Статья / Article
УДК / UDC 378.147 : 528.92
Логико-графическое представление о сущности профессиональной образованности
Е. А. Гаджиева
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. В статье рассматриваются вопросы визуализации информации как современного витка на спирали ее развития в связи c компьютерными технологиями, «экранным» способом предъявления таковой. Несомненно, это явление должно найти свое отражение и в обучении, в первую очередь, в профессиональной подготовке бакалавров.
Материалы и методы. Рассматривается компетентностный подход как основная категория, позволяющая организовать учебный процесс соответствующим образом в целях подготовки профессионально компетентностных выпускников. В статье обсуждается вопрос не только обучения, но и образования, предполагающий интеллектуально-культурный, духовный рост студентов, развитие их личности за годы обучения. Разумеется, значительная часть аксиологического воспитания осуществляется «через предмет».
Результаты. В статье показано, что гармонично развитая личность выпускника предполагает его творческое начало, то есть развитие и право- и левополушарного мышления, что достигается педагогическим инструментарием, заключающемся как в наборе соответствующих учебных дисциплин, так в освоении системного процесса визуализации различного рода учебной информации. Важно, что этот процесс должен затрагивать и квалификацию преподавателей, ибо он предполагает владение универсальными метаметодическими приемами.
Обсуждение и выводы. В результате обсуждается универсальная логико-графическая схема, позволяющая понимать динамику развития личности студента за время освоения учебных дисциплин, а в перспективе - проводить различные оценки искомых параметров.
Благодарности: автор благодарит доктора педагогических наук, профессора А.А. Остапенко за творческую поддержку наших исследований по визуализации информации, за разделение идеи «геометрического» выражения и решения логико-онтологических задач.
Ключевые слова: визуализация, информация, компетентностный подход, логико-графическая схема, образование.
Для цитирования: Гаджиева Е.А. Логико-графическое представление о сущности профессиональной образованности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 141-152.
Logic-graphical representation about the essence of professional education
Elena A. Gadzhieva
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. The article discusses the issues of information visualization as a modern turn on the spiral of its development in connection with computer technology, the "screen" way of presenting it. Undoubtedly, this phenomenon should be reflected in education, primarily in the professional training of bachelors.
Materials and methods. The competency-based approach is considered as the main category, which allows organizing the educational process accordingly in order to prepare professionally competent graduates. The article discusses the question of not only education, but also education, which involves the intellectual, cultural, spiritual growth of students, the development of his personality over the years of training. Of course, a significant part of axiological education is carried out "through the subject".
Results. The article shows that a harmoniously developed personality of the graduate presupposes his creative beginning, that is, the development of both right- and left-hemispheric thinking, which is achieved by pedagogical tools, which consists both in the collection of relevant academic disciplines and in the development of the systemic process of visualizing various kinds of educational information. It is important that this process should also affect the qualifications of teachers, because it involves the possession of universal metamethodic techniques.
Discussion and conclusion. As a result, a universal logical-graphical scheme is discussed, which allows one to understand the dynamics of the student's personality development during the development of educational disciplines, and in the future to conduct various assessments of the desired parameters.
Key words; visualization, information, competency-based approach, logical-graphic diagram, education.
Acknowledgements: The author thanks Dr. A.A. Ostapenko for the creative support of our research on the visualization of information, for sharing the idea of "geometric" expression and solving logical and ontological problems.
For citation: Gadzhieva, E.A. (2020) Logiko-graficheskoe predstavlenie o sushchnosti professional'noj obrazovannosti [Logic-graphical representation about the essence of professional education]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. P. 141-152. (In Russian).
Введение
Научная проблема, которой посвящена статья, заключается в переходе от вербальной информации к графической средствами визуализации. Характерной особенностью сегодняшнего времени является
обновленное, повышенное внимание к информации, которая становится ресурсом, приобретает главенствующее значение при решении многих проблем. Однако источники информации в связи с развитием компьютерных технологий изменились по сравнению с таковыми, существовавшими десятилетия тому назад, а четкой системы визуализации учебной информации в профессиональной системе подготовки выпускников не наблюдается. Необходимо отметить то обстоятельство, что возросли не системные знания, а просто неизмеримо увеличилось количество самой доступной и разнообразной информации. В этом «океане» надо уметь плавать преподавателю, и научить студентов не утонуть в нем.
В связи с этим на платформе фундаментальных дисциплин разрабатываются современные инновационные методы профессионального обучения студентов, способствующие их умению работать с разнообразной вербальной и графической учебной информацией, развивающие системное, проблемное, образное мышление, формирующие профессиональную компетентность, готовность к трудовой деятельности.
Нами разработан информационно-картографический подход к работе с учебной информацией как локального, точечного характера, так и пространственно распространенной, топологической.
Визуализация учебной информации заключается в применении технологии перевода ее в графическую форму, в частности, в более разностороннем использовании полипредметного картографического метода обучения, тесно связанного с метаметодикой преподавания за счет общности графического образа в различных дисциплинах. По сути, развивается системная структура своеобразного языка представления учебной информации, а именно языка графикации, подобно существующим системам литерации, нумерации, например.
Исследование вопросов визуализации учебной информации при профессиональной подготовке студентов в университетах необходимо и актуально, так как в ней скрыты большие возможности для повышения эффективности процесса обучения, развития умственных творческих способностей обучающихся, повышения их профессиональной компетентности, интеллектуально-графического и общекультурного кругозора.
Необходимость научных исследований в этом направлении представляется весьма актуальной.
Целью статьи является обсуждение логико-графической схемы такого сложного и многогранного явления, как профессиональная компетентность. Обсуждается возможность представить его в некоем виртуальном многомерном пространстве и разработать способ динамической оценки явления в двухмерном измерении.
Обзор литературы
Исследования визуализации информации представляют собой очередной виток спирали развития научной мысли [6; 21].
Технология визуализации согласовывается с концепцией визуальной грамотности, возникшей во второй половине прошлого века в США. Она основывается на положениях о ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующегося» мира и увеличения информационной нагрузки [2].
Концепция метакартографии (А.Ф. Асланикашвили) разработана в 70-х годах прошлого столетия. Она представляет собой метатеорию, которая «объединяет в единую логико-методологическую систему все разделы картографии и определяет ее место в общей гносеологической системе наук» [3].
Метод познания предмета науки автор определяет как картографическое моделирование, включающее систему форм логических приемов познания, связывающих картографию с теорией познания, диалектической логикой, семиотикой, теорией информации. Она легла в основу картографического метода профессиональной подготовки как учителей географии, так и специалистов туристской отрасли в целях формирования у них образного, пространственного мышления, понимания структуры и связей в геопространстве, умения визуализировать его интеллектуально-графическими средствами [16, с. 4].
На общую картографию 90-х годов прошлого столетия опиралась гра-фокоммуникационная концепция, не имеющая тогда специального наименования. Сегодня мы бы предложили ее называть графикацией, или более подробно - визуализацией информации средствами графикации.
Графокоммуникационная концепция (развиваемая французским ученым Ж.Бертеном и австрийским картографом Э. Арнбергером и его школой) опирается на изучение языка карты и, соответственно, самих карт, исходя из законов графики (графической семиотики) и визуального восприятия изображений [11].
И.С. Якиманская, рассматривает «пространственное мышление как динамическое единство субъективного и объективного, их тесного и неразрывного взаимообогащения в процессе деятельности. Поскольку в своих наиболее развитых формах пространственное мышление формируется в основном на графической основе, то его особенности исследуются в контексте общих характеристик образного мышления» [18].
Важным достоинством метода визуализации является то, что он способствует взаимодействию внешнего и внутреннего планов деятельности обучающегося. Многие психологи считают, что термины «образ», «представление», «мысленная картина» являются синонимами и что образ -это наглядное знание.
Опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных знаний, Н. Г. Салмина разработала основы развития знаковых систем и их применения в обучении [8; 17]. Знаковые системы известны давно и широко применяются в картографии, топографии при создании своеобразного языка условных знаков и способов изображения явлений.
Истоки теории и практики феномена графического образа, теории геоизображений получили развитие в трудах А. М. Берлянта и других [4; 5; 9; 13].
Именно графический образ является интегратором для всех икони-ческих и инфографических изображений и позволяет обосновать расширение фундаментального картографического метода за счет приемов инфографики и принципа геоиконики. Освоение обучающимися интеллектуально-графической визуализации учебной информации, разностороннее применение инфокартографического метода, понимание основ языка графикации опирается на указанные выше теории визуализации, понятия о геопространстве и геоизображении, графическое моделирование.
Владение студентами инфокартографическим методом предполагает приобретение ими умения переводить вербальную форму информации в графическую, изображать таковую средствами графикации, -различными графемами, сочетается с психолого-педагогической целевой составляющей - сопутствующим развитием умственной деятельности повышением интеллектуального уровня будущих профессионалов, формированию их универсальной информационно-картографической компетентности [12; 16].
Материалы и методы
Информационно-картографический подход к визуализации как категория включает в себя и методы и способы визуализации информации. Мы выполнили наше частное исследование средствами логико-графической геометрической схемы, построенной в плоском двухмерном пространстве, что позволило проследить логику формирования сложного понятия готовности или компетентности.
Результаты
Поскольку понятие об информации безгранично? и определений ее существует множество, академик Н.Н. Моисеев полагал, что нет и не может быть строгого и достаточно универсального ее определения. Тем не менее, имеющиеся в разных источниках определения гласят о том, что это знания, сведения, данные. Очевидно, что у каждой науки «своя информация», соответственно, свои методы и приемы работы с ней. Рассмотрев работу с информацией, ее визуализацией в разных науках, в живописи, графике, архитектуре, в психолого-педагогических исследованиях, мы заключили, что современная инфографика - это визуализация любой информации, которую быстро и просто надо донести до потребителя. Тогда как представление информации на языке графикации в виде графем, логических схем, картографических изображений, любого графического моделирования - это сложный процесс познания, связанный с обработкой информации, ее анализом, свертыванием и изображением структуры, связей внутренних и внешних, понимания и функционирования изображенной схематично, графически [8; 9; 14]. Другими словами, визуализация - это работа зрения, а графикация - это работа мышления, разума.
Методика графикации используется при подготовке бакалавров по туризму недостаточно полно, ее возможности в профессиональном образовании еще предстоит изучать. Зачастую простое свертывание информации за счет ее перевода в графический вид облегчает усвоение материала и стимулирует мышление, а иногда и способствует получению новых умозаключений, особенно в тех случаях, когда студент не только читает готовую схему, а строит ее сам по результатам получения вербальной информации, переводит ее на графический язык; затем интерпретация графемы может привести его к дополнительным выводам.
При подготовке студентов в университетах особенно значимыми становятся проблемы образования. Повторим, что образование - это единство обучения и воспитания. Если с учением более-менее все понятно, то воспитание происходит в лучшем случае «через предмет». По ходу рассуждения заметим, что сегодня в связи со сложившейся ситуацией с недостаточно продуманным «с колес» использованием электронных образовательных ресурсов образование подменяется обучением. Очевидно, что дистанционное обучение должно сопровождаться личностным взаимодействием преподавателя и студента, учителя и ученика. Мы помним своих наставников, в первую очередь, какими они были, как к нам относились, как мы с ними разговаривали, о чем нам книги дарили, как вели уроки или читали лекции. Именно этим они нас «воспитывали».
С воспитательной, педагогической точки зрения мы различаем становление и развитие личности, ее духовность и душевность, зачастую не представляя точный смысл этих важных понятий. Профессор А.А. Остапенко разработал антропологическую модель образования человека, опирающуюся на соотношение процессов развития, формирования и становления [15]. Разобравшись в этимологии терминов «развитие», «формирование», «становление», их латентной геометрии пространства, визуально-графическая культура автора способствовала тому, что сложнейшие для усвоения понятия легли каждое на свое место в графическом изображении «антропологической модели образования человека». Стало очевидно, что дух - высокий, а душа - широкая. В такой интерпретации четко различается вертикаль и горизонталь. Метафоричность размышлений о вертикали и горизонтали, представленная визуально, привела ученого к построению графической модели спирали процесса образования.
Опираясь на этот подход, мы графически представляем развитие личности как стремление к получению знаний, к расширению горизонта познания. На графеме (рис. 1) это движение от «0» к «a», «b» ( или от первого курса к последнему, или от первого класса к десятому). Это развитие сопряжено с соответствующим становлением личности на базе приобретаемых знаний и жизненного опыта, которое выражается в возрастание ее культуры, интеллекта. Очевидно, что развитие связано с возрастанием личности, способствует ее становлению. Правило сложения векторов позволяет построить и рассмотреть искомый суммарный результат изменения личности по диагонали, назовем его ОБРАЗованность, или готовность к деятельности, профессиональная
компетентность. Пользуясь предлагаемым логико-графическим приемом интерпретации информации, рассмотрим «образование» как интегратив-ный процесс обучения и воспитания. В таком же графике, соответственно, можно изменить название осей: «развитие» заменим на «обучение», а «становление» назовем «воспитанием». Равнодействующая будет представлять суммарное взаимодействие этих двух искусственно разделенных в целях их исследования процессов, составляющих «образование». Предварительные выводы из этих построений говорят о том, что, несомненно, существует прямая зависимость между обучением - расширением горизонта знаний, воспитанием как формированием мировоззрения личности и ОБРАЗованием - качественной характеристикой «хорошего», т.е. соблюдающего нормы поведения и совершающего соответствующие поступки, патриота, грамотного человека.
О
Рис. 1. Зависимость между развитием и становлением в процессе профессионального обучения
Обсуждение и выводы
В перспективе можно, пользуясь этим универсальным графиком, придать значения различным исследуемым параметрам по осям и попытаться определить количественно интегративный результат геометрически. Например, посмотреть приращение профессиональной готовности в зависимости от баллов по компетенциям, имеющим разную сложность и временную протяженность. Представим себе графему сложения двух векторов («развития» и «становления») по правилу параллелограмма, на которой сумма векторов равна диагонали геометрической фигуры. Эта линия диагонали и будет изображать образованность, готовность выпускника к профессиональной деятельности.
A СТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАННОСТЬ
A
С
D
В
РАЗВИТИЕ ->
abed
Рис. 2. Графема понятий становления, развития, образованности в профессиональной деятельности (по А.А. Остапенко [15])
Ось Х - развитие; ось У - становление; а, Ь, с, d - расширение горизонта приращением знаний; А, В, С, D - ступени (уровни) профессионального восхождения.
При взгляде на графему очевиден результат взаимозависимости между развитием и становлением личности студента. Процессу развития, приращению знаний от курса к курсу, расширению развития личности подчинены все условия совершения учебного процесса, его содержание. Вполне ожидаемо, что они соответствуют скачкообразным ступеням роста, становлению личности студента, восхождения и совершенствования от курса к курсу.
Нам представляется, что в развитии (и формировании) личности студента ведущая роль принадлежит преподавателям, ведущим учебный процесс. Движение вверх по ступеням роста, становление личности - самостоятельный процесс, во многом зависящий от самой личности, ее исходного интеллектуального уровня, рефлексии на происходящие вокруг нее события, стремления к профессиональному и общекультурному росту, к жизненному идеалу. Взаимодействию этих взаимных устремлений преподавателей и студентов соответствует каждая ступень личностного восхождения и в итоге готовность бакалавров к профессиональной деятельности.
Осталось, конечно, немалое поле деятельности для исследователей - определить мерность параметров по всем трем осям. Но это для развития теории, на практике же все мыслительные процессы происходят в одной студенческой голове, при этом развивается и формируется лич-
ность. Развитие и формирование как взаимосвязанные процессы приводят ее к профессионально-личностному становлению. Одной из составляющих этого процесса, необходимого для развития кругозора, следует считать пространственное мышление. Уровень владения информационно-картографическим подходом весьма перспективен и безграничен.
Список литературы
1. Абрамян Л.А. Кант и проблема. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1979. 259 с.
2. Авдулова И.В. Технология визуализации учебной информации на основе разработки интеллект-карт. опыт и перспективы // Образование. наука. карьера: сб. науч. ст. междунар. науч.-метод. конф. Новосибирск, 2018. С.86-90.
3. Асланикашвили А.Ф. Метакартография. Основные проблемы. Тбилиси: Мецниереба, 1974. 125 с.
4. Берлянт А.М. Геоиконика. М.: Фирма «Астрея», 1996. 206 с.
5. Берлянт A.M. Образ пространства: карта и информация. М.: Мысль, 1986. 238 с.
6. Боумен У. Графическое представление информации: моногр. М.: Мир, 1971. 228 с.
7. Грушевский С.П., Иванова О.В., Остапенко А.А. Модульная визуализация учебной информации в профессиональном образовании: моногр. М.: НИИ школьных технологий, 2017. 200 с.
8. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука: избранные психологические труды. М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. С. 272-317.
9. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа: исследование деятельности зрительной системы. М.; СПб.: ЦГИ Принт, 2017. С. 303-376.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2001. Т. 3. № 5. С. 34.
11. Картография. Вып. 4. Геоинформационные системы. М.: Картгеоцентр, 1994. 348 с.
12. Комиссарова Т.С., Гаджиева Е.А. Графический образ как интегратор метаме-тодики визуализации учебной информации // География: развитие науки и образования // Коллект. моногр. по материалам Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. СПб., 2019. С. 394-396.
13. Кондратенко О.А. Инфографика в вузе: формируем визуальную компетенцию // Перспективы науки и образования. 2014. № 2(8). С. 109-115.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
15. Остапенко А.А. Восхождение к полноте образования человека // Лествица полноты образования человека. Опыт научной дискуссии. М., 2019. С. 8-46.
16. Салищев К.А. О картографическом методе познания (анализ некоторых представлений о картографии) // Вестник Московского университета. 1975. №1. С. 3-10.
17. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
18. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика,1980. 240 с.
19. Arslan D., Toy E. The visual problems of infographies // Global Journal on Humanités & Social Sciences. 2015. Vol.1. No 1. P. 409-414.
20. Cairo A. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization. Berkeley: New Riders, 2012. 384 p.
References
1. Abramyan, L.A. (1979) Kant i problema znaniya [Kant and the problem] Erevan: Izd-vo AN ArmSSR. (In Russian).
2. Avdulova, I.V. (2018) Tekhnologiya vizualizacii uchebnoj informacii na osnove raz-rabotki intellekt-kart. opyt i perspektivy [Technology for visualization of educational information based on the development of intelligence maps. experience and prospects]. Obrazovanie. nauka. kar'era [Education, science, career]. Proceedings of the International Conference. P. 86-90. (In Russian).
3. Aslanikashvili, A.F. (1974) Metakartografiya. Osnovnye problemy [Metacercaria. Main problem]. Tbilisi: Mecniereba. (In Russian).
4. Berlyant, A.M. (1996) Geoikonika [Geoiconics]. Moscow: Firma "Astreya". (In Russian).
5. Berlyant, A.M. (1986) Obraz prostranstva: karta i informaciya [Image of space: map and information]. Moscow: Mysl'. (In Russian).
6. Boumen, U. (1971) Graficheskoe predstavlenie informacii [Graphic representation of information]. Moscow: Mir. (In Russian).
7. Grushevskij, S.P., Ivanova, O.V., Ostapenko, A.A. (2017) Modul'naya vizualizaciya uchebnoj informacii v professional'nom obrazovanii [Modular visualization of educational information in professional education]. Moscow: NII shkol'nyh tekhnologij. (In Russian).
8. Gal'perin P.Ya. (1998) Psihologiya myshleniya i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennyh dejstvij [Psychology of thinking and the doctrine of the gradual formation of mental actions]. In: Psihologiya kak ob'ektivnaya nauka: izbrannye psihologicheskie trudy [Psychology as an objective science: selected psychological works]. Moscow: Institut prak-ticheskoj psihologii; Voronezh: Izdatel'ctvo NPO "MODEK". P. 272-317. (In Russian).
9. Zinchenko, V.P. (2017) Formirovanie zritel'nogo obraza: issledovanie deyatel'nosti zritel'noj sistemy [The formation of the visual image: a study of the activities of the visual system]. Moscow; Saint Petersburg: CGI Print. P. 303-376. (In Russian).
10. Zimnyaya, I.A. (2001) Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata sov-remennogo obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm for the results of modern education]. Vysshee obrazovanie segodnya - Higher education today. Vol. 3. No 5. P. 34. (In Russian).
11. Kartografiya Vyp. 4. Geoinformacionnye sistemy (1994) [Cartography. Issue 4. Geoinformational systems]. Moscow: Kartgeocentr. (In Russian).
12. Komissarova, T.S., Gadzhieva, E.A. (2019) Graficheskij obraz kak integrator metametodiki vizualizacii uchebnoj informacii [Graphic image as an integrator of metametadata visualization of the educational information]. Geografiya: razvitie nauki i obrazovaniya [Geography: the development of science and education]. P. 394-396. (In Russian).
13. Kondratenko, O.A. (2014) Infografika v vuze: formiruem vizual'nuyu kompetenciyu [Infographics in higher education: building visual competence]. Perspektivy nauki i obra-zovaniya - Prospects for Science and Education. No 2(8). P. 109-115. (In Russian).
14. Leont'ev, A.N. (1977) Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality]. Moscow: Politizdat. (In Russian).
15. Ostapenko A.A. (2019) Voskhozhdenie k polnote obrazovaniya cheloveka [Ascent to the fullness of human education]. In: Lestvica polnoty obrazovaniya cheloveka. Opyt nauchnoj diskussii [Lestvica of the fullness of human education. Scientific Discussion Experience]. Moscow. P. 8-46. (In Russian).
16. Salishchev, K.A. (1975) O kartograficheskom metode poznaniya (analiz nekotoryh predstavlenij o kartografii) [About the cartographic method of knowledge (analysis of some ideas about cartography)]. Vestnik Moskovskogo universiteta - Bulletin of Moscow University. No 1. P. 3-10. (In Russian).
17. Salmina, N.G. (1988) Znak i simvol v obuchenii [Sign and symbol in training]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta. (In Russian).
18. Yakimanskaya, I.S. (1980) Razvitie prostranstvennogo myshleniya shkol'nikov [Development of spatial thinking of schoolchildren]. Moscow: Pedagogika. (In Russian).
19. Arslan D., Toy E. (2015). The visual problems of infographics. Global Journal on Humanites & Social Sciences. Vol. 1. No 1. P. 409-414.
20. Cairo, A. (2012) The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization. Berkeley: New Riders.
© Е.А. Гаджиева, 2020
© Elena A. Gadzieva, 2020
Информация об авторе Гаджиева Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-6363-1270, e-mail: [email protected]
Information about the author Elena A. Gadzhieva, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-6363-1270, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 08.06.2020 Received: 08 June 2019
Принята к публикации: 19.06.2020 Accepted: 19 June 2019
Опубликована: 29.06.2020 Published: 29 June 2020