"Культурная жизнь Юга России" 136 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
№ 3 (58), 2015
Б. А. ТРЕХБРАТОВ
«ЛИЦА НЕОБЩИМ ВЫРАЖЕНЬЕМ...»
(К 50-летию со дня образования Краснодарского государственного института
культуры и к 25-летию со дня открытия музееведческой специализации)
Как самостоятельная специализация «музееведение и охрана памятников истории и культуры» возникла в 1991 году одной из первых в СССР (после Москвы и Ленинграда), как раз накануне развала Советского Союза. Она была прикреплена к кафедре истории, бывшей до этого общевузовским подразделением.
Слова, содержащиеся в названии статьи-воспоминания, уже употреблялись мною 15 лет назад, когда отмечался первый юбилей и вуза, и кафедры. Они принадлежат русскому поэту с польскими корнями Е. А. Баратынскому (Боратынскому). Я их услышал с экрана телевизора, и они показались мне точным определением того состояния кафедры, к тому времени уже истории и музееведения, в каком она находилось в формирующемся историко-музеевед-ческом сообществе.
Кафедра истории возникла в 1972 году, выделившись из кафедры общегуманитарных дисциплин. Возглавляла её единственный тогда в вузе доктор исторических наук, профессор Таисия (Таиса) Ивановна Агапова (23.05.1919, станица Успенская Лабинского отдела Кубанской области - 22.03.2007, г. Краснодар), проработавшая в этом качестве до конца августа 1986 года. На смену ей идеологическим отделом Краснодарского крайкома КПСС (А. А. Клещенко) по совету Таисии Ивановны был направлен я, до этого небезуспешно работавший доцентом кафедры дореволюционной отечественной истории и готовивший докторскую диссертацию по теме, не связанной с историей культуры.
С Таисией Ивановной я был знаком ещё с начала 70-х годов, когда учился в аспирантуре и обратился к ней за написанием отзыва на свою статью. Затем она поддержала меня своим выступлением на защите кандидатской диссертации в КубГУ (22.06.1973 г.). Свои воспоминания о первых контактах с ней я описал в сборнике статей, посвящённых её памяти «Пламенный пропагандист космонавтики: О жизни и деятельности основателя и первого руководителя общественного движения "Кубань и космонавтика" (Краснодар, 2011), подготовленных выпускником нашей специализации, кандидатом культурологии, защитившим в 2005 году диссертацию по музееведению В. А. Садымом. Для Т. И. Агаповой была характерна целеустремлённость и напористость при осуществлении тех целей и задач, которые перед собой и перед своими подчинёнными, студентами и даже школьниками ставила. Она сама «горела» и умела зажечь других. Кроме движения "Кубань и космонавтика", которое ознаменовалось созданием мемориальных комплексов на Крыловском элеваторе (1973), в станицах Бриньков-ской (1984), Некрасовской (1987) и Казанской (1996), она ещё сумела ввести в вузе на всех факультетах специальные курсы по истории памятников культуры. Её подвижническая деятельность была высоко оценена властями: Таисия Ивановна награждена орденом «Знак Почёта», медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I степени, удостоена медалей К. Э. Циолковского и С. П. Королёва, является заслуженным работником культуры РФ (1982). Не без её влияния я пришёл к мысли о необходимости открытия специализации, близкой к уже апробированной исторической.
С другой стороны, меня подталкивало к изменениям то обстоятельство, что аудитория слушателей была иной, чем на историческом факультете в КубГУ, где исторические дисциплины составляли основу учебного плана, и студенты сами стремились к получению глубоких знаний, и интерес к истории был у них непроходящим. Здесь же для студентов существовавших тогда трёх факультетов: библиотечного, культурно-просветительного и музыкально-педагогического - история являлась общеобразовательным предметом и не интересовала их
№ 3 (58), 2015 "Культурная жизнь региона"
так, как в нашей Альма-Матер. Здесь нередко приходилось начинать занятия с назиданий о том, как важно изучать и знать историю в современном мире. Правда, к библиотечному факультету это относится в меньшей степени, так как студентки (мальчиков было мало) этого «Института благородных девиц», как выразилась одна из них, в будущем вузовский преподаватель, всё-таки интересовались гуманитарными дисциплинами, необходимыми в их будущей профессии. Лучшие из них потом защитили кандидатские и даже докторские диссертации. Заинтересовать их было проще, так как они быстро переходили от рассматривания преподавателя к слушанию его и даже конспектированию услышанного. На этом факультете мне и пришлось преподавать отечественную историю в значительно усечённых рамках по сравнению с истфаком КубГУ. На нашей кафедре, если не считать «памятников», как выражались студенты, было всего два предмета: История СССР и Всеобщая история.
Кадровый состав кафедры уже тогда вызывал уважение: два доктора исторических наук (Т. И. Агапова, Б. А. Трехбратов, защитился в 1988 году), пять кандидатов наук (М. И. Серова, Н. П. Решетникова, В. И. Иванов, Н. Ф. Спичка и штатный совместитель, проректор по ОЗО М. Л. Стрельченко) и один (Н. А. Кладько) старший преподаватель, защитившийся по культурологии позже других. Затем появились Лев Александрович Карапетян (защитил кандидатскую диссертацию под моим руководством в 1989 году), кандидат исторических наук Асхад Юсуфович Чирг (перешёл к нам из КубГУ). К этому времени относится появление на кафедре выпускницы истфака, преподавателя Анны Натановны Еремеевой, до этого проработавшей в течение двух лет учителем истории в средней школе № 2 г. Краснодара. Как кратковременная отмечена на кафедре работа в качестве преподавателей И. В. Кузнецова (ныне кандидата исторических наук, заведующего кафедрой истории Древнего мира и Средних веков в КубГУ), Григория Давыдовича Шкундина (пришёл к нам из Адыгейского госпединститута, затем уехал работать в Институт балканистики АН СССР). На его место в августе 1991 года был приглашён из КубГУ кандидат исторических наук Владимир Владимирович Латкин. Правда, проработал он недолго, всего лишь один семестр, после чего вплоть до февраля 1999 года возглавлял Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального образования. Его судьба интересна тем, что он в течение двух лет работал заместителем генерального директора департамента образования и науки администрации Краснодарского края, решая сложные вопросы руководства высшей школой, формирования региональной системы непрерывного образования. С 2001 года - ректор Института экономики и управления в медицине и социальной сфере. В сентябре 2010 года вернулся в КГУКИ, работал доцентом кафедры истории и музееведения, начальником управления лицензирования и менеджмента качества образования, а ныне он начальник учебного управления.
Открытие новой специализации вызывалось потребностями самой жизни. Многочисленные музеи страны комплектовались историками, литераторами, биологами. Целенаправленно для музеев вплоть до конца 80-х годов ХХ века ни один вуз страны культурных работников не готовил. Познакомившись с классификатором новых специальностей, я узнал, что такая специальность появилась и уже целый год существует в двух головных вузах страны: московском и санкт-петербургском. Кубань, отличающаяся богатством и разнообразием историко-культурных памятников, принадлежащих разным эпохам историко-культурного развития страны, не могла не последовать примеру двух российских столиц, поэтому-то я и взял на себя нелёгкий труд формирования новой специализации в тогдашнем КГИКе.
Сначала надо было убедить руководство вуза в необходимости открытия новой специализации. Затем мною был составлен учебный план (госстандартов тогда в этом отношении не существовало), который, с одной стороны, включал основной блок исторических дисциплин, а с другой - содержал полный набор чисто музееведческих дисциплин, без изучения которых не могло быть специалиста, призванного для работы как в музеях, так и в других учреждениях культуры, занимающихся охраной и реставрацией памятников истории и культуры. Кроме того, в первоначальном плане имелся довольно представительный раздел по литературе, культурологии и, совершенно естественно, имелись так называемые общеобразовательные предметы (философия, иностранный язык, логика и т. д.). Со временем с целью
"Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (58), 2015
облегчения социальной адаптации выпускников подготовка музееведов была совмещена с выпуском преподавателей истории и кубановедения (видоизменённый учебный план позволял это сделать). Абитуриенты сразу откликнулись на это новшество, и наборы на специализацию резко возросли. К слову сказать, тогда, в эпоху начала реформ и наших романтических представлений о совершенствовании учебного процесса, мы не были связаны никакими сдерживающими факторами вроде существующих сегодня и не всегда профессионально составленных государственных стандартов (разумеется, я ничего не имею против этих документов, просто констатирую тогдашнее наше состояние) и творили легко и раскрепощённо, руководствуясь в своих действиях единственно интересами подготовки всесторонне развитых специалистов.
Введение новой специализации потребовало привлечения к работе новых сотрудников, владеющих предметами музееведческо-исторического учебного плана. Первым из них стал выпускник Санкт-Петербургского университета Николай Евгеньевич Берлизов (кандидат исторических наук). Эту же научную школу представлял опытный археолог, доцент Борис Аронович Раев. В связи с известными событиями 1991 года в вузах страны были ликвидированы кафедры истории КПСС. Так на кафедре появились доктора исторических наук, профессора, бывшие заведующие кафедрами Виктор Васильевич Криводед, Иван Иванович Алексеенко из КубГУ, Игорь Вячеславович Устиновский из медицинского института, стали защищать докторские диссертации и наши молодые учёные: Владимир Иванович Иванов, Анна Натановна Еремеева, Андрей Владимирович Баранов, Лев Александрович Карапетян, Майя Игнатьевна Серова. Таким образом на кафедре был создан мощный научный «кулак», который мог решать самые высокие и трудные задачи. Что интересно, мы из потребителей высококвалифицированных кадров превратились в доноров других вузов. В. И. Иванову, а затем Л. А. Карапетяну нашлось применение на вновь созданном юридическом факультете, Олег Тимофеевич Паламарчук организовал свой частный вуз, где и защитил докторскую диссертации по филологии. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, путём последующей ротации кадров у нас трудился в течение неполного учебного года Борис Витальевич Виноградов, и трудятся сейчас такие доктора наук, как Асхад Юсуфович Чирг и Наталья Борисовна Акоева.
Все они занимались наукой вместе с более молодыми пока ещё кандидатами наук, аспирантами и лаборантами, четверо из которых (Светлана Владимировна Зубенко, Алла Ивановна Федина, Татьяна Владимировна Леонова (Шевченко) и Анна Владимировна Кривоконь) уже защитили диссертации, на «подходе» Марьяна Адамовна Малиш.
Всего на кафедре в рамках утверждённой учёным советом КГУКИ темы «Актуальные проблемы современного кавказоведения» защищено 45 аспирантов, докторантов и соискателей, в том числе под научным руководством Б. А. Трехбратова - 30 человек, В. В. Кри-водеда - 1, А. Н. Еремеевой - 5, М. И. Серовой - 3, Н. Б. Акоевой - 2, А. Ю. Чирга - 4, Н. Е. Берлизова - 1. В этот перечень не вошли 39 защищённых под руководством И. И. Алексеенко, когда он работал в КубГУ.
Знаковым событием стал выход в 1997 году первой исторической энциклопедии на Юге России - «Энциклопедического словаря по истории Кубани с древнейших времён до октября 1917 года» (составитель и научный редактор Б. А. Трехбратов), примерно 70% статей которого принадлежит членам кафедры истории и музееведения и студентам. Солидный объём издания (92,5 печ. л.), а главное, разнообразие и глубина разработки отдельных тем обеспечили ему огромную популярность и востребованность у читающего населения не только Краснодарского края, но всего ЮФО.
Но на этом всё не закончилось. В частности, мною совместно с В. А. Жаданом подготовлены такие не менее фундаментальные издания, как «Екатеринодар - Краснодар. 1793 -2009 гг.: историческая энциклопедия», двухтомник «Историко-краеведческий словарь школьника», «Кто есть кто в кубановедении» и другие книги, которые пользуются широкой популярностью среди учёных и населения региона, а также учебников по истории Кубани для вузов и учащихся 5-8-х классов, которые неоднократно переиздавались. В частности, «История
№ 3 (58) 2015 "Культурная жизнь региона"
' — 139
Кубани с древнейших времён до начала ХХ века: учебное пособие по краеведению» выдержало 11 изданий, учебники для школ, написанные по заданию администрации Краснодарского вышли тиражом более 270 тысяч экземпляров.
Такие доктора наук, как Б. А. Трехбратов, И. И. Алексеенко, Т. И. Агапова, И. В. Ус-тиновский, В. В. Криводед, М. И. Серова, А. Н. Еремеева, А. В. Баранов, Б. В. Виноградов, А. Ю. Чирг входили в состав многих северокавказских диссертационных советов, являются членами редакционных коллегий различных журналов и других изданий.
Приведённая информация представляет только часть деятельности кафедры, которая лишь в слабой степени отражает тот вклад, который внёс каждый из её членов в развитие нового учебно-научного подразделения, проделавшего сложный путь от института к ... институту через академию и университет. Такое научное, если можно так выразиться, изобилие выдвинуло кафедру истории и музееведения на первые роли во всём Южном федеральном округе. Беря на вооружение слова поэта, мы можем сказать, что она отличается «лица не общим выраженьем». Если отбросить в сторону ложную скромность, то можно утверждать, что ей вполне по силам конкурировать со столичными кафедрами данного гуманитарного профиля.