УДК 327.83
ЛОББИЗМ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА В АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ
Абрамов Илья Олегович
• е-таЛ: [email protected]
аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии,
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация
Для цитирования
Абрамов И. О. Лоббизм российского бизнеса в Азиатском регионе в условиях современных геополитических вызовов // Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru
• Статья поступила в редакцию 09.06.2023
• Статья размещена на сайте 26.05.2024
СТРУКТУРА СТАТЬИ
Аннотация Ключевые слова Введение
Анализ эффективности методов и технологий лоббирования интересов российского бизнеса в странах Ближнего Востока Анализ эффективности методов и технологий лоббирования российского бизнеса в Индии
Анализ эффективности методов и технологий лоббирования
российского бизнеса в странах Северо-Восточной Азии
Анализ эффективности методов и технологий лоббирования
российского бизнеса в странах Юго-Восточной Азии
Заключение
Литература
Article information
АННОТАЦИЯ
Цель. Оценить перспективность лоббистских усилий российского бизнеса в странах Азиатского региона в условиях складывающейся международной политической и экономической конъюнктуры. Процедура и методы. В качестве основных методов применялись кросснациональный сравнительный анализ, а также анализ документов. Были проанализированы данные из открытых источников, в частности аналитических докладов правительственных и частных организаций, а также из средств массовой информации для выявления и оценки эффективности конкретных форм и технологий взаимодействия российских бизнес-групп с представителями властей стран Азиатского региона.
Результаты. Полученные результаты исследования показали, что перспективность деятельности российских бизнес-групп в современных условиях в Азиатском регионе сегодня выше, чем на Западе. В частности, это объясняется более низким уровнем влияния политики на экономические отношения и эффективность проведения вР-кампаний, что сделало практически бесперспективным лоббизм в Европейском союзе и США, а также сменой вектора российской внешней политики в азиатском направлении. Однако исследование выявило и ряд существенных трудностей, с которыми сталкивается российский бизнес в Азии: всё ещё активное влияние политических отношений на экономические связи в ряде стран, отсутствие в некоторых случаях системного подхода к продвижению интересов, высокий потенциальный уровень конкуренции, а также сложность поиска каналов связи с властями некоторых государств.
Теоретическая и практическая значимость. Подробно изучены механизмы продвижения интересов российского бизнеса в странах Азии. Кроме того, в работе отмечаются преимущества деятельности компаний из РФ на данном направлении, а также вызовы, с которыми они могут столкнуться в результате своей лоббистской деятельности. На основе полученной информации исследование выявляет перспективность дальнейшей лоббистской работы российского бизнеса в странах Азиатского региона, а также предлагает пути для её совершенствования.
КЛЮЧЕВЫЕСЛОВА
Азиатский регион, группы интересов, лоббирование международных интересов, международные отношения, международный лоббизм, российский бизнес
ВВЕДЕНИЕ
Современная политическая система представляет собой сложный механизм, который включает в себя множество социально-политических институтов, выполняющих различные функции. Одним из таких институтов стал лоббизм. Он является важнейшим институтом, который определяет правила и нормы деятельности групп интересов в политике, создаёт и регулирует каналы для их общения с властью для достижения своих целей. В современном мире данные функции этого социально-политического института особенно важны по той причине, что политика стала многоакторной и всё большее количество групп интересов стремится донести свои предложения до органов власти [б, с. 159]. Таким образом, в последние годы мы наблюдаем существенное развитие института лоббизма. Помимо этого, важной составляющей становится такая сторона лоббизма, как международный лоббизм. Глобализация в современном мире способствует появлению групп, чьи интересы выходят за рамки отдельных стран, что обуславливает актуальность данной проблемы [2, с. 262]. В то же время он даёт государствам возможность отстаивать свои интересы в других странах, тем самым становясь важнейшим инструментом политического влияния в современном мире. Для России, стремящейся занять достойное место в международной политике, данный аспект международного лоббизма сегодня очень важен.
До недавнего времени основными направлениями работы российского бизнеса, а соответственно, и лоббистских усилий за рубежом являлись США и Европейский союз. Но в силу изменяющихся геополитических обстоятельств становится всё более актуальной переориентация деятельности российского бизнеса на другие регионы, в частности, таковыми могут стать страны Азии. Модели лоббизма в них существенно отличаются от западных, тяготеющих к плюрализму или, реже, к корпоративизму, и поэтому видится совершенно необходимым кратко рассмотреть их особенности. Несмотря на то, что политические системы стран региона различаются, мы можем выделить ряд общих черт. Во-первых, модели лоббизма во многих государствах Азиатского региона находятся в трансформации от управляемых до плюралистических или корпоративистских, что характерно для современных постсоциалистических и авторитарных режимов. Отличительной чертой переходной моде-
ли является развитие неформальных структур взаимодействия групп интересов с властью [3, с. 221-223]. Во-вторых, следует отметить слабое развитие законодательства, регулирующего лоббистскую деятельность, при высокой роли неофициальных связей для воздействия на принятие решений властями. Это обстоятельство также способствует развитию теневых форм лоббизма.
Все эти особенности предполагают как высокую сложность, так и высокую степень новизны работ по данным направлениям. Таким образом, необходимость изучения международного лоббизма российских бизнес-групп в других странах становится очевидной. Для исследования перспектив лоббистской деятельности компаний РФ в странах Азии поставим ряд задач. Первая задача - оценить, насколько результативны уже используемые российским бизнесом технологии и механизмы лоббирования своих интересов в странах Азиатского региона. Вторая задача - определить влияние внешних факторов, связанных с политической системой страны - объекта лоббирования или международной конъюнктурой, на эффективность продвижения интересов российского бизнеса в Азии.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИИ ЛОББИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Для решения поставленных перед нами ранее задач рассмотрим конкретные примеры деятельности российских бизнес-групп и каналы их связи с органами власти других стран, с помощью данной меры мы сможем выявить основные используемые технологии и перспективы их использования.
Одним из важных направлений для российского бизнеса являются страны Ближнего и Среднего Востока, в частности Турция. Несмотря на политические противоречия между Россией и Турцией, как правило, в экономической сфере поддерживаются высокий уровень сотрудничества между государством и бизнесом, а также постоянный рост товарооборота. Для российских групп значительный интерес представляют металлургическая отрасль, а также энергетический сектор, например, «Росатом» строит в стране АЭС «Аккую», а «Газпром» поставляет газ через «Турецкий поток» [1, с. 445]. Взаимодействие россиян с властями Турции происходит либо через отдельных
инсайдеров, позволяющих обеспечить контакт с центрами принятия решений Республики, либо через институциональные каналы, например межправительственные комиссии. В рамках последних российским бизнесом были достигнуты следующие договорённости. Во-первых, были пересмотрены уровни ставок ввозных таможенных пошлин Турции в отношении значительной части российских товаров1. Кроме того, банковскому сектору удалось на некоторое время добиться применения в Турции карт на основе платёжной системы «Мир».
Но, несмотря на достаточно активное взаимодействие российских компаний и властей Турецкой Республики, а также достаточно высокую перспективность лоббизма в этой стране, продвижение российских бизнес-интересов в Турции страдает от отсутствия комплексного подхода и зачастую ограничивается отдельными проектами [8]. Отдельно стоит отметить внешнеполитические отношения Турции и России и их контекст для пока перевешивающей выгоды от экономического взаимодействия стран. Нельзя не отметить, что при изменении внешних условий подобное сотрудничество может оказаться под угрозой, что создаёт дополнительные риски для российского бизнеса.
Важным направлением политики РФ на Ближнем Востоке является такая страна, как Иран. Сегодня он стал важнейшим политическим и в перспективе экономическим партнёром России на ближневосточном направлении. Необходимо отметить, что товарооборот между странами в последние годы неуклонно растёт, в частности, в нефтегазовой сфере и сфере ВПК [7, с. 103-107]. Во многом это обусловлено политическим сближением стран, которые страдают от санкций США и вынуждены координировать свои действия для поддержания экономики, поэтому следует рассмотреть то влияние, которое российский бизнес оказывает на иранский рынок.
Если мы говорим об используемых для взаимодействия с властями Ирана точках доступа, нам необходимо отметить преобладающую роль институциональных каналов, позволяющих вести прямой диалог с властями страны и в основном касающихся вопросов энергетики. Преобладание интересов энергетических компаний во многом связано с наличием круп-
1 Как пример, решена проблема обеспечения банковского сопровождения ПАО «Силовые машины» для строительства в Турции ГЭС «Каракая», а также отменена повышенная ввозная пошлина на стальную продукцию.
ных месторождений нефти и газа в Иране и потенциальной конкуренцией с Россией в связи с этим, что также создаёт потребность в поиске экономических и политических компромиссов между странами. В рамках этой работы российские производители газа достаточно активно лоббировали вступление Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества, активно поддерживали связи с Ираном в рамках энергетического клуба ШОС [10, р. 8]. Кроме того, работа российских компаний с Ираном ведётся через Российско-Иранскую комиссию по торгово-экономическому сотрудничеству, организованную Министерством энергетики. Энергетическим (как нефтегазовым, так и атомным) и военно-промышленным лобби в РФ также продвигается налаживание стратегических связей с руководством страны с целью поддержания торгово-экономического партнёрства с Ираном.
В целом можно заключить, что Иран на сегодняшний день является перспективным направлением для российского бизнеса. Это обусловлено как политической близостью двух стран, так и растущим товарооборотом между ними, в результате чего представители компаний из ряда секторов нашей экономики крайне заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ЛОББИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА ВИНДИИ
Одним из наиболее перспективных направлений для российского бизнеса является индийский рынок. В нём заинтересованы российский энергетический сектор2, а также ряд химических, фармацевтических, высокотехнологических, транспортных и сельскохозяйственных компаний3. Для продвижения своих интересов в Индии российский бизнес использует ряд институциональных каналов. К ним относятся Межправительственная российско-индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, Деловой совет по сотрудничеству и Индийский энер-
2 Например, «Росатом» активно сотрудничает с индийской стороной по вопросам строительства «Куданкулам», топливные же компании активно наращивают поставки нефти и газа на рынок этой страны.
3 Развитие российско-индийских экономических связей в новых условиях // РСМД: [сайт]. URL: https://russiancouncil.ru/activity/policybriefs/razvitie-rossiysko-indiyskikh-ekonomicheskikh-svyazey-v-novykh-usloviyakh (дата обращения: 11.03.2023).
гетический центр. С 2018 г. проводится Российско-Индийский стратегический экономический диалог, который позволяет взаимодействовать российскому и индийскому бизнес-сообществу [5, с. 496]. Со стороны Индии также создаются отдельные организации для взаимодействия с российским бизнесом. В 2017 г. Индия организовала в рамках проекта «Invest India» специальный отдел «Russia Desk», который специализируется на работе с российскими компаниями.
В целом индийское направление выглядит весьма перспективным для развития контактов с властями. Во-первых, этому способствует активный рост экономических связей между странами, во-вторых, - политический нейтралитет, который сегодня старается соблюдать Индия. Эти два фактора являются ключевыми для обеспечения эффективного взаимодействия представителей стран.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИИ ЛОББИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА В СТРАНАХ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Стратегическим торговым направлением в условиях санкций для России, несомненно, является Китай. В этой стране особенно заинтересован наш энергетический сектор, который ищет возможную замену европейскому направлению. Тем не менее лоббирование в Китае сопряжено с рядом существенных трудностей. Так, например, в Русско-Азиатском Союзе промышленников и предпринимателей отмечают, что ведение иностранного бизнеса в Китае требует от компании концентрации на GR (Government relation), так как при отсутствии связей с властью ведение бизнеса практически невозможно4. Самостоятельная коммуникация с ними затруднительна, поэтому лоббирование в Китаетребует использования профессиональных компаний.
Выделим основные механизмы связи с властью, которыми пользуется российский бизнес. В Китае лоббирование происходит с помощью следующих механизмов. В первую очередь, это институциональные каналы5. Кроме того, ведётся работа в
4 GR и лоббизм в Китае II РАСПП: [сайт]. URL: https://raspp.ru/press_center/ soprovozhdenie-vashikh-sdelok-v-kitae (дата обращения: 20.03.2023).
5 В частности, Межправительственная Российско-китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству и Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей.
рамках бизнес-форумов, на которых российский бизнес может встречаться с представителями китайских властей6. В рамках данного направления лоббируются новые энергетические проекты7 и устраняются торгово-экономические и инвестиционные ограничения между Россией и Китаем8. В целом же из-за расширения товарооборота и сближения наших стран следует считать это направление одним из самых перспективных среди представленных.
Возможным направлением для лоббистской деятельности России являются страны Северо-Восточной Азии, в частности Южная Корея и Япония. Несмотря на то, что обе страны имеют достаточно сильные политические связи с Западом, их политика значительно более прагматична и экономические вопросы в данных странах гораздо чаще рассматриваются отдельно от политических споров. Так, в обеих странах работают институциональные каналы, которые позволяют взаимодействовать деловым кругам нашей страны с властями выбранных стран. В частности, в 2020 г. благодаря российско-японской межпарламентской комиссии свои интересы в Японии продвигали российские медицинские и цифровые компании. Свои интересы в данном регионе имеет также и российский энергетический сектор [11, р. 64]. Так, например, «Газпром» в 2011 г., после катастрофы на АЭС «Фукуси-ма», с помощью внутренних лоббистов стал активно продвигать на японском политическом поле идею строительства газопровода между Россией и Японией9. Хотя данный проект окончился неудачей из-за того, что российскую сторону не устроили предложения японского правительства, он всё же показывает реальную заинтересованность японских законодателей в сотрудничестве с
6 На China Business Forum обсудили российско-китайское экономическое взаимодействие // ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/ novostipartnerov/13649701?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_ campaign =yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 21.03.2023).
7 Как российские энергоресурсы завоевали китайский рынок // Московский комсомолец: [сайт]. URL: https://www.mk.ru/economics/2023/03/30/ kak-rossiyskie-energoresursy-zavoevali-kitayskiy-rynok.html (дата обращения: 21.03.2023).
8 В 2020 и 2021 гг. было проведено лоббирование экспорта в Китай товаров с нескольких предприятий: газохимический комплекс в Амурской области, Ба-имское медно-порфировое месторождение в Чукотском автономном округе, Кызыл-Таштыгское свинцово-цинковое рудное месторождение в Республике Тыва.
9 Japanese Lawmakers to Lobby Abe for Russian Gas // Bloomberg: [сайт]. URL: http://www.bloomberg.com/news/ 2014-05-27/japanese-lawmakers-to-push-abe-on-russia-natural-gas-pipeline.html (дата обращения: 25.03.2023).
российским бизнесом. Кроме этого, Газпром вёл активные переговоры с властями Южной Кореи о строительстве газопровода через КНДР10. Тем не менее надо сказать, что в новых условиях сотрудничество с данными странами приобретает достаточно двоякий характер. С одной стороны, они присоединяются к санкциям Вашингтона и осуждают внешнюю политику России. Кроме того, в отличие от Китая там наблюдается снижение интереса к российским энергоносителям. С другой стороны, Южная Корея была исключена из правила прямого иностранного продукта при условии принятия самостоятельных мер экспортного контроля, да и поставок товаров массового потребления санкции практически не коснулись11. А Япония всё ещё не отказалась от сотрудничества в ряде энергетических проектов. Эти обстоятельства не позволяют сделать данные направления основными для российского бизнеса, тем не менее оставляют определённую надежду на сохранение экономических отношений, а соответственно, и возможностей политического влияния.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИИ ЛОББИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА В СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Российский бизнес также ведёт активную работу и в странах Юго-Восточной Азии, для чего используется ряд методик. В первую очередь российские компании в данных странах используют несколько институциональных каналов лоббизма. В частности, взаимодействие компаний из России с властями данных стран может осуществляться с помощью таких посредников, как РСПП и Торгово-промышленная палата РФ, а также с помощью поддерживающих постоянные отношения со странами АСЕАН межправительственных комиссий и профильных организаций [9, р. 192]. Кроме того, возможно взаимодействие с рядом стран АСЕАН через деловые советы, в частности с Вьетнамом, Камбоджей, Малайзией, Филиппинами и Синга-
10 «Газпром» возобновил переговоры с Южной Кореей по газопроводу через КНДР II РБК: [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b239ac39a7947aaa 8d088fahttps://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b239ac39a7947aaa8d088fa (дата обращения: 25.03.2023).
11 Продвижение экономических интересов России в странах Восточной Азии: рабочая тетрадь №72 // РСМД: [сайт]. URL: https://russiancouncil.ru/activity/ workingpapers/prodvizhenie-ekonomicheskikh-interesov-rossii-v-stranakh-vostochnoy-azii (дата обращения: 27.03.2023).
пуром. Особенно показательным примером использования данного метода является Вьетнам, в котором с помощью межправительственных комиссий был реализован ряд проектов12. С Вьетнамом также активно велись переговоры по введению платёжной системы «МИР», которые даже увенчались успехом в апреле 2022 г., хотя и ненадолго, так как из-за банковских санкций США соглашение пришлось приостановить. Для представления интересов используются дочерние компании в странах АСЕАН13. Российские компании также могут использовать помощь местных компаний, с которыми они, например, заключают совместные проекты. Данная методика позволяет использовать местных союзников для продвижения собственных экономических и политических интересов14.
В целом, как мы можем видеть, Юго-Восточная Азия выглядит перспективным регионом для деятельности российского бизнеса, однако и она не лишена недостатков. Невозможно не отметить высокий уровень конкуренции со стороны других иностранных групп интересов, в частности Китая и США, которые гораздо более влиятельны и вынуждают страны региона вести достаточно гибкую политику [4, с. 136-137]. И если Китай на данный момент может считаться дружественным нам, то США могут негативно повлиять на эффективность деятельности российского бизнеса в Юго-Восточной Азии, как уже произошло во Вьетнаме, который, как и вышеупомянутая Турция, отменил оплату картами «Мир».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог по анализу новых актуальных направлений российского лоббизма за рубежом, можно сказать следую-
12 Как пример такого проекта, Госкорпорация «Росатом» готовится к строительству во Вьетнаме Центра ядерной науки и технологий, тендерный запрос на контрактацию был подписан в ходе 23-й МПК.
13 В Индонезии таковыми обладают РЖД - «Kereta Api Borneo» и КАМАЗ -«РТ. KAMAZ TRUCKS INDONESIA». В Малайзии такое представительство имеет «Ростех». «Башнефть» имеет дочернюю компанию «Bashneft International B.V.» в Мьянме.
14 Российская «Ростнефть» имеет общее предприятие с индонезийской «Pertamina Rosneft Pengolahan dan Petrokimia», а «Русал» - с «Aneka Tambang». В Малайзии ведут совместную работу «Газпром» и местная компания Petronas. «Росатом» и Таиландский институт ядерных технологий ведут сотрудничество по строительству циклотронно-радиохимического комплекса.
щее. Азиатский регион выглядит значительно более перспективным для деятельности российских бизнес-групп, чем более традиционное до недавнего времени западное направление. Существенную роль в этом сыграло меньшее влияние политических факторов, в частности внешнеполитических отношений России и страны объекта лоббизма. Если на Западе наблюдалась существенная зависимость эффективности лоббистских кампаний от отношений между странами, то на Востоке данная зависимость более слабая. Кроме того, на территории данного региона существенное количество стран либо держат нейтралитет по отношению к России, либо косвенно её поддерживают, что также является положительным политическим фактором. На перспективность лоббизма российских компаний в Азии также влияет и растущий товарооборот между Россией и странами данного региона, в частности с Китаем, Ираном, Индией, Турцией и рядом стран АСЕАН. Всё это в совокупности делает Азиатский регион очень важным направлением работы российского бизнеса.
Но следует отметить и те вызовы, с которыми сталкивается Россия в ходе лоббистской деятельности в данных направлениях. В-первую очередь, это всё ещё существенное влияние политических факторов на эффективность лоббистской деятельности в некоторых странах, таких как Япония и Южная Корея. Это не позволяет рассматривать данные страны как приоритетные направления деятельности российского бизнеса. Во-вторых, высокий уровень конкуренции со стороны других иностранных групп интересов. Особенно отчётливо это наблюдается в Юго-Восточной Азии, в которой в основном конкурируют группы из США и Китая и российские группы интересов не могут полноценно конкурировать с ними. Особенно наглядно это можно наблюдать на примере использования в странах платёжной системы «МИР», от которой отказались Вьетнам и Турция из-за давления со стороны США. В-третьих, следует отметить необходимость системной работы российского бизнеса по лоббизму своих интересов в Азии, так как это направление не было основным, данный процесс осуществлялся в нём бессистемно. Если российский бизнес хочет иметь успех на азиатских рынках, ему необходимо выстраивать новые эффективные стратегии и выстраивать комплексную постоянную работу с местными властями. В-четвёртых, необходимо отметить институциональные и социокультурные особенности ряда рассматривав-
мых нами стран, которые также влияют на доступ российского бизнеса к органам власти, что говорит нам о необходимости адаптации для проведения успешных лоббистских кампаний. Первые две проблемы в современных политических условиях устранить практически невозможно. Однако выстраивание системы комплексной работы с местными властями с учётом институциональной и социокультурной специфики стран Азии позволит российскому бизнесу проводить достаточно эффективные лоббистские кампании в этом регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бударина Н. А. Россия и Турция: новые тенденции и перспективы на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2020. Т. 28. № 3. С. 440-449.
2. Каневский П. С. Институт лоббизма в XXI веке: сравнительный анализ. М.: Канон+: РООИ «Реабилитация», 2020. 352 с.
3. Каневский П. С. Сравнительный анализ моделей лоббизма: теоретические и методологические вопросы изучения групп интересов в политике // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2018. Т. 24. № 2. С. 75-94.
4. Мазник К. А. Выгоды и противоречия торгово-экономического сотрудничества России и АСЕАН // Россия: общество, политика, история. 2022. № 5. С. 128-147.
5. Маньшин Р. В., Гафари А. Л. Инвестиционное сотрудничество России и Индии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021. Т. 29. № 3. С. 490-501.
6. Павроз А. В. Институт лоббизма в современных демократических обществах // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2014. Т. 10. № 3. С. 158-169.
7. Потапов Ю. Б. О перспективах экономического сотрудничества России и Ирана // Восточный альманах: сборник научных статей. T. VI / под ред. М. Г. Троянского. М.: Квант Медиа, 2022. С. 100110.
8. Стародубцев И. И. Размышления об особенностях и подходах к организации лоббирования российских экономических интересов на примере Турецкой республики // Институт стран Ближнего востока: [сайт]. URL: www.iimes.ru (дата обращения: 01.03.2023).
9. Bykov A., Solntsev К. Russian Business Diplomacy in Southeast Asia // Velikaya A. A., Simons G., eds. Russia's Public Diplomacy. Studies in Diplomacy and International Relations. London: Palgrave Macmillan, 2019. 2019. P. 183-200.
10. Kozhanov N. Russia's Relations with Iran Dialogue without Commitments. Washington: Washington Institute for Near East Policy, 2012. 52 p.
11. Shadrina E. Russia's natural gas policy toward Northeast Asia: Rationales, Objectives and institutions // Energy Policy. 2014. № 74. P. 54-67.
ARTICLE INFORMATION
Author
llya 0. Abramov
• e-mail:[email protected]
Postgraduate student, Department ofComparative Political Science
Faculty of Political Science,
Lomonosov Moscow State University
Leninskiye Gory 1, Moscow 119991, Russian Federation
For citation
Abramov 1.0. Lobbying of Russian business in the Asian region in the context of modern geopolitical challenges. In: Russian Social and Humanitarian Journal, 2024, no. 2.
Available at: www.evestnik-mgou.ru
Abstract
Aim. To assess the prospects of lobbying efforts of Russian business in the countries of the Asian region in the conditions of the emerging international political and economic conjuncture.
Methodology. Cross-national comparative analysis and document analysis were used as the main methods. Data from open sources, in particular, analytical reports of government and private organizations, as well as mass media, were analyzed to identify and evaluate the effectiveness of specific forms and technologies of interaction between Russian business groups and representatives of the authorities of the Asian region. Results. The results of the study showed that the prospects for the activities of Russian business groups in modern conditions in the Asian region today are higher than in the West. In particular, this is due to the lower level of influence of politics on economic relations and the effectiveness of GR campaigns, which has made lobbying in the European Union and the United States practically hopeless. The change of the vector of Russian foreign policy to the Asian direction is also a significant reason. However, the study also revealed a number of significant difficulties faced by Russian business in Asia: the still active influence of political relations on economic ties in a number of countries, the lack in some cases of a systematic approach to promoting interests, a high potential level of competition, as well as the difficulty of finding channels of communication with the authorities of some states.
Research implications. A detailed study of the mechanisms for promoting the interests of Russian business in Asian countries was carried out. In addition, the paper highlights the advantages of the work of companies from the Russian Federation in this area, as well as the challenges they may face as a result of their lobbying activities. Based on the information received, the study reveals the prospects for further lobbying work of Russian business in the countries of the Asian region, and also suggests ways to improve it.
Keywords
Asian region, Interest groups, Lobbying of international interests, International relations, International lobbying, Russian business
References
1. Budarina N. A., Ibragimov I. R. [Russia and Turkey: new trends and prospects at the present stage]. In: Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika [RUDN Journal of Economics], 2020, vol. 28, no. 3, pp. 440-449.
2. Kanevskii R S. Institut lobbizma vXXI veke: sravnitel'nyi analiz [The Institute of Lobbying in the 21st Century: A Comparative Analysis]. Moscow, Kanon+ Publ., ROOI «Reabilitatsia» Publ., 2020. 352 p.
3. Kanevskiy P. S. [Comparative analysis of lobbying models: theoretical and methodological aspects of interest groups research]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i politologiya [Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science], 2018, vol. 24, no. 2, pp. 75-94.
4. Maznik K. A. [Benefits and contradictions of the trade and economic cooperation between Russia and ASEAN]. In: Rossiya: obshchest-vo, politika, istoriya [Russia: Society, Politics, History], 2022, no. 5, pp. 128-147.
5. Manshin R. V., Gafari A. L. [Investment cooperation between Russia and India]. In: Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika [RUDN Journal of Economics], 2021, vol. 29, no. 3, pp. 490-501.
6. Pavroz A. V. [The Institute of Lobbying in Modern Democratic Societies]. In: Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS [Political expertise: PO-LITEX], 2014, vol. 10, no. 3, pp. 158-169.
7. Potapov Yu. B. [On prospects of Russia and Iran's economic cooperation]. In: Troyanskii M. G., ed. Vostochnyi al'manakh. T. VI [Eastern i almanac. Vol. VI], Moscow, Kvant Media Publ., 2022, pp. 100-110.
8. Starodubtsev I. I. [Reflections on the features and approaches to organizing lobbying for Russian economic interests using the example of the Turkish Republic]. In: Institut stran Blizhnego vostoka [Middle East Institute]. Available at: www.iimes.ru (accessed: 01.03.2023).
9. Bykov A., Solntsev K. Russian Business Diplomacy in Southeast Asia. In: Velikaya A. A., Simons G., eds. Russia's Public Diplomacy. Studies in Diplomacy and International Relations. London, Palgrave Macmil-lan, 2019, pp. 183-200.
10. Kozhanov N. Russia's Relations with Iran Dialogue without Commitments. Washington, Washington Institute for Near East Policy, 2012. 52 p.
11. Shadrina E. Russia's natural gas policy toward Northeast Asia: Rationales, Objectives and institutions. In: Energy Policy, 2014, no. 74, pp. 54-67.