Научная статья на тему 'Лизинг в экономике РФ. Современное состояние, Актуальные вопросы'

Лизинг в экономике РФ. Современное состояние, Актуальные вопросы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ / ЛИЗИНГОДАТЕЛЬ / РЫНОК ЛИЗИНГА / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / УСКОРЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ / LEASING / THE LESSEE / THE LESSOR / THE LEASING MARKET / FIXED ASSETS / ACCELERATED DEPRECIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакулина М. А.

Бакулина М.А. ЛИЗИНГ В ЭКОНОМИКЕ РФ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. В статье дается обзор результатов российского рынка лизинга по итогам 2010 г., краткая характеристика рынка лизинга и перспективы его развития в 2012 г. Рассматривается проблема отмены ускоренной амортизации лизингового имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Baculina M.A. LEASING IN THE RUSSIAN ECONOMY: CURRENT STATUS AND RELEVANT ISSUES. The article provides an overview of the Russian leasing market by the ends of 2010, a brief description of the leasing market and its development prospects in 2012. Addresses the problem of cancellation of accelerated depreciation of the leased property.

Текст научной работы на тему «Лизинг в экономике РФ. Современное состояние, Актуальные вопросы»

ЭКОНОМИКА

Подводя итог взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней бюджетной системы, можно сказать, что в 2011-2013 г. бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет сосредоточена на решении следующих задач:

- повышение эффективности оказания финансовой помощи субъектам РФ при одновременном совершенствовании ее механизмов;

- формирование более эффективной системы управления региональными и местными финансами;

- создание стимулов по наращиванию собственной доходной базы региональных и местных бюджетов;

- улучшение работы системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Итогом грамотного исполнения указанных задач системы межбюджетных отношений будет следующее: интересы всех участников межбюджетных отношений будут сбалансированы, при этом ответственность органов власти за бюджетную обеспеченность на каждом уровне повысится; все органы власти будут заинтересованы в повышении уровня собственных доходов бюджета и наиболее полном и своевременном сборе налогов; в межбюджетном регулировании будут применены единые для всех уровней методологии и критерии, учитывающие их особенности; все органы власти будут нести взаимную ответственность за соблюдение обязательств по межбюджет-

ным отношениям; для соблюдения минимальных государственных социальных гарантий и в целях выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, отстающих по объективным причинам, средства будут распределяться и перераспределяться по вертикали бюджетной системы и др.

В статье не затронут вопрос о взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами государственных внебюджетных фондов. Это является отдельным объектом рассмотрения.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2010 N° 313-ФЗ, с изм. от 28.12.2010 (принят ГД ФС РФ 17.07.1998).

2. Заключение Счетной Палаты РФ на проект ФЗ от 13.12.2010г. № 357-ФЗ.

3. «О Федеральном бюджете на 2011г. и на плановый период 2012-2013 гг.».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009г. № 1123-р Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года.

5. Информационно-аналитическая справка по Федеральному закону «О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», ноябрь 2010 г.

6. Интернет-интервью директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации Юрина А.В. «Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях».

7. Государственные и муниципальные финансы - Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Мысля-ева. - М.: Инфра-М, 2007. - 360 с.

ЛИЗИНГ В ЭКОНОМИКЕ РФ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ,

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПрОСЫ

М.А. БАКУЛИНА, асп. каф. бухгалтерского учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ

Лизинговый рынок в России является основным инструментом долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов экономики. Ни банки, ни другие финансовые институты сейчас не способны в полной мере восполнить дефицит долгосрочных инвес-

caf-buhuch@mgul.ac.ru

тиций. Для целого ряда инфраструктурных отраслей (энергетика, транспорт, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Перебои в работе таких отраслей означают угрозу жизнеспособнос-

74

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

ЭКОНОМИКА

ти экономики страны. Поэтому лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов по модернизации производственных мощностей и, следовательно, поддерживать инновационную траекторию экономического роста, способствовать укреплению конкурентоспособности национальной экономики.

Помимо этого для малого и среднего бизнеса лизинг - практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают. При этом малый бизнес является основой для динамичного экономического развития, важным инструментом диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности страны.

Высокая степень износа основных фондов в России и необходимость поддержки малого бизнеса как драйвера развития экономики обуславливают необходимость принятия срочных мер для восстановления полномасштабного функционирования лизинговой отрасли. Лизинг как основная форма инвестиций в модернизацию экономики должен стать главным инструментом промышленной политики государства.

По итогам 2010 г. российский рынок лизинга показал хорошие результаты. В сравнении с прошлым годом активность лизинговых компаний значительно увеличилась и возросла по сравнению с 2008 г.

Основываясь на данных рейтингового агентства «Эксперт РА», можно сделать вывод, что многие показатели лизинговых компаний вышли на уровень докризисного состояния и это положительно отразилось на восстановлении рынка лизинговых услуг.

Благодаря существенным потребностям экономики в обновлении основных фондов, разморозке свернутых в кризис инвестиционных программ, а также эффекту «низкой базы» восстановление лизингового рынка в 2010 г. шло впечатляющими темпами. До кризиса лизингодатели традиционно в 4 квартале года заключали около 40 % сделок от общегодового уровня. По оценке «Эксперт РА», с учетом этого фактора и динамики рынка только за январь-сентябрь 2010 г. объ-

ем новых сделок по итогам 2010 г. составил около 550-580 млрд руб., а темпы прироста к

2009 г. - 75-85 % [1].

Показатели лизинговой отрасли в

2010 г. стабилизировались и улучшились, а компании реанимировали свой бизнес за счет увеличения объемов бизнеса и получаемых платежей. Банки - основной источник финансирования для лизингодателей - снизили процентные ставки, что привело к согласованию новых кредитов и увеличению их объемов.

Лизинговые компании возобновили деятельность, заключив новые сделки как с постоянными и проверенными клиентами, так и с новыми организациями. Количество филиалов увеличилось на 16 %, а увеличение рабочих мест незначительно, но это даёт возможность создать новые рабочие места на будущие периоды.

Проблема с лизингополучателями, связанная с несвоевременной оплатой лизинговых платежей и погашением уже имеющихся задолженностей, была решена следующим образом. Первый путь - изъятие оборудования, второй - изменение сроков и размеров лизинговых платежей. Оборудование было изъято у тех организаций, которые были признаны неплатежеспособными и банкротами. Остальные компании-должники продолжают оплачивать лизинговые платежи на новых условиях.

В географическом разрезе за 2010 г. значительно изменилась доля лишь трех регионов - Москвы, Центрального ФО и Сибирского ФО, доля сделок остальных регионов изменилась менее заметно.

Ведущими по объему сделок в Москве в 2010 г. были компании «Сбербанк Лизинг», «ВТБ-Лизинг» и «ТрансКредитЛизинг». Суммарно данные компании обеспечили 48,4 % новых сделок, приходящихся на столицу.

Исследуя структуру рынка лизинга по предметам лизинга, по данным «Эксперта РА», можно сделать выводы, что по итогам 2010 г. сократились в объеме лишь 9 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых «Экспертом РА» в рамках исследований. При этом положительные темпы прироста наблюдались в 29 сегментах рынка. Тройку

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2011

75

ЭКОНОМИКА

лидеров составляют железнодорожная техника, авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты), грузовой автотранспорт.

В настоящее время спрос на лизинговые услуги хотя и растет, но остается уязвимым. Это связано, с одной стороны, со все еще короткими сроками планирования у лизингополучателей и медленным улучшением их финансового состояния, а с другой стороны - неопределенностью изменений законодательства в отношении лизинга.

Значительное увеличение спроса поспособствует росту лизингового рынка, при этом резервы увеличения огромны. По данным «Эксперт РА», на 01.10.2010 г. число клиентов лизинговых компаний России составляло около 50 тыс. В то же время общее количество юридических лиц в стране на ту же дату составило около 4,4 млн, а индивидуальных предпринимателей - около 4,1 млн (по данным ФНС). Это значит, что лизинговой услугой пользовались менее чем 0,6 % потенциальных клиентов лизинговых компаний.

Росту рынка лизинга России может помочь, помимо улучшения экономической ситуации в стране и мире, изменение законодательства. Толчком для этого будет уже принятая инициатива об отмене с 01.01.2011 г. ограничения на использование предмета лизинга исключительно для предпринимательских целей, что значительно расширит целевой сегмент клиентов, потребует разработки нового продуктового ряда и развития информационных технологий. Ощутимого эффекта от данной новации можно ожидать лишь к концу 2011 г., так как участникам рынка потребуется время для разработки соответствующих лизинговых продуктов и критериев оценки рисков в отношении новых лизингополучателей.

Очевидно, в 2011 г. в отношении лизинга сохранится нынешний режим налогообложения, в связи с чем можно ожидать прироста рынка на 30-50 %. Однако даже при таком значительном приросте доля лизинга в ВВП составит всего 1,5—1,7 %, что соответствует уровню 2008 г., а для достижения докризисных 3 % ВВП потребуется еще несколько лет. В 2012 г. рынок может вырасти на 10-30 %,

однако, если в данном году произойдет отмена ускоренной амортизации, рынок лизинга, напротив, ждет сокращение в 2-4 раза [2].

Лизинг, как показала практика, чрезвычайно чувствителен к стабильности в экономике. Падение объема нового бизнеса стало серьезным испытанием для отрасли. Для устойчивого развития лизинга необходима стабильность как финансовая, так и правовая. В то же время именно в 2009-2010 гг. в дополнение к нестабильности экономики произошли и негативные изменения в правовой базе финансовой аренды, в частности отмена ускоренной амортизации для 1-3 групп имущества. А в мае 2010 г. Минфином РФ опубликованы документы о налоговой политике на ближайшие годы, в которых ставится под сомнение необходимость применения ускоренной амортизации по всем группам имущества. Это, с одной стороны, обусловлено объективными потребностями экономики в обновлении основных средств и соответствующими заявками от лизингополучателей, с другой - лизингодатели уже привыкли к пренебрежительному отношению к отрасли со стороны государственных органов и выживанию в жестких условиях. Неопределенность политики государства в отношении лизинга уже длительное время является дополнительным фактором, повышающим степень рисков лизинговой деятельности.

Предложение отмены ускоренной амортизации может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения.

Во-первых, принятые ранее законодательством льготы по отношении к лизингу были введены не случайно, и существующий уровень износа основных средств в экономике (45,3 % на конец 2008 г. по данным Росстата) свидетельствует, что отменять их еще очень рано.

Во-вторых, согласно результатам исследования «Эксперт РА», 92 % лизинговых компаний не применяют в своей деятельности амортизационную премию. К тому же необходимо отметить, что для лизинговых сделок длительностью менее 5 лет применение

76

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.