Научная статья на тему 'ЛОКАЛИЗАЦИЯ МЕСТНОСТЕЙ, СЕЛ И ОБЩЕСТВ В КОНТЕКСТЕ ОПИСАНИЯ ПОХОДОВ ТИМУРА В ДАГЕСТАН В 1395-1396 ГГ'

ЛОКАЛИЗАЦИЯ МЕСТНОСТЕЙ, СЕЛ И ОБЩЕСТВ В КОНТЕКСТЕ ОПИСАНИЯ ПОХОДОВ ТИМУРА В ДАГЕСТАН В 1395-1396 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ТИМУР / КАЙТАГ / ЗАВОЕВАТЕЛИ / УШКУДЖЕ (УСИША) / МУГИ / МЕКЕГИ / НЕРГЕС (ГЕРГА) / ТАРКИ / КАДАР / ГУБДЕН / ВАЛ / ДОРОГИ / ХОЛМ / БАКИХАНОВ / АЛКАДАРИ / DAGESTAN / TIMUR / KAITAG / CONQUERORS / USHKUJE (USISHA) / MUGI / MEKEGI / NERGES (GERGA) TARKI KADAR / GUBDEN / VAL / ROADS / HILL / BAKIKHANOV / ALKADARI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Институт Истории, Археологии И Этнографии Дагестанского Федерального Исследовательского Центра Российской Академии Наук, Алиев Багомед Гадаевич, Муртазаев Арсен Омарович

В конце XIV в. среднеазиатский завоеватель Тимур с многочисленным войском дважды совершил походы в Дагестан. Первый раз в 1395 г. он прошел с юга, преследуя золотоордынского хана Тохтамыша, которого разбил на Тереке и двинулся дальше на север. Второй раз - в следующем году - с севера, возвращаясь после походов на территории Руси, земли между Доном и Днепром, Приазовья, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Статья посвящена краткому описанию событий, связанных с этими походами Тимура и локализацией местностей и обществ в контексте пребывания его в них во время его похода в Дагестан. Сохранилось немало названий различных мест, дорог, населенных пунктов и т.д., которые связаны с именем Тимура, что говорит о пребывании его именно здесь, прохождении его войск по определенной дороге и т.д. Такие названия были связаны также со строительством Тимуром каких-то объектов, оборонительных сооружений, мест стоянок его войск. Причем топонимика, связанная с именем Тимура, сохранилась до сих пор как на плоскости, равнинном Дагестане, так и в предгорье, и в горах, что говорит о пребывании завоевателей на территории всего Дагестана, во всех его регионах, где они встречали упорное сопротивление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCALIZATION OF LOCALITIES, VILLAGES AND SOCIETIES IN THE CONTEXT OF DESCRIBING TIMUR'S CAMPAIGNS IN DAGESTAN IN 1395-1396

As you know, at the end of the XIV century. the Central Asian conqueror Timur with a large army twice made a trip to Dagestan. The first As you know, at the end of the XIV century. the Central Asian conqueror Timur with a large army twice made a trip to Dagestan. The first time in 1395, he passed from the South, pursuing the Golden Horde Khan Tokhtamysh, whom he defeated on the Terek and moved further North. The second time in the following year, from the North, returning after campaigns on the territory of Russia, the land between the Don and the Dnieper, the Azov sea, the Lower Volga and the North Caucasus. The article is devoted to a brief description of the events related to these campaigns of Timur and the localization of localities and societies in the context of his stay in them during his campaign in Dagestan. There are many names of various places, roads, localities, etc. that are associated with the name of Timur, which indicates that he was here, the passage of his troops along a certain road, etc. Such names were also associated with the construction of some objects by Timur, fortifications, and places where his troops were stationed. Moreover, the toponymy associated with the name of Timur is still preserved both on the plane, flat Dagestan, and in the foothills and in the mountains, which indicates the presence of the conquerors on the territory of the whole of Dagestan, in all its regions, where they met stubborn resistance.ime in 1395, he passed from the South, pursuing the Golden Horde Khan Tokhtamysh, whom he defeated on the Terek and moved further North. The second time in the following year, from the North, returning after campaigns on the territory of Russia, the land between the Don and14 the Dnieper, the Azov sea, the Lower Volga and the North Caucasus. The article is devoted to a brief description of the events related to these campaigns of Timur and the localization of localities and societies in the context of his stay in them during his campaign in Dagestan. There are many names of various places, roads, localities, etc. that are associated with the name of Timur, which indicates that he was here, the passage of his troops along a certain road, etc. Such names were also associated with the construction of some objects by Timur, fortifications, and places where his troops were stationed. Moreover, the toponymy associated with the name of Timur is still preserved both on the plane, flat Dagestan, and in the foothills and in the mountains, which indicates the presence of the conquerors on the territory of the whole of Dagestan, in all its regions, where they met stubborn resistanceе

Текст научной работы на тему «ЛОКАЛИЗАЦИЯ МЕСТНОСТЕЙ, СЕЛ И ОБЩЕСТВ В КОНТЕКСТЕ ОПИСАНИЯ ПОХОДОВ ТИМУРА В ДАГЕСТАН В 1395-1396 ГГ»

УДК 94(470.67)07:355.484Тимур

АЛИЕВ Б.Г., МУРТАЗАЕВ А.О. ЛОКАЛИЗАЦИЯ МЕСТНОСТЕЙ, СЕЛ И ОБЩЕСТВ В КОНТЕКСТЕ ОПИСАНИЯ ПОХОДОВ ТИМУРА В ДАГЕСТАН В 1395-1396 гг.

Ключевые слова: Дагестан, Тимур, Кайтаг, завоеватели, Ушкудже (Усиша), Муги, Мекеги, Нергес (Герга), Тарки, Кадар, Губден, вал, дороги, холм, Бакиханов, Алкадари.

В конце XIV в. среднеазиатский завоеватель Тимур с многочисленным войском дважды совершил походы в Дагестан. Первый раз в 1395 г. он прошел с юга, преследуя золотоордынского хана Тохтамыша, которого разбил на Тереке и двинулся дальше на север. Второй раз - в следующем году - с севера, возвращаясь после походов на территории Руси, земли между Доном и Днепром, Приазовья, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Статья посвящена краткому описанию событий, связанных с этими походами Тимура и локализацией местностей и обществ в контексте пребывания его в них во время его похода в Дагестан. Сохранилось немало названий различных мест, дорог, населенных пунктов и т.д., которые связаны с именем Тимура, что говорит о пребывании его именно здесь, прохождении его войск по определенной дороге и т.д. Такие названия были связаны также со строительством Тимуром каких-то объектов, оборонительных сооружений, мест стоянок его войск. Причем топонимика, связанная с именем Тимура, сохранилась до сих пор как на плоскости, равнинном Дагестане, так и в предгорье, и в горах, что говорит о пребывании завоевателей на территории всего Дагестана, во всех его регионах, где они встречали упорное сопротивление.

ALIEV, B.G., MURTAZAEV, A O.

LOCALIZATION OF LOCALITIES, VILLAGES AND SOCIETIES IN THE CONTEXT OF DESCRIBING TIMUR'S CAMPAIGNS IN DAGESTAN IN 1395-1396.

Key words: Dagestan, Timur, Kaitag, conquerors, Ushkuje (Usisha), mugi, Mekegi, Nerges (Gerga) Tarki Kadar, Gubden, Val, roads, hill, Bakikhanov, Alkadari.

As you know, at the end of the XIV century. the Central Asian conqueror Timur with a large army twice made a trip to Dagestan. The first As you know, at the end of the XIV century. the Central Asian conqueror Timur with a large army twice made a trip to Dagestan. The first time in 1395, he passed from the South, pursuing the Golden Horde Khan Tokhtamysh, whom he defeated on the Terek and moved further North. The second time in the following year, from the North, returning after campaigns on the territory of Russia, the land between the Don and the Dnieper, the Azov sea, the Lower Volga and the North Caucasus. The article is devoted to a brief description of the events related to these campaigns of Timur and the localization of localities and societies in the context of his stay in them during his campaign in Dagestan. There are many names of various places, roads, localities, etc. that are associated with the name of Timur, which indicates that he was here, the passage of his troops along a certain road, etc. Such names were also associated with the construction of some objects by Timur, fortifications, and places where his troops were stationed. Moreover, the toponymy associated with the name of Timur is still preserved both on the plane, flat Dagestan, and in the foothills and in the mountains, which indicates the presence of the conquerors on the territory of the whole of Dagestan, in all its regions, where they met stubborn resistance.ime in 1395, he passed from the South, pursuing the Golden Horde Khan Tokhtamysh, whom he defeated on the Terek and moved further North. The second time in the following year, from the North, returning after campaigns on the territory of Russia, the land between the Don and14 the Dnieper, the Azov sea, the Lower Volga and the North Caucasus. The article is devoted to a brief description of the events related to these campaigns of Timur and the localization of localities and societies in the context of his stay in them during his campaign in Dagestan. There are many names of various places, roads, localities, etc. that are associated with the name of Timur, which indicates that he was here, the passage of his troops along a certain road, etc. Such names were also associated with the construction of some objects by Timur, fortifications, and places where his troops were stationed. Moreover, the toponymy associated with the name of Timur is still preserved both on the plane, flat Dagestan, and in the foothills and in the mountains, which indicates the presence of the conquerors on the territory of the whole of Dagestan, in all its regions, where they met stubborn resistanceе

Походы, совершенные Тимуром в конце 80-х годов XIV в. в Закавказье, были связаны с его соперничеством с Золотой Ордой из-за господства над государствами, образовавшимися на территории бывшей империи Чингисхана. В данной связи, поход 1395 г. стал продолжением этой политики, а именно ответом Тимура на попытки правителя Золотой Орды Тохтамыша утвердится в кавказском регионе. В начале 1395 г., в ответ на активные действия Тохтамыша (вторжение в Закавказье), Тимур вторгся в пределы Золотой Орды. Переправившись через р. Самур, огромная армия Тимура вступила в дагестанские земли. Как писал историограф Тимура Низам-ад-дин Шами: «Двигаясь с победой справа и одолением слева, войска Тимура прошли через Дербент и дошли до иля и области кайтаков, которые были сторонниками Тохтамыш-хана» [1, с. 119]. Это свидетельствует о том, что в Южном Дагестане Тимур встретил упорное сопротивление. Поэтому, не углубляясь в горы, он направился в Кайтаг, чтобы «подавить», «уничтожить и покорить» его: «он так напал на их (кайтагов - Авт.) стороны и края, что из множества не остались (даже) немногие и из тысячи один; все те области они разграбили» [1, c. 119].

В конце XIV в. в Кайтаг входило много земель, как на плоскости, так и в горах, где проживали как собственно кайтаги, так и другие этнические группы. Об этом говорит, в частности, то, что историограф Тимура Низам ад-дин Шами употреблял одновременно два термина «иль»

(народ подвластный) и «область», «край». А.Р. Шихсаидов в этой связи писал: «Погром иля и области кайтагов», устроенный Тимуром, имел место, можно полагать, не на территории собственно (исторического Хайдака), а на равнинных или же предгорных землях, подвластных Кайтагу. Только в таком смысле следует, вероятно, понимать этот текст. Тимур шел «на наказание» своего главного противника Тохтамыша» [2, с. 305]. Поэтому не представлялось целесообразным заметно отклоняться от маршрута или углубляться в горы, что привело бы к ослаблению его войска.

Вместе с тем в народной памяти сохранились сведения о жестоких боях и сопротивлении, оказанном завоевателю жителями Шиланша, Варсита, Сурхавкента, Баршамая, Кубачи и т.д.

Конечно, главные события происходили на равнине и в предгорях. Прежде всего, Тимур оказался в Терекеме, нижней части Кайтага, примыкающей к территории Дербентских владений. Об этом свидетельствуют названия ряда местностей, связанных с его пребыванием здесь. Характеризуя данную топонимику, известный ученый Азербайджана первой половины XIX в. А.-К. Бакиханов писал: «Известнейшим памятником, составленным эмиром Теймуром на Кавказе, является земляной вал и поныне называемый Аксак Теймурун хори (вал хромого Теймура), который начинаясь от Дербента курганами, идет через магал Терекеме на Утамышское поле, оттуда в виде вала, ниже Буйнака и Тарков (Тарку), на Теймур-Куи (колодец Теймура) и через реку Сулак, ниже Андреевой, через Мичикич к Назрану и Карачаю. Оттуда другой Теймур-Куи тянется на Кубань, а по свидетельству некоторых - до самого Черного моря» [3, с. 81].

Известный дагестанский ученый XIX в. Г.-Э. Алкадари, останавливаясь на указанном вопросе, писал: «Из следов пребывания Тимура в Дагестане, и рассказов о нем заслуживает внимания между прочим, что в Терекемейском магале есть холмы, которые, проходя по землям Утамыша и простираясь под селением Буйнак и мимо Тарки, доходят до места, называемого Тимур-Кою (колодец Тимура, от этого названия произошло теперешнее название местности Темиргое), а оттуда продолжаются далее, а именно в сторону Эндери» [4, с. 30, 162].

После расправы над Кайтагом Тимур пришел в Тарки. Авангард войск Тохтамыша при этом «остановился на берегу реки Хой» (Койсу) [1, с. 175]. Преследуя авангард противника, «помочив степы и равнину кровью» [1, с. 119], Тимур достиг рек Сунжи и Терека. В решающем сражении на берегу р. Терек войска Тохтамыша потерпели поражение. После этого завоевательные походы Тимур продолжил в западных улусах Золотой Орды. По сведениям историографа Тимура Шереф-ад-дин Йезди: «Из Джучиева улуса, повернув от р. Узи, Тимур «двинулся на Москву, которая также один из городов русских», [1, с. 181]. Воюя на территориях между Доном и Днепром, он традиционно опустошал завоеванные земли. К примеру, у Азака (Азов) все «неверные» по указанию Тимура были преданы «мечу джахида» [1, с. 181].

«От Азова Тимур направился к черкесам, поменяв планы идти в Нижнее Поволжье, так как черкесы, оказывая сопротивление продвижению войск Тимура, сожгли все луга на пути их следования. Весь улус черкесский был разграблен и захвачена большая добыча», - говорится в источнике [1, с. 181]. Решив вопрос «с областью русских и черкесов», Тимур «повернул к горе Эльбурз». Под термином «Эльбурз» обычно имеют в виду территории северных склонов Главного Кавказского хребта, в том числе Дагестана. Об этом можно судить и по сообщению Низам-ад-дина Шами о том, что здесь завоеватели «нашли много крепостей и без числа больших областей», с жителями которых «много сражались... и взяли бесчисленную добычу из имущества «неверных» [1, с. 122]. Исходя из этого, некоторые исследователи, ссылаясь на сообщение Низам-ад-дина Шами и Шереф-ад-дина Йезди, события, развернувшиеся в междуречье верховий р. Кубани и правого притока р. Сунжи, неоправданно территориально привязали к Дагестану, на наш взгляд, необоснованно соотнеся крепость Кули с лакским селением Кули, с одной стороны, и крепость Таус с аварским селением Тануси - с другой. Говоря о Кули и Таус, Низам-ад-дин Шами писал, что «это были области эльбурзцев, и крепости их были на вершинах гор, а дороги (к ним) крайне трудны и тяжелы... Крепость же Тауса имела особенно прекрасное высокое строение и приятный климат» [1, с. 123]. Шереф-ад-дин называет предводителей крепостей Кули и Таус, которых взяли в плен и убили. Оттуда, по его описанию, завоеватели двинулись к крепости Пулада [1, с. 183].

Только после покорения северных областей Тимур прибыл к обозу и остановился среди «Беш-така», потом завоевал область Симсима и только после этого «сделал набег на подножие горы Аухар» [1, с. 183], откуда повернул назад и направился к Бешкенту (совр. Пятигорск).

Из приведенных выше свидетельств очевидно, что, после покорения северных областей Центрального Кавказа, но еще перед последующим разгромом г. Сарая и Хаджи-тархана (Астрахани) Тимур направился в северо-западные районы Дагестана. При этом он не переходил Андийский хребет. Поэтому трудно предположить, что оба историографа Тимура сначала сообщают о действиях, происходивших на территории отдаленных сел (лакского сел. Кули и аварского сел. Тануси), а потом возвращаются к событиям, происходившим за пределами Дагестана. Тем более, чтобы попасть в эти отдаленные крепости Тимуру нужно было пройти через ряд высоких горных хребтов или вернуться к Тарки, а отсюда пойти в указанные высокогорные крепости. И тот, и другой путь привели бы Тимура к столкновению с местными жителями, и тогда эти события обязательно нашли бы более полное отражение в источниках. Во всяком случае шамхал и нуцал Аварии не были бы безучастными к подобным действиям Тимура, как это случилось при покорении области Ушкудже.

Заметим также, что крепости Кули и Таус привлекли внимание и других исследователей, также полагающих, что они были расположены не в глубине Дагестана, а на Северном Кавказе. В частности, повествуя о походе Тимура на Северный Кавказ, чеченский историк Х.А. Хизриев предложил следующее их видение: «Анализ маршрутов Тимура на Северный Кавказ по источникам позволяет выявить в его походах не разрозненные удары, а целенаправленную последовательную систему по завоеванию всего региона. Двигаясь с запада на восток, он поочередно покорял область за областью. В интересах надежного тыла и боеспособности войск, Тимур, закончив один поход, не шел дальше в соседние районы, а возвращался на отдых в свою ставку в Пятигорск, а впоследствии на р. Куму. Так, во время первого похода он разорил область черкесов (Северо-Западный Кавказ), при втором походе - страну Буриберди, Буракана (территория Пятигорья и современной Карачаево-Черкесии), затем третий поход совершил на область Тауса и Кулы (территория Кабардино-Балкарии), и при четвертом походе ограбил область Пулада (Северную Осетию). После очередного отдыха в Пятигорске, Тимур свой удар нанес стране Симсим, правителем которого был Гаюрхан (на территории Чечено-Ингушетии). Вслед за этим покорил земли Бугаз-Кум (в Предкавказье) и провел там зиму, одновременно набегами разоряя Северный Дагестан» [5, с. 10-11].

Как бы подводя итоги завоеваниям Тимура в «Дешт-и-Кипчаке» и северных странах, Шереф-ад-дин Йезди перечислил области и «места того края - (земли) Утека, Маджара, русских, черкесов, башкирдов, Микес, Балчимкина, Крыма, Азака, Кубани и аланов со всеми к ним принадлежащими и относящимся» [1, с. 185], но не назвал ни одной местности в Дагестане. А.-К. Бакиханов отмечал, что «после некоторых завоеваний в землях черкесов» на Кавказе... на обратном пути в Персию Тимур разорил многие непокорные села и укрепления в Дагестане» [3, с. 80].

Только весной 1396 г., после зимовья в местности Бугаз-кум (в районе р. Кумы), откуда Тимур совершил набеги на Хаджи-тархан и Сарай, которые были разграблены, он двинул свои войска в Дагестан. Тогда и было принято решение окончательно расправиться с жителями этой страны. Покорив кумыков, живших между Тереком и Сулаком, Тимур через земли чеченцев двинулся в Салатавию, где, преодолев сильное сопротивление местного населения, завладел, а затем разрушил город Алмак, имевший «семь тысяч домов» [3, с. 80]. По сведениям А.-К. Бакиханова и Г.-Э. Алкадари: «отсюда по хребту Салатавских гор, по дороге которая называется «Теймур-шах-йолу» (дорога Тимура), подошел к укрепленным селениям Берктау, Алхастау, Чубантау и Батлук [3, с. 81; 4, с. 29], развалины которых существуют до сих пор. Тимур разорил эти укрепления и другие села, переселил их жителей в низменные места, в связи с чем образовались позже новые аварские селения, в том числе Чиркей [3, с. 81; 4, с. 29], о чем говорят народные предания. До сих пор дорогу из сел. Чиркей до горы Анчи-меэр местные старожилы именуют порой «Акъсакъ-Темир-йоли» (дорога хромого Тимура) [6]. По одной из версий, из 10 салатавских сел Тимур не смог взять лишь Бекюрт-росо, которое взял потом только хитростью. Также бытует предание об образовании сел. Дылым на основе двух разоренных селений -Гебекъала и Жагъинкъала (в свою очередь, сел. Зубутль Тимуром тоже было разрушено).

Из Салатавии завоеватели направились в Гумбет, а возможно и дальше - в высокогорные районы Аварии. Полагаем, что следы пребывания здесь войск Тимура нашли отражение в местной топонимике. К примеру, дорога через Салатавию, идущая от перевала Хариб и горы Анчи-меэр к

гумбетовскому селению Аргвани, носит название «Арсак-Темирал гвай» (Дорога Арсак-Тимура). Севернее гумбетовского селения Данух известна еще одна «дорога Тимура», известная как «Тимурил нух». Согласно местным преданиям, Тимур разгромил целый ряд гумбетовских и андийских сел, в частности Артлух, Анди, Гагатль, Гунхо, Зило, Риквани и т.д. При этом известно, что, разорив Артлух, по дороге «Тимурасал-мокосох» он двинулся в сторону селений Аргвани и Цилитль.

Основной целью Тимура пока не было продолжение походов в аварские общества. Как только отряды, направленные им в горы Дагестана, вернулись в Салатавию, вся армия немедленно переправилась через Сулак и выдвинулась к Тарки. Оставив здесь обоз, через кумыкское сел. Кумторкалу Тимур пошел на сел. Ахатлы и занял его. Отсюда он намеревался осуществить свой главный поход, нацеленный против центра Дарго и местного христианства Усиша (Ускиша) в среднем Дагестане. Об этом, в частности, прямо писали историографы Тимура, указавшие, что Тимур из Тарки «с целью священного набега» двинулся в Ушкудже, неверно отождествляемое Х.А. Хизриевым с Буйнакском [5, с. 14].

Остановившись на территории близ современного Буйнакска, Тимур разбил свой лагерь на левом берегу р. Шура-озен - на горе, откуда хорошо просматривались все подступы к ней. По местному преданию, именно так на берегу озера, где Тимур разбил свой лагерь, возникло затем небольшое поселение с названием Темир-Хан-Шура. На даргинском языке слово «шурай» означает озеро. В этой связи Темир-Хан-Шура следует перевести как «Озеро Темир-хана» (современный Буйнакск). Именно отсюда Тимуром совершались затем набеги на окрестные села. В частности, им были захвачены и разграблены Атланаул, Кафыр-Кумух, Аркас, Муслимаул, Н. Казанище [6]. К этому времени относится, видимо, и завоевание Кадара, о чем писали А.-К. Бакиханов и Г.-Э. Алкадари [3, с. 81; 4, с. 29]. Войско Тимура осадило Кадар, переправившись через Сулак в Ахатлы. И поскольку она представляла собой непреступную крепость, взять ее Тимуру удалось только хитростью. Из Кадара, как писали указанные авторы, Тимур двинулся в поход против расположенных на территории нынешнего Губдена владений одного из местных эмиров по имени Губден. Интересно, что, в итоге, Тимур «подарил ему всю землю, занимаемую ныне деревней Гобден, куда эмир переселился со своим племенем». По существу, он заставил того создать это селение и разместиться в нем, после чего в последующем селение и сохранилось в истории под его именем [3, с. 81; 4, с. 30].

Теперь Тимуру оставалось совершить поход в горный Дагестан, и он с «целью священного набега двинулся на Ушкудже» [1, с. 185]. Что это за Ушкудже? Кто хорошо не знает историю, этот населенный пункт отождествляют то с Буйнакском, то с Акуша, либо располагают его в Южном Дагестане. Между тем, это сел. Усиша, которое в период Тимура было центром Верхней Даргинии и одновременно центром христианства этой округи. Тогда это селение называлось Ускиша и являлось самым крупным населенным пунктом. Расположенное на горе, оно занимало очень выгодную в стратегическом плане позицию. Взять селение, окруженное мощными крепостными стенами, оказалось довольно непростой задечей. К тому же в центре Ускиша существовало еще одно своеобразное укрепление - большая соборная церковь во главе с епископом, известная под названием «Кьалала муза» («Холм крепости»). Как свидетельствуют местные старожилы, еще в начале XX в. они видели сохранившиеся одежду епископа и позолоченный крест [7].

Как отмечалось, именно взятие данного центра христианства и являлось главной целью Тимура. Еще раз подчеркнем, что при этом Ускиша нельзя отождествлять с каким-либо другим селением, как это делают отдельные историки, которые видят в нем, к примеру, созвучное с ним по названию селение Акуша. Однако с этим утверждением нельзя согласиться, поскольку к моменту отмеченного похода Тимура Акуша уже являлось мусульманским селением. Соответственно, в отличие от Ускиша, оно не являлось признанным центром христианства верхнедаргинцев и Дарго в целом, и для похода сюда не было такого рода оснований. Поэтому «священный» набег или набег против «неверных» был совершен в Ушкудже (Ускиша).

Завоеватели, дойдя до Ушкудже, как сказано в источниках, «поспешили отправиться во все стороны громить и грабить» [1, с. 185]. Подобное развитие событий являлось обычным для своего времени. Сталкиваясь с сильным укреплением и не имея возможности с ходу взять его, завоеватели обычно не теряли времени на его длительную осаду всей армией. То же самое произошло под Ушкудже, стоять под которым всеми силами для Тимура не имело смысла.

Поэтому, оставив здесь для осады отдельный отряд, он дал возможность своему войску в набеге широкой лавой разлиться по близлежащим слабо укрепленным селам и заняться обычным для него делом - грабежами и насилиями. Ведь именно это и было целью захватчиков.

Известия об осаде Тимуром Ушкудже быстро распространились по горным обществам. В этой ситуации помощь даргинцам оказали другие народы Горного Дагестана. Даже «шаукал Казикумухский и Аухарский с 3000 человек» [1, с. 185], которые в былые времена «каждый год и месяц сражались с неверными», в новой ситуации, «изменив свой обычай, они поднялись на помощь неверным и проявили обратное тому» [1, с. 124]. Следует особо отметить, что в «Очерках истории Дагестана» сюжет об этой оказанной даргинцам помощи ошибочно связывается с помощью, якобы оказанной разрушенным Тимуром селениям Кули и Таус. На наш взгляд, нельзя согласиться и с тем, что война с Тимуром объединила народы Дагестана во главе с казикумухским шамхалом, якобы выступившим организатором общего выступления против завоевателей. Говорить о такой роли погибшего в битве шамхала достаточных оснований, на наш взгляд, не имеется. Отметим также, что историографы Тимура заметно преувеличили боевую мощь тимуровской конницы, утверждая, что всего 500 всадников (пусть даже лучших), посланных им против шамхала и нуцала (правителя) Аварии, разгромили последних.

В любом случае, исход военных действий оказался закономерным. Тимур одержал победу. И когда к нему привели оставшихся в живых воинов шамхала, он с упреком спросил их: «Прежде вы, приверженцы ислама, всегда воевали с неверными, что стало теперь, что вы отступили от этого, шли к ним на помощь. Они раскаялись в своем поступке, после чего были прощены и отпущены домой» [1, с. 186]. Вслед за этим, завоеватель вернулся в основной лагерь под Ушкудже. Здесь выяснилось, что остававшиеся тут войска к его приходу «уже взяли Ушкудже, всех неверных убили, ... из убитых сделали холм и опустошили всю их область» [1, с. 186].

Это событие имело веховое значение. После падения Ушкудже с раскаянием и признанием своей вины к Тимуру явились казикумухские и аварские старшины. По свидетельству источников, тот «обласкал их разными милостями - почетными халатами, златоткаными одеждами, золотыми поясами для мечетей и арабскими конями». Они были отправлены в горы с условием, что при дружественном отношении их к Тимуру останутся у него в милости. Тимур закрепил за ними их земли, выдал им ярлыка и отпустил к себе» [1, с. 186].

Падение Ушкудже окончательно развязало руки завоевателям. Вновь рассыпавшись по даргинским селам, они уничтожали их, жестоко расправляясь с местным населением за оказанное сопротивление. Источники, в частности, говорят об их бесчинствах в сел. Муги, расположенном в 7 км. от Усиша. Однако местное население по-прежнему яростно и порой весьма небезуспешно продолжало сопротивление. В обнаруженной А.Р. Шихсаидовым и Т.М. Айтберовым в личной библиотеке жителя сел. Муги М.-З. Закаригаева книге Мухаммада б. Ахмад ал-Махалли «Канз ар-рагибин фи шарх Минхадж ал-талибин» (издана ими в 1980 г.), среди прочего, обнаружилась весьма интересная арабская запись о пребывании в селении тимуровских завоевателей. В ней, в частности, сказано: «797 (год) - дата прихода Тимурланга со своей громадной силой в селения (карйат) Дарга, разрушения (селения) Муха и гибели в сражении его жителей (ахл) - юношей, детей и стариков. Пропали уже все надежды [на спасение] из-за этих интриганов (воины Тимура. - авт.), но тут пришла к нам помощь из вокруг лежащих селений: из Авара и Гумука и мы освободились от того великого несчастья. Я - Кади Джабраил» [8, с. 110].

Очевидно, что лакцы и аварцы пришли на помощь не только Ушкудже, но и всему населению Верхнего Дарго, по селам которого разбрелись завоеватели после осады Ушкудже. Это говорит не только о солидарности, единении горцев против завоевателей, но и том, что последним, вопреки описаниям историографов Тимура, победы давались нелегко.

Воссоздавая общую картину этого похода Тимура, отметим, что, по имющимся сведениям, отдельные его отряды дошли до сел Мекеги Верхнее и Нижнее Мулебки, Герга, Мюрего, Урахи, Дургели и т.д. Это нашло свое отражение и работах историографов Тимура, писавших, что завоеватели, покончив с «Ушкудже и его областью, пошли к крепости Нергес и был уничтожен до последнего народ, бесчинствующий..., укрепления Мика, Балу и Деркелу они также взяли силой, сравняли с землей и предали грабежу все, что там было» [1, с. 124; 185].

При локализации указанных «укреплений» следует обратиться к преданиям о пребывании Тимура в ряде населенных пунктов Дагестана. Во многих даргинских селениях, в частности, в

Урахи, Шукты, Мекеги, Мулебки сохранились предания о том, что Тимур захватил селение Герга и стал его правителем - беком, а уже оттуда пришел в Мекеги [7]. На наш взгляд, эти легенды являются свидетельством пребывания Тимура в Герга (видимо «крепость Нергес»), а также в сел. Мекеги (Мик1х1и)? Очевидно, последнее - это «укрепление Мика». Расположенное на холме Мекеги раньше действительно было хорошо укреплено, имело крепостные стены с оборонительными башнями. Имеется предание, что мекегинцы в одну из ночей неожиданно для осаждавшего врага, сделали вылазку, убили многих тимуровских воинов, а одного взяли в плен и казнили потом в крепости «Зуралабях1» [9, с. 157].

Но можно предположить, что под «укреплением Мика» имеется ввиду и сел. Муги, находящееся в 7 км от Усиша, где имеются до сих пор остатки оборонительных сооружений, в частности четырехугольная оборонительная башня с надписью о ее строительстве в 772 г.х. Возможно, что Тимур, оставив один отряд осаждать Ушкудже, в первую очередь двинулся на ближайшее от него большое селение, каким было Муги. Муги находилось по пути в Ушкудже. Именно поэтому, надо полагать, шедшие на помощь Ушкудже отряды из Аварии и Лакии пришли на помощь мугинцам и не дошли до Ушкудже, потому что еще до взятия последнего завоевателями они, после оказания помощи Муги, были разбиты тимуровскими войсками.

Интересно, что сел. Муги упоминается, кроме приведенного выше свидетельства, и в другой арабской записи, где говорится об итогах пребывания войск Тимура в Дарго: «...Достойнейший Тимурлин пребывал в селах Дарга с многочисленными боями. Ему было подчинено все население (бук.: «ему были покорены шеи народа») при помощи великой силы. Он победил людей, отнял их имущество, убил много мужчин и женщин установил власть эмиров над селами (кура) и областями (навахи - общинами). И назначил он среди них. вали над селением Муги (Муха). ... Это имело место. в 797 г.» [10, с. 12; 2, с. 308]. Эта надпись также находится на одной из страниц рукописного экземпляра «ал-Ваджиз» ал-Газали, принадлежащего жителю сел. Муги Магомедзагиру Закаригаеву. Но что интересно - ни в первой записи, приведенной выше (о приходе Тимура в Муги), ни в этой записи не говорится о других даргинских селах. В них говорится только о Муги, где Тимур назначает правителя. В преданиях мугинцев говорится, что у них в прошлом действительно был правитель, которого величали амиром (эмир). Надо полагать, что амиры были потомками ставленника Тимура. Впоследствии, как и другие местные талхъаны (князьки, беки), они были уничтожены или изгнаны из селения.

До наших дней на склоне ущелья Ая-Кала сохранились остатки населенного пункта, который некогда назывался «Валк1ала ши» (селение хромого) [7]. Очевидно, в данном случае мы имеем еще одно свидетельство пребывания Тимура на территории нынешнего Сергокалинского района, жители которого исповедовали христианство армянского толка.

После взятия «Нергеса» (Герга) и «Мика» (Мик1х1и), Тимур продолжил походы на другие села. Историографы Тимура упоминают крепости, взятые им, - Деркелу и Балу. Первая - это, без сомнения, кумыкское селение Дургели. Крепость Балу, на наш взгляд, представляла собой населенный пункт в бассейне реки Хола-х1ерк1 под названием Пилаул. Впоследствии оставшиеся жители его переселились в Губден и образовали один из кварталов под этим же названием [7].

Согласно преданию, завоеватели были и на территории сел. Мюрего. Они обосновались неподалеку от селения - в местности «Чиригъуна кьякь». В местных легендах говорится даже о взятии мекегинцами в плен одного из предводителей завоевателей, а также о пребывании Тимура в сел. Урахи [7, с. 157], куда он пришел по дороге, идущей из Н. Мулебки по горе Халабях1. Интересно, что в Урахи сохранилось место под названием «Тамилла г1яя» (Загон Тимура). Считается, что оно представляло собой стоянку кавалерии. Хотя на сегодняшний день это все же пока предположение. «Сейчас утеряна нить, - писал А. Далгат, - кто это были полчища ли хромого Темирлана, ширван-шахов или других захватчиков, но предание осталось» [11, с. 9].

Расправившись с жителями Среднего и Центрального Дагестана, Тимур пошел на Зирихгеран (Кубачи). Сюда можно было попасть через Приморский Дагестан и Нижний Кайтаг или через верхнедаргинские общества, - союза сельских общин Сюрга и Верхний Кайтаг. Не было смысла всю армию двинуть в Тарки, где находился обоз и отсюда через приморскую равнину шамхала и Нижний Кайтаг идти в Зирехгеран. Соответственно, одну часть войск Тимур направил в Тарки с целью последующего движения на Дербент, а другую часть своей армии возглавил лично, направившись в Зирехгеран по второму пути.

На пути в Зирехгеран (Кубачи), через хребет Лес, завоеватели вышли в расположение современного селения Харбук, в то время представлявшего собой небольшое укрепленное поселение под названием «Хула г1яя» (Большое поселение). Возможно в связи с благоприятными условиями местности, а возможно и в связи с тем, что в сел. Харбук находились прекрасные мастера по железу, войско Тимура расположилось в местности «Хула хъу» (Большое поле), откуда стало совершать традиционные набеги на окрестные селения. В результате набегов захватчиков, в это время были разграблены и полностью разрушены селения «Халикъла г1яя» (поселение Халика), «Унеула г1яя» (поселение Унеу), «Дян г1яя» (поселение Дяна), «Ккимхе г1яя» (Поселение Кимх1е) и др. В то же время, судя по сохранившимся источникам, им так и не удалось овладеть «Хула г1яя», в котором укрылись все оставшиеся в живых жители перечисленных выше уничтоженных поселений. Совместными усилиями им удалось дать отпор завоевателям [12, с. 32].

Интересно, что вторжение Тимура не повлекло за собой особых потерь для кубачинцев. Хотя Тимур объявил о войне с этими «неверными», подчеркивая ее законность, как пишет А.Р. Шихсаидов, такое развитие событий не стало для местного населения неожиданным, «все же жители Зирихгерана встретили царственный поезд подчинением и повиновением и поднесли ему множество броней и кольчуг... Народ кайтагский также покорился и просил помилования». Что касается Кайтага, то очевидно, что он не мог бы выдержать еще одной волны погромов, не успев еще оправиться от прошлогоднего нашествия завоевателя. - А было это в начале весны 798 г. / 16.Х.13. 1396 г. [1, с. 187].

Из Зирихгерана и Верхнего Кайтага, армия Тимура двинулась в Нижний Кайтаг, после чего ушла к Дербенту. Впрочем, отдельные специалисты высказывают мнение о том, что он не сразу направился в Дербент, а продолжил свои завоевания в глубине гор. Так, Х.А. Хизриев, ссылаясь на архиепископа Персии И. Галонифонтибуса, указывает на то, «что Тимур во главе 100-тысячного войска сделал попытку проникнуть в лезгинские горы. Но лезгины встретили завоевателей «перед густым лесом и нанесли им тяжелые потери, что Тимурленг приказал отступить» [14, с. 26].

А.Р. Шихсаидов относит слова Галонифонтибуса к концу похода Тимура в Дагестан. Но, в отличие от Х.А. Хизриева, он пишет, что Галонифонтибус имел в виду всех дагестанцев, народ Дагестана в целом, известный под общим названием «лагзы» [2, с. 308], а не отдельно лезгинов или народы Южного Дагестана, по территории которых в первую очередь проходили завоеватели, двигаясь с юга на север.

Однако Галонифонтибус говорит не о конце, а о начале похода Тимура в Дагестан, о чем мы писали выше, отметив, что Тимур, переправившись через р. Самур, сделал попытку проникнуть в Южный Дагестан. На наш взгляд, именно об этом И. Галонифонтибус и писал. Очевидно, что в данном случае он описывал вовсе не завершающий этап похода Тимура, когда он завершил завоевательные войны в Дагестане и пришел в Дербент.

В целом, после многочисленных сражений с дагестанцами и их серьезного сопротивления, Тимур не мог всерьез доверять им. В этой связи, добившись внешнего «изъявления покорности» со стороны основной части дагестанских правителей, он прибег к вполне традиционному для своего времени и широко применявшемуся методу «задабривания» местной знати в расчете на использование ее в интересах закрепления своих позиций в регионе. В коллективной монографии по истории Дагестане отмечается: «. он не отобрал у владетелей земли, а оставил, возможно на правах союргала («под которым подразумевали тогда передачу в наследственное владение налогов и податей»), тем самым превратив местных феодалов в своих вассалов» [2, с. 309]. За феодалами он сохранил их прежние владения, а также самостоятельность внутреннего управления.

Раздачей ярлыков Тимур утвердил за владетелями право на собственность, тем самым оградив их владения от взаимных притязаний. Такая политика Тимура стала серьезным стимулом для дальнейшего развития и усиления феодализма в Дагестане. Но эта политика касалась в основном отдельных частных владений. Для поддержания же порядка в Дагестане в целом Тимур разделил территорию страны гор на две части, которые отдавали харадж и подати, одна часть которых шла аварскому хану, вторая - казикумухскому шамхалу. Границей между ними служила р. Аварское Койсу (река гидатлинцев, среднее ее течение). Территория между гидатлинской рекой и западной частью Андийского хребта отдавалась эмиру хунзахцев, а эмиру Гази-Гумука -территория между рекой Аварское Койсу (река гидатлинцев) и Самуром.

Уместно здесь привести полный текст документа, который сохранился до наших дней, так как он представляет большой интерес для понимания политики Тимура в завоеванных странах, в том числе в Дагестане, а также политического положения на Северо-Восточном Кавказе в XVI-XVII вв. Как пишет издавший эту запись известный дагестанский историк-востоковед Т.М. Aйтбеpов, он «раскрывает роль иноземных завоевателей в разжигании религиозной вражды в Дагестане» [15, с. 131].

В тексте говорится: «Эмирам, которые были поставлены [в Дагестане] он [Тимур] отдал харадж, джизйу и подати (мал) в количестве необходимом каждому из них для [ведения] священной войны.

Эмиру хунзахцев (хунз) он отдал [людей живущих] между рекой гидатлинцев (хид) и горой андийцев (андал), тех киялальцев (кийилал) которые [обитают] позади шибутян (ахл Шубут), Ункратль (Унк рак) и других [горцев, живущих] вплоть до Галгая (Гулга).

Эмиру Гази-Гумука он отдал [людей, проживающих] между рекой гидатлинцев и рекой

Самур.

Все то и отдал [им] сообразно своему [личному] мнению и на определенных условиях

(шарт).

Переписано это в подарок имаму Шамуилу из книг Мухаммада б. Садика - внука Мухаммада Убринскогт (Убри) и [одновременно] Гумукского» [15, с. 132].

Фактически оставляя Дагестан под контролем двух ведущих владетелей - казикумухского шамхала и хунзахского нуцала, Тимур передал им доходы с данных территорий, надеясь на то, что они будут обеспечивать спокойствие в Дагестане.

Таковы краткое описание похода Тимура в Дагестан в 1395-139б гг., описание событий, связанных с этим походом и локализация различных местностей, населенных пунктов и обществ, которые были завоеваны или пройдены войсками захватчиков.

Литература и источники

1. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из персидских сочинений, собранных В.Г. Тизенгаузеном. - М.-Л., 1941. - Т. II.

2. ГаджиевМ.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. - Махачкала, 199б.

3. БакихановА.-К. Гюлистан-и Ирам. - Баку: Элм, 1991.

4. Алкадари Г.-Э. Лсари Дагестан. Исторические сведения о Дагестане. - Махачкала: Юпитер, 1994.

5. ХизриевХ.А. Борьба народов Северного Кавказа с экспансией Тимура: Aвтоpеф. дис. ... канд ист. наук. - Л., 1988.

6. Гаджиев Б. Темир-Хан-Шура // Ленинна байрахъ (дарг. яз.). - 1995. - 15 октября.

7. Алиев Б.Г. Историко-этнографический материал, собранный в Aкушинском, Левашинском и Сергокалинском районах в 19б2 г. // Научный архив И^Э ДФИЦ PAH. Ф. 1. Оп. 1. Д. 371.

S. Айтберов Т.М., Шихсаидов А.Р. Из дагестанских памятных записей // Восточные источники по истории Дагестана. -Махачкала, 1980.

9. Алиев Б.Г. Предания и легенды народов Дагестана // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII - нач. XIX в. - Махачкала, 1981.

10. Шихсаидов А.Р. Apхеогpафическая работа в Дагестане // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. - Махачкала, 1988.

11. Далгат А.В. В огне революции. - Махачкала, 19б0.

12. ЮсуповХ., МуталимовМ. Харбукцы: история и культура. - Махачкала, 1997.

13. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). - Махачкала, 19б9.

14. Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа (1404). - Баку, 1980.

15. АгларовМ.А., Айтберов Т.М. «Повествование об Aли-беге A^H^ro^ и его победе над князем Турулавом б. Aли-ханом Баклулальским», как источник по истории Дагестана XVII в. Примечание. Запись о разделе земель между повелителями Хунзаха и Казикумуха (V-XVII вв.) // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII - нач. XIX. -Махачкала, 1981.

References and Sources

1. Tizengauzen V.G. Sbornik materialov, otnosyashchihsya k istorii Zolotoj Ordy. Izvlecheniya iz persidskih sochinenij, sobrannyh V.G. Tizengauzenom. - M.-L., 1941. - T. II.

2. Gadzhiev M.G., Davudov O.M., SHihsaidov A.R. Istoriya Dagestana s drevnejshih vremen do konca XV v. - Mahachkala, 199б.

3. Bakihanov A.-K. Gyulistan-i Iram. - Baku: Elm, 1991.

4. Alkadari G.-E. Asari Dagestan. Istoricheskie svedeniya o Dagestane. - Mahachkala: YUpiter, 1994.

5. Hizriev H.A. Bor'ba narodov Severnogo Kavkaza s ekspansiej Timura: Avtoref. dis. ... kand ist. nauk. - L., 1988.

6. Gadzhiev B. Temir-Han-SHura // Leninna bajrah" (darg. yaz.). - 1995. - 15 oktyabrya.

7. Aliev B.G. Istoriko-etnograficheskij material, sobrannyj v Akushinskom, Levashinskom i Sergokalinskom rajonah v 19б2 g. // Nauchnyj arhiv IIAE DFIC RAN. F. 1. Op. 1. D. 371.

8. Ajtberov T.M., Shihsaidov A.R. Iz dagestanskih pamyatnyh zapisej // Vostochnye istochniki po istorii Dagestana. - Mahachkala, 1980.

9. Aliev B.G. Predaniya i legendy narodov Dagestana // Obshchestvennyj stroj soyuzov sel'skih obshchin Dagestana v XVIII - nach. XIX v. -Mahachkala, 1981.

10. Shihsaidov A.R. Arheograficheskaya rabota v Dagestane // Izuchenie istorii i kul'tury Dagestana: arheograficheskij aspekt. - Mahachkala, 1988.

11. Dalgat A.V. V ogne revolyucii. - Mahachkala, 19б0.

12. Yusupov H., Mutalimov M. Harbukcy: istoriya i kul'tura. - Mahachkala, 1997.

13. Shihsaidov A.R. Islam v srednevekovom Dagestane (VII-XV vv.). - Mahachkala, 19б9.

14. Ioann de Galonifontibus. Svedeniya o narodah Kavkaza (1404). - Baku, 1980.

15. Aglarov M.A., Ajtberov T.M. «Povestvovanie ob Ali-bege Andijskom i ego pobede nad knyazem Turulavom b. Ali-hanom Baklulal'skim», kak istochnik po istorii Dagestana XVII v. Primechanie. Zapis' o razdele zemel' mezhdu povelitelyami Hunzaha i Kazikumuha (V-XVII vv.) // Obshchestvennyj stroj soyuzov sel'skih obshchin Dagestana v XVIII - nach. XIX. - Mahachkala, 1981.

АЛИЕВ БАГОМЕД ГАДАЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук (аrslist777mail.ru).

МУРТАЗАЕВ АРСЕН ОМАРОВИЧ - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук (аrslist777mail.ru).

ALIEV, BAGOMED G. - chief researcher of the Institute of history, archeology and Ethnography of the Dagestan Federal16 research center of the Russian Academy of Sciences, doctor of historical Sciences, Professor (аrslist777mail.ru).

MURTAZAEV, ARSEN O. - senior researcher of the Institute of history, archaeology and Ethnography of the Dagestan Federal research center of the Russian Academy of Sciences, candidate of historical Sciences. (аrslist777mail.ru).

УДК 94(47).05/06:268«17/18»

ХАЧИДОГОВ Р.А. К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБРАЗОВАНИЯ МУСУЛЬМАН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII - XIX ВВ.

Ключевые слова: образование, религиозное образование, Российская Империя, образование мусульман, ислам.

Развитие образовательной сферы является одним из основных направлений государственной политики большинства стран мира, и Россия в данном случае не является исключением. В представленной статье проведен анализ системы религиозного образования мусульман в Российской Империи, выделены ее существенные особенности. Автор приходит к выводу о том, что система образования мусульман в Российской Империи являлась весьма прогрессивной, и ее особенности обусловлены этноконфессиональными процессами, происходившими в государстве, а также общими тенденциями развития образовательной сферы.

HACHIDOGOV, R.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TO THE QUESTION ON THE FEATUERES OF EDUCATION OF MUSLIMS IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE XVIII - XIX CENTURIES

Key words: education, religious education, Russian Empire, education of Muslims, Islam.

The development of the educational sphere is one of the main directions of state policy of most countries of the world, and Russia in this case is no exception. It the article presents an analysis of the system of religious education of Muslims in the Russian Empire, highlighting its significant features. The author concludes that the system of education of Muslims in the Russian Empire is very progressive, and its features are due to ethno-confessional processes taking place in the State, as well as general trends of the development of the educational sphere.

Потребность человека в получении знаний и их применении на практике ещё в древние времена нашла отражение в развитии образовательной среды. Образование способствует активному формированию и развитию личности в различных направлениях, содействует социализации людей в рамках отдельных групп и общества в целом. Вне зависимости от масштабов и степени эффективности образовательных процессов, их положительное влияние на развитие общества является бесспорным.

В начале XVIII веке в российском государстве существовала довольно развитая система образования, для которой уже было характерно разделение религиозного и светского обучения. Вместе с тем, значение религиозного образования оставалось здесь исключительно важным, а для основной массы населения страны, по существу, ведущим.

В отечественной научной литературе существует множество исследований, посвящённых вопросам религиозного образования в российском государстве. Одни авторы изучают особенности организации образовательных процессов на различных этапах развития российского государства, другие -акцентируют внимание на правовой регламентации и реализации государственной политики в сфере образования, третьи - анализируют проблемы религиозного образования в контексте различных конфессий [1, с. 319]. По нашему мнению, полноценное и всестороннее исследование современных проблем в анализируемой сфере должно осуществляться на основе системного исследования исторического опыта развития образования в русле различных религиозных традиций, в том числе исламской.

Учитывая важность совершенствования системы образования на разных этапах развития российского государства, следует первоначально рассмотреть содержание базового понятия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.