Научная статья на тему 'Ливан: меняющиеся парадигмы политического развития'

Ливан: меняющиеся парадигмы политического развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
800
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сапронова М. А.

Савичева Е.М. Ливан: место в истории, роль в политике, ситуация в стране. Историко-хронологическое исследование. М.: Российский университет дружбы народов, 2009. 374 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ливан: меняющиеся парадигмы политического развития»

Сапронова М. А.1

Ливан: меняющиеся парадигмы политического развития

Савичева Е.М. Ливан: место в истории, роль в политике, ситуация в стране. Историко-хронологическое исследование.

М.: Российский университет дружбы народов, 2009. - 374 с.

В настоящее время возрастает интерес к небольшому ближневосточному государству - Ливану, что связано с усилением шиитского фактора в исламском мире, учитывая тот факт, что Ливан является важным звеном всех ближневосточных процессов. При этом на протяжении уже почти трех с половиной десятилетий эта страна живет в обстановке глубокого внутреннего раскола, который самым пагубным образом отражается на динамике политических процессов всего арабского региона.

Россия в последние годы начала активизировать свое присутствие в этой стране. В начале XXI века российско-ливанские отношения вышли на новый уровень, основанный на схожести позиций по большинству международных проблем, разумном прагматизме и историческом диалоге. Состоявшийся в мае 2009 г. визит главы МИД РФ С.Лаврова в Ливан стал очередным подтверждением поддержки Москвой процессов стабилизации в этой стране и намерений на дальнейшее укрепление сотрудничества во всех областях, что призвано стать залогом не только внутриливанского урегулирования, но и усиления престижа России на Арабском Востоке.

Уникальность Ливана состоит в том, что это единственная арабская страна, в которой официально признаны 18 религиозных общин, а политическая система основана на пропорциональном представительстве

1. Сапронова М. А. - доктор исторических наук, профессор кафедры Востоковедения

МГИМО (Университет) МИД РФ

этих общин в системе органов государственной власти, что получило название «конфессионального парламентаризма». Должность президента закреплена за христианином-маронитом, премьер-министра - за мусульманином-суннитом, а председателя парламента - за мусульманином-шиитом. Депутатские места в парламенте распределялись в фиксированном соотношении 6:5 между христианами (среди которых были марониты, православные, католики, протестанты, последователи армяно-григорианской и униатской церквей) и мусульманами (суннитами, шиитами, друзами). Такая политическая система была закреплена в 1943 г. в соответствии с Национальным пактом, ставшим формой компромисса между мусульманской и христианской общинами и явившимся в дальнейшей основой государственного устройства. Эта система вела к политическому и социально-экономическому обособлению религиозных общин, позволяла господствовавшей из них перераспределять национальный доход в свою пользу. Этот фактор отрицательно влиял на процесс национальной интеграции, способствовал диспропорциональному развитию районов страны и обусловливал слабость ливанского государства, которое сформировалось как своеобразная федерация религиозных общин. В 70-е годы Ливан превратился в основной опорный пункт палестинского движения сопротивления (ПДС) и вопрос о его присутствии на ливанской территории стал центральным местом в политической жизни, а сам Ливан - объектом постоянных провокаций и вооруженных нападений Израиля. В 1975 г. в Ливане началась многолетняя гражданская война между христианскими и мусульманскими формированиями, при этом палестинский фактор стал ускоряющим элементом расширения и углубления масштабов ливанского конфликта. И только в 1989 г. при активном участии международного сообщества удалось выработать Хартию национального согласия Ливана, предусматривающую в том числе и отход от конфессиональной системы.

В геостратегической плане Ливан рассматривается и как существенное звено в ближневосточной цепи. Внутренние противоречия усиливаются региональными конфликтами, «линии фронта» которых проходят по

ливанской территории. Прежде всего, речь идет о противостоянии между Израилем, с одной стороны, и Сирией и Ираном - с другой. Рассматривая позиции Хизбаллы на юге Ливана в качестве боевого плацдарма, Дамаск и Тегеран заинтересованы в использовании ливанской территории для проведения боевых операций против Израиля. Другая «линия фронта» - это противостояние США со своими региональными противниками - Сирией и Ираном. С целью укрепления влияния в регионе Дамаск и Тегеран стараются создать благоприятные условия для своего присутствия на ливанской территории, в ливанском обществе и государстве. Такая политика предполагает многоплановую поддержку определенных политических сил (прежде всего, Хизбаллы и Амаль), а также предоставление материальной помощи (в основном иранской), которая выражается в создании школ, больниц, обустройстве сельских районов, где проживают представители шиитской общины Ливана. Опираясь на эту помощь Хизбалла становится все более мощной и влиятельной организацией, авторитет которой растет из года в год. Это, в свою очередь, вызывает растущее беспокойство у американской администрации, которая рассматривает Хизбаллу как террористическую организацию.

Саудовская Аравия также оказывает большое влияние на внутриполитическую ситуацию, поддерживая ливанских суннитов и продолжая увеличивать и без того колоссальный объем инвестиций и помощи в экономику страны.

Исследованию всех вышеперечисленных процессов и многосторонней проблематики исторического и политического развития Ливана посвящена рецензируемая монография, автор которой - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов является известным специалистом в области истории и политики стран арабского региона и проблем ближневосточного урегулирования.

Значимость данной монографии заключается в том, что это первое в отечественном востоковеднии исследование, которое охватывает комплекс

как внутриполитических проблем ливанского общества, так и весь спектр региональных отношений, противоречий и конфликтов, связанных с многообразием подходов и позиций различных держав в ближневосточном регионе, где Ливан является «линией фронта» противостоящих сторон. Так, отдельные главы монографии посвящены отношениям Ливана с арабскими странами, Израилем, Ираном, Турцией и анализу связанной с этими отношениями динамике политических процессов в данном регионе.

Без преувеличения можно сказать, что данная монография является единственной в своем роде по широте охвата проблематики и по ее рассмотрению в исторической эволюции. В двенадцати главах книги рассмотрен процесс политического развития Ливана: от независимости до настоящего времени. Анализ столь широкого круга вопросов стал возможным благодаря досконально проработанным и включенным в научный оборот источников и литературы на иностранных языках.

Тем не менее очень важно отметить, что данная работа не просто описание событий в новейшей истории Ливана, автор в центр исследования ставит вопрос о той роли, которую играет эта небольшая страна в региональных и международных процессах. Особое внимание уделяется внутреннему положению в стране, оказывающему определяющее воздействие на внешнеполитический курс Ливана.

Монография начинается с исследования вопросов становления независимого ливанского государства в 1943 г. Именно тогда были заложены основы государственности, отразившие специфику этой страны, ее географического положения и этноконфессиональной ситуации: Ливан на протяжении многих веков являлся местом прибежища различных религиозных групп, культурно-исторические традиции которых находили свое отражение в формировании определенных общин. Далее в книге

рассматривается ситуация (сс.36-70), сложившая в годы гражданской войны (1975-1989 гг.), когда центробежные тенденции под влиянием внутренних дезинтеграционных процессов и внешних вмешательств еще более усилились и дошли до ставшего очевидным процесса образования конфессиональных

кантонов, политически и экономически изолированных друг от друга (христианского, шиитского, друзского и т.д.)

Представляется важным подчеркнуть, что, анализируя эти процессы автор выходит на международное измерение ливанского кризиса. Так, выявляя причины и последствия узаконенного вмешательства Сирии во внутренние дела Ливана, автор показывает, что одним из последствий этого становится глубокое внедрение шиитской группировки Хизболла не только в политическую, но ив социально-экономическую жизнь страны. Агрессия Израиля в Ливан в 1982 г. способствовала не только дальнейшему росту конфессионализма в политической жизни страны, т.к. вызвала заметную внутреннюю миграцию населения и резко изменила соотношение сил внутри страны, но и активизировала деятельность США в этом регионе, которые взяли на себя подготовку и вооружение ливанской армии. Эти процессы натолкнулись на оппозицию мусульманских лидеров, поставивших цель препятствовать дальнейшему сближению ливанских христиан с Израилем. Иран, в свою очередь, начал более активно поддерживать ливанских шиитов и их политическое объединение. В этой связи автор монографии особое внимание уделяет анализу отношений между ливанскими шиитами и Ираном и приходит к выводу об их неоднозначности (с.188).

Большой интерес представляет глава, посвященная российско-ливанским отношениям (сс.264-302). У Ливана давние связи с Россией. Российское консульство в Бейруте было открыто в 1839 г., а в 1882 г. было создано российское Императорское православное общество, на средства которого в Ливане было открыто около 20 православных школ. В 1943 г. СССР одним из первых признал независимость Ливана, в августе 1944 г. были установлены дипломатические отношения на уровне миссий, а в 1956 г. они были преобразованы в посольства. В 1946 году Советский Союз впервые в истории ООН применил право вето, защищая суверенитет Ливана и Сирии, при рассмотрении в Совете Безопасности вопроса о дальнейшем присутствии иностранных войск на территории этих государств. В дальнейшем, на протяжении шести десятилетий СССР, а затем и Российская Федерация

неизменно выступала и выступает в поддержку сохранения единства, территориальной целостности и независимости Ливана.

В начале XXI века мы можем с большой уверенностью говорить о том, что Ливан уже почти оправился от последствий гражданской войны, и вновь превращается в признанный торгово-финансовый центр международного уровня. Российско-ливанские отношения становятся довольно весомым фактором в деле развития и укрепления российско-арабских отношений, а также существенно укрепляют позиции Москвы в регионе Арабского Востока. В активизации российско-ливанских связей заинтересован и Бейрут. Пытаясь восстановить былое финансовое и экономическое благополучие, утраченное в результате затяжной гражданской войны и многолетней израильской оккупации юга Ливана, правительство Ливана активно привлекает иностранные инвестиции, проводит политику открытой экономики. В настоящее время активно развиваются российско-ливанские торговые отношения: торговый оборот между странами составляет около 500 млн долл. в год.

В рецензируемой работе советско-ливанские и российско-ливанские отношения рассматриваются всесторонне и с разных точек зрения. Опираясь на многочисленные документальные источники (записи бесед заместителя министра иностранных дел СССР А.Я. Вышинского с посланником Ливана в СССР Х. Таки эд-Дином и премьер-министром Ливана Р.Сольхом; информационные письма миссии СССР в Ливане и записи бесед представителей СССР в Ливане с депутатами ливанского парламента, министрами и государственными деятелями, воспоминания дипломатов и др.) Е.М.Савичева затрагивает не только вопросы глобальных противоречий между Западом и СССР в ближневосточном регионе, но и такие вопросы, как роль друзской общины в укреплении советско-ливанских отношений, оказание помощи православным в Ливане со стороны СССР, специфику финансовой деятельности Моснарбанка в Ливане, расследование дела о сотрудниках советского посольства, взятых в заложники и др., которые не получили широкого освещения в отечественной научной литературе. Все эти

вопросы изложены через призму сложной внутриполитической ситуации в самом Ливане и противоборства на его территории различных региональных сил, в частности Сирии и ООП. Здесь же автор анализирует те проблемы, которые препятствовали глубокому проникновению советского влияния в Ливане, среди которых: традиционная опора ливанского истеблишмента на западные государства, несовместимый с социалистическими принципами конфессионализм, ориентированность Ливана на создание экономики на основе свободной конкуренции, где значительные преференции предоставлялись европейскому и американскому капиталу (сс.268-269). Важнейшим в данной главе является и анализ деятельности советской и российской дипломатии в конце 80-х - начале 90-х гг., направившей свои усилия на посредничество между воюющими в Ливане группировками, оказывая содействие урегулированию конфликта на всех уровнях (сс.283-289), что высоко было оценено в самом Ливане. В настоящее время радикализация ислама и обострение суннито-шиитских противоречий во всем ближневосточном регионе, наиболее рельефно проявляющихся в Ливане, естественно, не может не беспокоить Россию. Однако российская дипломатия подходит к оценке деятельности шиитской военно-политической организации Хизболла в широком контексте, с учетом ее представительства в ливанских органах государственной власти, оставаясь при этом одним из главных стратегических партнеров Израиля в ближневосточном урегулировании на всех его треках, той силой, которая в период кризисов способна повлиять на Сирию и Ливан. Позиции Израиля и России по ливанскому вопросу заметно расходятся, но, как особо подчеркивает Е.М.Савичева, «российская

дипломатия нацелена на решение ближневосточного конфликта с учетом мнений всех заинтересованных сторон», и именно здесь роль Москвы «может быть одной из ключевых» (с. 291).

Монография Е.М. Савичевой заставляет задуматься о следующем: как показывает история современного Ливана, ни один внутри- или внешнеполитический кризис не может быть преодолен без активного вмешательства внешних сил, которые, в свою очередь, используют его

территорию, партии и религиозные общины как площадку для решения собственных задач на Ближнем Востоке. Складывается ситуация, при которой решение проблем Ливана находится за его пределами, что свидетельствует о недостаточной устойчивости государственных институтов, их способности выступать от имени своих граждан и обеспечивать регулирование внутренних противоречий и конфликтов, и, кроме того, эффективно противодействовать внешнему влиянию. Ввиду того, что книга вышла в 2009 г., к сожалению, в нее не могли войти результаты последних выборов в ливанский парламент, состоявшихся в июне 2009 г. и продемонстрировавших новые тенденции в расстановке внутриполитических сил. Эти тенденции связаны с формированием в Ливане двух мощных политических альянсов: с одной стороны - т.н. прозападный альянс (Движение «14 марта»), стержнем которого является суннитское Движение будущего во главе с Саадом Харири, поддерживаемое, прежде всего, США и Францией, а также Саудовской Аравией и Египтом; с другой стороны - проиранский блок (Коалиция «8 марта»), в центре которого - шиитское движение Хизбалла и ее лидер Хасан Насралла. Важно подчеркнуть в этой связи, что обе коалиции представляют практически весь спектр политических партий и движений в Ливане: Движение будущего поддерживают не только христианские силы, но и суннитские партии, а союзниками Хизбаллы стала крупная маронитская партия, возглавляемая известным генералом Мишелем Ауном. Несмотря на то, что политическое противостояние этих двух блоков препятствует нормальному функционированию политических институтов, тем не менее стороны выразили готовность к конструктивному диалогу, что и было продемонстрировано в ходе длительного процесса формирования нового ливанского правительства. Кроме того, программно-идеологические

установки основных политических партий позволяют говорить о том, что все партии выделяют патриотические ценности в качестве одного из главных элементов своих доктрин, выступают за проведение демократических реформ и заявляют о необходимости отстаивать исключительно ливанские интересы, ограждая страну от влияния внешних сил. Несмотря на конфессиональную

основу партий, ни одно из ключевых движений не включает в свою идеологию тезисы, так или иначе связанные с религией. Даже Хизбалла отказалась от воплощения идеи исламской республики на территории Ливана.

Процесс постепенной консолидации основных политических сил в рамках двух альянсов говорит о том, что Ливан стоит на пороге существенных изменений, связанных с совершенно новой расстановкой политических сил. Это, в свою очередь, должно привести к существенной трансформации конфессиональной системы и формированию новых основ государственности с устойчивыми тенденциями дальнейшего развития.

Книга Е.М. Савичевой «Ливан: место в истории, роль в политике, ситуация в стране» является весомым вкладом в отечественную арабистику. Она будет полезна и интересна не только академическим кругам, но и практическим работникам, станет хорошим подспорьем для студентов-арабистов и всех, интересующихся современными политическими процессами, происходящими на Ближнем Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.