УДК 658.87:658.7 + 339.37:339.188.4 ББК У9(2)421.2
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ ТОРГОВЛИ
А.Б. Левина
Статья посвящена вопросам изучения понятия логистической интеграции в области розничной торговли. Представлены теоретические подходы к изучению понятия интеграции, выделены факторы, способствующие развитию интеграционных процессов, сформулированы основные признаки логистической интеграции. Собственное исследование развития интеграционных процессов в розничной торговле позволило сформулировать определение логистической интеграции в розничной торговле.
Ключевые слова: розничная торговля, логистика розничной торговли, логистическая интеграция, интеграционные процессы в торговле
Характерной особенностью розничной торговли на современном этапе является существенное повышение роли логистики, обусловленное ростом товарных потоков, необходимостью снижения издержек в условиях обострения конкуренции, ростом требований покупателей к ассортименту и качеству обслуживания.
Одной из значимых тенденций развития розничной торговли является активное развитие интеграции, осуществляемой на принципах логистики, обусловленное глобализацией бизнеса.
Следует отметить, что вопросы логистической интеграции и ее эффективности в сфере розничной торговли не нашли достаточного отражения в научной литературе. В розничной торговле интеграция началась значительно позже, чем в других отраслях и сферах народного хозяйства. До сих пор интеграционные процессы в розничной торговле, основанные на принципах логистики, остаются недостаточно изученными.
Интеграционные процессы проявляются в большом количестве моделей объединения, поэтому в отечественной и зарубежной экономической литературе дается множество трактовок понятия «интеграция». В таблице представлены теоретические подходы к изучению понятия интеграции.
В настоящее время говорят о политической, социальной, производственной, экономической, финансовой и логистической интеграциях.
Интеграция означает процесс развития, связанный с объединением в одно целое ранее разрозненных частей или элементов. Интеграция может рассматриваться с различных точек зрения, в том числе как форма сотрудничества, как экономический процесс или как объединение предприятий.
Логистическая интеграция между производственными, транспортными, оптовыми и розничными организациями, предприятиями общественного питания занимает все более важное место в интеграционных процессах торговли. На рынке появляются различные форматы торговли, получающие конкурентные преимущества за счет предложения на рынке собственных торговых марок, объединения с сетями предприятий быстрого питания (создание при торгово-досуговых центрах с большим количеством мест и широким выбором блюд от предпри-
ятий разных специализаций), максимизации товарооборота, получения ценовых скидок на закупки товаров у производителей [1].
Интеграционные процессы в розничной торговле обусловлены, с одной стороны, низкой конкурентоспособностью большинства магазинов, которые не обладают достаточной концентрацией капитала для собственного развития, и с другой стороны, необходимостью повышения качества функционирования самих торговых предприятий.
Развитию интеграционных процессов способствуют:
1. Понимание логистики как инструмента в создании и реализации конкурентных преимуществ предприятия.
2. Перспективы и тенденции по развитию новых организационных форм - логистических сетей.
3. Развитие информационных технологий, позволяющих осуществлять эффективное управление всеми сферами производственнокоммерческой деятельности.
Не каждый процесс интеграции имеет логистическую основу. В.В. Плотников дает следующее определение логистической интеграции: логистическая интеграция - это процесс объединения деятельности различных предприятий с целью повышения эффективности их совместного функционирования за счет оптимизации на основе использования свойств логистики в рамках их совместной работы параметров реализации функциональных потоковых процессов [2].
С.Н. Нагловский отметил, что важнейшим оптимизационным свойством логистики является «способность интеграции усилий, процессов, явлений, свойств объектов, людей и их формаций для нивелировании их противоречий, преодоления общих, самостоятельно непреодолимых проблем и достижение новых эффектов объединений» [3].
Логистическое интегрирование потоковых процессов на отдельных предприятиях охватило все логистические функции на предприятии. Логистическая интеграция - это процесс объединения нескольких логистических функций и товарных ресурсов торговых предприятий с целью повышения эффективности их деятельности. Логи-
Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 24
191
Краткие сообщения
Теоретические подходы к интеграции предприятий
Наименование теории Содержание подходов к интеграции
Институциональная теория Интеграция - средство экономии на трансакционных издержках (О. Уильямсон, Р. Коуз). Интеграция - результат стремления избежать неоправданные риски в предложении необходимых ресурсов (К. Дж. Эрроу)
Неоклассическая теория фирмы Интеграция - способ значительной экономии от масштаба (Р. Блэйер, Д. Казерман)
Теория отраслевых рынков Интеграция рассматривается в качестве средства для снижения конкуренции (Дж. Бейн, Э. Мейсон). Интеграция позволяет фирмам, контролирующим ситуацию на рынке, расширить и упрочить свою власть (П. Портер, Дж. Ливси, А. Лаффер)
Управленческая теория Интеграция - метод разрешения конфликтов интересов между акционерами и менеджментом компании (Г. Демсец, М. Дженсен).
Синергетическая теория Интеграция - средство получения спектра преимуществ экономии от масштаба и охвата; экономии издержек, диверсификации и комбинирования ресурсов (Р. Баззел, К. Кларк, Ф.Ч. Эванс)
Логистическая теория Логистическая интеграция - процесс объединения деятельности различных предприятий с целью повышения эффективности их совместного функционирования за счет оптимизации на основе использования свойств логистики в рамках их совместной работы параметров реализации функциональных потоковых процессов (В.В. Плотников)
стически интегрированными считаются те магазины, объединение которых базируется на принципах логистики. Значительные резервы повышения эффективности могут быть выявлены в результате системного интегрирования закупок, транспортирования и других процессов, охватываемых логистикой. Для поиска путей повышения эффективности деятельности магазинов следует выявить и исследовать параметры торговой деятельности, изменение которых воздействует на характер торговых процессов.
Логистическая интеграция позволяет оптимизировать взаимоотношения хозяйствующих субъектов, в результате чего повышается эффективность функционирования каждого отдельного торгового предприятия и интегрированной системы в целом.
Собственное исследование развития интеграционных процессов в розничной торговле позволяет дать определение логистической интеграции, под которой понимаем добровольное объединение двух или более экономических субъектов в рамках общей логистической системы путем объединения отдельной или ряда логистических функций, концентрации всех видов ресурсов, объемов продаж товаров (продукции), прибыли с целью повышения их конкурентоспособности.
Таким образом, можно сформулировать основные признаки логистической интеграции, к которым отнесем следующие:
- логистическая интеграция представляет собой объединение нескольких хозяйствующих субъектов на добровольной основе;
- логистическая интеграция - это объединение различных логистических функций (закупка, транспортировка, хранение, реализация и др.);
- логистическая интеграция предполагает концентрацию всех видов ресурсов;
- логистическая интеграция имеет целью оптимизацию всех потоковых процессов интегрированных предприятий;
- результатом логистической интеграции является оптимизация логистических издержек, прибыли и повышение конкурентоспособности предприятий.
В результате логистическая интеграция способствует внедрению современных розничных технологий, выстраиванию более совершенных логистических систем, обеспечивает снижение общего уровня логистических издержек и способствует развитию и повышению эффективности розничной торговли в целом.
Литература
1. Конькова, Е.Д. О состоянии рынка общественного питания в г. Челябинске /Е.Д. Конькова, В.М. Каточков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2007. - Вып. 4. -№ 27(99). - С. 8-13.
2. Плотников, В.В. Эффект логистической интеграции: монография /В.В. Плотников. - М.: Научная книга, 2002. - 104 с.
3. Нагловский, С.Н. Логистика: монография /
С.Н. Нагловский. - Ростов-на-Дону: Изд-во
РГРА, 1997. - С. 11-12.
Поступила в редакцию 8 октября 2012 г.
Левина Алена Борисовна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики торговли, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов: организация коммерческой деятельности, логистика розничной торговли. Контактный телефон: 8 (351) 267-93-03, e-mail: [email protected]
Alena Ba. Levina is a candidate of economic sciences, associate professor of economics in trade department, South Ural State University (Chelyabinsk). The area of academic interests: organization of business, retail logistics. Contact telephone number: +7 (812)297-82-40, e-mail: levina [email protected]
192
Вестник ЮУрГУ, № 44, 2012