М. А. БОЛЬШАКОВ
Михаил Анатольевич БОЛЬШАКОВ —
В 2007 г. окончил СПбГУЭФ.
Автор 8 публикаций.
Область научной специализации
народным хозяйством (логистика). ^ ^ ^
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ КОМПАНИИ*
Характерной особенностью переходной экономики России стало появление в 90-х годах ХХ в. компаний, занимающихся бизнесом одновременно в нескольких разнородных отраслях, и их последующий рост. Совершенствованию отдельных функций логистики и оптимизации с учетом тех или иных отраслевых особенностей, логистической системы компаний посвящено большое число научных публикаций. В то же время значительно меньше внимания уделено логистическим аспектам научно-практических задач эффективного управления. Их актуальность обусловлена организационно-экономическими особенностями функционирования и развития многопрофильных компаний.
С переходом к рыночным отношениям в России малые предприятия, начав свою предпринимательскую деятельность с одного бизнес-направления, по мере роста своих финансовых возможностей в условиях несформировавшихся рынков или рынков с невысоким уровнем конкуренции приступили к инвестированию средств в создание и развитие других бизнес-направлений. Выбирая стратегию ведения разнородных бизнесов, такие многопрофильные компании рассчитывали на следующие преимущества, обеспечивающие их конкурентоспособность.
1. Маркетинговые преимущества: увеличение доли на рынке благодаря синергетическому эффекту от перекрестных продаж и продвижению единого бренда; эффект более крупной структуры, например при участии в тендерах; снижение зависимости от рыночных ограничений благодаря диверсификации по слабосвязанным целевым рыночным сегментам.
2. В области логистических процессов: интеграция производственно-технологических процессов и ресурсов; экономия на логистических издержках (благодаря возможности вертикальной интеграции) и взаимодополняющих ресурсах.
3. Повышение эффективности управления за счет централизации функций управления и обеспечения, увеличения скорости организационных изменений, единой финансовой, маркетинговой и логистической политики.
4. В области систем и персонала: объединение технологически связанных активов; ускорение обмена знаниями и технологиями.
Однако в силу ограниченности времени и отсутствия должного внимания к решению задач совершенствования системы управления снизилась управляемость растущими бизнесами, вследствие чего многопрофильные компании зачастую стали терять конкурентоспособность. Возросли организационная сложность и взаимозависимость частей и элементов компаний, произошли ускорение изменений и нарастание неопределенности как во внешней конкурентной среде, так и во внутренней среде компаний. В связи с этим личное участие собственников в оперативном управлении всеми бизнес-направлениями перестало отвечать необходимым требованиям. Таким образом, многопрофильность как основной фактор конкурентоспособности без соответствующего совершенствования системы корпоративного управления не гарантирует успешного будущего компании.
Безусловно, проблема снижения управляемости типична для любой растущей компании. Однако для многопрофильной компании ее решение затруднено рядом организационно-экономических особенностей. В контексте рассматриваемых в настоящей работе логистических аспектов в качестве основных факторов возрастания сложности корпоративного управления следует выделить следующие особенности.
1. Управление многопрофильной компанией требует реализации всего комплекса системных функций логистики снабжения, внутрипроизводственной логистики и распределительной логистики применительно к
аспирант СПбГУЭФ. — экономика и управление
ГРНТИ 06.81.65 © М. А. Большаков, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В. В. Борисовой.
существенно отличающимся по своим особенностям и характеристикам материальным, сервисным, финансовым, информационным потокам.
2. Одновременное использование разных операционных и производственных технологий и систем: управление проектами (строительство, разработка программных продуктов и т. п.), сборка под заказ в мелкосерийном производстве, закупка и сбыт на основе метода неснижаемого уровня товаров (дистрибуция) и т. д. Разные технологии имеют свои особенности планирования, учета и контроля, оптимизации и автоматизации процессов.
3. Разные стратегии бизнес-направлений. В большинстве многопрофильных компаний бизнес-направления находятся на разных стадиях своего жизненного цикла: роста и развития, поддержания достигнутого уровня, сбора «урожая». Каждая стадия имеет свои особенности стратегического управления: разные основные и вспомогательные финансовые и операционные цели и показатели, а также направления мероприятий в области финансового, маркетингового, логистического управления по реализации бизнес-стратегий.
4. Многоаспектность единой учетно-аналитической системы компании, необходимой для управления взаимосвязанными логистическими потоками разнородных бизнес-направлений.
5. Повышенные, отвечающие многообразным особенностям управляемых и выполняемых логистических бизнес-процессов требования к компетенции менеджеров, к универсальности навыков и знаний функциональных специалистов.
Указанные особенности многопрофильной компании свидетельствуют об объективной необходимости использования различных управленческих технологий, опирающихся на сложные экономико-математические методы и модели, современные информационные технологии и системы.
Различают несколько уровней применения логистики как науки об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов в обеспечении конкурентоспособности компании [3].
1. Уровень отдельных функций логистики компании: локальная оптимизация отдельных функциональных подсистем и бизнес-процессов логистической системы компании.
2. Уровень интеграции функций логистики компании: комплексная оптимизация функционирования внутренних логистических цепей, исходящая из стратегических целей компании.
3. Уровень компании в целом: оптимизация функционирования компании как внутреннего звена глобальных цепей поставки.
На первом уровне использование логистических моделей и методов оптимизации осуществляется в рамках аналитического подхода, при котором логистическая система многопрофильной компании декомпозируется на независимые функциональные подсистемы. Если на практике использование научно-методического аппарата логистики ограничивается рамками только такого подхода, то это зачастую приводит к нежелательной локальной оптимизации: повышение эффективности одних логистических подсистем достигается за счет снижения эффективности других подсистем или всей компании в целом.
Большинство известных современных концепций системной интеграции логистики сформировалось на основе технологий и методов производственного управления (производственная система Тойоты, бережливое производство) [4]. В своем развитии они опирались на концепцию философии качества [1] и связанные с ней идеи и методы совершенствования (всеобщее управление качеством, кайдзен, 6 сигм и т. п.). Общим в перечисленных концепциях и методах, применяемых на втором и третьем уровнях системной оптимизации логистики, является модельное представление управляемых систем в виде сети взаимосвязанных элементов, процессов и потоков (цепь процессов добавленной стоимости, сеть межфункциональных процессов, производственные потоки и т. п.). Однако известному логистическому принципу оптимизации сетевых структур на основе выявления и устранения узких мест (звеньев), ограничивающих общую эффективность системы, в концепции философии качества не уделено должного внимания. Для совершенствования логистической системы многопрофильной компании представляется целесообразным дополнительно использовать принципы управления ограничениями систем [2]. Таким образом, создание и совершенствование интегрированной логистической системы должно включать в себя следующие этапы:
1. Определение цели системы, разработка системы показателей.
2. Разработка бизнес-модели системы с целью понимания управляемой сети взаимосвязанных логистических потоков и процессов.
3. Постановка регулярного менеджмента с целью достижения управляемости системой: регламентация основных процессов и управление ими на основе бизнес-модели системы и комплексных показателей результативности, ресурсоемкости и оперативности.
4. Постоянное совершенствование логистической системы:
— определение звена, ограничивающего производительность логистической цепи;
— обеспечение статистической устойчивости и максимальной результативности функционирования этого звена;
— координация (синхронизация) функционирования остальных звеньев цепи поставок (метод канбан, управление межфункциональными буферными запасами, приоритетами логистических заказов);
— повышение результативности ограничивающего звена (увеличение производственной мощности, оптимизация функционального процесса и т. п.).
Управление интегрированной логистикой многопрофильной компании невозможно без разработки и использования единой для всех функциональных направлений системы показателей результативности и эффективности. Единая система показателей позволяет: подчинить процессы оперативного управления тактическим и стратегическим целям компании (например, на основе методики сбалансированной системы показателей); скоординировать (синхронизировать) функционирование звеньев цепей поставок с целью оптимизации эффективности ограничивающего звена логистической сети. Важно подчеркнуть, что подход системной интеграции логистики не отменяет необходимости использования методов оптимизации функциональной логистики: глобальная оптимизация достигается за счет повышения локальной эффективности в одном звене цепи поставок, которое является текущим системным ограничением общей пропускной способности (результативности) логистической сети.
Необходимым условием реализации интегрированной логистики является интеграция информационная: создание единого внутреннего информационно-коммуникационного пространства компании, обеспечение интернет-взаимодействия с внешними звеньями логистической цепи (клиентами и поставщиками). Информационную интеграцию необходимо рассматривать как составную часть создания и совершенствования интегрированной логистики, не сводя ее к исключительно внутренним проектам ИТ-подразделений.
Таким образом, многопрофильность как основной фактор конкурентоспособности не гарантирует успешного будущего компании без соответствующего совершенствования системы корпоративного управления и интеграции логистики. Реализация конкурентных преимуществ многопрофильной компании требует интеграции управления логистикой на основе единой для всех функциональных подсистем системы показателей результативности и эффективности, а также постоянного совершенствования логистической системы, направленной на глобальную оптимизацию эффективности использования ресурсов компании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 418 с.
2. Детмер У. Теория ограничений Голдратта: системный подход к непрерывному совершенствованию / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 443 с.
3. Основы логистики: учебник для вузов / под ред. В. В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. 432 с.
4. Чейз Р. Б. Производственный и операционный менеджмент // Чейз Р. Б., Эквилайн Н. Дж., Якобс Р. Ф. Производственный и операционный менеджмент. 8-е изд. / пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. 704 с.