УДК 658.788:63
Г.Г. Левкин
Омский государственный университет путей сообщения, Омск, 644046 e-mail: [email protected]
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В статье рассмотрено использование логистических принципов при организации аграрного производства с учетом исторических преобразований в отрасли. Определены роль малого предпринимательства в сфере аграрно-промышленного комплекса (АПК) и основные направления совершенствования логистической инфраструктуры.
Ключевые слова: логистика, сельское хозяйство, предприятие, централизация, децентрализация.
G.G. Levkin
Omsk State Transport University, Omsk, 644046 e-mail: [email protected]
LOGISTIC APPROACH TO AGRICULTURAL PRODUCTION ORGANIZATION
The use of logistic principles in the organization of agricultural production, taking into account historical changes in the industry is discussed in the article. The role of small business in the field of agriculture and the main directions of improving the logistics infrastructure are detected.
Key words: logistics, agriculture, enterprise, centralization, decentralization.
Логистика как концепция управления материальными потоками используется в различных отраслях экономики, включая сельское хозяйство. Анализ логистических систем агропромышленного комплекса показывает, что логистический подход можно рассматривать на макро- и микроуровне. В зависимости от уровня централизации и децентрализации производственно-коммерческой деятельности логистика как концепция управления материальными потоками используется применительно к крупным сельскохозяйственным предприятиям и малым производителям, а актуальным вопросом является развитие сферы обращения готовой продукции, сферы АПК.
Вопросам распределения готовой продукции сельскохозяйственного назначения уделяется внимание в специальной литературе, т. к. это звено цепи поставок является наиболее затратным в условиях территориальной рассредоточенности предприятий аграрного сектора [1-3].
Агропредприятия холдингового типа и публичные акционерные общества формируют собственные каналы распределения и могут обеспечить перемещение материальных потоков с точки зрения масштаба деятельности и экономически целесообразных объемов товарных партий для предприятий перерабатывающей промышленности. Для создания инфраструктуры крупного агропредприятия необходимы значительные финансовые средства и трудовые ресурсы, но с точки зрения транспортной доступности и удаленности от рынков сбыта, экономическая целесообразность таких предприятий не всегда очевидна для лиц, принимающих решение.
Органы государственной власти видят решение проблем продовольственной безопасности страны и обеспечения занятости населения в сельской местности путем финансового стимулирования и грантовой поддержки малого предпринимательства. Однако при этом не учитывается возможность беспрепятственного сбыта готовой продукции от географически рассредоточенных населенных пунктов в логистической сети, и не проводится анализ логистической сети в агропромышленных регионах.
Десятая национальная (всероссийская) научно-практическая конференция
Точно такая же ситуация возникает и для населения, которое потенциально может сбывать излишки произведенной продукции растительного и животного происхождения. Существующие посредники имеют единичный, разрозненный характер и предлагают закупочные цены значительно ниже рыночных.
Все это свидетельствует о цепочке серьезных проблем, отсутствии гарантированного сбыта с учетом обширности территорий в Российской Федерации с большим разбегом географических и климатических условий. При этом финансирование сферы обращения сельскохозяйственной продукции, информационная поддержка малых и средних предприятий производственной сферы АПК оказывается ничтожной по причине отсутствия действующих региональных систем распределения продукции сельскохозяйственного производства.
Изучение истории развития логистических систем в АПК регионов России показывает, что в разные периоды времени задачи распределения готовой агропродукции решались по-разному.
До начала ХХ в. в Российской Империи существовала развитая многоуровневая сеть ярмарочной торговли, а крестьяне самостоятельно не занимались сбытом готовой продукции. Русское купечество в полной мере обеспечивало потребности крестьянства как в сбыте, так и снабжении сельхозтехникой и потребительскими товарами.
В то же время, наряду с традиционными каналами распределения в конце XIX - начале ХХ вв. получила развитие производственная кооперация, благодаря которой отдельные крестьянские хозяйства путем объединения усилий самостоятельно организовывали сбыт продукции [4].
В период окончательного установления власти большевиков после короткого периода новой экономической политики частная торговля была полностью ликвидирована, но благодаря развитию системы потребительской кооперации заготовительная деятельность по закупке излишков продукции домашних хозяйств у населения сельских пунктов, система распределения оказалась дееспособной до начала 90-х гг. ХХ в.
Жители сел и деревень пользовались разветвленной сетью магазинов потребительской кооперации, в которой продавались потребительские товары, доставляемые автомобильным транспортом, а возвратные материальные потоки обеспечивались сельскохозяйственной продукцией от населения. Частью системы потребительской кооперации также являлись перерабатывающие предприятия, что обеспечивало полный цикл сбора и переработки продуктов питания, а рациональные логистические цепи позволяли устанавливать разумные закупочные цены.
Следует отметить, что в период советской власти в командной экономике парадоксальным образом в сельской местности функционировал рыночный механизм потребительской кооперации, который был значительно эффективней в отношении товароснабжения населения в городах, где работали торговые государственные предприятия. Не менее парадоксально, что с внедрением принципов рыночной экономики потребительская кооперация утратила свое значение, а разветвленная логистическая сеть практически прекратила свое существование.
В настоящее время жители сельских поселений предоставлены сами себе и не в состоянии обеспечить масштабную деятельность при транспортировке разрозненных и мелкотоварных потоков сырья и полуфабрикатов, не имеют доступа к рынкам сбыта и переработки. Наблюдается физический разрыв между производителями и потребителями, что приводит к естественному угасанию мотивации к целенаправленной деятельности в современных крестьянских хозяйствах, уменьшению или полному исчезновению поголовья крупного рогатого скота, культивированных площадей сельхозугодий.
В качестве решения этой проблемы можно рассматривать повышение экономической грамотности населения и руководящего состава агропредприятий, объяснение возможности создания производственных и потребительских кооперативов, формирование инновационной модели цепей поставок в агропромышленном комплексе применительно к каждой конкретной ситуации с учетом удаленности населенного пункта до мест сбыта и переработки сельскохозяйственного сырья, транспортной доступности, природных условий и целесообразности производства и выращивания определенных культур, сортов растений или видов животных.
Кроме создания децентрализованной системы сбыта и распределения готовой продукции, необходимо также формирование централизованной системы, в функционировании которой исключительная роль должна быть отведена государству. При создании такой логистической системы не может быть стандартного подхода, т. к. каждый регион России отличается исключительным разнообразием природных условий или национальных обычаев и культур, что оказывает влияние на традиции хозяйствования.
Таким образом, дальнейшее развитие агропромышленного комплекса регионов может быть связано с повсеместным внедрением логистического подхода, повышением уровня знаний населения, представителей органов государственной власти, принимающих решения об изменениях в логистической инфраструктуре. Необходимо инициировать создание эффективно действующих управляющих и управляемых подсистем единой системы распределения сельскохозяйственной продукции.
Литература
1. Анфалов А.А. Проблемы, тенденции и перспективы развития транспортно-логистических систем в АПК Красноярского края в условиях импортозамещения // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2015. - № 1 (1). - С. 43-56.
2. Магомедов А.М., Левкин Г.Г. Логистика распределения в региональной экономике АПК // Актуальные проблемы развития региональной экономики: Сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. - Махачкала: ДГУНХ, 2018. - С. 92-94.
3. Матвеев Д.М., Колбина Е.С. Роль логистики распределения в успешном продвижении продукции на рынке круп // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2015. - № 1. - С. 49-55.
4. Левкин Г.Г. Использование концепции логистики в сельском хозяйстве // Логистика сегодня. - 2012. - № 4. - С. 222-234.