УДК 339.9 656
ЛОГИСТИКА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ: НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СООБРАЖЕНИЯ
Ю.А. ЩЕРБАНИН, д.э.н., проф., завкафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65). E-mail: shcherbanin.y@gubkin.ru
Обозначены некоторые проблемы логистики в нефтегазовой отрасли в контексте с позиции основной задачи данной дисциплины - контроля за движением материалопотоков и снижения издержек. Рассмотрены вопросы, связанные с потерями нефти и нефтепродуктов, снабжения, распределения,неликвидов.
Ключевые слова: логистика в нефтегазовой отрасли, потери нефтегазовых материалопотоков в логистической цепи, логистика снабжения, неликвиды, распределение.
Логистика как научное направление, как дисциплина, преподаваемая в вузах, в современном понимании сложилась в начале 1960-х годов. До этого логистика «обслуживала» военных, поскольку именно они сформулировали основные ее принципы, ключевые направления: быстрая и точная доставка военных грузов до военных складов, до мест боевых действий (то есть логистика распределения, логистика запасов, транспортная логистика), точечная закупка военной продукции (логистика снабжения, выбор только эффективных поставщиков). Как известно, в послевоенный период многие военные разработки стали постепенно внедряться и в гражданскую жизнь. «Конверсия» логистики происходила и в связи с интернационализацией производства, расширением внутренней и внешней торговли, развитием экономической интеграции, активизацией деятельности транснациональных компаний (ТНК).
Именно ТНК первыми пришли к выводу о том, что процесс передви-жения грузов от начальной до конечной точки необходимо строго контролировать с целью снижения самых различных издержек. Они возникают на всех этапах движения материалопотока - при закупке, транспортировании, складировании и хранении, распределении по конечным потребителям. Кроме того, возник еще один логистический сегмент - производственная логистика (на крупных предприятиях перемещаются и складируются огромные объемы самых различных грузов: миллионы тонн руды, угля, например на металлургических комбинатах). В связи с этим, ошибочно понимание и восприятие логистики как некой технологии, представляющей решения сугубо транспортного характера. Логистика подразумевает комплексный подход к решению задач с позиции выявления издержек и их снижения в увязке со всеми логистическими звеньями - от снабжения до распределения.
Нефтегазовая промышленность пропускает через себя огромную но-менклатуру самых различных грузов, причем подразделения отрасли, занимающиеся снабжением, транспортировкой хранением и распределением, имеют дело с материалами, находящимися в трех фазах: газообразной, жидкой и твердой. Работать логистам в нефтегазовой отрасли сложнее, чем, например, их коллегам, которые занимаются только контейнерными грузами в условиях небольшой европейской страны. Их российские
коллеги закупают, грузят, перевозят, хранят и СПГ, и бензин, и задвижки, причем география деятельности, климатические условия, расстояния и др. заставляют постоянно шлифовать знания не только в вышеуказанных областях, но и, например, в грузоведении.
Из существующих достаточно многочисленных проблем логистиче-ского характера, кстати, сопровождающих все отрасли экономики (есте-ственно, специфических для каждой сферы), для нефтегазового сектора в рамках данной статьи мы бы выделили следующие.
Первое. Одной из самых сложных задач в нефтегазовой отрасли является задача по сокращению потерь нефти и нефтепродуктов на пути от скважины до конечного потребителя - до АЗС, НХК, экспортного терминала или нефтебазы.
В России ведется определенная работа по снижению указанных потерь, но, судя по доступным публикациям и материалам специализированных конференций, комплексной картины не складывается, не существует соответствующей статистики, нет публикаций о программах по улучшению ситуации, которые бы охватывали важнейшие нефтегазовые производственные сегменты.
В различных публикациях представлены самые разные оценки потери нефти и нефтепродуктов в пределах обозначенной логистической цепи поставок. Так, по одним оценкам «... по отраслям нефтяной промышленности количественные безвозвратные потери распределяются следующим образом: потери на нефтепромыслах - 4,0%; на нефтеперерабатывающих заводах - 3,5%; при транспорте и хранении нефти и нефтепродуктов на нефтебазах и нефте-продуктопроводах - 2,0%. Всего 9,5%) . По другим потери нефти и нефтепродуктов составляют: на нефтепромыслах до 2,2%, при транспортировке всеми видами транспорта -до 2,5%, при переработке на НПЗ - около 3,5%, на нефтебазах и АЗС - 1,8% . Всего 10%.
Как видно из приводимых данных, разница очевидна. Даже в данном случае, 0,5% при общей добыче в 550 млн т составляет примерно 2,75 млн т в год. Это почти полугодовой объем переработки нефти на комбинированных установках ЛК-6у. И это только разница в 0,5%, появившаяся в результате, вероятно, использования различных методов учета.
В СССР решением Госкомитета Совмина СССР по координации научно-исследовательских работ от 25 февраля
1963 года и приказа Главнефтеснаба РСФСР от 16 мая 1963 года в г. Астрахани была основана Центральная научно-исследовательская лаборатория по борьбе с потерями нефти и нефтепродуктов (ЦНИЛ) Главнефтеснаба РСФСР . Это была единственная проблемная лаборатория по борьбе с потерями нефти и нефтепродуктов на нефтебазах и магистральных трубопроводах по всему Советскому Союзу. Результаты комплексных исследований внедрялись на практике. Однако, судя по тому, что материалы о реальных достижениях не опубликованы (во всяком случае, они, если и существуют, не доступны), вряд ли были достигнуты существенные сдвиги. Мы исходим из того, что российские показатели сегодня где-то коррелируются с показателями 60-70-х годов прошлого столетия - те же 10% потерь.
Несмотря на централизованные управление и контроль со стороны государства, крупных успехов по снижению потерь достигнуто не было, хотя и значительных ухудшений в данном сегменте деятельности не наблюдалось. Организационная структура в тот период не представляла собой, скажем так, стройную логистическую цепочку: буровики, промысловики, нефтепереработчики, трубопроводчики не были сведены в единую цепь, да и подчинялись они разным объединениям и ведомствам, со всеми вытекающими последствиями. Например, в Башкирии трест Башвостокнефтеразведка и др. и различные НПУ - это Башнефть, башкирские НПЗ - это башнефтезаводы, трубопроводы, нефтебазы - Главнефтеснаб и т.д.
В настоящее время нефтегазовые компании имеют в своем составе предприятия, образно говоря, «от разведки до АЗС». Таким образом, руководство и соответствующие службы могут осуществлять полновесный контроль за всеми технологическими звеньями и не допускать крупных потерь.
Второе. Как показывает анализ материалов конференций по снабжению предприятий нефтегазового комплекса, организация процессов закупки, выбор поставщика и т.д., то есть все то, что формирует звено, обозначаемое ныне как логистика снабжения, все чаще и чаще становится объектом пристального внимания руководства компаний, предметом совершенствования и различных реорганизаций.
Накопленный за последние годы нефтегазовыми компаниями опыт организации закупок самой различной продукции и услуг показывает, что теоретические посылки рынка в системе «спрос-предложение» так и остаются во многом теоретическими. Теория не охватывает такие важные составляющие как, например, выбор поставщика, которого подбирают зачастую на основе внерыночных факторов. За последние 10-15 лет нефтегазовые компании практически перешли на централизованную систему закупок, несмотря на географическую разбросанность своих предприятий. К издержкам при закупках приводят и такие, казалось бы, не столь уж и важные виды деятельности подразделений, как оформление документов, организация тендеров и т.д. Кроме того, современный снабженец должен иметь весьма высокий уровень подготовки, как теоретической, так и практической. Например, работник отдела закупок просто обязан знать принципы ценообразования на продукцию и ориентироваться в рынках. Достаточно высокий уровень издержек очень часто объясняется ошибками, допускаемыми в связи с неглубоким знанием 1псо!егтз-2010.
Третье. Логистика распределения. Большие резервы в части снижения издержек приходятся на логистику распределения. Это достаточно специфическая сфера деятельности, так как она требует специальных знаний в области маркетинга. При выстраивании стратегии распределительной логистики компании необходимо выделить два ключевых направления: 1) тщательное изучение потребностей рынкаи способы и 2) внедрение новых технологий для удовлетворения выявленных потребностей путем эффективной организации распределительных сетей и транспортно-экс-педиторского обслуживания.
Большие потери, в том числе и с нарушениями законодательства, отмечаются на конечных точках взаимодействия производителя с потребителем. Приведем лишь один пример [4]. В ходе проверки 420 АЗС в различных регионах страны были выявлены «факты недолива в диапазоне 0,41мл до 280 мл (По нормативам на 10 л недолив может составлять 0,25 мл). В Росстандарте подсчитали, что при обороте АЗС в среднем 4-5 т топлива в день максимальный недолив на некоторых заправках составлял 140 л в сутки». Таким образом, в результате недостаточного контроля за деятельностью распределительного звена - АЗС компании - происходят грубые нарушения, влияющие на со-хранность материалопотока при его движении от начальной до конечной точки.
Четвертое. Запасы. Материальные запасы являются одним из наиболее дорогих активов большинства компаний, работающих в сфере добычи и переработки полезных ископаемых. Как правило, доля (по стоимости) материальных запасов в инвестируемом капитале составляет 38-40%.
Основные затраты, которые компания вынуждена делать в связи с созданием и содержанием запасов на собственных или арендованных складах таковы.
Во-первых, речь идет о замороженных финансовых средствах. Запасы, которые хранятся на складах предприятия, стоят денег. Деньги, потраченные на закупку хранящейся продукции, на произведенные уже полуфабрикаты и т.д., не приносят новых денег и с каждым днем «дорожают», ибо не работают.
Далее, компании необходимо осуществлять расходы, связанные с со-держанием складских помещений и площадей, требуется оплачивать труд обслуживающего персонала. При достаточно длительном хранении происходят порча товара, случаи хищения.
В нефтегазовой отрасли (как и в других отраслях) существует проблема неликвидов. Это запасы, которые продолжительное время находятся на складах в виде готовой продукции или сырья. В основном они возникают в связи с изменением технологии производства, либо оборудование или различные комплектующие были поставлены под проект, который чуть позже был по каким-то причинам приостановлен, либо произошли ошибки при формировании заказа, в результате чего были неправильно определены объемы закупок, а также из-за нерегулярной или сезонной потребности. В ряде случаев грузы приходят недоукомплектованными, бракованными либо поврежденными при транспортировке. Здесь следует отметить и ошибки отделов и департаментов снабжения. Мы намеренно обращаем внимание на существование указанных неликвидов, наличия которых надо избегать, особенно при активизации разведки, бурения и добычи углеводородного сырья на
4
• 2016
23
арктическом шельфе. Понятно, в трудных условиях Севера при отсутствии регулярного расписания движения транспортных средств вывозить неликвид на Большую землю будет крайне накладно, да и его стоимость с учетом издержек на хранение будет высокой.
В заключение обратим внимание на следующее. В начале 2010-х годов в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина была создана кафедра нефтегазотрейдинга и логистики, выпускающая магистров, включая и совместную программу с Техническим университетом логистики (г. Молде, Норвегия). Кстати, указанный норвежский университет готовит специалистов для компании «Статойл». Интерес представляют спецпредметы, преподаваемые в Норвегии, например такие, как «Вертолетная
логистика». Это весьма важная дисциплина, особенно если требуются специалисты для транспортного обеспечения морских буровых платформ (доставка вахт, планирование в условиях погодной непредсказуемости на море при ограниченной заправке воздушных судов ГСМ и т.д.). Указанная дисциплина также преподается и в Бразилии, поскольку компания Ре^оЬгаэ активно разбуривает морской шельф. Зарубежные кафедры аналогичного профиля дали положительную профессиональную оценку преподаваемым в Губкинском университете предметам логистического профиля, таким как «Грузоведение», «Особенности транспортировки нефтепродуктов сухопутным транспортом» (в частности детальный анализ ИНК0ТЕРМС-2010).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Потери нефти и нефтепродуктов при эксплуатации резервуарных парков. http://gazovikneft.ru/articles/poteri/
2. Потери нефти и нефтепродуктов и мероприятия по их сокраще-нию. http://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/ khranenie-i-transportirovka-nefteproduktov/poteri-nefti-i-nefteproduktov-i-meropriyatiya-po-i/
3. АОГУ «Государственный архив Астраханской области». Центральная научно-исследовательская лаборатория по борьбе с потерями нефти нефтепродуктов (ЦНИЛ) Главнефтеснаба РСФСР г.Астрахань
№ Фонда Р-3870. https://archive.astrobl.ru/afao/8/%D0%A0-%203870
4. Рецидив и недолив // Современная АЗС. 2015. Ноябрь. С. 50.
LOGISTICS IN OIL AND GAS SECTOR: SOME THESISES AND CONSIDERATIONS
SHCHERBANIN Yu.A., Dr. Sci. (Econ.), Prof., Head of Oil and Gas Trading and Logistics Department Gubkin Russian State University of Oil and Gas (65, Leninsky Pr., 119991 Moscow, Russia). E-mail: shcherbanin.y@gubkin.ru
ABSTRACT
Some problems of logistics in oil and gas sector were touched upon in context with the basics of this discipline - control over the material flows moving and expenses decreasing. Issues connected with crude oil and petroleum products loses in frame of material flow moving, supply logistics, distribution logistics and storage are presented.
Keywords: logistics in the oil and gas industry, oil and gas loss of material flow in the supply chain, logistics supply chain, illiquid assets, distribution
REFERENCES
1. Poteri nefti i nefteproduktov pri ekspluatatsii rezervuarnykh parkov (Crude oil and petroleum products loses during the operations of storage depot) Available at: http://gazovikneft.ru/articles/poteri/
2. Poteri nefti i nefteproduktov i meropriyatiya po ikh sokrashcheniyu (Crude oil and petroleum products loses and some and measures to reduce them) Available at: http://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/ khranenie-i-transportirovka-nefteproduktov/poteri-nefti-i-nefteproduktov-i-meropriyatiya-po-i/
3. AOGU «Gosudarstvennyy arkhiv Astrakhanskoy oblas-ti».Tsentral'naya nauchno-issledovatel'skaya laboratoriya po bor'be s poteryami nefti nefteproduk-tov (TSNIL) Glavneftesnaba RSFSR g.Astrakhan' № Fonda R-3870 (Astrakhan Oblast State Archive. Central anti-loses of crude oil and petroleum products research laboratory of the Soviet Socialist Russian Federation Republic Main oil supply committee, Astrakhan, Fund N P-3870) Available at: https://archive.astrobl.ru/afao/8Z%D0%A0-%203870
4. Backslide and runout. Sovremennaya AZS, 2015, p.50