Научная статья на тему 'Логика и динамика развития русского литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века: тенденции и перспективы'

Логика и динамика развития русского литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3218
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / НЕОМИФОЛОГИЗАЦИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ / NON-CLASSICAL PARADIGM OF ARTISTIC VALUES / ARTISTIC CONSCIOUSNESS / NEO-MYTHOLOGIZATION / EXISTENTIALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гарипова Гульчира Талгатовна

Рассматриваются наиболее противоречивые вопросы идентификации русского литературного процесса конца ХХ – начала ХХI в., проблемные вопросы истории, теории и методологии развития русской литературы 90-х гг. и первого десятилетия ХХI в. Обзорно представлен перечень наиболее знаковых писателей современного русского литературного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logic and Regularities Russian Literary Process Development at the End XX – Beginning XXI Centuries: Trends and Prospects

The article considers the most inconsistent questions of identification of the Russian literary process at the end ХХ–ХХI centuries, questions of history, theory and methodology of the Russian literature development of 90-es and first decade of ХХI century. The list of the most significant writers of the modern Russian literary process is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Логика и динамика развития русского литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века: тенденции и перспективы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 20 (311).

Филология. Искусствоведение. Вып. 79. С. 36-40.

Г. Т. Гарипова

ЛОГИКА И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА

КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рассматриваются наиболее противоречивые вопросы идентификации русского литературного процесса конца ХХ - начала XXI в., проблемные вопросы истории, теории и методологии развития русской литературы 90-х гг. и первого десятилетия XXI в. Обзорно представлен перечень наиболее знаковых писателей современного русского литературного процесса.

Ключевые слова: неклассическая парадигма художественности, художественное сознание, неомифологизация, экзистенциализация.

Русский литературный процесс конца XX - начала XXI в. - особое, фактически не осмысленное явление в современной истории литературы. Находясь внутри «грани веков», в положении вне «исторической дистанции» (Ю. И. Минералов) по отношению к новому поколению литературных явлений, мы привязаны в большей степени к субъективизму в оценках и характеристиках. Тем более что практически все литературные новации рубежной эпохи носят экспериментальный характер. Однако взгляд «изнутри» имеет и ряд преимуществ, поскольку, по мнению Ю. Ми-нералова, «восполняется тем, что мы способны зато непосредственно, живо воспринимать литературу конца XX в., чувствовать ее» [3. С. 3]. Более того, вполне можно согласиться с Ю. Минераловым и в том, что сама поэтика текстов современных авторов требует подобного восприятивного поля «изнутри», поскольку «именно на нашу догадливость рассчитаны все намёки, аллюзии, подтексты и “затексты”, которые вводят современные писатели в свои произведения. Те особенности литературы, которые связаны с проблемами, встающими сегодня перед обществом, нам ясно видны, понятны и внутренне близки, ибо мы сами живем этими проблемами, - такой ясности время объективно лишит читателя будущего...» [3. С. 3-4].

Несомненно, что отсчет рубежного, так называемого «переходного», периода русского литературного процесса следует начинать с начала 90-х гг. XX в., поскольку именно последнее десятилетие определило основные черты непосредственно той парадигмы художественности, которую мы сегодня определяем вслед за критиками как «нулевое десятилетие» (первые десять лет XXI в.).

Знаковость литературного процесса 90-х гг. XX в. определяется двойным функциональным состоянием: с одной стороны, это этап подведения итогов художественно-мировоззренческих и эстетических исканий всего XX в., с другой - период определения ориентиров и перспектив для дальнейшего развития русской литературы уже XXI в.

90-е гг. обозначили концептуальную тенденцию не только имманентного состояния, но и перспективного развития литературного процесса - это синтетизм, тяготеющий к интерференции. Возникшая в начале XX в. тенденция сближения и слияния (до уровня интерференции) классической (реалистической) и неклассической (модернистской/ постмодернистской) парадигм художественности продолжает охватывать все уровни современного литературного процесса. Возвращенные в «эпоху гласности» (самый конец 80 - начало 90-х гг. XX в.) произведения андеграундной литературы и русской эмиграции синтезировали/ конденсировали в последнее десятилетие эпохи практически весь XX в. Изменилась восприя-тивная функция литературы: произведения, написанные в разные периоды XX в. (начиная с самого его начала), начали восприниматься как ключевые явления конца XX столетия. Таким образом, художественная парадигма 90-х гг. вобрала в себя практически все основные модернистские явления XX в., поскольку именно модернизм во всех своих проявлениях был запрещен в русском культурном пространстве наиболее значительного периода XX в. (практически с 20-х по самый конец 80-х гг.). Произведения, появляющиеся непосредственно в период начала 90-х гг., были написаны не в системе новационных тенденций, а скорее как постфактум запрещенных тенденций. Более

того, практически большая часть молодых писателей стала использовать принципы стилизации своих произведений под вновь появившиеся. Таким образом, в литературу 90-х хлынул весь «забытый» и «обиженный» XX в.

Принцип текстовой коллажности, внесенный в русскую литературу 90-х гг. постмодернизмом, который к этому времени уже обрел собственно русский национальный инвариант художественно-эстетического бытования, приобретает статус коллажности литературного процесса. Происходит это за счет того разнородного массива «возвращенной» литературы, который начинает осмысляться как непосредственное явление именно 90-х гг.

Одновременное сосуществование «возвращенной литературы», наиболее полно воплощенной в произведениях русского символизма рубежа XIX-XX вв. (А. Белый, Д. Мережковский), русского андеграунда двух поколений (20-30-х гг.; 50-60-х гг.), русской эмиграции трех периодов (20-30-х гг.; 60-х гг.; 80-х гг.), «лагерной прозы», «прозы поколения сорокалетних» и так далее, и литературы, непосредственно созданной в 90-е гг. (массив которой определяли два поколения писателей: те, кто писал в период до 90-х и остался в качестве активно пишущих в 90-е гг., и новое поколение писателей), определило такую концептуальную тенденцию русского литературного периода конца XX в., ставшую перспективной и в начале XXI в., как литературные эксперименты с традицией.

Подобная ситуация «литературного коллажа» привела и к полному хаосу направленче-ской системы русской литературы конца XX в. Критика заговорила об активности и концептуальности постмодернизма, причем не столько как общей культурологической парадигмы, а именно как литературного направления (в ряде концепций - течения), относя к нему неоправданно писателей совершенно разнородных и разноплановых, основываясь лишь на единичном признаке - наличие художественного эксперимента с формой и эстетическими «культурными кодами».

К концу 90-х гг. одна крайность сменилась другой: те же самые критики стали говорить о том, что постмодернизма вообще не существовало в русской литературе XX в. или - «постмодернизм умер». И лишь незначительная часть русских литературоведов (Н. Лейдер-ман, М. Липовецкий, Н. Ильин, В. Курицын, М. Эпштейн, И. Скоропанова и др.) смогли

четко определить константы постмодернизма в системе «постмодернизм как социокультурная ситуация» (в контексте которой действительно развивался русский литературный процесс конца ХХ в.) и «постмодернизм как литературное направление» с логично структурированной мировоззренческой концепцией и системой координат поэтики (в этом плане был определен достаточно узкий круг русских писателей, практикующих постмодернизм в своей художественной системе).

Подобная хаотичность сопровождала и теоретические попытки определения нового состояния развития реалистического вектора русской литературы. Критики пытались выявить различные модификации реализма, путаясь не только в направленческих координатах, но и в отношении писательских персоналий. Например, Л. Петрушевскую относили то к течению «жестокого реализма», то к постмодернизму, то к постреализму, то к «другой прозе», то к прозе «новой волны». Знаковый для 90-х гг. роман В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» большая часть критиков относила к постмодернизму, а, например, Н. Иванова к «трансметареализму». Споры и дискуссии вокруг реализма были не менее ожесточенными, нежели по поводу постмодернизма. При этом ни одно из реалистических направлений не было сколь-нибудь четко теоретизированно.

Подобная ситуация была обусловлена двумя причинами: во-первых, в русской литературе абсолютизация тенденции синтетизма двух парадигм художественности - классической (реалистические векторы) и неклассической (модернистский и постмодернистский векторы) - привела к фактическому размыванию привычных критериев определения структуры и типа литературного направления в системе двух констант - мировоззренческой концепции и эстетической системы (собственно приемы поэтики). Практически все произведения рубежного периода строились на сочетании мировоззренческой установки реализма и приемах поэтики модернизма (или постмодернизма) и наоборот. Причем инварианты этих синтетических художественных моделей были настолько многообразны, что не поддавались сколько-нибудь логичной систематизации. Подобный синтез противоположных по своей художественной программе парадигм приводил часто к интерференции, то есть к созданию на основе синтеза неких абсолютно новых моделей художественных текстов, под которые ли-

тературоведы пытались подвести направленче-ские координаты уже устоявшихся явлений.

Тем не менее, в этой хаотической системе можно выявить ряд устойчивых литературных явлений, которые приобрели статус тенденций и закономерностей и логически соединили не только 90-е гг. и первое десятилетие XXI в. в единый целостный этап литературного процесса, но и выявили его включенность в целостную структуру всего русского литературного процесса XX в. - в протяженности от первого рубежа (конец XIX- начало ХХвв., когда большинство этих тенденций зародились) до второго литературного миллениума (начало ХХ -конец ХХ1 вв., когда эти тенденции усилились и приобрели статус закономерностей). Наиболее знаковыми тенденциями в этом плане, на наш взгляд, явились неомифологизация и экзистенциализация художественного сознания. Именно в системе этих двух тенденций и стали возможны наиболее яркие художественные интерференции реалистического и модернистского векторов русской литературы XX в.

В качестве важнейшей тенденции русского литературного процесса конца XX в. следует отметить усиливающуюся трансформацию жанровой системы. Охватив все доминантные прозаические жанры, она привела к полной реконструкции романной и новеллистической систем русской литературы второй половины XX в. Предрекаемая О. Мандельштамом «гибель романа» не только не состоялась, но и вылилась в трансформирование русского романа, которое начиная уже с 60-х гг. процессуально реализовывалось в системе появления как целых новых суброманных жанровых форм (например, роман-миф в различных модификациях, роман-предупреждение, филологический роман, роман-комментарий), так и отдельных моделей романа (например, роман-музей А. Битова «Пушкинский дом», роман-притча А. Кима «Отец-лес» и так далее).

Кроме того, постмодернистская устремленность на уравнивание Мира и Текста в онтологическом статусе актуализирует и еще одну жанровую форму в современном литературном процессе - герменевтически обозначенный жанр. В русской литературе второй половины - конца XX в. возникает целый ряд новационных концепций-произведений, построенных по принципу одновременного толкования-понимания. Такой подход, на наш взгляд, и стал определенным посылом к формированию особого жанрообразования - романа-коммен-

тария, яркими образцами которого являются романы-комментарии А. Битова «Комментарий к общеизвестному», В. Набокова «Бледное пламя», Д. Галковского «Бесконечный тупик» и Е. Попова «Подлинная история “Зелёных музыкантов”». Несмотря на определенную дифференциацию, во всех случаях есть своего рода лабиринтная типология, определяющая как текстовую структуру, так и содержательный аспект произведений, развернутых в системе герменевтической модели - так называемой схемы «герменевтического круга». Автор через свое художественное комментированное толкование текста-первоосновы формирует совершенно специфичную «лабиринтную» систему понимания - 1) авторского понимания-интерпретации картины мира, изображен-ной-переданной им как Скриптором в тексте-первооснове, и 2) толкования того же текста-первоосновы для понимания Читателя. В каждом конкретном случае Автор подчеркивает независимость и самостоятельность своего комментария - текст толкующий приобретает статус текста-понимания.

В концептуальной основе неклассического романа сформировалась доминантная тенденция сюжетно-композиционного проектирования неомифов, восходящих не к социокультурным проектам (как в начале века), а скорее к синкретическим моделям, но дешифрующих их основной смысл и кодирующих новое онтологическое знание, более соответствующее эпохальной ментальности второй половины XX в.

Другой важнейшей закономерностью русского литературного процесса второй половины XX - начала XXI в. продолжает оставаться тенденция образования нового типа корпусов текстов, которые заменяют привычную классическую схему художественных направлений и течений (как, например, символизм, акмеизм, критический реализм, ОБЭРИУ и так далее). Подобный принцип образования литературных направлений на основе типологического родства ряда художественных текстов уже реализовывался в 60-80-е гг. XX в. Именно по этому принципу сложилась «проза поколения сорокалетних», «городская проза», «деревенская проза», «лагерная проза», «тихая лирика» и так далее. Отсутствие функциональных манифестов (наличие которых было принципиально для художественных течений начала

XX в., например, манифестирование символизма, акмеизма, футуризма), репрезентирующих мировоззренческую и эстетическую установку

подобных явлений не умаляет, тем не менее, их концептуальной роли в становлении и развитии литературного процесса.

В конце XX - начале XXI в. выделяется целый ряд таких литературных явлений (мы затрудняемся обозначить их однозначно как направление или течение), одни из которых продолжают трансформационное развитие уже ставших традиционными - «деревенская проза» (Борис Екимов - наиболее яркий представитель новейшего периода), другие новационны по своему содержанию - «русская современная религиозная проза» (Ф. Светов,

О. Николаева, Ю. Вознесенская и пр.), третьи определяют инвариант традиционного явления, например, «женская проза» (Л. Петрушевская, Т. Толстая, Л. Улицкая, М. Москвина, А. Васильева, Л. Горалик и др.) конца XX в. во многом соотносится с явлением «женская поэзия» начала XX в. Однако все эти массивы литературных текстов являются своеобразными историко-типологическими литературными образованиями, тождественными художественным направлениям.

Кроме того, ряд критиков стал констатировать не только появление новой модификации постмодернизма (синонимы - постпостмодернизм, неомодернизм), но и возникновение качественно иных реалистических систем. В частности, ведущий научный сотрудник ИМЛИ А. Ю. Большакова, подводя итоги первого десятилетия XXI в., говорит о новой стадии реорганизации русского реализма: «. сейчас критики самых разных направлений, от которых и не ожидали столь крутого поворота, вдруг начинают бить в литавры и говорить о том, что возвращение реализма состоялось, что у нас возник некий «новый реализм». Но задумаемся: а куда же он пропадал, этот наш реализм? На самом деле если и пропадал, то лишь из поля зрения критиков. Ведь в 90-х творили писатели старшего поколения, которые уже стали классиками, - Александр Солженицын, Леонид Бородин, Валентин Распутин, а также соединяющий старшее и среднее поколение Владимир Личутин. В то же время, на рубеже веков, в нашем литпроцессе пошла новая, искрометная волна, которая выпала, однако, из поля зрения ангажированной критики, была ею “не увидена” - и поэтому развивалась сама по себе, как дичок. На культивированном литпо-ле у нас доминировал один “постмодернизм”. “Новая волна” прозаиков, о которой я постоянно вела в 2000-х речь, представлена такими

именами, как Алексей Варламов, Вера Галактионова, Вячеслав Дёгтев, Борис Евсеев, Алексей Иванов, Валерий Казаков, Юрий Козлов, Юрий Поляков, Михаил Попов, Лидия Сычёва, Евгений Шишкин и др. Открытие последних лет - Захар Прилепин» [1].

Для того чтобы более четко дать критерии развития современной нереалистической, да и реалистической литературы, необходимо изменить не только методологические подходы к анализу произведений новейшего периода, но и выстроить принципиально новый категориальный аппарат. Необходимо в первую очередь пересмотреть направленческие координаты и ориентиры, поскольку изменилась сама структура классической и неклассической парадигм художественности. По мнению исследователей, «рубеж веков поставил точку отсчета в осмыслении современного литературного процесса и его направлений. “Эпоха идеологического вакуума” (термин К. Кларка - примечание А. Большаковой), прикрывавшая модным термином “постмодернизм” разрушение ценностей предшествующих периодов, исчерпала себя. На первый план вышли литераторы, стремящиеся преодолеть разрыв, образовавшийся между СССР и Россией (как дореволюционной, так и сегодняшней), выразить в самом веществе литературы, в ее онтологических пластах феноменальность народной судьбы, осознание нацией своей русскости. Это прозаики В. Галактионова, В. Дёгтев, Б. Евсеев, Ю. Козлов, В. Личутин, Ю. Поляков,

З. Прилепин и др.» [2].

Мы согласны с А. Большаковой по поводу необходимости идентификации реализма в современном литературном процессе. Тем не менее, заявление об исчерпанности постмодернизма кажется несколько преждевременным, поскольку продолжает существовать целый пласт произведений с выраженной постмодернистской тенденцией соотнесения мира текста и мира культуры в одном онтологическом поле и их текстовая репрезентация в системе интертекста деоценочных «культурных кодов».

На наш взгляд, пока достаточно рано говорить и о закономерностях русского литературного процесса начала XXI в., поскольку еще не определилась логика его развития. Мы уже не раз убеждались в регенеративной функции целого ряда литературных явлений, которые после провозглашения об их конце возрождались в новом качестве и активно влияли на литературный процесс. Возможно, прогнозы по по-

воду смерти постмодернизма так же неоправданны, как в свое время прогнозы по поводу «конца романа» и исчерпанности реализма. И нам, вслед за Михаилом Эпштейном, хочется сказать: «Мне это мироощущение было близко примерно до 1992-1993 гг., после чего я почувствовал притяжение нового века. ... Теперь появилось множество дополнительных примет Нового Начала - и хочется продолжить набросок “прото”-мировоззрения, определить основы не только “финального”, но и “дебютного” ощущения эпохи - то, что можно назвать “началом века”, de’but de siecle. <...> Все то, что предыдущим поколением воспринималось под знаком “пост-”, в следующем своем историческом сдвиге оказывается “прото-” - не завершением, а первым наброском, робким началом нового эона, нейрокосмической эры, инфо- и трансформационной среды. Основное содержание новой эры - сращение мозга и вселенной, техники и органики, создание мыслящих машин, работающих атомов и квантов, смыслопроводящих физических полей, доведение всех бытийных процессов до скорости мысли. За каждым “пост-“ вырастает свое “прото-”...» [5].

По мнению М. А. Черняк, «на рубеже XX-

XXI вв. ощущается исчерпанность культурной парадигмы XX в. В кризисной ситуации обычно происходит культурная мобилизация, выражающаяся в выходе на поверхность всех скрытых пластов, своего рода “подземных” культурных течений, которые призваны придать новое качество исчерпавшей себя культуре» [4. С. 28].

Однако, на наш взгляд, исчерпанность данного этапа развития вовсе не означает крах

русской литературы, как предрекают некоторые критики и литературоведы. Вероятнее всего, сегодня русская литература находится в системе очередного «перехода» к новой литературной системе. Причем новационными представляются не только критерии эстетического и мировоззренческого планов, но и принципиально иной видится структура онтологического поля литературного процесса, которое, несомненно, будет структурироваться с учетом интер (нет) медийного статуса одного из векторов литературного процесса и так называемого «премиального» вектора, поскольку количество литературных премий, диктующих статусное появление знаковых писателей, продолжает неумолимо расти.

Список литературы

1. Большакова, А. Ю. Литературный процесс сегодня : PRO ET CONTRA (статья первая) [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-j oumal.ru/e-zpu/2010/5/Bolshakova/.

2. Большакова, А. Ю. Русская литература на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: новые приоритеты (статья вторая) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.zpu-joumal.ru/e-zpu/2010/5/Bolshakova/.

3. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 90-е гг. ХХ в. М., 2004.

4. Черняк, М. А. Массовая литература ХХ в. : учеб. пособие. М., 2007.

5. Эпштейн, М. De’but de siecle, или От пост-к прото-. Манифест нового века [Электронный ресурс] // Знамя. 2011. № 5. URL: http:// magazines.russ.ru/znamia/2001/5/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.