ЛИЗИНГ, АУТСОРСИНГ, ФРАНЧАИЗИНГ, ФАКТОРИНГ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
УДК 334.752
Иван Дмитриевич Котляров
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики фирмы Санкт-Петербургского филиала
Государственного университета - Высшей школы экономики E-mail: [email protected]
В предлагаемой статье проанализирован механизм лизинговой сделки и показано, что лизинг может рассматриваться как частный случай аутсорсинга капитала. выявлены механизмы оплаты услуг аутсорсера.
Ключевые слова: аутсорсинг, лизинг, франчайзинг, факторинг.
Ivan D. Kotliarov
Cand. Sc. (Economics), Assistant Professor, chair of economy of firm, State University -Higher School of Economics (St. Petersburg branch)
E-mail: [email protected]
FINANCIAL LEASING, OUTSOURCING, FRANCHISING, FACTORING: AFFINITIES IN ECONOMICAL NATURE
The present paper contains an analysis of leasing. It is demonstrated that leasing represents a particular case of capital. Different mechanisms of payment for outsourcing services are described.
Keywords: outsourcing, leasing, franchising, factoring
1. Введение
В ситуации, когда предприятие, желающее обновить свои основные фонды, не обладает ни достаточными собственными средствами для их самостоятельного приобретения, ни доступа к банковскому кредитованию на устраивающих его условиях, а поставщик этих основных фондов по каким-либо причинам не может предоставить покупателю возможность их поэтапной оплаты за счет использования собственных ресурсов (т. е. путем предоставления отсрочки платежа и замораживания своих оборотных средств), лизинг, по сути дела, является для предприятия единственным средством получения современного производственного оборудования. Кроме того, специфический налоговый режим лизинга делает возможной ускоренную амортизацию основных фондов, что в ряде случаев имеет для предприятия большое значение (но, разумеется, только в том случае, если включение повышенной величины амортизационных отчислений в себестоимость товара не приведет к неприемлемому для покупателей повышению цены). По этим причинам лизинг получил широкое распространение в повседневной бизнес-практике. Многообразие форм лизинга позволяет подобрать адекватную потребностям предприятия модель его использования практически в любой рыночной ситуации. Более того, лизинг может даже быть источником финансирования для предприятия в случае так называемого возвратного лизинга (отметим, что именно эта форма лизинга стала популярной в период финансового кризиса 2008-2009 гг., когда рынок традиционного лизинга по ряду очевидных объективных причин испытал резкий спад).
Однако распространенность лизинга не сопровождается столь же адекватным теоретическим осмыслением его сущности как экономического феномена. Как правило, авторы, пишущие о лизинге, основное внимание уделяют методам его эффективного использования в практике хозяйственной деятельности, т. е. сосредотачиваются на прикладных аспектах. Что касается анализа его природы, то авторы, как правило, ограничиваются рассмотрением его как некоей переходной формф между долгосрочной арендой и покупкой в рассрочку, а сам лизинг трактуется как способ увеличения объемов продаж для поставщика оборудования и как метод обновления основных фондов - для лизингополучателя. Однако, на наш взгляд, сущность лизинга намного богаче.
В предлагаемой статье делается попытка более подробно исследовать экономическую и организационную природу лизинга, и, таким образом, продолжить процесс теоретического осмысления этого важного феномена. Кроме того, на основе полученных выводов строится и обосновывается гипотеза о наличии содержательных параллелей между лизингом, аутсорсингом, франчайзингом и факторингом.
2. Сущность сделки лизинга
Лизинговая сделка включает трех участников: поставщик (оборудование которого приобретается лизингодателем для передачи в лизинг), лизингодатель (лицо, приобретающее оборудование для передачи в лизинг) и лизингополучатель (предприятие, берущее у лизингодателя оборудование в лизинг и использующее его для производственной деятельности). Каждый из участников сделки получает благодаря ей важные преимущества [4]:
1. Поставщик наращивает объем продаж оборудования, как правило, дорогостоящего (это наращивание было бы затруднительно в ситуации отсутствии у предприятия-пользователя оборудования возможности оплачивать его по частям в течение достаточно длительного времени, существенно превышающего продолжительности стандартной отсрочки по поставленным товарам; именно такую возможность длительной поэтапной оплаты предоставляет лизингодатель лизингополучателю);
2. Для лизингодателя (особенно в том случае, если в качестве лизингодателя выступает банк) лизинг представляет собой инструмент вложения денег с низким риском (поскольку, во-первых, предоставленное в лизинг оборудование находится в собственности лизингодателя до полной его оплаты и служит залогом, и, во-вторых, данное оборудование используется лизингополучателем для производственных целей, то есть само генерирует денежный поток, из которого
осуществляются лизинговые платежи) и высокой доходностью (так как ставка лизинговык платежей выше ставки процента по кредиту);
3. Лизингополучатель получает возможность обновить свои производственные фонды без крупных единовременных вложений капитала.
Таким образом, если для поставщика оборудования лизинг является скорее маркетинговым инструментом для увеличения объема продаж, то для лизингодателя и лизингополучателя он выступает в качестве инвестиционного инструмента. Но этими двумя аспектами, как будет показано ниже, многоплановость природы лизинга не исчерпывается.
В отдельных источниках [2] лизинг рассматривается как частный случай производственного аутсорсинг по той причине, что для ведения своей производственной деятельности компания-лизингополучатель использует не принадлежащие ей основные фонды. Однако, на наш взгляд, это неверно: под производственным аутсорсингом следует понимать полную передачу стороннему исполнителю процесса изготовления продукта (как это явствует из самого смысла словосочетания «производственный аутсорсинг», т. е. аутсорсинг производства). При лизинге этого не происходит, так как лизингополучатель самостоятельно занимается изготовлением своей продукции на оборудовании, предоставленном ему лизингодателем.
Алгоритм проведения лизинговой сделки [4] ясно показывает, что компания-лизингополучатель передает на исполнение лизингодателю следующие функции:
1. Финансирование покупки оборудования;
2. Осуществление покупки оборудования;
3. Владение оборудованием до его передачи в собственность лизингополучателю по истечении договора лизинга.
За осуществление этих функций лизингополучатель выплачивает лизингодателю вознаграждение в виде лизинговых платежей, включающих в себя следующие элементы: возмещение стоимости приобретенного оборудования, проценты по кредиту, взятому лизингодателем для финансирования покупки объекта лизинга, налог на имущество и комиссия лизингодателя.
Однако хорошо известно, что передача каких-либо функций внешнему оператору является аутсорсингом. По этой причине можно утверждать, что лизинг представляет собой частный случай аутсорсинга, где в качестве аут-сорси (компании, передающей функцию на аутсорсинг) выступает лизингополучатель, а роль аутсорсера (компании-оператора, принимающей эту функцию на исполнение) играет лизингодатель.
При этом, как уже указывалось выше, относить лизинг к производственному аутсорсингу неправомерно. По этой причине следует вышснить, к какому виду аутсорсинга принадлежит лизинг.
Аутсорсинг чаще всего рассматривается как инструмент оптимизации издержек предприятия, используемый менеджментом компании для повышения ее эффективности, то есть как управленческий, а не экономический феномен. При этом очевидно, что в аутсорсинге можно выделить как управленческую, так и экономическую составляющую (см. табл. 1).
С управленческой точки зрения виды аутсорсинга удобно классифицировать по критерию типов процессов, передаваемых на исполнение стороннему подрядчику [2, 3]. Именно с управленческой точки зрения выделяется такой вид аутсорсинга, как производственный. Лизинг в этом случае следует считать непроизводственным аутсорсингом, так как стороннему оператору передаются непроизводственные задачи и процессы.
Однако интереснее в данном случае обратиться к экономическому подходу к аутсорсингу. Естественная классификация аутсорсинга с экономической точки зрения должна осуществляться по критерию вида ресурсов (факторов производства), необходи-
мых для выполнения соответствующих функций. В этом случае можно выделить следующие виды аутсорсинга:
1. Аутсорсинг капитала;
2. Аутсорсинг труда;
3. Аутсорсинг информации;
4. Аутсорсинг предпринимательских способностей;
5. Смешанный аутсорсинг (когда для исполнения передаваемых на аутсорсинг функций используется более одного фактора производства). Очевидно, что для исполнения любой переданной на аутсорсинг функции используется более одного фактора производства - хотя бы по той причине, что выполнением этой функции занимает предприятие-аутсорсером, а предприятие по определению интегрирует в своей деятельности несколько факторов производства. В данном случае речь идет о том, что в случае «чистого» аутсорсинга (пп. 1-4 списка) преобладает какой-либо один фактор производства, тогда как в смешанном аутсорсинге в приблизительно равных пропорциях задействовано более одного фактора.
В случае лизинга, на взгляд автора, целесообразно говорить об аутсорсинге капитала, так как сначала лизингодатель формирует в интересах лизингополучателя финансовый капитал (за счет которого происходит оплата объекта лизинга поставщику), а затем предоставляет лизингополучателю в пользование на возмездной основе капитал в физической форме.
На наш взгляд, аутсорсинговую составляющую можно также выявить и в отношениях поставщика и лизингодателя. Вспомним, что поставщик передает оборудование лизингополучателю не напрямую, а через лизингодателя, который принимает на себя все риски по сделке. Это позволяет осторожно говорить о том, что поставщик переус-
Таблица 1. Управленческий и экономический аспекты аутсорсинга
Сущность аутсорсинга Отказ от самостоятельного выполнения тех или иных функций с целью повышения эффективности деятельности предприятия
Управленческий аспект Передача задач или процессов на исполнение внешним операторам
Экономический аспект Использование внешних ресурсов для выполнения функций предприятия, то есть привлечение компанией для ведения своей хозяйственной деятельности факторов производства, контролируемых и организуемых другими фирмами в интересах компании-заказчика
№6, 2010
78
тупает лизингодателю обязанности по работе с лизингополучателем и связанные с этим риски. При этом в случае классического лизинга лизингодатель приобретает оборудование у поставщика не для его перепродажи и не для сдачи в аренду на открытом рынке промышленного оборудования, а для передачи его тому предприятию, с которым у поставщика есть предварительное соглашение о продаже. Иными словами, деятельность лизингодателя имеет целевой характер, адаптированный под потребности поставщика (желающего передать оборудование строго определенному клиенту - будущему лизингополучателю). Это, в свою очередь, дает основание утверждать, что в случае с поставщиком лизинг также имеет аутсорсинговый компонент.
Важным возражением против этого утверждения является тот факт, что поставщик не выплачивает лизингодателю никакого вознаграждения за его работу (как этого следовало бы ожидать в случае классического аутсорсинга). Однако, поскольку лизингодатель получает выплаты от лизингополучателя, взимание платы с поставщика представляется необоснованным. Таким образом, все расходы по лизинговой сделке возлагаются на лизингополучателя (включая затраты на ее обслуживание лизингодателем в интересах поставщика и лизингополучателя). В этом заключается своеобразие лизинга как аутсорсинговой операции. Подробнее эта проблема будет рассмотрена ниже.
Отметим, что в случае отношений поставщика и лизингодателя речь с экономической точки зрения также идет об аутсорсинге капитала. Поставщик не может предоставить лизингополучателю устраивающую его отсрочку платежа и нуждается в единовременной оплате поставляемого оборудования. Лизингодатель обеспечивает такую оплату (иными словами, в интересах лизингополучателя и поставщика преобразует банковский кредит в коммерческий - эта сторона деятельности лизингодателя до сих пор, насколько нам известно, должного отражения в литературе не получила [4]).
Все вышеизложенное можно подытожить в виде табл. 2.
Из табл. 2 очевидно, что аутсорсин-говый компонент сделки лизинга в случае отношений «лизингодатель-получатель» выражен значительно ярче, чем в отношения между поставщиком
и лизингодателем.
3. Механизмы оплаты услуг аутсор-сера
Выше было показано, что однозначному отнесению отношений между поставщиком и лизингодателем к аутсорсинговым препятствует отсутствие платы за услуги лизингодателя, взимаемая с поставщика. При этом важной характеристикой аутсорсинга является его безрисковость для оператора - он гарантированно получает плату за оказанные им услуги по выполнению переданного ему процесса или задачи (при условии, что качество исполнения соответствует требованиям заказчика). Однако эта проблема свойственна не только лизингу.
В качестве примера можно рассмотреть факторинг. По утверждениям ряда источников факторинг представляет собой аутсорсинг управления дебиторской задолженностью (на наш взгляд, было бы корректнее говорить об аутсорсинге управления финансовыми отношениями с покупателем; тем не менее, в любом случае речь идет об аутсорсинге). Формально в случае факторинга требование гарантированной оплаты услуг фактора выполняется, так как поставщик выпла-
чивает ему комиссию. Но при этом комиссия пренебрежимо мала по сравнению с суммой предоставленного факторингового финансирования, а фактор принимает на себя риски неплатежа покупателя, и сможет полностью получить свои деньги назад только тогда, когда (и если) покупатель перечислит ему платежи за поставленный продавцом товар. Если покупатель поведет себя недобросовестно и причитающуюся сумму взыскать с него не удастся, то фактор окажется в убытке, хотя и получит комиссию с продавца (она зачастую выплачивается при перечислении фактором первого платежа). Таким образом, при наличии факта формальной оплаты услуг, ни о какой безрисковости для фактора речи быть не может (что, кстати, явствует из содержания факторинга - еще раз повторим, что фактор принимает на себя риски неплатежа).
Устранить это противоречие (факторинг относится к аутсорсингу, однако безрисковым для оператора не является) можно было бы, предположив, что факторинг на самом деле не может считаться разновидностью. Однако само содержание деятельности фактора показывает, что речь все же идет
Таблица 2. Характеристики лизинга как аутсорсинговой сделки для
Сравниваемый параметр Поставщик Лизингополучатель
Цель лизинговой сделки Передача оборудования в пользование определенному клиенту (лизингополучателю) на условиях единовременной оплаты Обновление основных фондов без значительных единовременных капитальных затрат
Задачи и функции, передаваемые на аутсорсинг - Задача предоставления лизингополучателю рассрочки платежа; - Функция взимания с лизингополучателя платы за объект лизинга - Задача финансирования сделки; - Функция владения объектом лизинга
Адаптация пре длагаемого лизинго дателем продукта под потребности клиента Обеспечение предоставления предлагаемого поставщиком оборудования выбранному поставщиком пользователю (лизингополучателю) Обеспечение закупки выбранного лизингополучателем оборудования у выбранного лизингополучателем поставщика
Механизм оплаты услуг лизинго дателя Непосредственно не оплачивает, передает в собственность лизингодателя гарантированный источник дохода в виде объекта лизинга, в использовании которого заинтересован лизингополучатель (что и гарантирует будущее поступление платежей) Комиссионные платежи, включаемые в лизинговые платежи, осуществляемые лизингополучателем лизингодателю
об аутсорсинге. Таким образом, необходимо тщательно проанализировать механизм оплаты услуг фактора и определить, существуют ли гарантии для фактора со стороны поставщика (кроме, разумеется, регресса, который в данной статье изучаться не будет). Иными словами, необходимо определить, можно ли оплату услуг фактора считать безрисковой.
Важно отметить, что проблема определения механизма оплаты услуг аутсорсера касается не только факторинга. В своих работах автор данной статьи привел аргументы в пользу того, что франчайзинг также может рассматриваться как разновидность аутсорсинга. Речь идет о том, что при франчайзинге франчайзер передает на аутсорсинг франчайзи торговлю товарами и оказание услуг конечным покупателям под торговой маркой франчайзера. При лизинге же в качестве аутсорсера выступает лизингодатель, берущий на себя организацию сделки с конкретным лизингополучателем. Очевидно, что в обоих случаях аутсор-сер не получает от заказчика фиксированного вознаграждения за свои услуги.
Рассмотрим эти три формы ведения бизнеса подробнее.
В случае франчайзинга франчай-зи, осуществляющий в интересах франчайзера торговлю товарами и предоставление услуг под его торговой маркой, получает доход только собственно от продажи вышеупомянутых услуг и товаров конечным потребителям. Однако при открытии новой фран-чайзинговой точки франчайзер и будущий франчайзи совместно составляют бизнес-план, в котором фиксируются ожидаемые объемы продаж. Эти объемы устанавливаются исходя из потенциала локального рынка и из анализа предыщущего опыта работы других франчайзи, которым располагает франчайзер. Использование же фран-чайзи известной торговой марки служит залогом того, что местные потребители пожелают воспользоваться его услугами, и запланированный объем продаж будет достигнут (и, соответственно, франчайзи получит планируемые выручку и прибыль). Иными словами, в отличие от начинающих независимых предпринимателей, пытающихся работать под собственной торговой маркой, и не имеющих никакой гарантии того, что им удастся выйти на планируемый уровень продаж, в
распоряжении франчайзи оказывается эффективнейший инструмент привлечения потребителей - известная торговая марка.
Таким образом, при франчайзинге отсутствует плата франчайзера франчайзи за услуги по распростра-неию товаров, но требование безрис-ковости соблюдено за счет выполнения двух условий:
- адекватной оценки потенциала рынка, на котором будет работать франчайзи;
- предоставления франчайзи важного актива в пользование - торговой марки (т. е., по сути дела, предоставление ему франчайзером гарантированного источника дохода).
При лизинге лизингодатель не просто приобретает у поставщика оборудование для его последующей перепродажи - он является полноправным участником сделки между поставщиком и лизингополучателем. Поставщик передает ему оборудование для последующей сдачи его в лизинг строго определенному лизингополучателю (в соответствии с договоренностью между ним и поставщиком), который будет своевременно выплачивать ему лизинговые платежи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при лизинге поставщик передает лизингодателю источник гарантированного дохода.
При факторинге ситуация во многом сходная - поставщик передает фактору права требования, признанные покупателем (т. е. оплату которых покупатель обязуется получить в будущем). Это означает, что поставщик уступает фактору источник гарантированных будущих денежных поступлений.
Таким образом, во всех трех рассмотренных выше формах ведения бизнеса заказчик не производит непосредственных платежей аутсорсеру, а предоставляет ему инструмент для получения гарантированного дохода.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что безрисковость аутсорсинга обеспечивается за счет одного из следующих механизмов:
- полная оплата услуг аутсорсера заказчиком;
- предоставление заказчиком аут-сорсеру гарантированного источника дохода (либо инструмента привлечения гарантированного числа - разумеется, в пределах статистической погрешности, - потребителей, либо обязательств
третьих лиц по совершению оплаты).
Отметим, что второй пункт не должен трактоваться расширительно, и, например, торговые сети не могут рассматриваться в качестве аутсорсеров для своих поставщиков, поскольку они не дают торговым сетям никаких гарантий по объему продаж.
В этом смысле франчайзинг, лизинг и факторинг содержательно схожи, так как предполагают передачу аут-сорсеру источника гарантированных денежных поступлений.
Еще одним важным аспектом оплаты услуг аутсорсинга является возможность участия аутсорсера в доходах заказчика. Известны случаи, когда аутсорси выплачивал оператору не только фиксированное вознаграждение, но и роялти от продаж товара, разработанного аутсорсером. В качестве примера можно привести фармацевтическая компания Pfizer, передавшая на доработку препарат хорватской компании Pliva. Итогом этого сотрудничества стал широко известный препарат Сумамед (величина роялти, полученных Pliva от его продажи в мире, превысила доходы Хорватии от туризма).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в плате за услуги аут-сорсера могут присутствовать три компонента:
1. Фиксированная плата за услуги;
2. Предоставление в пользование источника гарантированных денежных поступлений;
3. Участие аутсорсера в доходах заказчика (от использования разработанного аутсорсером товара или услуги).
4. Заключение
Проделанный в данной статье анализ, по мнению автора, позволяет уверенно говорить о наличии в лизинге аутсорсинговой составляющей (в дополнение к традиционно выделяемым инвестиционной и маркетинговой) и относить его к аутсорсингу капитала. Это дает возможность уточнить природу лизинга как экономического, управленческого и организационного явления.
Кроме того, важным итогом данной статьи является вывод о том, что безрисковость деятельности аутсорсе-ра может обеспечиваться не только прямой оплатой его услуг заказчиком.
Литература
1. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие.
№6, 2010
80
М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.
2. Ефимова С. и др. Аутсорсинг. М.: Журнал «Управление персоналом», «Научная книга», 2006. - 160 с.
3. Клеменгс С. и др. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора / Под общ. ред. В. В. Голда. М.: Вершина, 2006. - 416 с.
4. Философова Т. Г. Лизинг. М.: Юнити-Дана, 2008. - 192 с.
References
1. Anikin B. A., Rudaya I. L. Au-tsorsing i autstaffing: vysokie tekh-nologii menedzhmenta (outsourcing and outstaffing: high technologies of management). M.: INFRA-M, 2009. -320 p.
2. Efimova S. et al. Autsorsing (outsourcing). M.: Zhurnal "Upravlenie personalom" (Personnel Management
Review), "Nauchnaya kniga", 2006. -160 p.
3. Klements S. et al. Autsorsing bi-znes-processov. Sovety finansovogo direktora. // Ed. by V V Gold. M. : Vershi-na, 2006. - 416 p. (translated from: Clements S. et al. Business process outsourcing. CFO Insights).
4. Filosofova T. G. Lizing (leasing). M.: Unity-Dana, 2008. - 192 p.