Научная статья на тему 'Локализация нештатных ситуаций при эксплуатации магистральных газопроводных линий'

Локализация нештатных ситуаций при эксплуатации магистральных газопроводных линий Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИНЕЙНЫЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГАЗОПРОВОД / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОД ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТ / КОНТРОЛЬНАЯ КАРТА ШУХАРТА / БАЛАНСНЫЕ УРАВНЕНИЯ / ИНТЕНСИВНОСТЬ ОТКАЗОВ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Федорова Н.А., Рудакова И.В., Пешехонов А.А.

Определены особенности линейного магистрального трубопровода, как территориально распределенного объекта диагностики. Предложена комбинированная стратегия локализации местоположения отказа. В основу алгоритма поиска положена статистическая модель на основе метода главных компонент и модель на базе балансных уравнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Локализация нештатных ситуаций при эксплуатации магистральных газопроводных линий»

УДК 621.646, 681.518.5

Н.А. Федорова

бакалавр И.В. Рудакова к.т.н., доцент А.А. Пешехонов

к.т.н., доцент

кафедра автоматизации процессов химической промышленности Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет) (СПбГТИ(ТУ)) г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ЛОКАЛИЗАЦИЯ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДНЫХ ЛИНИЙ

Аннотация

Определены особенности линейного магистрального трубопровода, как территориально распределенного объекта диагностики. Предложена комбинированная стратегия локализации местоположения отказа. В основу алгоритма поиска положена статистическая модель на основе метода главных компонент и модель на базе балансных уравнений.

Ключевые слова

Линейный магистральный газопровод, диагностическая модель, метод главных компонент, контрольная карта Шухарта, балансные уравнения, интенсивность отказов.

Актуальность и постановка задачи

При проектировании автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) потенциально опасных объектов, в частности, в нефтяной и нефтегазовой промышленности, в состав технического задания обязательно включаются задачи мониторинга и диагностики [1, с.99-130]. В последние годы активно внедряются показавшие свою эффективность системы диагностики, в основном ориентированные на контроль состояния комплекса технических средств. К таким системам относится система «Центр мониторинга и диагностики систем управления производством», успешно интегрированная в АСУТП Московского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) [2]. В отличие от НПЗ, магистральный газопровод (МГ) - это территориально распределенный объект, который можно представить, как комплекс сложных инженерных сооружений: собственно газопровод, компрессорные станции (КС), установки дополнительной подготовки газа, участки с лупингами, переходы через водные преграды, камеры приема и запуска очистных устройств, газораспределительные станции (ГРС), газоизмерительные станции, станции охлаждения газа изапорная арматура [3, с.51-62]. МГ является потенциально опасным объектом, в котором даже при незначительной утечке газа может возникнуть возгорание, сопровождающееся взрывом, поэтому МГ прокладывают в основном вдали от населенных пунктов, что затрудняет его обслуживание. Результаты обработки статистических данных годовых отчетов по эксплуатации МГ показывают, что основной причиной нарушений в работе является коррозийное воздействие - около 50% случаев [4, с.52]. Стабильный уровень 6-7% при ранжировании местоположения приходится на отказы, вызванные неисправностью запорно-регулирующей арматуры [5, с.118]. Это во многом связано с тем, что в системе управления пневматическими исполнительными механизмами магистральных кранов используют в качестве силового воздействия давление питания импульсного газа, отбираемого из МГ. Кроме визуального и измерительного контроля, который осуществляется методом патрулирования с использованием портативных устройств обнаружения утечек, на практике применяются современные методы неразрушающего контроля:

- радиографический контроль для диагностирования сварных соединений, наплавок и труб МГ большого диаметра, находящихся под давлением, без прекращения транспортировки газа (патент РФ

- ультразвуковая дефектоскопия, основанная на посылке ультразвуковых импульсов, регистрации отражённых эхосигналов и их анализе (патент РФ 1179209А1);

- магнитопорошковый метод обнаружения дефектов типа нарушения сплошности металла, который проводят совместно с другими методами, так как есть вероятность возникновения ложных индикаторных следов [6, с.227-228];

- капиллярный контроль для обнаружения не диагностируемых визуально поверхностных и сквозных дефектов из-за коррозионных процессов в трубопроводах (патент РФ 2263900 С1);

- вибродиагностический метод контроля, например, система «Микроимпульс», разработанная компанией ЗАО «Юггазсервис», посредством которой проводится проверка исправности запорной арматуры на крановых площадках с целью планирования ремонтно-восстановительных работ (патент РФ

- магнитный метод контроля, основанный на эффекте Холла, например, система внутритрубной диагностики (патент РФ 2361198С1).

Практически все используемые методы диагностики элементов МГ реализуются непосредственно ремонтными бригадами, то есть в режиме off-line. Если на станциях всё технологическое оборудование и техническое обеспечение АСУТП располагается компактно на ограниченной территории, и его состояние контролируется обслуживающим персоналом, то на линейных участках с блоками крановых площадок такое оперативное вмешательство осуществить сложно. Правильная локализация поврежденного участка и выявление возможной крановой площадки позволит сократить время на ликвидацию нарушения и снизить риск развития аварии.

Алгоритмическое обеспечение on-Hneсистемы локализации местоположения отказов на МГ.

Для дистанционной оценки состояния территориально удаленных элементов МГ требуется определённого количества измеряемых диагностических показателей. Контролируемые параметры для данного объекта - это давление на входе и выходе крановой площадки, давление в некоторых точках, расход газа и его температура. Ограниченный состав данных, поступающих в SCADA-систему, не позволяет полностью реализовывать процедуру on-line диагностирования с глубокой идентификацией причины. Но для территориально-распределенного объекта при наличии множественных портативных систем неразрушающего, глубокого контроля основным блоком системы on-line диагностики является именно алгоритм локализации местоположения отказа, который в данной работе разбивается на два этапа.

1. Обнаружение факта возникновения нештатной ситуации.

На этом этапе за основу взят подход, предложенный в работе [7, с. 69-71], где базовая диагностическая модель строится на основе статистических данных нормального режима эксплуатации линейного участка МГ, расположенного между соседними КС. Модель формируется посредством линейного метода главных компонент (МГК): X = TPT, где Х [nxp] - матрица данных из n выборок с р переменными, нормированными к нулевому среднему и единичной дисперсии, Р [pxq] - матрица главных компонент, преобразующая матрицу Х в матицу Т; q - число главных компонент, оценивающийся по доле суммы учитываемых моделью МГК собственных чисел ковариационной матрицы по отношению к сумме всех собственных чисел матрицы; Т [qxp] - матрица проекций. Так как статистические данные будут перманентно пополняться с целью обеспечения адекватности МГК-модели реальному объекту диагностирования, необходима проверка достоверности новых данных и их согласованности с существующей выборкой. С этой целью предлагается применить наглядный, легко интерпретируемый метод контрольных карт, а именно карт Шухарта [9, с. 108-113]. На базе центральной линии, заданной

2685052С1);

2382991);

выборочным среднимх и средним размахом R, рассчитываются

верхний иСЬ = х + т ^—контрольные пределы, где S - среднее квадратическое отклонение, т=3

соответствует уровню значимости 0,0027. При выходе данных за границу иСЬ < х() < ЬСЬ, пересчета МГК-модели и порогов статистик не осуществляется.

Вектор текущих предварительно нормированных и центрированных данных измерений хн проецируется в подпространство главных компонент для получения вектора проекций ^ = Р,Гхн и далее, на остаточное подпространство хХ = Pqtн. Обнаружение нарушений можно осуществлять посредством сравнения со значениями порогов С: статистики Хотеллинга Т2 ТН > С-^и Q - статистики: Qн > CQ. [8, с. 5-7]. В качестве примера рассмотрен массив из 24 параметров, каждый из которых удовлетворяет требованию по картам Шухарта. Имитационное моделирование ситуации возникновения разгерметизации на одной из крановых площадок выполнено с помощью линейных функций. Результаты расчета Т2 статистики относительно порогового значений Ст=55 для режима нормальной эксплуатации приведен на рисунке 1а, а для результатов имитационного моделирования нарушения на рисунке 1б. Точка начала развития ситуации 10, и уже на 480 шаге ситуация обнаружена по нарушению взаимокорреляционных связей 24 параметров. В качестве метода для локализации местоположения отказов в работе [7, с. 70] предложено использовать ранжирование параметров по вкладам в Q-статистику и обнаружение места по совокупности параметров, относящихся, например, к одной крановой площадке. Для рассматриваемой ситуации отказ проходит по линии, где измеряются параметры 7, 8, 10, 11, 13 и 14. Однако, по распределению вкладов наибольший из них имеет место у значений давления в точках 10, 20 и 22, где 20 и 22 -точки на параллельной линии.

60 Т2

Т2

500 600 700 X, часы

а

Рисунок 1 - Результаты расчета Т2- статистики

300 400

t, часы

500

Рисунок 2 - Гистограмма вкладов параметров в Q статистику при развитии аварийной нештатной ситуации

б

Поэтому для выбора конкретной точки на магистральной линии предлагается расширить алгоритм, используя дополнительную информацию, собираемую на промежуточных станциях.

2 Локализация местоположения отказа.

Обзор результатов статистических отчетов по состоянию МГ показал, что много информации накапливается по количеству перекаченного потребителю газа, а также по утечкам [10, с. 39-41]. С позиции учета потерь газа магистраль можно разбить на 3 сегмента: транспортный, газораспределительный, потребительский. В узле учета обязательно установлены условно-постоянные нормы. Погрешность работы транспортного узла Уцо можно оценить как:

^но= |УПС-УПТ1 = 0,01(ДС-УС) +

М

Zn

(Дг^)2

(=1

где Упт - объем газа полученный потребителем, Упс - объем газа поданный со стороны поставщика, Дс - относительная погрешность узла учета на станции, %, Ус - объем газа, полученный из системы учета станции, м3; Д; - относительная погрешность, возникающая по лини потребителя ie [1,п] , %; У^-объем газа из системы измерения потребителя м3. Если утечки не связаны с нештатными ситуациями, то они лежат в определенном диапазоне, и связано это, например, с неправильной работой регуляторов системы в режиме отбора импульсного газа, заниженной настройкой предохранительного клапана, вибрацией оборудования. Такой вывод подтверждают статистические данные работы на ГРС, приведённые на рисунке 3 [11, с. 19].

апр.15 июл.15 окт.15 янв.16 май.16

Рисунок 3 - Разбаланс газа на ГРС за период 01.01.2015 - 01.08.2016

Если оценить среднее значение Уно, то для этого узла оно составит 16800 м3, при этом отклонение 0.85 Уно еще будут допустимыми. Выход за этот порог является сигналом о том, что в рамках данного узла присутствует нарушение баланса по газу.

Как выявить, что послужило провалом разбаланса на магистрали, при условии, что система учета не установлена только на распределительных и измерительных станциях. Разработаны схемы учета потерь газа: при проведении ремонтно-восстановительных работ (Урем) [12, с. 36], при проверке на не герметичность оборудования фланцевых соединений (Унег) [12, с. 20, 26], при работе пневматических приводов кранов (Упн) [12, с. 17], при проведении продувки на ремонтируемом участке (Упр) [12, с. 34], при опорожнении линии (Уоп) [12, с. 18-19]. Все эти объемы учитываются при формировании балансных уравнений по газу между точками контроля на МГ:

Укон Унач (Унег + Упн + Урем + Упр + Уоп)

где Укон - объем газа на конечной точке контроля исследуемого участка газопровода, м3; ^ач - объем газа на начальной точке контроля исследуемого участка газопровода, м3. Оценить состояние газопровода можно, определив процентную составляющую потерь газа, не учитываемых расчетными соотношениями:

у = 100

у™„-100

Унач (Унегерм. + Упн + Урем + Упр + Уоп)

Анализ результатов требует привлечение экспертов для установки пороговых значений:

- если 0% < у < 15% , то в газопроводе не происходят лишние выбросы;

- если 15% < у < 30% , то разгерметизация присутствует в системе запорно-регулирующей арматуры и дальнейшая локализация может быть выполнена на основе анализа характеристик надежности арматуры, вызвана отказом запорной арматуры или присутствует «свист трубы»;

- если 30% < у < 100%, то произошел разрыв трубопровода на данном участке магистрального газопровода.

Заключение

Раннее обнаружение нештатной ситуации является одной из основных задач системы мониторинга и диагностики состояния МГ. Своевременное извещение обслуживающего персонала о предполагаемом месте возникновения нарушения не только существенно сократит время ремонтно-восстановительных работ, но позволит снизить вероятность развития аварийной ситуации за счет целенаправленной деятельности ремонтной бригады.

Список использованной литературы:

1. Федоров Ю.Н. Справочник инженера по АСУТП: проектирование и разработка. Учебно-практическое пособие. -Москва-Вологда: Инфра-Инженерия, изд. 2 - Т.1. - 2018. - 448 с

2. ГАЗПРОМ Нефть. - Москва. - URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2017-september/1165340/ (дата обращения 20.04.2020). - №144. - Текст: электронный

3. Петров С.В., Бирилло И.Н. Эксплуатация и ремонт оборудования насосных и компрессорных станций: учеб. пособие. - Ухта: УГТУ, 2014. - 115с.

4. Савонин С.В. Анализ основных причин аварий, произошедших на магистральных газопроводах/А.В. Москаленко, А.В. Тюндер, С.Е. Князев, З.А. Арсеньева // Инженерная защита. -2015. -Т. -№6(11). -С. 52-57.

5. Фик А.С., Кунина П.С., Бунякин А.В. Анализ повреждений технологических трубопроводов компрессорных станций// Изд.: издательский дом «Академия естествознания" (Пенза) современные проблемы науки и образования, - 2007. - №4. - с. 118-123.

6. Неразрушающий контроль: Справочник. Магнитопорошковый метод контроля /под общ.ред. В.В. Клюева. - Москва: Машиностроение, - Т.4, - Кн.2, - 2006. -С. 227-566.

7. Моисеев А.С, Рудакова И.В. Мониторинг магистральной газопроводной линии с локализацией местоположения отказа трубопроводной арматуры/ сборник статей междун. науч.-прак. конф. "Технические и технологические основы инновационного развития", Уфа: Аэтерна, 2019, С. 67-71

8. U.Y.Osipenko, L.A.Rusinov. Real time diagnostics of the olefin production process // J. of Chemometrics, 2019.- V.33.- 9p. DOI: 10.1002/cem3118

9. Химмельблау Д. Обнаружение и диагностика неполадок в химических и нефтехимических процессах / Д. Химмельблау. - Ленинград: Химия, 1983. - 378с.

10. Саликов, А.В. Разбаланс в сетях газораспределения / Газ России, - №4. - 2015. - С. 36-41.

11. Тухбатуллин Ф.Г. О причинах разбаланса природного газа в системе газораспределения и методах прогнозирования его величины / Ф.Г. Тухбатуллин, Д.С. Семейченков // Территория нефтегаз. -2017. -№6. -С. 14-20.

12. Саликов, А. Р. Технологические потери природного газа при транспортировке по газопроводам: магистральные газопроводы, наружные газопроводы, внутридомовые газопроводы / А. Р. Саликов -Москва : «Инфра-Инженерия», 2015. - 112 с.

© Федорова Н.А., Рудакова И.В., Пешехонов А.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.