Научная статья на тему 'Логико-философские аспекты феномена "факт"'

Логико-философские аспекты феномена "факт" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1541
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТ / FACT / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / OBJECTIVITY / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / SUBJECTIVITY / ЛИЧНОСТЬ / СОБЫТИЕ / EVENT / ПРОПОЗИЦИЯ / PROPOSITION / HUMAN BEING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рохвадзе Роза Фридониевна

В статье описывается парадигма изучения феномена «факт» в различных отраслях науки: философии, логике, лингвистике. Цикл исследований в данных областях знания вносит существенный вклад в определение сущности и особенностей рассматриваемого объекта исследования. Противоречия в мнениях отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о синкретичности факта и необходимости интегрированного подхода к его исследованию. Согласно приведенным научным трудам, факты рассматриваются в онтологическом (независящем от сознания) и логико-гносеологическом (результат познавательной деятельности субъекта) аспектах. С одной стороны, факты не имеют обладателей, а с другой выражение факта требует логической деятельности человека. Точки зрения относительно того, что есть факт, расходятся не только в различных сферах научного исследования, но и в рамках одной отрасли науки. Основные противоречия, например в лингвистике, связаны с тем, что факт коррелирует с событием, предложением, правдой, причиной, результатом и суждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article gives a paradigm of fact investigation in different realms of science: philosophy, logics, linguistics. A series of studies in the given realms significantly contributes to the determination and specifics of the object of study. The conflict of opinions of domestic and foreign scientists proves the syncretism of the fact and the necessity of an integrated approach to its investigation. According to the listed treatises, facts are considered in the ontological aspect (not dependent on a human being) and logicalepistemological aspect (the result of cognitive activity of a human being). On the one hand, the facts do not have the owners, on the other hand, the statement of fact requires logical and cognitive activity of the human being. Points of view about the fact definition vary not only in different realms of its research, but within the framework of a definite scope of study. The basic differences in linguistics for example are associated with the fact correlation with such entities as event, statement, truth, cause, result and assertion.

Текст научной работы на тему «Логико-философские аспекты феномена "факт"»

Литература

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997.

Костелянец Б.О. Русский очерк // Русские очерки: В 3 тт. М. 1956.

Кузьменко А. Хто ж автор «Путешествия критики»? // Архивы Украины. 1967. № 2.

Овчинников Г.Д. Савелий Ферельцт - автор «Путешествия критики» // XVIII век. Л., 1989. Сб. 16.

Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М., 1956.

Козлов А.Е. Рефлексия и нарратив в «Путешествии критики» С.К. Ферельцта // Вестник Томского государственного университета. 2016. N° 410.

Кокорев А.В. Путешествие критики - социальная сатира писателя-радищевца // Путешествие критики. М., 1951.

Ферельцт С.К. Путешествие критики или Письма одного путешественника, описывающего другу своему разные пороки, которых большею частью сам был очевидным свидетелем. Сочинение С. Фон Ф., 1818. Памятник русской сатирической публицистики начала XIX века. М., 1951.

Шенле А. Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литературы путешествий 1790-1840. СПб., 2004.

ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА «ФАКТ»

Р. Ф. Рохвадзе

Ключевые слова: факт, объективность, субъективность, личность, событие, пропозиция.

Keywords: fact, objectivity, subjectivity, human being, event, proposition.

Факт как логико-философский феномен обсуждался в исследованиях отечественных ученых (Л.Я. Аверьянов, Г.А. Бережная, Н.С. Звездов, М.Б. Лига, С.Х. Ляпин, С.Ф. Мартынович, Л.С. Мерзон, и другие). Особо следует упомянуть цикл исследований зарубежных логиков и философов (С. Ammer, C.A. Baylis, R.L. Clark, D. Davidson, W.H. Everrett, M. Freedman, N. Goodman, B. Russell и др.), в которых феномен «факт» рассматривается как категория философии и логики. Перечисленные научные изыскания внесли определенный вклад в изучение сущности феномена «факт», но до сих пор остается актуальной проблема определения его природы.

В философии рассматривается проблема реальности факта, а в логике - это вопросы структуры и проблема его представления. Согласно приведенным научным трудам, факты рассматриваются в онтологиче-

ском (независящем от сознания) и логико-гносеологическом (результат познавательной деятельности субъекта) аспектах. Точки зрения относительно того, что есть факт, расходятся. Некоторые исследователи сравнивают факт и событие. Например, Ф. Рамзей считает, что предложение не следует связывать с событием, оно соответствует факту [Ramsey, 1927, р. 153]. Е.С. Кубрякова отмечает, что «факт скандала описать невозможно, а скандальное событие можно описать во множестве деталей, которых лишен факт. Происходят процессы, события, явления, но не факты» [Кубрякова, 1981, с. 19].

Одно из заключений З. Вендлера постулирует, что причины являются фактами, а не событиями [Вендлер, 1986, с. 301]. Напротив, Б. Рассел считает, что конкретные факты (particular matters of fact) являются определенными событиями, которые происходят один раз [Russell, 1966]. Таким образом, событие является синонимом факта.

Согласно Б. Расселу, мир состоит из событий или фактов, которые существуют объективно. Соответствие им делает высказывания истинными, а несоответствие - ложными; языковым выражением факта является атомарное предложение (пропозиция) [Russell, 1980, р. 94-95].

В изучении факта важную роль сыграла работа З. Вендлера, который считает, что «можно только попросить логиков узаконить существование фактов, введя факт в число тех единиц, которыми они оперируют» [Вендлер, 1986, с. 276]. Интересными для настоящего исследования являются следующие заключения: такие имена, как fact, cause, result и outcome, сочетаются с придаточными предложениями, требующими глагол know. Подобные имена не являются объектами глагола believe или trust. Можно знать причины, факты, результаты. В то время как другие имена: theory, statement, fortelling - сочетаются с глаголом believe. Теории и мнения формулируются или конструируются человеком. Напротив, факты и причины не имеют обладателей. Они являются объективно существующими данными; человек может только открыть и понять их [Вендлер, 1986, с. 232]. Факты не создаются человеком, так как они не представляют результат речемыслительной деятельности субъекта [Вендлер, 1986, с. 252].

З. Вендлер рассматривает факты как «мебель природы», то есть реально существующие в действительности объекты: facts belong almost literally to the «furniture of the universe», to the world itself, not merely to the apparatus by means of which we represent it. It is chiefly this that separates facts from propositions, which are so often mentioned in the same breath with facts [Vendler, 1967, р. 211]. В онтологическом смысле факт

- это независящее от наблюдателя состояние действительности или свершившиеся события [Аверьянов, 2008].

Данную точку зрения поддерживают и зарубежные ученые. Например, Б. Рассел отмечает, что большинство фактов не зависит от человеческого сознания, поэтому они считаются суровыми, упрямыми, неустранимыми [Russell, 1962]. По мнению Г. Фреге, факты объективны, так как они существуют в окружающем мире [Frege, 1966, р. 34], который человек может воспринимать, ощущать и понимать. Напротив, Л. Витгенштейн в своем логико-философском трактате говорит о наличии аналогии в структуре мыслимого образа и факта [Витгенштейн, URL]. Постулат «мир состоит из фактов» указывает на концептуальную картину мира, а не на объективную реальность [Витгенштейн, URL]. В.С. Шелтон, исследующий объективность фактов, отмечает невозможность объективно выражать события в мире в виде фактов в языке, так как, по его мнению, человек не способен быть объективным. И даже в том случае, когда человек своими глазами видит некоторые вещи, он придает им свое индивидуальное понимание и осмысление: «No one can be objective. It's not that people don't want to be objective. But human beings don't have the capacity to directly know the truth. Even when we see things with our own eyes, they remain our eyes. The human brain can't take in information without simultaneously giving it meaning» [Shelton, URL].

Факт - это суждение о действительности, потому что его выражение требует логической деятельности человека. Факты представляют собой результат длительного наблюдения коллективного разума общества за проявлением внешнего и внутреннего мира субъекта.

Разрешить противоречие между утверждениями факты это «мебель природы» [Frege, 1966, р. 34; Russell, 1962; Vendler, 1967, р. 211] и «невозможность объективно выражать мир в языке в виде фактов» [Shelton, URL] представляется возможным следующим положением: непосредственная связь человека и факта заключается в том, что последний является классификатором ментального и информационного плана. К числу таких классификаторов относятся: известие о том, что...; сообщение о том, что...; подозрение о том, что... - эти имена произведены от пропозициональных глаголов. Смежность факта с ними является неопровержимым доказательством того, что он схож с суждением, а не положением дел в мире. Имена, коррелятивные предложению (факт, суждение, мнение), соответствуют категориям ментального плана.

В философии факт рассматривается как предложение, включающее знание о чем-либо. Понимание факта в логике, а точнее в логиче-

ском позитивизме, сходно с философским толкованием: факт понимается как протокольное предложение, фиксирующее эмпирические данные, опыт, явления, процессы и события; факт является базисом для построения теории [ФЭС, 1997]. Это объективное наблюдение, которое может быть верифицировано, поэтому он противопоставляется фантазии, вымыслу, гипотезе и теории. Например, если какое-либо утверждение не может быть подтверждено, то оно не может называться фактом. Факты истинны и их истинность может быть доказана, например, с помощью верификации, которая заключается в сопоставлении факта с действительностью. С этой позиции, факт порожден от res cogitans (человека, освободившегося от своих оценок и пристрастий). Чтобы быть объективным и истинным, факт должен отделиться от эмоций человека. Следовательно, предложение должно исключить из себя субъективный модус. Пропозиция должна быть лишена лексики, имеющей связь с личностью субъекта, который ее актуализирует. Объективность факта понимается как одинаковость результата эксперимента или наблюдения независимо от того, кто его проводит.

Проблема факта актуальна в философии, что объясняет наличие двух концепций: теоретизма и фактуализма. Согласно теоретизму, он зависит от теории, и выбор теоретических постулатов может повлиять на факты. В неокантианстве факты подчиняются теоретическим установкам исследователя. Таким образом, они имеют характер твердо установленных элементов содержания сознания. Напротив, фактуализм провозглашает независимость фактов по отношению к теории. Более того, противоречивая природа фактов породила концепцию, суммирующую и первую и вторую концепции.

В лингвистику рассматриваемое понятие вошло вместе с концепцией пресуппозиций - той информации, которая в составе высказывания принимается за истинную. Это смысловой компонент высказывания. Пресуппозиция рассматривается как «общий фонд знаний, опыта, тезауруса, общие предварительные знания» [Красных, 2003, с. 261]. В лингвистических работах [Арутюнова, 1988; Степанов, 1995] нашли отражение некоторые лингвистические аспекты данного феномена на материале русского языка, а также на материале английского языка [Russell, 1962; 1966; Рохвадзе, 2011а; 20116; 2011 в; 2012а; 20126; 2012в; 2012^]. Современные дискуссии о сущности феномена «факт» и его представления в языке свидетельствуют о его синкретичности. Факт, по мнению Н.Д. Арутюновой, не может иметь в качестве своего референта событие и ситуацию действительности [Арутюнова, 1988]. Он получает доступ к действительности только через знание истинности, то есть при оппозиции истины и лжи (соответ-

ствия / несоответствия действительности). Устранение субъективного модуса, связывающего суждение с говорящим субъектом, укрепляет связь «факта» с действительностью и дает ключ к распространенному определению этой сущности как нечто объективное [Арутюнова, 1988, с. 103].

Согласно Ю.С. Степанову, подходящей формой выражения факта является неполная номинализация предложения-высказывания. Напротив, языковой формой для события является предложение-высказывание (полная номинализация). Таким образом, языковой формой для «факта» является нечто между именем и предложением (пропозицией, высказыванием) [Степанов, 1995, с. 51]. Такого же мнения придерживается В.А. Белошапкова: неполная номинализация может выражать факт. Неполная номинализация актуализирует фактическое суждение [Современный русский язык, 1989]. Эти номинализации со значением факта выражаются в сложноподчиненном предложении с соотносительными словами the fact that..., that fact that..., that case that... и the case that... [Рохвадзе, 2012г]. Одним из положений, которое объединяет все рассмотренные выше теории и воззрения на факт, можно считать попытку дать определение факту путем выявления наиболее характерных признаков. Проведенный анализ логико-философских и лингвистических работ свидетельствует: факт представляет собой синтез гносеологического и онтологического опыта человека.

Литература

Аверьянов Л.Я. Факт и его интерпретация. [Электронный ресурс]. URL: http://aver3.vusnet.ru

Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988.

Бережная Г.А. Факт и заблуждение // Вопросы философии и общественной психологии. 1971. № 4.

Вендлер 3. Причинные отношения // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 18.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/Hbrary/witt/01/01 .html

Звездов Н.С. Проблема научного факта в методологии научного познания // Вестник ЛГПИ. 1992. № 2.

Красных В.В. Свой среди чужих, миф или реальность. М., 2003.

Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981.

Лига М.Б. Факты в философском знании // Высшая школа: гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания. 1996. № 2.

Ляпин С.Х. Понятие факта: две программы в исследовании факта // Принципы, понятия, категории. Л., 1975.

Мартынович С.Ф. Философский анализ научного факта. Саратов, 1973.

Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация // Философско-методологический аспект. Саратов, 1983.

Мерзон Л.С. Роль фактов в философском знании // Философские науки. 1982. № 2.

Никифоров А.Л. Научный факт и научная теория // Творческая природа научного познания. М., 1984.

Рохвадзе Р.Ф. Метафорические модели концепта fact в современном английском языке // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011а. N° 9.

Рохвадзе Р.Ф. Категориальные признаки 'fact' (на материале современного английского языка) // Вестник Челябинского государственного университета. 20116. № 20.

Рохвадзе Р.Ф. Когнитивно-аксиологический аспект концепта fact в современном английском языке // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011s. № 2.

Рохвадзе Р.Ф. Метафоры концептов fact, truth, reality в современном английском языке // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012а. № 2 (61).

Рохвадзе Р.Ф. Категориальная ситуация fact в современном английском языке // Вестник Иркутского государственного технического университета. 20126. № 1 (60).

Рохвадзе Р.Ф. Метафорические образы концептов truth и fact // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012s. № 3 (62).

Рохвадзе Р.Ф. Синтаксические конструкции, актуализирующие категорию fact в современном английском языке // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012г. № 8 (67).

Рохвадзе Р.Ф. Оценочно-прагматическая модель факта / fact (на материале современного английского языка) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 20126. № 9 (68).

Современный русский язык. М., 1989.

Степанов Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века. М., 1995.

ФЭС - Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

Ammer C. The facts on File dictionary of clichés. New York, 2001.

Baylis C.A. Facts, propositions, exemplification and truth // Philosophical review. 1948. № 3.

Clark R.L. Facts, Fact-correlates, and Fact-surragets. Fact, value, and perception. Durham, 1975.

Davidson D. True to the facts // Journal of Philosophy. 1969. № 66.

Everett W.H. Our knowledge of Fact and value. Durham, 1961.

Freedman M. Fact and object. New York, 1920.

Frege G. Der Gedanke: eine logische Untersuchung // Logische Untersuchungen. 1966. № 4.

Goodman N. Fact, fiction and forecast. London, 1955.

Ramsey F.P. Facts and Propositions. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jstor.org/stable/4106403

Russell B. Essays in skepticism. New York, 1962.

Russell B. Fact and fiction. New York, 1966.

Russell B. Inquiry into Meaning and Truth. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.org/stream/BertrandRussell-AnInquaryIntoMeaningAndTruth/ AnInquiryIntoM-eaningAndTruth_djvu.txt

Shelton W.C. Facts, truth, and objectivity in the age of attack ads. [Электронный ресурс]. URL: http://www.thesomervillenews.com/archives/8874#comment-70842

Vendler Z. Linguistics in philosophy. Cornell, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.