но с недостаточной продуманностью и концептуализацией программной политики, слабым пониманием интересов своей аудитории и особенностей позиционирования телеканалов на рынке. С точки зрения программирования можно также выделить «ТВР 24», который создается как информационный телеканал, с использованием приемов, применяемых на центральном российском телевидении и за рубежом, максимально экономя ресурсы, но ориентируясь на интересы локальной аудитории. Общим недостатком информационного вещания каналов является зависимость от местной власти и отсутствие свежих новостей, а также другой актуальной информации (например, погоды) в утренний период.

Можно говорить о некоторой непоследовательности при программировании телеканала «ЛРТ», покупные документальные проекты чередуются с художественными фильмами и сериалами, ориентация на ритм жизни аудитории, а также группировка однотипных передач используются мало. Однако именно «ЛРТ» (один из трех каналов) обращается к интерактивным технологиям для собственного промоушна, организовывая в социальных сетях конкурсы для зрителей, учитывая таким образом специфику современной цифровой среды. Кроме того, следует обратить внимание на промоушн-проект, передачу «Телегид», информирующую о самом интересном на телеэкране.

В условиях фрагментации телевизионной аудитории именно ориентация на своего зрителя и понимание его интересов должны были бы стать магистральными принципами программирования. Однако российское локальное телевидение в своем развитии движется в противоположном направлении, все больше заполняя сетку унифицированным покупным телепродуктом. На наш взгляд, данная тактика в ближайшее время может показать свою несостоятельность.

Литература

1. Вартанова Е.Л., Коломиец В.П. (ред.). Телевидение в России в 2018 году: Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. М. : Фед. агентство по печати и массовым коммуникациям, 2019.

2. Вырковский А.В., Макеенко М.И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. М. : МедиаМир, 2014.

3. Даутова Р.В. История регионального телевидения России. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2018.

4. Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения: Очерки истории и теории сов. телевизионной журналистики. М. : Искусство, 1975.

5. Багиров Э.Г. Телевидение 70-х: некоторые особенности развития // Телевиде-ние'84: вчера, сегодня, завтра : сб. ст. М., 1985.

6. Ярославцева А.Е. (ред.) Телевидение Сибири : коллективная монография. Томск : Издательство НТЛ, 2011

7. Ершов Ю.М. Телевидение регионов в поиске моделей развития. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2012.

8. Дугин Е.Я. Региональное телевидение: стратегии развития или судьба? // Журналист. Социальные коммуникации. 2017. № 1(25). C. 27-39.

9. Каратаев Р.Ю. Трансформация регионального вещания в процессе перехода России на «цифру» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: филология, журналистика. 2017. № 4. C. 92-96.

10. Дугин Е.Я. Местное телевидение: Типология, факторы и условия формирования программ. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982.

11. Цвик В.Л. Парадоксы развития местного вещания // Телевидение вчера, сегодня, завтра-89 / сост. Е.Я. Дугин. М., 1989.

12. КачкаеваА.Г. Телевидение в социальном развитии региона : дис. ... канд. филол. наук. М., 1990.

13. Шестеркина Л.П. Возникновение и развитие Челябинского областного телевидения: 1958-1985 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2005.

14. Данилов А.А. Становление и развитие телевидения в Чувашской Республике (1961-2005 гг.): исторический опыт : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2006.

15. Ефанов А.А. Влияние цифровизации на деструкцию регионального телевидения // Власть. 2017. № 8. C. 49-53.

16. Лизунова И.В. Региональное телевидение в России накануне всеобщей дигита-лизации: «Болевые точки развития» // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. Т. 6, № 1. C. 117122.

17. Шестерина А.М. Культурная среда города и региональное телевидение: проблемы взаимодействия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4, № 13. С. 31-38.

18. Eastman S.T., Ferguson D.A. Media programming: Strategies and practices. 9th Edition. Australia : Thomson/Wadsworth, 2013.

19. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М. : Искусство, 1978.

20. Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М. : Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР, 1967.

21. Долгова Ю.И. Принципы программирования тематического телевидения: «Москва 24» - «канал к завтраку» // МедиаАльманах. 2017. № 5. C. 87-96.

22. Ершов Ю.М. Телевидение в ряду пространственных медиа и территориальные измерения охвата // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 1 (13). С. 129-140.

23. Цвик В.Л. Телевидение переходного периода : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1997.

24. Долгова Ю.И., Перипечина Г.В. (ред.) Телевизионная журналистика. М. : Аспект Пресс, 2019.

25. Ali C. Media localism: The policies of place. Urbana : University of Illinois Press, 2017.

26. Comer J.C., Wikle T.A. Access to locally-oriented television broadcasting in a digital era // Applied Geography. 2014. http://dx.doi.org/10.1016/j.apgeog.2014.11.001.

27. Ali C. The merits of merit goods: Local journalism and public policy in a time of austerity // Journal of Information Policy. 2016. Vol. 6. Р. 105-128.

28. Григоренко Н.И. Основные тенденции и особенности процессов трансформации региональных СМИ в контексте социального реформирования российского общества: По материалам социологических исследований в Красноярском крае на рубеже XX-XXI веков : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Красноярск, 2003.

29. Gulenko P.V., Dolgova Y.I. Evolution of interactive elements in socio-political talk shows in post-Soviet Russia // Global media and communication. 2020. July 30. https://doi.org/10.1177/1742766520946471

30. Каратаев Р.Ю. Последствия перехода России на цифровое вещание для регионального ТВ // Вестник Костромского государственного университета. 2017. № 3. C. 150-154.

Local Television: Programming and Content Strategies in the Digital Age

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology. 2021. 73. 311-333. DOI: 10.17223/19986645/73/17 Yulia I. Dolgova, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: yidolgova@gmail.com

Keywords: local TV, TV programming, local TV programming, Russian TV, local news, medialocalism.

The aim of this article is to investigate the content and programming strategies of local television in Russia, their compliance with specific features of local television. For this purpose, the author conceptualizes the peculiarity of local television and its programming, analyzes actual content strategies and scheduling techniques, as well as Internet promotion. Three TV channels of different formats and forms of ownership were investigated in Moscow Ob-last: TVR 24 (Sergiev Posad), a state-owned informational TV channel, LRT (Lyubertsy city district) and Korolev TV (Korolev), general interest private TV channels. The author monitored the TV programs during the period of April 15 to April 21, 2019. She also conducted interviews with the management of TV channels and surveyed viewers in social networks (120 people). The author conceptualizes the main peculiarity of local TV as an attention being paid to local community interests. The author suggested that news, local history, and public affairs programs had to play an important part in local broadcast. However, the study of content strategies has revealed that under low-budget conditions local channels actively aired syndicated TV products, mostly movies and TV series. News, local history, and public affairs programs were largely disregarded. Only one local stated-owned channel (TVR 24) aired mostly its own TV content. The research of programming strategies has shown that local TV channels did not always adapt themselves to the rhythm of the audience's life and made little

use of the grouping of the same type of programs. While planning their programs' schedule, only one channel (TVR 24) implemented techniques used by the main Russian TV channels and learned from international experience. The main principle of programming of all three channels was the conservation of program resources. As a result, a greater number of reruns was observed even in the daytime. All three channels used the Internet to distribute content and promote it. However, only one of them (LRT) applied interactive techniques for programming and promoting. The survey has showed that TV viewers were mostly interested in TV news, local history, and public affairs programs, but only one channel (TVR 24) focused on such content. At the same time, viewers of all the analyzed TV channels mentioned the dependence of local news on government policies. This investigation has revealed that problems of regional broadcasters are not related only to a lack of funds. Professional qualification of local producers does not allow them to properly use scheduling techniques and consider the specifics of the regional media space.

References

1. Vartanova, E.L. & Kolomiets, V.P. (eds) (2019) Televidenie v Rossii v 2018 godu: Sos-toyanie, tendentsii i perspektivy razvitiya: otraslevoy doklad [Television in Russia in 2018: State, Trends and Development Prospects: Industry Report]. Moscow: Fed. agentstvo po pechati i massovym kommunikatsiyam.

2. Vyrkovskiy, A.V. & Makeenko, M.I. (2014) Regional'noe televidenie Rossii na poroge tsifrovoy epokhi [Regional television in Russia on the threshold of the digital age]. Moscow: MediaMir.

3. Dautova, R.V. (2018) Istoriya regional'nogo televideniya Rossii [The history of regional television in Russia]. Kazan: Kazan University.

4. Yurovskiy, A.Ya. (1975) Televidenie - poiski i resheniya: Ocherki istorii i teorii sov. televizionnoy zhurnalistiki [Television - Search and Solutions: Essays on the History and Theory of Soviet television journalism]. Moscow: Iskusstvo.

5. Bagirov, E.G. (1985) Televidenie 70-kh: nekotorye osobennosti razvitiya [Television of the '70s: some features of development]. In: Televidenie'84: vchera, segodnya, zavtra: sb. st. [Television'84: yesterday, today, tomorrow: articles]. Moscow: [s.n.].

6. Yaroslavtseva, A.E. (ed.) (2011) Televidenie Sibiri [Television of Siberia]. Tomsk: Iz-datel'stvo NTL.

7. Ershov, Yu.M. (2012) Televidenie regionov v poiske modeley razvitiya [Television of the regions in search of development models]. Moscow: Moscow State University.

8. Dugin, E.Ya. (2017) Regional'noe televidenie: strategii razvitiya ili sud'ba? [Regional television: development strategies or destiny?]. Zhurnalist. Sotsial'nye kommunikatsii. 1(25). pp. 27-39.

9. Karataev, R.Yu. (2017) Transformatsiya regional'nogo veshchaniya v protsesse perekhoda Rossii na "tsifru" [Transformation of regional broadcasting during Russia's transition to the "digital"]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: filologi-ya, zhurnalistika - Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology, Journalism. 4. pp. 92-96.

10. Dugin, E.Ya. (1982) Mestnoe televidenie: Tipologiya, faktory i usloviya formirovaniya programm [Local television: Typology, factors and conditions for the formation of programs]. Moscow: Moscow State University.

11. Tsvik, V.L. (1989) Paradoksy razvitiya mestnogo veshchaniya [Paradoxes of the development of local broadcasting]. In: Televidenie'89: vchera, segodnya, zavtra [Televi-sion'89: yesterday, today, tomorrow]. Moscow: [s.n.].

12. Kachkaeva, A.G. (1990) Televidenie v sotsial'nom razvitii regiona [Television in the social development of the region]. Philology Cand. Diss. Moscow.

13. Shesterkina, L.P. (2005) Vozniknovenie i razvitie Chelyabinskogo oblastnogo televideniya: 1958-1985 gg. [The emergence and development of Chelyabinsk regional television: 1958-1985]. Abstract of History Cand. Diss. Chelyabinsk.

14. Danilov, A.A. (2006) Stanovlenie i razvitie televideniya v Chuvashskoy Respublike (1961-2005 gg.): istoricheskiy opyt [Formation and development of television in the Chuvash Republic (1961-2005): historical experience]. Abstract of History Cand. Diss. Cheboksary.

15. Efanov, A.A. (2017) The Impact of Digitalization on the Destruction of the Regional Television Institute. Vlast' - The Authority. 8. pp. 49-53. (In Russian).

16. Lizunova, I.V. (2014) Regional'noe televidenie v Rossii nakanune vseobshchey digi-talizatsii: "Bolevye tochki razvitiya" [Regional television in Russia on the eve of universal digitalization: "Painful spots of development"]. Interekspo Geo-Sibir'. 6 (1). pp. 117-122.

17. Shesterina, A.M. (2018) The city cultural environment and regional television: the problems of cooperation. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Obshchestvennye nauki -Tambov University Review. Series: Social Sciences. 4 (13). pp. 31-38. (In Russian).

18. Eastman, S.T. & Ferguson, D.A. (2013) Media programming: Strategies and practices. 9th Edition. Australia: Thomson/Wadsworth.

19. Bagurov, E.G. (1978) Ocherki teorii televideniya [Essays on television theory]. Moscow: Iskusstvo.

20. Boretskiy, R.A. (1967) Televizionnayaprogramma [TV program]. Moscow: Komitet po radioveshchaniyu i televideniyu pri Sovete ministrov SSSR.

21. Dolgova, Yu.I. (2017) Printsipy programmirovaniya tematicheskogo televideniya: "Moskva 24" - "kanal k zavtraku" [Principles of programming thematic television: "Moscow 24" - a "channel for breakfast"]. MediaAl'manakh. 5. pp. 87-96.

22. Ershov, Yu.M. (2011) Televidenie v ryadu prostranstvennykh media i territorial'nye izmereniya okhvata [Television in spatial media and territorial dimensions of coverage]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology. 1 (13). pp. 129-140.

23. Tsvik, V.L. (1997) Televidenie perekhodnogo perioda [Television in transition]. Abstract of Philology Dr. Diss. Moscow.

24. Dolgova, Yu.I. & Peripechina, G.V. (ed.) (2019) Televizionnaya zhurnalistika [Television journalism]. Moscow: Aspekt Press.

25. Ali, C. (2017) Media localism: The policies of place. Urbana: University of Illinois Press.

26. Comer, J.C. & Wikle, T.A. (2014) Access to locally-oriented television broadcasting in a digital era. Applied Geography. http://dx.doi.org/10.1016/j.apgeog.2014.11.001

27. Ali, C. (2016) The merits of merit goods: Local journalism and public policy in a time of austerity. Journal of Information Policy. 6. pp. 105-128.

28. Grigorenko, N.I. (2003) Osnovnye tendentsii i osobennosti protsessov transformatsii regional'nykh SMI v kontekste sotsial'nogo reformirovaniya rossiyskogo obshchestva: Po materialam sotsiologicheskikh issledovaniy v Krasnoyarskom krae na rubezhe XX-XXI vekov [The main trends and features of regional media transformation in the context of Russian society's social reform: Based on the materials of sociological studies in Krasnoyarsk Krai at the turn of the 21st century]. Abstract of Sociology Cand. Diss. Krasnoyarsk.

29. Gulenko, P.V. & Dolgova, Y.I. (2020) Evolution of interactive elements in sociopolitical talk shows in post-Soviet Russia. Global Media and Communication. July 30. https://doi.org/10.1177/1742766520946471

30. Karataev, R.Yu. (2017) Consequences of Russia's transition to digital broadcasting for regional TV. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Kostroma State University. 3. pp. 150-154. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.