Логистический подход в решении проблем сбыта сельхозпродукции
П.П. Гончаров, д.э.н., профессор, А.П. Крыгина, к.э.н., И.Р. Ниетова, аспирантка, Оренбургский ГАУ
Малые формы хозяйствования агропромышленного комплекса вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение страны, производя около 60% объёма всей сельхозпродукции, а также имеют ключевое значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях.
Одними из наиболее важных проблем для малых форм хозяйствования являются сбыт и своевременность оплаты произведённой сельскохозяйственной продукции. В отсутствие конкуренции они вынуждены на кабальных условиях сдавать сельхозпродукцию частникам и коммерческим структурам.
Сбыт — это процесс реализации произведённой продукции с целью превращения товара в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Продажа завершает процесс сбыта, когда товар переходит в собственность покупателя.
В процессе сбыта продукции происходят не только физическое перемещение реального вещественного потока из мест производства в места
потребления, но и хранение, подсортировка товаров, как в пути следования, так и на промежуточных базах и складах, в розничной торговой сети в ожидании их реализации. Этот процесс представляет собой объективную необходимость и обусловлен общественным и территориальным разделением труда и разнообразными потребностями людей, проживающими в различных районах страны. Он является целесообразным в том случае, если через удовлетворение нужд потребителя будет обеспечена экономическая выгода каждому его участнику.
Анализ современного этапа организации системы сбыта сельхозпродукции за рубежом основывается, прежде всего, на изучении деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов США, Германии, Канады, Новой Зеландии и др. стран, имеющих сложившиеся традиции и длительный опыт организации, поддержки и регулирования сбытовой деятельности в сельском хозяйстве. Правовую основу организации системы сбыта сельскохозяйственной продукции в развитых странах составляют общепризнанные международные документы и национальное законодательство [1].
Зарубежный опыт организации системы сбыта сельскохозяйственной продукции, произведённой малыми формами хозяйствования, может быть принят во внимание при поиске путей решения проблем, стоящих перед российским сельским хозяйством.
Исследование товарных сельхозрынков в современных условиях хозяйствования приобретает особую актуальность и значимость, поскольку в настоящее время их положение характеризуется динамичностью, усложнением механизма формирования и развития, появлением новых факторов, оказывающих существенное и противоречивое воздействие. В связи с этим важное значение приобретают логистические товарные потоки.
До недавнего времени считалось, что к организациям малого бизнеса в АПК (личным подсобным хозяйствам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, кооперативам) принципы логистики не применимы. Но, как известно, логистика — это управление потоками. Применительно к теме исследования это заключается в доведении готовой сельхозпродукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, в возможности управлять потоками продукции, произведённой малыми формами хозяйствования в АПК [2].
Анализ мирового и отечественного опыта свидетельствует, что малым формам хозяйствования в АПК как конечным самостоятельным экономическим ячейкам общества в той или иной степени присущи все функциональные области логистики — закупочная, распределительная, транспортная, информационная и другие.
Задача реализации сбыта сельхозпродукции, произведённой малыми формами хозяйствования, весьма актуальна. В настоящее время существенную проблему для сельских товаропроизводителей представляет отсутствие опыта реализации произведённой продукции, так как данную продукцию необходимо доставить потенциальному потребителю и создать условия для превращения потребности в реальный спрос.
Сбыт подразумевает движение материальных потоков (готовой продукции) от производителя до конечного потребителя. На этой стадии процесса управлением материальными потоками занимается распределительная логистика. Распределительная логистика — обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.
Под распределительной логистикой пониманием физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Главное направление в распределительной логистике представляет рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов (гото-
вой продукции). Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции в соответствии с интересами и требованиями потребителя.
Организация распределительной логистики включает: организацию процесса сбыта готовой продукции с учётом принципов и методов логистики; организацию управления сбытом как совокупность логистических операций, логистических цепей и логистических систем; организацию взаимодействия участников сбытовой деятельности, т.е. субъектов распределительной логистики.
Логистическое моделирование процесса сбыта готовой продукции строится с учётом целевой ориентации на конечные результаты сбытовой деятельности.
В операционную систему распределительной логистики включают три подсистемы: перерабатывающую, обеспечения, планирования и контроля. Удовлетворение спроса потребителей — это результат взаимодействия всех перечисленных подсистем.
Развитие логистических подходов при организации сбыта сельхозпродукции, произведённой малыми формами хозяйствования, открывает возможности улучшения обслуживания потребителей. В последнее время возникла необходимость оказания им дополнительных услуг, в частности по доставке товаров в сокращённые сроки, по улучшению взаимодействия с транспортными организациями, по выполнению складских операций, удовлетворению других запросов, выполнимых в условиях комплексного логистического обслуживания.
Участники каналов, создающие цепи поставок, осознают влияние покупателей и рассматривают их в качестве своих активов. Наблюдается явный сдвиг внимания сельхозпроизводителя в сторону покупателя. Следует отметить, что улучшение обеспечения населения собственными транспортными средствами, проникновение компьютерных средств передачи и обработки информации существенно изменяет характер и условия посещения магазинов, расширяет возможности поиска товара, даже не выходя из дома. Связи между производителем и потребителем становятся всё теснее. Для эффективного управления товарными запасами меняется концепция поставок потребительских товаров.
В связи с этим всё большее значение приобретают потребительские кооперативы и их союзы.
К сожалению, использованию логистических подходов к исследованию рынков потребительских товаров, особенно на стадии их движения от малых форм хозяйствования в АПК до розничных предприятий, уделяется недостаточно внимания. В действительности они требуют пристального
рассмотрения, так как потребительский рынок находится в стадии реформирования.
Проанализировав потоковые процессы малых форм хозяйствования в АПК региона на рынках потребительских товаров, мы выявили ряд проблем, решение которых возможно при условии применения логистических подходов.
Так, в большинстве личных и крестьянских (фермерских) хозяйств области используются крайне несовершенные технологии, велика доля ручного труда. Ощущается недостаток в снабжении качественным семенным материалом, обеспечении высокопродуктивным скотом, кормами, средствами химизации, а также оказании консультационных услуг.
Отсутствие информированности о рыночной конъюнктуре, потенциальных партнёрах, невозможность влияния на уровень цен из-за незначительных объёмов продажи продукции усиливает проблемы сбыта, ограничивает возможности увеличения производства.
Недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки и переработки приводит к получению неконкурентоспособной продукции.
Важным инструментом решения этих проблем является создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по заготовке, сбыту, переработке продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Кооператоры считают, что только концентрация сил в закупочно-сбытовой сфере может изменить положение к лучшему.
При этом наибольшую жизнеспособность проявляют сельскохозяйственные потребительские кооперативы, учредителями которых выступают финансово-устойчивые сельскохозяйственные организации, предприятия переработки и др.
Среди нерешённых проблем, тормозящих развитие малых форм хозяйствования в АПК и кооперации, следует выделить слабую работу по разъяснению возможностей использования кредитных ресурсов, особенно по оформлению ипотечных кредитов под земельный залог. Пока не приносят должных результатов попытки создания сельхозрынков в городах и районах области. На имеющихся рынках сельхозпродукции «погоду» сегодня делают не кооперативы, а перекупщики.
Мы полагаем, что для поддержки малых форм хозяйствования в Оренбуржье необходимо разработать программу, основанную на построении замкнутой цепочки: от снабжения семенами в овощеводстве, растениеводстве, племенным скотом в животноводстве до сбыта готовой продукции. Процессы обеспечения производства, переработки, логистики и сбыта должны осуществляться централизовано через созданные кооперативы, которые как раз и будут коорди-
нировать взаимодействие владельцев хозяйств с различными структурами. Например, следует для магазинов и торговых домов, торгующих произведённой малыми формами хозяйствования сельхозпродукцией, создать торговую марку «Фермер Оренбуржья» и др. регионов.
Всю деятельность надо осуществлять на основе заключённых между К(Ф)Х, ЛПХ и кооперативами контрактов, с указанием сроков, объёмов и качественных параметров поставки продукции. При этом сохраняется хозяйственная и юридическая самостоятельность партнёров. Поставки готового урожая, продукции оформлять заказами.
В идеале такая система должна создать стабильно работающую, самоокупаемую систему производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, которая позволит владельцам личных подсобных хозяйств и фермерам зарабатывать.
Организация работы должна быть налажена в пяти основных направлениях: обеспечение производства, самопроизводство сельхозпродукции, её переработка, логистика и дистрибуция.
На наш взгляд, также необходимо создание оптовых продовольственных рынков. Оптовый продовольственный сельскохозяйственный рынок будет осуществлять закупку у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, у К(Ф)Х плодоовощной и другой продукции в свежем виде. Принцип работы оптового рынка:
1) Овощи поступают на рынок из районов, в каждом из которых действуют сельхозкооперативы.
2) На базе рынка овощи моют, сортируют, фасуют и упаковывают.
3) Свежие, экологически чистые овощи и другая сельхозпродукция реализуются, прежде всего, представителям крупных торговых сетей, мелким предприятиям розничной торговли и общественного питания, а также другим заинтересованным лицам. В дальнейшем можно будет отправить большими партиями продукцию за пределы области (железнодорожным и автомобильным транспортом).
Необходимое оборудование для оптовых продовольственных рынков может приобрести областная (городская) администрация и сдавать в аренду или лизинг руководству рынка. Снижение затрат на оборудование, таким образом, становится одной из причин объективного снижения цен на продукты. Участие властей в организации овощных рынков позволяет государству влиять и на ценовую политику предприятий. Цены оптовых рынков будут являться ориентиром для всех других каналов сбыта продукции и, в частности, для установления контрактных расценок. Поэтому здесь важно работать по принципу частно-государственного партнёрства [3].
Товарно-оптовые рынки можно отдавать в управление (или где-то они могут быть в собственности) непосредственно потребительским кооперативам, которые создают сельхозпроизводители. Тогда можно будет решить три главные задачи: прямой доступ сельхозпроизводителей к местам льготной реализации продукции; достижение умеренных цен путём исключения целого ряда посредников, что экономически справедливо; публичность лиц, ответственных за качество продукции. Реализация этих задач значительно снижает теневой оборот и интерес криминальных структур к точкам реализации продукции.
Необходимо отметить, что одна из главных задач логистики — управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Она предполагает не только учёт издержек производства и обращения, но и управление издержками потребления.
В последние годы средний уровень издержек обращения средств производства относительно их стоимости возрос (без учёта доставки от баз снабжения в сельскохозяйственные организации)
до 20—25%, а в удалённых восточных и северных регионах — до 60—80% и более. Это обусловило рост доли издержек по доставке ресурсов в общих затратах на производство сельскохозяйственной продукции. Особенно страдают в таких ситуациях малые предприятия.
Между тем, по зарубежным данным, применение научно обоснованных методов логистики позволяет снизить уровень издержек обращения на20%, товарные запасы — на 30—70%, сократить время обращения товаров на 20—50%.
В связи с этим особое значение для сельского хозяйства приобретают логистические методы снижения издержек обращения при его ресурсо-обеспечении, отказ от стихийного формирования уровня и структуры этих издержек, наносящего большой вред аграрной экономике.
Литература
1. Зуева О.Н. Логистика домашних хозяйств в новой экономике // Новая экономика: вызовы, тенденции, реализуемость: II научные чтения профессоров — экономистов и докторантов: материалы. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2008.
2. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: учебник. М.: Проспект, 2009. 432 с.
3. Гаджинский А.М. Логистика: учебник. 16-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. 484 с.