ББК Х893
ЛИЦА И ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
А.М. Джанадилова, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник
НИИ Академии МВД Республики Казахстан
Проанализирована деятельность органов осуществляющих уголовное преследование, которыми являются прокурор (государственный обвинитель), следователь, орган дознания, дознаватель. В статье автор из должностных лиц, осуществляющих функцию уголовного преследования, рассматривает только прокурора и следователя.
Ключевые слова: уголовное преследование, прокурор, следователь.
Согласно п. 14 ст. 7 УПК Республики Казахстан (далее - УПК РК) правом осуществлять уголовное преследование обладают прокурор (государственный обвинитель), следователь, орган дознания, дознаватель. Охарактеризуем деятельность прокурора и следователя.
Прокурор. В настоящее время, исходя из признания человеческой личности, ее прав и свобод высшей ценностью в государстве, на передний план выдвигается задача по совершенствованию прокурорского надзора, повышение его эффективности, особенно в части обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Эффективность деятельности прокуратуры находится в прямой зависимости от ряда факторов, и прежде всего от четкого регулирования деятельности прокурора в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Нормы права, регламентирующие полномочия и обязанности прокурора, должны формулироваться достаточно четко и правильно определять конечную цель. Прокурорский надзор означает принятие действенных мер, принимаемых прокурором, организационного, правового характера, которые приводят к положительным результатам. Прокурор при осуществлении надзора должен не только выявлять конкретные нарушения, но и принимать меры к созданию условий, исключающих нарушения законности в будущем. При этом особое значение возлагается на деятельность городских, районных и приравненных к ним прокуратур, так как первичные обращения граждан решаются на местах, и нижестоящие прокуроры несут основную нагрузку по осуществлению надзора за следствием и дознанием, за законностью задержания и аре-
ста лиц, привлеченных к уголовной ответственности.
Надзор за законностью следствия и дознания, а также осуществление функции уголовного преследования имеет две органически связанные и взаимно обусловленные цели:
- обеспечение неотвратимости ответственности и наказания лиц, виновных в совершении преступлений;
- чтобы ни один гражданин не подвергался необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах.
Реформирование органов прокуратуры выразилось в том, что по мотивам несовместимости одновременного выполнения расследования дела и надзора за законностью функция следствия была отделена от органов прокуратуры. Указом Президента РК от 6 октября 1995 г. «Об образовании Государственного следственного комитета РК», имеющим силу закона, следственный аппарат прокуратуры был передан в состав нового правоохранительного органа.
Прокуратура - это институт, порожденный объективными потребностями нашего общества, смешанного надзорно-обвинительного типа, выполняющий функции как надзора за соблюдением законов, так и уголовного преследования, поскольку прокурор, осуществляя надзор, выявляет нарушения закона и принимает меры к их устранению, в том числе путем осуществления уголовного преследования.
Прокурор, обладая властно-распорядительными полномочиями, должен осуществлять надзор за законностью следствия и доз-
нания постоянно на всех этапах возбуждения и расследования уголовного дела. Прокурор вправе вмешиваться в ход расследования на любом этапе, по своему усмотрению принимать участие в производстве любого следственного действия, истребовать любое уголовное дело и устранять любые незаконные действия органов расследования. Широкие процессуальные полномочия даны прокурору с тем, чтобы средствами прокурорского надзора обеспечивалась всесторонность, полнота и объективность расследования преступлений, тем самым обеспечивались права и свободы личности, и в целом поддерживался режим законности. Из принципа законности прокурорского надзора следует, что свои полномочия прокуроры осуществляют на основе закона, в строгом соответствии с законом и в правовых формах, установленных законом.
Для осуществления надзора заводится наблюдательное производство по каждому уголовному делу, куда приобщаются копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о принятии дела к производству, об избрании меры пресечения, о привлечении в качестве обвиняемого, о приостановлении предварительного следствия и другие процессуальные акты, а также один экземпляр обвинительного заключения либо постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела. Решение прокурора об отмене незаконного и необоснованного постановления должно быть выражено в форме мотивированного акта. Деятельность прокуратуры в целом должна оцениваться прежде всего с точки зрения обеспечения строгого соблюдения органами расследования прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
Одним из важнейших направлений прокурорской деятельности является надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Правовыми основаниями этой деятельности являются ст. 34, 35, 36 Закона РК «О прокуратуре» от 21 декабря 1995 г., Закона РК «Об опе-ративно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 г.
Предметом прокурорского надзора за ОРД являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий и законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность.
Эффективность прокурорского надзора во многом зависит от процедуры утверждения обвинительного заключения и предания суду. Прокурор в срок не более десяти суток по поступившему уголовному делу с обвинительным заключением разрешает вопросы и принимает одно из действий, предусмотренных ст. 281-282 УПК РК. При этом главной задачей является предотвращение направления дела в суд, когда вина обвиняемого доказана не полностью, выявлены пробелы в следствии, его односторонность или обстоятельства, дающие основания для изменения квалификации. Роль прокурора при проверке материалов дела заключается не только в охране прав обвиняемого, но и в выявлении нарушений конституционных прав остальных участников процесса.
Необоснованность обвинения по делу, направленному в суд, ставит в тяжелое положение прокурора при его участии в судебном рассмотрении такого дела. Поэтому прокурор должен особое внимание уделять завершающему этапу расследования.
С 1 января 2000 г. введены в действие нормы об обязательном участии в главном судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя, за исключением дел частного обвинения. Обязательное участие прокуроров при рассмотрении судом уголовных дел позволяет улучшить надзор за обеспечением законных прав граждан.
Следователь. Предварительное следствие («предварительное расследование») - процессуальная форма досудебной деятельности уполномоченных органов в пределах установленных УПК по выявлению, установлению и закреплению совокупности обстоятельств дела и привлечению лиц, совершивших преступление, к уголовной ответственности.
Под термином «следователь» имеются в виду следователи органов внутренних дел, финансовой полиции и комитета национальной безопасности, в компетенцию которых входит производство предварительного следствия.
Должностное положение следователя связано с его функциями - с производством предварительного следствия, т.е. с той стадией уголовного процесса, в которой на основе точного соблюдения законов и правовых гарантий собираются и исследуются доказательства, позволяющие решить вопрос о том, имеются ли основания для направления дела в суд или дело подлежит прекращению.
Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
Функция следователя находится в зависимости от характера предварительного следствия и вытекает из его прав и обязанностей предусмотренных ст. 64 УПК РК. «Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции. Следователь вправе возбуждать уголовное дело, производить по нему предварительное следствие и выполнять все следственные действия, предусмотренные УПК.
Следователь обязан принимать все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, избрания ему в соответствии с УПК меры пресечения, составления обвинительного заключения.
По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент принять дело к производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.
Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или решения суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение. Незаконное вмешательство в деятельность следователя влечет уголовную ответственность.
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора по расследуемому делу он вправе обжаловать их вышестоящему прокурору.
По расследуемым им делам следователь имеет право знакомиться с оперативнорозыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать органам дознания письменные, обязательные для исполнения поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия в производстве следственных действий».
Если говорить о предварительном следствии как процессуальной деятельности, то она представляет собой особый тип досудебного производства как по своим целям и задачам, так и по процессуальной организации.
Предварительное расследование рассматривается уголовно-процессуальным правом как обязательная часть уголовного судопроизводства по делам публичного и частнопубличного обвинения. Приговор суда является закономерным итогом всей деятельности судебно-следственных органов, в том числе органов дознания и предварительного следствия, если только дело не было прекращено на предусмотренном законом основании.
Органы предварительного следствия, несмотря на то, что они организационно не подчинены суду, функционируют как органы, деятельность которых осуществляется до суда и для суда. Следователь собирает доказательства, закрепляет, сохраняет, проверяет их и производит предварительную оценку доказательств.
Ведя расследование, следователь создает предпосылки для судебного разбирательства, выводы по законченному производству представляются следователю достоверными, но для суда они еще не достоверны.
Предварительное следствие проводится не на началах состязательности, а лишь открывает возможности и создает необходимые предпосылки для состязательного построения судебного процесса. Неприменение принципа состязательности в стадии предварительного следствия подчеркивает отсутствие всякой обвинительной тенденции, так как в этой стадии процесса нет обвинителя.
Из сказанного следует, что предварительное следствие, отличаясь известной самостоятельностью, занимает подчиненное по отношению к судебному разбирательству положение. Независимость расследования от суда является относительной. Суд может признать, что предварительное следствие проведено неполно, и возвратить дело для доследования. Такое решение суда, если оно не опротестовано в установленном законом порядке, обязательно для прокурора и следователя. Суд вправе признать, что обвинительное заключение составлено с нарушением требований закона, не согласиться с квалификацией преступления и т.д.
Процессуальные отношения, существующие между следователем и судом, показывают, что хотя эти органы самостоятельны, между ними имеется теснейшая связь. Но если суд - главный субъект уголовно-процес-суальной деятельности, то предварительное следствие потому и носит название предварительного, что это наименование четко опреде-
ляет его соотношение с судебным разбирательством.
По своим задачам, организации и формам деятельности предварительное следствие в уголовном процессе характеризуется следующими общими чертами:
а) оно проводится с момента поступления дела к следователю в определенной уголовнопроцессуальной форме;
б) обвинение предъявляется не тогда, когда уже по существу дело расследовано, а когда собраны необходимые доказательства, позволяющие предъявить обвинение с тем, чтобы после этого продолжить следствие;
в) следователь не выступает в качестве обвинителя, а его выводы по делу либо завершают производство по делу в целом (когда оно прекращается производством), либо служат основанием для рассмотрения дела в суде.
Занимая как участник уголовно-процессуальной деятельности видное место в уголовном процессе, следователь является должностным лицом, призванным беспристрастно, всесторонне и полно расследовать уголовное дело.
У следователя есть одна основная функция - это расследование дела. Термины «выяснение», «исследование», «рассмотрение», «расследование» встречаются в различных уголовно-процессуальных кодексах и характеризуют функцию следователя, но мы не найдем в кодексах указаний на то, что следователь «обвиняет» или «защищает». Следователь, активно и объективно проводя расследование, собирает по делу уличающий и оправ-
дывающий материал: в одних случаях собранные доказательства будут устанавливать степень и характер ответственности обвиняемого, а в других случаях - смягчать вину, но от этого следователь не будет становиться то обвинителем, то защитником. Ведь следователь направляет свою деятельность не на обвинение или на защиту, а на выяснение истины. Обвинение или реабилитация обвиняемого есть уже результат деятельности следователя.
Уголовное преследование может быть закончено как направлением дела в суд, так и его прекращением. В последнем случае следователь, подобно суду, разрешает дело по существу.
Функцию следователя можно определить как деятельность, направленную на раскрытие преступления, обнаружение и изобличение лиц, виновных в его совершении, причем эта деятельность не носит одностороннего, т.е. обвинительного или оправдательного характера, а состоит во всестороннем, полном и объективном расследовании всех обстоятельств дела, результатом которого является либо направление дела в суд, если следователь приходит к выводу о доказанности обвинения, либо прекращение дела, если событие преступления не установлено, не доказана виновность обвиняемого или имеются иные основания, исключающие уголовную ответственность.
Таким образом, на следователе лежат обязанности решительной и активной борьбы с преступлениями, осуществляемой на основе закона.
Статья поступила в редакцию 26 июня 2008 г.