УДК 338
ЛОГИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ МАРКЕТИНГА В СТРУКТУРЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
А.И. Грищенков, Н.В. Глушак
В настоящей публикации предложены взгляд на инновационный процесс промышленного предприятия, организованный на базе сетевой открытой модели. Рассматривается современная интерпретация стратегических функций, их признаков и содержания. Выражена специфика применительно к промышленному сектору. Ключевые слова: инновации, функция, трансфер, признак, экономика, конкурентоспособность.
В настоящий момент в описании инновационного процесса доминирует понятие этапа (или фазы) характерное для закрытых моделей. Практика описания и стандартизации инновационного процесса в настоящий момент выделяет его как отдельный бизнес-процесс предприятия. Профессор Blind K. предлагает [3] его описание (рис. 1), в рамках которого выделяет два понятия в соответствии со сложившейся терминологией инновационного менеджмента. Понятие «операции» инновационного процесса - совокупность однородных по компетенции работ, действий субъекта или объекта с выраженными инициирующими обстоятельствами, входами и выходами, результатом, имеющих прямую связь с нововведениями организации. Другими словами операция инновационного процесса - единичная работа в рамках процесса нововведения. В свою очередь, «этап» (или фаза - синонимично по научным источникам) это совокупность операций инновационного процесса, сгруппированных в соответствии их с итерационной, временной последовательностью. На рис. 1 отчетливо виден академический линейный инновационный процесс - последовательная, итерационная связь операций и выделенные Blind K. этапы (прединвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный). Стандартизация инновационного процесса в настоящий момент затруднена по ряду объективных причин:
- отсутствует согласие в среде ученых и практиков о составе операций инновационного процесса и выделяемых фазах (в табл. 1 отчетливо видно отсутствие единых взглядов и представлений);
- снижение научного интереса к анализу линейных моделей инновационного процесса - переход к открытым моделям смещает фокус изучения.
Переход к научному исследованию открытых моделей (интерактивной, интегрированной, сетевой) не сопровождался изменением организационной или экономической логики определения этапа (фазы), они сохраняли линейную последовательность и связь результатов движения инновационного полуфабриката в последовательной цепи взаимодействий. С другой стороны, вполне очевидно, что традиционное представление об этапе не отвечает реальным процессам взаимодействия участников нововведения, классифицируем как «открытые». Как минимум сложно выделить формальные критерии группировки операций, а как максимум - существует понимание деградации понятия последовательности операций инновационного процесса. Именно поэтому многие ученые приходят к пониманию «функции» как элемента процесса в описании открытых моделей, не столько обусловленного формализованной итерационной последовательностью, сколько результатами проявления профессиональной компетенции. «...Понятие «стратегических функций» принципиально отличается от этапов (фаз) инновационного процесса. В той же степени как различаются парадигмы линейной и сетевой модели инновационного процесса» [1]. В период 2007-2010 года в научных публикациях сформировалась позитивная дискуссия о новом операнде в описании инновационного процесса - функции. В обсуждении понятия в настоящее время принимают участие российские ученые Уколов В. Ф., Азовцева И. К., Мыльцева О. П. и зарубежные - Daron A., Gancia G., Zilibotti F, Blind K.. В определении функции инновационного процесса большинство авторов сходится в интерпретации их через совокупность однородных операций (рис. 1). Вне зависимости от последовательности операции в инновационном процессе выделяется ее содержательная сущность, позволяющая отнести ее к традиционным профессиональным областям деятельности. Например, на рис. 1 мы четко можем выделить функцию «маркетинг», как совокупность операций «маркетинговые исследования» и «маркетинг и распространение продукции». Итак, профессиональная однородность операций, подразумевает не только единую функцию, но и стоящего за ней субъекта инновационного процесса. Конечно, логика выделения функций инновационного процесса является самостоятельной научной задачей, но в практическом смысле она ведет нас к выделению субъектов, участников нововведения.
Рис. 1. Логика выделения функций в структуре инновационного процесса (стандарт Blind K. [3])
Именно поэтому нам очень важно однозначно определить сущность «функции» процесса нововведения, ее признаки и детерминировать их состав (функций) инновационного процесса применительно к исследуемой области - промышленному сектору. Стратегические функции инновационного процесса - устойчивые, однородные виды деятельности, процессы, группы операций, непосредственно и постоянно реализуемые в цикле формирования новшества [1]. Требует особого внимания акцент на стратегическом характере функций. Действительно, перманентность их реализации, устойчивость в инновационном цикле выражает их перспективную направленность и взаимосвязь с другими функциями. Авторы считают целесообразным предложение о выделении в рамках инновационного процесса именно «стратегических функций», что позволяет дифференцировать таковые от традиционного представления о функциях в рамках организационной системы в теории организации. Вместе с тем, авторы видят возможность уточнить и развить предложенное определение. Во-первых, понимание функции как совокупности операций не подразумевает включение в нее «процессов» (необходимо исключить как терминологически не корректное). Функцию мы понимаем только как совокупность операций инновационного процесса (рис. 1). Во-вторых, предлагается уточнить принцип выделения операций по однородности, не указанные в обсуждаемом определении. Авторы видят однородность «вида деятельности» и тут скрывается «подводный камень». Вид деятельности определяется классификатором ОК-ВЭД Российской Федерации и выводит нас на него, а это не корректно со смысловой точки зрения. А если понимать вид деятельности с научной точки зрения как область или объект деловой активности, то мы опять же выходим на отличную смысловую нагрузку. В обоих случаях функция, как вид деятельности, определяет область прилагаемых усилий, а не содержание единичной работы. Корректнее будет определить группировку не по виду деятельности, а по содержанию профессиональных компетенций в рамках операции. Логика такого положения опирается на методологию институциональной теории: однородные по профессиональному содержанию операции формируют соответствующие компетенции субъекта в интегрированных хозяйственных процессах.
Таким образом, авторы приходят к развитому и уточненному определению стратегической функции инновационного процесса - выраженные по промежуточному результату и однородные по содержанию профессиональных компетенций перманентные группы операций системы нововведений. Сформулированное определение позволяет формализовать признаки функций нововведения, которые могут рассматриваться как принципы отбора гипотетически возможных стратегических функций инно-
вационного процесса промышленного предприятия. Достаточно очевидны и по сущности объективны три признака:
1. Перманентные по реализации, устойчивые по проявлению в инновационном процессе профессиональные компетенции. Например, «маркетинг» в виде различных операций присутствует по всех элементах нововведения - от обсуждения идеи до оценки результатов диффузии, а «производство» аналогично вносит свои ограничения в стартовые операции формализации идеи и модификацию инновационного продукта в стадии адаптации и диффузии. То есть, перманентность и устойчивость обнаруживается в виде присутствия функции во всех элементах (традиционных этапах) инновационного процесса;
2. Выраженность функции по промежуточному результату, что подразумевает наличие «объективного продукта» операционной деятельности. То есть, можно выделить границы операционной деятельности в рамках функции и требования к ее реализации со стороны других взаимосвязанных функций инновационного процесса. Объективность результата также можно сформировать с позиции стоимости продукта, получаемого в рамках различных операций, входящих в функцию. Например, функция маркетинг имеет вполне объективные продукты, имеющие стоимостное выражение при аутсорсинговом исполнении: «маркетинговое исследование рынка», «агентские услуги по сбыту инновационной продукции», «реализация бюджета продвижения» и другие;
3. Однородность по содержанию профессиональных компетенций подразумевает взаимосвязанность операций по специализации исполнителей, общности используемых ресурсов, основных фондов и средств технологического процесса. Например, промышленное производство обусловлено ключевым фактором - загрузка основных производственных фондов (зданий, сооружений, машин и оборудования) тиражированием изделий, которое и формирует его эффективность и стоимостные результаты. Однородность выражает логику границ компетентности в рамках функции, обусловленную ее ресурсной базой. Понятие компетенций (введенное Prahalad C.K., Hamel G. [6]) является ключевым в описании сетевого взаимодействия современных экономических систем, которое и выражает однородность применительно к выделяемым функциям инновационного процесса.
Сформулированное понятие стратегических функций, формализованные признаки и место в инновационном процессе позволяют видеть архитектуру исследовательского процесса их выделения:
1. цель исследования: выделить стратегические функции инновационного процесса промышленного предприятия;
2. поле гипотез: предлагаемые в научной литературе этапы, фазы, функции и ключевые операции инновационного процесса (табл. 1, рис. 1);
3. критерии выделения: 3 признака инновационного процесса (перманентность процесса, выраженность результата и однородность профессиональных компетенций);
4. метод выделения: экспертные оценки сотрудников промышленных предприятий, вовлеченных в инновационные процессы.
Обозначенная исследовательская задача решена авторами в рамках научно-исследовательской работы «Исследование принципов сетевой интеграции инновационного процесса промышленных предприятий», выполненной по заказу и представленным материалам (опрос и статистика) «Центра инновационного развития Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов» (2009-2011 год, [2]).
Предложенный экспертами в исследовании [2] состав функций инновационного процесса промышленного предприятия во многом совпал с авторской гипотезой и прошел через «сито» вторичной аналитической оценки.
Таблица 1
Этапы (фазы) и ключевые операции инновационного процесса в различных научных подходах
(интерпретировано ^ по [1])
Innovation Гольдштейн Кошкин Л.И., Унтура Г.А. Посталюк Т.М., Bradbury J.A. Donald G. Kodama F. Дойль П.
Glossary, 1986 Г.Я., 2001 Хачатуров А.Е., Булатов И.С., Ильенкова С.Д., Гринев В.Ф., Кардаш В.Я., Алимова Т., Водачек Л., Водачкова О. фазы... Marguis
Маркетинг и формирование идеи
Восприятие Маркетинго- Фундаментальные исследо- Креативная Предвари- Осознание Идея
актуальности вые исследо- вания тельная оцен- возможностей
проблемы и вания рынка ка проекта
оценка возмож-
ности
Концепция во- Генерация Прикладные Новые Рационализации Формулиро- Формулиро- Исследова-
площения идеи идеи и их фильтрация исследования научные знания и изобретения вание идеи вание спроса ния и анализ рынка
Техническая и экономическая экспертиза проектов Виртуальных и реальных разработок Решение проблемы Проверка концепции Бизнес-анализ
Исследования и проектирование
Исследования и разработка НИР Разработка Разработка Разработка концепции продукции Разработка торговой марки
ОКР Проектирование Подготовка производства
Пробный маркетинг Рыночные испытания
Производство
Первичное производство и сбыт Подготовка производства на заводе-изготовителе Организация производства Коммерческое производство Коммерциализации и распространения Производство Внедрение в производство
Собственно производство и сбыт Производство
Эксплуатация и пост- эксплуатационный период
Применение и внедрение Эксплуатация Маркетинг Потребления Применение Применение Тестирование Пробный рынок
Развитие и усовершенствование Обновления Распространение Рынок Выведение на рынок
Утилизация Трансформации
Анализ, проведенный авторами, представлен в табл. 2 и отражает содержание стратегических функций. Возможность однозначно определить содержание и определяет состоятельность и целостность стратегической функции как элемента открытой, сетевой модели инновационного процесса.
Таблица 2
Стратегические функции инновационного процесса промышленного предприятия_
Стратегические функции Содержание
Потребление Процесс приобретения и последующей эксплуатации инновационной продукции.
Маркетинг Оценка потенциала рынка, конкурентоспособности идеи новшества и последующая реализация комплекса «маркетинг микс» (продвижение, ценообразование, позиционирование, товарное оформление) в обеспечение сбыта инновационной продукции.
Инвестирование Финансирование субъектов, участников инновационного процесса.
Прикладные НИР Преобразование результатов фундаментальных исследований, идей инноваторов и формализованных потребностей в новое научно-техническое, технологическое, организационное или маркетинговое решение.
ОКР (ОТР) Адаптация результатов прикладных НИР к условиям и возможностям производства (или организации технологического процесса) конкретного промышленного предприятия, реализованная в формате опытного образца и комплекта конструкторской (технологической документации - в случае ОТР).
Технологическое внедрение Формирование нового технологического процесса (как самостоятельная инновация) или для реализации производства новой продукции, включающее разработку технологического цикла и приобретение оборудования и оснастки.
Производство Непосредственно тиражирование инновационной продукции, построенное на запуске в серию новой продукции или освоение новых технологических принципов производства.
Снабжение и логистика Обеспечение процесса тиражирования и обслуживания эксплуатации инновационной продукции сырьем, материалами и комплектующими.
Сбыт Дистрибуция, распределение новой продукции через каналы товародвижения к потребителю.
Обучение Формирование навыков эксплуатации инновационной продукции у потребителя.
Сервис Процесс пуско-наладочных работ, последующего обслуживания и вывода из эксплуатации инновационной промышленной продукции, переданной для эксплуатации потребителю.
Можно выделить ряд новых функций в структуре современного инновационного процесса, обнаруженные экспертами в исследовании, которые существенно меняют наши представления об его организации. В число таких (новых) функций (ранее не обнаруживаемых в поле гипотез) можно выделить «потребление», «снабжение и логистика», «обучение». Данные функции обусловлены спецификой именно промышленного сектора - в ряде аналогичных исследований они не обнаруживались. Обсудим их с позиции выражения специфики нововведений в индустриальном секторе экономики.
Функция «потребления» в моделях «потребительских рынков конечной продукции» не столь ярко выражена в инновационном процессе. Существует значительный разрыв между производством и потреблением конечной продукции, опосредованный системой дистрибуции - производитель не является непосредственным участником отношений с клиентом. Что и обуславливает выделение в качестве ключевых вопросов исследования инновационных процессов потребительских рынков диффузионных
и адаптационных фаз. В промышленном секторе отношения производителя и потребителя сближены - в научной литературе при описании промышленных рынков доминирует термин не «потребление», а «эксплуатация промышленных продуктов и технологий» [4]. И это оправдано, как текущими институциональными изменениями в промышленности, так и объективной моделью связи производителя и потребителя индустриальной продукции, часто характеризуемой как «директивная» [7].
Близость, директивность отношений потребителя и производителя на промышленных рынках обусловлена также технической сложностью передаваемых в эксплуатацию инновационных изделий или технологий. Именно поэтому эксперты однозначно выделили функции сервиса и обучения как характерные для инновационного процесса промышленного предприятия. Более того, эксперты их разделили и это вполне объективная реальность современного инновационного процесса в промышленной среде. «...Современная инновационная продукция совершает столь колоссальные рывки, что для ее освоения недостаточно предыдущего опыта эксплуатации. Необходимо непрерывное обучение персонала и это является обязательной составляющей современных инноваций» [5]. Крупные инновационно развитые промышленные предприятия создают свои системы обучения, в которых обучаются представители компаний - потребителей продуктов и технологий. В практике инновационного менеджмента они получили название «корпоративных университетов». Хорошо известны и популяризируется корпоративные университеты таких известных инновационных лидеров как ENI (нефтегазовая промышленность, Италия), Timberjack (лесозаготовительная техника, Швеция), DECHEMA e.V. (биотехнологии, Германия) и других. То есть, система обучения рассматривается как функция инновационного процесса промышленности, подтягивающая и адаптирующая потребителя до необходимого уровня эксплуатации технологических новшеств.
Принятие функции «снабжение и логистика» обусловлено как принципами исследования сетевых моделей инновационного процесса промышленности, так и вполне понятной и объективной зависимостью инновационности технологических новаций от развития «младших» технологических уровней. Предприятие (кейс по [1]) «РИРВ» (ОАО в составе корпорации «Ростехнологии») признанный мировой лидер фундаментальных и прикладных НИР в сфере стандартов времени и радионавигации. Но, отсутствие в отечественной промышленности предложения микросхем (чипов) размерности 45-65 наномикрон, не позволяет реализовать потенциал инноваций предприятия. И таких примеров в отечественной и зарубежной практике достаточно много, что еще раз подчеркивает научный тезис о необходимости интегрированного развития всех технологических уровней промышленности. Именно поэтому «снабжение и логистика» включены как функция в инновационный процесс промышленного предприятия, а оценка ее реализации свидетельствует о возможности раскрытия потенциала технологических нововведений. Три выделенные функции достаточно хорошо раскрывают особенности инновационного процесса промышленности, выражают две доминирующие специфические черты: близость (директивность) отношений потребителя - производства и связанность реализации инновационного потенциала всех технологических уровней.
In the present publication the sight at the innovative process of the industrial enterprise organized on the basis of network open model is offered. Modern interpretation of strategic functions, their attributes and maintenances is considered. Specificity with reference to industrial sector is expressed. The key word: innovations, function, transfer, attribute, economy, competitiveness
Список литературы
1. Грищенков А.И., Глушак Н.В., Титов А.Б., Алексеев А.А., Алексеев А.И., Дыкман А.С., Гальманов Х.Х. Методология управления инно-вационными сетями химической промышленности: Монография. СПб., СЗТУ, 2011. 195 стр.
2. Исследование принципов сетевой интеграции инновационного процесса промышленных предприятий. // Отчет о научно-исследовательской работе, Центр инновационного развития Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов, 2011.
3. Blind K. et al. Study on the Interaction between Standardisation and Intellectual Property Rights. 2002.
4. Daron A., Gancia G., Zilibotti F. Competing Engines of Growth: In-novation and Standardization, MIT CREi and UPF, University of Zurich, 2010.
5. Harmancioglu N., Droge C., Calantone R. J. Theoretical lenses and domain definitions in innovation research / Research paper / European Journal of Marketing Volume: 43 Issue: 1/2 2009.
6. Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation, Harvard Business Review (v. 68, no. 3), 1990.
7. Vandenbempt K., Matthyssens P. Barriers To Strategic Innovation In Industrial Markets, Source: Advances in Business Marketing and Purchas-ing, Volume: 13, 2005.
Об авторах
Грищенков А.И. - доктор экономических наук, профессор, Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского,
Глушак Н.В. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected],