Научная статья на тему 'ЛОГИКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОИСКЕ РЕЗЕРВОВ ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ'

ЛОГИКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОИСКЕ РЕЗЕРВОВ ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА / ГОРОДСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / УМНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / РЕЗЕРВ МОБИЛЬНОСТИ / ГОРОДСКАЯ ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ярков С.А.

В статье рассматривается решение научно-практической проблемы, связанной с необходимостью снижения интенсивности использования личного легкового транспорта и, соответственно, поиском резервов городской мобильности для решения этой задачи. Рассматриваются города с численностью жителей до одного миллиона. человек, в которых система городского общественного транспорта представлена только автобусном транспортом. Предлагается практическая методика поиска резервов городской мобильности, в которой предполагается задействовать муниципалитеты, бизнес-сообщества, науку, производство, образование. Предлагаемые решения основаны на логистических методах. Примеры решений: развитие интернет-агрегаторов для аренды велосипедов и средств индивидуальной мобильности, организация мест хранения средств индивидуальной мобильности и другое. На основе этой методики можно создать модуль автоматизированного рабочего места специалиста транспортного подразделения администрации города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOLVING PROBLEMS LOGIC WHEN SEARCHING FOR URBAN MOBILITY RESERVES

The article considers the solution of the scientific and practical problem of reducing the intensity of the use of personal passenger transport. To do this , the search for reserves of urban mobility is carried out . Cities with a population of no more than one million people are considered. It is assumed that the urban public transport system is represented only by bus transport. A practical method of searching for reserves of urban mobility is proposed, in which municipalities, business communities, science, production, and education are supposed to be involved. The proposed solutions are based on logistics methods. Examples of solutions: development of Internet aggregators for renting bicycles and personal mobility equipment, organization of storage facilities for personal mobility equipment, and more. Based on this method, you can create a module for an automated workplace of the transport division specialist of the city administration.

Текст научной работы на тему «ЛОГИКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОИСКЕ РЕЗЕРВОВ ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ»

Логика решения проблем при поиске резервов городской мобильности

С.А. Ярков Тюменский индустриальный университет

Аннотация: В статье рассматривается решение научно-практической проблемы, связанной с необходимостью снижения интенсивности использования личного легкового транспорта и, соответственно, поиском резервов городской мобильности для решения этой задачи. Рассматриваются города с численностью жителей до одного миллиона человек, в которых система городского общественного транспорта представлена только автобусном транспортом. Предлагается практическая методика поиска резервов городской мобильности, в которой предполагается задействовать муниципалитеты, бизнес-сообщества, науку, производство, образование. Предлагаемые решения основаны на логистических методах. Примеры решений: развитие интернет-агрегаторов для аренды велосипедов и средств индивидуальной мобильности, организация мест хранения средств индивидуальной мобильности и другое. На основе этой методики можно создать модуль автоматизированного рабочего места специалиста транспортного подразделения администрации города.

Ключевые слова: система городского транспорта, городская мобильность, умная мобильность, резерв мобильности, городская логистика.

Разработка логики принятия управленческих решений при поиске резервов городской мобильности - актуальная прикладная научно-практическая задача [1, 2]. Необходимость поиска резервов мобильности возникает в случае возникновения заторных явлений на улично-дорожной сети по причине интенсивного использования гражданами личных легковых автомобилей [3, 4].

Цель исследования - разработка логики решения проблем при поиске резервов городской мобильности для создания программного модуля автоматизированного рабочего места (далее АРМ) специалиста по транспорту в транспортном подразделении администрации города.

Объект исследования - данные о городской мобильности.

Предмет исследования - данные о резервах городской мобильности.

Гипотеза исследования - разработка логики решения проблемы поиска резервов городской мобильности и разработка на ее основе программного модуля, после внедрения в АРМ специалиста по транспорту администрации

города будет способствовать снижению интенсивности использования личных легковых автомобилей населением города с минимальными затратами.

Ограничения исследования - рассматриваются города с численностью жителей до одного миллиона человек, где система городского общественного транспорта представлена только автобусном транспортом.

На рис. 1 представлены участники формирования мобильности в городе и вариант их основных целей.

Жители города

Муниципалитет

Здоровый образ жизни

Развитие городской инфраструктуры

Снижение затрат времени на передвижение

Снижение затрат из бюджета

Снижение денежных затрат передвижение

Повышение уровня привлекательности города и сбор налогов

Безопасность и комфорт при передвижениях

Бизнес-сообщество

Наука, производство, образование

Инвестирован ие бизнес-проектов

Бизнес-предложения

Реклама «Умной мобильности»

Прибыль

Разработка проектов и технологий «Умной мобильности»

Обучение технологиям «Умной мобильности»

Научные издания, конференции, форумы

Рисунок 1. - Участники процесса формирования мобильности в городе

Для оптимальной городской мобильности важно соблюдение интересов всех сторон [5, 6]. Условно оптимальным будет являться следующий случай: большинство передвижений совершается пешком или на общественном транспорте (далее ОТ), часть населения регулярно пользуется велосипедом и средствами индивидуальной мобильности (далее СИМ), использование личного легкового автомобиля большинством жителей эпизодическое [7, 8]. В условиях холодного климата использование СИМ ограничено [9].

Экономичными являются оперативные решения в сфере управления мобильностью, не требующие больших капитальных вложений, в первую очередь необходимо использовать их [10].

В таблице №1 ниже предложены мероприятия, снижающие интенсивность использования личных автомобилей жителями города -резервы городской мобильности.

Таблица № 1

Резервы городской мобильности

№ п/п Решаемая проблема Резервы городской мобильности (мероприятия) Субъекты

1 2 3 4

1 Пассивная жизненная позиция жителей города в части мобильности Популяризация здорового образа жизни, «умной» мобильности, предоставление гражданам информации о возможностях альтернативного передвижения всеми законными способами Муниципалитет, бизнес-сообщество, наука, образование

2 Отсутствие дошкольных учреждений в пешеходной доступности Организация в зоне пешеходной доступности остановочного пункта (далее ОП) ОТ Муниципалитет

Организация совместной доставки детей, информирование родителей об этой возможности Муниципалитет, бизнес-сообщество

Создание условий для функционирования в районе частных детских садов, услуг нянь

3 Отсутствие школы в пешеходной доступности Организация доставки школьников транспортом Муниципалитет

Организация в зоне пешеходной доступности ОП ОТ

Организация обустроенного маршрута для пешеходов, велосипедов и СИМ до ближайшего объекта

Создание системы параллельного дистанционного обучения в случаях невозможности доставки учеников или возможных сбоев доставки

Продолжение таблицы № 1

1 2 3 4

Организация обустроенного

маршрута для пешеходов на дальнее

Отсутствие растояние, велосипедов и СИМ до ближайшего объекта Муниципалитет

4 спортивных учреждений в пешеходной доступности Организация маршрута ОТ до

спортивных учреждений

Развитие интернет-агрегаторов для аренды велосипедов и СИМ Бизнес-

Создание центров для проката сообщество

велосипедов и СИМ

Организация обустроенного

5 Отсутствие розничных маршрута для пешеходов, велосипедов и СИМ до ближайшего объекта Муниципалитет

магазинов в пешеходной доступности Развитие пунктов выдачи товаров из

интернет-магазинов Бизнес-

Развитие служб доставки (пешей, на велосипедах, на СИМ) сообщество

Организация мест для хранения велосипедов и СИМ в Граждане:

6 Отсутствие мест для хранения многоквартирных домах, используя территории общедомового собрание собственников

велосипедов и имущества (подвалы, колясочные, жилья,

СИМ чердаки, коридоры, лифтерские комнаты), организация видеонаблюдения управляющие компании,

Брошенные в Четкое разграничение

неположенном ответственности между Законодательная власть региона

7 месте СИМ, пользователем, агрегатором,

угрожающие безопасности оператором, арендодателем, государственными органами

Споры по поводу использования арендованных СИМ Четкое разграничение Бизнес-сообщество,

8 ответственности на кратковременное использование между пользователем граждане: сообщества

и арендодателем пользователей СИМ

и

Продолжение таблицы № 1

2

3

4

9

Общие проблемы внедрения концепции MAAS (транспортное средство как сервис)

Организация в районах города мест для хранения автомобилей, велосипедов и СИМ для кратковременного пользования

Муниципалитет

Организация в районах города мест для зарядки аккумуляторов электротранспорта, СИМ

Развитие агрегаторов краткосрочной

аренды транспортных средств _(далее тс) и СИМ_

Развитие арендодателей краткосрочной аренды ТС и СИМ

Бизнес-сообщество

10

Неравномерный спрос на аренду ТС и СИМ

Организация бронирования ТС и СИМ, регулирование тарифной политики в зависимости от часов суток, своевременное перемещение _средств в места спроса._

Бизнес-сообщество

11

Полная занятость парковок перед

социально-экономическими объектами

Введение повременной оплаты за параллельную и (или) плоскостную парковку; формирование величины

тарифа за парковку, исходя из загрузки до 80% чтобы оставались свободные места

Муниципалитет, бизнес-сообщество

12

Низкий пешеходный трафик одновременно с заторами ТС на улицах

Создать оптимальную с логистической точки зрения и логически понятную пешеходную сеть и сеть для передвижения на СИМ. Предусмотреть указатели маршрутов движения, освещение, лавочки для отдыха, организовать поддержание чистоты, быструю расчистку от снега в зимнее время.

Муниципалитет

13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поломка арендованного ТС в месте, где остановка запрещена с образованием затора ТС

Четкое разграничение ответственности между пользователем и арендодателем. Разработка четкого плана действий всех участников сделки с четким пониманием ответственности _участников._

Бизнес-сообщество, сообщества пользователей арендованных средств

1

Продолжение таблицы № 1

1 2 3 4

14 Потери времени граждан при посещении объектов только для передачи информации Организация передачи информации через Интернет. Муниципалитет, бизнес-сообщество

15 Малая грузовая провозная возможность велосипедов и СИМ, что приводит к снижению вероятности их выбора для передвижения Установка сертифицированных и безопасных корзинок для груза на СИМ, использование прицепов, популяризация рюкзаков. Бизнес-сообщество, производители, ГИБДД

16 Малая пассажирская провозная возможность велосипедов и СИМ Только если разрешено действующим законодательством: установка дополнительных сертифицированных и безопасных сидений, ремней, ручек на велосипеды, средства индивидуальной мобильности для перевозки детей взрослым. Использование сертифицированных прицепов. Бизнес-сообщество, производители, ГИБДД

17 Нехватка парковочных мест в жилых зонах Стимулирование пользования населения гаражами (стоянками), что дополнительно способствует снижению частоты использования личным легковым автомобилем Муниципалитет, граждане: собрание собственников жилья, управляющие компании

18 Временный приезд большого количества гостей города Привлечение подрядчиков -коммерческих перевозчиков на период приезда Муниципалитет, принимающая сторона

Продолжение таблицы № 1

1 2 3 4

19 Отсутствуют места для безопасного хранения СИМ в месте пересадки с одного вида транспорта на другой Организовать места для временного хранения электросамокатов и другого имущества в местах пересадки с одного вида транспорта на другой Муниципалитет, бизнес-сообщество

Не запрещать перевозку СИМ в ОТ с минимальным тарифом Муниципалитет

20 Высокая стоимость СИМ Выведение в массовое производство средств индивидуальной мобильности, разработка универсальных взаимозаменяемых узлов и агрегатов Наука, производители, бизнес-сообщество

21 Нет доверия к надежности СИМ для их постоянного использования вместо легкового автомобиля Организовать сервисы технического обслуживания и ремонта средств индивидуальной мобильности во всех частях города, в том числе, с выездом на место. Бизнес-сообщество

Публикация обзоров экспертов о реальной надежности и ремонтопригодности СИМ Научное сообщество, СМИ

22 Использование велосипедов и СИМ в зимний период Гидроизоляция, использование сезонных шин, смазок для СИМ и велосипедов; экипировка управляющего лица по сезону; информирование об особенностях сезонной эксплуатации СИМ, велосипедов Наука, производители, бизнес-сообщество

В качестве выводов следует отметить:

- предложенные в таблице выше варианты мероприятий предлагают решение с позиции транспортной логистики, перечень резервов городской мобильности необходимо совершенствовать с учетом реальной ситуации на момент времени;

- поиск резервов городской мобильности необходимо осуществлять всеми сторонами процесса городской логистики и регулировать тарифную политику в зависимости от часов суток;

- на основе предложенных выше данных можно создать модуль автоматизированного рабочего места специалиста (инженера) по транспорту в транспортном подразделении администрации города.

Литература

1. Allam Z., Sharifi A., 2022. Research Structure and Trends of Smart Urban Mobility. Smart Cities. 5(2). URL: mdpi.com/2624-6511/5/2/29.

2. Колесов В.И., Петров А.И. Функционал и структура эталонных систем в сфере управления городской мобильностью // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2020. №10. URL: doi.org/10.36535/0236-1914-2020-10-1.

3. Morozov V., Iarkov S., 2018. The application of lane occupancy parameter for solving tasks of traffic management. Transportation Research Procedia V.36. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S2352146518304964? via%3Dihub.

4. Spadon G., Gimenes G., Rodrigues-Jr J., 2017. Identifying Urban Inconsistencies via Street Networks, Procedia Computer Science, V.108. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S1877050917306555.

5. Черевко С.Н. Строительство парковок в стесненных городских условиях // Инженерный вестник Дона, 2013, № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1934.

6. Sarhan M., 2015. Transportation mobility management. Journal of Local and Global Health Science 55. URL: qscience.com/content/journals/10.5339 /jlghs.2015.itma.55.

М Инженерный вестник Дона, №12 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl2y2022/8064

7. Козорезова С.Н. Оценка времени поездки на основе моделирования транспортных потоков // Инженерный вестник Дона, 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2184.

8. Salcedo-Sanz S., Manjarres D., Pastor-Sanchez A., Del Ser J., Portilla-Figueras J.A., Gil-Lopez S., 2013. One-way urban traffic reconfiguration using a multi-objective harmony search approach, Expert Systems with Applications, V.9. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S0957417412012845.

9. Yang B., Wang S. Yu S., Olofsson T., 2020. Soft mobility in a winterdominant city: A case study comparing Nordic and non-Nordic residents in Umea. Cities 102, 102727. URL: sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S026427 5119304597?via%3Dihub.

10. Ярков С.А. Автоматизация инженерного анализа данных систем городского транспорта // Инженерный вестник Дона, 2021, №11. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n11y2021/7298.

References

1. Allam Z., Sharifi A., 2022. Research Structure and Trends of Smart Urban Mobility. Smart Cities. 5(2). URL: mdpi.com/2624-6511/5/2/29.

2. Kolesov V.I., Petrov A.I. Transport: nauka, texnika, upravlenie. Nauchny'j informacionny'j sbornik. 2020. №10. URL: doi.org/10.36535/0236-1914-2020-10-1.

3. Morozov V., Iarkov S., 2018. Transportation Research Procedia V.36. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S2352146518304964? via%3Dihub.

4. Spadon G., Gimenes G., Rodrigues-Jr J., 2017. Procedia Computer Science, V.108. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S1877050917306555.

5. Cherevko S.N. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/ magazine/archive/n3y2013/1934.

6. Sarhan M., 2015. Journal of Local and Global Health Science 55. URL: qscience.com/content/journals/10.5339 /jlghs.2015.itma.55.

7. Kozorezova S.N. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/ magazine/archive/n4y2013/2184.

8. Salcedo-Sanz S., Manjarres D., Pastor-Sanchez A., Del Ser J., Portilla-Figueras J.A., Gil-Lopez S., 2013. Expert Systems with Applications, V.9. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S0957417412012845.

9. Yang B., Wang S. Yu S., Olofsson T., 2020. Soft mobility in a winterdominant city: A case study comparing Nordic and non-Nordic residents in Umea. Cities 102, 102727. URL: sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S026427 5119304597?via%3Dihub.

10. Iarkov S.A., Inzhenernyj vestnik Dona, №11. URL: ivdon.ru/ru/ magazine/archive/n11y2021/7298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.