БИОЛОГИЯ
УДК 581.9 (470.67):632.51
DOI: 10.21779/2542-0321-2022-37-1-78-83
С.О. Омарова
Локальная сорная флора Приморской низменности Дагестана
Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; Karakoisv'aniciil. ru
В статье даются классификация и анализ сорных растений центральной части Приморской низменности Дагестана и рассматриваются ее биоэкологические особенности. В ходе классического маршрутного метода на территории исследования выявлено 123 вида, относящихся к 99 родам, 32 семействам двух отделов высших растений. Ядро флоры составляют семейства Asteraceae, Fabaceae, Brassicaceae, Boraginaceae, Apiaceae и Chenopodiaceae. На их долю приходится 64,2 %. Распределение по биоморфам выглядит следующим образом: терофи-ты (58,5 %), гемикриптофиты (27,6 %), криптофиты (16,3 %), хамефиты (0,8 %). Вегетация у преобладающего большинства сорных видов протекает в самые жаркие летние месяцы (июнь-август). По приуроченности к субстрату исследуемые растения распределены на 4 группы: се-гетальные (45,5 %); придорожные (26,8 %), рудеральные (22,8 %) и промежуточные (5,7 %). По ареалогическому анализу они характеризуются как бореально-ксерофильные с минимальным участием древнего элемента. 74 % сорняков являются полезными и их можно использовать как лекарственные, пищевые, красильные, кормовые растения.
Ключевые слова: сорные растения, флора, низменный Дагестан.
Введение
Антропогенное влияние на флору и растительность любой территории является следствием бессознательного или сознательного заноса и распространения человеком чужеродных растений, которые в случае одичания становятся адвентивными. Многие из них на новом месте хорошо адаптируются, интенсивно расселяются и нередко становятся полезными для человека. Исследования сорных видов позволяют зафиксировать современные изменения, происходящие во флоре под влиянием антропогенной нагрузки. Зная такие тенденции, можно прогнозировать эволюцию флоры определенной территории [3; 7; 8].
Установлено, что в странах Европы заносные растения составляют более 16 % от общего количества Magnoliophyta. В связи с этим справедливо отмечает А.М. Абрамова: «Чем активнее идет процесс адвентизации флоры, тем интенсивнее снижается естественное биоразнообразие и пополняются Красные книги» [2]. С учетом особенности биоэкологии сорных видов, а точнее неприхотливости к условиям среды обитания, они уже сейчас используются в качестве пионерных растений при биологической рекультивации оползневых и других деградированных участков, а в перспективе их роль в почвозащитных мероприятиях еще больше возрастет [1].
Сорные растения как объект специального исследования привлекали внимание небольшого числа ботаников. Чаще всего их интересовала флора и растительность естественных природных уголков, расположенных вдали от населенных пунктов [5; 6]. По этому поводу интересно высказывание В.Н. Тихомирова, который отмечал, что «еще полтора - два десятка лет назад человек, специально интересовавшийся сорными растениями, вызывал к себе в кругу коллег ироническое отношение. Интерес к сопутствующим человеку растениям казался необычным, а их изучение представлялось как бы уходом от магистральных путей развития ботаники» [11].
Материалы и методы
Антропогенное влияние на естественные фитоценозы за последние десятилетия в нашей республике многократно возросло. Особенно остро влияние человека испытывают естественные фитоценозы низменного Дагестана, поэтому регулярный мониторинг динамики и состояния флоры необходим. В связи с этим нами была исследована территория центральной части Приморской низменности [9] между городами Махачкала и Каспийск с использованием традиционного маршрутного метода. Собственные материалы при составлении списка сопоставлялись с гербарными образцами научного гербария кафедры ботаники Дагестанского госуниверситета (ДГУ).
Территория исследования характеризуется типичными для равнинной части физико-географическими условиями. Климат умеренный, сухой, континентальный с жарким летом и прохладной зимой. Летние температуры достигают 35 и выше градусов, но зной смягчается сильными ветрами. На климат большое влияние оказывает Каспийское море. Его юго-восточные ветры, дующие преимущественно в осенне-зимний период, определяют сезонный максимум осадков. За год выпадает 350-400 мм. Осадков летом, в отличие от горной части, выпадает мало. Осень теплая и продолжительная. На особенности почв оказывают влияние морские засоленные отложения, большое развитие получили светло-каштановые почвы. Основным типом растительности являются сухие степи, а их характерной чертой - ксероморфность. Редко встречаются пятна древесно-кустарниковой растительности. В пределах обводненных ландшафтов распространена типичная болотная и плавневая растительность, местами пересекающаяся пространствами песков и солончаков [4; 10].
Результаты и их обсуждение
Флора района исследования представлена 123 видами сорных растений, относящихся к 99 родам, 32 семействам и двум отделам высших растений. Отдел Equi-setophyta представлен единственным представителем (Equisetum arvense), это 0,8 % всей флоры. Доминирует среди отдела Magnoliophyta класс двудольные (91,9 %). К классу однодольные относятся 9 представителей семейства Poaceae.
Ядро флоры составляют ведущие семейства, с видовым числом более 5. К ним относятся: Asteraceae (23,6 %), Fabaceae и Brassicaceae (по 8,9 %), Poaceae (7,3 %), Boraginaceae (5,7 %), Apiaceae и Chenopodiaceae (по 4,9 %). На их долю приходится 64,2 %. По 4 вида содержат семейства: Ranunculaceae и Caryophyllaceae; по 3 вида: Solanaceae и Lamiaceae. По 2 вида содержат 9 семейств, еще по одному в свой состав включают 12 семейств. К рупным родом по содержанию видов в исследуемой флоре является Medicago (4 вида), по 3 вида содержат роды: Chenopodium, Centaurea и Cirsium. По два вида включают в свой состав 15 родов (Artemisia, Plantago, Bromus и
др.). Одновидовыми в исследуемой флоре являются 80 родов (Stachys, Nonea Lycopsis и др.). Нужно заметить, что ведущие семейства содержат и наибольшее количество родов: Asteraceae (21), Brassicaceae (9), Poaceae (8) Fabaceae и Boraginaceae (по 7 родов), Apiaceae (6) и Chenopodiaceae и Caryophyllaceae (по 4 рода).
Доминирующими биоморфами по системе Раункиера являются терофиты (58,5 %). Далее с большим отрывом располагаются гемикриптофиты (27,6 %), к криптофитам относятся 16,3 % корневищных растений. Только один представитель - Rubus caesius - является хамефитом.
Вегетация сорных растений на территории исследования начинается с ранней весны и продолжается до глубокой осени. В марте-апреле появляются первые вестники весны: Equisetum arvense, Anchusa italica, Erodium cicutarium, Capsella bursa-pastoris, Stellaria media и др., некоторые из них завершают вегетацию в течение нескольких недель, но у большинства вегетация пролонгирована в течение нескольких месяцев. В летние месяцы у одних растений вегетация завершается, у других активизируется (к примеру, у галофитов).
Сорные элементы встречаются во многих фитоценотических комплексах. Выявлено, что растений, произрастающих только по сорным местам - 38 видов, что составляет 30,9 % от всей исследуемой флоры, т. е. каждый третий вид является облигатным сорняком. Остальные 85 видов встречаются, помимо сорных мест, и в других местообитаниях, поэтому они нами распределены на следующие фитоценотические группы. Преобладает по содержанию сорных растений степной фитоценоз. Здесь встречаются 37 видов засухоустойчивых, ксерофильных растений (Сeratocephala falcate, Adonis aestivalis, Gypsophila paniculata и др.), что отражает естественную эколого-климатическую ситуацию. Примерно одинаковые позиции занимают кустарниково-опушечный (Rapistrum rugosum, Reseda lutea, Rubus caesius и др.) и водно-болотный (Lotus tenuis, Trifolium repens, Bupleurum marschallianum и др.) фитоценозы, которые нередки для изучаемой территории. Внушительная доля сорных видов произрастает и на песчаном субстрате - 20 % (Verbascum densiflorum, Bromus japonicus и др.). Незначительное количество сорных элементов произрастает на лугах (Plantago lanceolata, Potentilla reptans), галечниках (Tussilago farfara, Anthemis cotula, Medicago orbicularis), галофиль-ном фитоценозе (Bupleurum marschallianum, Medicago minima, Polygonum patulum). Минимальное же число сорных видов характерно для каменистого субстрата (Asperugo procumbens, Senecio vernalis) и лесного (Galium aparine и Rubus caesius) фитоценоза. Процент перекрытия составляет 57, т. е. каждый второй вид, помимо сорного фитоценоза произрастает одновременно и в других фитоценозах.
По приуроченности к сорному субстрату растения нами распределены на 4 группы. В долевом отношении на первом месте располагаются сегетальные сорняки -45,5 % (или 56 видов). Это растения (Adonis aestivalis, Consolida orientalis Fumaria schleicheri и др.), произрастающие на обрабатываемых почвах, в садах, огородах, хорошо приспособлены к совместному произрастанию с культурными посадками.
К придорожным растениям относятся 33 вида (26,8 %). Это такие растения, как: Melandrium album, Polygonum arenastrum, Sisymbrium altissimum, Plantago lanceolata и др., приспособившиеся к вытаптыванию человеком и животными и выщипыванию животными и птицами.
Рудеральных растений (Marrubium leonuroides, Solanum nigrum, Datura stramonium, Hyoscyamus niger и др.) всего 28 видов (22,8 %). Это растения, поселяющиеся вблизи жилья человека, во дворах, у заборов, на пустырях и залежах.
Еще 7 видов (5,7 %) являются промежуточными между перечисленными группами и примерно равномерно распространены на полях, пустырях и дорогах. Сюда относятся такие растения, как Ambrosia artemisiaefolia, Amaranthus albus, Amaranthus retroflexus, Lappula squarrosa и др.
Ареалогический анализ сорных видов показал доминирование в районе исследования растений с бореальным типом - 51,2 % (63 вида) (Echium vulgare, Convolvulus arvensis, Verbascum densiflorum и др.). По экологическим показателям, а именно по отношению к влаге, это преимущественно мезофильные виды. На втором месте располагаются растения с ксерофильным типом ареала (Leymus racemosus, Lolium rigidum, Lycopsis orientalis и др.). Таковых 44 вида (35,8 %). Растений с адвентивным видом ареала - 9 видов (7,3 %). Это широко распространенные по всему земному шару Setaria pumila, Echinochloa crusgalli, Xanthium spinosum, Sonchus oleraceus и др. - всего 9 видов (7,3 %). Минимально участие во флоре растений со степным (Trinia hispida Sisymbrium altissimum и Gypsophila paniculata), пустынным (Nonea rosea и Papaver arenarium) и древним (Galium humifusa) типами ареалов.
91 вид (74 %) сорных растений являются полезными: лекарственные растения -38 видов (41,8 % от полезных растений). Это такие виды, как Gypsophila paniculata, Atriplex sagittata, Limonium meyeri и др. Примерно одинаковое количество медоносных (31 вид), кормовых (30 видов), декоративных (28 видов) и пищевых (21 вид) растений. Менее всего представлены витаминные (10), красильные (7), технические (6), эфиро-масличные (5) и аллергенные (Ambrosia artemisiaefolia L.).
Усиленное антропогенное влияние на естественные фитоценозы территории исследования приводит к увеличению разнообразия за счет расширения площадей, занятых сорной и рудеральной растительностью. С одной стороны, эти виды, появляясь первыми в нарушенных ценозах, приводят к естественному восстановлению растительности и созданию новой среды обитания, поскольку содержат в своем составе много ценных растений и могут использоваться как дополнительные источники существования животного мира. С другой стороны, рудеральные и сорные виды вытесняют из сообществ местные виды (псаммофиты, галофиты и степные виды), что ведет к потере «изюминки» флоры. Целесообразно в связи с этим вести мониторинг с учетом вклада сорных элементов в восстановление растительного покрова.
Выводы
1. Флора центральной части Приморской низменности Дагестана представлена 123 сорными видами, относящимися к 99 родам, 32 семействам и двум отделам высших растений.
2. Ядро флоры составляют семейства Asteraceae, Fabaceae, Brassicaceae, Poaceae, Boraginaceae, Apiaceae и Chenopodiaceae. На их долю приходится 64,2 %. Крупным родом по содержанию видов является Medicago (4 вида), по 3 вида содержат роды: Chenopodium, Centaurea и Cirsium. Одновидовыми в исследуемой флоре являются 80 родов.
3. Биоморфологическая структура флоры по системе Раункиера в убывающей последовательности по долевому соотношению выглядит следующим образом: терофи-
ты (58,5 %), гемикриптофиты (27,6 %), криптофиты (16,3 %), хамефиты (0,8 %). Вегетация сорных растений на территории исследования начинается с ранней весны и продолжается до глубокой осени.
4. Помимо сорных мест, 85 видов встречаются и в других фитоценотических группах: степной, кустарниково-опушечной, водно-болотной, псаммофитной, гало-фильной и др. Процент перекрытия составляет 57. По приуроченности к сорному субстрату различают 4 группы: сегетальные (45,5 %), придорожные (26,8 %), рудеральные (22,8 %) и промежуточные (5,7 %). По ареалогическому анализу флора является боре-ально-ксерофильной с минимальным участием древнего типа.
5. Сорные растения выполняют двоякую функцию: с одной стороны, появляясь первыми в нарушенных ценозах, приводят к естественному восстановлению растительности, с другой - вытесняют из сообществ местные псаммофиты, галофиты и степные виды, что ведет к потере «изюминки» флоры. В связи с этим целесообразно вести мониторинг за состоянием флоры с учетом вклада сорных элементов.
Литература
1. Appleton B.L., Derr J.F., Ross B.B. The effect of various landscape weed control measures on soil moisture and temperature and tree root growth // Journal of Arboriculture. 1990. № 16 (10). - P. 264-268.
2. Абрамова А.М. Оценка уровня адвентизации синантропных ценофлор Зауралья Республики Башкортостан // Бюллетень МОИП. Отд. Биология. 2002. Т. 107. Вып. 3. С. 83-88.
3. Аистова Е.В. Адвентивная флора Амурской области: дис. ... канд. биол. наук / Тихоокеанский институт биоорганической химии ДВО РАН. - Владивосток, 2007. - 23 с.
4. Акаев Б.А., Атаев З.В., Гаджиева Б.С. Физическая география Дагестана. -М.: Школа, 1996. - 380 с.
5. Димеева Л.А. Аридные экосистемы: Закономерности первичных сукцессий Каспийского побережья. 2011. Т. 17. № 3. - С.49-63.
6. Димеева Л.А. Классификация растительности приморских равнин Аральского и Каспийского морей // Вестник Балтийского федерального университета им. И Канта. 2011. № 7. - С. 132-139.
7. Литвинская С.А., Савченко М.Ю. К вопросу об инвазивности флоры Западного Кавказа // Ботанический вестник Северного Кавказа. 2016. № 1. - С. 23-35.
8. Магомедова М.А. Антропогенный фактор и деградации растительного покрова Талгинского ущелья Предгорного Дагестана // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 1. Естественные науки. 2016. Т. 31, вып. 4. - С. 92-96.
9. Муртазалиев Р.А. Биологическое разнообразие Кавказа // Карта флористических районов Дагестана: материалы VI Международной конференции. - Нальчик, 2004. - С. 187-188.
10. Омарова С.О. Анализ флоры Дагестана: учебное пособие. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011. - 96 с.
11. Тихомиров В.Н. Проблемы изучения адвентивной флоры СССР: Актуальные задачи изучения адвентивных и синантропных растений. - М.: Наука, 1989. - С. 3-6.
Поступила в редакцию 29 сентября 2021 г.
UDC 581.9 (470.67):632.51
DOI: 10.21779/2542-0321-2022-37-1-78-83
Local Weed Flora of the Primorsky Lowland of Dagestan S.O. Omarova
Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; Karakoisy@,mail. ru
The article provides bioecological features, classification and analysis of weeds of the central part of the Primorsky lowland of. In the course of the classical route method, 123 species belonging to 99 genera, 32 families of two divisions of higher plants were identified in the study area. The core of the flora is made up of the families: Asteraceae, Fabaceae, Brassicaceae, Boraginaceae, Apiaceae and Chenopodiaceae. They account for 64.2%. The distribution by biomorph is as follows: theophytes (58.5%), hemicryptophytes (27.6), cryptophytes (16.3), hamephites (0.8). The vegetation in the overwhelming majority of weed species occurs in the hottest summer months, June-August. According to the confinement to the substrate, the studied plants are divided into 4 groups: segetal (45.5 %); roadside (26.8%), ruderal (22.8%) and intermediate (5.7%). According to arealogical analysis, they are characterized as boreal-xerophilic with minimal participation of an ancient element. 74% of weeds are useful and can be used as medicinal, food, dyeing, fodder plants.
Keywords: weeds, flora, lowland of Dagestan.
Received 29 September 2021