Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ'

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ОТДЫХ ВЫХОДНОГО ДНЯ / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / АРХАНГЕЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Цветков Александр Юрьевич

Отдых в выходной день - важная часть рекреационного цикла человека. Северянам полноценный отдых особенно необходим для сохранения здоровья. Выбор места проведения такого отдыха связан с ограничениями по времени передвижения, так как его срок не должен превышать 2-3 дней. Целью нашего исследования является выбор наиболее транспортно доступных территорий для отдыха жителей Архангельской городской агломерации с учётом привлекательности ландшафтов и имеющихся туристских ресурсов. На основании изучения транспортно-географического положения потенциальных центров туризма и определения материально-временных затрат туристов мы выделили три сектора, ограниченных пятичасовой транспортной доступностью от городов Архангельской агломерации. Наиболее перспективный для первоочередного развития является южный сектор, центрами которого могут стать сёла Холмогоры и Емецк. Здесь можно развивать экскурсионный, релаксационный, экологический и спортивный туризм в любое время года. Транзитное положение на главных дорогах области даёт этому сектору преимущества по привлечению туристов и из других регионов. Западный и восточный секторы имеют значительный рекреационный потенциал, но его использование сдерживается плохой транспортной доступностью. Западный сектор с центром в городе Онега перспективен для развития приморского релаксационного туризма в летний период и спортивного - зимой. Восточный сектор с двумя центрами в сёлах Пинега и Карпогоры перспективен для экологического, спортивного и экскурсионного туризма в течение всего года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC BASIS FOR ORGANIZING WEEKEND RECREATION FOR THE POPULATION OF THE ARKHANGELSK URBAN AGGLOMERATION

Weekend rest is an important part of a person's recreational cycle. Northerners need a good rest to maintain their health. The choice of a place for vacation is associated with restrictions on the time of movement, since its period should not be longer than 2-3 days. The purpose of the research is to select the most suitable transport areas for residents of the Arkhangelsk urban agglomeration, taking into account the landscape and tourist resources. Based on the study of vehicles and the geographical location of tourist services, three sectors were identified, limited by five-hour transport accessibility from the cities of the Arkhangelsk agglomeration. The most promising for priority development is the southern sector, the centers of which can be the villages of Kholmogory and Emetsk. Excursion, relaxation, ecological and sports tourism can be offered there at any time of the year. The transit position of the main roads of the region gives this sector the advantages of attracting tourists from other regions. The western and eastern sectors have significant recreational potential, but their use is constrained by poor transport accessibility. The western sector with the center in the city of Onega is promising for the development of seaside relaxation tourism in summer and sports tourism in winter. The eastern sector with two centers in the villages of Pinega and Karpogory is promising for ecological, sports and excursion tourism throughout the year.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ»

УДК: [338.48+332.14](470.11)(045) DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.43.215

Логистические основы организации отдыха выходного дня для населения

л ww *

Архангельской городской агломерации

© ЦВЕТКОВ Александр Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент E-mail: a.cvetkov@narfu.ru

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия

Аннотация. Отдых в выходной день — важная часть рекреационного цикла человека. Северянам полноценный отдых особенно необходим для сохранения здоровья. Выбор места проведения такого отдыха связан с ограничениями по времени передвижения, так как его срок не должен превышать 23 дней. Целью нашего исследования является выбор наиболее транспортно доступных территорий для отдыха жителей Архангельской городской агломерации с учётом привлекательности ландшафтов и имеющихся туристских ресурсов. На основании изучения транспортно-географического положения потенциальных центров туризма и определения материально-временных затрат туристов мы выделили три сектора, ограниченных пятичасовой транспортной доступностью от городов Архангельской агломерации. Наиболее перспективный для первоочередного развития является южный сектор, центрами которого могут стать сёла Холмогоры и Емецк. Здесь можно развивать экскурсионный, релаксационный, экологический и спортивный туризм в любое время года. Транзитное положение на главных дорогах области даёт этому сектору преимущества по привлечению туристов и из других регионов. Западный и восточный секторы имеют значительный рекреационный потенциал, но его использование сдерживается плохой транспортной доступностью. Западный сектор с центром в городе Онега перспективен для развития приморского релаксационного туризма в летний период и спортивного — зимой. Восточный сектор с двумя центрами в сёлах Пинега и Карпогоры перспективен для экологического, спортивного и экскурсионного туризма в течение всего года.

Ключевые слова: туризм, отдых выходного дня, транспортная доступность, Архангельская городская агломерация.

Logistic Basis for Organizing Weekend Recreation for the Population of the Arkhangelsk Urban Agglomeration

© Aleksandr Yu. TSVETKOV, Ph.D. of Economic Sciences, Associate Professor E-mail: a.cvetkov@narfu.ru

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia

Abstract. Weekend rest is an important part of a person's recreational cycle. Northerners need a good rest to maintain their health. The choice of a place for vacation is associated with restrictions on the time of movement, since its period should not be longer than 2-3 days. The purpose of the research is to select the most suitable transport areas for residents of the Arkhangelsk urban agglomeration, taking into account the landscape and tourist resources. Based on the study of vehicles and the geographical location of tourist services, three sectors were identified, limited by five-hour transport accessibility from the cities of the Arkhangelsk agglomeration. The most promising for priority development is the southern sector, the centers of which can be the villages of Kholmogory and Emetsk. Excursion, relaxation, ecological and sports tourism can be offered there at any time of the year. The transit position of the main roads of the region gives this sector the advantages of attracting tourists from other regions. The western and eastern sectors

*

Для цитирования:

Цветков А.Ю. Логистические основы организации отдыха выходного дня для населения Архангельской городской агломерации // Арктика и Север. 2021. № 43. С. 215-228. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.43.215 For citation:

Tsvetkov A.Yu. Logistic Basis for Organizing Weekend Recreation for the Population of the Arkhangelsk Urban Agglomeration. Arktika i Sever [Arctic and North], 2021, no. 43, pp. 215-228. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.43.215

have significant recreational potential, but their use is constrained by poor transport accessibility. The western sector with the center in the city of Onega is promising for the development of seaside relaxation tourism in summer and sports tourism in winter. The eastern sector with two centers in the villages of Pinega and Karpogory is promising for ecological, sports and excursion tourism throughout the year. Keywords: tourism, weekend recreation, transport accessibility, Arkhangelsk urban agglomeration.

Введение

Отдых в выходной день (туризм выходного дня, пригородный туризм, уик-энд) является важнейшей составляющей недельного рекреационного цикла человека. Возможность проведения кратковременного отдыха в конце недели зависит от хорошей транспортной доступности потенциальных дестинаций. Наличие хорошо организованной туристской инфраструктуры на привлекательной в рекреационном плане территории даёт дополнительные возможности её туристского использования не только для отдыха выходного дня, но и для квартального и годового рекреационных циклов. Необходимость организации отдыха выходного дня является важной задачей для повышения уровня жизни населения, проживающего в дискомфортных условиях Арктики. Проблема выбора места проведения отдыха для жителей Архангельской городской агломерации стала особенно актуальна во время карантина 2020 г., когда возможности перемещения в другие регионы России и мира были официально ограничены. Слабая заселённость, малое количество дорог и большие расстояния между населёнными пунктами Архангельской области сужают выбор возможных мест краткосрочного отдыха до нескольких традиционных направлений вблизи Архангельска. Но для полноценного отдыха нужна смена обстановки. А если учесть, что туры выходного дня, как правило, охватывают 2-3 дня (с пятницы по понедельник), то важным условием развития такого туризма является хорошо организованная логистика [1].

В 2020 г. была принята очередная концепция развития туризма в Архангельской области. В ней отмечены предполагаемые туристские зоны, основные региональные тренды, приоритетные виды туризма, предлагаемые для развития в области 1. Однако в ней отсутствует упоминание туризма выходного дня. На наш взгляд, для Архангельской области с её удалённостью от основных центров формирования туристских потоков, территориальной разобщённостью притягательных для туристов рекреационных объектов стратегия развития туризма должна быть связана, прежде всего, с местными жителями — потребителями местного туристского продукта. И в этом плане именно туризм выходного дня представляется наиболее перспективной формой организации туризма.

Поэтому целью нашего исследования послужила разработка стратегии выбора туристских направлений для краткосрочного отдыха с учётом рекреационной привлекательности и транспортной доступности для населения Архангельской городской агломерации.

1 Об утверждении Концепции развития туризма в Архангельской области. URL: www.regulation.dvinaland.ru/docs/anti-corruption/3144/ (дата обращения: 26.10.2020).

Материалы и методы исследования

Подходы к изучению туризма выходного дня (пригородного туризма) представлены в статье Е.С. Вопиловой [2]. Вопросы организации такого отдыха для жителей Архангельской агломерации рассмотрены в работе И.А. Потапова, А.С. Безбородова [3]. Эти авторы ограни-

-3 часовой транспортной

доступностью от мест формирования туристских потоков. Это связано с тем, что данная территория, называемая «пригородной зоной», прилегает к внешним границам агломерации, определяемой полуторачасовой транспортной доступностью от центра к периферии при маятниковой миграции [4]. В настоящее время районы отдыха выходного дня расширяются за пределы пригородных зон и получают развитие на территориях, относительно удалённых [5]. При улучшении транспортной доступности (увеличении скорости передвижения, использовании новых видов транспорта, повышении комфортности для ночного переезда) граница перемещения туристов выходного дня может отодвигаться, условно ограничиваться транспортной доступностью до 8 часов [6]. Мы считаем, что при существующей транспортной географии Архангельской области, границы зоны для отдыха выходного дня отстоят на расстоя-

" « п

нии пятичасовой транспортной доступности от центра агломерации. В зависимости от используемого вида транспорта это расстояние может преодолеваться быстрее или дольше, но оно не является утомительным при кратковременном отдыхе.

Основу нашего исследования составляют материалы, полученные в результате изучения ландшафтных предпочтений при выборе места отдыха жителей Архангельской области [7]. Были отобраны типичные и уникальные ландшафты северной части Архангельской области (именно к этой территории относится Архангельская агломерация), и на основании социологического опроса потенциальных туристов выявлены наиболее привлекательные из них в эстетическом и эмоциональном плане. Это были ландшафты, в пейзаже которых присутствует вода (реки, озёра, море), возвышенности, карст и растительность. В опросе приняли участие 50 человек в возрасте от 18 до 55 лет, им были предложены 15 фотографических сюжетов пейзажей севера Архангельской области. Респонденты оценивали эти сюжеты по 7-балльной шкале. Наибольший интерес у респондентов вызвали пейзажи лесных рек и озёр (значительной ширины и площади зеркала), морские пейзажи, территории с моренным рельефом и известняковые скалы Пинеги [7].

Мы сопоставили географическое распространение подобных пейзажей и транспортных путей на территории, логистически доступной для туризма выходного дня для населения Архангельской городской агломерации. Далее рассмотрели транспортно-географическое положение населённых пунктов, которые можно использовать в качестве опорных центров для обслуживания туристов. Фактором, лимитирующим расстояние от мест проживания туристов до туристских объектов при отдыхе выходного дня, является не только время, но и стоимость проезда. Поэтому в качестве критерия выгодности транспортно-географического положения опорных центров обслуживания туризма мы использовали ма-

териально-временные затраты потенциальных туристов при передвижении от Архангельска (центра агломерации) до этих населённых пунктов. Оценку времени и стоимости проезда к месту отдыха мы выразили в баллах (табл. 1). Сумма баллов, в которых были оценены время и стоимость проезда при использовании регулярных рейсов, является обобщённым показателем материально-временных затрат туристов. Так как территории различаются по туристскому потенциалу, мы проанализировали их возможности для организации видов отдыха и определили приоритетную туристскую специализацию. Для организации программ туризма выходного дня могут быть использованы: релаксационный туризм, экскурсионный туризм, экологический туризм, спортивный туризм, сельский туризм. Изучили современное состояние туристской инфраструктуры в пределах транспортной доступности для потенциальных туристов Архангельской агломерации и выявили проблемы и преимущества для развития туристского бизнеса в разных районах изучаемой территории. В результате исследования мы выявили места, наиболее перспективные для развития туризма выходного дня.

Таблица 1

Оценка материально-временных затрат туристов [по 8]

Время в пути Балл Стоимость проезда Балл

до 2 часов 1 до 300 рублей 1

до 3 часов 2 до 600 рублей 2

до 4 часов 3 до 900 рублей 3

до 5 часов 4 до 1 200 рублей 4

Результаты и их обсуждение

Территория, доступная для туризма выходного дня для жителей городской агломерации, лимитирована транспортной доступностью по основным магистралям, отходящим от её центров. Архангельская область характеризуется низкой плотностью дорог (плотность автомобильных дорог 11,4 км на 1 000 км2 территории, железных дорог — 3 км на 1 000 км2 территории).

Архангельская городская агломерация с населением 570 тыс. человек (2020 г.) находится на севере Архангельской области. Она включает города Архангельск, Новодвинск, Северодвинск и расположенные между ними сельские населённые пункты. Ядром агломерации исторически является Архангельск. Новодвинск возник из отдалённого района Архангельска в результате отделения от него. Северодвинск, в силу своей военно-промышленной специализации, изначально был закрытым городом, но после отмены этого статуса он фактически стал ещё одним ядром агломерации. Вокруг каждого города формировались самостоятельные зоны отдыха, представляющие собой садово-огородные товарищества. Так как некоторые жители агломерации происходят родом из пригородных деревень, то и отдых их связан со своей «малой родиной». Немногочисленные ведомственные базы отдыха и пионерские лагеря в границах агломерации были у некоторых предприятий. Единственный санаторий «Беломорье» расположен у южной границы агломерации. Большинство этих баз отдыха перестали функционировать. До сих пор работает санаторий «Беломорье» в Приморском

районе и дом отдыха «Кийский» в Онежском районе. Они ориентированы обычно на ежегодный рекреационный цикл, но иногда предлагают туры выходного дня. В своей работе мы их не рассматривали. Таким образом, отдых выходного дня для большинства жителей Архангельской городской агломерации был изначально представлен дачным (или деревенским) отдыхом.

В настоящее время предпочтения горожан при выборе отдыха в выходной день изменились. С повышением мобильности и материальных возможностей граждан появились новые требования к местам отдыха. Добраться из городов Архангельской агломерации (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск) до потенциальных мест отдыха в пределах пятичасовой транспортной доступности можно по пяти направлениям. Это федеральная трасса М-8, отходящая от агломерации на юг, железная дорога «Архангельск — Вологда», также направленная к югу, железная дорога «Архангельск — Карпогоры» и автомобильная дорога «Архангельск — Пинега», ведущие на юго-восток и восток (правобережье Северной Двины) и автомобильная дорога «Северодвинск — Онега» (Онежский тракт), следующая на запад — юго-запад. Из них наиболее качественными можно назвать федеральную трассу М-8 и железную дорогу «Архангельск — Вологда». По этим направлениям ежедневно курсирует несколько рейсов пассажирского транспорта. По железной дороге «Архангельск — Карпогоры» осуществляется один пассажирский рейс (летом один рейс ежедневно в обоих направлениях, в остальное время один рейс четыре раза в неделю). Автодороги «Архангельск — Пинега» и «Северодвинск — Онега» не на всём протяжении имеют твёрдое покрытие, что увеличивает время передвижения по ним, особенно в межсезонье.

Таким образом, исходя из имеющейся географии дорог, в пятичасовой зоне транспортной доступности можно выделить три сектора, в которых возможно развитие туризма выходного дня для жителей Архангельской агломерации: южный (населённые пункты и туристские объекты доступны по трассе М-8 и железной дороге «Архангельск — Вологда»), западный (доступность по Онежскому тракту) и восточный (доступность по железной дороге «Архангельск — Карпогоры», автодороге «Архангельск — Пинега»). В южный сектор попадает юг Приморского административного района Архангельской области, Холмогорский район, север и восток Плесецкого района (до Плесецка), запад Виноградовского района (до Двинского Березника). К западному сектору относится запад Приморского и северо-восток Онежского районов (до Онеги). К восточному сектору относится юго-восток Приморского, север и северо-восток Холмогорского, север и северо-восток Пинежского районов (рис. 1). Следует учесть наличие местных дорог внутри каждого сектора, которые также можно использовать для передвижения туристов к местам отдыха (например, Кудемская узкоколейная железная дорога между Северодвинском и посёлком Белое озеро).

Рис. 1. Географическое положение секторов для отдыха выходного дня. 1 — Приморский; 2 — Плесецкий;

3 — Онежский; 4 — Холмогорский; 5 — Пинежский; 6 — Мезенский; 7 — Лешуконский; 8 — Виноградовский.

Рассмотрим туристские ресурсы выделенных секторов зоны отдыха выходного дня в местах с наиболее привлекательными для потенциальных туристов ландшафтами.

Южный сектор. Для него характерны обширные водные таёжные ландшафты (озёра: Холмовское, Смердье, Сийские, Обозеро, реки: Северная Двина в среднем и нижнем течении, Емца, Ваймуга, Онега в среднем течении). Они могут быть использованы как для релаксационного туризма (отдых на берегу живописного водоёма), так и для спортивного туризма (сплав на байдарках, яхтинг). На всей территории сектора встречается моренный рельеф с перепадами высот. Это является благоприятным фактором для отдыха населения, проживающего на плоской территории Архангельской агломерации, так как вызывает контраст с привычной обстановкой. Кроме того, склоны моренных холмов можно использовать для горнолыжного спорта (это имеет место на турбазе Мечка, где оборудованы горнолыжные трассы). Явным преимуществом данного сектора является наличие здесь старейших населённых пунктов области, обладающих экскурсионным потенциалом. Это крупные сёла (в прошлом города) Холмогоры и Емецк, которые старше Архангельска. Холмогоры известны как родина М.В. Ломоносова (Куростров, где родился учёный, находится рядом). Однако этот факт не использован в качестве туристского бренда территории, из-за чего Холмогоры теряют возможности по развитию экскурсионного туризма. В Холмогорах и окрестностях имеются памятники церковной архитектуры (Антониево-Сийский монастырь, старинные храмы).

Территории по берегам Северной Двины являются в Архангельской области старо-освоенными, местные деревни могут быть использованы для сельского отдыха. Часть южного сектора, которая прилегает к железной дороге, может быть интересна ещё и тем, что от станции Плесецк начинается путь в Кенозерский национальный парк, что даёт возможность для развития экологического туризма. Также рядом с Плесецком расположен город Мирный, который может посещаться туристами, однако для этого нужен специальный пропуск, что ограничивает доступ в него. Основными специализациями южного сектора можно

назвать экскурсионный, релаксационный, экологический и сельский туризм. Использование объектов экскурсионного и сельского туризма возможно весь год. Опорными центрами обслуживания туризма в данном секторе могут быть Холмогоры, Емецк, Плесецк.

Главным преимуществом западного сектора является наличие моря и пляжной полосы восточного берега Онежской губы (Покровское — Тамица), что благоприятно для приморского релаксационного туризма. Морские пейзажи Онежского побережья Белого моря имеют высокую оценку у потенциальных туристов. В совокупности с сосновыми лесами и моренным рельефом создаётся благоприятный микроклимат для летнего отдыха у моря. Также возможен спортивный туризм. Вблизи Онеги на горе Молодёжная оборудована слаломная трасса с бугельным подъёмником. В Онеге есть историко-краеведческий музей, дом-музей исследователя Арктики А. Кучина. В окрестностях есть деревни с сохранившимися старинными строениями, памятниками церковной архитектуры (Ворзогоры). Следовательно, возможен сельский туризм. Особенность этого сектора заключается в сезонности его использования. Летом — в основном приморский релаксационный, зимой — спортивный туризм. Круглогодично может реализовываться сельский туризм. Центром обслуживания туризма может быть город Онега. Проблемой развития является затруднённая транспортная доступность по Онежскому тракту. Однако возобновление железнодорожного сообщения по маршруту Архангельск — Онега может улучшить ситуацию.

Восточный сектор начинается с крупнейшей достопримечательности области — музея деревянного зодчества Малые Корелы, который расположен в 20 км от Архангельска. Территория имеет моренный рельеф, что также нашло отклик у потенциальных туристов. Важным туристским ресурсом этого сектора является карстовый рельеф и пещеры по берегам Пине-ги, которые названы потенциальными туристами из Архангельской агломерации самыми экзотичными и контрастными местами области. Вблизи Пинеги размещается Пинежский заповедник, прилегающие территории благоприятствуют развитию экологического туризма. Река Пинега используется для спортивного туризма. Выраженные формы холмистого рельефа используются для катания на лыжах. Местные деревни также относятся к старейшим населённым пунктам области, их аутентичность и возможность пожить вдали от цивилизации способствуют развитию сельского туризма. Таким образом, специализациями туризма этого сектора могут быть экскурсионная, спортивная, экологическая и сельская. Следует отметить сезонность посещения пещер (только в холодное время года). В качестве опорных центров для развития туризма выходного дня можно предложить сёла Пинега и Карпогоры. Развитию сектора мешает плохая транспортная доступность.

Пространственно-временные затраты. Возможные маршруты транспортной доступности потенциальных мест проведения отдыха выходного дня мы выявили на основании анализа расписания общественного транспорта.

Наиболее обеспечены регулярными маршрутами пассажирских перевозок дестина-ции в южном секторе. При этом холмогорская часть сектора доступна автотранспортом по

федеральной трассе М-8, плесецкая часть — по железной дороге «Архангельск — Вологда» (самый короткий путь) и по местной автодороге с твёрдым покрытием. В Холмогоры ежедневно осуществляется 6 прямых пассажирских рейсов автобуса и до 16 транзитных из Архангельска и Северодвинска. Время в пути — в среднем 1 час 25 минут, стоимость проезда — от 240 рублей. В Емецк из Архангельска и Северодвинска отправляется 5 прямых и до 16 транзитных рейсов автобуса ежедневно. Время в пути в среднем 2 часа 20 минут, стоимость проезда от 500 рублей. Трасса М-8 является главной в Архангельской области. Для переезда между населёнными пунктами внутри сектора есть местные дороги. Альтернативной трассой, по которой можно добраться из агломерации в Холмогоры, является дорога «Ново-двинск — Холмогоры», которая проходит параллельно федеральной трассе вдоль Северной Двины, однако качество её покрытия хуже. В районе Холмогор и Усть-Пинеги имеются переправы через Северную Двину, которые позволяют осуществлять выезды на дорогу «Архангельск — Пинега» в восточном секторе зоны, посещать достопримечательности Пинежского района. По трассе М-8 можно за 3 часа 40 минут добраться до Двинского Березника, южной окраины данного сектора. В день туда осуществляется до 13 прямых и транзитных рейсов автобуса из Архангельска и Северодвинска. Стоимость проезда от 1 174 рублей. В Плесецк можно добраться пятью регулярными железнодорожными маршрутами из Архангельска и Северодвинска (время в пути до 5 часов, стоимость проезда от 400 рублей). Кроме того, в Плесецк осуществляются 6 рейсов автобусов (прямые и транзитные) из Архангельска и Северодвинска. Время в пути 4-5 часов, стоимость проезда от 490 рублей.

Восточный сектор отличается наименьшей густотой дорог. Приморская, северохолмогорская и северо-пинежская часть восточного сектора доступны по дороге «Архангельск — Пинега», карпогорская часть — по железной дороге «Архангельск — Карпогоры». В непосредственной близости от Архангельска находятся самые известные дестинации — музей деревянного зодчества Малые Корелы, храмовый комплекс в Лявле, горнолыжный склон в Косково. Эти объекты находятся по дороге «Архангельск — Пинега» и являются наиболее транспортно доступными. В Малые Корелы из Архангельска рейсовый автобус осуществляет 24 рейса в день по будням и 19 в выходные. В Косково осуществляется 2 регулярных рейса в день. Далее качество дорожного покрытия снижается, не везде имеется асфальт. Но это единственная трасса, по которой можно добраться до Пинеги и самых экзотичных в Архангельской области достопримечательностей — карстовых ландшафтов. Из Архангельска в Пинегу есть один ежедневный рейс автобуса, время в пути в среднем 4 часа. Стоимость проезда 750 рублей. У туркомплекса Голубино, который находится рядом с Пинегой, есть трансфер для туристов. В межсезонье дорога может быть непроезжей. До Карпогор поезд совершает один ежедневный рейс летом и один рейс четыре раза в неделю в остальное время года. Время в пути — 5 часов 5 минут, стоимость проезда — от 606 рублей. До Карпогор можно также добраться по автомобильной дороге «Пинега — Карпогоры», однако она имеет плохое качество покрытия, в межсезонье не функционирует. Официальных автобус-

ных пассажирских рейсов из Архангельска в Карпогоры нет, но ежедневно курсируют такси. От Карпогор грунтовая дорога, местами переходящая в просёлочную, тянется вдоль берега Пинеги дальше по деревням.

Западный сектор доступен в настоящее время только по Онежскому тракту. Дорога асфальтирована частично, в межсезонье её проходимость ухудшается. Ежедневно из Архангельска курсирует 2 автобусных рейса, время в пути — 4 часа 45 минут, стоимость проезда — от 650 рублей. Существует альтернативный, более комфортный маршрут по железной дороге «Архангельск — Вологда» до станции Обозерская, далее по железнодорожной ветке «Обозерская — Беломорск». Однако прямое пассажирское движение по маршруту «Архангельск — Онега» в настоящий момент не осуществляется.

Пространственно-временные затраты туристов при поездке к местам отдыха в указанных выше опорных центрах каждого сектора зоны отдыха выходного дня мы выразили в баллах (табл. 2). Чем меньше балл, тем меньше затраты на проезд.

Таблица 2

Результаты оценки материально-временных затрат туристов (составлено автором)

Сектор, опорный Расстояние от Время в пути, Стоимость проезда, Общая оценка,

пункт Архангельска по баллы баллы баллы

прямой, км

Южно-центральный сектор

Холмогоры 64 1 1 2

Емецк 133 2 2 4

Плесецк(поезд) 203 4 2 6

Плесецк (автобус) 203 4 2 6

Двинской Березник 216 3 4 7

Восточный сектор

Пинега 138 3 3 6

Карпогоры 199 4 3 7

Западный сектор

Онега 150 4 3 7

Таким образом, наименьшие материально-временные затраты у туристов, посещающих Холмогоры и Емецк, наибольшие — у посещающих Двинской Березник, Онегу и Карпогоры. Примечателен тот факт, что при почти одинаковом расстоянии некоторых опорных пунктов от Архангельска (Емецк и Пинега, Плесецк и Двинской Березник, Плесецк и Карпогоры) общие баллы материально-временных затрат у них различаются. Вероятные причины этого — плохая организация перевозок и качество дорог (в случае Пинеги).

Обеспеченность секторов зоны отдыха выходного дня средствами

размещения туристов

Мы проанализировали предложения по размещению туристов, которые присутствуют на официальном туристском портале Архангельской области 2, а также у некоторых туроператоров. Общие черты объектов размещения, которые можно использовать для туристов

2 Открытый Север. Туристический портал Архангельской области. Где остановиться. URL: www.pomorland.travel/where-to-stay/ (дата обращения: 26.10.2020).

выходного дня (а также и для более длительного отпуска и не только для жителей Архангельской агломерации), — это их малая вместимость. Преобладают небольшие гостиницы и турбазы, многие из которых более соответствуют статусу гостевого дома (табл. 3). Большинство гостиниц и отелей не имеют «звёздной» сертификации. Одной из причин этого является несоответствие современным стандартам, малый номерной фонд, отсутствие удобств в номере и минимальный перечень услуг, предоставляемый гостям. Некоторые объекты размещения функционируют только в тёплое время года. Классических загородных отелей немного. Большинство объектов размещения рассчитаны на посещение компанией или семьёй. Из аттракций, которые могут предложить владельцы средств размещения туристам, — баня, мангал для шашлыков, рыбалка (охота). Подобный подход к организации отдыха сужает контингент потенциальных туристов и лишает возможности выбора.

Таблица 3

Объекты размещения туристов в пределах зоны туризма выходного дня

Сектор Гостиницы (всего мест/количество объектов) Базы отдыха (всего мест/количество объектов) Гостевые дома (всего мест/количество объектов) Дома отдыха (всего мест/количество объектов) Всего (всего мест/количество объектов)

Южный 295/7 340/8 111/9 - 746/24

Восточный 326/4 62/1 93/6 - 481/11

Западный 250/4 20/1 51/4 180/1 501/10

Всего 871/15 422/10 255/19 180/1 1728/45

Как показывает табл. 3, больше всего объектов размещения в южном секторе зоны туризма выходного дня Архангельской агломерации. Здесь преобладают базы отдыха и гостевые дома. Четыре из семи гостиниц расположены в Плесецке, крупных среди них нет. Единственный классический загородный отель-клуб расположен в Приморском районе в посёлке Беломорье, его вместимость 32 койко-места. Средняя вместимость баз отдыха 30 кой-ко-мест, крупнейшая база — Мечка рассчитана на 100 койко-мест.

В восточном секторе преобладают гостиницы, но крупных среди них всего две — одна размещается в деревне Малые Карелы, другая в Голубино. Следует отметить, что это специально созданные загородные гостиницы с разработанной программой аттракций для туристов. В западном секторе также преобладают гостиницы, все они находятся в Онеге, среди них лишь две относительно крупные. Одна из них специально построена для спортсменов — лыжников, используется также спортивными туристами. В этом секторе расположен классический приморский дом отдыха Кий-остров (работает летом). Однако он не может предложить туристам комфортное размещение, так как номерной фонд не обеспечен удобствами. Западный сектор имеет преимущество по количеству мест размещения перед восточным только за счёт трёх крупных объектов. Таким образом, в потенциальной зоне отдыха выходного дня жителей Архангельской городской агломерации имеется 45 официальных объектов размещения, в которых 1 728 койко-мест. При этом численность населения агломерации составляет около 600 тысяч человек (2020 г.). Территорию посещают также туристы из других

регионов, следовательно, имеющегося фонда средств размещения не достаточно. По данным И.А. Потапова, А.С. Безбородова, в 2009 г. общее количество мест размещения туристов выходного дня составляло 1 122 койко-места (авторы рассматривали зону пригородного туризма, включающую только Приморский и Холмогорский районы) [3]. В настоящее время в пределах названной территории количество койко-мест сократилось до 861 (без учёта санатория «Беломорье»). Старые турбазы, рассчитанные на значительное количество отдыхающих, закрылись, новые места размещения обычно небольшие по вместимости. Как показывают данные исследования, наиболее перспективной для создания туристской инфраструктуры, рассчитанной на отдых выходного дня, является холмогорская часть южного сектора. Холмогоры и Емецк, потенциальные опорные центры этой части, являются наиболее транс-портно доступными, туристы из Архангельской агломерации будут нести наименьшие материально-временные затраты при поездках сюда. Кроме того, имеющиеся здесь природные ландшафты являются привлекательными для потенциальных туристов, а находящиеся здесь ресурсы позволяют развивать несколько направлений туризма, которые могут использоваться в любой сезон. Преимуществом южного сектора является его транзитность. С его территории можно совершать поездки в восточный и западный сектор с экскурсионными целями, при этом основным местом пребывания могут быть отели, базы отдыха и гостевые дома южного сектора. Транзитность также заключается в том, что через южный сектор проходят пути (трасса М8, железная дорога «Архангельск — Вологда»), по которым туристы из других регионов приезжают в Архангельск. Летом они пользуются переправами в районе Холмогор для проезда к достопримечательностям Пинеги. Этот факт следует учесть при планировании создания объектов размещения. Комфортабельные придорожные гостиницы, мотели могли бы стать хорошим стимулом, привлекающим сюда туристов. Холмогоры — ближайший к Архангельской агломерации исторический населённый пункт, который может быть использован как место проведения кратковременного отдыха при создании соответствующей инфраструктуры. Наличие сохранившихся церковной архитектуры, мемориального музея М.В. Ломоносова, краеведческого музея, косторезного промысла может послужить основой для разработки разнообразных экскурсионных программ. Создание рекреационной среды в селе позволит привлечь сюда туристов и повысит качество жизни местных жителей. Обширные сельские ландшафты предполагают развитие специальных усадеб, которые рассчитаны на погружение в жизнь и быт деревенских жителей. Данное направление туризма набирает популярность. Развитие и популяризация отдыха в загородных отелях, расположенных на берегах рек и озёр в незначительной удалённости от города поможет реализовать рекреационные циклы жителей агломерации. Импульсом развития западного сектора зоны туризма выходного дня будет возобновление железнодорожных пассажирских перевозок из Архангельска в Онегу и улучшение качества покрытия Онежского тракта. Это поможет сделать де-стинации сектора более доступными. Перспективы западного сектора заключаются в развитии приморского релаксационного туризма, так как это наиболее благоприятное место для

подобного отдыха в Архангельской области. При этом возможна реализация не только недельного, но и годового рекреационного цикла человека, что успешно проводится в старейшем действующем доме отдыха Кийский, который находится здесь. Так как приморский туризм имеет сезонный спрос, то будет целесообразно рассредоточение номерного фонда в мини-гостиницах и гостевых домах в дачных посёлках побережья Онежского залива. Зимний туризм связан с имеющимся горнолыжным комплексом. Есть потенциал для создания других подобных комплексов на данной территории. Восточный сектор зоны туризма выходного дня отличается существованием двух центров, доступность которых безальтернативна. В Карпогоры можно приехать на пассажирском поезде, в Пинегу только на автобусе. При этом единственная автомобильная дорога, по которой можно добраться из Архангельской агломерации, имеет плохое качество покрытия. Перспективы этого сектора связаны с полной реконструкцией дороги до Карпогор. Импульс развития возможен при продлении железной дороги от Карпогор в Республику Коми, что сделает данную территорию транзитной, расширит круг потенциальных туристов. Для туристских программ в восточном секторе будут перспективны экологический, экскурсионный и сельский туризм, разработка экскурсий в соседний южный сектор.

Заключение

В результате проведённого исследования нами было выявлено, что территория, на которой целесообразно развивать направления для отдыха выходного дня населения Архангельской городской агломерации ограничивается линией пятичасовой транспортной доступности по пяти магистралям: трассе М8 (крайняя точка — Двинской Березник), железным дорогам «Архангельск — Вологда» (крайняя точка — Плесецк) и «Архангельск — Карпогоры» (крайняя точка — Карпогоры), местным дорогам «Архангельск — Пинега» (крайняя точка — Пинега) и «Северодвинск — Онега» (крайняя точка — Онега). Таким образом, данная территория может быть разделена на три сектора, в зависимости от направления дороги, отходящей от агломерации: южный сектор (транспортная доступность объектов туризма по трассе М8 и железной дороге «Архангельск — Вологда»), западный сектор (доступность по дороге «Северодвинск — Онега»), восточный сектор (доступность по дорогам «Архангельск — Пинега» и «Архангельск — Карпогоры»). Перспективной туристской специализацией южного сектора может быть экскурсионный, релаксационный, экологический и сельский туризм, западного сектора — релаксационный приморский, спортивный и сельский туризм, восточного — экологический, экскурсионный, спортивный и сельский туризм. Анализ наличия мест размещения потенциальных туристов в зоне отдыха выходного дня населения Архангельской агломерации показал, что единовременная вместимость гостиниц, баз отдых, гостевых домов, расположенных там, составляет 1 728 койко-мест в 45 объектах размещения. Больше всего их в южном секторе. Преобладают гостиницы и базы отдыха малой вместимости, многие из которых не проходили сертификацию на звёздность по причине скудности предоставляемых

услуг. Проблемой организации отдыха выходного дня в регионе является однонаправленность предлагаемых аттракций. Предполагается, что посетители приезжают туда большими компаниями, индивидуальный отдых возможен в редком случае. Анализ материально-временных затрат потенциальных туристов показал, что меньше всего их будет при посещении холмогорской части южного сектора. Следовательно, объекты туризма, расположенные там, наиболее доступны общественным транспортом для туристов Архангельской агломерации. А если учесть транзитное положение данной местности на главных дорогах Архангельской области, то можно предположить, что её туристская инфраструктура и объекты показа будут востребованы и туристами из других регионов, путешествующими на север. Основными опорными центрами обслуживания туристов южного сектора могут стать Холмогоры и Емецк, одни из старейших поселений Архангельской области. Более того, Холмогоры и окружающая их территория со значительным туристским потенциалом может стать одним из главных туристских центров севера области. Основное внимание нужно уделить созданию загородных отелей. Развитие западного и восточного сектора ограничивается несовершенством дорог. Поэтому необходимы мероприятия по улучшению их транспортной доступности для туристов. Тогда преимущества западного сектора как центра приморского релаксационного туризма, а восточного как центра экологического и спортивного туризма можно использовать в полной мере.

Таким образом, в качестве дополнения к принятой концепции развития туризма в Архангельской области следует добавить кластер «Туризм выходного дня». Его ресурсной основой будет выделяемый нами южный сектор территории отдыха выходного дня, включающий Холмогорский район с транспортной доступностью по трассе М-8. В качестве альтернативного отдыха выходного дня могут быть предложены краткосрочные круизы по Северной Двине, Белому морю, путешествия по железной дороге, которые становятся популярными в мире и вполне укладываются во временные рамки данного направления туризма [6, 9, 10].

Литература

1. Александрова А.Ю. География туризма. Москва: Кнорус, 2013. 256 с.

2. Вопилова Е.С. Подходы к изучению пригородного туризма на примере Пермского края // География и туризм: сб. науч. тр. / Пермский государственный университет. Под ред. А.И. Зырянова. Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2006. Вып. 4. С. 66-80.

3. Потапов И.А., Безбородов А.С. Пригородный туризм в Архангельской агломерации // Экологические проблемы Севера: сборник научных трудов / Архангельский технический государственный университет. Под ред. П.Н. Феклистова. Архангельск: Издательство АГТУ, 2009. Вып. 12. С. 178-184.

4. Игловская Н.С. Проблемы выделения границ и оценки экономико-географического положения Архангельской агломерации // Вестник Северного (Арктического) Федерального Университета. Сер.: Естественные науки. 2014. № 1 (30). С. 5-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Перцик Е.Н. Районная планировка (территориальное планирование). Москва: Гардарики, 2006. 398 с.

6. Потапов И.А. Возможности развития железнодорожного туризма в Архангельской области для отдыха выходного дня // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т. 14. № 2 (89). С. 126-137. DOI: 10.24411/195-042x-2020-10211

7. Потапов И.А. Эстетическая и эмоциональная оценка природных пейзажей северных районов Архангельской области // Вестник Поморского Университета. Сер.: Естественные науки. 2009. № 3. С. 48-54.

8. Потапов И.А. Методические подходы к анализу транспортно-географического положения рекреационных объектов (на примере Архангельской области) // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 4 (65). DOI: 10.12737/20182

9. Pashkevich A., Stjernstrom O., Lundmark L. Natur-based tourism, conservation and institutional governance: a case study from the Russian Arctic // The Polar journal. 2016. No. 1. Pp. 112-130.

10. Camargo B.A., Garza C.G., Morales M. Railway tourism: An opportunity to diversify tourism in Mexico // Railway heritage and tourism: global perspectives / Ed. by M.V. Conlin, G.R. Bird. Bristol, UK: Channel View Publications, 2014. Pp. 151-165. DOI: 10.21832/9781845414399-015

References

1. Aleksandrova A.U. Geografiya turizma [Geography of Tourism]. Moscow, Knorus Publ., 2013, 256 p. (In Russ.)

2. Vopilova E.S. Podkhody k izucheniyu prigorodnogo turizma na primere Permskogo kraya [Approaches to the Study of Suburban Tourism on the Example of the Perm Region]. Geografiya i turizm [Geography and Tourism], 2006, iss. 4, pp. 66-80.

3. Potapov I.A., Bezborodov A.S. Prigorodnyy turizm v Arkhangel'skoy aglomeratsii [Suburban Tourism in Arkhangelsk Agglomeration]. Ekologicheskie problemy Severa [Environmental Problems of the North], 2009, iss. 12, pp. 178-184.

4. Iglovskaya N.S. Problemy vydeleniya granits i otsenki ekonomiko-geograficheskogo polozheniya Arkhangel'skoy aglomeratsii [Boundary Determination and Assessment of the Economic and Geographical Location of the Arkhangelsk Agglomeration]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) Federal'nogo uni-versiteta. Ser.: "Estestvennye nauki" [Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Ser.: Natural Sciences], 2014, no. 1, pp. 5-12.

5. Pertsik E.N. Rayonnaya planirovka (territorial'noe planirovanie) [District Planning (Territorial Planning)]. Moscow, Gardariki Publ., 2006, 398 p. (In Russ.)

6. Potapov I.A. Vozmozhnosti razvitiya zheleznodorozhnogo turizma v Arkhangel'skoy oblasti dlya otdykha vykhodnogo dnya [Opportunities for the Rail Tourism Development in the Arkhangelsk Region for a Weekend Rest]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2020, vol. 14, no. 2 (89). DOI:10.244111/195-042x-2020-10211

7. Potapov I.A. Esteticheskaya i emotsional'naya otsenka prirodnykh peyzazhey severnykh rayonov Arkhangel'skoy oblasti [Aestetic and Emotional Evaluation of Natural Landscapes in the Arkhangelsk Region Northern Districts]. Vestnik Pomorskogo Universiteta. Ser.: "Estestvennye nauki" [Vestnik of Pomor University. Ser.: Humanitarian and Social Sciences], 2009, no. 3, pp. 48-54.

8. Potapov I.A. Metodicheskie podkhody k analizu transportno-geograficheskogo polozheniya rekreatsionnykh ob"ektov (na primere Arkhangel'skoy oblasti) [Methodological Approaches to the Analysis of Transport-Geographical Location of Recreational Objects (the Example of Arkhangelsk Region)]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, no. 4 (65). DOI: 10.12737/20182

9. Pashkevich A., Stjernstrom O., Lundmark L. Natur-Based Tourism, Conservation and Institutional Governance: a Case Study from the Russian Arctic. The Polar journal, 2016, no. 1, pp. 112-130.

10. Camargo B.A., Garza C.G., Morales M. Railway Tourism: An Opportunity to Diversify Tourism in Mexico. Railway Heritage and Tourism: Global Perspectives, 2014, pp. 151-165. DOI: 10.21832/9781845414399-015

Статья принята 26.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.