ИВАНОВ С.С., ПОПОВ A.A.
ЛИЗИНГ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР СТРАТЕГИИ
СЕВЕРА
В статье рассматриваются аспекты финансово-экономического и организационно-практического механизма функционирования лизинга в АПК в Северном регионе России. Исследованы особенности, тенденции и современное состояние АПК. Особое внимание уделено механизму лизинга как одному из важных факторов развития северного региона и даны рекомендации по его совершенствованию.
IVANOV S.S., POPOV A.A.
LEASING AS A MULTI-FACTOR STRATEGY OF THE NORTH
The article covers the aspects of financial-economic and organizational-practical mechanism of functioning of the leasing in the agricultural sector in the Northern region of Russia. Investigated features, trends and current state of agro-industrial complex. Special attention is paid to the mechanism of leasing as one of the important factors of development of the Northern region and provide recommendations for its improvement.
Ключевые слова: финансовая аренда (лизинг), лизинговые отношения, лизинговая сделка, аграрный лизинг, кризис в сельском хозяйстве, северный регион, экономика АПК, лизинг в АПК, Агролизинг в Республике Саха (Якутия).
Keywords: Financial (leasing), leasing relations, leasing contract, the agricultural leasing, the crisis in agriculture, the northern region, the economy of agro-industrial complex, agro-industrial complex leasing, Agroleasing in the Republic of Sakha (Yakutia).
Стратегия экономического и социального развития северного региона определена для решения перспективных задач нынешних и будущих поколений. Это требует повышения научного уровня изучения объективных и субъективных факторов развития экономики, конкретного определения многих проблем производственной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры, производственных связей, формирования экономических и социальных интересов хозяйствующих субъектов, предпринимателей и разрешения внутренних противоречий развития экономики и социальной сферы. Удовлетворение разумных потребностей людей, создание достойных условий и качества жизни и труда на Севере, свойственных современной цивилизации, - должно быть основным направлением стратегии социально-экономического развития региона на данном историческом этапе развития общества. Для этого необдуманно рациональное использование земли и природных ресурсов как основы жизни и деятельности северян с использованием
различных форм собственности, разнообразных форм хозяйствующих субъектов, внедрение новых технологий и использование интеллектуального потенциала региона для развития предпринимательской деятельности.
В условиях влияния мирового экономического кризиса возникает объективная необходимость в сохранении в более жестком режиме общеэкономических методов в государственном регулировании народным хозяйством страны и регионов. В.В. Путин на совещании Президиума Государственного Собрания РФ в Салехарде подчеркнул: «Мы обсудили вопросы формирования государственной политики в районе Севера, политики, которая должна быть адекватна современным условиям развития нашей страны и в то же время должна учитывать особое для России геополитическое, хозяйственное и оборонное значение северных территорий». [1] В нашей республике при-родно-ресурсный, научно-технический, интеллектуальный потенциалы предопределили традиционно преимущественное и приоритетное развитие горнодобывающей промышленности как промышленного комплекса (кластера) и как подсистемы экономики и социальной сферы северного региона. Рост объемов добычи алмазов, нефти, угля, природного газа, золота, олова, сурьмы всегда определялся интересами государства с целью достижения оптимального уровня развития промышленности, выпуска товаров и услуг с учетом конъюнктуры мирового рынка. Дефицит инвестиций, низкий уровень поддержки лизинга и агробизнеса, неразвитость рынка техники и технических ресурсов, несвоевременное выделение бюджетных средств на кредитование, несовершенство законов, неразвитость инфраструктуры северного региона всегда создают трудности и сложности в развитии многофункционального фактора в модернизации экономики и социальной сферы республики Саха (Якутия). В числе основных причин, повлиявших на сокращение машинно-тракторного парка - это общее кризисное положение сельского хозяйства по всей России, повлекшее сокращение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а значит, ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. Обновление основного капитала в аграрной сфере сдерживается не только сложным финансовым состоянием агропромышленных предприятий, но и неудовлетворительным состоянием отечественного тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Анализ состояния материально-технического обеспечения АПК, в том числе парка сельскохозяйственных машин и оборудования, указывает на целесообразность ускоренного развития лизинга в данной отрасли экономики. Для этого необходимы структурные изменения в сфере совершенствования форм и методов государственной поддержки и регулирования в аграрном секторе с учетом особенностей лизинговых отношений, закономерностей использования рыночных инструментов. В рамках государственной аграрной политики целесообразно предусмотреть создание таких условий, которые позволяют осуществлять рентабельное производство сельскохозяйственной продукции и обновление его технической базы.
В современных условиях решение стратегических задач дальнейшего развития страны и регионов во многом зависит от модернизации экономики,
внедрения достижений науки и техники, инноваций, обновления всех факторов развития гражданского общества. Острота этой проблемы чувствуется более болезненно в период мирового экономического кризиса, когда интенсивное наращивание расходов государства покрывается непрерывным ростом объемов продажи недровых богатств, таких как нефть, природный газ, уголь, алмазы, золото, лесоматериалы и другие уникальные полезные ископаемые. С каждым годом больше продаем сырье другим странам, а в внутри страны около 40% валового внутреннего продукта (ВВП) создается за счет сырьевых ресурсов экономического роста. Поэтому характерной чертой развития экономики Российской Федерации является сырьевая модель. Модернизация экономики Республики Саха (Якутия) выдвигает принципиальный курс стратегического выбора путей социально-экономического развития. В годы структурного экономического кризиса в стране сырьевая направленность экономики республики и отставание отраслей, работающих на внутренний рынок, привели к системному спаду валового регионального продукта. Стратегия инновационного этапа развития общества в современных условиях предполагает модернизацию экономики и социальной сферы. Стратегия экономического развития - сценарий осуществления институциональных, структурных и инфраструктурных преобразований в экономике северного региона, выделяющий принципиальные шаги, развернутые во времени и последовательности действий.
В нашей республике природно-ресурсный, научно-технический, интеллектуальный потенциалы предопределили традиционно преимущественное и приоритетное развитие горнодобывающей промышленности как промышленного комплекса (кластера) и как подсистемы экономики и социальной сферы северного региона. Рост объемов добычи алмазов, нефти, угля, природного газа, золота, олова, сурьмы всегда определялся интересами государства с целью достижения оптимального уровня развития промышленности, выпуска товаров и услуг с учетом конъюнктуры мирового рынка, модернизации отдельных производств, создания новых отраслей промышленности, строительства, транспорта, получения инвестиций и совершенствования системы управления на предприятиях и подготовки кадров, развития мелкого и среднего предпринимательства с учетом самореализации личности в производстве, использующем новейшие техники и технологии производства для достижения высоких жизненных стандартов, соответствующих инновационному этапу развития общества. В природе всегда бывают пределы хозяйственной емкости и биосферы. Веками традиционные отрасли народного хозяйства народов Якутии базируются на рациональном использовании биологических ресурсов при ограниченности их и изменчивом климате окружающей среды. Экономическая оценка природных ресурсов нашей страны представляет сложнейшую методологическую, экономическую, экологическую, социально-политическую проблему. «Формирование первичных доходов на основе факторов производства по горной ренте составляет 75% , капиталу -20% и труду - 5% от общей суммы поступающих доходов страны. По действующей системе налогов доходы страны за счет горной ренты формируются
только на 10-13%, капитала - 17-20% и труда - 70%» [3]. Именно в таком распределении доходов страны от горной ренты можно найти ответ на вопрос: как же за короткое время появились олигархи и крупные собственники материальных и финансовых ресурсов у беднеющего народа страны? В чьих же руках находятся акции крупных районообразующих предприятий? Давно можно было закрыть все эти каналы присвоения денег в собственность олигархов и уход валютных ресурсов за пределы страны и за ними очередной волны миграции коррупционеров. Можно было с первых лет экономической реформы начать борьбу с коррупцией, начиная с руководителей всех рангов.
Экономическая наука по-новому рассматривает многие процессы, происходящие в региональной экономике и лизинговых отношениях. Обеспечение продовольственной безопасности населения и выход из мирового экономического кризиса во многом связаны с решением проблем устойчивого развития товарного производства, финансового оздоровления, как отдельных предприятий малого и среднего бизнеса, так и в целом экономики северного региона. Основным критерием обеспечения продовольственной безопасности населения является «уровень самообеспеченности продовольствием» в стране, субъектов Российской Федерации, каждой семьи и каждого человека. Однако в условиях рыночной экономики происходит децентрализация функций исполнительной власти в обеспечении населения продовольствием, техникой, оборудованием, а раньше, наоборот, это было приоритетом и предметом обеспечения и гарантии централизованной государственной системы управления и планирования. В ходе аграрной реформы в агропромышленном комплексе (АПК) формируются механизмы рыночной экономики, основанные на частной собственности на землю и на другие факторы производства и продукты труда. Доля же сельскохозяйственных предприятий с государственной формой собственности составила не более 15% сельхозугодий и 12% стоимости произведенной продукции [4]. В развитии агропромышленного комплекса (АПК) Республики Саха (Якутия) характерным является сокращение посевных площадей, численности поголовья крупного рогатого скота, лошадей, оленей и снижение их продуктивности. Одновременно низкое плодородие почв и тенденции его к ухудшению, износ техники и основных фондов, диспаритет цен на промышленные и сельскохозяйственные продукции, влияющие на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий, слабое интегрирование различных структур сельскохозяйственного производства и заготовительной системы. Плюс к тому традиционно остается низким уровень оплаты труда в сельском хозяйстве. Поэтому первые формы лизингов и лизинговые отношения появились с субъектами аграрного сектора экономики Республики Саха (Якутия). Изменение экономических и социальных условий хозяйствования в системе АПК вызывает необходимость внедрения новых лизинговых форм, лизинговых отношений, включающих в себя все элементы арендных, кредитных и инвестиционных отношений и методов обновления материально-технической базы, модернизации и модификации основных фондов ведущих отраслей народного хозяйства северного региона.
Главная цель работы ОАО ЛК «Туймаада-Лнзннг» - реализация политики государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе новой системы аграрного лизинга, а также реализация мероприятий Государственной целевой программы «Социально-экономического развития села». Основным акционером ОАО ЛК «Туймаада - Лизинг» является Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных отношений, владеющее 100% акций.
700600500-
Ю
^ 400-
® 300-
200-
100-
587,66
М
646
312,77
249,98
15,88 15,88
652
652 /—л
ш о Я о
л Ji
ш о
я о
ш о
я о
га О
а о
£ <N
& о
га о
а о
£ <N
ш О
а о
£ <N
Рис.1. Динамика уставного капитала за 2004-2011 годы В деятельности компании наибольшее развитие получили направления лизинга различной техники для нужд сельского населения, оборудования для сельскохозяйственного производства, а также лизинга автотранспортных средств и колесно-гусеничных механизмов. Компания занимается классическим лизингом, сублизингом (региональный дилер ОАО «Росагролизинг»), возвратным лизингом и является членом ассоциации российских лизинговых компаний «Рослизинг». ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг» является наиболее эффективно работающей фирмой в своей сфере деятельности. Структура акционерного общества ОАО «Туймаада-лизинг» имеет четыре основных направления: управление лизинга и финансов; торговля (TBC «Байылыат»); правовое управление; производственно-хозяйственное управление. Развитие аграрного сектора экономики Республики Саха (Якутия) непосредственно связано с применением лизинговых механизмов. Однако необходимо коренным образом пересмотреть методы финансирования данного направления. Несмотря на возмещение части затрат на покупку техники и оборудования, окончательная стоимость их остается значительной и на протяжении длительного периода времени негативно влияет на финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей малого и среднего бизнеса. Ежемесячные платежи тормозят дальнейшее обновление основных производственных фондов предприятий. Поэтому целесообразно производить компенсационные выплаты прямо ОАО «Туймаада-Лизинг» как поставщику оборудования и техники, и тем самым снижая окончательную стоимость основных фондов и уменьшая, следовательно, амортизационные отчисления. Кроме нее
0
лизинговой деятельностью занимаются: ЗАО «Сахализинг» и новая структура с техническим направлением - СХПК «Сахафермерлизинг». Реорганизация финансово-агропромышленной компании (ФАПК) «Туймаада» в самостоятельные предприятия упростила схему лизинговой сделки для лизингополучателя, а также сократился сроки оформления лизинговых сделок. Однако объемы лизинговых услуг этих структур не значительны. Оформление классической лизинговой сделки в ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг» осуществляют в следующей последовательности: компания собирает заявки от сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение конкретных наименований техники с учетом «Реестра сельскохозяйственной техники и оборудования для реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям на условиях финансовой аренды (лизинга)». Сельскохозяйственные товаропроизводители гарантируют выполнять свои обязательства по договору, залогом является лизинговое имущество. Сельскохозяйственные предприятия, крестьянские хозяйства, частные лица, получившие от ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг» технику, обязаны использовать предмет лизинга по прямому назначению, содержать его в исправности, соблюдать инструкции, а также своевременно выплачивать лизинговые платежи. Субъектами (участниками) лизинга и лизинговых отношений являются три основные стороны: лизингодатель, лизингополучатель и производитель (продавец) объекта (предмета) лизинга. Одним из существенных условий при совершении лизинговой сделки является определение предмета (объекта) лизинга. Объектами лизинга являются основные фонды предприятий и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, строительные объекты и другое движимое и недвижимое имущество, которые используются для предпринимательской деятельности. Объектами лизинга являются основные средства, наиболее востребованными из них, в частности, являются сельскохозяйственные машины и оборудования. Определение стабильного и эффективного внедрения механизмов долгосрочных инвестиций на развитие малого и среднего бизнеса с использованием механизмов лизинга и лизинговых отношений, в дальнейшем их использование на социально-экономическое ускорение экономики Республики Саха (Якутия) в целом имеет огромное значение.
Исследование позволяет рассмотреть проблемы соотношения диалектики общего и особенного применительно к северному региону и структурным сдвигам в модернизации экономики. Поэтому возникает необходимость раскрыть содержание «лизинга и лизинговых отношений» как многофункционального фактора, интегральной совокупности процессов и результатов воспроизводства производительных сил, социально-трудовых и производственных отношений, непосредственно ориентированных на удовлетворение разумных потребностей населения северного региона. Нужна система стратегического управления лизингом на основе концепции по схеме: «мониторинг - стратегия - модернизация - эффект» с ведением многофункционального фактора лизинга для наиболее эффективной модернизации экономики северного региона. В северных регионах нужно разработать концепцию создания и
функционирования специфического лизинга и лизинговых отношений с использованием централизованной системы взаимоотношений, взаимосвязей между сбалансированными элементами и отраслями и консолидированными финансово-экономическим потенциалом северного региона.
_Литература_
1. Газета «Якутия», 6 мая 2004 год.
2. Годовой отчет ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг» за 2010 год.
3. Львов Д.С., Гневко В.А., Рохчин В.Е. Актуальные проблемы реформирования и стратегия управления России: методологические аспекты решения / Санкт-Петербургская академия управления и экономики. - СПб., Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2007. -С.32-33.
4. Россия в цифрах. - М.: 1996. - С.315-316, 332,335.