Научная статья на тему 'ЛОББИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ИНДУСТРИИ В США В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ'

ЛОББИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ИНДУСТРИИ В США В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
136
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИЗМ / НЕФТЯНАЯ КОРПОРАЦИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ДЕЗИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Охотин А. В.

В статье рассматриваются вопросы развития нефтегазовой индустрии в США в условиях развития альтернативной энергетики. Рассматривается институт лоббизма в США, его преимущества и недостатки, исторические этапы развития нефтегазового лобби и его текущее положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛОББИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ИНДУСТРИИ В США В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ»

П О

Л И Т И Ч Е С К И Е

НАУКИ

А.В. Охотин

ЛОББИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ИНДУСТРИИ В США В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ

ЭНЕРГЕТИКИ

В статье рассматриваются вопросы развития нефтегазовой индустрии в США в условиях развития альтернативной энергетики. Рассматривается институт лоббизма в США, его преимущества и недостатки, исторические этапы развития нефтегазового лобби и его текущее положение.

Ключевые слова: Лоббизм, нефтяная корпорация, альтернативная энергетика, глобальное потепление, аналитический центр, дезинформация.

Лоббизм (от англ. Lobby — кулуары, где депутаты парламента могли общаться с простыми гражданами) - специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций - политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п. (так называемых групп давления или групп интересов) на процесс принятия решений парламентом. [1]

Практика лоббизма считается настолько важной для надлежащего функционирования правительства США, что она специально защищена Первой поправкой к Конституции США: «Конгресс не должен издавать закон, ограничивающий право народа мирно обращаться к правительству с просьбой об удовлетворении жалоб».

В 1995 г. Конгресс принял закон о раскрытии лоббистской деятельности -основной закон, регулирующий лоббистскую деятельность на данный момент. В соответствии с законом, лица, получающие не менее 5000 долларов в течение шести месяцев от одного клиента, обязаны зарегистрироваться у секретаря Палаты представителей и секретаря Сената, раскрывая всю информацию по подводу их деятельности. [2]

© А.В. Охотин, 2022.

Научный руководитель: Лесниковская Екатерина Викторовна - кандидат социологических наук, доцент, Иркутский государственный университет, Россия.

Говоря о современном лоббизме, мы можем выделить несколько преимуществ и недостатков:

Преимущества:

1. Повышение активности политиков - возможность привлечения внимания политиков к важным проблемам

2. Защита интересов производителей и потребителей

3. Конкурентоспособность - предоставление всем группам интересов возможности вести диалог с политиками на равных условиях

4. Кооперация разных групп интересов - возможность сотрудничества разных групп интересов для достижения общих целей

5. Защита от «экстремизма» - сдерживание общества от принятия неверных решений, выступая в роли «скептиков»

Недостатки

1. Увеличение влияния больших корпораций

2. Политика вращающихся дверей - текучка кадров из политики в бизнес и наоборот, ведущая к конфликту интересов

3. Деятельность инсайдеров - образование «Вашингтонской» лоббистской элиты бизнесменов и политиков, не включающая простых граждан

4. Пагубное влияние на общество - распространение дезинформации, ухудшение изменения климата, эскалация конфликтов

5. Морально-этическая сторона - многие считают лоббизм узаконенной взяткой

Нефтяное лобби США - это основа энергетической политики страны, а также важнейший инструмент внешней политики США. Рассмотрев историю нефтегазового лобби в Америке, можно увидеть, как изменялось влияние индустрии на политические процессы.

Одним из первых крупных случаев связи государства и нефтегазовой индустрии стал скандал, связанный с администрацией Уоррена Хардинга. В 1921 г. министр внутренних дел Альберт Фолл заключил сделку с Гарри Синклером и Эдвардом Дохени, нефтяными промышленниками, предоставив им аренду военно-морских резервов для бурения без открытых торгов. Это событие проложило новый путь для федеральной политики - путь, который четко обозначил важнейшую взаимосвязь между развитием энергетики и политической властью. В случае с А. Фоллом он лично принимал наличные, чтобы предоставить этот доступ разработчикам нефти, что сделало его первым чиновником кабинета министров, отправившимся в тюрьму за преступления, совершенные во время пребывания на этом посту.

С 1930-х гг. США активно участвовали во внешней политике с целью добычи нефти, заключая сделки с такими государствами как Великобритания и Саудовская Аравия. На тот момент страна переживала Великую депрессию и нефтяной кризис, поэтому Америка была вынуждена искать нефть за границей. Великобритания попросила ЦРУ устроить переворот в Иране в 1953 г., дабы вернуть доступ к иранской нефти после смены власти, а Саудовская Аравия предоставила доступ к своей нефти за защиту от нацистских бомбардировок.

Во внутренней политике после 1950 г. руководители нефтяных корпораций часто неофициально участвовали в выборах в качестве доноров. Например, Ричард Никсон получил 100 000 долларов на перевыборы от Gulf Oil (одной из крупнейших нефтяных компаний на тот момент).

В современную эпоху повышенной осведомленности об окружающей среде, республиканские администрации обычно разрабатывали политику, которая приносила пользу нефтяным компаниям. Так, например, при Рональде Рейгане министр внутренних дел Джеймс Уотт в течение 1980-х гг. открыл энергетические ресурсы на федеральных землях для развития и смягчил экологические нормы. [3]

В XXI в., лоббизм нефтегазовых компаний пошел по двум путям развития:

1. Войны на Ближнем Востоке. Присутствие США было значительно увеличено после войны 1990 г., которую вел президент Джордж Буш-старший, отчасти для защиты Саудовской Аравия от потенциального вторжения Ирака, который уже вторгся в Кувейт. Данное решение было обосновано тем, что Саудовская Аравия являлась одним из крупнейших экспортеров нефти для Америки.

Также сюда можно отнести вторжение в Ирак в 2003 г., которым руководили президент Джордж Буш-младший и вице-президент Дик Чейни, политики, имевшие глубокие связи с нефтяной промышленностью. Чейни был исполнительным директором нефтяной компании Halliburton, а Буш входил в совет директоров HKN, Inc. Одной из целей вторжения было свержение диктатуры Саддама Хусейна, и установление лояльного государства, которое предоставит США доступ к иракской нефти. [3]

2. Борьба с альтернативной энергией. Еще в 1970-х годах нефтяные компании публиковали исследования, которые в целом соответствовали взглядам научного сообщества на глобальное потепление. Несмотря на это, нефтяные компании организовали кампанию по отрицанию изменения климата для распространения дезинформации общественности в течение нескольких десятилетий.

Самыми выдающимися лоббистами в данном направлении стали братья Кох, предприниматели, владеющие рядом компаний разных направленностей, в частности и нефтегазового направления. Фонды семьи Кох потратили 145 млн. долларов США на прямое финансирование 90 групп, которые были направлены на борьбу с деятельностью в области изменения климата в период с 1997-2018 гг. Часть из этих денег уходила аналитическим центрам, которые распространяли дезинформацию по поводу изменения климата (Американцы за процветание) и организациям, разрабатывающим законопроекты против альтернативной энергетики (Американский законодательный совет). [4]

На данный момент лоббизм нефтегазовых корпораций напрямую влияет на развитие альтернативной энергетики в США. Несмотря на свое экономическое богатство, США отстают от по производству зеленой энергии в сравнении с другими менее развитыми странами (например, Бразилия, Румыния, Греция, Австралия и т.д.). Многие вредные для окружающей среды практики продолжают существовать лишь благодаря лоббированию (например, глубоководное бурение). А попытки продвижения зеленой энергии встречают серьезное сопротивление (например, законопроект Build Back Better 2021 г.). Законодательство США зависимо от спонсорства нефтяных корпораций, и пока не будут предприняты какие-либо действия перспективы альтернативной энергетики в США не самые обнадеживающие. [5][6]

Библиографический список

1. Gufo.me [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь / Лоббизм / URL: https://gufo.me/dict/bes/%D0%9B%D0%9E%D0%91%D0%91%D0%98%D0%97%D0%9C

2. Law Library - American Law and Legal Information [Электронный ре-сурс] // Lobbying / Should Lobbyists Be Strictly Regulated? / URL: https://law.jrank.org/pages/8343/Lobbying.html

3. The Conversation [Электронный ресурс] // Climate change and the presidential race: Lessons from the Reagan years / Andrew J. Hoffman - 27.09.2016 / URL: https://theconversation.com/climate-change-and-the-presidential-race-les-sons-from-the-reagan-years-66194l

4. Time [Электронный ресурс] // How Big Oil and Big Tobacco partnered with the Koch Brothers to take over the GOP / Jeff Nesbit - 05.04.2016 / URL: https://time.com/secret-origins-of-the-tea-party/

5. Visual Capitalist [Электронный ресурс] // Mapped: Solar and Wind Power by Country / Bruno Venditti -08.05.2022 / URL: https://www.visualcapitalist.com/mapped-solar-and-wind-power-by-country/

6. The New York Times [Электронный ресурс] // 'Build Back Better' Hit a Wall, but Climate Action Could Move Forward / Coral Davenport, Lisa Friedman - 20.01.2022 / URL: https://www.nytimes.com/2022/01/20/climate/build-back-better-climate-change.html/

ОХОТИН АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ - бакалавр, Иркутский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.