Научная статья на тему 'Литургия красоты в поэзии К. Д. Бальмонта'

Литургия красоты в поэзии К. Д. Бальмонта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2479
1200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЬМОНТ / ФАТА МОРГАНА / ЦВЕТ / СИМВОЛ / СОЛНЦЕ / МИФОЛОГИЯ / BALMONT / FATA MORGANA / COLOR / SYMBOL / SUN / MYTHOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Парамонова Л. Ю.

В данной статье рассматривается поэма Бальмонта «Фата Моргана» как наиболее показательное произведение для рассмотрения особенностей цветового символизма автора. В ней приведен не только полный анализ всех символов произведения (цветов – камней – растений), но и проведен фоносемантический анализ нескольких стихотворений, что позволяет проследить использование цвета поэтом на разных уровнях текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liturgy of the beauty in the poems of K.D. Balmont

The article studies the poem by Balmont “Fata Morgana” as the most significant work of art for the examination of the peculiarities of the color symbolism of the author. The article contains not only a complete analysis of the symbols of the verse (flowers-gems-plants), but also the phono-semantic analysis of several poems, which makes it possible to trace the use of color by the poet on different levels of the text.

Текст научной работы на тему «Литургия красоты в поэзии К. Д. Бальмонта»

Драфт: молодая наука

Л.Ю. ПАРАМОНОВА (г. Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1.1 (Бальмонт Д.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,445

ЛИТУРГИЯ КРАСОТЫ В ПОЭЗИИ К.Д. БАЛЬМОНТА

Аннотация. В данной статье рассматривается поэма Бальмонта «Фата Моргана» как наи более показательное произведение для рассмотрения особенностей цветового символизма автора. В ней приведен не только полный анали з всех си мволов прои зведения (цветов - камней - растени й), но и проведен фоносемантический анализ нескольких стихотворений, что позволяет прослед ть спользован е цвета поэтом на разных уровнях текста.

Ключевые слова: Бальмонт, Фата Моргана, цвет, символ, Солнце, ми -фолог я.

«Фата Моргана» - своеобразная поэма цветовосприятия, наиболее характерно отражающая цветовую мифологию Бальмонта. Эта поэма (или цикл стихотворений: чётких жанровых границ тут нет) входит в сборник поэта «Литургия красоты». Основная тематика книги - воспевание красоты мира, её отражение в душе поэта. «Фата Моргана», в свою очередь, как часть этой кн г , воспевает красоту, неповтор -мость и уникальность красок и цветов природы. Поэма состоит из 21 ст хотворен я, каждое з которых представляет собой характер -ст ку того л ного цвета в поэт ческом м ровоспр ят Бальмонта. Он углубляет понят е цвета, пр вод т ассоц ат вные ряды, связанные с природной стихией. Для творчества Бальмонта этот цикл является немаловажным. Бальмонт писал: «В своей поэме «Фата Моргана» я попытался свест в художественное целое сво ощущен я от разл ч-ных красок» [Бальмонт 1992: 195]. В данной статье мы рассмотрим своеобраз е семант к цвета в творчестве Бальмонта, на более ярко выраженной менно в поэме «Фата Моргана».

1905 - год выхода в печать книги «Литургия красоты» - для самого Бальмонта был годом возвращен я домой после трёхлетнего отсутствия. Поэт ездил по странам, с 1902 г. он побывал в США, практически во всех городах Европы, в Мексике. Именно тогда и собираются им яркие впечатления для воспевания жизни и мира. Красота для поэта - и цель, и смысл жизни. Главный философский принци п - мимолётность. И эт два тез са находят своё отражен е в поэме «Фата Моргана».

В Италии существует предание: Fata Morgana - фея Моргана -ж вёт на морском дне обманывает путешественн ков пр зрачным

8 i

Драфт: молодая наука

ложными видениями. Фата Морганой называют редко встречающееся оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких миражей, когда отдалённые предметы видны искажённо, раздвоенно или несколько изображений накладываются друг на друга. В поэтической же символике фата моргана - это мираж, видение, прекрасная мечта. Здесь - характерная черта поэзии Бальмонта, поэзии мига. Человек и пр рода существуют только мгновен е, как м раж, но менно в нём -вся с ла сточн к ж зн .

Бальмонт в своей статье «Любовь и ненависть» [Бальмонт 1911] писал: «Влияние каждого отдельного цвета на возникновение отдельных, совершенно определённых душевных состояний есть факт несомненный...» и указывал свои личные ощущения, вызываемые каждым из главных цветов спектра: «Ярко-красный цвет и золотисто-жёлтый вызывают во мне л кующую радость ж зн , пр чём алый тревож т, а золотистый умиротворяет в волнени и. Зелёный цвет доставляет тихую радость, счастье длительное. Голубой - вызывает уходящую мечтательность. Тёмно-синий подавляет. Лиловый производит гнетущее впечатлен е, даже светло-л ловый связан с чем-то зловещ м. Белый чёрный про зводят однородное впечатлен е - зысканной красоты, благородства и стройности. Их одежда различна, а душа одна.» [Бальмонт 1992: 429]

Фата Моргана - есть комплекс тех пс холог ческ х состоян й, вызываемых у поэта тем л ным цветом. Бальмонт располагает цвета в поэме, как в спектре, уделяя одному цвету по нескольку ст хотво-рений, он приводит его в смешениях, в оттенках, как на палитре художника, тем более расширяя круг значений и ассоциати вных связей.

Он уподобляет цвета стихиям, цветам, камням, звукам музыки, пр роды, чувствам человека. Всё это, соб раясь вместе, даёт ярк й слепок вселенной автора, его мифа о мире. Поэма звучит как гимн красоте, м ру в его цвете вел колеп .

Теперь рассмотр м особенност каждого цвета.

Красный. Красным цветом открывается поэма Бальмонта. Красный - первый цвет спектра, радуг , од н з трёх основных цветов. Цвет агрессивный, яркий, активный. У Бальмонта он тоже символизи -рует воплощение жизни, горения. «О, кровь, много таинств ты знаешь!» - восклицает поэт. Центральный образ в стихах о красном цвете - кровь и страсть. Красный - это кровь, мечта, красота, «красочный намёк», «безгласно-цветочные крики». Поэт словно играет со звуками, подб рая слова, бл зко звучащ е, созвучные со словом «красный»: капли крови, розы, страстность, альков. Это и влюблённость, ослеп-лённость красотой, и юность «страстная, желающая ласк», и упоение

Драфт: молодая наука

любовью. Не менее важную окраску несут на себе цветы и камни, символизирующие этот цвет: «Кораллы, рубины, гранаты...»

В м нералог камн красного цвета - это воплощен е энерг , страст , дв жен я, с мволы Марса, во нствующего с льного. Гранат сам по себе вбирает в себя всю семантику своего цвета - в Древнем Египте он считался камнем жизни, приносящим счастье, рождаю-щ м с льные страст , подобно руб ну, ол цетворяющему пышную страстную любовь. Читаем у Бальмонта: «и любишь опять горячо красоту», «капли алые крови живой», «красный цвет - горячий цвет». Даже Солнце в семантике красного - опьянённое, всё словно во сне, в огне: здесь же «капли крови в гвоздике». Гвозди ка - цветок французской революц , знак любв преданност . И снова смысловые оттенки: горение, кровь, бои, благочестие; розы - как символ страсти, любв , пожара в душе:

Я хочу и не смею

Сорвать эту розу, сорвать и познать упоенье,

Любовь.

Оттенками красного выступают розовыш и предрассветно-л ловый, алый. В нём у Бальмонта ещё сквоз т мот в красного, но он словно лишь предвосхищает тот пожар страсти. Розовый - это юность, какие-то первые чувства, чистота и непорочность. Это и «румянец яблока», и «румянец девушки, когда горит заря». И за ним, этим розовым, пробивается уже пламя Огня, крови и Солнца: «Горицветный, жёлтый, красный». Красный - страсть, жёлтый - цветы, Солнце, всё это вместе даёт огонь, пламя, ж в тельное оч ст тельное. Но огонь может и сжигать, ранить: «Лепестки горицвета, оранжево-огненнокрасные.». Горицвет - цветок, символизирующий грустные воспоми -нан я о прошлом, об ушедш х прелестях ж зн . Это с мвол страст , разгула ж зн , но всему рано л поздно пр ход т конец:

Веселимся, пьянимся мы, любимся, жаркие, страстные, —

Темный отстой неразлучен со дном [Бальмонт 1992: 197].

Жёлтый. Это, несомненно, цвет Солнца, радости и весны у Бальмонта - «ликующая радость жизни». Это цвет звёзд, первых весенних цветов, это «подсолнечник, цветок из Перу». Хотя опять же подсолнечн к несёт двойную семант ку - это цветок счастья, солнечной доброй энерг - с мвол обманутого ож дан я, даже траура. Но в контексте бальмонтовского м роощущен я - ж знерадостного,

Драфт: молодая наука

лёгкого - отр цательный план ст рается. Вообще жёлтый у него есть символ жизни во всей её яркости, многоцветности. Желтый - второй основной цвет «тро чност цветов» после красного, это цвет пр роды и её благоухания - «жёлтый мёд», «вешняя трава», «голубые взоры детства золотого»... Жёлтый и золотой сплетаются у Бальмонта во-ед но - цвета дня, солнца, он существуют в пр роде незав с мо от времен года, пр сутствуют в ж зн каждый день час: «Лютик золотистый //Луч, и шелк цветистый», «светлый сон невест», «колос», «вечер позлащенный». Лют к - с мвол св дан я, колос - зоб л я ж зн ; от начала до конца, от зарожден я до вечера ж зн везде -как символ радости и полноты бытия — жёлтый и золотой. Жизнь, освещённая солнцем. И даже в смерт , в старост , в увядан не угасает эта краска. Бальмонт выделяет особый цвет - прощально-золот стый. И в нём - «тихий шелест сентября, улетающие птицы», «праздник Солнца золотого». Вроде бы прощание, но это не грусть, это «роскошь ярких угасаний, траур лета и весны». Жёлтый клён, как выражение прошлого, отзвеневшего, но выражает не печаль, а «праздник пышный янтаря». Янтарь - с мвол счастья, возрожден я. Даже сквозь смерть угасан е слыш тся весёлая песня ж зн - «умильный свист синицы». Да самого понят я смерт нет, это праздн к Осен , которая отшум т, но возрод тся снова, как з янтаря звлекают ма-леньк х насекомых, переж вш х много веков вновь ув девш х свет. Таково воспр ят е жёлтого у Бальмонта. Это вечный, вездесущ й цвет, с мвол радост ж зн полноты быт я.

Зелёный - следующий цвет радужного спектра, цвет жизни. У Бальмонта - цвет Земли, нашей планеты, о которой сказано: «Звезда, на которой сквозь небо мерцает трава». Зелёный - с мвол пр роды: трава, б рюзовые поля, остров. Но зелёный связывается у него с человеческими страстями. «Влюблённые смотрят на остров в небесных пустынях, в их снах изумрудно...» - здесь изумруд предстаёт как символ покоя, беспечност , отдыха для душ , возвращен я на лоно пр -роды. Этот зеленый цвет как скуплен е любовью, «водный свет», «воздушный цвет зелёных глаз». Зелёный вб рает в себя все ст х , как ж знь вообще, в нём есть вода, огонь воздух, в ф нале этот цвет оборач вается м ром, обращается в «изумрудную планету». Он всеобъемлющ, наряду с жёлтым. Только, в отличие от него, зелёный -цвет земной, жёлтый же - небесный: звёздно-солнечный.

Особое место Бальмонт уделяет голубому цвету. Он не помещает его после зелёного, как обычно бывает в радуге, он даже не посвящает ему отдельного ст хотворен я. Нет, голубой выступает вначале в тр -единстве с жёлтым и красным, как третий основной цвет палитры ху-

Драфт: молодая наука

дожн ка. Голубой даётся поэтом в сопоставлен с двумя эт м краскам как прот воположный м, ной по своему значен ю звучан ю. Бальмонт даёт ему следующ е характер ст к : «голубой - холодный», «в нём спокойный вечный вид, вечность не обманет», а также: «О покорности Судьбе//Голубой вещает» [Бальмонт 1992: 197].

Вспомн м слова самого поэта о том, что голубой вызывает уходящую мечтательность. Здесь он предстаёт спокойным: голубой - как небо, в котором рождается солнце, как вода, укрощающая огонь, как к слород, необход мый для ж зн . Это голубые сны, голубые оч , сказка, ласка, незабудка. Голубой как вечная ст на, спокойств е надежда. Голубая незабудка - с мвол верной любв , памят . Голубым дыш т сама ж знь. Он подготавл вает нас к с нему.

Синий у Бальмонта стоит на «своём» месте. И, несмотря на заявлен я поэта в статье «Любовь ненав сть», что тёмно-с н й подавляет, в поэме цвет предстаёт совсем в другом, косм ческом аспекте. Здесь с н й трактуется как цвет веры, надежды, какой-то высшей гармонии. Это простор, но простор не гнетущий, а «бесчисленность различно-светлых звёзд». Бальмонт создаёт образ сапф рной пустын , над которой прост рается мост в рай, в Эдем. Сапф р с мвол з рует небесное блаженство, верность скромность, небесные пут в рай окрашены у него в с н й. «Синий цвет - небесный цвет», - говор т поэт. Он указывает, что всё с нее обещает дост жен е желан й: «Дойдешь», - тебе вещает лен». Лён прочитывается как символ дорог постоянства, образ вас льков в ст хотворен воплощает простоту, нежность. Всё это по круп цам слагает образ с него цвета - постоянный, верный, косм ческ й, но простой бл зк й, вселяющ й веру ведущ й к высш м ступеням духовного пут : «. душою ощущается в Эдем ведущий мост». Сапфир, по своей символике, является наиболее «духовным» з всех камней, перенося это своё значен е на с н й цвет в воспр ят поэта.

Следующий - переход к нежно-лиловому и фиолетовому. Нежно-лиловый, ещё не фиолетовый, ещё не насыщенный - сиреневый туман. Бальмонт создаёт образ этого цвета, нан зывая ассоц ац одну за другой. «Колокольчик на опушке леса» - ввод т тему постоянства, радост , какой-то сказочност : колокольч к с нежным звонам , феи, лиловатые орхидеи создают впечатление доброй сказки. Тут же звуч т музыка: «в лепете романса» появляется цвет с рен - с мвола первой любв , «сад мечты» амет ст - камень скромност , душевного спокойств я, с мвол влюблённых. Так м образом, складывается карт на д лл ческого покоя, равновес я, реальност , гран чащей со сказкой. М р в с реневом дурмане, но этот дурман опьяняющей

Драфт: молодая наука

влюблённост музык несёт добро свет, что ещё раз подтверждает бальмонтовскую концепц ю ж знелюб я. С переходом с реневого в ф олетовый с туац я несколько меняется.

Фиолетовый у Бальмонта уносит в небесные дали, отгораживает от всего м ра. Звуч т мот в сна: поэт соб рает с н е лепестк , сны застывают в амет сты, а в выш не распускаются ф алк . Бальмонт не раз подчёрк вает ллюзорность, погружённость в сон ф олетового цвета: «снов застывших», «в призрачной картине», «в сновиденьи». Ф алк - цветы ноч , смерт печал , с другой стороны - с мвол скромност нев нност . Ф алкам украшал в древност мог лы молодых, безвременно ушедш х девушек. И у Бальмонта мы в д м «белый храм весталок». Покой беспредельный, их не тревожит мирская суета, «взор фиалковых очей» отражает бездонность, и только ночь м покров тель. Ф олетовый здесь - уход в себя, углублен е, покров ноч стремлен е дост гнуть какого-л бо совершенного предела «в лесной пустыне Бытия». Фиолетовый выступает у Бальмонта крайн м пределом с него, накалом страстей , в то же время, п ком отрешённост ухода вглубь себя. Ж знь почт уравнена со сном.

Казалось бы, предел достигнут, цветовой спектр пройден, круг человеческ х чувств охвачен, но поэт выделяет ещё два цвета - белый чёрный, разб вая первый ещё на несколько оттенков.

Итак, белый у Бальмонта начинается с хрустальносеребристого. Этот цвет словно отделяется от земли, улетает вдаль от затворничества фиолетового, он где-то в высших сферах, «в свете лунном». Этот мир пронзён музыкой - звуки лютни, «слёзы флейты звуковые», пр чём флейта внос т голубой оттенок в эту серебр стую сказку. (Бальмонт в статье «Светозвук и симфония Скрябина» указывает, что звуки флейты окрашены в зорево-голубой оттенок). Опять присутствует мотив сна, зеркал, «призрак ангелов, их крылий» - мир наполняется сказочно-божественным образам , хрустальным звонам , мелод ям , шуршан ем крыльев ангелов. Фантаст ческ й поэт ческ й м р дополняют «сон царевны в лунной саге» образы «сонных лилий». Образ лилии как символ невинности и чистоты можно истолковать и иначе: лилия - цветок Пресвятой Девы, но может выступать знаком мест , наряду со знаком прощен я скуплен я грехов. Хрустальные мот вы также связаны с разл чным та нствам , загадочным с лам .

Опалово-зимний развивает те же мотивы белого цвета, беломолочного, прозрачного. Опал символизирует надежду и переменчивость судьбы. Бальмонт продолжает мот в сказк , вплетая в него карнавальные сюжеты. Опаловый - это серп Луны, «кружевом на всем -

Драфт: молодая наука

воздушный иней». Появляются замок «духов серебристых», «сонмы фей», «танец блёсток» бал снеж нок: здесь белый как в хрь, метель, сказка; но не спокойная, ровная, а будоражащая, волнующая, в хрь ж зн со всем её чудесам .

И, наконец, собственно белый. Сама жизнь и сама смерть. Начало и конец. Жизнь и вечность. Образ Нарцисса, живущий в понятии белого цвета. Ж знь во всех её постасях. Любовь до смерт самовлюблённость, «загадка жизни, отражение, венчальный саван». В белом воплощена вся ж знь, вся гамма цветов бесцвет е. И белый у Бальмонта пр равн вается к чёрному: «Их одежда разл чна, а душа одна», - пишет он [Бальмонт 1990: 429]. Поэтому и чёрный, цвет, завершающий поэму «Фата Моргана», является цветом жизнеутверждающ м, поз т вным, что характерно только для поэз Бальмонта. Не зря мир - литургия красоты, и всё в нём прекрасно. «Мрак помощник прорастанию зерна», - п шет Бальмонт, - «В черной тьме биенье жизни».

Все цвета соб раются в чёрный з чёрного же выходят. Это, подобно белому, первородный цвет. Чёрная земля, порождающая колос - залог изобилия, дающая жизнь, рождающая. Огонь порожден чёрным углем. И даже «мировой цветок» Солнца набирает силы в глубине ночных морей, во мраке, чтобы выйти и засиять «ярче самых пышных роз».

Так м образом, по Бальмонту, все цвета входят в ж знь, он создают Красоту и Г армонию в мире, они не могут нести негатив в мир, потому что рождены самой пр родой. Каждый цвет воплощён в каком-л бо цветке, камне, пр родном явлен , времен года, каждый цвет окраш вает определённые чувства человека. И каждый цвет мгновенен в своём цветен , он вспых вает счезает, многократно отражаясь во времен , в сердцах людей, он оставляет там ярк е вспышк гаснет. «Фата Моргана» - поэма о красоте м ра, красоте ж зн , красоте чувств явлен й, которые проносятся перед нам счезают, как в -

ден я, которые мы должны сохран ть в памят .

Посмотр м теперь эт же ст хотворен я с точк зрен я цветозвуковой окрашенност ст ха на фонет ческом уровне. Сначала обрат мся к самому главному цвету в спектре Бальмонта, цвету солнца -жёлтому.

Жёлтый у поэта - цвет радост ж зн , упоенья ею, цвет л кования, яркого дня и, главное, цвет, наполненный положительной энерги -ей, позитивным, жизнеутверждающим звучанием. Какой же оттенок несёт на себе это стихотворение на фонетическом уровне?

Состав м табл цу ударных звуков:

Драфт: молодая наука

СпрошУ ли Ум, в чем жЁлтый цвЕт,

ДушА сейчАс поЁт отвЕт,

Я вИжу крУг, сиЯнье, сфЕру,

Не зОлото, не блЕск егО,

Не Эту тЯжкую хи мЕру,

Что нЫне стАла - вЕществО Для уни жЕнья моегО,

О, нЕт, и нОе торжествО: —

ПодсОлнечни к, цветОк и з ПЕру,

Где знАли, как лазУрь очЕй НежнА от сОлнечных лучЕй.

Заметно превалируют ударные Е и О (11 Цэ] и 13 [о], []о] из 37 ударных гласных), кроме того, на уровне общего количества гласных в стихотворении эти же звуки оказываются наиболее частотными в словах: подсолнечник, поёт, ответ, вещество, торжество, очей, солнечных.

Бальмонт определяет эти звуки так: О у него — звук восторга, пространства, простора, всё огромное, ясное, явное, яркое. Е и Ё - это «золотые блёстки песчинок», что-то лёгкое, краткое, мёд, лён.

Эт значен я звуков напрямую пересекаются с образам ст хо-творения - сиянье, золото, блеск, цветок из Перу, солнечные лучи. Что-то пронизанное светом, прозрачное, янтарное, как мёд, лёгкое, как воздух, О - это пространство, заполненное солнцем, солнечными лучам и, сиянием, льющее свет извне.

Таким образом, Бальмонт и на звуковом уровне аккомпанирует тому цвету, о котором пишет. Если же посмотреть семантику этих звуков, приведенную в кни ге Ю.В. Казари на, то окажется, что О - жёлтый либо белый, Е - ярко-жёлтый или оранжевый [Казарин 2004: 286].

Обратимся к другому стихотворению, например, «Красный». Здесь очев дна дом нанта звука [а]:

ВнутрИ, в лепесткАх,

КАпли Алые крОви жи вОй,

Юной, стрАстной, желАющей лАск.

ЗнАю Я, кАк бесконЕчно-богАты устА,

ПоцелУи, сближЕнье, алькОв,

КАк первоздАнно-богАты два ртА В краснорЕчье без слОв.

Я гляжУ и терЯюсь, робЕю,

Я хочу не смЕю

СорвАть эту рОзу, сорвАть познАть упоЕнье, любОвь.

О крОвь, сколько тАи нств и счАсти й скрывАешь ты,

крОвь!

Драфт: молодая наука

Значение А - Я в современной фоносемантике обычно обозначаются так: А - красный/чёрный; Я []а] - ярко-красный/тёмно-красный [Казарин 2004: 286].

Бальмонт не пр даёт однозначного цвета звуку А: он, по Бальмонту, весна, страсть, кровь, пламя, Ад и Рай, алмаз, опал, вся гамма красок, но на уровне образов в ст хотворен можно прослед ть дом нанту красного - это цвет адского пламен , горен е страст , пылающее в любви сердце, и корАллы, гранАты - тоже красного цвета. Это и кровь, гвоздика, роза: сами звуки уже окрашивают стихотворен е.

Третий основной цвет - си ний. Это цвет верности, постоянства и надежды. Здесь не всё так единогласно. В общем, в стихотворении три доминирующих гласных звука: И-У-Е.

ПустЫнями эфИрными, эфИрными-сапфИрными Ски тАется бесчИсленность разлИчно-свЕтлых звЁзд...

Но сИни й цвет - небЕсный цвет, и грЁзою отвЕтною ПросЯщему сознАни ю даЁт он ряд при мЕт.

При мЕт лазУрно-рАдостных нам в бУднях много свЕти тся,

И пУсть как море сИнее, дорОги далекИ.

Е, как уже говорилось, простор, необъятное пространство, что-то лёгкое, блёстки. Здесь - на фоне синего простора - []э] читается как звёзды в бездонном небе. У и И - в фоносемантике: тёмно-с н й/ф олетовый с н й. У Бальмонта У - это шум, что-то грозное, как туча, как гул на морском берегу. И - взв хренная пуч на, которая волнует, беспоко т, это в хрь, море - всё это тоже обыгрывает образ синего цвета. К тому же, если прислушаться к аллитерации в стихотворении «Синий», можно выделить наиболее частые звуки: Р-Л-Щ.

Бальмонт п шет:

«Ш-Щ - истинно природный звук, он - он в шелесте листьев, песне ветра, которая заполняет м ровое пространство.

Р - горы, бури, пророчества.

Л - лепет волны, что-то влажное, нежное, влага, ласка» [Бальмонт 1990: 129].

Эти мотивы гор, пучины, волн подчёркивают «синий тон» стихотворен я, но всё же в нём цветовая окрашенность не так однозначна, как в «Красном» «Жёлтом».

Таким образом, можно сказать, что, создавая «Фату Моргану», Бальмонт хотел как можно на более полно отраз ть сво чувства, вызываемые тем л ным цветом. Он берёт од н цвет вмещает в него

Драфт: молодая наука

весь мир, охватывает все его ипостаси, сконцентрировав их в одном кратком м ге быт я. Поэт окраш вает сво ст хотворен я на всех уровнях - образном, контекстуальном фоносемант ческом. Через пр нят е цветов он выражает свое отношен е к ж зн , он поёт г мны красоте гармон . В его м ре нет отр цательных эмоц й, нет грубых, унылых тонов, это м р Солнца. И вся его поэз я - л тург я красоты.

ЛИТЕРАТУРА

Бальмонт К.Д. Светлый час: стихотворения и переводы. - М.: Республи-ка, 1992. - 589 с.

Бальмонт К.Д. Любовь и ненависть [Электронный ресурс] // БЯЬ: http://az.lib.rU/b/balxmont_k_d.

Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа: стихи, очерки / сост. предисл Н.В. Банникова. - М.: Детская литература, 1990. - 239 с.

Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республи ка, 1994. -528 с.

Драгоценные камни как символ. [Электронный ресурс] // иЯЬ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://simbolsbook.ru/article.aspx?id=208.

Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста. - Екатеринбург: Деловая кн га, 2004. - 432 с.

Символика цветов. [Электронный ресурс] // БЯЬ: http://lukor.e-^loryon. шт/2755835085.

© Парамонова Л.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.