УДК 658.7
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ
Д. А. Ильин
Иркутский государственный университет путей и сообщения Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15 E-mail: [email protected]
Рассматривается аутсорсинг в железнодорожнойсфере и его применение для оптимизации деятельности транспортной компании. Рассмотрены попытки внедрения технологического аутсорсинга.Кроме того, уделено вниманиепроблемам, которые возникали при попытке реализации данного вида аутсорсинга. Затронуты преимущества и недостатки консолидации вагонного парка. В работе представлены мероприятия, которые будут способствовать внедрению консолидации вагонного парка.
Ключевые слова: аутсорсинг, вагоны, железнодорожный транспорт, оптимизация, порожний пробег, расходы.
LOGISTICAPPROACHTOOPTIMIZING THE ACTIVITY OF A TRANSPORT COMPANY
D. A. Ilin
Irkutsk State University of Railways and Communications 15, Chernyshevsky Str., Irkutsk, 664074, Russian Federation E-mail: [email protected]
The work considers outsourcing in the railway sector and its application to optimize the activities of the transport company. Attempts to introduce technological outsourcing are considered. In addition, attention is paid to problems that may arise in the implementation of such types of outsourcing. The advantages and disadvantages of consolidating the car fleet are touched upon. The work presents the activities that will contribute to the introduction of the consolidation of the car fleet.
Keywords: outsourcing, wagons, railway transport, optimization, empty run, expenses.
В современном мире, где каждая компания разными путями ищет варианты развития своей деятельности, возрастает внимание к логистическому аутсорсингу, который позволяет не только повысить эффективность производства или же другой различной деятельности, но и оптимизировать ее. Логистическая оптимизация как подход к сокращению затрат в системе компаний «РЖД», часто регулируются через применение аутсорсинга. Эффективное применение логистического аутсорсинга также позволит сократить срок доставки продукции до конечного потребителя. Рассмотрим идею логистического аутсорсинга на сети железных дорог.
Сама идея данного нововведения заключается в сведение всех операторов страны в единую структуру со сбалансированным прейскурантом. По запросу грузоотправителя, ему будет предоставлен свободный вагон, находящийся в непосредственной близости и удовлетворяющий узкий круг необходимых критериев (такие как место отправления, место назначения и объем груза). Ни срок его эксплуатации, ни «имя» оператора не смогут повлиять на выбор отправителя[3].
Преимущества от внедрения консолидации вагонного парка: повышение технологической эффективности, при которой будет снижен коэффициент порожнего пробега и оборот вагона. Будет повышена управляемость подвижного состава на сети железных дорог, что соответственно позволит снизить потребность в локомотивах и соответственно локомотивных бригадах.
Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»
Недостатки консолидации вагонного парка будут заключаться в следующем: вагоны сводятся в один общий парк и происходит уравнивание всех операторов, что приведет к снижению ставки и потери интереса к оперированию подвижным составом.Рост ставок на вагоны из обезличенного парка, что повысит расходы для тех, кто захочет арендовать вагон. Нет возможности гибко снижать рыночную ставку на вагониз данного парка. Неопределенный подход к распределению доходов между участниками при использовании данной технологии.
Идея консолидации вагонного парка имеет свои плюсы и недостатки, но перейдем к более конкретным мероприятиям, которые будут способствовать будущему внедрению консолидации.
На сегодняшний существует ряд аспектов организации вагонных парков и выработки оптимальных механизмов консолидации парка на железной дороге, среди которых существенными являются такие мероприятия, как:
- применениесистемы обезличенного парка на маршрутах перевозки угля добывающих компаний в адрес основных и прочих потребителей;
- использованиетвердых «ниток» графика ОАО «РЖД» движения грузовых поездов;
- внедрение технологии инновационного полувагона повышенной весовой нормы 75 т на маршрутах перевозки угля и других маршрутах.
Лизинговые компании
Собственники вагонов
П Аренда/лизинг вагонов руб/сут
Обезличенный парк вагонов
Добыва ощие
компании
Служба сбыта
Основные потребители
Прочие потребители
Рис. 1. Внедрение обезличенного парка на перевозках службы сбыта
На конкретном примере применениесистемы обезличенного парка на маршрутах перевозки угля добывающих компаний будет иметь следующий вид.
Лизинговые компании совместно с собственниками вагонов передают свои вагоны в обезличенный парк с гибким прейскурантом. РЖД будет предоставлять тарифы на железнодорожную перевозку. Перевозчик будет брать вагоны из обезличенного парка для обеспечения перевозочного процесса, работая при этом со службой сбыта. На рисунке 1 представлена схема внедрения обезличенного парка. Обезличивание парка позволит эффективно использовать вагонный парк, оптимально координировать и исполнять заявки.
Рассмотрим мероприятие по внедрению технологии инновационного полувагона.
Вагоны имеют ряд преимуществ перед универсальными полувагонами, а именно, повышенная грузоподъемность 75 т, увеличенный межремонтный период, пониженный риск излома литых деталей тележки, а также возможность формирования маршрутов с массой до 6300 тонн против действующего норматива 6000 тонн.
Перейдем к использованиютвердых «ниток» графика ОАО «РЖД» движения грузовых по-ездов.«Нитка» графика ОАО РЖД предлагает использование графика, расписания движения поездов под номером на сети железных дорог.
Применения технологии по расписанию состав готовится к отправлению по «нитке», не только обеспеченной локомотивом и его бригадой (на основе заданного на определённый период графика оборота локомотивов), но и согласованной по направлению следования, что существенно уменьшает непроизводительные потери. Формирование каждого состава при этом осуществляется так, чтобы подготовить его к заданной по времени «нитке», обеспеченной локомотивом и бригадой. В этом случае при снижении интенсивности вагонопотока используют гибкие нормы веса и длины отправляемых поездов или формируют грузовые составы из вагонов нескольких назначений по маршруту следования при неизменности регулярности и ритма эксплуатационной работы. [1].
Применение «ниток» графика совместно с инновационными полувагонами позволит эффективно использовать вагонный парк.
Кроме того, инновационные вагоны более активно используются в маршрутных перевозках с использованием твердых «ниток» графика, что позволяет синхронизировать усилия РЖД (в том числе по развитию тяжеловесного движения), вагоностроителей и грузоотправителей по повышению технологической эффективности использования парка. По мере роста доли инновационных вагонов на сети существует потенциал дальнейшего повышения скорости движения, который связан в том числе с развитием сервисного обслуживания инновационных вагонов и сокращением срока их нахождения в ожидании деталей для ремонта[2].
Совместно с технологиями движения по согласованным «ниткам» графика это создаст возможности для существенного снижения расходов на железнодорожные операции РЖД за счет сокращения маневровых работ, а также снизить расходы на путях углепогрузочных станций добывающих компаний и на путях основных потребителей.
Вышеперечисленные мероприятия будут способствовать внедрению данной техноло-гии,однако, если не найдется решение по ряду недостатков, то технология так и останется убыточной или же из нее ничего не выйдет. Потому что никакойсобственник вагонов или лизинговая компания не станет отдавать вагоны в убыток.Да, технологические показатели, такие как, коэффициент порожнего пробега и оборот вагона будут снижаться, но большинство компаний заинтересует коммерческая привлекательность данной технологии.
Библиографические ссылки
1. Время для твёрдых «ниток» [Электронный ресурс]: офиц. Сайт / Пульт гудок. М., 2013. -Режим доступа: http://www.pult.gudok.ru/archi-ve/detail.php?ID=1015050.
2. Доплата окупится [Электронный ресурс]: офиц. Сайт / РЖД-пресс-центр - [г.Москва], 2016 Режимдоступаhttp://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&referer ЬауегМ=5049^=296362.
3. ФАС предлагает повысить привлекательность железнодорожных перевозок, путем обезличивание вагонного парка [Электронный ресурс]: офиц. Сайт / Трамис - [Санкт-Петербург], 2016. - Режим доступа: http://tramis.ru/press-center/26-fevralya-2016.
© Ильин Д. А., 2017