Научная статья на тему 'Локализация центров экономической активности в Западной Сибири: ретроспективно-функциональный анализ'

Локализация центров экономической активности в Западной Сибири: ретроспективно-функциональный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ГОРОДА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / CITY ECONOMY / INDUSTRY / WESTERN SIBERIA / TERRITORIAL PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алещенко Виталий Викторович

На примере Омска строится ретроспективно-функциональная модель развития экономики городского образования Западной Сибири. Анализируются основные этапы эволюции экономики города, определяются функциональные возможности экономического развития городских образований Западной Сибири. По итогам работы предлагаются выводы и рекомендации для современной практики развития экономики сибирских городов с учетом исторически сложившейся специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Localization of the centers of economic activity in Western Siberia: retrospective and functional analysis

On the example of Omsk the retrospective and functional model of economy development of city formation in Western Siberia is created. The main evolution stages of a city economy are analyzed, functionality of economic development of city formations in Western Siberia is defined. Following the research results conclusions and recommendations for modern practice of economy development in Siberian cities are offered taking into account the developed historical specifics.

Текст научной работы на тему «Локализация центров экономической активности в Западной Сибири: ретроспективно-функциональный анализ»

УДК 332.14

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: РЕТРОСПЕКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

LOCALIZATION OF THE CENTERS OF ECONOMIC ACTIVITY IN WESTERN SIBERIA: RETROSPECTIVE AND FUNCTIONAL ANALYSIS

В.В. Алещенко V.V. Aleshchenko

Омская экономическая лаборатория ИЭОПП СО РАН

На примере Омска строится ретроспективно-функциональная модель развития экономики городского образования Западной Сибири. Анализируются основные этапы эволюции экономики города, определяются функциональные возможности экономического развития городских образований Западной Сибири. По итогам работы предлагаются выводы и рекомендации для современной практики развития экономики сибирских городов с учетом исторически сложившейся специфики.

On the example of Omsk the retrospective and functional model of economy development of city formation in Western Siberia is created. The main evolution stages of a city economy are analyzed, functionality of economic development of city formations in Western Siberia is defined. Following the research results conclusions and recommendations for modern practice of economy development in Siberian cities are offered taking into account the developed historical specifics.

Ключевые слова: экономика города, промышленность, Западная Сибирь, территориальное планирование.

Key words: city economy, industry, Western Siberia, territorial planning.

Развитие Сибири с точки зрения локализации центров экономической активности традиционно имеет свою специфику. Согласно «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» сегодня более 90 % валового регионального продукта Сибири производится на площади, занимающей менее 10 % территории сибирских регионов. И города в этой связи играют роль своеобразных генераторов, катализаторов предпринимательской инициативы на бескрайних сибирских территориях. Так, в Омске, где на протяжении несколь-

ких последних десятилетий проживает около половины населения Омской области, всё это время производится более 90 % всей промышленной продукции и порядка 4/5 всего валового производства региона. И в целом такая ситуация довольно типична для крупнейших городов Западной Сибири: от Уральских гор до Енисея именно города являются центрами экономической активности того или иного региона, а в некоторых случаях и вовсе определяют его экономическое лицо (табл. 1).

Т аблица 1

Крупнейшие города в экономике регионов Западной Сибири, 2012 г.

Удельный вес города в основных социально-экономических показателях субъекта РФ, проц.

Город (тыс. чел.) Численность населения Отгружено товаров собственног производства, в том числе Объем Оборот

обрабатывающее производство производство и распределение электроэнергии, газа и воды строительных работ розничной торговли

Новосибирск (1499) 55,8 67,0 88,6 79,7 84,1

Омск (1157) 58,6 90,8 83,5 88,3 88,6

Красноярск (997) 35,2 29,7 37,3 31,8 70,4

Барнаул (622) 25,8 23,7 39,4 52,3 55,0

Томск (539) 53,0 67,1 65,2 49,7 88,4

Кемеровская область: Новокузнецк (550) 20,0 58,5 18,7 25,0 24,4

Кемерово (536) 19,5 21,9 39,3 25,2 42,7

© В.В. Алещенко, 2013

В этой связи представляет интерес ретроспективно-функциональный анализ развития экономики городов Западной Сибири. Как происходит становление экономики городов, которые, по сути, возникают в «чистом поле» и дают импульсы к дальнейшему развитию обширных территорий? Какие макроэкономические и геополитические факторы определяли и определяют их экономическое развитие? В чём особенности планирования дальнейшего развития экономики сибирских городов с учетом выявленной специфики?

Настоящая работа отражает результаты комплексного исследования экономики городских образований Западной Сибири, проведенного в 2012-2013 гг. в Омской экономической лаборатории ИЭОПП СО РАН [1; 2; 3]. Полученные результаты применяются, в частности, в разрабатываемой в настоящее время Стратегии социально-экономического развития Омской области (исполнитель - Strategy Partners Group). Цель исследования - определение функциональных возможностей (базовых условий) экономического развития городских образований Западной Сибири в условиях рынка. Наиболее результативны в этом отношении методы общеисторического научного исследования. В частности, был использован историко-генетический (ретроспективный) метод, который позволяет выявить причинно-следственные связи и закономерности развития экономики городских образований, проследить динамику их конкурентоспособности в различных условиях хозяйствования, выявить соотношение объективных и субъективных факторов развития экономики сибирских городов.

В результате серии кабинетных и архивных исследований, изучения аналитических данных крупнейших предприятий Омска, а также опроса фокус-групп руководителей омских компаний была построена ретроспективнофункциональная модель развития экономики городского образования Западной Сибири (см. рис.). В качестве типового города рассматривался Омск, который прошел в своем станов-

лении все наиболее типичные для условий хозяйственного освоения Сибири стадии, характерные для большинства крупных сибирских городов. Далее представлена их краткая характеристика.

В 1716 г. на берегах Оми и Иртыша в ходе экспедиции под руководством Ивана Дмитриевича Бухгольца была основана Омская пограничная крепость, на которую была возложена охрана южной границы Российской империи: в ней замыкалась Новая Ишимская (Горькая) линия укреплений (которая начиналась у р. Тобола и прикрывала юго-западную полосу русских поселений), здесь формировались гарнизоны крепостей на Верхнем Иртыше и располагалась перевалочная база для воинских частей и заводов горного Алтая.

Однако, по иронии судьбы, ситуация на южных границах Сибири и в целом в Центральной Азии к тому времени стабилизировалась, Омскую крепость никто не осаждал и не пытался взять штурмом. Поэтому, по сути, это был флаг на карте, которым Россия обозначила свое преимущественное право на заселение и хозяйственное освоение земель юга Западной Сибири. С основанием Омской крепости здесь сложились благоприятные условия для сельскохозяйственной колонизации Среднего и Верхнего Прииртышья, добычи соли на Ямышевском озере (южнее современного Павлодара), развития торговли с восточными странами на Ямы-шевской ярмарке, обеспечивался стратегический контроль над водными и караванными путями на юге Западной Сибири.

В результате вторая половина ХУШ в. стала благоприятной для Омской крепости с точки зрения развития хозяйственной деятельности, в первую очередь торговли. В 1753 г. здесь была учреждена таможенная застава для сбора пошлин с привозимых товаров, в 1763 г. через крепость прошел Московский тракт, в 1766 г. была разрешена меновая торговля с казахами. В 1773 г. начал строиться Гостиный двор, по сути - торговый центр будущего города с 29 торговыми лавками и мясной ряд с 14 лавками.

Эволюция функций экономики городского образования Западной Сибири

Как следствие, в 1782 г. Омск становится уездным городом Тобольского наместничества. В это время в нем насчитывалось 657 жилых домов и проживало 2428 чел., из которых душ, платящих подати, было всего 461 (в т. ч. 18 купцов и 168 цеховых). Цеховые занимались преимущественно кожевенным делом, и только к концу ХУШ в. в Омске появляются два небольших свечных заведения, выпускавших сальные и восковые свечи.

В последующий период (последняя четверть ХУШ - начало XIX вв.) в хозяйственном отношении Омск переживает настоящий застой. Предыдущая «движущая сила» развития экономики Омска - военно-пограничная - полностью исчерпала свой ресурс. И хотя военнослужащие и члены их семей по-прежнему составляли большинство населения города и их число со временем только росло, царское правительство было не в состоянии традиционными мерами обеспечить приток добровольных переселенцев, которые в количественном и качественном отношениях смогли бы составить конкуренцию торгово-промышленным Тюмени и Томску. Хозяйство довольно немногочисленных омичей-горожан носило натуральный характер - они занимались огородничеством, хлебопашеством, держали скот. Таким образом, все свои потребности они удовлетворяли самостоятельно и практически не нуждались в развитой городской промышленности и торговле.

В 1822 г. происходит ключевое для Омска событие - в Сибири учреждается два генерал-губернаторства: Западное и Восточное, их главные управления располагаются в Омске и Иркутске. В результате из небольшого городка Омск превратился в областной центр: к Омской области (официальное открытие которой состоялось 8 ноября 1823 г.) отходят степи, занятые кочевьями Средней и Большой казахских орд. Эта реформа, фактически, укрепила положение Омска в качестве форпоста дальнейшего продвижения России в глубь Азии, предопределив дальнейшее развитие экономики города в XIX в. И хотя главным городом Западной Сибири продолжал считаться Тобольск, его эра явно проходила. Так, уже первый западносибирский генерал-губернатор П.М. Капцевич выбрал Омск в качестве своей резиденции, а по специальному указу Сената от 19 апреля 1839 г. из Тобольска в Омск были переведены все учреждения главного военного и гражданского управления Западной Сибири. И хотя в задумках царской России проглядывался Акмолинск в качестве центра новой области (в 1854 г. вместо Омской области была создана

область сибирских киргизов, преобразованная в 1868 г. в Акмолинскую область), Омск продолжал оставаться административной столицей Западной Сибири вплоть до 1917 г.

Превращение Омска в административный центр Западной Сибири повлекло за собой существенное изменение численности населения, что послужило новым толчком к развитию местного хозяйства. Темпы роста Омска впечатляют: за тридцать лет численность города выросла более чем на 50 % (12 тыс. человек в 1833 г. и 19 тыс. - в 1863 г.). К середине XIX в. Омск по количеству населения сравнялся со старинным Томском и немного отставал от Иркутска. Несмотря на засилье приезжих военных и чиновников в Омске, темпы роста «производительного» населения в XIX в. были всё же выше. Из года в год увеличивался объем русско-казахской торговли, количество купцов и мещан (включая цеховых, т. е. записавшихся в ремесленные цехи) неуклонно росло, многие из них имели иногороднюю «прописку», еще не успев оформить свой переезд. Если в 1842 г. здесь жили 24 купца и еще 25 человек «торговали по свидетельствам», то в 1851 г. в Омске уже проживали 166 купцов и членов их семей, а к 1860 г. их число выросло до 335 человек.

Однако с 1870-х гг. рост численности города вновь прекратился, а затем и вовсе началась его депопуляция: за 1870-1877 гг. число жителей в Омске сократилось почти на 20 % и составило 24 818 чел. Снова изменились геополитические условия, теперь уж не в пользу города. С присоединением к России Средней Азии сместились южные границы, а затем и приоритеты государства в отношении Омска. Кроме того, в соседних районах Восточной Сибири были открыты золотые россыпи, куда и устремился болеть «золотой лихорадкой» наиболее предприимчивый люд. Очередной этап развития города подошел к своему логическому завершению. Скорее всего, Омск ждала участь Тобольска, у которого он совсем недавно перехватил звание центра Западной Сибири. Однако строительство Сибирской железной дороги вдохнуло в Омск новую жизнь, сблизило его с цивилизованной Европой. 25 августа 1894 г. на ст. Омский пост (на левом берегу Иртыша) прибыл первый поезд, через два года был построен мост через реку Иртыш и в 1896 г. началось сквозное движение поездов от Челябинска до Красноярска.

С этого времени облик города стал стремительно меняться. Из военно-чиновничьего центра Омск превращается в крупный торгово-

распределительный центр Западной Сибири. В этот период Омск по-настоящему становится городом всероссийского значения: население Омска растет как никогда быстро: за двадцать лет, прошедших с момента открытия железной дороги, население города утроилось! По переписи 1897 г. в Омске проживало около 37,5 тыс. человек, а в 1905 г. - уже вдвое больше - 75 тыс. человек. К 1917 г. Омск стал самым крупным городом Сибири с населением в 113 680 человек, поднявшись с 59-го на 19-е место среди всех городов России. Грузооборот Омской железнодорожной станции с 1899 по 1913 гг. вырос почти в тринадцать (!) раз: с 2,1 до 26,9 млн пудов. К 1909 г. станция Омск занимала первое место на Сибирской железной дороге по количеству отправлявшихся грузов и второе место (после Новониколаев-ска) по количеству прибывавших грузов. Тюмень и Томск утратили свое былое положение крупнейших торговых центров Сибири. А Омск, напротив, с одной стороны, стал своеобразным трамплином для проникновения в Сибирь товаров и капиталов из европейской части России и из-за рубежа, с другой - крупнейшим региональным оптовым игроком на западных рынках сельскохозяйственной продукции: хлеба, сливочного масла, шерсти, кожевенного сырья и полуфабрикатов.

Как следствие, быстро стала расти и местная промышленность - мукомольная, пивоваренная лесопильная, металлообрабатывающая и др. Если в 1895 г. в Омске действовало 37 промышленных предприятий с суммой производства 281,1 тыс. руб. и числом рабочих 437 чел., то уж через 13 лет только на 28 предприятиях фабричного типа было занято 1280 рабочих, а сумма производства составляла 5,2 млн руб. В Омске также были размещены главные мастерские Западно-Сибирской железной дороги и большое депо (в 1916 г. в мастерских было занято 1,9 тыс., в депо - 1,8 тыс. чел.).

В период плановой экономики советское правительство продолжило курс на развитие Сибири, в основном восстанавливало «старые» предприятия, и Омск превратился из города полукустарной промышленности в достаточно технологически развитый индустриальный центр. Свою роль сыграл и случай. Эвакуация в 1941-1942 гг. более 100 предприятий, имеющих стратегическое значение, по сути, стала началом истории омского оборонно-промышленного комплекса (производственное объединение «Полет», моторостроительный завод им. П.И. Баранова, танковый завод и т. п.). Кроме машиностроительных и приборострои-

тельных предприятий в Омск эвакуировали большое количество оборудования предприятий легкой и пищевой промышленности, сажевый завод (ныне завод технического углерода). За время войны общее количество рабочих в Омске увеличилось с 35,1 тыс. в 1941 г. до 91 тыс. в 1945 г. Промышленные предприятия Омской области увеличили объем производства по сравнению с довоенным уровнем почти в 5 раз. Если в 1940 г. Омская область (в современных границах) по промышленному производству в Сибири занимала шестое место, то к окончанию войны Омск занял второе место, уступая лишь Новосибирску.

В пятидесятые годы происходят прогрессивные изменения в структуре промышленного производства сибирских городов: в Омске, наряду с машиностроением, ведущими отраслями становятся нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность. В ноябре 1949 г. омские строители приступили к сооружению первого в Сибири и крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего завода. Тогда же началось сооружение нефтепровода от города Туй-мазы в Башкирии до Омска, протяженностью 1322 км (с открытием тюменской нефти сырье для омского нефтезавода стало поступать с севера Сибири). 5 сентября 1955 г. состоялся пуск первой установки нефтезавода, завод начал выпускать две марки бензина, дизельное топливо и топочный мазут. В 1960 г. началось возведение второго гиганта омской нефтехимии - завода синтетического каучука. С 1970-х гг. роль Омска стала еще больше возрастать, когда были открыты богатые нефтяные залежи на севере Сибири. За четверть века омский нефтезавод превратился в индустриального гиганта, не имевшего равных по уровню первичной переработки нефти в стране. В целом, темпы роста продукции промышленности Омской области (а точнее, ее областного центра) значительно превосходили среднереспубликанские показатели. В 1980 г. продукция российской промышленности превосходила уровень 1940 г. в 18,5 раза, в то время как по Омской области - в 65,1.

К этому времени в Омске окончательно сформировались три «традиционных» для города промышленных сектора: нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение (ориентированное по-прежнему на военные заказы), пищевая промышленность. В общем объеме промышленного производства удельный вес их продукции составлял более 70 %.

Годы кризисных и посткризисных трансформаций (1990-2000-е гг.) подтвердили ус-

тойчивость не только этих трех ключевых секторов, но и ключевых предприятий промышленности Омска. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволила им не только выйти на новые производственно-технологические рубежи, но и повысить свою инвестиционную привлекательность, стать частью российской и международной корпоративной системы. Так, ОАО «Омскшина» в 1999 г. вошла в состав вертикально интегрированного холдинга - Сибирско-Уральской нефтегазохимической компании (АК «СИБУР»), который наряду с «Амтелом» и «Нижнекамскши-ной» уверенно контролируют состояние весьма динамичного российского рынка шин. Омский нефтеперерабатывающий завод в 1996 г. стал одним из основных активов вертикальноинтегрированной корпорации «Сибнефть», а затем и ОАО «Газпромнефть». Находящиеся в федеральном подчинении предприятия омского машиностроения получили реальный шанс выйти из длительного периода стагнации путем вхождения в активно создаваемые интегрированные государственные холдинги, претендующие на значительное бюджетное финансирование. Так, ПО «Полет» является филиалом ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, а моторостроительное объединение им. П.И. Баранова - филиалом НПЦ газотурбостроения «Салют». Радиозавод им. А.С. Попова вошел в состав Межгосударственной корпорации развития, «Омсктрансмаш» преобразован в КБТМ и включен в структуру нижнетагильского Уралвагонзавода, а НИИ приборостроения вошел в концерн «Орион» («Ростехнологии»). Омский пивзавод «Росар» сегодня является крупнейшим производственным активом компании «САН ИнБев», самым мощным пивоваренным

заводом за Уралом и входит в число крупнейших производителей пива в Европе. Мясокомбинат «Омский» и группа агропроизводствен-ных компаний «Омский бекон» входят в федеральную компанию «Продо». Крупнейшие мо-локопереработчики Омской области сегодня принадлежат транснациональным компаниям: ООО «Манрос-М» является Омским филиалом ОАО «Вимм-Биль-Данн», заводом мороженого «Инмарко» владеет концерн «ипШуег».

Конечно, сегодня экономика Омска во многом еще формируется сильными независимыми предприятиями, из которых лидерами являются НПО «Мостовик», «Алкогольная Сибирская группа» («Омсквинпром»), ООО «Омский завод технического углерода» и группа компаний «Титан» (при этом только первые два предприятия «выросли с нуля» в последние два десятилетия, «Техуглерод» и «Титан» используют производственную базу еще советских предприятий), однако в целом тенденции к потере экономической самостоятельности очевидны. Коэффициент внутренней «локализации», или доля выручки самостоятельных компаний на территории Омска, не входящих в федеральные холдинги и корпорации, в 2011 г. составила только 55,8 %, если смотреть по оборотам 100 крупнейших компаний [4], и этот показатель продолжает снижаться.

Но самое главное, Омск остается городом крупного бизнеса: по данным Управления Федеральной налоговой службы по Омской области в 2012 г. десять крупнейших налогоплательщиков направили в федеральный бюджет 80 % общей доли поступлений от Омской области в федеральный бюджет, в территориальный - 59,2 % общей доли поступлений (табл. 2).

Т аблица 2

Десять крупнейших налогоплательщиков Омской области в федеральный бюджет, 2012 г.

№ п/п Компания Сфера деятельности

1 ОАО «Газпромнефть - Омский НПЗ» Нефтепереработка

2 ООО «Омсквинпром» Пищевая

3 ОАО «Газпромнефть» Нефтедобыча

4 ООО «Научно-производственное объединение «Мостовик» Строительство

5 ОАО «Транссибирские магистральные нефтепроводы» Транспортировка нефти и нефтепродуктов

6 ОАО «Газпромнефть-Омск» Сбыт нефтепродуктов

7 ЗАО «Сибирская Сотовая Связь» Связь

8 ООО «Омский завод технического углерода» Нефтехимия

9 ОАО «Омское монтажное управление специализированное № 1» Строительство

10 ОАО «ОмскВодоканал» Водоснабжение

Согласно информации Омской таможни три предприятия (Омский НПЗ, Омсктехугле-род, группа компаний «Титан») обеспечивают 92 % омского экспорта. По сути, Омск является площадкой для размещения «производственных цехов» крупных даже по мировым меркам корпораций, при этом степень их самостоятельности снижается. В этих условиях возможности муниципального и даже регионального уровня управления в рамках существующей бюджетно-налоговой системы для задач развития экономики городских образований явно недостаточны.

Выводы и рекомендации

1. Ключевой фактор экономического развития сибирских территорий - политическая воля, обусловленная пониманием роли Западной Сибири в российской государственности. Значительная транспортная удаленность от «цивилизации», не самые комфортные климатические условия - всё это приводит к тому, что с точки зрения удобства жизни и организации бизнеса (особенно малого и среднего) города Западной Сибири - не самое удачное место. Компенсировать сложившееся положение можно только путем целенаправленной государственной политики поддержки городских образований (городских агломераций) - исторических и современных центров экономической активности Сибири.

2. Комплекс основных мер экономической политики в отношении городов Западной Сибири на федеральном уровне должны быть сосредоточен в нескольких плоскостях:

A) Основной ресурс экономики городских образований - люди, предпринимательская инициатива. Необходимо преодолевать сложившуюся веками практику, предполагающую более низкие темпы развития социальной сферы городов Сибири в сравнении с темпами их экономического роста. В условиях возрастающей мобильности рабочей силы, депопуляция сибирских городов - вопрос только времени. Активная, созидающая, креативная предпринимательская инициатива не может быть искусственно «импортирована», ей нужны качественные условия для жизни и ведения бизнеса.

B) Необходимо активное включение городских образований Западной Сибири в транс-

портные потоки мирового уровня. Географическая локализация экономической активности означает не региональную автономию, а минимизацию издержек на логистическую инфраструктуру, создание которой возможно, в том числе, и на основе принципов частно-государственного партнерства. Торговля, выстроенная на глобальных связях - главный драйвер экономического роста городов Сибири.

С) Использование лучшего мирового опыта в вопросах ведения бизнеса и современных технологий производства, основанных на местной ресурсно-сырьевой и интеллектуальной базе, - необходимое и обязательное условие для развития экономики сибирских городов. Требуется комплексная система мер стимулирования внедрения лучшей мировой практики, а также кооперации, «встраивания» в глобальные научно-производственные цепочки создания стоимости. Это позволяет, помимо прочего, диверсифицировать экономику, не допустить взрывоопасную практику образования мо-ноструктурных городских образований.

1. Карпов В. В., Алещенко В. В. Формы и методы реализации региональной экономической политики в Омской области // Субфеде-ральная экономическая политика: проблемы разработки и реализации в Сибирском федеральном округе / под ред. А. С. Новосёлова; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2012. -Гл. 11. - С. 322-341.

2. Алещенко В. В. Вопросы стратегического планирования: практика регионального измерения // Проблемный анализ и государственноуправленческое проектирование: политология, экономика и право. - 2012. - № 4. - С. 24-32.

3. Алещенко В. В., Румянцева Н. Л. О территориальном планировании в России: рец. на проект Федерального закона «О территориальном планировании в Российской Федерации» // Научный эксперт. - 2011. - № 4. - С. 108-111.

4. Крупнейшие компании Омской облас-

ти. Сайт АЦ «Эксперт-Сибирь». 2013. - URL: http://expert.ru/siberia/2012/25/ш^у -balans

(дата обращения: 01.05.2013).

5. Лавров Е. И. Слияния и поглощения в промышленности // Экономические науки. -2007.- № 36. - С. 122-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.