Научная статья на тему 'ЛОББИЗМ КАК СПОСОБ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

ЛОББИЗМ КАК СПОСОБ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИЗМ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ВОЛОНТЕРСКИЙ СЕКТОР / «ОТВЕТСТВЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кочесоков Ислам Галиевич

Статья посвящена изучению зарубежного опыта использования лоббизма как способа агрегации общественных целей. Автором обосновывается актуальность этой темы для формирования современных оценок значимости института лоббизма в государственно-правовой практике, а также для определения возможностей его законодательного регулирования. В статье анализируется концептуальная модель лоббизма как формы общественного целеполагания сквозь призму функционирования институтов гражданского общества в западноевропейских странах и государствах Северной Америки. Рассматривается и азиатский опыт существования и функционирования данных институтов в механизме проявления лоббизма. Исходя из того, что общественные отношения зависят от структуры общества и являются результатом непосредственного социального общения, коллективного по своей природе, обосновывается их зависимость, в том числе, от обыденного сознания, которое способно поддаваться лоббистскому влиянию. Между тем индивидуальная деятельность человека имеет осознанный и целенаправленный характер; в ней определяются цели, задачи и - не в последнюю очередь - условия, которые необходимо выполнить для удовлетворения определенных потребностей при достижении целей и решении задач. Особый акцент сделан на обосновании положения о том, что сформированные личные ценностные ориентации влияют на качество отношений человека в контексте функционирования институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOBBYING AS A WAY OF MANIFESTING PUBLIC GOALS: THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES

The article is devoted to the study of foreign experience of using lobbying as a way of aggregating public goals. The author substantiates the relevance of this topic for the formation of modern assessments of the importance of the institution of lobbying in state legal practice, as well as for determining the possibilities of its legislative regulation. The article analyzes the conceptual model of lobbying as a form of public goal-setting through the prism of the functioning of civil society institutions in Western European countries and the states of North America. The Asian experience of the existence and functioning of these institutions in the mechanism of manifestation of lobbying is also considered. Based on the fact that social relations depend on the structure of society and are the result of direct social communication, collective in nature, their dependence is substantiated, among other things, on everyday consciousness, which is capable of succumbing to lobbying influence. Meanwhile, individual human activity has a conscious and purposeful character; it defines goals, objectives and - last but not least - the conditions that must be met in order to meet certain needs in order to achieve goals and objectives. Particular emphasis is placed on substantiating the proposition that the formed personal value orientations affect the quality of human relations in the context of the functioning of civil society institutions.

Текст научной работы на тему «ЛОББИЗМ КАК СПОСОБ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ THEORY AND HISTORY LAW

5.1.1 Теоретико-исторические правовые науки

(юридические науки)

Theoretical and Historical Legal Sciences

DOI: 10.33693/2782-7372-2022-1-1-18-24

УДК 34.05

Лоббизм как способ проявления общественных целей: опыт зарубежных стран

И.Г. Кочесоков ©

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: ikochesokov@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению зарубежного опыта использования лоббизма как способа агрегации общественных целей. Автором обосновывается актуальность этой темы для формирования современных оценок значимости института лоббизма в государственно-правовой практике, а также для определения возможностей его законодательного регулирования. В статье анализируется концептуальная модель лоббизма как формы общественного целеполагания сквозь призму функционирования институтов гражданского общества в западноевропейских странах и государствах Северной Америки. Рассматривается и азиатский опыт существования и функционирования данных институтов в механизме проявления лоббизма. Исходя из того, что общественные отношения зависят от структуры общества и являются результатом непосредственного социального общения, коллективного по своей природе, обосновывается их зависимость, в том числе, от обыденного сознания, которое способно поддаваться лоббистскому влиянию. Между тем индивидуальная деятельность человека имеет осознанный и целенаправленный характер; в ней определяются цели, задачи и - не в последнюю очередь - условия, которые необходимо выполнить для удовлетворения определенных потребностей при достижении целей и решении задач. Особый акцент сделан на обосновании положения о том, что сформированные личные ценностные ориентации влияют на качество отношений человека в контексте функционирования институтов гражданского общества.

Ключевые слова: лоббизм, общественный интерес, гражданское общество, социальные институты, волонтерский сектор, «ответственное правительство»

Кочесоков И.Г.

DOI: 10.33693/2782-7372-2022-1-1-18-24

Lobbying as a Way of Manifesting Public Goals: The Experience of Foreign Countries

I.G. Kochesokov ©

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation

E-mail: ikochesokov@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of foreign experience of using lobbying as a way of aggregating public goals. The author substantiates the relevance of this topic for the formation of modern assessments of the importance of the institution of lobbying in state legal practice, as well as for determining the possibilities of its legislative regulation. The article analyzes the conceptual model of lobbying as a form of public goal-setting through the prism of the functioning of civil society institutions in Western European countries and the states of North America. The Asian experience of the existence and functioning of these institutions in the mechanism of manifestation of lobbying is also considered. Based on the fact that social relations depend on the structure of society and are the result of direct social communication, collective in nature, their dependence is substantiated, among other things, on everyday consciousness, which is capable of succumbing to lobbying influence. Meanwhile, individual human activity has a conscious and purposeful character; it defines goals, objectives and - last but not least - the conditions that must be met in order to meet certain needs in order to achieve goals and objectives. Particular emphasis is placed on substantiating the proposition that the formed personal value orientations affect the quality of human relations in the context of the functioning of civil society institutions.

Key words: lobbying, public interest, civil society, social institutions, volunteer sector, "responsible government"

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация современного общества и государства де-факто не представляется возможной без учета развития автономных социальных процессов, как правило, недостаточно последовательно и слабо стимулируемых на национальном уровне в силу существующих легальных и нелегальных способов продвижения лоббистских интересов. В подобных условиях в большинстве развитых и развивающихся стран растут показатели коррупционных проявлений, усиливается тренд бюрократизации. В своей совокупности данные явления провоцируют естественную реакцию общественности, к примеру, в виде социального расслоения, на фоне которого утрачивается, условно говоря, позитивный настой граждан. Изменение ситуации видится в анализе существующих способов выражения общественных целей, а также успешных практик организации и функционирования общественной жизни под воздействием лоббизма за рубежом для использования, адаптации и имплементации с учетом современных национальных реалий.

Обращение к специфике функционирования гражданского общества иностранных государств в условиях применения определенных способов воплощения как легальных, так и нелегальных интересов обусловлено, помимо прочего, также и обострением проблематики баланса прав и интересов личности, согласования общественных и государственных идей и интересов

в условиях стремительной глобализации и ее эффектов. Связи государства и гражданского общества, как представляется, должны быть объединены общими целями и направлены на решение важных стратегических и тактических задач, ввиду чего масштабное влияние лоббизма должно ограничиваться и на его место должны выдвигаться и совершенствоваться разнообразные легальные формы выявления общественных целей. Одновременно с этим, учитывая тот факт, что все-таки государство обязано принимать на себя важные решения и действия по созданию благоприятных условий развития гражданского общества, особый интерес представляет зарубежный опыт деятельности в данном направлении, в особенности тех стран, где были предприняты эффективные меры для поступательного улучшения условий взаимодействия государства и гражданского общества в условиях априорного существования лоббизма как самостоятельного способа достижения целей, как специфического юридически-правового феномена.

АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ

Следует начать с того, что в зарубежных странах активно происходит развитие демократических общественно-политических отношений, а именно совершенствуются система представительной власти,

плюрализм партийных систем, общественно-политических движений и групп; закладывается конституционно-правовое поле взаимодействия политических акторов; развивается социальная дифференциация взаимоотношений между социальными группами; формируются социокультурные, ценностные, индивидуальные, личностные политико-психологические факторы (доминирующие в обществе культурно-политические ценности и ориентации, сложившиеся политические традиции и обычаи). Иными словами, в настоящее время лоббизм проявляет себя в определенной динамике, что, безусловно, способствует возникновению и эволюции новых правовых институтов, характерных для общественных отношений современности, а также опосредующих их правовых средств.

Следует указать на то, что лоббизм как юридически-правовой феномен относится к категории неоднозначных терминов. С одной стороны, лоббизм позволяет своевременно определять общественные потребности населения, структурировать поступаю -щие мнения людей по актуальным вопросам общественной жизни, тогда как с другой - именно лоббизм позволяет контролировать процесс функционирования публичной власти. В связи с этим для нас особый интерес представляет опыт системных трансформаций, приобретенный странами Западной Европы и Северной Америки в условиях динамичного развития института лоббизма в контексте выявления общественных целей. Потребность в использовании опыта этих стран основывается на выводах представителей современной науки, которые утверждают, что от условий нес-формированности структурных факторов демократизации общественно-политических отношений зависит эффективность и гибкость созданных политических институтов, особенностей их взаимодействия и взаимовлияния. В данном контексте речь идет об институциональном измерении политической системы общества в свете лоббистской деятельности [3: 50].

Например, американские общественные отношения основываются на следующих принципах: использование права голоса, свобода информации, соблюдение прав и свобод граждан, участие народа в управлении. Некоторые из них связаны с процессом формирования нации, другие предстали в процессе практического воплощения фундаментальных тезисов, высказанных в преамбуле к Конституции США [9]. Американское правительство сформировано таким образом, что устраняет злоупотребление властью со стороны отдельной ветви или государственного чиновника. Все три ветви власти - законодательная, исполнительная и юридическая - являются полуавтономными. Одновременно с этим каждая из них имеет определенную власть над двумя другими. Немаловажную роль для понимания и освещения институтов гражданского общества США играет Закон о гражданских правах 1964 г. (The Civil Rights Act of 1964) [4]. В нем, прежде всего, провозглашена незаконность любой дискриминации на основе расового признака, этнической принадлежности. Также в соответствии с данным Законом недопустимо устанавливать неравные требования к избирателям, либо применять расовую сегрегацию в образовательных учреждениях, на работе, в общественных местах.

Демократическое правительство, как правило, действует немного медленнее, и эффективность его действий бывает иногда меньше, чем действия правительства, где власть сосредоточена в руках одного лица или небольшой группы лиц. Свобода информации - это одна из главных основ американских общественных отношений, столь необходимых для ее надлежащего развития. Американский избиратель имеет неограниченный доступ к информации, что не всегда можно наблюдать в нашей стране. Средства массовой информации стремятся излагать факты безапелляционно и беспристрастно в точном соответствии с требованиями Закона США «О свободе информации» (The Federal Freedom of Information Act) [5]. Американские общественные отношения постоянно пребывают в состоянии эволюционного развития.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ «OPEN GOVERNANCE» В РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ НАЧАЛ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Канадский опыт демократизации общественных отношений базируется на таких ценностях, как проведение политики с учетом и в целях удовлетворения запросов местного населения. Кроме того, на национальном уровне провозглашен принцип «ответственного правительства» - открытая, прозрачная и социально ориентированная система государственного управления, внедрены подотчетность системы государственного управления народу, сотрудничество органов власти разного уровня с гражданами, активное использование потенциала гражданского общества. В Канаде в каждой провинции разная система институтов гражданского общества, однако наблюдается сходство среди этих систем, ведь все они происходят главным образом из британской или американской модели построения общественных отношений.

Местное самоуправление в Канаде имеет сложный, разнообразный и уникальный характер. Органы местного самоуправления в целом эффективно дополняют федеральную структуру власти, выполняют роль младших партнеров высшей власти, сочетая в своей деятельности и воплощая в жизнь необходимые механизмы по защите интересов гражданского общества и удовлетворению нужд и запросов местного населения. Согласно Конституционному акту Канады 1982 г., Канада как государство основывается на принципах господства права и верховенства Бога. Кроме того, права и свободы гарантируются Канадской хартией. Данным актом провозглашаются свобода совести и исповедания религии, свобода мысли и убеждений, а также свобода ассоциаций [8].

Фундаментальным демократическим принципом Канады является принцип «ответственного правительства» (ст. 30, 31 Конституционного акта Канады 1982 г.). Это означает, что правительство ответственно за все свои действия перед избранной народом законодательной Ассамблеей. В Канаде, в отличие от США, нет фиксированного срока службы: правительство сохраняет за собой полномочия так долго, насколько это позволяет сделать доверие Ассамблеи. Опыт функционирования

Кочесоков И.Г.

местного самоуправления и регионального управления в Канаде, которая давно и успешно развивается демократическим путем, убеждает в преимуществах системы «ответственного правительства», подотчетной населению, основанной на решающей роли общественного мнения в принятии важных решений.

Пример Канады убедительно свидетельствует, что залогом успеха демократических по сути общественных отношений является тесное и взаимовыгодное сотрудничество органов власти разного уровня с гражданами, активное использование потенциала гражданского общества, а также возможности и способности самостоятельно организовываться, находить механизмы реализации местных инициатив для успешного решения проблем на местах, помогая государственному управлению. Заметим, что опыт Канады является положительным примером для российского общества, ведь именно доверие к власти, открытость, прозрачность и социальная ориентированность государственного управления являются ключевыми факторами успешной демократизации отношений внутри гражданского общества.

Страны Западной Европы развивают и укрепляют общественные отношения и институты гражданского общества согласно принципам, которые изложены в «Белой книге» [1]. Наряду с подходами Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития, Европейская комиссия ввела собственную концепцию общественно-политических отношений. «Белая книга» содержит ряд рекомендаций и предложений относительно процессов демократизации в Европе и повышения легитимности институтов Евросоюза: привлечение общественности к управлению государственными делами; совершенствование регу-ляторной политики; усиление роли европейских стран в мировом управлении.

В основе эффективного налаживания демократических отношений внутри «европейского» гражданского общества, с учетом специфики существующих способов реализации лоббистских интересов можно выделить пять ключевых признаков (базовых принципов), характеризующих целеориентирующие правила общезначимого взаимодействия:

1) открытость (субъекты общественных отношений должны действовать открыто, а также совместно со странами-членами публично декларировать то, что делает Евросоюз и каким образом принимаются соответствующие решения. Они должны использовать язык, доступный и понятный каждому. Открытость в деятельности важна еще и потому, что способствует усилению доверия ко всем институтам гражданского общества);

2) участие (уровень, профессионализм и действенность политики Европейского Союза зависит от степени вовлечения действующих лиц общественных отношений в процесс формирования гражданского общества, начиная от разработки концепций и вплоть до их реализации. Активное участие способствует росту доверия к конечному результату и к политике государственных органов. Глубина привлечения решающим образом зависит от степени применения центральными правительственными органами

стран - членов ЕС при разработке и осуществлении своей политики концепции «включение в этот процесс граждан») [2: 10]);

3) ответственность (распределение законодательных и исполнительных функций должно быть более четким. Каждый орган управления в европейских странах должен объяснять гражданам, какая деятельность осуществляется им в Европе и какую ответственность он за это несет. Высший уровень ясности и соотносительности является весьма необходимым в тех странах - членах Европейского союза, где органы власти, независимо от уровня иерархии, участвуют в разработке и осуществлении политики Евросоюза);

4) эффективность (политика европейских стран должна быть действенной, своевременной и предусматривать необходимые шаги на основе четкой постановки целей, оценки последствий и по возможности накопленного опыта. Действенность определяется также и способом осуществления политики, соответствующей задекларированным ею целям, а также правильным выбором уровня принятия решений);

5) согласованность (политика и конкретные общественные действия должны быть согласованными и понятными).

Каждый из указанных принципов является одинаково важным для ценностного ориентирования каждого члена общества и для демократизации общественно-политических отношений в целом. Они особенно важны для Европейского Союза, который предстал перед беспрецедентными в своей истории вызовами. Каждый из вышеуказанных принципов важен, но ни один из них не может быть реализован с помощью отдельных мер или действий. Политика не может быть эффективной, если она производится и воплощается в жизнь без привлечения широкого круга заинтересованных участников общественных отношений [2].

Статья 1 Основного закона Федеративной Республики Германия (ФРГ) провозглашает неприкосновенность человеческого достоинства, а также закрепляет за государственной властью обязанность по уважению и защите прав и свобод человека. В ст. 4 Основного закона ФРГ провозглашена свобода вероисповедания и свобода совести. Религиозные взгляды людей нельзя нарушать. Данные положения Основного закона ФРГ укрепляют природу гражданского общества. Кроме того, все немцы могут собираться мирно, без использования оружия. Отдельные особенности функционирования институтов гражданского общества в разных странах Западной Европы и Северной Америки не имеют решающего значения, поскольку, по справедливому утверждению Д.В. Полянского, все демократии имеют схожие принципы в механизме реализации общественных отношений, которые являются базовыми и позволяют считать эти страны демократическими (Испания, Канада, Румыния, США, Финляндия, Франция, Швеция) [11: 161]. Среди таких институтов:

• профессиональная государственная служба (отделена и защищена от политического вмешательства);

• парламентская оппозиция (имеет гарантированные права на участие в государственном управлении, даже если они и не фиксируются в соответствующих нормативных актах);

• жесткая партийная дисциплина внутри парламентских фракций и наличие постоянного диалога между основными политическими силами в стране.

Стоит обратить внимание на одну общую особенность трактовки статуса исполнительного органа в общественных отношениях стран Западной Европы в условиях реализации существующих лоббистских интересов. Например, в Литве, Польше, Румынии определяется статус Кабинета министров как органа административного аппарата, дополненного профессионализацией деятельности как в органах центральной власти, так и органах местного самоуправления. Считается, что наличие гарантий персональной неизменности административного аппарата по политическим мотивам, в случае изменения персонального состава правительства, уменьшают риски правительственной нестабильности.

Деятельность сложившихся, весьма стабильных партийных систем, которые являются апробированными в демократических странах Западной Европы, могут быть пригодными к внедрению и в Российской Федерации. Однако среди ученых по-прежнему продолжаются дискуссии относительно положительных и отрицательных сторон мажоритарной и пропорциональной избирательных систем [6: 303]. Опыт показывает, что пропорциональная система является более распространенной в Европе и лучше обеспечивает представительство интересов общества в парламенте. Эффективность пропорциональной избирательной системы для обеспечения более полного представительства интересов избирателей в законодательном органе власти является следствием конституционного закрепления принципов внедрения такой системы для формирования органов законодательной власти. Пропорциональная избирательная система при условии повышения квалификационного барьера решает проблему отсеивания мелких партий и способствует формированию структурированного парламента.

ЛОББИЗМ В СИСТЕМЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОРГАНАХ ВЛАСТИ В СТРАНАХ АЗИАТСКОГО РЕГИОНА

Достаточно специфический опыт формирования и политической реализации общественных интересов демонстрируют азиатские страны. Азия в настоящее время представляет собой географически объемный регион с большой численностью населения. При этом в каждой азиатской стране сформировались свои культурные традиции, укрепились тысячелетней давности традиции, что не могло не повлиять на специфику существования гражданского общества и его институтов.

Конституционное закрепление формирования, статуса, распределения полномочий между органами ветвей власти в странах Азиатского региона содержит механизмы, которые обеспечивают их эффективное сотрудничество в направлении демократизации общественных отношений. В данном контексте М.Д. Кой-сина поясняет, что в странах Южной Азии (например, Таиланд) сложились весьма прочные и глубокие

взаимосвязи между населением. Кроме того, культура буддизма способствовала тому, что на протяжении столетий вырабатывались специфические традиции взаимообмена между гражданами, которые не утратили своей значимости до сих пор [7]. В свою очередь на Филиппинах местное население отдает предпочтение католическим традициям, так как в свое время страна была колонией Испании и Америки. Сильное гражданское общество сложилось непосредственно в Республике Корея: американские миссионеры в свое время распространили идеи протестантизма в государстве, опираясь в достижении цели на благотворительные организации.

В некоторых азиатских странах, в целом сохранивших приверженность коммунистическим идеям, переход к рыночной экономике происходит достаточно медленно. В подобных условиях нередко возникают конфликты между некоммерческими организациями и властями государства, а процесс перехода некоммерческих структур в частную сферу происходит крайне медленно. Подобные ситуации наблюдаются в Китае, во Вьетнаме, где некоммерческие организации как институты гражданского общества хотя и продемонстрировали неплохие стартовые возможности, но как выразители общих интересов больше остаются «в тени» [7].

Процесс взаимодействия общественных деятелей и формирование партийной системы азиатского образца в условиях реализации лоббистских интересов связан с прямым участием гражданского общества во внедрении и реализации программы общественного и экономического развития государства. Опыт реформ в странах Азиатского региона указывает на то, что характер партийной системы является важнейшим индикатором степени демократизации общественных отношений, т.к. в современных теориях внедрения демократические идеи народного представительства приобрели институциональное оформление в виде существования устоявшихся партийных систем. Политические партии здесь выступают, по сути, наиболее влиятельными акторами общественных процессов, в частности через представление интересов различных социальных групп, организацию и проведение предвыборных кампаний, формирование общенациональных целей и политического курса государства, участие в структурировании парламента и органов исполнительной власти в государстве с последующей политической ответственностью за результаты их деятельности.

Отдельные институты гражданского общества нашли свое отражение и закрепление в Конституции Японии [10]. В частности, в преамбуле Конституции Японии уточняется, что в основе государственной власти - непоколебимое доверие народа. Авторитет власти напрямую определяется народом Японии, следовательно, всеми ее благами должен пользоваться именно народ. Единство народа в Японии отражает император, который обладает суверенной властью (ст. 1 Конституции Японии). В гл. 3 Конституции Японии определены права и обязанности народа. Японский народ, согласно ст. 11, пользуется безо всяких препятствий основными

Кочесоков И.Г.

правами и свободами человека и гражданина. Ценностная ориентация на защиту человека и его демократически определяемых целей служит заметной идейной чертой японского конституционного регулирования. Также в ст. 15 Конституции Японии определено, что народ Японии вправе беспрепятственно избирать должностных лиц органов публичной власти.

Важным элементом гражданского общества являются социальные институты, в числе которых объединения граждан, трудовые коллективы, общества инвалидов. В частности, ст. 21 Конституции Японии гарантирует свободу объединений и собраний. Значимым институтом гражданского общества в Японии признается семья - часть социальной системы, где человек проводит наибольшую часть своей жизни. В этой связи в ст. 24 Конституции Японии уточняется, что брак можно заключить только при взаимном согласии обеих сторон, т.к. его основу составляет принцип равенства прав мужчины и женщины. В свою очередь, экономический компонент гражданского общества обусловлен существованием разнообразных форм собственности. Согласно ст. 29 Конституции Японии, право собственности не должно нарушаться. Кроме того, данное право не должно противоречить общественному благосостоянию. В публичных интересах можно использовать частное имущество, но при условии справедливой компенсации.

Местному самоуправлению как важному институту гражданского общества Японии посвящена глава восьмая Конституции. Так, согласно ст. 92 Конституции Японии вопросы работы и организации местных органов публичной власти определяются в соответствии с принципом местной автономии. Местные органы публичной власти вправе самостоятельно управлять своим имуществом, осуществлять административное управление, издавать необходимые постановления (ст. 94 Конституции Японии).

Сложившаяся и действующая партийная система является еще одним ключевым фактором политической стабильности страны. Ввиду того, что эффективность реализации государственной политики связывается в общественном мнении со способностью властной силы решать социально-экономические и политические проблемы, общественная активность направляется на выбор между конкурирующими политическими силами и не приобретает протестные формы, не переносится на дестабилизацию политической системы в целом.

Наблюдая за развитием институтов гражданского общества иностранных государств, российское общество может перенимать лучшие традиции демократий, сочетая их с традициями своей многовековой истории, которые были выработаны на протяжении тысячелетия. К сожалению, в современном российском обществе в целом преобладают преимущественно скептические взгляды на демократию и демократические институты как следствие негативной оценки опыта демократических преобразований. Поэтому видится необходимым настолько тщательно изучать и избирательно внедрять зарубежный опыт, насколько возможно органично трансформировать в национальном опыте страны

преобладающие современные векторы развития демократии, демонстрируемые разными государствами. Постепенное и последовательное заимствование лучших идей и принципов формирования современных общественных отношений из практики зарубежных стран будет полезным, когда демократически совершенствуется не только государственно-управленческая деятельность, но и общественное правосознание, которое является главенствующим фактором успешного развития и вхождения в демократическое мировое сообщество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение разнообразных способов выражения общественных целей и интересов сквозь призму функционирования институтов гражданского общества в современных демократических странах позволяет констатировать, что общество достаточно легко устанавливает и поддерживает партнерские отношения с коммерческим сектором и государством. Кроме того, гражданское общество европейского и американского типа способно надлежащим образом контролировать богатство страны и сдерживать сферу государственного вмешательства в общественные отношения. Благодаря активности институтов гражданского общества население получает возможность участвовать в жизни государства, оказывать влияние на принимаемые государственные решения.

Азиатский же опыт существования и функционирования институтов гражданского общества в механизме проявления лоббизма показывает, что приоритетную роль здесь играют представители волонтерского сектора. Опыт создания некоммерческих организаций, например, занимающихся благотворительностью, показывает высокую результативность при условии создания общей платформы для диалога общественности и волонтерских учреждений, упрощения правил функционирования подобных организаций, оказания необходимой помощи и поддержки со стороны государства, использования максимально прозрачных механизмов управления в рамках самих организованных структур гражданского общества.

В заключение целесообразно еще раз указать на то, что современные общественные отношения в условиях развития и укрепления лоббизма как одного из способов выражения актуальных целей служат тем каналом, который связывает воедино национально-государственные политические реалии, исторический тип общества и индивидуальные (включая психологические) процессы «личностного» политического (демократического) роста (взросления). Соответственно, правомерно утверждать, что общественные отношения способны поддаваться лоббистскому влиянию, а это означает, что для придания человеческой деятельности целенаправленного и осознанного характера необходимы последовательные шаги в направлении формирования демократических ценностных ориентаций, что, как показывает опыт зарубежных стран, наиболее результативно в рамках функционирования институтов гражданского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белая книга: будущее Европы. Перспективы и сценарии для ЕС27 к 2025 году. Европейская комиссия COM (2017) 2025 от 1 марта 2017. ULR: https://www.spbstu.ru/ upload/inter/white-paper-future-eu.pdf (дата обращения: 15.09.2022).

2. Гаврилов А.В. Государство и гражданское общество: функциональный анализ взаимодействия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Нижний Новгород, 2007. 26 с.

3. Грудцына Л.Ю. Частное и публичное право в системе отношений государства и гражданского общества // Образование и право. 2021. № 5. С. 49-56.

4. Закон о гражданских правах 1964 г. (The Civil Rights Act of 1964). ULR: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (дата обращения: 15.09.2022).

5. Закон США от 20.06.1966 г. «О свободе информации» (Freedom of Information Act 1966). ULR: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=1020192 (дата обращения: 15.09.2022).

6. Касимова С.С. Гражданское общество: история идеи // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 300-305.

7. Койсина М.Д. Развитие гражданского общества в странах Азии и Индии // Гражданское общества в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 41-48.

8. Конституционный акт 1982 г. (Constitution Act, 1982). ULR: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/004/082/22.htm#142 (дата обращения: 15.09.2022).

9. Конституция США 1787 г. (United States Constitution 1787). ULR: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (дата обращения: 15.09.2022).

10. Конституция Японии // Legal NS ULR: https://legalns. com/download/books/cons/japan.pdf (дата обращения: 15.09.2022).

11. Полянский Д.В. Правовая институционализация гражданского общества в США (исторический аспект) // Юр. вестник Самарского ун-та. 2018. № 3. С. 160-168.

REFERENCES

1. White Paper: The Future of Europe. Prospects and scenarios for the EU27 by 2025. European Commission COM (2017) 2025 of March 1, 2017. ULR: https://www.spbstu.ru/ upload/inter/white-paper-future-eu.pdf (data of accesses: 15.09.2022).

2. Gavrilov A.V. The state and civil society: Functional analysis of interaction. Abstract of dis. ... of Cand. Sci. (Law). Nizhny Novgorod, 2007. 26 p.

3. Grudtsyna L.Yu. Private and public law in the system of relations between the state and civil society. Education and Law. 2021. No. 5. Pp. 49-56. (In Rus.)

4. The Civil Rights Act of 1964 (The Civil Rights Act of 1964). ULR: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (data of accesses: 15.09.2022).

5. US Law of 06/20/1966 "On Freedom of Information" (Freedom of Information Act 1966). ULR: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=1020192 (data of accesses: 15.09.2022).

6. Kasimova S.S. Civil society: The history of the idea. The World of Science, Culture, Education. 2012. No. 3. Pp. 300-305. (In Rus.)

7. Koisina M.D. The development of civil society in Asia and India. Civil Society in Russia and Abroad. 2013. No. 4. Pp. 41-48. (In Rus.)

8. Constitutional Act of 1982 (Constitution Act, 1982). ULR: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/004/082/22.htm#142 (data of accesses: 15.09.2022).

9. The US Constitution of 1787 (United States Constitution 1787). ULR: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (data of accesses: 15.09.2022).

10. Constitution of Japan. Legal NS. ULR: https://legalns. com/download/books/cons/japan.pdf (data of accesses: 15.09.2022).

11. Polyansky D.V. Legal institutionalization of civil societies in the USA (historical aspect). Legal Bulletin of the Samara University. 2018. No. 3. Pp. 160-168. (In Rus.)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 89,81%

Рецензент: Юртаева Е.А., кандидат юридических наук; доцент кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

Статья поступила в редакцию 12.11.2022, принята к публикации 16.12.2022 The article was received on 12.11.2022, accepted for publication 16.12.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кочесоков Ислам Галиевич, аспирант кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, Российская Федерация. E-mail: ikochesokov@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Islam G. Kochesokov, postgraduate student at the G.V. Malt-sev Department of Theory of State and Law of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Moscow, Russian Federation. E-mail: ikochesokov@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.