Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ СКЛАДСКИХ ЗАПАСОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ СКЛАДСКИХ ЗАПАСОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ЗАПАСЫ / ЛОГИСТИКА / СКЛАД / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малясова М.М., Акамова Н.В.

В статье авторами раскрывается сущность бизнес-процессов складских запасов, применяемых в практике фармацевтического предприятия региона. Целью исследования является изучение бизнес-процессов складских запасов, выявление функций складирования запасов хозяйствующего субъекта. Рассматриваются экономические аспекты бизнес-процессов фармацевтического предприятия, раскрываются функции подразделения «Аптечный склад». Выделены три основных бизнес-процесса: приход лекарственных средств; оформление товара на складе; продажа лекарственных средств. В ходе исследования применена методология IDEF0, позволяющая декомпозировать бизнесы верхнего и последующего уровней. В заключение авторами осуществлена оценка логистических бизнес-процессов складских запасов, выявлены особенности учета лекарственных препаратов, применения аналитических функций в реализации бизнес-процесса склада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS BUSINESS PROCESSES OF PHARMACEUTICAL COMPANY'S INVENTORY

In the article, the authors reveal the essence of the business processes of inventory used in the practice of a pharmaceutical enterprise in the region. The purpose of the study is to study the business processes of inventory, to identify the functions of inventory warehousing of an economic entity. The economic aspects of the business processes of a pharmaceutical enterprise are considered, the functions of the Pharmacy Warehouse division are revealed. Three main business processes are identified: the arrival of medicines; registration of goods in stock; sale of medicines. In the course of the study, the IDEF0 methodology was applied, which allows decomposing businesses of the upper and subsequent levels. In conclusion, the authors carried out an assessment of the logistics business processes of warehouse stocks, identified the features of accounting for medicines, the use of analytical functions in the implementation of the warehouse business process.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ СКЛАДСКИХ ЗАПАСОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

32

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 2(48)

УДК 332.1

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

СКЛАДСКИХ ЗАПАСОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

М.М. Малясова, Н.В. Акамова

В статье авторами раскрывается сущность бизнес-процессов складских запасов, применяемых в практике фармацевтического предприятия региона. Целью исследования является изучение бизнес-процессов складских запасов, выявление функций складирования запасов хозяйствующего субъекта. Рассматриваются экономические аспекты бизнес-процессов фармацевтического предприятия, раскрываются функции подразделения «Аптечный склад». Выделены три основных бизнес-процесса: приход лекарственных средств; оформление товара на складе; продажа лекарственных средств. В ходе исследования применена методология IDEF0, позволяющая декомпозировать бизнесы верхнего и последующего уровней. В заключение авторами осуществлена оценка логистических бизнес-процессов складских запасов, выявлены особенности учета лекарственных препаратов, применения аналитических функций в реализации бизнес-процесса склада.

Ключевые слова: бизнес-процессы; запасы; логистика; склад; предприятие.

M.M. Malyasova, N.V. Akamova. LOGISTICS BUSINESS PROCESSES OF PHARMACEUTICAL COMPANY'S INVENTORY

In the article, the authors reveal the essence of the business processes of inventory used in the practice of a pharmaceutical enterprise in the region. The purpose of the study is to study the business processes of inventory, to identify the functions of inventory warehousing of an economic entity. The economic aspects of the business processes of a pharmaceutical enterprise are considered, the functions of the Pharmacy Warehouse division are revealed. Three main business processes are identified: the arrival of medicines; registration of goods in stock; sale of medicines. In the course of the study, the IDEF0 methodology was applied, which allows decomposing businesses of the upper and subsequent levels. In conclusion, the authors carried out an assessment of the logistics business processes of warehouse stocks, identified the features of accounting for medicines, the use of analytical functions in the implementation of the warehouse business process.

Keywords: business processes; inventory; logistic; warehouse; enterprise.

В современных условиях многие лидирующие предприятия рассматривают развитие бизнес-процессов для повышения экономического благополучия. Информационное обеспечение бизнес-процессов фармацевтического предприятия способствует сбору и обработке информации в складских запасах. Исследование логистических бизнес-процессов складских запасов позволяет снизить риски в области производственной деятельности по сравнению с конкурентами. Вследствие этого предприятие имеет возможность повысить конкурентоспособность и привлекательность продукции за счет удовлетворения потребительских предпочтений [4].

Вопросы бизнес-процессов складских запасов рассматривают в своих работах В.И. Сергеев, В.В. Дыбская, А.В. Зайцев, Ю.М. Неруш, Б.А. Аникин, С.А. Таран, Л.Ю. Александрова [1; 2; 4]. Однако научные исследования ученых не затрагивают проблему разработки системы

складского учета в фармацевтической компании.

Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Фармация» (далее -ГУП РМ «Фармация») - крупнейшее аптечное предприятие Республики Мордовия. 112 аптек и аптечных пунктов предприятия предлагают покупателям широкий ассортимент лекарственных препаратов, медицинской продукции и гарантируют профессиональное обслуживание.

ГУП РМ «Фармация» является поставщиком лекарственных препаратов для различных организаций. Рассмотрим структуру поставок ГУП РМ «Фармация» в 2020 г. (рис. 1).

Исследуемое фармацевтическое предприятие обеспечено складскими запасами и собственными оборотными средствами. На основании данных бухгалтерского баланса рассмотрим динамику собственных оборотных средств ГУП РМ «Фармация» (рис. 2).

I Прочие организации ГБУЗ Республики Мордовия «РОД» ГБУЗ Республики Мордовия «ДРКБ» I ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканская клиниеская больница им. С.В. Каткова» ГБУЗ Республики Мордовия «МРЦКБ» Минздрав Республики Мордовия

8

Рис. 1. Заказчики лекарственных препаратов ГУП РМ «Фармация» в 2020 г., в %

2020 г.

2019 г.

2018 г.

'Общая сумма собственного капитала, тыс. руб. Сумма собственных оборотных средств, тыс. руб.

Внеоборотные активы, тыс. руб. ¡Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

Рис. 2. Собственные оборотные средства ГУП РМ «Фармация»

Из рис. 2 видно, что в 2018-2020 гг. собственные средства фармацевтического предприятия в обороте возрастают. Если в 2018 г. их величина составила 67 430 тыс. руб., то в 2020 г. - 214 763 тыс. руб. Можно сделать вывод, что управление финансовыми ресурсами достаточно результативно. Все его данные говорят о хорошей рентабельности по сравнению с аналогичными предприятиями, функционирующими на территории Республики Мордовия.

Самым большим по обработке информационных потоков можно считать подразделение «Аптечный склад». В его функции входит определение текущей потребности аптеки в товарах лекарственного ассортимента, получение, хранение и отпуск товаров лекарственных препаратов в структурные подразделения.

Одним из проблемных мест ГУП РМ «Фармация» является отслеживание складских запасов. Предприятие нуждается в автоматизации процесса складского учета. Поэтому было принято решение разработать информационную систему складского учета, учитывающую все

особенности функционирования предприятия.

В деятельности ГУП РМ «Фармация» выделим три основных бизнес-процесса: приход лекарственных средств; оформление товара на складе; продажа лекарственных средств. К вспомогательным бизнес-процессам отнесем производство медицинского оборудования и лекарственных препаратов.

Складские запасы ГУП РМ «Фармация» формируются на складе, основные функции которого показаны на рис. 3.

Логистические бизнес-процессы складских запасов ГУП РМ «Фармация» охватывают формирование запасов, обработку грузов и физическое распределение заказов. Бизнес-процессы включают контроль за доставкой, разгрузкой и приемкой грузов, хранением и перевозкой грузов, заказами клиентов и поставкой товаров.

Логистический бизнес-процесс складских запасов ГУП РМ «Фармация» состоит из следующих последовательных операций: координация закупки; обработка документации лекарственных препаратов; координация услуг

Рис. 3. Функции складирования запасов ГУП РМ «Фармация»

продаж. Услуги по закупкам координируются в ходе инвентарных операций и в рамках контроля за поставками. Основной задачей поставки запасов является поставка товаров (или материалов) на склад на базе перерабатывающих мощностей в течение определенного периода при полном выполнении заказов потребителей. Поэтому потребности в запасах должны определяться на основе услуг сбыта и существующих складских мощностей [1-2].

Контроль за приобретением и поставкой запасов максимизирует использование существующих запасов и необходимых условий хранения для сокращения срока службы запасов. Таким образом, увеличивается оборот складов за счет обеспечения ритмичного управления потоком товаров.

Для исследования логистических бизнес-процессов складских запасов ГУП РМ «Фармация» используем методику IDEF0, в основе которой заложен процессный подход. На рис. 4 рассмотрим диаграмму верхнего уровня А-0.

Функционирование склада ГУП РМ «Фармация» предполагает обслуживание клиентов, являющихся объектом реальных коммерческих операций, в частности складов. Клиент оплачивает товар и применяет оплаченный счет к складу для получения товара и документации по статье. Помимо клиентов, вход также содержит сопровождающие документы (возвращенные от поставщика или по какой-либо причине от клиента). Для товаров поставщика это купон на поставку и счет-фактура, свидетельство о возвращении клиента (например, в случае

Рис. 4. Диаграмма верхнего уровня А-0, построенная для ГУП РМ «Фармация»

Рис. 5. Диаграмма декомпозиции IDEF0. Деятельность склада

брака) или возвратный документ (например, поставщик). Ресурсы выполняют самые важные функции при оказании услуг клиентам. Источник информации выполняет функцию непосредственно (предоставляет информацию о клиентах, поставщиках, продуктах и т.д.). Без материальных ресурсов (оборудования и снабжения) невозможно представить, какой бизнес работает в настоящее время.

На основе диаграммы верхнего уровня А-0 разделим логистический бизнес-процесс на

процессы следующего уровня: приемка товара, хранение, отгрузка и возврат товара.

На этапе приёмки товаров осуществляется отгрузка товара, сопоставление с сертификатами. Независимо от количества продукции (положительной или отрицательной) она переходит на хранение вместе с сопутствующей ей документацией.

Хранение (основные и наиболее сложные характеристики депо означают все другие действия, связанные с проектом, такие как хране-

Рис. 6. Диаграмма декомпозиции IDEF0

ние, агрегирование, проектная документация, редакция).

Согласно декомпозиции IDEF0 в общем виде бизнес-процессы деятельности склада фармацевтического предприятия показаны на рис. 5.

В бизнес-процессе «Хранение» на входе используются приходные документы клиента, в том числе оплаченные, а также складское оборудование. Выходом служат выходные документы и списанный товар.

На этапе доставки и возвращения товаров (доставка собранных товаров клиентам или возвращение поставщикам) речь идет о товарах, собираемых путем доставки документов клиентам. На рис. 6 показана данная последовательность бизнес-процессов, начиная от складирования и заканчивая списанием товара согласно декомпозиции IDEF0.

Отметим отличие бизнес-процесса «Складирование» для фармацевтического предприятия согласно декомпозиции IDEF0 (рис. 7).

Недостатки текущего программного обеспечения ГУП РМ «Фармация» по учету складских операций заключаются в следующем:

- при приходе товара требуется ручной ввод данных (наименование и количество) для каждого товара, что приводит к ошибкам при формировании отгрузочных материалов или вызывает задвоение данных;

- отсутствуют данные по продажам за отчетный период (месяц, квартал) и остатках товаров на складе, что затрудняет заявки поставщикам;

- отсутствие синхронизации данных со сто-

ронними сервисами. Например, с онлайн-мага-зином, программным обеспечением в телефоне;

- при работе программы с внешнего накопителя (например, USB) часто возникает экстренное завершение программы.

Анализ предметной области позволяет сделать вывод, что автоматизация складского учета способствует рациональному размещению товара, оптимизации движения товаров и документов, работы сотрудников склада, уменьшению издержек.

На рис. 8 представлена блок-схема условного алгоритма функционирования программы. В данной системе предусмотрен процесс «Авторизация». После ввода пароля пользователь входит в систему и получает права доступа в зависимости от данных ему прав. Права могут быть изменены администратором системы.

Пример окна входа в систему показан на рис. 8. Для входа пользователь должен ввести логин и пароль, по которым был зарегистрирован в системе.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что исследование логистических бизнес-процессов складирования фармацевтического предприятия позволило оценить складской учет в нотации IDEF0. Логистический процесс складских запасов обеспечивает формирование ассортимента лекарственных средств, внесение новых деталей, их редактирование и поиск, а также получение определенных комбинаций необходимой информации из отчетов по запросам. Исследование показало результаты работы сотрудников

Рис. 7. Диаграмма декомпозиции IDEF0. Складирование

Начало

Ввод данных

Проверка обеспечения целостности данных

Да <

Занесение введенных данных в базу

1 г

Конец

Рис. 8. Блок-схема

склада, особенности учета лекарственных препаратов, применение аналитических функций в реализации бизнес-процесса склада.

Список литературы

1. Акамова Н.В. Решение задач логистики с использованием информационных технологий // Актуальные проблемы социально-экономического развития общества: материалы Национальной науч.-практ. конф. научно-педагогических работников (21 ноября 2019 г.). Саранск: АНО СНОЛД «Партнер», 2019. С. 288-293.

2. Александрова Л.Ю., Мунши А. Ю. Актуальные проблемы логистики на складе и их решения // Вестник Российского университета кооперации. 2020. №1 (39). С. 4-11.

3. Голяев С.С., Голяева Н.В., Акамова Н.В., Немыкина О.И. Методы и принципы организации информационной безопасности на предприятиях среднего бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2018. № 6 (95). С. 735-738.

4. Зайцев А.В. Информационные системы в профессиональной деятельности: учеб. пособие. М.: РАП, 2017. 180 с.

5. Малясова М.М. Методические аспекты сегментации бизнес-среды на основе метода PEST-анализа // Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 1 (43). С. 82-85.

References

1. Akamova N.V. Reshenie zadach logistiki s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologij [Solving logistics problems using information technology] // Aktual'nye problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva: materialy Natsional'noj nauch.-prakt. konf. nauchno-peda-gogicheskikh rabotnikov (21 noyabrya 2019 g.). Saransk: ANO SNOLD «Partner», 2019. S. 288-293.

2. Alexandrova L.Yu., Munshi A.Yu. Aktual'nye problemy logistiki na sklade i ikh resheniya [Actual problems of logistics in the warehouse and their solutions] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooper-atsii. 2020. №1 (39). S. 4-11.

3. Golyaev S.S., Golyaeva N.V., Akamova N.V., Nemykina O.I. Metody' i printsipy organizatsii in-formatsionnoj bezopasnosti na predpriyatiyakh sred-nego biznesa [Methods and principles of information security organization at medium-sized enterprises] // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 6 (95). S.735-738.

4. Zajtsev A.V. Informatsionnye sistemy v professional'noj deyatel'nosti [Information systems in professional activity]: ucheb. posobie. M.: RAP, 2017. 180 s.

5. Malyasova M.M. Metodicheskie aspekty seg-mentatsii biznes-sredy na osnove metoda PEST-analiza [Methodological aspects of segmentation of the business environment based on the PEST analysis method] // Vestnik Rossijskogo universiteta ko-operatsii. 2021. № 1 (43). S. 82-85.

МАЛЯСОВА Мария Михайловна - кандидат экономических наук, учитель экономики. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 23». Россия. Саранск. E-mail: masi15@yandex. ru.

АКАМОВА Надежда Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и информационных технологий. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: n.v.akamova@ruc.su.

MALYASOVA, Maria Mikhaylovna - Candidate of Economics, Economics Teacher. Municipal Educational Institution «Gymnasium № 23». Russia. Saransk. E-mail: masi15@yandex.ru.

AKAMOVA, Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Economics and Information Technology. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: n.v.akamova@ruc.su.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.