Научная статья на тему 'Лицензионные условия аукционов по распределению радиочастотного спектра для радиотехнологий 5G/IMT-2020 в сша'

Лицензионные условия аукционов по распределению радиочастотного спектра для радиотехнологий 5G/IMT-2020 в сша Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР / РАДИОЧАСТОТНЫЙ РЕСУРС / АУКЦИОН / ЛИЦЕНЗИОННЫЕ УСЛОВИЯ / ШИРИНА ПОЛОСЫ ЧАСТОТ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО СВЯЗИ США / УСЛУГИ СВЯЗИ / 5G/IMT-2020 / RADIO FREQUENCY SPECTRUM / RADIO FREQUENCY RESOURCE / AUCTION / LICENSE TERMS / BANDWIDTH / US FEDERAL COMMUNICATIONS COMMISSION / COMMUNICATION SERVICES

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Девяткин Е. Е., Суходольская Т. А.

Одним из наиболее популярных вариантов распределения радиочастотного спектра (РЧС) во всем мире, в том числе в России, является проведение торгов в виде аукциона на право получения лицензии на оказание услуг связи с использованием частотного ресурса. В статье приведен опыт США по формированию лицензионных условий проведения аукционов и дальнейшего использования радиочастотного ресурса, в частности для оказания услуг 5-го поколения - 5 G/IMT -2020. Приведенные данные необходимы для подготовки аналогичных аукционов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Девяткин Е. Е., Суходольская Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LICENSE TERMS OF AUCTIONS FOR DISTRIBUTING RADIO FREQUENCY SPECTRUM FOR 5G / IMT-2020 RADIO TECHNOLOGIES IN THE USA

One of the most popular options for the distribution of the radio frequency spectrum (RFS) in the whole world, including Russia, is tendering in the form of an auction for the right to obtain a license to provide communication services using a frequency resource. The article describes the US experience in the formation of license terms for auctions and further use of the radio frequency resource, in particular for the provision of 5th generation services - 5 G/IMT -2020. These data are necessary for the preparation of similar auctions in Russia.

Текст научной работы на тему «Лицензионные условия аукционов по распределению радиочастотного спектра для радиотехнологий 5G/IMT-2020 в сша»

24. Кузовкова Т.А., Кухаренко Е.Г., Салютина Т.Ю. Методы и способы комплексного измерения эффективности цифрового развития и применения цифровых технологий: Монография. - М.: ООО «ИД Медиа Паблишер», 2019. -171 с.

25. Kuzovkova T., Tkachenko D. Technique of complex measurement of the level of digital development and its impact on thenational economy / Conference of Open Innovation Association, FRUCT, 2019. - № 24. - С. 677-681.

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ УСЛОВИЯ АУКЦИОНОВ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА ДЛЯ РАДИОТЕХНОЛОГИЙ 5G/IMT-2020 В США

Е.Е. Девяткин, к.э.н., ФГУП «Научно-исследовательский институт радио», deugene@list. ru;

Т.А. Суходольская, ФГУП «Научно-исследовательский институт радио, [email protected].

УДК 34.01_

Аннотация. Одним из наиболее популярных вариантов распределения радиочастотного спектра (РЧС) во всем мире, в том числе в России, является проведение торгов в виде аукциона на право получения лицензии на оказание услуг связи с использованием частотного ресурса. В статье приведен опыт США по формированию лицензионных условий проведения аукционов и дальнейшего использования радиочастотного ресурса, в частности для оказания услуг 5-го поколения - 5G/IMT-2020. Приведенные данные необходимы для подготовки аналогичных аукционов в России.

Ключевые слова: радиочастотный спектр, радиочастотный ресурс, аукцион, лицензионные условия, ширина полосы частот, Федеральная комиссия по связи США, услуги связи, 5G/MT-2020.

THE LICENSE TERMS OF AUCTIONS FOR DISTRIBUTING RADIO FREQUENCY SPECTRUM FOR 5G / IMT-2020 RADIO TECHNOLOGIES IN

THE USA

Evgeniy Devyatkin, Ph. D. in Economics, FSUE Scientific research Institute of radio; Tatiana Sukhodolskaya, FSUE Scientific research Institute of radio.

Annotation. One of the most popular options for the distribution of the radio frequency spectrum (RFS) in the whole world, including Russia, is tendering in the form of an auction for the right to obtain a license to provide communication services using a frequency resource. The article describes the US experience in the formation of license terms for auctions and further use of the radio frequency resource, in particular for the provision of 5th generation services - 5G/IMT-2020. These data are necessary for the preparation of similar auctions in Russia.

Keywords: radio frequency spectrum; radio frequency resource; auction; license terms; bandwidth; US Federal Communications Commission; communication services; 5G/IMT-2020.

Введение

Радиочастотный спектр является важнейшим производственным ресурсом предприятий инфокоммуникационной отрасли. Его уникальность заключается в ряде противоречивых свойств, таких как: ограниченность, неистощаемость, невещественность, материальность, [1-3]. Сегодня радиочастотный спектр используется операторами для оказания наиболее востребованных услуг связи (широкополосный доступ, подвижная связь и др.), а также в технологических сетях предприятий для управления процессом производства. Все большую популярность набирает идея умной среды, так называемый интернет вещей 1оТ, и других услуг технологий пятого поколения 50/1МТ-2020 [4]. Каждое радиоэлектронное средство (РЭС) для своей работы требует определенную ширину полосы частот. В этой связи, учитывая, что спектр ограничен диапазоном частот, временем и/или территорией, вопрос эффективности использования РЧС для отрасли и государства в целом приобретает особое значение. Проверенным и эффективным способом распределения спектра в рыночных условиях является продажа лицензий на оказание услуг с использованием РЧС на основе торгов в виде аукционов, которые в зарубежных странах проводятся уже несколько десятилетий, в России же такая практика появилась лишь в 2015 г.

В данной статье проведен анализ материалов по подготовке лицензионных документов к аукционам по распределению радиочастотного спектра в США [5-9].

Краткая характеристика процесса организации аукционов и факторы, влияющие на эффективность их проведения

Экономисты сходятся во мнении, что хорошо подготовленные аукционы -это самый эффективный способ распределения ограниченных ресурсов. Эффективность аукционов достигается за счет того, что в них выигрывают претенденты, оценивающие эти ресурсы наиболее высоко и, поэтому, использующие их наиболее эффективно. Именно поэтому в настоящее время для распределения диапазонов частот, спрос на которые особенно высок, применяются аукционы [10-11].

Сам процесс организации и проведения торгов по распределению РЧС предполагает участие в нем двух сторон. Понятие эффективности проведения аукциона по распределению радиочастотного ресурса, также, как и в любой другой сфере деятельности, связано с интересами этих сторон, имеющих прямо противоположные цели. В данном случае: с одной стороны - интересами государства, как владельца и главного распорядителя радиочастотного ресурса, стремящегося получить достаточно средств для управления использованием радиочастотного спектра (РЧС), с другой стороны - интересами операторов связи, надеющихся получить наиболее выгодный для себя участок спектра по минимальной цене.

Для успешного и эффективного проведения аукционов по распределению радиочастотного ресурса важно сбалансировать интересы регулятора (государства) и операторов, что достигается за счет приемлемых для обеих сторон условий лицензии и ценой лотов.

Как правило, проведению каждого конкретного аукциона предшествует период подготовки, в течение которого формируется конкурсная документация, содержащая основные характеристики готовящихся торгов, в том числе:

• характеристика лотов (диапазон частот, количество частотных блоков,

выставляемых на торги, срок действия лицензии, территория действия

лицензии и др.);

• размер и способ формирования начальной цены;

• порядок подачи заявок на участие в торгах;

• формат проведения аукциона;

• правила определения победителя;

• специфические условия, связанные с рассматриваемой полосой частот.

Основные условия и параметры подготовки и проведения аукциона можно сгруппировать в три совокупности: организационные, экономические и технические, что представлено на рис. 1.

Рисунок 1

Государство определяет параметры спектра (в том числе диапазон и объем), которые необходимы для формирования лотов, условия участия в торгах (кто может участвовать, размер задатка), условия проведения торгов (формат аукциона, размер начальной цены, шаг аукциона, правило окончания торгов). Для определения размера начальной цены согласно действующему законодательству в РФ должна быть разработана и утверждена методика определения начальной цены предмета аукциона [8].

При разработке условий и правил проведения аукциона для регулятора важно привлечь как можно больше участников. При наличии только одной заявки согласно действующему законодательству торги признаются несостоявшимися.

При подготовке к аукционам необходимо учитывать ряд факторов, которые влияют на процесс проведения торгов и их результаты, которые объединены в три группы и представлены на рис. 2.

Оператор со своей стороны изначально получает данные об условиях участия в торгах, начальной цене предмета торгов из официально опубликованного регулятором извещения о проведении аукциона. Принятие решения об участии в торгах связано с задачей определения потребностей в том ресурсе, который выставлен на аукцион и финансовых возможностей оператора по приобретению необходимого лота. Таким образом необходимо разработать инструментарий моделирования финансовых результатов своей деятельности при условии приобретения спектра по начальной цене, указанной в извещении о проведении торгов и альтернативных ценовых вариантах [12].

Факторы I

ТехническиеЦ I Правовые |

-Диапазон

-Технология

-Срок действия разрешения на использование РЧС

-Территория

использовнаия

РЧС

-Правила

проведения

торгов

-Методика определения начальной цены

-Прочие НПА, регулирующие процесс торгов

Экономические Ц

-Спрос

-Платежеспособность

-Макроэкономические показатели (ВВП/ ВРП)

Рисунок 2

Лицензионные и иные требования к проведению аукционов по распределению РЧС в США

Для успешной реализации аукционов по распределению радиочастотного ресурса в России следует тщательно изучать тот опыт, который накоплен за долгие годы в различных странах мира. Сегодня наибольший интерес представляют аукционы по продаже лицензий на услуги 5GIMT-2020. Анализ конкурсной документации на проведение аукционов по распределению радиочастотного спектра для сетей связи 5GIMT-2020 в США, которые прошли в 2017-2019 гг. позволит выявить перечень специфических лицензионных и иных требований, которые предъявлялись либо к лоту, либо к участникам, либо к победителю.

В США по состоянию на май 2020 г. завершились три аукциона, на которых был распределен радиочастотный ресурс для сетей подвижной связи пятого поколения.

Первый из них состоялся в ноябре 2018 г. На торги было выставлено 3072 технологически нейтральных лицензий. Каждая лицензия дает победителю торгов право использовать полосу частот шириной 425 МГц в полосе частот 27,5-28,35 ГГц для оказания услуг подвижной или фиксированной связи на определенной территории. Территория действия лицензии определялась географическими границами округов. Округ (англ. County) - административно-территориальная единица штата. На рис. 3 приведено разделение территории США на округа. На рисунке границы штатов представлены жирной серой линией, границы округов -стандартной серой линией. Срок действия каждой лицензии - 10 лет.

Начальная цена для каждой лицензии была установлена на уровне в среднем 0,0004 долл. США за МГц на человека. По итогам торгов средняя удельная стоимость РЧС составила 0,006 долл. США/МГц на человека.

В рамках второго аукциона был распределен спектр в полосах частот 24,2524,45 ГГц и 24,75-25,25 ГГц. На торги было выставлено 2912 технологически нейтральных лицензий. Каждая лицензия дает своему обладателю право использовать полосу частот шириной 100 МГц на ограниченной территории. В данном случае территория действия лицензии определялась границей так называемой ограниченной экономической зоны (partial economic area, PEA). Всего на территории США определено 416 PEA (рис. 4).

16

Рисунок 3

Начальная цена - в среднем 0,000439 долл. США за МГц на человека. По итогам торгов средняя удельная стоимость РЧС составила 0,005 долл. США/МГц на человека.

Срок действия лицензий как в первом, так и во втором случае не превышает 10 лет с момента выдачи лицензии (или продления ее действия).

Для обоих аукционов были установлены специальные условия для малых предприятий. В частности, предприятию, ежегодная выручка которого за три года, предшествующих аукциону, не превысила 55 млн долл. США, в случае победы предоставляется скидка в размере 15% от окончательной цены лота.

Предприятию, ежегодная выручка которого за три года, предшествующих аукциону, не превысила 20 млн долл. США, в случае победы предоставляется скидка в 25% от окончательной цены лота.

Максимальный суммарный размер скидки, которая предоставляется малому предприятию может составлять не более 25 млн долл. США для каждого из аукционов. Из них на долю лицензий на использование радиочастотного спектра на территории с населением не более 500 тыс. человек должно приходиться не более 10 млн долл. США.

Кроме того, были определены специальные условия для операторов, предоставляющих услуги в сельских и малонаселенных районах. Таким предприятиям предоставляется скидка в 15% от окончательной цены лота в случае их победы. Максимальный суммарный размер скидки для оператора, предоставляющего услуги в сельских и малонаселенных районах, может составлять не более 10 млн долл. США для каждого из аукционов.

Отдельным пунктом в конкурсной документации отмечены требования по развертыванию сети связи в рассматриваемых диапазонах частот. Первым таким условием является то, что победитель торгов обязан обеспечить предоставление услуг не менее, чем 40 процентам населения, проживающего на территории действия лицензии. Второе условие связано с техническими характеристиками разворачиваемой системы. Владельцы лицензий, на территории действия которых проживает не более 268 тыс. человек, и которые предоставляют услуги с использованием системы, построенной по архитектуре «точка-точка», должны обеспечить не менее четырех линий связи для оказания услуг. Когда численность населения, проживающего на территории действия лицензии, превышает 268 тыс. человек, владельцы лицензий, которые предоставляют услуги с использованием системы, построенной по архитектуре «точка-точка», должны обеспечить не менее одной линии связи для обеспечения услугами связи каждых 67 тыс. человек, проживающих на территории действия лицензии. При этом и в первом, и во втором случае мощность излучения передатчика должна составлять более 43 дБм.

В рамках третьего аукциона был распределен спектр в полосах частот 37,638,6 ГГц, 38,6-40 ГГц, 47,2-48,2 ГГц. На торги выставлялись лицензии, дающие право на использование полосы частот шириной 100 МГц на территории ограниченных экономических зон.

Согласно конкурсной документации, для малых предприятий и для операторов, оказывающих услуги в малонаселенных и сельских районах, были определены такие же особые условия, как и для аукционов по распределению частот в диапазонах 28 ГГц и 24 ГГц.

Для вторичной продажи в миллиметровом диапазоне всего допускается не более 1850 МГц радиочастотного спектра.

Начальная цена была установлена на уровне 0,00025 долл. США/МГц/чел для PEA 1-50, 0,00005 долл. США/МГц/чел для PEA 51-100 и 0,000025 долл.

США/МГц/чел для оставшихся PEA. Минимальный размер начальной цены установлен на уровне 250 долл. США за блок.

Размер компенсации оператору, который высвобождает выделенный ему спектр в пользу развития новых технологий, будет определяться стоимостью лицензии по итогам последнего тактового раунда, умноженного на долю высвобождаемого ресурса.

2 марта 2020 г. Федеральная комиссия по связи США (ФКС) опубликовала правила проведения аукциона по распределению лицензий приоритетного доступа (Priority Access License, PAL) в полосе частот 3550-3650 МГц. Данный аукцион должен был пройти 25 июня 2020 г. В настоящее время начало аукциона перенесено на 23 июля 2020 г.

Главной особенностью аукциона является то, что на торги планируется выставить семь лицензий PAL в каждой лицензируемой зоне. Одна лицензия PAL представляет собой канал шириной 10 МГц в полосе частот 3550-3650 МГц. Конкретный номинал частоты победителю торгов не гарантируется и будет динамически определяться системой доступа к спектру (SAS). При этом, система по возможности будет назначать номиналы так, чтобы владелец нескольких PAL получил сплошную полосу частот.

SAS - это трехуровневая система для обеспечения совместного доступа к спектру в диапазоне 3, 5 ГГц военных и гражданских пользователей, предложенная Федеральной комиссией по связи (ФКС) США. [13]. Три уровня системы включают в себя: действующий пользователь (уровень 1), приоритетный доступ (PAL) (уровень 2) и общий авторизованный доступ (уровень 3) [13].

Уровень 1. Действующий пользователь. Это те пользователи, которым распределен спектр в данный момент времени. Они могут использовать выделенную им полосу частот без каких-либо ограничений. Действующими пользователями являются правительственные системы в полосе 3550-3700 МГц, системы фиксированной спутниковой связи в полосе 3600-3650 МГц и системы наземной беспроводной связи в полосе 3650-3700 МГц. РЭС действующих пользователей обеспечивается защита от помех со стороны РЭС пользователей нижних двух уровней.

Уровень 2. Приоритетный доступ (PAL). Пользователи этого уровня должны освободить спектр для действующих пользователей в случае необходимости. РЭС пользователей этого уровня защищаются от помех со стороны РЭС пользователей уровня общего авторизованного доступа. Такой подход гарантирует доступность спектра в случае, когда частоты понадобятся системам связи действующего пользователя. В то же время, распределение частот будет сохраняться настолько постоянным, насколько это возможно. РЭС держателей лицензии PAL получают защиту от помех со стороны РЭС пользователей нижележащего уровня, но не от РЭС действующего пользователя.

Уровень 3. Общий авторизованный доступ. Пользователи этого уровня могут использовать спектр в полосе 3550-3700 МГц, но при этом их РЭС не защищены от помех со стороны других пользователей уровня 1 и 2. Им гарантируется полоса шириной минимум 80 МГц. Схема системы SAS приведена на рис. 5.

Рисунок 5

Развертывание системы планируется в два этапа. На первом обеспечивается использование SAS для координации доступа к спектру вне защищаемой зоны. На втором - система оценки радиообстановки координирует излучения в пределах защищаемой зоны. Предполагается, что система оценки радиообстановки будет реализована в форме сети датчиков.

Основные функции системы SAS включают в себя защиту РЭС действующего пользователя от помех со стороны РЭС держателей лицензий PAL и пользователей уровня общего доступа. Для реализации этих функций ФКС были определены правила, согласно которым устройства гражданской широкополосной радиосвязи (CBRSD) должны регистрироваться в системе SAS, передавая ей свои координаты и другие данные. Затем SAS распределяет каналы, в которых могут работать РЭС держателей лицензий PAL и РЭС пользователей уровня общего доступа. Система также может ограничить мощность излучения устройств CBRSD для обеспечения ЭМС между РЭС разных уровней. Терминал конечного пользователя ожидает авторизации от соответствующего CBRSD до начала передачи сигнала. У всех устройств должна быть возможность передачи и приема сигнала во всем диапазоне 3500 МГц. В системе SAS координация работы нескольких сетей потребует, чтобы объект SAS хотя бы частично располагался вне домена сети конкретного оператора связи.

ФКС определила три категории устройств: Категория А с максимальной ЭИИМ 30 дБм/10 МГц, Категория В - максимальная ЭИИМ 40 дБм/10 МГц и Устройства категории В с ЭИИМ 47 дБм/10 МГц. Маска излучений приведена на рис. 6. Мощность внеполосных излучений ограничена до -13 дБм в смежном канале и до -25 дБм в следующем за ним канале. Кроме того, установлено специальное требование по уровню мощности в -40 дБм (на расстоянии 20 МГц от каждого края полосы частот 3550-3700 МГц) [15].

NIMMNNIMNNNIMNNNIMNNNMNN

xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

O^fOOOOOOOOOOOOOOOOOO

ГЛ1Л1Л1£>|^00«ЛО1-1<ЧГЛЧ|-1Л1£>Ь»<»СПОгН1М

го cf) fti го fi fo f*i ro po (*i со pf) ro fo ffi го

Pисунок 6

В Европе для обеспечения совместного доступа к спектру гражданских и военных пользователей была предложена система LSA, которая включает два уровня: действующие пользователи (уровень 1) и держатели лицензий (уровень 2). Пользователи каждого из этих уровней получают право эксклюзивного доступа к спектру, пока они его используют. Пользователь уровня 1 заполняет базу данных, определяющую, когда пользователь 2 уровня может получить доступ к спектру на заданной территории, в заданной полосе частот на заданный промежуток времени.

Основным отличием SAS от описанной системы (помимо наличия третьего уровня пользователей) является то, что военное ведомство формирует базу данных об использовании спектра не путем расчетов, а на основе сканирования занятости спектра морскими радарами в акватории США, что связано с простотой и однозначностью таких измерений (мощный источник сигнала, надводное распространение). В связи с этим при внедрении SAS на первое место выходят точные и надежные технологии сканирования (в отличие от LSA, где сканирование могло использоваться для улучшения производительности сети, но не играло большой роли при организации доступа к полосе частот). При этом гражданские PЭС и пользователи PAL продолжают защищаться на основе заполнения геолокационной базы данных рассчитанными ограничениями.

Кроме того, в отличие от LSA важную роль для систем в диапазоне 3500 МГц играет вопрос обеспечения ЭМС между пользователями PAL. Во-первых, на густонаселенных городских территориях величина Переписного района (минимальной территории, где каждые 10 МГц спектра могут быть выставлены на аукцион или использоваться независимо) может составлять всего несколько кварталов, что повышает необходимость координации для обеспечения ЭМС вдоль границы каждого из них. Это связано с тем, что размер Переписного района определяется численностью населения, а не площадью. Во-вторых, для обеспечения защиты привилегированных пользователей требуется активное управление пользователями уровня общего доступа.

По состоянию на 8 апреля 2020 г. для коммерческой эксплуатации были сертифицированы SAS следующих компаний: CommScope, Federated Wireless, Inc., Google и Sony, Inc.

29 апреля 2019 г. ФКС дала полномочия компаниям CommScope и Google использовать датчики, информация о которых (месторасположение, конфигурация, динамически защищаемая территория) была утверждена Бюро беспроводной связи

и инженерно-техническим отделом. Каждый такой датчик должен работать в рамках минимум одной сертифицированной SAS, которая была одобрена ФКС для коммерческой эксплуатации. 26 марта 2020 г. был опубликован обновленный план по установке датчиков компаний CommScope и Google для полосы частот 35503650 МГц [14].

Всего на торги в июле 2020 г. планируется выставить 22 631 PAL. Один участник может получить не более четырех из семи возможных каналов шириной 10 МГц в полосе частот 3550-3650 МГц в любой лицензионной зоне в любой момент времени. Срок действия PAL составляет 10 лет.

Средняя начальная цена одной лицензии PAL составляет 0,02 долл. США/ МГц/ чел.

Владелец лицензии PAL может использовать выделенный ему в соответствии с ней спектр для оказания услуг фиксированной и подвижной связи с использованием РЭС гражданской широкополосной связи (CBSD). Под РЭС гражданской широкополосной связи в данном случае понимаются станции фиксированной связи, отдельно взятые или объединенные в сеть. Абонентские устройства не рассматриваются как CBSD. Прежде, чем начать эксплуатацию CBSD, владелец PAL должен зарегистрировать их в системе SAS.

Регистрация CBSD включает в себя предоставление следующих данных: географические координаты, высота антенны, класс CBSD, запрашиваемый приоритет, идентификационный номер ФКС, позывной, контактная информация пользователя, технология, уникальный серийный номер производителя, возможности обнаружения (если поддерживается). При регистрации CBSD категории A должны предоставляться данные о том, будет ли устройство работать в помещении или на улице. При регистрации CBSD категории B должны предоставляться следующие параметры: усиление антенны, ширина канала, азимут, угол наклона и высота подвеса антенны. Указанная информация используется системой SAS для координации доступа к радиочастотному спектру. Администратор системы SAS может взимать плату с владельцев лицензий PAL и пользователей уровня общего доступа.

Также в настоящее время ведется подготовка к проведению аукциона по распределению радиочастотного спектра в полосе частот 3700-3980 МГц [15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях развития сетей связи пятого поколения планируется высвободить полосу радиочастот 3700-4000 МГц от действующих РЭС спутниковой связи. Их предлагается перевести в полосу 4000-4200 МГц.

Высвобождение предлагается проводить в два этапа:

Этап 1: высвобождение 120 МГц (3700-3820 МГц) к 5 декабря 2021 г.;

Этап 2: высвобождение 180 МГц (3820-4,000 МГц) к 5 декабря 2023 г.

Полное высвобождение спектра должно быть завершено к 5 декабря 2025 г.

Указанным документом определены суммы компенсации действующим операторам спутниковой связи. Значения приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Оператор Размер компенсации, млрд долл. США

Этап I Этап II Итого

Intelsat 1,2 3,7 4,9

SES 0,98 2,99 3,97

Eutelsat 0,12 0,382 0,502

Telesat 0,085 0,26 0,345

Star One 0,004 0,011 0,015

ИТОГО: 2,389 7,343 9,732

Высвобождение радиочастотного спектра предложено осуществлять за счет победителей аукциона.

Для управления процессом выплаты компенсаций предложено создать специальный центр, который будет:

• осуществлять прием заявок от действующих операторов спутниковой связи

на выплату компенсаций, в которых они указывают и обосновывают размер

компенсации;

• определять размер компенсации, которую должен выплатить каждый

отдельно взятый оператор, получивший лицензию/ии;

• осуществлять выплату компенсации спутниковой связи;

• урегулировать споры, связанные с оценкой затрат и платежами;

• предоставлять ФКС данные и отчеты для контроля процесса вывода.

По результатам торгов планируется распределить 280 МГц спектра, разделенные на три блока.

Блок А представляет собой полосу частот шириной 100 МГц (3700-3800 МГц), разделенную на пять подблоков по 20 МГц: 3700-3720 МГц (A1), 3720-3740 МГц (A2), 3740-3760 МГц (A3), 3760-3780 МГц (A4) и 3780-3800 МГц (A5).

Блок В представляет собой полосу частот шириной 100 МГц (3800-3900 МГц), разделенную на пять подблоков по 20 МГц: 3800-3820 МГц (B1), 3820-3840 МГц (в2), 3840-3860 МГц (B3), 3860-3880 МГц (B4) и 3880-3900 МГц (B5).

Блок С представляет собой полосу частот шириной 80 МГц (3900-3980 МГц), разделенную на четыре подблока по 20 МГц: 3900-3920 МГц (C1), 3920-3940 МГц (C2), 3940-3960 МГц (C3) и 3960-3980 МГц (C4). Полоса частот 3980-4000 МГц определена как защитная и на торги выставляться не будет.

Всего на торги планируется выставить 5684 технологически нейтральных лицензии. Срок действия лицензий - 15 лет. Начальную цену предложено установить на уровне 0,03 долл. США/МГц/чел.

Заключение

В соответствии с Концепцией создания и развития сетей связи 5G/IMT-2020, утвержденной Приказом Минкомсвязи России № 923 от 27.12.2019 г. в качестве одного из возможных диапазонов для развития 5 G рассмотрен диапазон 3,4-3,8 ГГц.

В настоящее время на территории Российской Федерации данный диапазон используется РЭС спутниковых служб военного и гражданского назначения. Полное высвобождение данного диапазона в данный момент не представляется возможным.

В связи с этим, одним из вариантов решения вопроса о его выделении для РЭС 5G может быть разработка и внедрение системы, аналогичной американской SAS. Основным администратором базы данных частотных присвоений, связанной с системой, должно быть Министерство обороны Российской Федерации. По аналогии с США, каждый оператор может развернуть свою систему датчиков, сертифицированную Минкомсвязи России (или, например, Ростехом) и Минобороны России. Однако, в связи с тем, что диапазон 3,4-3,8 ГГц на территории Российской Федерации активно используется РЭС спутниковой службы (в отличие от США, где в полосах частот, в которых внедрена система SAS, а именно в 3,6 ГГц, работают только радиолокационные системы, которые излучают в ограниченный промежуток времени) в настоящее время развертывание такой системы невозможно.

Для успешной реализации системы SAS в Российской Федерации в диапазоне 3,4-3,8 ГГц необходимо высвободить его от РЭС спутниковой службы. В противном случае система SAS работать не сможет, поскольку РЭС спутниковой службы излучают постоянно, и не существует какого-либо промежутка времени, чтобы могли включиться другие РЭС.

Литература

1. Володина Е.Е., Мохингасо-Ндекелипомбо Ж.Р. Разработка классификации свойств и особенностей радиочастотного спектра // В сборнике: «Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом». Сборник материалов XL международной конференции РАЕН, 2017. - С. 21-23.

2. Володина Е.Е. Методы и модели эффективного управления использованием радиочастотного ресурса. Москва, 2018.

3. Володина Е.Е. Экономико-математический инструментарий эффективного управления использованием радиочастотного ресурса: дис. ... докт. экон. наук. М., 2018. - 380 с.

4. Володина Е.Е. Экономические вопросы использования радиочастотного спектра как производственного ресурса и объекта государственного регулирования // Электросвязь, 2015. - № 4. - С. 50-54.

5. Володина Е.Е., Бабкин Д.В. Анализ международного опыта лицензирования деятельности с использованием технологий 4-го поколения подвижной связи // в сборнике: Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом. Сборник материалов XXXI международной конференции РАЕН, 2012. - С. 56-59.

6. Володина Е.Е., Суходольская Т.А. Итоги распределения радиочастотного спектра на аукционах, проводимых за рубежом и в России // Экономика и качество систем связи, 2016. - № 2. - С. 40-50.

7. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е., Суходольская Т.А. Анализ итогов проведения аукционов по распределению радиочастотного спектра в Российской Федерации // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт, 2016. - Т. 10. - № 7. - С. 87-92.

8. Володина Е.Е., Суходольская Т.А. Анализ итогов проведения аукционов по распределению радиочастотного спектра в Российской Федерации // в сборнике: Технологии информационного общества. X Международная отраслевая научно-техническая конференция: сборник трудов, 2016. - С. 303.

9. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е., Суходольская Т.А. Особенности распределения радиочастотного спектра по результатам торгов в форме аукциона за рубежом // Труды Научно-исследовательского института радио, 2013. - № 4. - С. 19-27.

10. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е., Суходольская Т.А. Классификация и характеристика способов проведения аукционов по продаже радиочастотного спектра // Труды Научно-исследовательского института радио, 2013. - № 4. - С. 1218.

11. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е., Суходольская Т.А. Особенности распределения радиочастотного спектра по результатам торгов в форме аукциона за рубежом // Труды Научно-исследовательского института радио, 2013. - № 4. - С. 19-27.

12. Володина Е.Е., Суходольская Т.А. Организационно-методические задачи и условия проведения аукционов по распределению радиочастотного спектра // T-comm: телекоммуникации и транспорт, 2015. - № 8. - С. 75-78.

13. Markus Dominik Mueck, Srikathyayani Srikanteswara, Biljana Badic Spectrum Sharing: Licensed Shared Access (LSA) and Spectrum Access System (SAS), Intel, 2015,

https://www.fcc.gov/wireless/bureau-divisions/mobility-division/35-ghz-band/35-ghz-band-overview.

14.https://www.telecomlawpros.com/post/fcc-approves-commscope-and-google-updated-esc-sensor-registrations.

15. https://docs.fcc.gov/public/attachments/FCC-20-22A1.pdf.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНОВ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ РЧС В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Т.А. Суходольская, ФГУП «Научно-исследовательский институт радио», [email protected].

УДК 34.01_

Аннотация. В статье проанализирован опыт зарубежных стран в области подготовки лицензионных требований при проведении аукционов по распределению радиочастотного спектра для услуг связи 5 поколения - 5G/IMT-2020. Полученные результаты анализа важны для подготовки управленческих решений с целью проведения аналогичных аукционов в российских условиях.

Ключевые слова: радиочастотный спектр; радиочастотный ресурс; аукцион; лицензионные условия; ширина полосы частот; услуги связи; 5G/IMT-2020.

COMPARATIVE ANALYSIS OF LICENSE REQUIREMENTS FOR CARRYING OUT AUCTIONS FOR DISTRIBUTION OF RFS IN FOREIGN

COUNTRIES

Tatiana Sukhodolskaya, FSUE «Scientific research Institute of radio».

Annotation. The article analyzes the experience of foreign countries in the preparation of license terms for auctions on the distribution of the radio frequency spectrum for communication services of the 5th generation - 5G/IMT-2020. The results of the analysis are important for the preparation of management decisions in order to conduct similar auctions in Russian conditions.

Keywords: radio frequency spectrum; radio frequency resource; auction; license terms; bandwidth; communication services; 5G/IMT-2020.

Введение

В части инфраструктуры сетей связи для национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» определены следующие задачи:

• создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;

• преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.