Научная статья на тему 'Литературные юбилеи как зеркало русской жизни'

Литературные юбилеи как зеркало русской жизни Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
370
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЮБИЛЕЙ / КЛАССИК / ТУРГЕНЕВ / ГОРЬКИЙ / ЮБИЛЕИ 2018 ГОДА / LITERARY ANNIVERSARY / CLASSIC / TURGENEV / GORKY / ANNIVERSARIES IN 2018

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Боева Галина Николаевна

Страна живёт юбилеями. В эти торжественные моменты из священного несгораемого сейфа национальной памяти достаются столь же священные воспоминания о классиках, встряхиваются, как платье, и принародно примеряются: впору ли? не жмет ли? не потускнела ли позолота позументов? не вышел ли из моды силуэт? Происходит сверка национальной идентичности с реноме «самой читающей страны», носительницы самой «литературоцентричной» культуры. Сверяются часы памяти. По кратким пересказам срочно освежается знание сакральных текстов. Юбилеи литературных генералов зеркало нашей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY ANNIVERSARIES AS A MIRROR OF RUSSIAN LIFE

The country lives anniversaries. In these solemn moments, the sacred memories of the classics are taken from the sacred fireproof safe of the national memory, shaken up like a dress, and publicly try on: Is it fit? Is it too tight? Has the gilding of the braids faded? Is the silhouette out of fashion? There is a reconciliation of national identity with the reputation of «the most reading country», the bearer of the most «literature-centric» culture. Check the clock memory. In brief retellings, the knowledge of sacral texts is refreshed urgently. Anniversaries of literary generals are a mirror of our life.

Текст научной работы на тему «Литературные юбилеи как зеркало русской жизни»

ЛИТЮБИЛЕИ В РЕТРО- И ПЕРСПЕКТИВЕ

Челлендж-2018: о двух юбилеях ушедшего года УДК 821.161.1

Боева Галина Николаевна

Доктор филологических наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна;

Российская Федерация, Санкт-Петербург, e-mail: g_boeva@rambler.ru

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЮБИЛЕИ КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ ЖИЗНИ

Страна живёт юбилеями. В эти торжественные моменты из священного несгораемого сейфа национальной памяти достаются столь же священные воспоминания о классиках, встряхиваются, как платье, и принародно примеряются: впору ли? не жмет ли? не потускнела ли позолота позументов? не вышел ли из моды силуэт? Происходит сверка национальной идентичности с реноме «самой читающей страны», носительницы самой «литературоцентричной» культуры. Сверяются часы памяти. По кратким пересказам срочно освежается знание сакральных текстов. Юбилеи литературных генералов — зеркало нашей жизни.

Ключевые слова: литературный юбилей, классик, Тургенев, Горький, юбилеи 2018 года.

Galina N. Boeva

Doctor of Philological Sciences, Professor Department of Advertisement and Public Relations St. Petersburg University of Industrial Technologies and Design

St. Petersburg, Russian Federation

LITERARY ANNIVERSARIES AS A MIRROR OF RUSSIAN LIFE

Abstract. The country lives anniversaries. In these solemn moments, the sacred memories of the classics are taken from the sacred fireproof safe of the national memory, shaken up like a dress, and publicly try on: Is it fit? Is it too tight? Has the gilding of the braids faded? Is the silhouette out of fashion? There is a reconciliation of national identity with the reputation of «the most reading country», the bearer of the most «literature-centric» culture. Check the clock memory. In brief retellings, the knowledge of sacral texts is refreshed urgently. Anniversaries of literary generals are a mirror of our life.

Key words: literary anniversary, classic, Turgenev, Gorky, anniversaries in 2018.

Для цитирования:

Боева, Г. Н. Литературные юбилеи как зеркало русской жизни / / Гуманитарная парадигма. 2019. № 1. С. 8-17.

В ушедшем, 2018 году, страна отметила юбилеи двух важных литературных персон, классиков самого что ни на есть первого ряда: прошлый век представлял Максим Горький (150 лет со дня рождения), а позапрошлый — Иван Сергеевич Тургенев (200 лет).

Нельзя сказать, что эти юбилеи остались незамеченными: по решению ЮНЕСКО они были включены в Список памятных дат, имеющих значение для всего человечества; Минкультуры России разработало план памятных мероприятий; Президент РФ издал соответствующие Указы о праздновании юбилейных дат; научная общественность тоже не осталась в стороне. В академических кругах — Институте мировой литературы, кстати, имени А. М. Горького, Институте русской литературы (Пушкинском доме), на родине писателей (в Орле и Нижнем Новгороде) — изданы монографии, прошли масштабные научные конференции. Анализ программ этих мероприятий мог бы послужить отдельным предметом разговора: в нём отражены современные срезы тургеневедения и горьковедения, пёстрая, плюралистичная мозаика самых разнообразных подходов и методологий. Здесь и привычные параллели «Имярек и ...», и вплетение творчества писателей в «мифологическую парадигму», «художественную антропологию» и самые разнообразные аспекты, от онтологического до литературно-географического.

Однако научный дискурс поддержат (и уже поддержали [6 ;7]) хроникёры сугубо филологических изданий. У нас же сейчас другая задача: оценить место уважаемых классиков-юбиляров в жизни рядового читателя, который не пишет научных статей, а помнит о классиках то, чему его научили в школе и чему «учат» СМИ, социальные сети, реклама и улица.

Впрочем, теоретической основой наших юбилейных наблюдений может послужить вполне научная основа в виде теории литературных репутаций, выдвинутая почти сто лет назад И. Н. Розановым [14]. По Розанову, восприятие

литературных имён и вообще литературных вкусов подчиняется определённым закономерностям: младшее поколение, «дети», отталкивается от старшего, «отцов», развенчивает их кумиров и утверждает собственных. Эти, в свою очередь, зачастую являются ярко, эффектно, привлекая внимание современников новизной и оригинальностью. У них больше шансов быть «замеченными», поскольку они выбирают «магистральный путь». Бредущие «просёлочными дорогами» обречены на более скромный путь и, соответственно, более скромную литературную репутацию. Но время может если не зеркально поменять их позиции, то, во всяком случае, распорядиться иначе. Литературная репутация писателя — явление многосоставное и динамичное: в разные периоды творческой биографии писателя она по-разному сочетает в себе те или иные признаки — востребованные эпохой или нет («магистральные» и «второстепенные» / «просёлочные»).

Как видим, такой, рецептивный в своей основе, взгляд на классиков позволяет разомкнуть литературу в жизнь и учесть позицию рядового читателя (разумеется, позиция критики и особенно литературоведения, в сильной степени влияющих на концепцию школьной программы, а значит, актуальная для ста процентов читателей, продолжает оставаться авторитетной).

Розанов только наметил контуры теории литературной репутации, которая сейчас бурно развивается [2; 8] и на наших глазах становится методологической основой для исследований и в культурологии, и в социологии литературы, и в литературоведении. Однако уже сейчас очевидно, что с опорой на розановские идеи можно многое объяснить в литературной судьбе не только поэтов, но и прозаиков, и в том числе — героев нашей статьи.

Что остаётся от классика, помимо книг? Конечно, памятники. Для рядового читателя порою это самый наглядный признак «классичности» писателя, вещественный знак признания его непреходящего значения для национальной культуры.

В юбилейном году памятников Горькому не ставили, поскольку обладатель статуса «мэтр социалистической литературы» уже с размахом запечатлен в бронзе, камне и гипсе по всей стране. А вот в Италии в октябре 2018 года в рамках фестиваля «Возвращение в Сорренто: К 150-летию Максима Горького» появился бюст классику, в церемонии открытия которого приняла участие делегация Института мировой литературы Российской академии наук [9].

Бюст Максиму Горькому в г. Сорренто (Италия) работы Александра Рукавишникова. Источник: imli.ru/index.php/ gorkij-l50

Тургеневу везло меньше. По странному недоразумению в Москве памятник ему открыли лишь сейчас, в юбилейную дату, в ноябре 2018 года: он стал частью архитектурно-музейного комплекса «Тургеневский квартал» на Остоженке (центр — дом матери писателя, Варвары Петровны)1 [3]. Напомним, что и в Петербурге, и в Орле, и в Мценске писатель уже давно увековечен в камне и бронзе.

Примечательно также, что в состав «тургеневского мемориала» на Остоженке вошёл ещё один памятник — собачке Муму из одноименного рассказа. Грустная Муму встречает посетителей дома-музея (в доме ещё одно её скульптурное изображение). Первоначально она должна была стать частью памятника Тургеневу — у ног своего создателя (именно такое решение предпочли в Воронеже, увековечивая И. Бунина: классик, запечатленный с собакой — «скульптурная цитата» его знаменитого «Одиночества»).

Памятники Муму уже есть в Санкт- Памятна и. с. Тургвд в Мо^.

•7 -3 -3 Скульптор Сергеи Казанцев, 2018.

Петербурге (у входа в ресторан «ДваМу» на Фото автора.

Садовой, 94), во французском городе Онфлёр (в

виде собаки с русалочьим хвостом на камне в водоёме). Муму, без всякого сомнения, самая знаменитая «героиня» Тургенева (не считая «тургеневской девушки», которая всё же, скорее, тип) — это очевидно и по тому, что она один из ключевых образов в фанфикшн по мотивам его произведений [1]. Очеловечивая невинную жертву деспотичной барыни, фикрайтеры в своих фантазиях вершат справедливость: «Муму наделяется человеческими чувствами: она испытывает обиду, любовь, грусть и радость, а главное -стремится совершить возмездие. В некоторых случаях она наделяется способностью говорить, выражать свои мысли вслух. Иногда автор идет дальше и изображает животное в виде человека: так Муму становится молодой красавицей Анжеликой, которая состоит с Герасимом в романтических отношениях. Но встречаются и абсолютно неожиданные повороты сюжета, новые взгляды на проблему и на её решение: Муму — собака-робот, разработка русских учёных 2030 года, которая возвращается в прошлое, чтобы освободить

1 Интересно, что в многочисленных репортажах с места открытия «Тургеневского

квартала» перечисляются прославившие юбиляра сочинения, и это исключительно тексты

школьной программы: «Наиболее известные произведения писателя - романы "Отцы и

дети", "Дворянское гнездо", повесть "Ася", рассказ "Муму" и цикл рассказов "Записки

охотника"» [5].

государство от крепостного права (нельзя не отметить сходство этого сюжета с сюжетом «Терминатора»)» [1, с. 148].

Кстати, именно по пути романтизации отношений героев пошёл Ю. В. Грымов в своей экранизации «Муму» (1998), правда, в угоду масскульту «переписав» отношение барыни к Герасиму, превратив рассказ в секс-драму о женской ревности с трагическим исходом.

С Юрием Грымовым связана также одна юбилейная тургеневская история. Московский режиссер, сценарист, продюсер, художественный руководитель студии театра «Модерн», с января по июль 2018 года он исполнял обязанности советника по культуре Орловской области. Преследуя цель максимального привлечения на Орловщину туристов, в качестве продвижения бренда «Тургенев-200» Грымов запланировал целый ряд мероприятий: выставки на бульварах и в музеях города; фестиваль «Месяц в деревне»; тургеневский сайт с афишей юбилейных мероприятий и произведениями писателя; туристическую карту Орловщины, представляющую все её культурные учреждения (музеи, театры, библиотеки); мобильное приложение по туристическому Орлу [10]. Фигурировали в этом перечне и промо-ролики для представления туристического потенциала Орла и других городов кластера, перспективных в смысле туристической индустрии. При украшении имиджевой и сувенирной продукции (футболок с портретом писателя, шарфов, ручек, кружек, зонтов, блокнотов, значков) и в оформлении билбордов и наружной рекламы должен был использоваться «тургеневский стиль» — специальный принт, стилизованный под «орловский спис» (вид традиционной на Орловщине русской вышивки).

Однако на состоявшейся в апреле текущего года в зале орловского кинотеатра «Победа» презентации брендбука стало ясно: орловчанам категорически не понравилась предложенная продукция, которую местный дизайнер расценил как банальность и дурновкусие [13]. Более того, украшение орловских автобусов ликом писателя при недостатках орловской инфраструктуры могло бы оказаться рискованным для имиджа классика: дороги на Орловщине, особенно осенью, не такие, как в Москве... По поводу представленной Грымовым имидж-продукции в сети немедленно появились комментарии, в которых она причислялась к мерчу (этим сленговым словом называют товары с символикой или логотипом определённого бренда), неуместному в контексте юбилея великого писателя. Понятно, что определение границы между креативностью и пошлостью субъективно, но всё же некоторые рекламные слоганы, предложенные для мероприятия, в самом деле никак не ассоциируются с культурой и литературой: «Однажды ты проснёшься рядом с любимой, вы выпьете кофе, позавтракаете. И всё это будет в Орле». Юбилей Тургенева состоялся без Грымова.

Гуманитарная парадигма

www.humparadigma.ru № 1 (8) — март 2019 г.

Официальный сайт музея писателя в Орле даёт преставление о проведённых мероприятиях [12]. Назовем несколько, взятых произвольно. Это гала-концерт фольклорных коллективов, а также постановка сцены из «Бежина луга» в исполнении актёров-школьников из села Льгов. Это Чтения «Тургенев и тема Полесья в отечественной литературе», в которые были инкрустированы и выставка работ местных художников, и концерт, и экспозиция предметов интерьера и быта («горенки» Ильинского литературно-краеведческого музея). Здесь же отчёт о поездке творческой группы музея по сёлам Орловского Полесья, известным по тургеневским рассказам, и о представлении там литературно-музыкальной композиции. Это выставка под названием «Приношение Тургеневу» — её составили графические и прикладные работы, воспроизводящие предметы быта дворянской усадьбы XIX века, а также живописные полотна из фондов музея. Как видим, формат и стилистика юбилейных мероприятий в Орле восходят к традиции музейного уклада, малобюджетны, нацелены не на получение прибыли, а на коммуникацию и пропаганду культурных ценностей (поездки по сёлам, привлечение в музей школьников и т. п.). И возникает вопрос: этот традиционализм есть следствие недостатка дотаций на развитие культурного туризма в области или следствие принципиальной позиции, которая не предполагает изображение портрета писателя на зонтиках, автобусах и футболках?

Представляется, что источником конфликта между «Москвой» (в лице Грымова) и провинцией стало механическое применение рекламных стратегий по продвижению бренда к явлениям культуры, традиционно занимающей в России едва ли не сакральное место, в том числе в читательском сознании. Рядовой читатель может нетвёрдо помнить содержание «Отцов и детей», но место классики в системе его ценностей неизменно высоко.

Празднование юбилея другого виновника торжества, Горького, тоже дает немало пищи для наблюдений и размышлений по поводу литературных репутаций и места классики в нашей жизни.

В 2018 году в социальной сети «ВКонтакте» был запущен проект, или (переходим на Интернет-язык, включая графику) Челлендж_150Горький [4]. За 150 дней, с 10 января по 10 июня, надо было провести 150 мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения Максима Горького. Участникам предлагалось: вступить в группу, провести мероприятие, посвящённое Максиму Горькому, опубликовать пост о проведённой в группе работе. По условиям челленджа все участники должны были получить сертификаты. Оформить «профессиональный вызов» было максимально просто: требовалось лишь «запоститься» в своей социальной группе с хэштегом #150Горький,

представившись, описав проведенное мероприятие и выложив фото, видеоматериалы и электронные презентации.

Результаты челленджа впечатляют. Разнообразны и прихотливы форматы проведённых мероприятий. Перечислим:

• квест («Горький-квест.150», игра-квест «Горячее сердце Данко», литературные квесты для школьников и студентов «Герои Максима Горького», квест-турнир «Прочесть, любой ценой или Суперклассик» и даже литературный квест «По Руси вместе с Максимом Горьким»);

• занятие «Сочиняем синквейн по рассказу М. Горького "Воробьишко"»;

• литературное турне «Детям о Горьком, Горький — детям»;

• библионочь - 2018» под девизами «Всем хорошим во мне я обязан книгам.», «Горький. Время. Мы»;

• виртуальная выставка «Пред вами жизнь моя — прочтите жизнь мою»;

• флешмобы «Время читать Горького!», «Песнь о Буревестнике» с семиклассниками, «Сказки Горького читаем»;

• мультимедийный урок «Максим Горький — жизнь...»;

• литературные марафоны «Читаем Горького в XXI веке», «Юбилей писателя — праздник для читателя», «Время читать Горького»;

• уличная акция «Сладкий привет от Горького»: прохожим раздавались шоколадки с цитатами из классика. Кстати, на уличных акциях раздавались ещё и стикеры, дарились книги, закладки с кратким пересказом произведений писателя (!), буклеты с цитатами и слоганом «М. Горький — писатель, совершенно необходимый сегодня». В результате: «Было солнечно, — поделился впечатлениями один из участников акции, — мы чувствовали себя детьми Солнца, совсем как в пьесе Горького!» [4].

Формат же большинства мероприятий оказались традиционным для библиотечно-музейной и культурно-просветительской сферы: день информации, литературные тропинки, литературная гостиная, литературный конкурс, виртуальная прогулка по литературным тропинкам, выставка, выставка-портрет, выставка-инсталляция рабочего стола писателя и даже оконная выставка, урок-знакомство, интерактивная игра-сказка, литературные часы, единый день писателя, литературное досье, громкие чтения произведений писателя, литературные путешествия, литературно-музыкальный вечер, час литературного портрета, час интересной книги, громкие чтения, вечер-портрет, день классики, литературно-игровой час, литературный журнал, литературно-историческая экскурсия, вечер театрализованных чтений, библиотечный урок, литературный час-чтение с остановками, день писателя, конкурс рисунков, литературно-творческая мастерская, литературно-исторические игра и экскурсия, литературный десант

(в провинцию приезжали московские писатели), викторина, беседа, просто праздничное мероприятие, городской творческий конкурс, круглый стол, Горьковские чтения и т. п.

Иногда сложно понять, что имели в виду организаторы, обозначая жанр своего действа как заседание литературного клуба в форме обзора-диалога, или посвящённое писателю комплексное мероприятие, или акция «Человек — это звучит гордо», или ежегодная акция «2018 секунд чтения» под названием «Читаем классику», или литературные минутки. Сами названия мероприятий, за редким исключением, отличались поразительной традиционностью и даже нарочитой советскостью и клишированностью: «Страницы большой жизни», «На пути к Максиму Горькому», «М. Горький — жизнь, отданная людям», «Читаем Горького вместе!», «Крылья буревестника», «Максим Горький — детям», «Человек может всеё!», «Человек всего человечества», «Безумство храбрых воспевая», «Вселенная Максима Горького», «Жизнь и творчество М. Горького», «Читаем Горького!», «Человек из народа», «Мудрый друг детей», «Самый театральный писатель», «Максим Горький: в поисках правды жизни», «Живая классика М. Горького», «Максим Горький — мудрый друг детей», «Максим Горький: судьба и эпоха», «Человек — это звучит гордо», «Певец человеческой красоты», «Максим Горький: диалог с историей», «Завещано Горьким». Совершенно уж архаично выглядит круглый стол «Выбор жизненного пути героев М. Горького из романа "Мать"».

Вообще, слоганы горьковского челленджа, с их назидательной или деспотичной иллокутивностью («Читай Горького») вполне могли бы служить прекрасным пособием по советской эпохе. На этом фоне оживших советских лозунгов «вишенкой» выделялись отдельные обращения к личной жизни писателя (литературный журнал «Я человек страстный: три большие любви М. Горького») или некая энигматичность предлагаемого (историческая игра «Максим Горький в лабиринте легенд»). Оставляем на совести организаторов литературный вечер для пенсионеров «Двуглавый буревестник».

Как видим, юбилейное действо, развернувшееся в Рунете, причудливо сочетает «сакральный дискурс» с новейшими технологиями и новомодными лексическими стратегиями. Очевидно, что Интернет-пространство, эта саморегулирующаяся языковая стихия, обнажила и социокультурные основы нашей жизни, в которой реанимируется советская риторика, и потаённые структуры нашей ментальности и духовно-интеллектуальной лености. Горький в самом деле оказался «знакомым незнакомцем», и поразительно актуально смотрелись название выставки «Максим Горький — кто это?» или обсуждение книги Дмитрия Быкова «Был ли Горький?» Похоже, когда-то «самая читающая страна» сама сомневается, что ей делать: провести «Один день с Горьким» — или теперь уже «Ни дня без Горького», или, в духе юбилейного

Гуманитарная парадигма

www.humparadigma.ru № 1 (8) — март 2019 г.

прагматизма, «Читаем Горького сегодня». А может, ограничиться просмотром буктрейлера «Мальва» по одноименному рассказу или провести акцию «Читаем у памятника Максиму Горькому» (памятник чудом сохранился в провинциальном городке Серове в сквере Дворца культуры металлургов).

Таким открывается Максим Горький «взгляду из XXI века». Интернет позволил совместить и содержательно, и стилистически несовместимое.

В случае с неудачей «тургеневского стиля» в Орле мы наблюдали как раз столкновение ценностей со стилистикой. Вся эта история показательна как неумение выработать адекватный стилистический код, который оказался бы одновременно и экономический действенным, и приемлемым с точки зрения культурных норм и традиций. Если вспомнить классическое определение бренда Д. Неппом, «это сумма впечатлений, полученных потребителями, которые в результате складываются в определённое мысленное представление» [11, с. 16]. Очевидно, что наше «мысленное представление» о Тургеневе, Горьком и вообще о русской литературе отличается от «мысленного представления» о предметах потребления. Возможно, юбилейное «продвижение бренда» в этой сакральной для россиян области должно выглядеть иначе. А может, эти ценности вообще не поддаются «брендированию»!

И все же литературные юбилеи отмечать полезно: они, как в зеркале, отражают перемены нашего духовно-интеллектуального климата. И следует смириться с некоторыми истинами. Например, что «школьный канон» — главный источник наших суждений о классике. Что ценим их мы совсем не за то, за что ценили их современники. Что мы по-прежнему испытываем пиетет перед сакральными именами и не готовы расстаться с почётным званием «самой читающей страны мира», хотя это и не так. Наконец, что классика, воплощённая в литературных именах, остаётся едва ли не единственным нашим всем.

Литература

1. Белякова, О., Ильчук, А., Залогина, Ю., Конюченко, А., Лазарева, А., Тимчук, С., Кургузова, Н. «Му-му вернулась, чтобы отомстить»: интерпретация оригинальных произведений И. С. Тургенева в литературе фанатов // Перспективы науки-2017: Материалы VI Международ. заочного конкурса научно-исследовательских работ / Науч. ред. А. В. Гумеров. Казань: Ро'кета Союз, 2017. С. 143-150.

2. Бушканец, Л. Е. Что такое литературная репутация писателя? [Электронный ресурс]. URL: https://sl0vesnik.0rg/images/d0cs/sirius/2017n0vember/bushkanec-l-e-cht0-

takoe-literaturnaya-reputaciya-materialy-zanyatiya.pdf

3. В Москве открыли памятник Тургеневу [Электронный ресурс] // Медуза. 2018. 10 ноября. URL: https://meduza.i0/news/2018/11/10/v-m0skve-otkryli-pamyatnik-turgenevu

4. ВКонтакте [Электронный ресурс] // URL: https://vk.c0m/challenge_150g0r

5. Донских, Н. На Остоженке открыт памятник И. С. Тургеневу [Электронный ресурс] // Мой дом - Москва. 2018. 10 ноября. URL: moydom.moscow/ 2018/11/10/na-ostozhenke-otkryt-pamjatnik-i-s-turgenevu/

6. И. С. Тургенев и мировая литература: материалы Международной конференции (17-19 октября 2018 г., Москва) / Отв. ред. М.И. Щербакова; ИМЛИ РАН. М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018. 116 с.

7. И. С. Тургенев и русский мир: материалы Международной конференции (29-31 октября 2018 г., Москва) / Отв. ред. Н. П. Генералова, В. А. Лукина; ИРЛИ РАН. М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018. 124 с.

8. Машковцева, Л. Ф. Историко-культурные истоки и проблемы изучения понятия «литературная репутация» // Дискуссия. 2012. № 2 (20). С. 173-174.

9. Мероприятия и события, связанные с юбилеем Горького [Электронный ресурс] // Институт мировой литературы Российской академии наук: официальный сайт. URL: imli.ru/index.php/gorkij-150

10. Мищенко, М. В моде — тургеневский стиль [Электронный ресурс] // Орёл-регио: интернет-издание Орловской области. URL: https://regionorel.ru/novosti/culture/v_mode_turgenevskiy_stil/

11. Непп, Д. Политика бренда. СПб.: Весь, 2003. 384 с.

12. Орловский объединённый государственный литературный музей И. С. Тургенева: официальный сайт. URL: https://turgenevmus.ru/

13. Панков, В. Лабуда и пошлость в чистом виде... [Электронный ресурс] // URL: https://newsorel.ru/fn_358653.html

14. Розанов, И. Н. Литературные репутации. М.: Никитинские субботники, 1928. 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.