Научная статья на тему 'Логистические методы минимизации цены перевозки'

Логистические методы минимизации цены перевозки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МИНИМИЗАЦИЯ ЦЕН НА ПЕРЕВОЗКИ / ТЕНДЕРЫ / ЭКСПЕДИТОРЫ / ПЕРЕВОЗЧИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тестов Д. Л., Шепелин Г. И.

Актуальность. Методы минимизации. Заключение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистические методы минимизации цены перевозки»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

3. www.gks.ru/

© Струщенко Ю.О., Шепелин Г.И., 2018

УДК 33

Д.Л. Тестов

студент МГАВТ - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»,

г. Москва, РФ Е-mail: daniil-testov@ mail.ru Г.И. Шепелин канд. экон. наук, доцент МГАВТ, г. Москва, РФ

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МИНИМИЗАЦИИ ЦЕНЫ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация

Актуальность. Методы минимизации. Заключение.

Ключевые слова:

Логистика, минимизация цен на перевозки, тендеры, экспедиторы, перевозчики.

На современном рынке перевозок грузов сформировались условия жесткой конкуренции между перевозчиками, экспедиторами и логистическими отделами компаний-производителей. При этом основной проблемой является невозможность работы отдела логистики производителя груза напрямую с мелкими перевозчиками (до 10 машин во владении) в связи с тем, что установленное законом документирование перевозки занимает большое количество времени на обработку сопутствующей товарно-сопроводительной и товарно-распределительной докуметаций, а также увеличения штата бухгалтерии, из чего следует увеличение затрат. В связи с этим отделы логистики крупных компаний вынуждены работать с экспедиторами, которые не владеют собственным транспортом. В связи со сложившимися условиями фирмам приходится прибегать к способам снижения логистических затрат. О некоторых из них я укажу ниже.

Начнем с топливных карт. Средний расход магистрального тягача VOLVO FH-12 составляет около 30 литров (на 100км) на трассе (с прицепом) и 40 (литров на 100 километр) в городе. Средняя стоимость одного литра дизельного топлива в РФ, на момент написания статьи, колеблется в районе 44 рублей. В зависимости от тарифа и срока пользования топливной картой "н" цена да дизель может сократиться на 10% т.е. до 39,6 рублей. С учетом того что наша страна, цитирую: "границ не имеет", а маршруты тянутся на многие и многие километры, эти две единицы российской валюты превращаются в лучик июньского солнца в непроглядной серости октябрьского неба транспортных расходов. Помимо явной экономии на топливо карта предоставляет полный и, главное, точный электронный отчет расходов, делая невозможным слив либо перерасход топлива водителем, при этом избавляя его карман от лишней загруженности. А также, что самое очевидное, все платежи проходят в безналичной форме, страхуя предприятие от финансовых нарушений. За безналичными транзакциями будущее и огорчить этот факт может только любителей старых-добрых тактильных ощущений. Но не будем об этом, перейдем к следующему пункту.

Проведение тендеров для перевозчиков, имеющий во владении не менее 100 транспортных средств и экспедиторов, "имеющих открытые полисы страхования груза". Стоит дать пояснения тендеру. Тендер -это своего рода трудовой аукцион на понижение, но стоит рассказать об этом поподробнее. Практика, называемая сегодня тендером, известна достаточно давно - еще в петровские времена подобная процедура

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

применялась в России. После революции конкурсные торги перестали существовать - национализация промышленности и руководящая роль партии не оставили места для свободных конкурсов. Возобновилась система торгов в России только в 90-е годы и с тех пор динамично развивается. В мировую практику понятие тендер, с детальной проработкой его структуры, привнесли США - практика конкурсных торгов была введена как один из методов борьбы с коррупцией и системой взяток, процветавшей в США в 50-х годах. Американцы постарались создать процесс, позволяющий сделать выбор поставщика максимально объективным, представив его в виде подробных пошаговых инструкциях проведения тендера. Таким образом, процедура конкурсных закупок пришла в мировую практику. Идея пришлась ко двору и ее поддержала ООН: ЮНСИТРАЛ (комиссия по праву международной торговли) тщательно проработала и издала закон о закупках, касающийся как товаров, так и оказания услуг или проведения работ. Закон был принят большинством стран и положен в основу при создании правил международных инвестиционных фондов. К 60-м годам подобные конкурсы прочно вошли в мировую практику и в частном секторе экономики. В случае госзакупок сегодня обязательным условием является проведение тендеров, как способа борьбы с коррупцией и определения наиболее выгодного поставщика. При этом, в зависимости от ряда факторов, применяют разные виды проведения торгов. Невзирая на различие форм проведения, предмет тендера - это, прежде всего, запрос на поставку определенного продукта или услуги. Законодательно оговорено применение различных процедур: открытый тендер; закрытый тендер; двухэтапный тендер; специализированный закрытый тендер; запрос котировок; Госзакупки проводятся через тендеры, как наименее предвзятый способ распределения заказов с заранее известными условиями и сроками, которые оговариваются в конкурсной документации. Получает госзаказ победитель конкурса -тот участник, предложение которого полностью соответствует условиям конкурсной документации и содержит наиболее интересное предложение. Бытующее мнение, что в тендерах всегда побеждает предложение с минимальной ценой, не соответствует действительности: цена предложения является одним из основных факторов, но не самым главным. Современные тендеры квалифицируются согласно процедуре проведения: по числу возможных участников или по возможности внесения изменений в конкурсные требования.

Классификация торгов по допуску участников. По тому, какие участники допускаются к конкурсу, выделяют такие виды:

1) Открытый. В таком типе конкурса могут принять участие все желающие, о проведении таких торгов, в обязательном порядке заблаговременно, размещается информация в печатной периодике. Свободный доступ к участию в торгах обеспечивает большое количество предложений и позволяет выбрать наиболее оптимальное предложение. Преподавательский состав со стажем более 10 лет, обучит поставщиков госзакупкам и тендерам с нуля. Также есть возможность повышение квалификации и профессиональная переподготовка по 44 ФЗ, 223-Ф3 Открытый тип позволяет приобрести услуги по наиболее подходящим условиям, так как именно открытые торги являются главным способом конкурсных закупок услуг. Тендер проводится или самим заказчиком, или лицом, им уполномоченным. Основным документом таких торгов является конкурсная документация. Ее распространяют бесплатно или по стоимости услуг по ее тиражированию и рассылке. В документации подробно расписывается сама процедура торгов, требования заказчика к продукту закупки и критерии отбора наиболее подходящего предложения. Порядок проведения: Заявки для участия в тендере оформляются в соответствии с требованиями, прописанными в конкурсной документации. Кроме того, большое значение имеет соблюдение срока подачи документов. Заявка должна содержать, помимо описания предложения, описание гарантий, предоставляемых поставщиком услуг перевозок (открытый полюс страхования перевозки груза). Может применятся договоры поручительства или независимая гарантия. После того, как заявка на участие в конкурсе была принята, все поставщики услуг принимают участие в публичном вскрытии заявок. При этом, озвучивается полный список конкурсантов и стоимость, указанная в их предложениях по перевозки. После оглашения всей информации в задачу конкурсной комиссии входит проверка предоставленной документации на соответствие заявленным требованиям. Помимо всего прочего, проверка включает в себя вопрос квалификации поставщика и правомочности его действий. Завершается все определением

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

победителя и заключением с ним контракта на поставку. Не всегда переговоры с победителем конкурса завершаются успешно и приводят к контракту. Зная о такой возможности, организаторы не теряют из вида поставщика, сделавшего второе по выгодности предложение.

2) Закрытый. Интересная форма конкурса - участвовать могут исключительно приглашенные поставщики. Применяется в случае закупок для нужд безопасности или обороны, когда закупки могут быть связаны с государственной тайной или если закупается технически сложное оборудование, которое имеет узкий круг поставщиков. Закупки, которые проводятся через закрытый конкурс, должны быть согласованны с определенными государственными структурами для получения подтверждения правомочности проведения закрытого тендера. Порядок проведения: Заказчик рассылает ограниченному числу лиц приглашения принять участие в тендере. После этого заинтересованный поставщик запрашивает конкурсную документацию и в полном согласии с ее требованиями готовит свое предложение. Поставщики имеют право задавать любые вопросы заказчику, позволяющие им сформулировать свое предложение наиболее выгодно. После, готовые предложения направляются на адрес заказчика, где принимаются и регистрируются. Заказчикам предоставляется расписка о получении конкурсной документации. Конверты с предложениями также вскрываются в присутствии заказчиков, предложения рассматриваются, и поставщик с самым подходящим предложением приглашается для заключения контракта. Закрытый тендер представляет собой конкурс с целью определения поставщика с наиболее благоприятными условиями для подписания контракта на поставку. В закрытых тендерах могут принять участие только те поставщики товаров и услуг, которые получили официальное приглашение на участие в торгах, так как объявления о проведении закрытых торгов не публикуется и не распространяется через средства массовой информации.

В логистической сфере, связанной с перевозкой общегражданских грузов, закрытая форма тендера проводится только для новых участников.

Классификация торгов по возможности изменения требований конкурса. Существует форма конкурса, когда возможно вносить изменения в требования к предмету поставки в результате обсуждения заявок участниками торгов и их организаторами.

1) Одноэтапный. В данной форме конкурса, переговоры не предусмотрены, а участники подают документы как для участия в тендере, так и с расчетом стать победителем.

2) Двухэтапный. Такие торги могут быть как открытыми, так и закрытыми. Такая форма торгов применяется в случае, когда заказчик в связи со сложностью закупаемой продукции не может окончательно сформулировать необходимые требования к предмету закупки. В этом случае на первом этапе заказчик определяет с поставщиками их возможности в решении задачи. Заказчик изучает поступившие предложения, которые не содержат цен, корректирует свои требования и вносит дополнения и изменения в конкурсную документацию. Второй этап конкурса проходит с тем же числом участников, которые повторно предоставляют свои предложения, но уже доработанные с учетом изменений в конкурсной документации и содержащие цены на предложение. Двухэтапные торги достаточно редко применяются именно из-за затянутости самой процедуры, но в случае закупки дорогостоящего сверхсложного или уникального оборудования данный подход себя полностью оправдывает.

3) Другие виды конкурсных закупок. В то время, как тендер позволяет приобрести товар по наиболее благоприятной цене (далеко не всегда самой низкой), существует упрощенная форма торгов - запрос котировок. Когда удобно опираться на котировки. В случае закупок серийных продуктов небольших объемов принята практика котировки цен - суть конкурса при этом остается, а вот документооборот упрощается очень сильно. Данная схема очень продуктивно зарекомендовала себя при небольших объемах закупки - сравнивание нескольких ценовых предложений известных продуктов позволяет выявить предложение с минимальной ценой, что к подобным закупкам является оправданным. Заказчик выбирает лучшее ценовое предложение из полученных им котировок цен и предлагает поставщику заключить контракт на поставку. Следует заметить, что выбирать можно не менее, чем из трех предложений.

Тендеры в логистики существенным образом влияют на уменьшение затрат, связанных с перевозкой груза для предприятия. В целом экономия может достичь 15-20%. Этой практикой пользуются такие крупные транснациональные компании как "Coca-Cola" HBC, ООО"Вимм-Билль-Данн", как и многие

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

другие крупные компании на современном рынке.

Действующее законодательство в перевозках позволяет существенно увеличить штрафные санкции за опоздание прибытия транспортного средства на погрузку и выгрузку. Данная мера договорного обязательства позволяет переложить штрафы за просрочку доставки груза на перевозчика. Законный штраф за опоздание транспортного средства на место загрузки, либо выгрузки, составляет 20% стоимости перевозки. Договорной штраф может составлять большую сумму, ограниченную только стоимостью перевозки. Помимо этого за ненадлежащее исполнение может быть предусмотрена договорная неустойка. Данные договорные условия применяются к перевозчикам. Ответственность экспедитора за неисполнение договорных обязательств по перевозке груза не ограничена стоимостью груза, по действующему законодательству, что позволяет взыскать не только убытки, но и получать прибыль от ненадлежащего исполнения экспедитором обязательств по перевозки груза.

При привлечении крупных экспедиторских компаний или транспортных компаний на долгосрочной договорной основе можно использовать финансовый инструмент (отсрочка платежа) как существенный фактор, влияющий на расходы компании, связанные с транспортными издержками. Т.е. срок оплаты может быть удлинен или при уменьшении договорной цены перевозки уменьшен. Данный инструмент позволяет существенным образом влиять как на цену перевозки, так и на финансовые затраты компании, связанные с транспортными расходами.

В современных условиях количество юридических лиц, предоставляющий услуги по перевозки грузов (экспедиторы, перевозчики) существенно превышает количество предъявляемых грузоотправителями грузов к перевозки, что позволяет исключить из долгосрочных договоров пункт связывания цены перевозки с ростом цен на топливо. Данный инструмент позволяет сэкономить "от трех до пяти процентов" стоимости перевозки.

Подытоживая, можно сообщить, что использование всех вышеупомянутых инструментов вкупе, может дать эффект в виде снижения транспортных расходов на 15-20%. Что является существенным аргументом при конкуренции с аналогичными компаниями-производителями и их логистическими отделами.

Ссылки:

1. http://www.consultant.ru/

2. https://www.zakonrf.info/

3. http://otendere.com/

© Тестов Д.Л., Шепелин Г.И., 2018

УДК 33

Umarova Gulandom Tumanovna

Tashkent Financial Institute "Regional Economy" teacher of chair

TOURISM OPPORTUNITIES IN UZBEKISTAN AND ITS IMPORTANCE IN INCREASING EMPLOYMENT

Annotation

This article gives a brief overview of the tourist potential and capabilities of the regions of the Republic of Uzbekistan, tourist attraction throughout the country, and changes in tourism development

Keywords:

tourism, territory, historical monuments, touristic routes, competitive, complex development,

regional programs, employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.