Научная статья на тему 'Логистические функции транспортно-экспедиционных предприятий'

Логистические функции транспортно-экспедиционных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА / ФУНКЦИИ ЭКСПЕДИТОРА / FREIGHT FORWARDER / LOGISTIC CHAIN / FORWARDER FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумов В. С., Нагорный Е. В.

Выделены типы экспедиционных предприятий по наличию производственной базы. Определены логистические функции экспедиторов на автомобильном транспорте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Freight forwarder types have been defined taking into consideration the availability of enterprise base. Forwarders logistic functions on automobile transport have been defined

Текст научной работы на тему «Логистические функции транспортно-экспедиционных предприятий»

шуку оптимальних шляхiв вирiшення поставлених за-вдань та прийняття ефективних управлшських рiшень щодо управлiння багатономенклатурним запасом.

Подальшi перспективи розвитку дослiдження пов'язаш з розробкою часткових стохастичних моделей з рiзним ступенем невизначеноси при управлiннi багатономенклатурним запасом.

Лiтература

1. Куликов Г.Г. Автоматизированное проектирование информационно-управленческих систем. Проектирование экспертных систем на основе системного моделирования [Текст] / Куликов Г.Г., Набатов А.Н., Речкалов А.В. и др.; под общ. ред. Г.Г. Куликова. - Уфа: Уфимск. Гос. Авиац. Техн. Ун-т, 1999. - 223 с.

2. Ойхман Е.Г. Реинжениринг бизнеса: Реинжениринг ор-

ганизаций и информационные технологии [Текст] / Ойхман Е.Г., Попов Э.В. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 336 с.

3. Смирнова Г.Н. Проектирование экономических инфор-

мационных систем [Текст] : учеб. / Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 512 с.

4. Информационные технологии организационного управле-

ния сложными социотехническими системами. [Текст] / Федорович О.Е., Нечипорук Н.В., Дружинин Е.А., Прохоров А.В. - Харьков: «ХАИ», 2004. - 255 с.

5. Информационные технологии управления [Текст] : учеб. по-

собие / Черкасов Ю.М., Арефьева И.Ю., Акатова Н.А. и др.; под ред. Ю.М. Черкасова. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 216 с.

-□ □-

Видтено типи експедицшних тдпри-емств по наявностi виробничог бази. Визначеш лог^тичш функци експедиторiв на автомобшьному mpamcnopmi

Ключовi слова: транспортно-експеди-цшне тдприемство, лог^тичний ланцюг,

функци експедитора

□-□

Выделены типы экспедиционных предприятий по наличию производственной базы. Определены логистические функции экспедиторов на автомобильном транспорте

Ключевые слова: транспортно-экспеди-ционное предприятие, логистическая цепочка, функции экспедитора

□-□

Freight forwarder types have been defined taking into consideration the availability of enterprise base. Forwarders logistic functions on automobile transport have been defined

Key words: freight forwarder, logistic chain,

forwarder functions -□ □-

УДК 656.96: 656.073

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В.С. Наумов

Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.: 8 (057) 707-37-20 Е-mail: naumov-vs@mail.ru

Е.В. Нагорный

Доктор технических наук, профессор, заведующий

кафедрой*

Контактный тел.: 8 (057) 707-37-20 *Кафедра транспортных технологий Харьковский национальный автомобильно-дорожный

университет

ул. Петровского, 25, г. Харьков, Украина, 61002

1. Введение

Обеспечение организации совместной работы грузовладельцев и перевозчиков является функцией транспортно-экспедиционных предприятий (ТЭП), поэтому эффективность работы экспедиторов в условиях рыночных отношений полностью определяет эф-

фективность транспортной системы. Однако, кроме посреднической функции предприятия, занимающиеся экспедиционным обслуживанием, выполняют ряд других задач - от складирования и формирования грузовых единиц до перевозки, что обуславливает целесообразность комплексного рассмотрения функций экспедиторов с позиций теории логистики.

2. Анализ публикаций

Среди работ, рассматривающих функции ТЭП в логистическом аспекте, необходимо выделить [1-4].

В [1] авторы классифицируют услуги, предоставляемые экспедиторами, однако не определяют функции и значимость ТЭП в логистической системе. В [2] роль экспедитора (логистической компании) определяется как ускорение всего процесса доставки товара при условии минимальных затрат по всем технологиям функционирования системы. В [3] указывается, что переход на логистическую концепцию управления транспортно-экспедиционными системами позволяет существенно повысить эффективность и качество транспортного обслуживания. В качестве варианта внедрения ТЭП в логистическую цепь предлагаются терминальные перевозки автомобильным транспортом. В качестве функций экспедитора в логистической цепочке автор [4] выделяет мониторинг рынка транспортных услуг, согласование экономических интересов грузовладельцев и перевозчиков, а также согласование технологии доставки груза (согласование пары «груз - транспортное средство»).

3. Цель и постановка задачи

Целью работы является обоснование логистических функций экспедиторов на автомобильном транспорте. Объектом исследования является процесс функционирования ТЭП в составе логистической системы, а предметом - логистические функции экспедиторов. Для достижения цели исследования необходимо проанализировать основные логистические функции элементов логистических систем, определить функции ТЭП и перспективные направления реализации логистических функций экспедиторами.

4. Содержание логистических функций по типам ТЭП

Логистической функцией в соответствии с определением [5] является укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. В [5] выделяются следующие основные логистические функции: 1) формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация; 2) определение объёмов и направлений материальных потоков, прогнозные оценки потребности в перевозках; 3) определение последовательности продвижения товаров через места складирования; 4) развитие, размещение и организация складского хозяйства; 5) управление запасами; 6) осуществление перевозки и всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения; 7) выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров; 8) управление складскими операциями.

Возможность выполнения отдельных функций конкретным экспедитором зависит от имеющейся производственной базы ТЭП. Целесообразно определить три укрупненных составляющих производственной базы экспедиторов на автомобильном транспорте: организационная база, парк подвижного состава и складское хозяйство.

По структуре производственной базы можно выделить следующие типы ТЭП на автомобильном транспорте: Э1 - ТЭП с базовой производственной структурой (только организационная база), Э21 - ТЭП с собственным подвижным составом, Э22 - ТЭП с собственным складским хозяйством, Э3 - ТЭП с подвижным составом и собственным складским хозяйством.

Рассматривая экспедитора как элемент логистической системы, необходимо выделить два типа потоков, циркулирующих в системе, - материальный и информационный. Продвижение материального потока реализуется в результате взаимодействия участников логистического процесса (элементов логистической системы) - грузоотправителей (ГО), грузополучателей (ГП), перевозчиков (П) и экспедиторов (Э). Взаимодействие элементов осуществляется за счёт циркуляции информационных потоков.

ТЭП с базовой структурой Э1 не имеет производственных ресурсов для непосредственного участия в процессе перемещения материальных ценностей, однако, обеспечивая процесс циркуляции информационных потоков, является необходимым элементом системы (рис. 1). Как видно из схемы фрагмента логистической цепи на рис. 1, экспедитор замыкает основные информационные потоки. К экспедиторы типа Э1 относится большинство отечественных ТЭП, обычно специализирующихся на выполнении посреднической функции - согласовании пар «перевозчик - грузовладелец».

ГО <-

» ГП

п

N ._±_. '

Ф- материальный поток -> информационный поток

Рис. 1. Фрагмент логистической цепи при участии экспедитора с базовой производственной структурой

Для экспедитора с собственным подвижным составом характерно непосредственное участие в продвижении материалопотока (реализация функций перевозчика) с выполнением организационных операций (рис. 2). К отечественным ТЭП типа Э21 можно отнести такие предприятия как ОАО «АТП-16363», ЗАО «Делькар», ТЭП «Транс-Лиль», ООО «Iншi мережЬ и др.

материальный поток —> информационный поток

Рис. 2. Фрагмент логистической цепи при участии экспедитора типа Э2-1

Экспедитор с собственным складским хозяйством выполняет функции консолидации материалопотока, хранения грузов, подгруппировки по направлениям и ассортименту, а также организации доставки грузов от грузоотправителей и грузополучателям (рис. 3). Экспедиторами типа Э22 являются в основном крупные предприятия, имеющие финансовые ресурсы для приобретения коммерческой недвижимости и строительства складских помещений: ПИИ «Ост-Вест Экспресс», ООО «Агро-Союз-Терминал», ООО "БК-Транс", ООО «А.М.А. Фрейт Украша» и др.

материальный поток —> информационный поток

Рис. 3. Фрагмент логистической цепи при участии экспедитора типа Э2-2

Экспедитор типа Э3 (рис. 4) кроме организационных и складских функций выполняет доставку грузов собственным подвижным составом. Такой вариант продвижения материального потока является наиболее целесообразным в организационном контексте, поскольку управление основными логистическими операциями осуществляется централизовано. Экспедиторами типа Э3 обычно являются группы компаний: холдинг «Cargo Partner», группа компаний «AsstrA», группа транспортно-логистических компаний «Евро-сиб» и др.

материальный поток —> информационный поток

Рис. 4. Фрагмент логистической цепи при участии экспедитора типа Э3

Необходимо отметить, что в случае участия в продвижении материального потока ТЭП типа Э2 2 и Э3 отсутствуют прямые связи между грузоотправителем и грузополучателем, и все информационные потоки замыкаются на экспедиторе.

В соответствии с приведенной классификацией ТЭП в табл. 1 выделены логистические функции, выполняемые экспедиторами соответствующих типов.

Таблица 1

Логистические функции по типам ТЭП

Логистическая функция Тип ТЭП

Э1 Э21 Э22 Э3

1. Формирование хозяйственных связей + + + +

2. Определение объёмов и направлений - + + +

материалопотоков

3. Определение

последовательности + + - +

продвижения товаров

4. Управление запасами и + +

складскими операциями

5. Осуществление перевозки - + - +

6. Выполнение

заключительно- - -/+ + +

подготовительных операций

В [6] указывается, что в будущем транспортно-экс-педиционные компании будут консолидироваться в более крупные предприятия с целью предоставления клиентуре комплексного пакета логистического сервиса, что объясняется наличием глобальных тенденций к обслуживанию клиентуры с осуществлением комплекса обязательных услуг по управлению цепями поставок. Таким образом,экспедиторы типов Э1 и Э2 для повышения конкурентоспособности должны либо совершенствовать производственную базу, либо объединяться в группы компаний, образуя ТЭП типа Э3.

5. Выводы

Выделение типов экспедиторов по наличию производственной базы позволяет определить уровень значимости ТЭП по комплексу осуществляемых логистических функций. ТЭП любого типа является необходимым элементом логистической системы, обеспечивающим её функционирование. Наиболее перспективным типом экспедитора на автомобильном транспорте является ТЭП с собственным подвижным составом и складским хозяйством, поскольку экспедитор данного типа имеет возможность осуществлять полный комплекс логистических услуг, обеспечивая организацию и управление логистическими цепочками.

Литература

1. Сич 6., Юрюхша О. Формування транспортно-експе-дицшних послуг лопстичного центру // Зб. наук. пр. Кшвськ. ун-ту економши i технологш тр-ту: Серiя «Еко-номша i управлшня». - К.: КУЕТТ, 2005. - Вип. 7. - С. 19 - 27.

2. Сханова С.Э., Попова О.В., Горев А.Э. Транспортно-экспе-диционное обслуживание. - М.: Академия, 2005. - 432 с.

3. Еремина Л.В., Медников В.В. Логистика как услуга транспортно-экспедиторских компаний // Логистика: проблемы и решения. - 2006. - Вып. 6. - С. 54 - 63.

4. Ревуцкая Т.В. Партнерство перевозчика и экспедитора - миф или реальность? // Логистика: проблемы и решения. - 2007. - Вып. 2. - С. 48 - 53.

5.

6.

Гаджинский А.М. Логистика. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2003. - 408 с.

Burkovskis R. Efficiency of freight forwarder's participation in the process of transportation // Transport, 2008. -- 213.

23(3). - P. 208

У cmammi викладений nidxid до onmuMi3a-ци надзвукових компресорних решток pieня осьового компресора. Викладет основш ств-видношення для визначення втрат поеного тиску в надзвукових рештках профШв осьового компресора i pозглянутi обмежен-ня, що дозволяють враховувати в процеЫ оптимiзацiiгеометричних паpаметpiв лопаток гх напружено - деформований стан Ключовi слова: оптимiзацiя, компресор-

на решШка, осьовий компресор

□-□

В статье изложен поход к оптимизации сверхзвуковой компрессорной решетки ступени осевого компрессора. Изложены основные соотношения для определения потерь полного давления в сверхзвуковой решетке профилей осевого компрессора и рассмотрены ограничения, позволяющие учитывать в процессе оптимизации геометрических параметров лопаток их напряженно-деформированное состояние

Ключевые слова: оптимизация, компрессорная решетка, осевой компрессор

□-□

In the article a hike is expounded to optimization of supersonic compressor grate of the stage of axial compressor. Basic correlations are expounded for determination of losses of complete pressure in the supersonic grate of types of axial compressor and limitations, allowing to take into account in the process of optimization of geometrical parameters of shoulder-blades them the napryazhenno-deformir-ovannoe state, are considered

Keywords: optimization, compressor grate, axial compressor

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 621.515-226.2

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ СВЕРХЗВУКОВОЙ КОМПРЕССОРНОЙ РЕШЕТКИ

Л.Г. Волянська

Доцент*

Контактний тел.: 8 (044) 406-75-93

С.Ю. Гуз

Науковий ствроб^ник* Контактний тел.: 8 (044) 406-70-58

Ю. Ю. Терещенко

1нженер*

Контактний тел.: 8 (044) 406-75-93 *Кафедра авiацiйних двигуыв Нацюнальний аерокосмлчний уыверситет пр. Космонавта Комарова, 1, м. Кшв, 03058

1. Вступление

Рассматривать сверхзвуковые двумерные течения в плоскости решетки необходимо в тесной связи с меридиональным течением, которое определяет изменение радиуса поверхности тока и соответствующее уменьшение площади поперечного меридионального потока в лопаточном венце.

Анализ течения на поверхности тока в плоскости решетки позволяет определить поворот потока и потери. Взаимозависимость этих двух течений особенно тесная при сверхзвуковом течении в лопаточном венце. В этом случае изменение плотности и давления обычно

велики, запирание межлопаточного канала становится более общим явлением и существенно возрастают потери (до 10...20% от входного динамического напора в относительном движении).

Изменения поперечного сечения оказывают значительное влияние на трансзвуковое и сверхзвуковое течение, а изменения течения на одной поверхности тока по высоте лопатки могут существенно повлиять на течение на других радиусах.

Запирание по расходу газа межлопаточного канала последних ступеней осевого компрессора является чрезвычайно важной характеристикой, определяющей его газодинамическую устойчивость. В любом случае в

у5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.