УДК 746.53 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.3(28).22
О.В.Шаповалова, Е.П.Панова
ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ЕВХАРИСТИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Рассматривается история создания одного литургического комплекта для Евхаристии: Воздуха, двух Покровцов и закладки. Осмысление таинства Евхаристии, ее мистического опыта осуществляется на основе осознания опыта древних мастеров золотошвейного шитья и вышивки текста на кайме жемчугом, а также мастеров иконописного дела. Умение соединить древние и современные техники в традиции вышивания литургического комплекта становится предметом описания и размышления.
Ключевые слова: Евхаристия, литургический комплект, Воздух, Покровец, закладка, шитье
В данной работе будет рассматриваться история создания одного литургического комплекта для
Евхаристии, который вышивался для храма Святителя Николая в поселке Итат Тяжинского района Кемеровской области. Исторически подобные комплекты вышивались женскими руками по благословению священноначалия.
В настоящее время, работая над этим комплектом, невольно задумываешься о том, как современный человек осмысляет христианские традиции, свое литургическое участие и понимание Евхаристических таинств. Хотелось бы поделиться опытом в поиске ответов на эти вопросы в данной статье, так как, работая над созданием литургического комплекта, невольно приобщаешься к более глубокому осмыслению Евхаристических таинств. Именно личное участие (О.В.Шаповалова являлась непосредственной участницей процесса создания этого литургического комплекта) заставляет глубже проникнуться мистической стороной Евхаристического таинства и осознать смысл и значение обряда в жизни современного человека.
Рис. 1. Воздух, два покровца крестообразной формы и закладка Работа над Евхаристическим комплектом велась в течение 12 лет, периодически откладывалась на полугодовые промежутки в связи с разными обстоятельствами жизни. Идея создать такой комплект появилась у священника отца Алексея Чертковa 2004 г. Он на тот момент работал с молодёжью, возглавлял Воскресную школу и был настоятелем домового храма Иверской Иконы Божьей Матери в городе Новокузнецке. Раньше существовала традиция девицам перед венчанием вышивать закладки для напрестольного Евангелия. Таким образом вымаливалось Божье благословение на то, чтобы слово Христово пронизывало всю жизнь, чтобы Господь ниспослал той девице истинного «друже» Христова, с которым она сможет пройти весь земной путь. Отец Алексей решил оживить эту традицию и предложил незамужним девушкам потрудиться своими руками ради Христа над закладкой. При этом он усложнил задачу тем, что помимо закладки девушкам предстояло вышить литургический комплект для храма. Из молодежи откликнулось четверо. О. Алексей из Сибири поехал в Троице-Сергиеву Лавру и приобрёл специальную парчу с христианской символикой. Каждая из девушек выбрала свой цвет. Были приобретены ткани голубого, красного, зелёного и желтого цвета. О.Шаповалова выбрала желтый цвет, который символически олицетворяет собой цвет малой Пасхи, именно этот цвет используется на воскресной литургии Свт. Иоанна Златоуста.
Литургический комплект — это три покрова на священные сосуды, которые употребляют во время совершения Евхаристии: один для Потира, один для Дискоса и еще один для Воздуха. «В древности покровцы употреблялись для того, чтобы предохранить от попадания насекомых в приготовленные на проскомидии Святые Дары. Первоначально покровцы были квадратной формы. В современной церковной практике покровцы для потира и дискоса имеют крестообразную форму. [...] Воздух был введен в употребление преподобным Саввой Освящённым. Во время пения Символа веры священники возвышают его над Святыми Дарами, а когда он покрывает их, данное действие символически указывает на погребение Спасителя. [...]. Первоначально воздух и покровцы существовали отдельно, не составляя комплекта. С конца XVI века складываются литургические комплекты, состоящие из трёх предметов с разработанной иконографией и текстами устойчивого состава» [1, с. 4].
Рис. 2. За работой на пяльцах
Рис. 3. Воздух
Литургический комплект, который вышивался на протяжении 12 лет, также состоит из воздуха и двух Покровцов. Оба Покровца имеют одинаковую композицию и одинаковые символы — это крест четырёхконечный, шестикрылый ангел и восьмиконечный крест [Ил. 1].
Воздух имеет более сложную композицию, которая обдумывалась и создавалась постепенно, в процессе более глубокого изучения и понимания христианства и истории шитья [Ил. 3]. Воздух символически изображает свёрнутый плат - плащаницу, в котором подготовили к погребению Господа Иисуса Христа, обвив его тело. Выбор, как и в покровцах, был остановлен на четырёхконечном кресте с белыми лучами света, как прообраза благодати, исходящего от креста и усиливающегося трижды по кругу. Число три символизирует образ Троицы: Отца, Сына и Святаго Духа. В воздухе продолжается, как и в покровцах, тема служащих Господу шестикрылых ангелов. В связи с тем, что был выбран жёлтый цвет, который созвучен с воскресной литургией и является символом малой Пасхи, также был вышит вязью текст тропаря пасхальных часов: «Во
гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный» [1, с. 7]. Именно этот тропарь пасхальных часов обязательно читается во время каждения престола дьяконом на часах перед началом Божественной литургии, так же священником после перенесения Святых Даров на престол за чтением тропаря «Благообразный Иосиф...».
Во время работы над литургическим комплектом учитывался опыт мастеров золотошвейного дела: обращение ко множеству памятников декоративно-прикладного искусства, выставленных в музеях, общение со студентками Свято-Тихоновского Университета, изучение их этапов работы в мастерских оставили след в формировании образа, созданного в литургическом комплекте для Евхаристии. Например, вдохновили к работе образ шестикрылого ангела на покровце из Московской мастерской Ирины Фёдоровны, «Агнец Божий» 1593 г., текст на воздухе «Христос во гробе» из Московской мастерской царицы Ирины Годуновой 1593 г., образы шестикрылых ангелов, обращённых ликом ко Христу на Знамени Спас Нерукотворный с херувимами и серафимами из Мастерских Московского Кремля 1653 г., которое находится в Оружейной палате.
Рис. 4. Закладка
Одна из задач состояла в том, чтобы создать литургический комплект по максимуму облегчённый, поэтому не были использованы тяжёлые камни, крупные жемчуга. В арсенале был мелкий янтарный бисер, белый бисер, стеклярус белый и золотой, пластиковые стразы под янтарь, плотная ткань, которая была расписанная золотым и серебряным акрилом, таблетки для написания ликов — всё пришито леской.
Еще одной особенностью в работе, по стечению обстоятельств, было то, что отцу Алексею с большим трудом удалось приобрести остаток желтой ткани в Троице-Сергиевой Лавре. С помощью мастерицы из ризницы Преображенского Собора города Новокузнецка удалось выкроить Покровцы, которые сшиты из пяти элементов, и Воздух, сделанный из цельного куска ткани. Из-за нехватки ткани невозможно было сохранить орнамент на самой ткани, поэтому темы и символы О.Шаповаловой было предоставлено право выбирать самой. В 2004 году в Новокузнецком музее не было представлено в экспозициях шитья литургических комплектов, поэтому почерпнуть знания о традиционной вышивке было негде. Интуитивно было принято решение положить в основу литургического комплекта символ креста, взяв его за основу, так как крест является символом христианства, поэтому на двух из пяти выкроенных элементов было решено воспроизвести восьмиконечный крест. На решение повлияло само символическое изображение на ткани. Один из центральных элементов в Покровце имел квадратную форму, поэтому в композицию был встроен четырёхконечный равносторонний крест, этот же символ также лег в основу центрального образа Воздуха. Образы ангелов в Евхаристическом комплекте были обретены благодаря молитве во время литургии, в той ее части, когда священник выходит под песнопения «Иже херувимы.», держа в руках покровцы, накрывающие потир и дискос. Так пришло решение изобразить шестикрылого ангела. Бисер пришивался способом «шитье иголкой вперед» по одной бисерине или через одну. Но как написать лик на таблеточке — это было решить очень сложно, так как О.В.Шаповалова еще не владела техникой письма иконописи. В 2005 г., приехав в Москву, она поступила учиться в Иоанно-Богословский университет на монументальное отделение. С этого момента ею началось серьёзное изучение иконографии, посещение музеев в Москве и в Санкт-Петербурге. Поиски изображения лика Ангела закончились в 2007 г., когда в гостях у благочестивой женщины О.В.Шаповалова увидела на полу истёртый и обожжённый кусок вышитого покровца начала XIX века, чудом уцелевший в годы лихолетья. Объёмная вышивка по шнуру и лик ангела были написаны иконописцем на таблетке. Таблетка — это кусок ткани, залевкашенный с двух сторон, на нем и пишется иконный лик. Именно эта идея и легла в основу работы О.В.Шаповаловой, но лик Ангела, выполненный иконописцем на таблетке пигментами, создавал диссонанс с бисером: он выглядел слишком темным по отношению к яркому бисеру, отражающему дневной
свет. Решение, как изобразить лик, пришло позже, когда мастер написала акрилом по ткани шесть ангелов и пришила их на Воздух. Лики для ангелов на покровцах были воссозданы творённым серебром и золотом, таблетка имела форму круга с двумя ушками по бокам, чтобы можно было ее пришить внутри бисерной вышивки.
Воздух к 2008 г. имел только центр с четырёхконечным равным крестом и с распространяющимся белым божественным светом. Эта идея света пришла благодаря осмыслению творений Святого Григория Паламы о Божественном свете и Отцов-исихастов об обоживании человека.
С 2009 г. началась также дружба автора вышивки литургического комплекта с золотошвеями. Ей было интересно знать историю золотошвейного шитья. О.В.Шаповалова вместе с ними посещала музеи Кремля, где и изучала произведения удивительно тонкого шитья. Так появилось желание дополнить композицию Воздуха текстом и ангелами, расписанными акриловым серебром и золотом на плотной ткани, что создавало иллюзию вышивки. Ангелы были обшиты мелким белым и янтарным бисером. Кайма вязью очень красиво смотрится в монументальном искусстве и в лицевом шитье: «Вязь — особое декоративное письмо, при котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент. Один из главных приёмов русской вязи — мачтовая лигатура (соединение двух смежных вертикальных линий в одну). Чем больше в алфавите букв с мачтами, тем многочисленнее и разнообразнее могут быть мачтовые лигатуры. Например, греческий алфавит состоит из 24 знаков, из них 12 мачтовых. Максимальное количество совпадений типа мачта+мачта в греческой письменности равно 132. В русском кириллическом алфавите 36 знаков, из них мачтовых — 26. Число возможных лигатур — свыше 450. Потому свой расцвет и изысканную проработанность вязь получила именно в памятниках Кириллического письма» [1, с. 3].
«В зависимости от украшения выделяются стили вязи:
— геометрический (без украшения растительными элементами);
— природный (наличие украшения растительными элементами);
— смешанный.
На Руси в XV века преобладал смешанный стиль. Особенность вязи в памятниках лицевого шитья во многом зависит от техники выполнения надписей, которые могут быть выполнены в технике золотого шитья и жемчугом» [1, с. 4].
Своей задачей автор вышивки ставила изобразить стройность и завершённость, выраженные в выбранном тексте тропаря: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя, Неописанный». Воздух был натянут на специальные деревянные пяльцы для лицевого шитья, которые были заказаны в Троице-Сергиевой Лавре у мастера [Ил. 2].
По окончанию всех вышивальных работ Воздух и Покровцы были сшиты и пошиты золотой тесьмой по краю. С 2016 года их используют по назначению во вновь восстановленном храме 18 века Святителя Николая Чудотворца, который находится в поселке Этат Тяжинского района Кемеровской области.
Ткани на закладку не хватило, потому она приобреталась отдельно. На ней были вышиты восьмиконечный процветший крест с 12 цветами и с буквами Альфа и Омега. Вышитая закладка явилась осмыслением цитаты из Откровения Св. Иоанна Богослова (1 глава 8 стих): «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» [Ил. 4].
В процессе этой работы происходило осмысление того, что являет собой таинство Евхаристии в его глубине и красоте. По благословению священноначалия каждая деталь, бисеринка и стеклярус были пришиты с Иисусовой молитвой, что развивало не только терпение, но и молитвенное усердие. Все три девицы, вышивавшие литургический комплект по благословению отца Алексея Черткова, вышли замуж.
Пройденный мастером О.В.Шаповаловой путь в течение этих 12 лет помог ей осознать всю силу молитвы и мистического постижения великого таинства Евхаристии и Промысла Божьего, что является самым ценным в нашем современном порочном мире, потерявшем Бога. Именно столь многолетний труд помог укрепиться мастеру в вере Христовой, что очень непросто для современного человека.
1. Каширина В.В. Вязь в литургических комплектах лицевого шитья XV—XVII веков: учебно-методическое пособие. М., 2018. 56 с.
References
1. Kashirina V.V. Vyaz' v liturgicheskikh komplektakh litsevogo shit'ya XV—XVII vekov: uchebno-metodicheskoe posobie [Ornamental script liturgical sets of face sewing of XV—XVII centuries: a study guide]. Moscow, 2018. 56 p.
Shapovalova О.V., Panova E.P. Liturgical set for the Eucharist: traditions and modernity. The article deals with the history of the creation of one liturgical set for the Eucharist: an aer, embroidered chalice covers, and bookmarks. Mystery of Eucharist experience is embodied in the art of a master who has devoted herself with passion and great expertise to an ancient art with a contemporary appeal. Gold embroidery and pearl embroidery of the text on the border of pearls, as well as masters of icon painting is
studied and realised. The ability to combine ancient and modern techniques in the tradition of embroidery liturgical set becomes the subject of description and reflection.
Keywords: the Eucharist, liturgical set, Aer, veils for a chalice, and bookmarks, sewing.
Сведения об авторах. Ольга Викторовна Шаповалова — художник-иконописец, реставратор Храма Св. Георигия Победоносца в Коптево (Москва); ORCID: 0000-0003-3947-7183; [email protected]; Елена Павловна Панова — кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Московский политехнический университет; ORCID: 0000-0002-8414-1999; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.02.2020. Принята к публикации 15.03.2020.