Научная статья на тему 'Логистическое обеспечение управления информационными ресурсами инновационной среды'

Логистическое обеспечение управления информационными ресурсами инновационной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / INFORMATION / MANAGEMENT / COGNITIVE MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заенчковский А.Э.

Автором предлагается нестандартный способ управления информационными ресурсами для достижения конкурентного преимущества – для этого используется когнитивное моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Заенчковский А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC SUPPLYING OF INFORMATION RESOURCES MANAGEMENT IN INNOVATIONS

The way author suggest to get competitive preferences for a firm is cognitive modeling.

Текст научной работы на тему «Логистическое обеспечение управления информационными ресурсами инновационной среды»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК:338.49

А.Э. Заенчковский

канд. экон. наук, кафедра менеджмента и информационных технологий в экономике, Филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Автором предлагается нестандартный способ управления информационными ресурсами для достижения конкурентного преимущества - для этого используется когнитивное моделирование.

Ключевые слова: информация, управление, когнитивное моделирование.

A.E. Zaenchkovskiy, Branch of National Research University «Moscow Power Engineering Institute» in Smolensk

LOGISTIC SUPPLYING OF INFORMATION RESOURCES MANAGEMENT IN INNOVATIONS

Abstract. The way author suggest to get competitive preferences for a firm is cognitive modeling.

Keywords: information, management, cognitive modeling.

Информация - это единственный вид ресурсов, который с течением времени увеличивается, качественно совершенствуется, в связи с чем, усложняется процесс его использования в качестве инструмента поддержки принятия стратегических, тактических и оперативных решений. При этом отсутствие эффективных механизмов управления информационными ресурсами приводит к нерациональному использованию всех остальных ресурсов предприятия, что в итоге не позволяет реализовать имеющийся у предприятия потенциал развития.

Анализируя теоретическую сторону вопроса, следует отметить, что информационные ресурсы - это интегральное понятие, включающее в себя полную совокупность сведений, формируемых в процессе жизнедеятельности конкретного субъекта (в данном случае предприятия). С другой стороны, информационные ресурсы - это отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных, других информационных системах). При этом менеджмент информационных ресурсов, поддерживающий достижение существующих целей при оптимальном использовании иных ресурсов предприятия (что важно в существующих условиях для создания значимых конкурентных преимуществ), возможен только на принципах информационной логистики, которая способствует созданию единой системы управления и совершенствования информационной базы предприятия.

Инновационная среда региона представляет собой, как правило, объединение различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, органов государственного управления, общественных организаций и т.д.), что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и

№ 11 (15) - 2012

29

Проблемы экономики и менеджмента

изобретения, и в перспективе влечет достижения высокого уровня конкурентоспособности на высокорисковом инновационном рынке. В тоже время эффективность региональных инновационных процессов в значительной степени определяется возможностью реализации стратегического подхода к управлению инновационным развитием региона. Как представляется, такой подход к управлению региональными инновационными процессами позволит повысить результативность реализации стратегий социально-экономического развития регионов. Информация, необходимая для принятия обоснованных решений по управлению совокупностью инновационных агентов регионального уровня, по мнению авторов, в силу значительных размеров, неоднородности, а также особенностей производственно-инновационного процесса имеет следующие качественные особенности: неточная интерпретация источников и способов передачи информации; разнородность и слабая релевантность информации, полученной не на основе объективных измерений; неформализуемый, зачастую - вербальный вид информационных сообщений. Указанные особенности препятствуют применению традиционных методов управления экономическими системами, таких как бюджетирование, управление издержками, трендовый анализ и т.п.

В силу этого актуальным становится применение методов управления инновационными структурами, основанных на теории нечетких множеств. Методология нечетких логических построений ближе по духу к человеческому мышлению и естественным языкам, чем традиционные логические системы. Такая логика, в основном, обеспечивает эффективные средства отображения неопределенностей и неточностей управляемых социально-экономических систем, что будет способствовать скорейшей акцепции и реализации управляющих воздействий в экономическом инновационном пространстве [1]. В качестве инструмента, объединяющего концепцию информационной логистики и аспекты моделирования системы (в данном случае информационной) для принятия эффективных управленческих решений, можно использовать когнитивную карту информационной системы.

В целом когнитивная карта информационной системы представляет собой ориентированный граф, в котором привилегированной вершиной (концептом) является некоторое будущее (как правило, целевое) состояние любого элемента информационной инфраструктуры предприятия. Остальные вершины соответствуют факторам, влияющим на достижение этого целевого состояния. Дуги, соединяющие факторы с вершиной состояния, имеют толщину и знак, соответствующий силе и направлению влияния данного фактора на переход объекта управления в данное состояние, а дуги, соединяющие факторы показывают сходство и различие во влиянии этих факторов на объект управления. Анализ ситуации и выдача рекомендаций по принятию решений, воздействующих на ситуацию, происходит в результате обработки когнитивных карт [2].

Активное использование когнитивных карт в качестве средства моделирования обусловлено возможностью наглядного представления анализируемой системы.

В целом использование когнитивных карт информационной системы предпри-

30

№ 11 (15) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ятия позволяет оценить возможные последствия принимаемых решений относительно конкретных элементов информационной инфраструктуры (каналы передачи информации, экспертные системы и базы данных, производительность информационной системы и предприятия в целом, подсистемы управления функциональными областями предприятия и др.) и определить качественные изменения состояния концептов, однако в данных картах затруднено ранжировать по степени влияния положительные и отрицательные тенденции внутри системы.

Когнитивная карта информационной системы позволяет увязывать, в целях дальнейшего построения информационно-аналитической системы управления предприятия, параметры информационной инфраструктуры следующих степеней формализации:

1. хорошо структурированные или количественно сформулированные, корреляция которых однозначно определена и позволяет выразить данные параметры в числах или символах, получающих в итоге численные оценки;

2. слабо структурированные или смешанные, в которых качественные элементы доминируют над количественными;

3. неструктурированные или нечеткие (неформализованные), количественные зависимости между которыми не известны.

Исходя из результатов проведенного исследования для моделирования взаимосвязи результатов реализации стратегий социально-экономического развития регионов и инновационных стратегий на региональном уровне авторами предлагается новая разновидность нечетких когнитивных карт, учитывающая неопределенность системных характеристик, отличающаяся от известных тем, что:

• отношения влияния между концептами представлены нечеткими множествами, при этом проблема учета отрицательного влияния концептов решается путем расширения базового множества для этих нечетких множеств на область отрицательных значений;

• для решения задачи аккумулирования влияния нескольких входных концептов на один выходной концепт, а также для определения опосредованного влияния концептов друг на друга используется интервальный метод с реализацией операций над интервалами a-уровней нечетких множеств (чисел), представляющих состояния концептов и отношения их влияния друг на друга;

• системные характеристики нечеткой когнитивной карты определяются на основе транзитивно замкнутой матрицы взаимовлияний, элементы которой представляют нечеткие множества, заданные на областях положительных и отрицательных значений базовых множеств; расчет системных показателей реализуется на основе интервального метода с использованием операций над интервалами a-уровней нечетких множеств; а сами системные показатели представляют собой модифицированные в результате преобразований нечеткие множества;

• в результате проводимого анализа учитывается неопределенность используемых системных характеристик. Рассмотрим основные этапы построения и использова-

№ 11 (15) - 2012

31

Проблемы экономики и менеджмента

ния предлагаемой разновидности нечеткой когнитивной карты.

Этап 1. Выделение перечня концептов (элементов исследуемой системы).

Этап 2. Описание взаимного влияния концептов друг на друга.

Отношения влияния между концептами Ki и Kj нечеткой когнитивной карты данного типа представлены в виде нечетких множеств w. . Данные нечеткие множества

рассматриваются как элементы нечеткой матрицы смежности для графа предложенной разновидности нечеткой когнитивной карты. Нечеткие значения выходного концепта вычисляются на основе интервального метода с использованием операций над интервалами a-уровней нечетких множеств. Например, при использовании связки min передача непосредственного влияния концепта К, на концепт Kj осуществляется следующим образом:

Kj = min(Ki, Wj ).

Этап 3. Определение влияния входных концептов на один выходной концепт.

Отдельные нечеткие влияния входных концептов, непосредственно воздействующие на выходной концепт объединяются на основе интервального метода с использованием операций суммирования и умножения над интервалами a-уровней соответствующих нечетких множеств:

N

К, =1 (W ■ КД

i=1

Этап 4. Определение системных характеристик нечеткой когнитивной карты.

Для определения взаимовлияния концептов от исходной нечеткой когнитивной карты с положительными и отрицательными влияниями, представленными нечеткими множествами w., заданными на областях положительных D+ij и отрицательных D ~i].

значений базового множества Dj, соответственно, переходим к нечеткой матрице положительных связей R размером 2nx2n, элементы которой определяются из матрицы W = ||wj || nxn путем замены:

если Wj е D, то гъ-1,2 }._i = wj, /2,-2 j = ,

если Wj е D_у., то /2i_1, 2 j = _, /2i, 2 j_1 = _.

Остальные элементы принимают нулевые значения.

Этап 5. Анализ системных характеристик нечеткой когнитивной карты.

По результатам рассчитанных характеристик предложенной когнитивной карты осуществляется анализ, при этом учитывается неопределенность используемых системных характеристик.

Отметим, что использование системных показателей, рассчитываемых для когнитивных карт инновационной среды позволит расширить область применения аппарата когнитивного моделирования на системы управления инновационными процессами, обеспечивая повышение обоснованности решений по повышению инновационной активности в рамках региональных социально-экономических систем.

32

№ 11 (15) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Системный анализ рассмотренных когнитивных карт с элементами нечеткости может представлять собой информационно-аналитическую базу для системы управления инновациями на региональном уровне, которая приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Архитектура управления информационными ресурсами предприятия

Модуль формализации задачи и данных - программный модуль, который предназначен для формализации поставленной задачи достижения целевого состояния конкретного концепта системы и известной эксперту качественной информации о параметрах информационной системы. Модуль запрашивает у эксперта данные о системе, о цели, о возможных вариантах принимаемых решений, формализует эти данные и преобразует их к виду, пригодном для обработки в базе знаний. Данный блок имеет многопользовательскую распределенную структуру, и предназначен для работы с несколькими экспертами одновременно.

Модуль генерации смысловых решений - программный модуль, предназначенный для генерации возможных смысловых решений относительно изменения базовых параметров информационной системы. В результате работы данного модуля формируются варианты решений, которые могут привести к решению задачи в формализованном виде, так что эти данные могут храниться в базе данных. В данном блоке должен быть реализован как механизм автоматической генерации решений, так и процедура добавления вариантов решений экспертами. Данный модуль также имеет многопользовательскую распределенную структуру.

Модуль оценки решений - программный модуль, в котором реализуется меха-

№ 11 (15) - 2012

33

Проблемы экономики и менеджмента

низм сравнения вариантов решения и выбор наилучшего или наилучших из них в соответствии с предпочтениями экспертов.

Модуль согласования решений - программный модуль, в котором осуществляется согласование групповых решений.

Модуль анализа последствий принятия решений - программный модуль, в котором проводится количественный и качественный анализ последствий принимаемых решений путем анализа данных моделирования.

Модуль оценки соответствия решений целям - программный модуль, в котором проводится качественная и количественная проверка соответствия результатов полученного решения и заданных целей.

База данных - программный модуль, в котором хранятся данные и алгоритмы их обработки, используемые при работе остальными модулями.

Моделирование решений - программный модуль, в котором проводится моделирование различными методами данных о системе, к которой принимаются решения. В данный блок реализует разработанные алгоритмы моделирования. Результаты работы этого блока используют другие блоки в своей работе.

Главная программа - программный модуль, координирующий работу всех модулей системы. В нем, помимо определения порядка работы экспертов с остальными модулями, заложена сама когнитивная карта информационной системы.

Таким образом, формируется информационно-аналитическая система управления на предприятии, которая представляет собой обобщенные когнитивные карты. Причем данная система управления может функционировать в трех основных режимах.

Первый режим - с помощью когнитивной карты система управления позволяет сделать прогноз развития ситуации информационной системы предприятия и соответственно при большом количестве концептов невысокого уровня обобщения для предприятия в целом на заданное количество шагов. Лицо, принимающее решение, не только может проследить переходы своей модели из состояния в состояние, но и оценить «устойчивость» или «сходимость» каждой альтернативы.

Второй режим - это режим ответов на вопросы. В данном режиме реализуется активный интерактивный процесс «общения» экспертов с системой по исследуемой проблеме. «Навигатор» системы, имея всю информацию о решаемой проблеме, в каждой точке когнитивной карты позволяет получить информацию о взаимовлиянии концептов, и, в конечном итоге, получить ответы на вопросы «как?» и «почему?». Для реализации данного режима используется специальный режим «навигации» по обобщенной нечеткой когнитивной карте.

В третьем режиме лицо, принимающее решение, по сформулированной цели (частной когнитивной карте), используя блок моделирования информационной системы, может определять исходные условия (обратные решения) для достижения поставленных целей, причем решение может быть не одно. Пользователь задает цели для всей обобщенной когнитивной карты, не заботясь о ее структуре.

34

№ 11 (15) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Представленная методология моделирования и аналитического сопровождения процесса управления инновациями позволяет в сжатые сроки разработать и обосновать стратегии по разработке и выпуску инновационной продукции на региональном уровне и определить направления экономического развития и модернизации инновационных объектов хозяйствования в целом.

Список литературы:

1. Борисов В.В. Компьютерная поддержка сложных организационно-технических систем / В.В. Борисов, И. А. Бычков, А.С. Федулов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2002.

2. Дли М.И. Нечеткая логика и искусственные нейронные сети / М.И. Дли, В.В. Круглов, Р.Ю. Голунов. - М.: Физматлит, 2001.

List of references:

1. Borisov V.V. Komputernaya podderzka slozhukh organizacionno-tekhnicheskikh system [Support of comlex technical systems by IT] / V.V. Borisov, I.A. Bychkov, A.S. Fedulov. - Moscow: Goiyachaya liniya-Telecom, 2002.

2. Dli M.I. Nechetkaya logika I iskusstvennie neironnie seti [Fuzzy logic and neural networks] / M.I. Dli, V.V. Kruglov, R.U. Golunov. Moscow:Fizmatlit. 2001.

Д.Г. Книгина

бакалавр менеджмента, магистр маркетинга, кафедра менеджмента организации, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОДВИЖЕНИЯ КАК ПРОЦЕСС ЭФФЕКТИВНОГО ВЫХОДА НОВОГО БРЕНДОВОГО ТОВАРА НА РЫНОК

Аннотация. Актуальность темы статьи заключается в том, что на сегодняшний день разработка, выпуск и эффективное продвижение своего брендового товара становится для нефтяных компаний конкурентным преимуществом и возможностью для постоянного и тесного сотрудничества со своими клиентами. Разработка программы продвижения нового брендового товара на рынок является вспомогательным инструментом для эффективного и максимально выгодного выпуска товара на рынок.

Ключевые слова: брендовый товар, программа продвижения, конкурентные преимущества, нефтяные компании, ТНК-ВР.

D.G. Knigina, Belgorod State National Research University

DEVELOPMENT OF THE PROGRAM OF РROMOTЮN AS PROCESS OF THE EFFECTIVE EXIT OF THE NEW BRAND GOODS TO THE MARKET

Abstract. The urgency of a subject of article is that on today development, release and effective promotion of the brand goods becomes for the oil companies competitive advantage and possibility to continuous and close cooperation with the clients. Development of the program of promotion of the new brand goods on the market is the auxiliary tool for effective and most favorable release of the goods on the market.

Keywords: brend goods, program of promotion, competitive advantages, the oil companies, TNK-BP.

№ 11 (15) - 2012

35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.