1. О Государственной налоговой службе РФ: Указ Президента РФ // Рос. газ. 1992.
13 янв.
2. Курашвили Б. П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.
1
3. Студеникина М. С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987.
4. Тур В. А. Важный этап перестройки работы по налогам с населением // Финансы
СССР. 1988. № 5. С. 7 — 11.
I
Педагогика
- г,-----------------------------------------------------------__----
ЛОГИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО ЗНАНМЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ
#
Л. В. МАСЛЕННИКОВА, кандидат педагогических наук
Курс физики для инженерных, специальностей представляет собой основы физики — науки, в содержание которой входят: факты, понятия, величины, законы, теории', физическая картина мира, методы физики и специфические правила и приемы- мыслительной и практической деятельности, практические- применения физики.
Факты, понятия, законы, теории курса физики должны быть преподнесены студентам в систематизированном виде в соответствии с дидактическим принципом • систематичности и последовательности1 изложения знании. Необходимость структурировании физического знания определяется не только принципом систематичности обучения. Большой объем знаний и отсутствие возможностей для уве.г чения времени изучения материала, отражающего профессиональную направленность курса физики, требует тщательного отбора и систематизации учебного материала. Эта проблема может решаться по-разному.
В настоящее время в методике преподавания физики при отборе содержания' учебного материала и его структурирова/нии шйроко применяется принцип генерализации знаний, который предполагает выделение од-
ной или нескольких- стержневых идей
4
и группировку материала вокруг них. Наиболее последовательно принцип генерализации реализован в школьных курсах физики как в России, так и за рубежом. При- этом в качестве стержневых выбраны разные физические идеи и понятия. Та,к, в школьном курсе физики в Германии ведущими являются частицы, поля и энергии, в Венгрии — взаимодействия, энепгии, частицы, модели [2].
Материал курса физикц отечественной средней школы «группируется
вокруг физических теорий. Такой подход- к отбору содержания учебного материала и его структурированию является, на наш взгляд, весьма плодотворным. Это определяется, во-первых, значением физических теорий в науке, .которое заключается в том, что
включая в себя ряд положений, понятий, теория исчерпывающе определяет круг явлений и в этом смысле является основной недущей формой знаний; во-вторых, «теория» содержит
в себе современные формы мышлен
(отражает их), в «снятом», свернутом виде воплощающие элементы цикла познания» [1, с. 22]. Поэтому объединение учебного материала вокруг физических теорий позволяет сформиро-
вать у обучаемых определенный спо-соо мышления, так называемое теоретическое мышление, соответствующее современному уровню общественного
познания. Это одна из задач обучения физике в высшей школе. Развитие теоретического мышления позволяет обобщать знания обучаемых на уров^ не физической картины мира и тем самым способствует решению задачи формирования у них научного мировоззрения. Поэтому группировка материала вокруг физических теорий позволяет передать обучаемым в обобщенном виде определенную сумму знаний и использовать ее для объяснения и предсказания явлении и процессов, формировать у них теоретическое мышление и научное мировоззрение. Выделение теории в качестве ведущей структурной единицы учебного материала открывает большие возможности для целенаправленного и целесообразного отбора конкретного учебного материала. Для этого необходимо обратиться к структуре физической теории. V % "
«Физическая теория неразрывно связана с дополняющими ее гипотезами, различными моделями, методологическими установками. Именно из этих составляющих физической науки возникают устойчивые образования^ которые получили название «теоретических схем» (частных теорий). Они
развиваются в социально-историческом процессе как самостоятельная форма знаний и как этап конструирования теорий.
По степени общности теоретические схемы подразделяются на фундаментальные и частные. Основанием
9
для "та,кого деления служит характер абстрактных объектов. Ввиду значимости физических теорий в построении учебного процесса возникает объективная необходимость выделения.в теоретическом материале современного курса физики фундаментальных и частных теоретических схем» [3, с. 13].
Следует отметить, что материал школьного курса физики группирует-
ся вокруг фундаментальных физических" теорий (классическая механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика), в то время как в .курсе физики высших учебных
заведении такая группировка материала отсутствует. Однако в нем достаточно четко можно выделить частные теоретические схемы (теория свободного падения? теория тяготения, теория колебаний и т. д.).
Исходя из того что «теоретические /Схемы» развиваются в социально-историческом процессе как самостоятельная форма знаний, они неразрывно связаны с социально-экономическим процессом производства. В фундаментальных и час?ных^-теоретических схе-мах^ выделяются общие этапы теоретических обобщений, представляющих собой их структуру я находящихся в следующей взаимосвязи:
— факты как цекотррый фрагмент объективной действительности, явления, результаты экспериментов, основания теоретических схем;
— физические модели, лежащие в основе понятий, законов, теорий^ об-щефизические*понятия, законы и идеи, выступающие как средство формирования единой картины мира (ядро теоретических схем);
— выводы и практические приложения ядра теоретических схем;
— интерпретация теоретического материала на основе методологии, и
гносеологии науки.
Таким образом, в любой физической теории, кад фундаментальной, так и частной, выделяются основание, ядро, выводы. Основание составляют экспериментальные факты, идеализированный объект, физические понятия и величины, описывающие идеализированный объект и правила действия с ним. В ядро входят законы, постулаты, принципы, фундаментальные постоянные. К выводам теории относится применение теории к решению конкретных задач (схема 1).
Такое структурирование учебного материала позволяет выделить в нем
ОСНОВАНИЕ
ЯДРО
СЛЕДСТВИЯ
I
Экспериментальные факты,
и д е а л и з и р о ванный объект,
физические понятия и
величины
Законы, теории, постулаты, принципы
Выводы, применение
тео р и и к решению задач
Схема 1
инвариантную и варьируемую части и
определить место профессионально
♦
направленного материала. К инвариантной части относится4 материал, который должны знать все студенты технических вузов, изучающих физику: это прежде всего фундаментальные опыты, входящие в эмпирический базис, модели, понятия и величины, составляющие основание теории, полностью ядро теории и некоторые наиболее важные выводы и Практические приложения. К варьируемой ,части относится материал, связанный с профессиональной подготовкой студентов, а также некоторые элементы эмпирического базиса и применения теории. Именно через содержание этого материала и осуществляется принцип профессиональной направленности обучения.
Что-касается основания теории, в частности ее эмпирического базиса, то помимо фундаментальных опытов, послуживших основой для выдвижения гипотез и превращения их в теории, в него входят различные экспериментальные факты, играющие ведущую роль на этапе накопления знаний. Мы
полагаем, что на этом этапе существует реальная возможность привлечения профессионального материала, связанного с будущей деятельностью специалиста, .что позволит создать определенную мотивацию, пробудить интерес к изучению материала, активизировать работу студентов.
В наибольшей степени профессиональный материал может изучаться при рассмотрении следствий теорий, их практического приложения.
Помимо примеров профессионально направленного «характера существуют задачи с профессиональным содержанием, профессионально .направленные лабораторные работы.
Таким образом,' в содержание курса физики входит инвариантный компонент, включающий главным образом ядро теорий и частично их "эмпирический базис, а также варьируемый компонент, специфичный для разных учебных заведений, для различных групп профессий (схема 2). Инвариантный и варьируемый компоненты вместе образуют программу курса; физики для инженерных специально-4 стей.
ОСНОВАНИЕ
I
I
инвариантным компонент
варьируемый компонент
инвариантный компонент
Схема 2
о
варьируемый компонент
инвариантный компонент
Высказанные идеи
иллюстрирует таблица, в которой для раздела «Механика» выделены частные теоретические схемы (кинематика, динамика, законы сохранении энергии), элемгн-
ж 4 / 7
ты их структуры, инвариантный и
♦
варьируемый (профессионально направленный) материал. Для краткости изложения приводится только первая из перечисленных частных теоретических схем.
Из таблицы видно, что при введе-
Таблица
Частная теоретич. схема
Раздел «Механика»
инвариант- варьируе-
ная часть мая часть
инвариантная часть
.'Кинематика
Следствия
инвариантная часть
варьируемая часть
Идеализированный объект — материальная точка, опыты Гали лея
Движение
детали в схвате руки робота, вращение сверла, движение резца, детали в ' приспособлении
Уравнения движения, принцип независимости движений, однородность и изотропность, пространства, однородность времени
Нахождение кинематических уравнений, движение точки по произвольной траектории, движение точ- Л ки по криволинейной траектории
Движение тела по наклонной плоскости, движение тела в приспособлении, в схвате руки робота и т. п
нии основных понятии кинематики и динамики целесообразно наряду с историческими опытами рассмотреть примеры, связанные-с профессиональной деятельностью студентов.
Таким образом, проведенный анализ структуры физического знания позволяет сформулировать следующие ..требования к содержанию курса фи--зики для инженерных специальностей.
1. Курс физики должен включать
(фундаменталь-
инвариатныи _ный) и варьируемый ной) компоненты.
(приклад-
2. Инвариантный материал входит главным образом в основание и ядро физических теорий.
3. Варьируемый (профессионально направленный) материал входит в следствия теории, он также используется в качестве иллюстр^ ций при формировании понятий, составляющих основание теории.
4. Содержание варьируемой части, курса физики должно быть связано с содержанием профессиональной и специальной, подго-
Для определения содержания варьируемого (профессионально направленного) материала- необходимо:
1) подобрать объекты и технологические операции, с которыми придется работать будущему специалисту (например, станок, деталь, инструмент, приспособления и т. д.);
2) выделить те технологические операции, при выполнении которых используются законы физики (например, поступательное движение резца, вращательное движение сверла, детали, вес станка и т. п.);
3) отобрать профессиональный материал таким образом, чтобы он четко выделял и законы физики, т. е. давал яркую картину применения того или иного закона или яв.ления;
4) при отборе профессионального материала не допускать, чтобы он затенял материал курса физики, он должен быть вспомогательным звеном при объяснении того или иного явления или закона физики, т. е. приклад-
матер-иал должен быть тесно свя-с физическими теориями.
ной зан
товки студентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мултановский В. В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. М.: Просвещение, 1977. 168 с,
2 Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран / Но а ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1985. 310 с.
3. Хижнякова Л. С. Методические основы построения процесса обучения физике в средней школе в условиях всеобщего среднего азования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.,. 1986. 40 с.